УДК 378.1, ББК 74.58 © Е. В. Куликова
Е. В. Куликова
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, СОПУТСТВУЮЩИХ ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
В статье проводится анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе. Отражено влияние компонентов дистанционного обучения на производительность труда преподавателей и повышение эффективности учебной деятельности. Выявляются преимущества и недостатки дистанционных образовательных технологий. Анализируются негативные факторы, сопутствующие дистанционному образованию, ставится актуальная задача их устранения.
Отражены результаты исследования, проводимого в целях выявления негативных факторов дистанционного обучения: экспертного опроса преподавателей и студентов очной и заочной форм обучения, работодателей. Выявляются технологии дистанционного обучения, которые преподаватели используют в своей работе, определяется отношение к дистанционному обучению и желание применять дистанционные технологии в своей профессиональной деятельности, выявляются результаты педагогической деятельности с использованием дистанционных технологий и отрицательные факторы их использования. Приведены результаты анализа анкетирования студентов: их отношение к дистанционному обучению, степень удовлетворенности и предпочтения, возможные затруднения. Проанализированы результаты экспертного опроса потенциальных работодателей: отношение к дистанционным образовательным технологиям, преимущества и недостатки, зависимость уровня квалификации работника от формы получаемого образования. Полученные в ходе исследования данные систематизированы и обобщены, сделаны соответствующие выводы, высказана собственная точка зрения, основанная на личном опыте.
В завершении предложены решения, которые будут способствовать устранению негативных факторов и недостатков применения дистанционных образовательных технологий. При этом акцентируется внимание на том, что для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от высокой мотивации, самостоятельности и сознательности студента.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, педагогическая деятельность, форма обучения.
Ускоренное внедрение в образовательный процесс новаций, эффективность которых подтверждается мировым опытом, способствует повышению качества образования. Среди таких новаций необходимо отметить электронное обучение, широкое использование массовых открытых онлайн-курсов и виртуальные обучающие среды. В частности, необходимо развитие дистанционного образования и расширение использования онлайн-курсов в области образования в информационных технологиях [2].
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].
Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, телевизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий [3].
Современные дистанционные образовательные технологии открывают реальные перспективы для повышения качества знаний и оперативности образовательного процесса, способствуют решению различных социальных проблем, связанных с функционированием института образования.
Дидактические основы дистанционного обучения рассматривают в своих научных трудах известные российские ученые: А.А. Андреев, Ю.Н. Демин, Т.В. Добудько, М.П. Карпенко, Е.С. Полат, В.И. Сол-даткин, Н.Г. Хохлов и др. Среди зарубежных исследований дистанционного и электронного обучения следует выделить работы следующих исследователей: Д. Кигана, Р. Холмберга, Р. Деллинга, Ф. Ведемеера, М. Мура, О. Петерса, Дж. Боата, Дж. Даниеля, К. Смита, М. Аллена и других.
С одной стороны, развитие и внедрение компонентов дистанционного обучения позволяет значительно повысить производительность труда преподавателей, освобождая их от рутинной работы, а с другой стороны, повысить эффективность учебной деятельности:
- организовать на хорошем уровне самообразование и эффективную поддержку студентов, масштабную доступность информационных, научных и учебных ресурсов;
- добиться максимально высокого качества представления материалов;
- моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия (вебинары, видеолекции) в реальном режиме времени;
- реализовать прямое общение (онлайн или отсроченное) с преподавателями;
- реализовать возможности обучения по ин- -дивидуальному временному графику и/или по индивидуальным учебным планам студентов; обеспечить -территориальную мобильность возможность совмещения студентом обучения и работы;
- организовать информационную систему электронного документооборота, полностью обеспечивающую администрирование образовательного процесса;
- способствовать освоению студентами современных информационных технологий и оборудования [4, с. 109].
Однако наряду с перечисленными преимуществами дистанционного обучения существуют и негативные факторы, сопутствующие этому типу образования. Актуальной задачей становится их устранение.
В целях выявления негативных факторов проводилось исследование:
1. Сбор эмпирического материала, анализ отечественных и зарубежных источников. Изучалась педагогическая и специальная литература по использованию ИКТ при дистанционном обучении студентов. Анализировалась информация, размещенная в сети Интернет об образовательной деятельности отечественных вузов, использующих дистанционные образовательные технологии в учебном процессе. -2. Экспертные опросы:
-онлайн-опрос студентов-заочников; -
-анкетный опрос преподавателей; -
-анкетный опрос студентов очной формы обучения; -анкетный опрос работодателей. -
Анкетный опрос преподавателей
Основные вопросы были направлены на: -
- выявление технологий дистанционного обучения, которые преподаватели используют в своей -работе;
- определение отношения к дистанционному
обучению;
анализ результатов педагогической деятельности с использованием дистанционных технологий; выявление отрицательных факторов применения дистанционных технологий.
В НОУ ВПО «СИБИТ» дистанционные технологии активно используются, но так как в опросе принимали участие преподаватели не только этой учебной организации, то в состав анкеты были включены и общие вопросы типа: «Имеете ли Вы представление о дистанционных технологиях обучения?», «Используете ли Вы дистанционные технологии и методики при работе со студентами?», «Хотели бы Вы применять дистанционные технологии и методики при работе со студентами?» и др.
По результатам анкетного вопроса:
1) 100% педагогических работников из числа опрошенных имеют представление о дистанционных технологиях обучения.
2) 96% педагогических работников прибегали к использованию дистанционных технологий при работе со студентами. Из них - 45% активно используют дистанционные технологии на всех этапах образовательного процесса.
3) Основными используемыми технологиями были обозначены (рис. 1):
система управления обучением или виртуальная обучающая среда (например, МооШе); электронный дневник;
электронная почта для выдачи заданий и контроля их выполнения;
социальные сети для общения со студентами и их родителями;
личный сайт или раздел на сайте учебной организации;
звуковая и видеозвязь (например, 8куре, или другое) для проведения консультации, вебинаров, индивидуальных занятий с обучающимися; облачные технологии.
Рис. 1. Используемые технологии при дистанционном образовании
4) Основными целями применения дистанционных технологий были названы (рис. 2):
- выдача и проверка заданий для самостоя-
тельного выполнения;
- размещение электронного курса лекций, пре-
зентаций, дополнительного материала;
- проведение вебинаров, видеолекций;
- проведение индивидуальных занятий, кон-
сультаций с отстающими студентами;
- работа по индивидуальной траектории с обу-
чающимися (подготовка к олимпиадам, конференциям, конкурсам и др.)
Рис. 2. Цели применения дистанционных технологий
5) Описывая результаты педагогической деятельности с использованием дистанционных технологий обучения (рис. 3):
а) 9% педагогических работников считают результаты отличными: студенты усваивают материал, качественно выполняют контрольные задания, проявляют интерес и креативный подход к выполнению заданий, активно сотрудничают с преподавателем, предлагают варианты для дистанционной работы, заинтересованы в приобретении знаний и умений, есть потребность в дальнейшем развитии используемых дистанционных методик;
6) 36% педагогических работников считают результаты хорошими: обучающиеся усваивают материал, качественно выполняют контрольные задания, демонстрируют готовность к занятиям, активно
работают во время занятия, возможно дальнейшее развитие используемых дистанционных методик;
в) 42% педагогических работников считают результаты удовлетворительными: обучающиеся усваивают требуемый минимум, удовлетворительно выполняют контрольные задания, во время занятия нет психологического отторжения к преподавателю и заданию, возможно дальнейшее развитие используемых дистанционных методик;
г) 13% опрошенных считают результаты неудовлетворительными: обучающиеся не усваивают необходимый минимум материала, растеряны, не владеют необходимыми знаниями и умениями для проведения дистанционных занятий, использование дистанционных технологий не оправдывает затрат времени и сил педагога и обучающегося).
Рис. 3. Результаты педагогической деятельности
6) Отвечая на вопрос «Хотели бы Вы применять дистанционные технологии и методики при работе со студентами очной/заочной форм обучения?»:
а) 100% педагогических работников дали положительный ответ, отнеся его к студентам-заочникам, и лишь 56% хотели бы их применять в
организации учебного процесса для студентов очной формы обучения;
б) 38% педагогических работников считают допустимым применение дистанционных элементов для организации самостоятельной работы студентов;
в) 6% крайне отрицательно относятся к применению дистанционных технологий и методик для студентов-очников.
Таким образом, по отношению к студентам-очникам 94% преподавателей выбирают традицион-
ную систему с элементами дистанционного образования.
7) Отдельный блок вопросов был направлен на выявление причин, побудивших преподавателей использовать дистанционные образовательные технологии (рис. 4). Основными причинами были названы:
- ожидание повышения эффективности работы
(31%);
- решение администрации образовательной организации (28%).
Рис. 4. Основные причины использования дистанционных технологий Анкетный опрос студентов
Опрашивая студентов, основная задача была проанализировать их отношение к дистанционному обучению и выявить степень удовлетворенности.
2) Достоинствами дистанционного обучения студенты называют (рис. 6):
- возможность дистанционно заниматься вне
стен образовательной организации;
- удовольствие от работы за компьютером;
- индивидуальный темп обучения;
1) Наибольшие сложности по ответам анкетируемых вызывает дистанционное обучение без элементов очного обучения (это отметили 45% студен-
- дополнительный объём материала по пред-
мету;
- возможность получать объективные оценки
на основе тестирования. К сожалению, 25% респондентов отмечают, что в дистанционных технологиях нет никаких преимуществ.
тов, рис. 5).
Рис. 5. Обучение, вызывающее затруднения
Рис. 6. Преимущества дистанционного обучения
3) 8% студентов не испытывают никаких сложностей, которые бы им мешали учиться дистанционно. 52% отмечают недостаточное качество дистанционных материалов, 18% считают недостаток
компьютерной грамотности, 22% к трудностям относят отсутствие ПК, Интернет (дома и/или на учебных занятиях).
Рис. 7. Трудности дистанционного обучения
4) 11% опрошенных считают, что обучение с применением ДОТ интереснее, чем обычным способом. 61% придерживаются противоположной точки
зрения. 33% студентов считают, что интерес к обучению не зависит от формы (рис. 8).
Рис. 8. Влияние ДОТ на интерес к учебе
5) 63% опрошенных считают, что большую пользу принесет обучение с использованием элементов ДОТ при традиционной форме обучения (рис. 9).
Рис. 9. Форма обучения с наиболее успешными результатами
Анализ анкетирования студентов показал, что дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Положительным результатом является то, что большинство студентов понимает и принимает обучение по различным предметам с применением дистанционных технологий. Они отмечают, что данное обучение имеет индивидуальный гибкий график обучения, индивидуальный темп, что позволяет им чувствовать себя уверенней при получении знаний. Студенты хотят применять дистанционное обучение как дополнительный вариант к традиционному обучению, как хорошую возможность для совмещения учебы и работы.
К трудностям дистанционного обучения можно отнести то, что техническая сторона сопровождения курсов является несовершенной: не у всех есть возможность использовать персональный компьютер и/или Интернет, у многих студентов невысокий уровень владения современными компьютерными технологиями, большие трудности в самостоятельном изучении материала курса.
Настораживает то, что большинство студентов отказались бы от обучения дистанционно, если бы у них был выбор, считаю такое обучение неполноценным. Одной из причин таких ответов является то, что у студентов не привиты навыки самостоятельной работы с учебным материалом, который, естественно, требует достаточно много усердия и времени.
Анкетный опрос работодателей.
Метод получения высшего образования с применением дистанционных технологий является относительно новым, инновационным, поэтому настораживает не только студентов, но и потенциальных работодателей.
Одни работодатели сомневаются в квалификации такого дипломированного специалиста, а другие,
наоборот, приветствуют тягу к знаниям у своего работника.
Вот мнение одного из опрошенных: «Дело вовсе не в форме обучения, а в контекстном наполнении. Можно и при очном обучении нести чушь, а можно и при дистанционном методе давать огромное количество информации. При наличии высокой мотивации вообще никаких систем образования не надо - просто ищи сам, что нужно...».
Положительный отзыв другого респондента: «Учебный процесс дистанционного образования проходит параллельно с трудовой деятельностью, что позволяет сразу же применять полученные знания в реальных ситуациях. Помимо этого, задания включают в себя решение проблем, характерных для реальных жизненных или рабочих ситуаций. Таким образом, можно смело сказать, что дистанционное обучение дает даже больше реальных знаний и навыков, чем традиционное обучение».
Достоинствами дистанционного обучения работодатели называют (рис. 10):
1. Работник учится в свободное от работы время, при этом не отлучается в академический отпуск, не пропускает работу по уважительной причине «Учеба».
2. Диплом об образовании, полученном дистанционно, также имеет юридическую силу, поэтому без отрыва от производства можно стать дипломированным специалистом.
3. Работодатель может не давать поблажек виртуальному студенту, поскольку заниматься своей учебой он должен строго в свободное от работы время.
4. Оплачивать академический отпуск при дистанционном обучении также не требуется, а это меньшие затраты для работодателя.
Преимущества дистанционного обучения
45
40
35
30
25
20
15
10
5 Щ Щ щ
0
Обучение Диплом об Работодатель Меньшие Другое
свободное от образование может не затраты для
работы время полученном давать работодателл
дистанционно. поблажек
также имеет виртуальному
юридическую студенту
силу
42 12 18 16 12
Рис. 10. Преимущества дистанционного обучения
Основным недостатком, по мнению работодателей, является то, что качество дистанционного обучения ниже очного, а полученных практических навыков недостаточно. Вот так, например, отзывался один из респондентов: «Очень сомнительна усвояемость дистанционного обучения у студентов, для которых это образование является первым-высшим. Как, например, студент получит практические навыки работы с оборудованием, если будет видеть это оборудование только на картинках?».
Полученные в ходе исследования данные были систематизированы и обобщены, а результаты позволили сделать вывод о двойственном отношении участников образовательного процесса к дистанционному образованию.
Если есть желание учиться, а именно получать знания (а не диплом), то для студента дистанционное обучение вполне подходит. Но, к сожалению, есть студенты, которые мотивированы лишь внешне, тогда как обучение с применением дистанционных образовательных технологий требует от высокой мотивации и самоорганизации. Да и вообще необходимо учитывать человеческий фактор. На все это может повлиять лень, отсутствие четкого распорядка и опять же системы контроля. По мнению автора, большинство студентов воспринимают и принимают информацию только при личном присутствии и соответствующем контроле. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности студента. Далеко не все студенты быстро адаптируются к новой методике получения знаний, а некоторые и вовсе оставляют эту затею, считая дистанционное образование слишком сложным для восприятия.
Устранению негативных факторов и недостатков дистанционного обучения будут способствовать:
1. Повышение качества обучающих программ и курсов.
2. Привлечение квалифицированных специалистов, преподавателей.
3. Предоставление возможности студентам изложить свои знания не только в письменной, а также и в словесной форме (например, на вебинарах).
4. Решение проблемы аутентификации пользователя при проверке знаний.
5. Наличие хорошей технической оснащенности. Использование видео- и аудиофайлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов. Использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
6. Наличие постоянной обратной связи между преподавателем и обучаемым.
7. Повышение уровня компьютерной грамотности обучаемых.
8. Моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности преподавателей.
Подводя итог, можно сказать с уверенностью, что дистанционные технологии необходимо применять в учебном процессе, но при этом их применение должно быть обоснованным.
Никакая технология не заменит труд педагога, но может сделать этот труд более эффективным, интересным при условии взвешенного и четко аргументированного подхода [4, с. 112].
Применение дистанционных технологий по принципу «везде и как можно больше» не может привести к реальному повышению эффективности образовательного процесса, а будет способствовать формированию шаблонного мышления у студентов, формального и безынициативного отношения к деятельности и др. Также, следует отметить, что формирование системы дистанционного образования предполагает необходимый кадровый потенциал вуза: подготовку новых специалистов, использования современных технологий обучения, постоянную переподготовку профессиональных кадров и, конечно же, желание и стремление к повышению эффективности учебной деятельности со стороны самого преподавателя.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
2. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года от 1.11.2013 г. № 2036-р // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
3. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. Утверждена Приказом Минобразования России от 18.12.2002 № 4452 // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
4. Куликова, Е.В., Сорока, Е.Г. Дистанционное обучение как технологическое решение электронно-образовательной среды вуза [Текст] / Е.В. Куликова, Е.Г. Сорока // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2017. - №1(21). - С. 108-113.
References
1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal law «On education in Russian Federation»] ot 29.12.2012 № 273-FZ // Pravovaya spravochno-informacionnaya sistema «Konsul'tant Plyus».
2. Strategiya razvitiya otrasli informacionnyh tekhnologij v Rossijskoj Federacii na 2014—2020 gody i na per-spektivu do 2025 goda [Development strategy of the information technology industry in the Russian Federation for 2014 - 2020 and on prospect till 2025] ot 1.11.2013 г. № 2036-r // Pravovaya spravochno-informacionnaya sistema «Konsul'tant Plyus».
3. Metodika primeneniya distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij (distancionnogo obucheniya) v obra-zovatel'nyh uchrezhdeniyah vysshego, srednego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii [The method of application of distance learning technologies (distance learning) in educational institutions of higher, secondary and secondary vocational education of the Russian Federation]. Utverzhdena Prikazom Minobrazovaniya Rossii ot 18.12.2002 № 4452 // Pravovaya spravochno-informacionnaya sistema «Konsul'tant Plyus».
4. Kulikova, E.V., Soroka, E.G. Distancionnoe obuchenie kak tekhnologicheskoe reshenie ehlektronno-obrazovatel'noj sredy vuza [Distance learning as a technological solution of e-education environment of the university] // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij, 2017, № 1(21), pp. 108-113.
ANALYSIS OF THE FACTORS RELATED WITH DISTANCE LEARNING AT THE UNIVERSITY
Elena V. Kulikova,
Senior lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Аbstract. The article analyzes the factors related distance learning at the University. Reflected the influence of components of distance learning on job performance of teachers and improving teaching and activities. The author identifies the advantages and disadvantages of distance learning technologies. Analyzes the negative factors associated with distance education. Is the actual task of removing them.
Reflects the results of the study conducted to identify the negative factors of distance learning: expert survey of teachers and students of fulltime and distance forms of training employers. We identify the technology of distance learning, which teachers use in their work, determine the attitude to learning and desire to apply e-learning technologies in their professional activities, reveale the results of the pedagogical activities using remote sensing technology and negative factors of their use. The results of analysis of questioning of students: their attitude to learning, satisfaction, and preference may be difficult. We analyze the results of the expert survey of potential employers: attitude to distance learning technologies, the advantages and disadvantages of the dependence employee qualification of the level from the form of education received. The data Obtained in the course of the study, were structured and summarized, the appropriate conclusions express the point of view based on ourown personal experience.
In conclusion, we propose the solution, which will contribute to the elimination of negative factors and disadvantages of distance learning technologies. In this case we focuse on the fact that distance learning requires rigid discipline, and its result depends on high motivation, self-dependence and consciousness of the student.
Keywords: distance learning, distance educational technologies, educational activities, forms of study.
Cведения об авторе:
Куликова Елена Васильевна - старший преподаватель кафедры информационных технологий НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, 196/1), e-mail: sevpost_rab@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 16.05.2017 г.