УДК 004
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-5-1200-1203
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
© М.С. Чванова1'2*, И.А. Киселева2*
1) Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского 109004, Российская Федерация, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73
E-mail: [email protected] 2) Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Настоящая работа посвящена обзору литературы, относящейся к ключевым проблемам дистанционного обучения в сети Интернет, анализу проблем и последствий применения Интернета как среды, в которой реализуется технология дистанционного обучения. Рассмотрены преимущества и недостатки дистанционных образовательных технологий. Проанализированы основные проблемы дистанционного обучения, связанные с проблемами технического характера, разработкой технологии обучения, проектированием обучающих программ. Даны практические рекомендации по решению рассмотренных проблем.
Ключевые слова: дистанционное обучение; Интернет; проблемы дистанционного обучения
ВВЕДЕНИЕ
Ученые занимаются проблематикой дистанционного обучения в сети Интернет со второй половины 1990-х гг. Уже тогда было констатировано, что обучение в Интернете привлекает не только возможностью обеспечения оперативной обратной связи между обучаемым и обучающим на расстоянии по Сети, увеличением числа «степеней свободы» в выборе «маршрута», темпа и содержания обучения, средств представления знаний, но и постоянной актуализацией учебного материала с наименьшими затратами. Однако широкое распространение компьютеров, появление Всемирной сети не только открыло большие возможности для обучения населения всех возрастных категорий, но и породило множество проблем.
Основные проблемы дистанционного обучения в сети Интернет некоторые ученые связывают с организационными вопросами, касающимися технологии разработки и внедрения компьютерных систем и их приложений с точки зрения дидактики [1-3], а также с проблемами построения компьютерных сетей и написания программных продуктов [2; 4-5].
М.С. Чванова и М.В. Храмова проблему дистанционного обучения видят в самой технологии обучения, которая не может в полной мере раскрыть индивидуальность человека. Дистанционное обучение с богатым набором видео-аудио, графики, анимации технологично по своей сути. Такая технологичность предусматривает достижение определенных эталонов в обучении, что плохо согласуется с понятием индивидуальности человека, полной свободой в выборе своей жизни во всей ее полноте, в т. ч. и в выборе форм обучения [1].
По мнению Л.М. Блинковой, Н.В. Ушаковой, проблема дистанционного обучения при организации проектной деятельности в рамках разработки проекта
заключается в необходимости разработки критериев оценки проекта [2].
В этой связи М.С. Чванова, И.А. Киселева, А.А. Молчанов при оценке эффективности проекта предлагают использовать экспертные системы на основе аппарата теории нечетких множеств. Авторами построен прототип экспертной системы для дистанционного обучения, внедренный в систему дистанционного обучения «MOODLE», разработанный на основе четкой модели представления знаний с использованием скриптового языка PHP среды разработки Moodle [3].
0.Н. Апанасенко, Е.В. Малюкова анализируют опыт дистанционного образования в России и выделяют несколько насущных проблем данной формы обучения [4].
1. Проблема идентификации личности студента при выполнении зачетных заданий. Названная проблема является одной из наиболее актуальных и имеет нравственный аспект в связи с тем, что от имени студента, обучающегося дистанционно, зачетные задания и контрольные работы могут выполнять и пересылать в образовательные учреждения любые компетентные в той или иной области науки лица.
2. Итоговая аттестация студентов, обучающихся дистанционно. Практика показывает, что часть студентов, получающих дистанционное образование, приезжает в образовательное учреждение непосредственно на защиту дипломной работы и сдачу государственного экзамена, а другая часть студентов, как показывают реальные факты, защищает диплом и сдает государственный экзамен в интерактивной (сетевой) форме, хотя это и запрещено законодательно.
3. Ограничение в контактах студентов с преподавателем [4].
Г.М. Малиновская отмечает, что проблемы дистанционного обучения связаны с отсутствием очного
общения, жесткой самодисциплины и сознательности, контроля среди обучающихся, а также с технической оснащенностью и подбором квалифицированных специалистов по созданию обучающих курсов [5].
По мнению Е.Р. Орловой и Е.Н. Кошкиной, можно выделить следующие проблемы, присущие нынешнему состоянию дистанционных технологий в образовательной сфере России: проблема внедрения дистанционных технологий в обучение; проблема качества дистанционного обучения; проблема финансирования; проблема информирования российских студентов и слушателей о наличии качественных дистанционных курсов (отсутствие сайта в Интернете); отсутствие методик для эффективной реализации дистанционного обучения; проблема организации систем дистанционного обучения; проблема отсутствия системы обучения преподавателей с использованием ИКТ [6].
М.У. Солтогулова выделяет ряд проблем: отсутствие или недостаточность влияния человеческого фактора при дистанционном обучении; проблему адаптации методических и учебных материалов для дистанционного обучения и использования их в рамках внедрения современных информационных технологий; сложности отбора и структурирования содержания учебных дисциплин в разных моделях дистанционного образования с учетом профиля обучения; невозможность дистанционного обучения по отдельным дисциплинам и т. д. [7].
Таким образом, можно выделить 2 группы проблем дистанционного обучения:
1) проблемы, связанные с разработкой технологии обучения (отсутствие методик для эффективной реализации дистанционного обучения, выбора форм обучения, недостаточное количество электронных курсов, слабое развитие мультимедийной технологии обучения).
2) проблемы, связанные с проектированием обучающих программ (написание программных продуктов, внедрение обучающих программ при проектировании маршрута дистанционного обучения).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью определения проблематики вопросов организации дистанционного обучения в сети Интернет нами проведен опрос 553 пользователей Сети разнообразных социальных групп и сообществ посредством онлайн-опроса.
Опрос показал, что в целом большая часть респондентов используют сеть Интернет с целью «поиска новой информации» (80,7 %). Значительная часть выходит в сеть «ради общения в социальных сетях» (74,9 %), а также из-за «обучения» (44,8 %). Общая сумма превышает 100 %, поскольку респондент мог указать несколько вариантов ответа (рис. 1).
Необходимо отметить, что Интернет как образовательную среду, в т. ч. и дистанционную, используют предприниматели (80 %), аспиранты, магистранты, докторанты (65 %), а также представители научной, гуманитарной интеллигенции (учителя, преподаватели) (64,7 %).
С целью выявления проблем дистанционного обучения респонденты высказывались по вопросу: «Что Вас больше всего настораживает в обучении в сети Интернет?» с точки зрения надежности сети Интернет, отсутствия контакта с преподавателем, высокой степенью
а б в гдежз
Рис. 1. Цель использования сети Интернет (% от ответивших): а - общение в социальных сетях; б - обучение, в т. ч. дистанционное; в - работа в Сети; г - online-игры; д - поиск информации; е - занять свободное время; ж - увлечения; хобби, музыка; з - другое
50,25
35,5
18,75
14,5 ■
1 2,5
а б в г д
Рис. 2. Что Вас больше всего настораживает в обучении в Сети? (% от ответивших): а - ненадежность Интернета; б - отсутствие непосредственного контакта с преподавателем; в - высокая степень самоорганизации; г - отсутствие навыка работы в Сети; д - свой ответ
самоорганизации, отсутствия навыков работы в Сети (рис. 2).
Как видно из рис. 2, самое большое опасение вызывает у респондентов отсутствие непосредственного контакта с преподавателем. Наиболее остро это ощущают студенты старшего вузовского возраста. Вероятно, именно в этот период для обучаемых важна личность педагога-профессионала, своим примером «показывающим профессию».
ВЫВОДЫ
Проанализировав проблемы дистанционного обучения, представляется возможным сделать следующие выводы для решения данных проблем: разработка методических и учебных материалов для дистанционного обучения и использования их в рамках внедрения современных информационных технологий; внедрение обучающих программ при проектировании маршрута дистанционного обучения; применение аппарата нечеткой логики для проектирования и разработки интеллектуальной подсистемы для технологий дистанционного обучения; оценка эффективности проекта с использованием экспертных систем на основе аппарата теории нечетких множеств; интерактивность курсов и
построение правил общения в Сети для всех участников процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чеаноеа М.С., Храмова М.В. Дистанционные технологии подготовки специалистов наукоемких специальностей: некоторые аспекты внутреннего фактора перехода на новый этап развития // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2010. Т. 15. Вып. 6. С. 1943-1950.
2. Блинкова Л.М., Ушакова Н.В. Организация проектной деятельности с использованием интернет-ресурсов // Профессиональное лингвообразование: материалы 10 Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2016. С. 124-128.
3. Чванова М.С., Киселева И.А., Молчанов А.А. Выбор проекта и оценка его эффективности на основе нечетких запросов и метода экспертных оценок // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 12 (128). С. 138-150.
4. Апанасенко О.Н., Малюкова Е.В. Организационно-правовые проблемы качества и эффективности дистанционного образования в России и за рубежом // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 1 (2). С. 30-32.
5. Малиновская Г.М. Дистанционное обучение: современные проблемы // Педагогическое образование на Алтае. 2015. № 1. С. 158161.
6. Орлова Е.Р., Кошкина Е.Н. Проблемы развития дистанционного обучения в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 23. С. 12-20.
7. Солтогулова М.У. Актуальные проблемы обучения в системе дистанционного образования // Известия вузов Кыргызстана. 2016. № 5. С. 69-70.
8. Чванова М.С., Храмова М.В. Проблемы организации коммуникаций студентов наукоемких специальностей в системе открытого образования // Образовательные технологии и общество. 2011. Т. 14. № 2. С. 482-501.
БЛАГОДАРНОСТИ: Результаты получены при поддержке РФФИ по проекту: «Социологический анализ интернет-пространства как индикатора социокультурной динамики развития открытого образования», № 16-06-00176, 2016-2018.
Поступила в редакцию 18 июля 2017 г.
Чванова Марина Сергеевна, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, г. Москва, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Департамента программ высшей квалификации, профессор кафедры информационных систем; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, профессор кафедры математического моделирования и информационных технологий, e-mail: [email protected]
Киселева Ирина Александровна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий, e-mail: [email protected]
UDC 004
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-5-1200-1203
PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING ON THE INTERNET
© M.S. Chvanova12), I.A. Kiseleva2)
1)1 K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management 73 Zemlyanoi Val St., Moscow, Russian Federation, 109004 E-mail: [email protected] 2) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]
This work is devoted to review of literature related to key issues of distance learning on the Internet, analysis of the problems and consequences of the use of the Internet as the environment in which is implemented the technology of distance learning. The advantages and disadvantages of distance learning technologies. Analyzed the main problems of distance learning related to technical problems, the development of learning technologies, design of training programs. Practical recommendations for the solution of discussed problems. Keywords: distance learning; the Internet; problems of distance learning
REFERENCES
1. Chvanova M.S., Khramova M.V. Distantsionnye tekhnologii podgotovki spetsialistov naukoemkikh spetsial'nostey: nekotorye aspekty vnutrennego faktora perekhoda na novyy etap razvitiya [Remote technologies of training of specialists of high-tech specialties: some aspects of the internal factor of the transition to a new stage of development]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2010, vol. 15, no. 6, pp. 1943-1950. (In Russian).
2. Blinkova L.M., Ushakov N. Organizatsiya proektnoy deyatel'nosti s ispol'zovaniem internet-resursov [Organizing project activity by using Internet-resources], Materialy 10 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Professional'noe lingvoobrazovanie» [Materials of the 10th International Scientific-Practical Conference "Professional Linguo-Education"]. Nizhniy Novgorod, 2016, pp. 124-128. (In Russian).
3. Chvanova M.S., Kiseleva I.A., Molchanov A.A. Vybor proekta i otsenka ego effektivnosti na osnove nechetkikh zaprosov i metoda ekspertnykh otsenok [The Choice of project and evaluation of its effectiveness based on fuzzy queries, and the method of expert estimations] . Vestnik Tambovskogo universiteta, Seriya Gumanitarnye nauki — Vestnik Tambovskogo universiteta, Seriya Gumanitarnye nauki — Tambov University Review, Series: Humanities, 2013, no. 12 (128), pp. 138-150. (In Russian).
4. Apanasenko O.N., Malyukova E.V. Organizatsionno-pravovye problemy kachestva i effektivnosti distantsionnogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom [Organizational and legal problems of quality and efficiency of distance education in Russia and abroad]. Obrazovanie i nauka v sovremennykh usloviyakh — Education and Science in the Modern World, 2015, no. 1 (2), pp. 30-32. (In Russian).
5. Malinovskaya G.M. Distantsionnoe obuchenie: sovremennye problemy [Distance education: current issues]. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae — Teacher Education in the Altai, 2015, no. 1, pp. 158-161. (In Russian).
6. Orlova E.R., Koshkina E.N. Problemy razvitiya distantsionnogo obucheniya v Rossii [Problems of development of distance learning in Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 23, pp. 12-20. (In Russian).
7. Baltagulov M.U. Aktual'nye problemy obucheniya v sisteme distantsionnogo obrazovaniya [Actual problems of training in the system of distance education]. Izvestiya vuzov Kyrgyzstana — Proceedings of the Universities of Kyrgyzstan, 2016, no. 5, pp. 69-70. (In Russian).
8. Chvanova M.S., Khramova M.V. Problemy organizatsii kommunikatsiy studentov naukoemkikh spetsial'nostey v sisteme otkrytogo obrazovaniya [Problems of the organization of communication among students of high-tech specialties in system of open education].
Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo — Educational Technologies and Society, 2011, vol. 14, no. 2, pp. 482-501. (In Russian).
ACKNOWLEDGEMENTS: The results obtained under support of Russian Foundation for Basic Research on the project: "Sociological analysis of the Internet-space as an indicator of social and cultural dynamics of open education dynamics", no. № 16-06-00176, 2016-2018.
Received 18 July 2017
Chvanova Marina Sergeevna, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management, Moscow, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Higher Qualification Programs Department, Professor of Information Systems Department; Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Professor of Mathematical Modeling and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]
Kiseleva Irina Aleksandrovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Mathematical Modeling and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]
Для цитирования: ЧвановаМ.С., КиселеваИ.А. Проблемы дистанционного обучения в сети Интернет // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5. С. 1200-1203. DOI: 10.20310/1810-0198-201722-5-1200-1203
For citation: Chvanova M.S., Kiseleva I.A. Problemy distantsionnogo obucheniya v seti Internet [Problems of distance learning on the Internet]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2017, vol. 22, no. 5, pp. 1200-1203. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-5-1200-1203 (In Russian, Abstr. in Engl.).