Научная статья на тему 'Дидактические принципы дистанционного образования'

Дидактические принципы дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1199
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ СТУДЕНТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / ВИДЕОЧАТ / ОНЛАЙН-КУРС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / БЛОГОСФЕРА / ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / E-TEACHER / E-STUDENT / DISTANCE LEARNING / E-LEARNING / STUDENTS'' COMPETENCIES / VIDEO CHAT / ONLINE COURSE / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION SOCIETY / DIGITALIZATION / COMPUTERIZATION / CONTINUING EDUCATION / DIDACTIC PRINCIPLES / BLOGOSPHERE / TRADITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринов Константин Анатольевич

Динамичное развитие и расширение доступа к информационным технологиям обуславливают распространение новых форм образования. Одним из них является электронное обучение, в ходе которого в образовательном процессе используются технологии и различные виды медиа. Это одна из возможных моделей обучения и направлена на удовлетворение явно ощутимой потребности в постоянном обучении людей. Это также постоянно развивающаяся форма обучения, использующая телефоны или другие портативные устройства, которые становятся все более распространенными в мире. В России электронное обучение сейчас приобрело огромную популярность, поэтому навык создания качественных онлайн-курсов это навык №1 в условиях конкуренции сегодня и главное условие для того, чтобы клиенты вас рекомендовали завтра. В статье рассматривается суть электронного образования, формы дидактического процесса и степень интерактивности процесса обучения. Автор выделяет преимущества и недостатки виртуального образования, говорит о необходимости уже сейчас в равной степени готовить как студентов, так и преподавателей к этой форме обучения. Ведь сегодня пробелы в специальных знаниях означают отторжение человека информационным обществом и превращение его в изгоя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC PRINCIPLES OF DISTANCE EDUCATION

The dynamic development and expansion of access to information technologies determines the spread of new forms of education. One of them is e-learning, during which technologies and various types of media are used in the educational process. This is one of the possible learning models and is aimed at meeting the clearly tangible need for continuous training of people. It is also a constantly evolving form of education using telephones or other portable devices that are becoming more common in the world. In Russia, e-learning has now gained immense popularity, so the skill of creating high-quality online courses is the No. 1 skill in a competitive environment today and the main condition for customers to recommend you tomorrow. The article examines the essence of e-education, the form of the didactic process and the degree of interactivity of the learning process. The author highlights the advantages and disadvantages of virtual education, says the need now to equally prepare both students and teachers for this form of education. After all, today gaps in special knowledge mean the rejection of a person by the information society and turning it into a outcast.

Текст научной работы на тему «Дидактические принципы дистанционного образования»

педагогические науки

Татаринов Константин Анатольевич ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ...

УДК 378.018.43

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0077

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

Татаринов Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: tatarinov723@gmail.com)

Аннотация. Динамичное развитие и расширение доступа к информационным технологиям обуславливают распространение новых форм образования. Одним из них является электронное обучение, в ходе которого в образовательном процессе используются технологии и различные виды медиа. Это одна из возможных моделей обучения и направлена на удовлетворение явно ощутимой потребности в постоянном обучении людей. Это также постоянно развивающаяся форма обучения, использующая телефоны или другие портативные устройства, которые становятся все более распространенными в мире. В России электронное обучение сейчас приобрело огромную популярность, поэтому навык создания качественных онлайн-курсов - это навык №1 в условиях конкуренции сегодня и главное условие для того, чтобы клиенты вас рекомендовали завтра. В статье рассматривается суть электронного образования, формы дидактического процесса и степень интерактивности процесса обучения. Автор выделяет преимущества и недостатки виртуального образования, говорит о необходимости уже сейчас в равной степени готовить как студентов, так и преподавателей к этой форме обучения. Ведь сегодня пробелы в специальных знаниях означают отторжение человека информационным обществом и превращение его в изгоя.

Ключевые слова: электронный преподаватель, электронный студент, дистанционное обучение, электронное обучение, компетенции студентов, видео-чат, онлайн-курс, информационные технологии, информационное общество, цифровизация, компьютеризация, непрерывное образование, дидактические принципы, блогосфера, традиционное образование.

DIDACTIC PRINCIPLES OF DISTANCE EDUCATION

© 2019

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, street Lenina 11, e-mail:tatarinov723@gmail.com)

Abstract. The dynamic development and expansion of access to information technologies determines the spread of new forms of education. One of them is e-learning, during which technologies and various types of media are used in the educational process. This is one of the possible learning models and is aimed at meeting the clearly tangible need for continuous training of people. It is also a constantly evolving form of education using telephones or other portable devices that are becoming more common in the world. In Russia, e-learning has now gained immense popularity, so the skill of creating high-quality online courses is the No. 1 skill in a competitive environment today and the main condition for customers to recommend you tomorrow. The article examines the essence of e-education, the form of the didactic process and the degree of interactivity of the learning process. The author highlights the advantages and disadvantages of virtual education, says the need now to equally prepare both students and teachers for this form of education. After all, today gaps in special knowledge mean the rejection of a person by the information society and turning it into a outcast.

Keywords: e-teacher, e-student, distance learning, e-learning, students' competencies, video chat, online course, information technologies, information society, digitalization, computerization, continuing education, didactic principles, blogo-sphere, traditional education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие современных информационных и коммуникационных технологий сегодня заметно во всех сферах жизни. Слова, описывающие наше время и современный мир -это: изменения, развитие, инновации, темп, технологии, компьютеризация, цифровизация, глобализация, т.е. постоянное развитие компетенций. Важность профессий, которые требуют большого количества информации и знаний, возрастает. Растет необходимость развития навыков, необходимых для активной и творческой жизни через дополнительное профессиональное образование [1]. Неоспоримый факт - мы учимся всю жизнь. Изменения в знаниях, навыках и отношениях отражаются на уровне выполняемых профессиональных задач [2]. Чем выше уровень усвоения данной компетенции, тем выше эффективность в этой области деятельности. Развитие компетенций также связано с необходимостью определения собственных возможностей развития и сильной воли к изменениям. Люди, которые не видят необходимости задействовать свою собственную энергию, время и ресурсы для развития своих способностей, обречены на стагнацию [3, 21].

Сегодня считается, что развитие взрослого человека должно быть непрерывным и динамичным. Это связано с темпами прогресса практически во всех сферах жизни. Способность к обучению, независимость и готовность к совершенствованию, постоянное развитие посредством самообучения являются ключевым элементом развития.

В дополнение к навыкам, вытекающим из специфики отрасли, наиболее часто упоминаемые компетенции, требуемые на рынке труда, включают навыки межличностного общения или навыки, необходимые для эффективного достижения собственных целей при общении с другими людьми [4, 21].

В последнее время появились электронные банки и счета, электронные магазины, онлайн-аукционы, электронные книги, мессенджеры, блогосфера и, наконец ... электронное обучение. Электронное обучение - это революция, результаты которой сравниваются с тем воздействием, которое ранее оказали изобретение книгопечатания и массовое производство книг [5]. Дистанционное обучение - это все формы поддержки и проведения дидактического процесса, которые не требуют прямого контакта между учителем и учеником [6].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Когда идея электронного обучения появилась в области образования, тогда же стали вестись споры и дискуссии можно ли заменить традиционное образование образованием, предоставляемым через интернет. По-прежнему часто встречаются комментарии, такие как «это нельзя сделать через интернет», «мой предмет не подходит для электронного обучения» или «как здесь можно эффективно учиться?». Однако сегодня никто из тех, кто профессионально занимается электронным образова-

Tatarinov Konstantin Anatolyevich pedagogical

DIDACTIC PRINCIPLES ... sciences

нием, не разделяет мнение, что оно может полностью вытеснить традиционный дидактический процесс [7, 21]. Дидактический процесс с использованием методов и приемов дистанционного обучения имеет дополнительную форму, а не полностью отдаленную форму. Выделяют следующие формы дидактического процесса, реализуемого с использованием электронного обучения:

1) Гибридное обучение - дидактический процесс осуществляется частично традиционным способом, частично через интернет. Например, теоретические основы, необходимые для приобретения определенных навыков студенты получают во время дистанционных занятий, при одновременной отработке практических навыков на традиционных занятиях. Или наоборот, теоретические основы и принципы работы, требуемые для проекта, обсуждаются на традиционных уроках, а участники проекта проводят его через интернет, на удаленных уроках.

2) Электронное обучение - дидактический процесс происходит полностью онлайн, преподаватель и студенты не встречаются в традиционном классе.

3) Мобильное обучение - обучение с использованием портативного беспроводного оборудования (ноутбука, карманного компьютера или смартфона). Это оборудование должно иметь постоянный беспроводной доступ к интернету, позволяющий использовать ресурсы в любой момент.

4) Поддержка процесса традиционного образования методами дистанционного обучения для повышения уровня геймификации [8].

Другое разделение дидактических процессов, использующих дистанционное обучение, касается степени их интерактивности:

1) Обучение, при котором студент работает только с дидактическим материалом, размещенным в сети или на компакт-диске. Этот тип обучения требует индивидуальной работы, регулярности и добросовестности, потому что студент не мотивирован ни преподавателем, ни другими участниками дидактического процесса.

2) Курсы с электронным наставником, в которых студент выполняет определенные задачи (самостоятельно ищет ответы на проблемные вопросы, выполняет интерактивные упражнения, решает тесты), но также получает поддержку преподавателя в чате, во время видеоконференции или на форму [9]. В этом случае преподаватель выполняет консультативно-вспомогательную функцию, т.е. он не управляет дидактическим процессом, не проверяет выполненные задания и не напоминает о сроках.

3) Курсы с преподавателем в виртуальных классах. В этом случае основной контроль над ходом дидактического процесса принадлежит преподавателю, который напоминает о датах, ставит вопросы, проверяет работу и предоставляет постоянную помощь [10, 21]. Сообщество, созданное в таком случае, позволяет выполнять те задачи, которые были невозможны в описанных выше формах, а установленные межличностные отношения часто являются мотивирующим фактором для участия в курсе.

Сегодня каждый пользователь активно живёт в сети, сотрудничает с другими пользователями и сам создаёт знания. Таким образом, формируется неиерархическая модель приобретения и приобретения знаний. Все становятся получателями и создателями контента, все могут комментировать, добавлять, удалять, делиться, экспортировать, играть и организовывать чаты [11]. Таким образом, студенты получают более легкий доступ к другим источникам знаний, совместно созданными многими авторами, т.е. используют социальные знания.

Дистанционное обучение основано на нескольких принципах, которые во многом определяют его эффективность:

1) Студент учится, когда у него есть время и необходимость решения проблемы, т.е. получение знаний, которые студент в полной мере может использовать в 294

своей работе.

2) Полученные знания непосредственно применимы на практике.

3) Студент не остался один на один с дидактическим материалом. Его работа заключается в том, чтобы сотрудничать с другими, т.е. узнать советы и мнения других студентов.

4) Преподаватель обязан не только проверять знания студента, но и постоянно мотивировать его для обучения.

5) Обучение основано на обмене мнениями с другими участниками [12].

С тех пор, как электронное обучение появилось в области образования, выделены некоторые из его основных сильных сторон, которые важны как для студента, так и для преподавателя, а также для организации образовательного процесса. Сильными сторонами дистанционного обучения обычно являются:

1) Гибкость и мобильность, т.е. способность вести учебный процесс в любом месте, в любое время, теоретически 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Первоначально дистанционное обучение пропагандировалось в первую очередь как возможность получения образования для работающих людей, живущих вдали от образовательных центров, молодых мам или людей с ограниченными возможностями, в настоящее время это форма обучения, рекомендуемая для каждого человека.

2) Нет территориальных ограничений, т.е. имеется возможность участвовать в образовании, организуемом вузами, расположенными в любой точке мира (барьером здесь является язык и финансовая доступность) [13, 21]. Преподаватель может эффективно проводить занятия, находясь в любой точке мира и без непосредственного контакта со студентами. Преодоление пространственного барьера - это возможность для вузов привлечь широкий круг студентов из разных частей страны и из-за рубежа.

3) Возможность более эффективного управления временем учебы и работы, а также свободного времени. Активный студент может участвовать в дистанционном курсе, не покидая рабочего места, дома или семьи и посвящая несколько часов в неделю обучению. Аналогичным образом, электронное обучение создает для преподавателя возможность выполнять обязанности учителя параллельно с другими профессиональными или семейными задачами.

4) Более широкий доступ к знаниям. Участие в дистанционном обучении открывает учащимся богатые информационные ресурсы, независимо от того, указано ли это преподавателем или найдено самостоятельно.

5) Возможность индивидуализировать темп и способ обучения, особенно при обучении в асинхронном режиме. Электронное обучение также является ответом на потребности студентов с разными стилями обучения, т.е. преподаватель имеет возможность непосредственно наблюдать за поведением студента и приспосабливать его действия к своим потребностям. Студент имеет доступ к материалам курса в удобное время и в удобном месте, он всегда может вернуться к информации, содержащейся в курсе, проверить полученные знания и быть в постоянном контакте с преподавателем.

6) Экономия финансовых средств, т.е. снижение затрат на проезд, проживание или аренду квартир. Никто не тратят время на дорогу, на пробки, не отказываются от важных событий в повседневной жизни, не пренебрегают своей профессиональной деятельностью.

7) Развитие компетенций в IT-области. Дистанционное обучение не только облегчает приобретение знаний, но и дает возможность узнать о современных технологиях и предотвращает цифровую изоляцию, а также мотивирует преподавателей развивать компетенции в этой области и повышать свою квалификацию [14].

8) Мониторинг прогресса студента. Преподаватели могут легко контролировать рост знаний и навыков сво-

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Татаринов Константин Анатольевич ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ...

их студентов с помощью системы комментариев и обратной связи. Правильное использование инструментов электронного обучения позволяет построить последовательную и всестороннюю оценку учащихся.

9) Развитие самостоятельности, креативности, навыков групповой работы. Обучение в электронном режиме требует от студента определенной образовательной самостоятельности, инициативы и активности. Эта форма обучения способствует тесному и многоплановому сотрудничеству между студентами и преподавателями, обучает навыкам общения между членами команды, способствует обмену информацией и опытом с другими участниками курса, поддерживает командную работу.

10) Возможность быстрой модификации образовательных ресурсов. Любой ресурс, используемый в электронном обучении, может и должен постоянно оцениваться и подвергаться исправлениям и обновлениям. Поправки и модификации к электронному образовательному ресурсу могут быть внесены даже во время онлайн-уроков или после следующего выпуска курса. Таким образом, процесс «старения» дидактических материалов ограничен, любые ошибки или дефекты легко устраняются.

Наряду с развитием дистанционного образования, начали возникать трудности и ограничения, с которыми ассоциируется эта форма обучения [15]:

1) Электронное обучение ограничивает количество невербальных сообщений, которые являются важным источником информации о эмоциях и понимании инструкций.

2) Трудности в поддержании постоянной активности участников в виртуальных классах. Отсутствие прямого контакта между преподавателем и студентом приводит к снижению ценности, разочарованию и одиночеству последних. Стресс, чувство изоляции и возникновение кризисных ситуаций, которые затрудняют усвоение материала.

3) Трудность в поддержании правильной мотивации к обучению. Студент, который находится в традиционном дидактическом процессе обязан посещать занятия и активно в них участвовать. В классе ему легче сосредоточиться на дидактическом содержании и задачах, чем в ситуации, когда он выполняет задания один. Мотивация к обучению является одной из основных и наиболее сложных задач разработчиков электронного обучения.

4) Технологический барьер. Всё ещё существует страх у студентов младших курсов, что у них слишком мало навыков в области 1Т-обучения, чтобы эффективно участвовать в дидактическом процессе, осуществляемом с его использованием. Преподаватели также не уверены, достаточно ли у них методических 1Т-навыков, чтобы вести занятия в новом формате [16, 21].

5) Участие в удаленном дидактическом процессе облегчает самостоятельную работу (поиск готовых ответов на тестовые вопросы и решения задач).

6) Большой объем работы дизайнеров дидактического процесса. Дистанционные занятия обычно требуют подготовки многих дидактических ресурсов от начала курса до значительных финансовых затрат на этапе реализации [17, 20].

7) Необходимость обладать разнообразными и сложными компетенциями у разработчиков курсов. Разработка образовательных онлайн-курсов требует многих компетенций и участия большой группы людей. Полноценные, мультимедийные и интерактивные образовательные ресурсы должны готовить только опытные специалисты (эксперты-практики, методисты дистанционного обучения, графические дизайнеры, программисты, редакторы изданий) [18, 21]. В противном случае производство учебных материалов будет простой оцифровкой ресурсов для традиционного образования, поскольку специалист в определенной области не обладает высокими языковыми и коммуникативными компетенциями, не знает специфику онлайн-образования и не

обладает знаниями в области информационных технологий для самостоятельного создания качественного курса электронного обучения [19].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализ преимуществ и недостатков электронного обучения позволяет выявить проблемы, стоящие перед преподавателем, который хотел бы достичь определенных целей в образовании. К ним относятся, прежде всего, способность создавать дидактические материалы и занятия, адаптированные к этой форме реализации учебного процесса, а также способность эффективно общаться с использованием видео-чатов, знание методов построения виртуального сообщества и поддержания мотивации студентов [20, 21].

Специфика обучения вызывает необходимость адаптировать дидактическое предложение, подготовленное преподавателем к индивидуальным потребностям студента и оптимизацию «размера» знаний, необходимых и достаточных для достижения заданной дидактической цели [21].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баева О.Н. Оценки участия руководителей в дополнительном профессиональном образовании на основе данных статистических наблюдений / О.Н. Баева // Известия Байкальского государственного университета. - 2016. - Т. 26, № 6. - С. 980-986. -DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).980-986.

2. Былков В. Г. Закономерные трансформации спроса на рынке труда / В. Г. Былков // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 3. - С. 416-425. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(3).416-425.

3. Солодова Н.Г. Управление человеческими ресурсами: проблемы и перспективы /Н. Г. Солодова, А. Н. Васильева //Baikal Research Journal. - 2015. - Т. 6, № 4. - DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(4)14.

4. Гогицаева О.У. Роль дистанционного образования в современных условиях/О.У. Гогицаева, В.К. Кочисов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 10-12.

5. Goltz-Wasiucionek D. E-edukacja - poczqtki, terazniejszosc, przysziosc / D. Goltz-Wasiucionek // Forum Dydaktyczne. 2011. - №7. -S. 189-197.

6. Бондаренко Т.Г. Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения / Т.Г. Бондаренко, В.В. Колмаков //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 53-57.

7. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования / Т.Н. Иванова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 2 (11). - С. 42-45.

8. Карпикова И.С. Привлечение аудитории к цифровым СМИ с помощью элементов геймификации /И.С. Карпикова, В.В. Артамонова //Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, № 4. - С. 599-614. -DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).599-614.

9. Кутепова Л.И. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза / Л.И. Кутепова, О.А. Никишина, Е.А. Алешугина, Д.А. Лошкарева, Д.С. Костылев //Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2016. - Т. 5. - № 3 (16). - С. 68-71.

10. Озерникова Т.Г. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе / Т.Г. Озерникова, О.Н. Пензина //Baikal Research Journal. — 2018. — Т. 9, № 1. — DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(1)11.

11. Анохов И.В. Игровой аспект экономики / И.В. Анохов // Известия иркутской государственной экономической академии. -2013. - № 2(88) - С. 5-9.

12. Тагаров Б.Ж. Основные направления развития рынка онлайн-образования в России /Б.Ж. Тагаров //Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 8. - С. 1201-1212 - doi: 1018334/ce12839269.

13. Суходолов А.П. Научно-образовательный потенциал и стратегия развития байкальского университета (к 85-летию вуза) / А.П. Суходолов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 187-195. — DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2)187-195.

14. Чупров С.В. Перспективы развития научно-исследовательской деятельности Байкальского государственного университета / С.В. Чупров, Л.В. Санина, Д.И. Сачков, А.В. Распутина // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 2. - С. 206-220. - DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).206-220.

15. Полевая Н.М. Проблемы реализации дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам в вузе / Н.М. Полевая, В.В. Ситникова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 163-166.

16. Рощин С.П. Использование современных коммуникационных технологий на занятиях изобразительным искусством / С.П. Рощин, П.Н. Кандыбей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 1 (14). - С. 103-105.

17. Богданова А.В. Актуальные вопросы оценки качества дистанционных учебных курсов /А.В. Богданова, Е.Ю. Коновалова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. - Т. 5. - № 4 (17). - С. 79-83.

Tatarinov Konstantin Anatolyevich

DIDACTIC PRINCIPLES ...

pedagogical sciences

18. Рукавишникова В.Н. Модель оптимизации процесса обучения с использованием электронных образовательных ресурсов / В.Н. Рукавишникова, Г.В. Рыбакова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7. — № 2 (23). — С. 233-236.

19. Озерникова Т.Г. Качество образования — приоритет развития университета / Т.Г. Озерникова, Т.А. Бутакова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т.

25, № 2. — С. 196-205. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2)196-

20. Domagala-Krqcioch А. \Virtualna edukacja, czyli wciqz поку wymi-аг ksztalcema akademickiego / А. Domagala-Krqcioch // Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Pedagogicznego. — 2009. — S. 208-221.

21. Рщ/ЬуЛа Ж. Poradnik dla рщ'еЫщ'дсу^ kursy e-learningowe / Ж. Р^уЬу}а, М. Ratalewska // Krajowy Osrodek Wspierania Edukacji Zawodowej i Ustawicznej. — 2012. — 98 s.

Статья поступила в редакцию 01.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

205.

296

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.