педагогические науки
Татаринов Константин Анатольевич ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ...
УДК 378.018.43
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0076
ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2019
Татаринов Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: [email protected])
Аннотация. Мы живем во времена великих перемен - экономических, социальных и культурных. Эти изменения также касаются образования, которое является важным элементом функционирования и развития общества. В 21-м веке образование в силу своей миссии, должно охватывать все периоды жизни - от детства до старости. В России будущего, основанной на экономике знаний, стратегии непрерывного обучения должны быть конкурентоспособными и использовать новейшие технологии для повышения социальной сплоченности и качества жизни. В эпоху динамичного развития коммуникационных и информационных технологий всё больше и больше людей осознают, что одной из проблем в их профессиональной деятельности является необходимость обучения на протяжении всей жизни. Обучение в течение всей жизни сочетается с концепцией информационного человека, в которой каждый заслуживает возможности учиться и развивать свои способности. Стратегия развития вузов основывается на предположении, что образование является основой для развития современного мира и что традиционная школа перестает быть единственным источником знаний и имеет много конкурентов, включая телевидение и интернет-ресурсы. В работе представлена сущность профессионального онлайн-обучения, описаны его преимущества и недостатки, а также описаны особенности обучения с его использованием. Особое внимание автором уделено месту, организации, поддержке и контролю учебного процесса.
Ключевые слова: дистанционное образование, электронное обучение, онлайн-обучение, электронные учебные материалы, компьютерное обучение, традиционное обучение, виртуальное образование, курсы дистанционного обучения, чат, информационные технологии, качество обучения, дидактический материал.
PRECONDITIONS AND TERMS OF DEVELOPMENT OF CONTINUOUS EDUCATION
© 2019
Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, street Lenina, 11, e-mail:[email protected])
Abstract. We live in times of great change - economic, social and cultural. These changes also concern education, which is an important element in the functioning and development of society. In the 21st century, education, by virtue of its mission, should cover all periods of life - from childhood to old age. In Russia, a future of knowledge-based economics, lifelong learning strategies must be competitive and use the latest technology to enhance social cohesion and quality of life. In an era of dynamic development of communication and information technologies, more and more people realize that one of the problems in their professional activities is the need for lifelong learning. Lifelong learning is combined with the concept of an informational person, in which everyone deserves the opportunity to learn and develop their abilities. The development strategy of universities is based on the assumption that education is the basis for the development of the modern world and that the traditional school is no longer the only source of knowledge and has many competitors, including television and Internet resources. The paper presents the essence of professional online learning, describes its advantages and disadvantages, and also describes the features of training with its use. The author pays special attention to the place, organization, support and control of the educational process.
Keywords: distance education, e-learning, online learning, e-learning materials, computer-based learning, traditional learning, virtual education, distance learning courses, chat, information technology, quality of instruction, didactic material.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современный мир подвержен постоянным изменениям, основанным на техническом прогрессе. Отражение этого прогресса наблюдается во всех сферах функционирования общества. Новые технологии модифицируют рынок труда, постоянно сокращая количество рабочих мест. Определенные профессии исчезают, и на их месте появляются новые, требующие, однако, более высокой, нередко высокоспециализированной квалификации [1]. Они меняют характер и организацию функционирования сообщества на разных уровнях [2].
Появляются новые формы работы, такие как интернет-работа, новые формы торговли, такие как электронная коммерция. Также появились новые нестационарные формы обучения, называемые дистанционным образованием, электронным образованием или виртуальным обучением [3].
Современное образование сталкивается с проблемой удовлетворения потребностей общества в знаниях, используя постоянно растущие информационные ресурсы, а также свои собственные знания, которые являются бесценным и недооцененным источником информации. Чтобы в полной мере воспользоваться возможностями обучения и доступа к знаниям, каждый гражданин должен иметь доступ к интернету [4]._
Дистанционное обучение направлено на выравнивание образовательных возможностей, независимо от места жительства, и на подготовку программ переобучения взрослого населения для сокращения безработицы, изменения профессии и повышения профессиональных навыков. Данный способ обучения может использоваться как дополнение к традиционному обучению, и как самостоятельная программа обучения.
Наблюдаемый растущий интерес к этой форме обучения был вызван быстрым развитием средств массовой информации и их всё более широкой доступностью [5]. Электронное образование - это возможность получить образование для всех тех, кто должен постоянно учиться и совершенствоваться (поэтому оно и является частью идеи обучения на протяжении всей жизни). Иногда это единственная возможность получить образование для людей, живущих за пределами крупных академических центров или людей с ограниченными возможностями. В электронном образовательном пространстве лекторы и студенты находятся в разных физических местах (нарушается принцип пребывания на одном и том же месте во время обучения), время их контакта также может не совпадать (синхронность встреч). Процесс обучения происходит в специально подготовленном пространстве в сети, то есть на образовательной платформе. В процессе обучения преподаватель и студент должны прий-
Tatarinov Konstantin Anatolyevich pedagogical
PRECONDITIONS AND TERMS ... sciences
ти к взаимному общению. Учебные материалы должны быть интерактивными и обеспечивать не только необходимые знания и навыки, но и приводить к вовлечению учащихся в групповую и индивидуальную работу.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Ключевым элементом дистанционного обучения является разработка учебных материалов, используемых в процессе дистанционного обучения. Подготовка электронного курса принципиально не отличается от подготовки традиционных занятий. Суть разрабатываемых материалов остается неизменной, т.е. независимо от формы, необходимо передать одинаковую тематическую область студентам и реализовать одну и ту же программу. Электронные классы являются эквивалентом традиционно проводимых занятий, но разница заключается в месте их проведения и используемых методах обучения. Основным условием занятий в сети является их размещение в виртуальной учебной среде и подготовка дидактического материала таким образом, чтобы дать студентам возможность наилучшим образом усвоить его и вовлечь их в процесс обучения [5].
Каждое электронное занятие проводится в определенное время с участием лектора и группы студентов. Тематика электронных занятий и цели преподавания, установленные лектором, соответствуют традиционным встречам в лекционном зале. Обычно удаленно реализованный материал делится на модули, которые изучаются в определенное время, например, 1-3 недели. Разница между традиционными занятиями и электронными курсами касается не только упомянутых выше вопросов, но и разработки материалов. Во время традиционных занятий единственным, кто готовит дидактические материалы, является преподаватель. В связи с тем, что электронный курс доступен в электронной версии методологи, графические дизайнеры и ГГ- специалисты также могут принимать участие в его подготовке [6].
Выделяют две модели образовательного процесса: синхронно (одновременное участие лекторов и студентов в электронных классах) или асинхронно (планирование учебного процесса таким образом, чтобы не было необходимости одновременного участия студентов и преподавателей в электронных классах).
Влияние времени, в течение которого происходит обучение, определяет виды электронного обучения: самообразование и смешанное обучение. Во время занятий, подготовленных в синхронном режиме, должны использоваться такие инструменты, которые позволяют одновременно общаться всем участникам процесса обучения. На образовательной платформе это может быть чат или виртуальная доска, где студенты и преподаватели могут общаться с другими людьми. Занятия, проводимые в синхронном режиме, мало чем отличаются от классического обучения - единственное различие касается места, где находятся студенты и преподаватели. В рамках синхронного обучения существуют две формы занятий:
- один ко многим, т.е. занятия, проводимые лектором для людей в разных местах, например, дома или на работе;
- один на один, т.е. занятия, проводимые лектором для мини-группы людей, собранных в одном месте, например, в компьютерном классе или в конференц-зале.
Среди преимуществ этой модели выделяют: пребывание в разных местах во время обучения (как в форме один-на-один, так и один ко многим, лекторам и студентам не обязательно находиться в одной комнате), возможность контакта с лектором и текущее объяснение отдельных частей материала, доступ к текущим материалам для каждого студента, сокращение расходов, связанных, например, с поездками в университет. Вуз, принимая решение о выборе синхронной модели, должен 290
помнить, что, несмотря на её очевидные преимущества, она также имеет недостатки: людей, имеющих другие обязанности (семья, бизнес или отдых), трудно собрать за один раз за компьютером в чате или в лекционном зале, использование передовых технических решений (например, для видеоконференций) влечет за собой дополнительные расходы - у студентов должны быть быстрые каналы связи и компьютеры с веб-камерами [7].
Наиболее важным преимуществом асинхронного обучения является планирование учебного процесса таким образом, чтобы встречи студентов и преподавателей не проводились одновременно. Это не означает, что студенты не могут общаться друг с другом или с лектором. Благодаря таким инструментам, как дискуссионный форум или электронная почта, у них есть возможность общаться и обсуждать определенные части учебных материалов. Асинхронное обучение чаще всего используется в образовательных платформах, которые, имея соответствующие базы данных, позволяют идентифицировать участников, хранить материалы для определенных классов и курсов, тестировать и оценивать усвоения пройденного материала. К преимуществам этой модели относятся: возможность учиться в разных местах, независимо от города, в котором расположен вуз; учиться в удобное время; возможность общаться с другими участниками; доступ к текущим материалам для каждого студента, размещенного на образовательной платформе; более длительное время для предоставления ответов по сравнению с синхронным режимом. Трудности, возникающие в результате асинхронного обучения, обычно связаны со способом работы на таких занятиях. Студент должен демонстрировать высокий уровень самодисциплины и ответственности во время учебы, в то же время лектор должен выполнить большую работу, чтобы систематически мотивировать своих учеников [8]. Вуз, решивший ввести асинхронную модель, вначале понесет большие расходы, связанные с подготовкой учебных материалов, так как все элементы должны быть разработаны в мультимедийной версии до начала электронных классов [9].
Различия между обучением по сети и традиционным образованием можно увидеть в трех областях:
1. Место и организация учебного процесса. В традиционном образовании местом обучения является вуз, студенты делятся на группы, обычно отбираемые по возрастному критерию (реже по образовательным целям), и учатся они под непосредственным руководством преподавателя. Место электронного образования - это кибер-пространство. Виртуальный класс - это группа людей со схожим образовательным назначением, которая осуществляет удаленную групповую работу и онлайн-об-щение. Организация учебного процесса является гибкой и адаптируется к потребностям студента [10].
2. Поддержка учебного процесса. В традиционном образовании учебный процесс определяется личностными характеристиками учителя и его педагогическим стилем. Контакты преподавателя и студентов прямые, но ограничены единством места и времени. Преподавание происходит стихийно («вживую»). В электронном образовании контакт преподавателя и студентов не ограничен пространством или временем, он «технический». Среда обмена знаниями является виртуальной, безопасной и воспроизводимой [10].
3. Контроль учебного процесса. В традиционном образовании этот процесс планируется, направляется и контролируется преподавателем. Роль студента ограничивается «загрузкой в себя знаний». Преподаватель каким-то образом обеспечивает прогресс студента. Процесс обучения в электронном образовании планируется и направляется в основном студентом. Воля и независимые усилия студента в большей степени определяют прогресс студента [10].
Делая определенное обобщение, можно выделить четыре основных различия между традиционным образо-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Татаринов Константин Анатольевич ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ...
ванием и электронным образованием (таблица 1).
Таблица 1 - Особенности обучения в традиционной и электронной модели [10].
Традиционная модель обучения Электронное обучение
В процессе обучения студент может пассивно подвергаться действиям преподавателя. Студент должен быть активным и навязывать учителю манеру и интенсивность преподавательской деятельности.
Студент пытается что-то сделать, повторяя это на примере преподавателя. Он должен представить, как выполнить поставленную перед ним задачу, и, возможно, реализовать её на искусственном симуляторе.
Студент иметь возможность использовать много инструментов. Он может использовать только один инструмент - компьютер.
Контакт участников образовательного процесса является физическим и не должен ограничиваться предметом исследования. Интеллектуальный контакт и чаще всего он ограничивается предметом исследования.
В виртуальных вузах особое внимание уделяется возможности расширения интерактивных контактов между участниками курса с использованием новых инструментов обучения, таких как: дискуссионный форум; моделирования в виртуальной реальности; обсуждения в режиме реального времени (так называемые чат-комнаты); конференции, проводимые с помощью камер, подключенных к интернету на высокоскоростных каналах связи; персонализированные страницы для отдельных пользователей или для групп; статистический контроль интенсивности контактов между отдельными участниками; соответствие образовательного предложения индивидуальным потребностям; геймификация образовательного процесса [11].
Электронное обучение имеет те же основные цели обучения, что и традиционная система образования, и оно должно приводить к новым знаниям и навыкам с помощью наиболее эффективных действий. Разница касается инструментов и механизмов, использованных при реализации процесса [12]. Как и традиционная система обучения, электронное обучение имеет определенные преимущества и недостатки. Наиболее важными преимуществами этой модели обучения являются:
- индивидуализация образования;
- легкая адаптация темпа обучения к уровню знаний и потребностям студента;
- большая привлекательность передачи информации (сочетание текста, графики, звука, движущихся изображений), которая стимулирует студентов к приобретению знаний;
- снижение затрат на обучение и отсутствие их пропорционального увеличения наряду с увеличением количества студентов, получающих образование [13].
Основными недостатками электронного обучения являются:
- отсутствие полностью достоверных возможностей для проверки результатов обучения (нельзя быть уверенным в знаниях и умениях людей, проверенных на расстоянии),
- высокие затраты, связанные с организацией учебной среды,
- отсутствие прямого контакта между учителем и учениками, в то время как межличностные отношения являются важным элементом эффективного обучения,
- отсутствие адекватной мотивации к обучению, что может увеличить риск не завершить курс или начать обучение;
- сложная проверка полученных знаний и отсутствие прямого контакта с другими участниками [14].
Отсутствие прямого контакта дает возможность студентам оспорить подлинные знания преподавателя. Учитель перестает быть авторитетом для ученика и этому несомненно, дистанционное обучение способству-
ет. Естественный контакт преподавателя со студентом никогда не будет заменен [15]. Слабость этого типа обучения заключается в отсутствии прямой конфронтации с другим человеком, его жизненной мудростью. Преподаватель должен знать студента и уметь говорить о нём самом, а не только проверять его знания [16].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В заключение следует сказать, что обучение стало своего рода массовым рыночным явлением, движимым электронными СМИ, и вуз перестал быть единственным местом, где можно получить знания [17]. В постиндустриальную эпоху разработка системы обучения, которая подходит для чрезвычайно динамично меняющихся образовательных потребностей, имеет особое значение. Поэтому изменение организации учебного процесса неизбежно. Перед лицом растущего спроса на обучение в течение всей жизни вузы должны быть открыты для нужд общества [18]. Современные медиа создают условия для внесения кардинальных изменений в качество и эффективность образования. Электронное образование является одной из возможных моделей обучения и направлено на удовлетворение очевидной потребности в постоянном обучении взрослых людей, которые по разным причинам (профессиональным, семейным, медицинским) не смогли получить образование в традиционных классах [19]. Онлайн-образование соответствует инновационному подходу к обучению, характерному для развивающегося современного общества [20]. Поэтому оно создает открытую образовательную среду, привлекательную и доступную для всех, независимо от происхождения, места проживания или возраста [21].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баева О.Н. Оценки участия руководителей в дополнительном профессиональном образовании на основе данных статистических наблюдений / О.Н. Баева // Известия Байкальского государственного университета. - 2016. - Т. 26, № 6. - С. 980-986. -DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).980-986.
2. Солодова Н.Г. Управление человеческими ресурсами: проблемы и перспективы /Н. Г. Солодова, А. Н. Васильева //Baikal Research Journal. - 2015. - Т. 6, № 4. - DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(4)14.
3. Goltz-Wasiucionek D. E-edukacja - poczqtki, terazniejszosc, przysziosc / D. Goltz-Wasiucionek // Forum Dydaktyczne. 2011. - №7. -S. 189-197.
4. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и её влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2017. - Т.18. - № 24 - С. 40874102.
5. Анохов И.В. Игровой аспект экономики / И.В. Анохов // Известия иркутской государственной экономической академии. -2013. - № 2(88) - С. 5-9.
6. Чупров С.В. Перспективы развития научно-исследовательской деятельности Байкальского государственного университета / С.В. Чупров, Л.В. Санина, Д.И. Сачков, А.В. Распутина // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 2. - С. 206-220. - DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).206-220.
7. Озерникова Т.Г. Качество образования — приоритет развития университета / Т.Г. Озерникова, Т.А. Бутакова //Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 196-205. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2).196-205.
8. Озерникова Т.Г. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе / Т.Г. Озерникова, О.Н. Пензина //Baikal Research Journal. — 2018. — Т. 9, № 1. — DOI : 10.17150/2411-6262.2018.9(1).11.
9. Суходолов А.П. Научно-образовательный потенциал и стратегия развития байкальского университета (к 85-летию вуза) / А.П. Суходолов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 187-195. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2)187-195.
10. Korzan D. Ewolucja ksztaicenia zdalnego. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.korzan.republika.pl/ pdf/zdalne.pdf (дата обращения: 24.11.2018).
11. Карпикова И.С. Привлечение аудитории к цифровым СМИ с помощью элементов геймификации / И.С. Карпикова, В.В. Артамонова //Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, № 4. - С. 599-614. -DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).599-614.
12. Бондаренко Т.Г. Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения / Т.Г. Бондаренко, В.В. Колмаков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 53-57.
13. Рукавишникова В.Н. Модель оптимизации процесса обучения с использованием электронных образовательных ресурсов / В.Н. Рукавишникова, Г.В. Рыбакова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 233-236.
Tatarinov Konstantin Anatolyevich PRECONDITIONS AND TERMS .
pedagogical sciences
14. Domagaia-Krçcioch A. Wirtualna edukacja, czyli wciqz nowy wymi-ar ksztalcenia akademickiego / A. Domagaia-Krçcioch // Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Pedagogicznego. — 2009. — S. 208-221.
15. Богданова А.В. Актуальные вопросы оценки качества дистанционных учебных курсов / А.В. Богданова, Е.Ю. Коновалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. — Т. 5. — № 4 (17). - С. 79-83.
16. Полевая Н.М. Проблемы реализации дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам в вузе / Н.М. Полевая, В.В. Ситникова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т. 6. — № 4 (21). — С. 163-166.
17. Гогицаева О.У. Роль дистанционного образования в современных условиях/ О.У. Гогицаева, В.К. Кочисов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2013. — № 4. — С. 10-12.
18. Lifelong learning programme. — [Электронный ресурс]. URL:http://www.erasmus.org.pl/sites/erasmus.org.pl/files/2013_Call-priorites_3-08-12.pdf (дата обращения: 24.11.2018).
19. Dacko-Pikiewicz Z. The economic or social dimension of lifelong learning? — [Электронный ресурс]. URL: http://www.wsb.edu.pl/contain-er/Wydawnictwo/Forum%20Special%20Issue%202/2.pdf (дата обращения: 24.11.2018).
20. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования / Т.Н. Иванова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2015. — № 2 (11). — С. 42-45.
21. Тагаров Б.Ж. Основные направления развития рынка онлайн-образования в России /Б.Ж. Тагаров //Креативная экономика. — 2018. — Том 12. — № 8. — С. 1201-1212 — doi: 1018334/ce12839269.
Статья поступила в редакцию 08.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019
292
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)