Научная статья на тему 'Дистанционные технологии в обучении персонала'

Дистанционные технологии в обучении персонала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
975
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА / DISTANCE LEARNING / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / PERSONNEL TRAINING / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING TECHNOLOGIES / PERSONNEL TRAINING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Передельский П. А.

В данной работе на основе всестороннего исследования научной литературы за последние годы анализируются дистанционные технологии в обучении персонала. Проанализированы современные технологии обучения персонала и использование этих технологий в высших учебных заведениях. Рассмотрены основные преимущества, дистанционного обучения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper, on the basis of a comprehensive study of scientific literature in recent years, remote technologies in staff training are being analyzed. The modern technologies of personnel training and use of these technologies in higher educational institutions are analyzed. The main advantages of distance learning are considered.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии в обучении персонала»

научный журнал

П.А. Передельский

Поволжский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

ПЕРСОНАЛА

Аннотация: В данной работе на основе всестороннего исследования научной литературы за последние годы анализируются дистанционные технологии в обучении персонала. Проанализированы современные технологии обучения персонала и использование этих технологий в высших учебных заведениях. Рассмотрены основные преимущества, дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучение персонала, технологии обучения, технологии обучения персонала.

Наш мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты, изделия. Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет, как снежный ком. Значимость человека в работе выросла в связи с усложнением производства, с одной стороны, но и стоимость человеческой ошибки существенно увеличилась. Именно поэтому в работе с персоналом появилось много различных технологий, позволяющих более успешно и своевременно заниматься развитием кадров.

Одним из основных инструментов «выживания» организации является инвестирование в людей, т.е. привлечение специалистов со стороны либо обучение и ротация собственного персонала.

Из множества технологий обучения персонала рассмотрим дистанционное обучение.

Под дистанционным обучением сегодня понимают обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется удаленно с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучаемых. В СССР и позднее в современной России такое обучение реализовывалось в первую очередь в виде заочного обучения, а затем в обучении персонала. В качестве средств коммуникации сначала выступала обычная почта, позднее электронная почта, а в современных условиях коммуникаций достаточно много и, в том числе, таких, которые обеспечивают обучение в реальном времени (голосовой и компьютерный чаты, видеоконференции, вебинары, виртуальная аудитория и т.д.).

В наше время существует много площадок для проведения вебинаров, множество программ, например, таких как Skype или

GoToMeeting, позволяющих при использовании минимального технического обеспечения провести интерактивные курсы обучения. Такие методы наиболее эффективны для компаний с большой численностью сотрудников, территориально-распределенных. Это позволит в несколько раз оптимизировать затраты на обучение. Так, например, обучение на очном двухдневном тренинге в популярных компаниях г. Екатеринбурга, оказывающих услуги по обучению с привлечением квалифицированных тренеров, курс для группы сотрудников в 12 человек обойдется компании в 100-180 тысяч рублей. В выборку попали такие компании, как ЧУ ДПО «Высшая экономическая школа», ООО «Центр - бизнес образования», НОУ «Образовательный центр профессионал», ООО «Аудиторско-консалтинговое партнёрство Маминой». Дистанционный курс с тестированием такого же количества сотрудников будет стоить около 20 тысяч рублей: налицо десятикратная экономия.

Рассмотрим и проанализируем преимущества дистанционного обучения:

1. Оптимизация затрат на обучение, один из ключевых факторов актуальности

дистанционного обучения в современных условиях.

2. Возможность охватить большие группы обучающихся, в том числе территориально-распределенных, дистанционное обучение доступно в любом уголке нашей страны и за рубежом.

3. Трансляцию обучения можно проводить в любое время, что обеспечивает гибкий подход к проведению обучающих мероприятий.

4. Для внедрения дистанционного обучения необходимы минимальные технические возможности организации, как правило, такие возможности уже есть у каждого работодателя, а именно: интернет, компьютеры, доступ к специализированным программам, например, таким, как Skype.

5. Отсутствует необходимость держать большой штат сотрудников, занимающихся обучением и развитием персонала, а также нет необходимости в штатных лекторах и спикерах.

6. Большим преимуществом для сотрудников является возможность возвращаться к пройденному материалу в любое время.

7. При использовании дистанционного обучения повышается возможность точной и достоверной оценки эффективности результатов. Компьютерные технологии, правильно простроенные инструменты контроля, возможность сбора статистических данных и аналитики позволяют легко просчитать эффективность мероприятий, направленных на обучение персонала.

8. При выстраивании сложного и продуманного «софта» появляется возможность отслеживания потребности в обучении того или иного сотрудника, в зависимости от того, какими программа он интересуется в интернете.

9. Возможность получения обратной связи об обучении «здесь и сейчас». После прохождения курса участник может оценить работу преподавателя, написать свои отзывы, заполнить анкеты об удовлетворенности обучением и высказать свое мнение по курсу. Это расширяет горизонты оценки и позволяет собирать информацию для дальнейших исследований.

10. Наличие звукового и визуального восприятия позволяет донести нужную

информацию в больших объемах разным людям с разным восприятием информации с точки зрения психофизиологии.

11. Использование интерактивных подходов в дистанционном обучении позволяет повысить время активной вовлеченности слушателей. Мини-кейсы, дискуссии, тесты, обмен опытом посредством чата позволит удерживать публику и возвращать к процессу обучения.

12. Преподаватель и ученики могут проходить обучение в комфортной для себя обстановке, исключая многие факторы, которые могут помешать процессу обучения.

Рассмотрим на примере одну из технологий дистанционного обучения:

В Ярославском государственном университете имени П. Г. Демидова на факультете филологии и коммуникации пока нет возможности использовать специальную систему дистанционного обучения, однако студенты получили возможность слушать лекции известных профессоров из Москвы, Воронежа и других городов, не выезжая из Ярославля: обучение ведется через популярную сегодня систему «скайп».

Так, в течение этого года дистанционно читали лекции профессор, доктор филологических наук Светлана Григорьевна Тер-Минасова (курс «Языки культура» для студентов-бакалавров направления «Прикладная филология»), профессор, доктор филологических наук Иосиф Абрамович Стернин (курс «Методы филологических исследований»), профессор, доктор филологических наук Владимир Ильич Карасик (курс «Культурологические процессы коммуникации»), доцент, кандидат филологических наук Татьяна Анатольевна Тернова (курс «История теоретико-литературных течений и современный литературный процесс») для магистров по программе «Филологическое обеспечение массовой коммуникации» и некоторые другие преподаватели.

научный журнал

Как мы можем видеть, что для дистанционного обучения не требуется закупка специальной аппаратуры и программного обеспечения. Такую технологию могут использовать организации для обучения персонала.

В реализации технологии дистанционного обучения в корпоративном образовании важную роль играет педагогический субъект. Его специфические черты проявляются в двух аспектах: при разработке дистанционного учебного курса и при организации педагогической поддержки обучающегося в учебном процессе в ходе его освоения дистанционного курса.

При этом изучение практики реализации корпоративной системы дистанционного обучения позволяет говорить о том, что первый из названных аспектов является преобладающим.

Педагогический субъект может быть рассмотрен как индивидуальный, либо как коллективный. В последнем случае он представлен командой, которая занимается разработкой и реализацией электронных курсов.

Команда, обеспечивающая разработку и продвижение электронного обучения в компании, может состоять из руководителя проекта (педагог, психолог), программиста, дизайнера (разработчика интерфейса).

При этом следует отметить, что важную роль в электронном обучении играет педагог, обеспечивающий сопровождение и поддержку обучающегося. В системе электронного обучения педагог выступает в роли тьютора. Понятие «тьютор» в современной педагогической теории и практике пока не является обоснованным и однозначно понимаемым. На практике тьюторами чаще называют педагогических сотрудников, которые сопровождают обучающегося в системе дистанционного обучения.

Применительно к корпоративному обучению можно принять определение, которое дается Е. Тихомировой: «Тьютор (от англ. tutor -наставник) - методист виртуального учебного класса, управляет самостоятельной работой обучающихся и учебным взаимодействием, оказывая методическую и информационную помощь с использованием интерфейса тьютора, в котором отражаются процесс обучения группы и отчеты по результатам».

К педагогу (тьютору) дистанционного обучения предъявляются специфичные требования, которые опираются, прежде всего, на его профессиональные навыки. Тьютор должен владеть методологией адаптации существующего курса к условиям дистанционного обучения; методикой составления и использования текстовых заданий; уметь организовывать самостоятельную работу слушателей с использованием технологий дистанционного обучения.

Подводя итог, отметим, что по мнению HR-специалистов, развитие дистанционных технологий обучения позволяет решать не только прикладные задачи

формирования и закрепления норм корпоративной культуры, но и более глобальные, стратегические задачи развития компаний, в частности:

- адаптировать в коллективе новых сотрудников;

- ассимилировать новых менеджеров;

- снижать текучесть кадров;

- проводить аттестацию и оценку персонала;

- проводить обучение и развитие персонала (в том числе обновление знаний, развитие деловых навыков, культивирование определенных эмоций и отношений);

- обеспечивать сохранение «культурного наследия» компании, укреплять и развивать сложившуюся корпоративную культуру.

Библиографический список

1. Дроздова А.А. Современные информационные технологии в управлении корпоративными знаниями на примере систем дистанционного обучения банковского персонала // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2012. № 14-2. С. 173-177.

2. Лавина Т.А. Подготовка преподавателей специальных дисциплин к использованию возможностей дистанционных технологий в процессе обучения менеджеров по персоналу (на примере LMS «MOODLE») // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 244.

3. Парилов С.Л., Коновец Л.Н. Дистанционные технологии в системе повышения квалификации лаборантов судебно-медицинской экспертизы // Судебная медицина. 2016. Т. 2. № 2. С. 53-55.

4. Шадриков В.Д. Информационные технологии в образовании информационные технологии и дистанционное обучение // Телекоммуникации и информатизация образования. 2001. № 1. С. 23-28.

5. Горбонос Ф.В., Павленчик А.О., Павленчик Н.Ф. Использование интернет-технологий в дистанционном обучении // Никоновские чтения. 2012. № 17. С. 373-376.

6. Ананченкова П.И., Мустаева Н.Г. Корпоративное обучение, корпоративная культура, корпоративное поведение: формирование и развитие на основе дистанционных технологий // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 2 (80). С. 78-82.

7. Сурнина Т.В. Дистанционное обучение как технология корпоративного образования // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 1 (14). С. 11.

8. Саттарова О.Е., Ярыгина Т.И. Анализ затрат на обучение с использованием дистанционных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 85.

9. Зайферт Г.В. Обучение средствами дистанционных образовательных технологий // Педагогическое образование на Алтае. 2012. № 1. С. 530-532.

10. Прохорова С.Н. Использование скайп-технологий в дистанционном обучении // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2014. № 3. С. 83-86.

11. Рябинина Е.В. Использование дистанционных образовательных технологий при обучении // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-9. С. 121123.

12. Соловьев А. Сущность и особенности дистанционного обучения персонала // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 1. С. 94-96.

13. Селиванова Е.Ю., Коропец О.А. Эффективность использования современных систем дистанционного обучения персонала в условиях кризиса // Human Progress. 2016. Т. 2. № 11. С. 4.

14. Долженко Ю.Ю., Чикота Е.Ю., Позднякова А.С. Рекомендации по повышению квалификации персонала организации с использованием дистанционных форм обучения // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2016. № 1. С. 49.

15. Карпова Л.И., Никитин Д.А. О применении дистанционных образовательных технологий // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. № 191. С. 105-109.

16. Клевцов О.И., Мухаметов Д.А. Понятие технологии обучения персонала // Аллея науки. 2016. № 4. С. 298-301.

17. Глухенький А.Н., Глухенькая Н.М. Технологии обучения и развития персонала: комплексный подход //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 16. С. 123-125.

18. Сергучев П.А. Совершенствование организации обучения персонала // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2016. № 26. С. 66-71.

19. Рожкова М.В., Погиба А.В. Система обучения персонала в организации // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 25. С. 63-68.

20. Серикпаев Е.А., Ковшова Т.П., Цапова О.А. К вопросу об обучении и развитии персонала // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.

2016. № 8 (18). С. 129-137.

21. Мавлюбердинова А.В., Рублёва О.А., Новиков А.Н. Методы и методики проведения внутрифирменного обучения персонала // В сборнике: Актуальные вопросы инновационного развития транспортного комплекса Материалы 3-ей Международной научно-практической конференции. под общей редакцией А.Н. Новикова. 2013. С. 59-62.

22. Вавилина Е.О., Добровольская А.А., Меркушова Н.И. Современные технологии управления персоналом // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 9. С. 89-94.

23. Сухаева А.Р. Эффективность повышения качества профессиональной подготовки специалиста // Актуальные вопросы аграрной науки. 2012. № 3. С. 29-31.

24. Золотухина О.Э., Комышова Л.Н. Дистанционное обучение персонала в современном обществе // В сборнике: Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие: Материалы межвузовской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Воронежский филиал. 2016. С. 24-28.

25. Соколова Е.С. дистанционное обучение как современный метод развития персонала // В сборнике: Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях.

2017. С. 116-119.

Научный руководитель - А.Л. Фурсов, к.э.н., доцент кафедры управления персоналом Поволжского института управления им. Столыпина П.А. - филиала РАНХиГС.

научный журнал

P.A. Peredelskiy

Remote technologies in staff training

Abstract. In this paper, on the basis of a comprehensive study of scientific literature in recent years, remote technologies in staff training are being analyzed. The modern technologies of personnel training and use of these technologies in higher educational institutions are analyzed. The main advantages of distance learning are considered.

Keywords: distance learning, personnel training, teaching technologies, personnel training technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.