Научная статья на тему 'Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий'

Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3083
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / DISTANCE TECHNOLOGIES / E-LEARNING / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Н.Н.

В статье рассматриваются практические аспекты реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как фактор различных видов мотивации студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article discusses the use of e-learning practice items and implementation of distant technologies as a factor of different types of motivation of students in higher education institution.

Текст научной работы на тему «Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 378.147 : 004.9

Н. Н. Быкова

Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий

В статье рассматриваются практические аспекты реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как фактор различных видов мотивации студентов в вузе.

Article discusses the use of e-learning practice items and implementation of distant technologies as a factor of different types of motivation of students in higher education institution.

Ключевые слова: дистанционные технологии, электронное обучение, мотивация.

Key words: distance technologies, e-learning, motivation.

Внедрение дистанционных технологий и электронного обучения в учебный процесс перешло из раздела инновационных в раздел обязательных технологий обучения. Данные требования к технологиям учебного процесса обусловлены новыми нормативными документами.

С одной стороны, профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» устанавливает высокий уровень умений и знаний, которыми должен обладать преподаватель в соответствии с определенным уровнем квалификации. Причем преподаватель должен не только сам уметь пользоваться системой дистанционного обучения и создавать в ней электронные курсы, но и знать психолого-педагогические основы и методику применения электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

© Быкова Н. Н., 2016

С другой стороны, новые федеральные государственные образовательные стандарты, которым должны соответствовать общеобразовательные программы, предъявляют требования к информаци-информационно-образовательной среде вуза, которая должна обеспечить студентов возможностью взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.

Современные студенты обладают навыками самостоятельного поиска информации, владеют современными устройствами с выходом в Интернет, поэтому задача преподавателя построить учебный процесс так, чтобы максимально использовать компьютерные технологии и развить необходимые компетенции студентов по своей дисциплине.

Острой проблемой на современном этапе обучения студентов становится посещаемость занятий. Эта особенность обусловлена множеством причин, основными из которой являются:

• необходимость студентам самостоятельно зарабатывать на обучение, т. е. работать по графику, который часто накладывается на расписание занятий;

• низкое педагогическое мастерство преподавателя, которое выражается в простом чтении лекции под запись, отсутствии активных и интерактивных элементов обучения;

• возможность самостоятельно найти информацию по дисциплине в электронной библиотеке или Интернете (самый распространённый аргумент студентов).

Если в очной форме обучения преподавателю можно активизировать аудиторию своим энтузиазмом, энергетически охватить и заинтересовать слушателей, уловить настроение аудитории, быстро сменить тему или вид учебной деятельности (либо применить административные меры по повышению посещаемости), то в процессе обучения с использованием дистанционных технологий эффективность этих возможностей преподавателя существенно снижается. Поэтому для повышения качества учебного процесса следует делать акцент на мотивации студентов.

При решении преподавателя провести деловую игру или предложить студентам кейс в среде дистанционного обучения, необходимо задействовать различные виды мотивации (рассматривается только внутренняя мотивация, связанная не с внешними обстоя-

тельствами, а с самим содержанием образовательной деятельности): коллективная и индивидуальная; социальная и профессиональная; положительная и отрицательная.

Рассмотрим практические аспекты реализации некоторых видов мотивации при применении дистанционных технологий.

Коллективная и индивидуальная мотивация реализуется при составлении «платежной матрицы», в которой представлено количество очков или баллов группы. При формировании индивидуальной мотивации учитываются баллы, набранные за участие в игре (кейсе) каждым студентом отдельно. Если преподаватель планирует сделать акцент именно на индивидуальной мотивации студентов в процессе групповой работы над игрой/кейсом, то необходимо в электронном виде предусмотреть контрольные точки (оценочные рубежи) в процессе работы и четко прописать критерии оценки.

Критериями могут быть: умение работать в команде (отношение студента к своему делу как к общему; согласованно работать вместе с другими для достижения общей цели); взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу; умение критически относиться к себе; расценивать свой личный успех или неудачу с позиции предъявленных критериев.

При переносе преподавателем акцента на коллективную мотивацию, необходимо грамотно подходить к распределению студентов на группы. В очной форме обучения существует много способов деления студентов на группы: по взаимной симпатии, по жребию (случайным образом), лидеры набирают себе команду, по списку, по гендерному признаку, по ролям и т. д.

При применении дистанционных технологий выбор способов заметно сокращается, поэтому можно рекомендовать два основных:

• первый (авторитарный) - деление студентов на группы по рейтингу (уровень успеваемости по дисциплинам, который отражается в балльно-рейтинговой системе). Это позволит преподавателю сделать группы насколько возможно равными по рейтингу, но полностью исключает психологическую совместимость студентов в группе, так как этот критерий при опосредованном взаимодействии обучающихся становится менее значимым;

• второй способ - предоставление студентам возможности самостоятельного выбора группы. Этот механизм реализуется с помощью элемента электронного курса «Опрос» (средствами LMS

MOODLE). Особенности настройки этого элемента будут описаны в следующем пункте, абзац «Деление студентов на группы».

Социальная мотивация связана с моральным и психологическим социальным взаимодействием. С их помощью активизируются чувства патриотизма, развитие потребности быть полезным стране, городу, университету, группе, формируется та система ценностей, которая обеспечит активную жизненную позицию человека в будущем.

Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным университету (предприятию); желание подражать преподавателю (лидеру); создание ситуации взаимопомощи; поиск контактов и сотрудничества; заинтересованность в результатах коллективной работы; взаимопроверка; рецензирование.

В качестве социального метода мотивации также можно предложить метод соревнования, который практически реализуется:

- через установление временных, оценочных, разноуровневых критериев выполнения задания;

- помощь студентам с более низкими баллами по рейтингу, пропустившим занятия по различным обстоятельствам;

- заблаговременное информирование о поощрении победителя, в качестве которого можно предложить участие в мероприятиях университета, выступление на конференции с докладом, самостоятельное проведение онлайн занятия или вебинара (преподаватель на час);

- выявление лидера и мотивации обучающихся на достижение и преодоление его результатов, благодаря чему возможна смена лидера.

При этом важным элементом соревнования является обязательное и открытое подведение итогов с поощрением, которое можно провести в виде вебинара либо телеконференции с участием руководства университета для повышения социальной значимости достижений студентов.

Большую роль при обучении студентов играет профессиональная мотивация, которая представляет собой процесс стимулирования себя и других людей к познанию новых областей профессии и достижению профессиональных успехов. Студенты уже сделали свой главный выбор - выбор направления обучения, своей будущей профессии, и этим объясняется их интерес к про-

фессиональным дисциплинам. Задача преподавателя при реализации профессиональной мотивации в первую очередь показать свою высокую квалификацию и интерес к преподаваемой дисциплине, ее место в будущей профессии студента, раскрыть способности студента к этой профессии.

При применении дистанционных технологий и электронного обучения данный метод мотивации удобно реализовать следующим образом:

- через демонстрацию профессиональных видеороликов с последующим обсуждением на форумах (чатах, вебинарах);

- подключение к трансляциям и записям лекций профессоров ведущих университетов мира;

- применение активных методов обучения, развивающих профессиональные навыки, например, кейсы. Особенности трансформации кейса/деловой игры в электронный курс в системе дистанционного обучения подробно описаны [1, с. 16-17];

- использование платформ МООК, где созданы обучающие программы по различным дисциплинам (Ооигвега, Орепе^, ЕМету, ип^егвапит и др.)

- видеоэкскурсии по предприятиям, где работают выпускники данной профессии.

Положительная мотивация при дистанционном процессе обучения студентов представляет собой нематериальные положительные стимулы, которые можно реализовать как в процессе обучения, так и по окончании обучения по дисциплине. Процесс обучения регламентирован сроками, поэтому контрольные точки и рубежный контроль являются хорошим средством для ранжирования, рейтинга и бонусов. Мотивировать студентов, обладающих хорошими навыками или быстрым темпом освоения программ, можно путем предоставления доступа к новым дополнительным материалам электронного курса. Также хорошим средством мотивации одаренных студентов является предоставление индивидуальной траектории обучения; возможности досрочной сдачи итоговых работ по дисциплине; выступление на видеоконференции; получение сертификата за окончание курса на платформе МООК; перезачет сертификата в качестве итоговой оценки по дисциплине.

Необходимо помнить, что одна только положительная мотивация может оказать противоположный результат на тех, кто не относится к обучению с должным вниманием. Для этого рассмотрим методы отрицательной мотивации, которые можно применять при использовании дистанционных технологий обучения:

- закрыть возможность электронного представления работы позже указанного преподавателем срока;

- прохождение более сложного теста по дисциплине при отсутствии работы по время семестра (либо тот же тест, но более высокий проходной балл);

- вынести работу студента на совместное обсуждение;

- разместить конструктивную критику работы в общем для группы доступе.

Применение данных видов мотивации, с учетом использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, позволит преподавателю организовать процесс обучения максимально соответствующим требованиям современных стандартов и при этом активизировать навыки студентов для формирования заданных по программе компетенций.

Литература

1. Быкова Н.Н. Особенности реализации активных и интерактивных методов обучения при применении дистанционных технологий // Активные и интерактивные методы обучения в вузе. Вып. 2: учеб.-метод. пособие / под ред. Л.А. Миэринь, Е В. Зарукиной. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. - 163 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.