Опыт использования системы «СКИФ» для поддержки заочной формы обучения в ДГТУ
Скляренко Анна Анатольевна к.п.н., начальник отдела методического сопровождения электронного обучения, Управление дистанционного обучения и повышения квалификации, Донской государственный технический университет ул. Нагибина 3, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863) 273-86-23 [email protected]
Аннотация
Статья посвящена описанию роли заочной формы обучения в системе образования. Рассказывается об использовании информационных и дистанционных технологий для оптимизации взаимодействия преподавателей со студентами и повышения качества образовательного процесса. В качестве примера приведена организация поддержки информационной базы методических материалов для студентов-заочников в ДГТУ.
The article deals with the description of the role of extramural learning in the education system. It says about using of information and distance technologies to optimizing of the interaction between teachers and students and to improve the quality of the educational process. The organization of the support of information base of methodical materials for external students at DSTU is given as an example.
Ключевые слова
заочная форма обучения, дистанционные технологи, учебно-методические материалы
extramural training, distance technologies, educational resources
Введение
Современной тенденцией развития высшего образования является его ориентация на различные категории студентов, в том числе работающих на производстве. Поэтому все более востребованным становится заочное обучение, безусловным преимуществом которого является возможность получения высшего образования без отрыва от работы. Студент-заочник получает возможность соотносить теорию с практикой, дополняя одно другим. Это позволяет ему быть более конкурентоспособным специалистом по сравнению с очником.
Поддержка заочного обучения в ДГТУ
Заочная форма обучения прошла определенные этапы своего становления и развития. В основе ее возникновения находилась идея соединения обучения с производственным трудом, принципы доступности и непрерывности образования для различных слоев общества.
Учитывая данную тенденцию в настоящее время во многих вузах России технологии дистанционного обучения наиболее эффективно
применяются в поддержки заочной формы обучения. Посредством дистанционных технологий студенту на начальном этапе предоставляется возможность получения учебно-методических материалов по всем дисциплинам, на последующих этапах также предусматривается возможность оперативных консультаций без явки в учебное заведение, контрольные точки по предметам также могут выполняться студентом дистанционно. При этом сдача экзаменов, зачетов и защита курсовых работ и проектов проводится в очной форме.
Портал электронного обучения ДГТУ
ИЛ 85
Пройдите переподготовку у нас! Очно-дистанционная форма!
Более 100 специальностей!
Диплом! Набор!
Рис. 1. Титульная страница портала
Благодаря современным информационным, телекоммуникационным и образовательным технологиям решается проблема компенсации недостающих заочному обучению очных занятий путем проведения этих занятий в режиме видеоконференций и обеспечения участия в них студентов с помощью средств телекоммуникаций. У студентов появляется возможность общаться друг с другом через видеоконференции в Интернете, участвовать в семинарах и деловых играх, слушать лекции в реальном времени. В режиме видеоконференции можно проводить обзорные и установочные лекции без физического присутствия в аудитории, посещая один из расположенных поблизости от места жительства или работы удаленный центр доступа к ресурсам университета.
Обеспечить качество образования при заочной форме обучения значительно сложнее, чем при очной. Качество образования зависит от поставленной работы в вузе. Традиционная заочная форма обучения, подкрепленная внедрением содержательных и технологических инноваций на базе современных дистанционных образовательных технологий, в значительной степени способствует преодолению трудностей, которые связаны с заочной формой обучения.
В связи с этим в Донском государственном техническом университете в рамках электронно-образовательной комплексной, информационной и формирующей системы «СКИФ», включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, был создан раздел «Заочное обучение». Назначение данного раздела заключается в удаленном предоставлении учебно-методических материалов для обеспечения образовательного процесса студента заочной формы обучения по всем специальностям и направлениям (рис. 1).
БмОтклпа алиггртмыя ресурса» ДГТУ
1 ■ гу|м>м
(чнпмм щмяиитриыа 1ттин м«м**м тяня!
(«им ■ ипмтцм
мфм|имиимиа«мм(1к Оир'игт*
Рис. 2. Раздел «Заочное обучение»
Материал для поддержки заочной формы обучения хранится в виде иерархической структуры, представленной на рисунке 2. Верхним уровнем структуры является специальность, нижним - архив с учебно-методическим материалом (УММ) по дисциплине.
Рис. 3. Схема хранения учебно-методических материалов для студентов заочной формы обучения
В процессе формирования УММ участвуют кафедры и деканаты. Деканаты предоставляют учебные графики, являющиеся выдержками из учебных планов. В них отображается перечень дисциплин, которые читаются на данном курсе, указывается какие дисциплины сдаются в зимнюю, а какие -в летнюю сессию, также отмечается форма контроля: зачет или экзамен. Для доступа к данной структуре используется web-интерфейс.
После выбора специальности или направления в разделе «Заочное обучение» студенту предоставляется перечень материалов по дисциплинам, читаемых в соответствии с учебным планом на данном курсе (рис. 3).
Для создания нормативной базы наполнения и функционирования раздела «Заочное обучение», направленного на обеспечение студентов заочной формы обучения актуальной учебной, методической и организационной информацией, разработано Положение о размещении электронных образовательных ресурсов для студентов заочной формы обучения на портале «СКИФ».
Рис. 4. Предоставление учебного материала по дисциплинам
В данном положении выделяются основные цели размещения ресурсов в разделе «Заочное обучение»:
1. формирование образовательной среды с использованием дистанционных технологий;
2. обеспечение студентов заочной формы обучения актуальной учебной и методической информацией;
3. экономия материальных ресурсов, предназначенных для тиражирования контента;
4. систематизация и учет контента.
Кроме этого в положении подробно описан порядок размещения электронных образовательных ресурсов и представлены образцы отчетов и служебных записок, которые необходимо предоставить при размещении материала. Также указаны сроки актуализации размещенного материала и его мониторинга.
Рис. 5. Содержание курса «Создание модели мехобработки. Задание параметров обработки»
В настоящее время разработан перечень мероприятий, направленных на дальнейшее развитие раздела «Заочное обучение» за счет использования дистанционных технологий в более широко. Это позволит получать образовательные услуги в полном объеме без отрыва от основной деятельности, вне зависимости от местонахождения обучаемого.
Для более широкого использования дистанционных технологий эффективно перевести раздел «Заочное обучение» в систему дистанционного обучения (ДО) на основе платформы Moodle. Данная система ДО является основной подсистемой портала «СКИФ». Первоначальное создание раздела «Заочное обучение» на основе Moodle являлось не эффективным, так как не рационально сводить ДО просто к удаленному предоставлению материалов. Поэтому, когда в настоящее время сформирована база учебно-методических материалов возможно рассмотреть варианты создания дистанционных курсов на их основе. Единственная, но при этом самая главная сложность, которая возникает связана с введением данных курсов и поддержание диалога со
студентами через них. Ее невозможно решить без тесного привлечения преподавателей, ведущих дисциплины у студентов заочной формы обучения.
Заключение
Привлечение преподавателей часто затрудняется, так как учебный процесс в дистанционной форме более трудоемкий и многоаспектный, чем в обычной заочной форме. Дистанционное образование сориентировано на внедрение в учебный процесс нетрадиционных моделей обучения, предусматривающих проведение видеоконференций, работу студентов с банком знаний, проектные работы, тренинги и другие виды деятельности. Для проведения лабораторных и практических занятий университет предоставляет студентам возможность участия в занятиях в реальном времени. Применение этих технологий меняет способ получения и усвоения знаний, а также взаимодействие между студентом и преподавателем. При дистанционном образовании преподаватель-координатор учебного процесса, а интерпретатором знаний является студент. Его деятельность меняется от получения знаний к их творческому поиску.
Литература
1. О.А. Захарова, А.И. Шлыкова, А.А. Скляренко и др. Портал дистанционного обучения «СКИФ» в системе профессионального обучения: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2014 -131 с.
2. И.В. Докучаева, Н.И. Захарова, О.А. Захарова, и др. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: монография. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. - 246 с.
3. О.А. Захарова, Е.Р. Разумова, О.А. Козлов [и др.]; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. Актуальные вопросы информатизации образовательного процесса: монография. - Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. - 220 с.