Научная статья на тему 'Динамика оценки студентами транспортного вуза дистанционных форм обучения'

Динамика оценки студентами транспортного вуза дистанционных форм обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КОСМОС / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING / EXTRAMURAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / DISTANCE LEARNING SYSTEM COSMOS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменкова Татьяна Леонидовна

В статье рассматривается отношение студентов транспортного вуза к дистанционному образованию. Цель исследования выявить изменение оценки студентами дистанционных форм обучения за время их применения, определить степень удовлетворенности учебным процессом и трудности, с которыми они сталкиваются. Методика и организация исследования. Основу эмпирического исследования составили методы социологического опроса в форме анкетирования, системного анализа, сравнения и обобщения, единства исторического и логического. Результаты исследования и их обсуждение. За период исследования возросло количество студентов, положительно оценивающих дистанционное обучение, особенно это проявляется в отношении к гуманитарным дисциплинам. Сохраняются трудности умение анализировать материал, давать точные ответы, вовремя выполнять задания. Выводы. Полученные результаты позволят усовершенствовать учебно-методический материал и повысить эффективность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of evaluation of the distance learning forms by transport university students

The article discusses the attitude of students of the transport university to the distance education. The purpose of the study is to identify the changes in students' assessment of the distance learning since their application, to determine the degree of satisfaction with the educational process and the difficulties they face. Methodology and organization of research. The basis of the empirical research was the methods of sociological survey in the form of questioning, system analysis, comparison and generalization, the historical and logical unity. Research results and discussion. During research period, the number of students that provide positive feedback regarding the distance learning has been increased; this is especially true with regard to the humanitarian disciplines. Challenges persist in field of analyzing material, giving accurate answers, and doing assignments on time. Conclusions. The findings will be used to improve the teaching aids and increase the effectiveness of the educational process.

Текст научной работы на тему «Динамика оценки студентами транспортного вуза дистанционных форм обучения»

2. Обвинцев, А.А. Организация физической подготовки курсантов вузов США / А.А. Обвинцев, В.А. Щёголев, А.В. Зыков // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2015. - № 4. - С. 18-27.

3. Становление и развитие теории специальной направленности физической подготовки военнослужащих / Сивак А.Н., Щёголев В.А., Собина А.Н., Сущенко В.П. // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 9-11.

4. Пашута, В.Л. Модель физической подготовки специальных подразделений для эффективного выполнения боевых задач / В.Л. Пашута, О.А. Федоренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 115-119.

5. Чернов, Д.В. Профессиограмма военнослужащих артиллерийских подразделений ВДВ -основа определения содержания общей и специальной физической подготовки / Д.В. Чернов, С.М. Ившец // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. -№ 4. - С. 54-61.

6. Щёголев, В.А. Характеристика и боевые возможности сил специальных операций Военно-морского флота Италии / Щёголев В. А., Штамбург И.Н. // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2019. - № 2. - С. 94- 98.

REFERENCES

1. Mironov, V.V. and Krasota, V.N. (2017), "Orientation of physical training of cadets of naval educational institutions - the actual problem of maintaining the educational and upcoming professional performance of graduates of naval educational institutions", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 31-38.

2. Obvintsev, A.A., Shchegolev, V. A. and Zykov, A.V. (2015), "Organization of physical training of cadets of us universities", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 18-27.

3. Sivak, A.N., Shchegolev, V.A., Sobina, A.N. and Sushchenko, V.P. (2019), "Formation and development of the theory of special orientation of physical training of military personnel", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 9-11.

4. Pashuta, V.L. and Fedorenko, O.A. (2012), "Model of physical training of special units for effective performance of combat tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (84), pp. 115-119.

5. Chernov, D.V. and Ivshets, S.M. (2017), "Professiogram of soldiers of artillery units of the airborne forces-the basis for determining the content of General and special physical training", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 54-61.

6. Shchegolev, V.A. and Shtamburg, I.N. (2019), "Characteristics and combat capabilities of special operations forces of the Italian Navy", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 2, pp. 94-98.

Контактная информация: petro16072010@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2020

УДК 378

ДИНАМИКА ОЦЕНКИ СТУДЕНТАМИ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Татьяна Леонидовна Кузьменкова, кандидат философских наук, доцент, Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта, Москва

Аннотация

В статье рассматривается отношение студентов транспортного вуза к дистанционному образованию. Цель исследования - выявить изменение оценки студентами дистанционных форм обучения за время их применения, определить степень удовлетворенности учебным процессом и трудности, с которыми они сталкиваются. Методика и организация исследования. Основу эмпирического исследования составили методы социологического опроса в форме анкетирования, системного анализа, сравнения и обобщения, единства исторического и логического. Результаты исследования и их обсуждение. За период исследования возросло количество студентов, положительно оценивающих

дистанционное обучение, особенно это проявляется в отношении к гуманитарным дисциплинам. Сохраняются трудности - умение анализировать материал, давать точные ответы, вовремя выполнять задания. Выводы. Полученные результаты позволят усовершенствовать учебно-методический материал и повысить эффективность образовательного процесса.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, заочная форма обучения, учебный процесс, система дистанционного обучения Космос.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p191-195

DYNAMICS OF EVALUATION OF THE DISTANCE LEARNING FORMS BY TRANSPORT UNIVERSITY STUDENTS

Tatyana Leonidovna Kuzmenkova, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Russian Open Transport Academy of The Russian University of Transport, Moscow

Abstract

The article discusses the attitude of students of the transport university to the distance education. The purpose of the study is to identify the changes in students' assessment of the distance learning since their application, to determine the degree of satisfaction with the educational process and the difficulties they face. Methodology and organization of research. The basis of the empirical research was the methods of sociological survey in the form of questioning, system analysis, comparison and generalization, the historical and logical unity. Research results and discussion. During research period, the number of students that provide positive feedback regarding the distance learning has been increased; this is especially true with regard to the humanitarian disciplines. Challenges persist in field of analyzing material, giving accurate answers, and doing assignments on time. Conclusions. The findings will be used to improve the teaching aids and increase the effectiveness of the educational process.

Keywords: distance educational technologies, distance learning, extramural education, educational process, distance learning system Cosmos.

ВВЕДЕНИЕ

Переход к информационному обществу ставит человека в новые реалии. Одна из них - это способность перерабатывать огромные потоки информации, быстро адаптироваться к вновь изменяющимся условиям. В век высоких технологий, информатизации и компьютеризации высшее образование не может функционировать обособленно, находясь в стороне от изменений, и оставаться сугубо традиционным. Специалист, выпустившийся из вуза должен не только в полной мере обладать профессиональным компетенциями, но и быть готовым в процессе своей трудовой деятельности практически непрерывно повышать свою квалификацию. Он должен в полном объеме владеть навыками и методами сбора информации, уметь осуществлять ее поиск и анализ [2].

Реализовать данные задачи помогает дистанционное обучение, которое предполагает использование информационных и телекоммуникационных систем, когда взаимодействие студента и преподавателя сведено к минимуму, то есть происходит на расстоянии полностью или частично. В России дистанционное обучение внедряется в соответствии с законодательством. Следует отметить, что в педагогической литературе целостная концепция педагогики дистанционного образования сформирована в работах Е.С. Полат, В. А. Трайнева и др. [3], а методические и организационные вопросы исследованы О.П. Околе-ловым, Т.М. Хусяиновым и др. [1; 4].

ЦЕЛЬ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе проведения исследования была поставлена цель проанализировать и определить изменение оценки студентами, обучающимися в транспортном университете дистанционных форм и методик обучения, которые применяются с 2005 года. Это позволило сформулировать задачи: выявить причины изменения оценки студентами дистанционного образования, сравнить удовлетворенность образовательным процессом при использовании

технологий ДО за весь период исследования, определить эффективность преподавания дисциплин, выявить различие в оценке проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения с использованием дистанционных технологий.

В Российской открытой академии транспорта Российского университет транспорта (далее РОАТ), г. Москва обучение проводится по заочной форме обучения. Современные тенденции развития образования, форма обучения, а также удаленность студентов от вуза способствовало тому, что с 2005 года начали внедряться дистанционные формы обучения у некоторых специальностей. В частности, «Национальная экономика», «Автоматика, телемеханика и связь», «Электрический транспорт железных дорог». Для этого была создана система дистанционного обучения КОСМОС (СДО КОСМОС). Все учебные и учебно-методические материалы размещены в данной системе. У студентов была возможность прослушивать видеолекции, общаться с преподавателем онлайн в режиме «Конференция» и проходить промежуточную аттестацию в форме тестирования. Но значительная часть учебных занятий проходила во время сессии, то есть офлайн.

С 2016 года начался новый этап внедрения дистанционного обучения. Дистанционное обучение введено у всех без исключения специальностей (технических и экономических). В частности, в системе КОСМОС проходят практические занятия по всем дисциплинам и контроль самостоятельной работы. В зависимости от кафедры и выбора дисциплины, также проводятся вебинары. У специальности «Магистральный транспорт» 1-3 курса обучение проходит полностью дистанционно.

Для сравнения оценки студентами дистанционных форм обучения, выявления изменений и определения их причин были взяты результаты социологического опроса, который проводился со студентами 1-2 курсов РОАТ в 2007 году и результаты исследования 2019 года. В 2007 году в анкетном опросе приняло участие 242 человека, обучающихся с элементами ДО. В 2019 - 680 человек, это студенты 2-3 курса (первый курс не участвовал, так как исследование проводилось в октябре-декабре).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам проведенного исследования среди участников преобладают мужчины - 64% (2019 год) и 59% (2007 год), женщин соответственно 36% и 41%. Это объясняется профилем вуза, женщины преимущественно обучаются на экономических специальностях. Распределение по возрастным группам следующее: 18-24 года - 27% (2019) и 14% (2007); 25-29 лет - 23% и 24%; 30-34 - 26% и 28%; 35-39 лет - 17% и 22%; 40 лет и старше - 7% и 12% соответственно. Большой процент студентов в возрасте 25 лет и старше объясняется заочной формой обучения, а также необходимостью получать высшее образование, соответствующее сфере занятости и для карьерного роста. В Москве проживает 31% (2019) и 29% (2007), в городах численностью до 100 тысяч человек и сельской местности - 32% и 29%. Здесь видим определенное постоянство, чего не скажешь об уровне образования. 16% в 2019 г. имеет высшее образование и получает в РОАТ второе (в 2007 г. таких было 21 %), 44% со средним специальным (32% в 2007 г.) и со средним - 40% (47% в 2007 г.). Цифры изменились незначительно, но, тем не менее, 12 лет назад среднего специального образования вполне было достаточно для работы в транспортной отрасли, в частности на железнодорожном транспорте, в то время как сегодня возрастают требования к знаниям, квалификации и образованию в целом. Большинство студентов работает - 91% (2019 г.) и 88% (2007 г.), из них по специальности - 69% и 64% соответственно, больше всего занято в транспортной сфере.

На ключевой вопрос анкеты «Как Вы относитесь к формам дистанционного обучения в РОАТ и работе в СДО КОСМОС?» были даны следующие ответы: 67% ответили о положительном отношении, 23% - отрицательно, 10% затруднились с ответом. Следует отметить, что в группе, обучающейся полностью дистанционно (специальность «Магистральный транспорт») ответы распределились так - 58% положительно, 40%

отрицательно и только 2% затруднились с ответом. В 2007 году ситуация была, примерно, как и у полных «дистанционщиков», за исключением ответа «затрудняюсь» - 53%, 29% и 18% соответственно. Это можно объяснить тем, что в исследовании принимали участие студенты 1 курса (отсюда процент затруднения), которые до конца на тот период времени не разобрались с методикой обучения, а также недоступностью для многих интернета и даже порой отсутствием компьютера.

Вопрос: «Как вы относитесь к проведению занятий по гуманитарным дисциплинам и физической культуры в дистанционной форме?» показал, что 76% относятся положительно, 21% отрицательно и 3% затруднились с ответом (в 2007 г. - 44%, 41% и 15%). 12 лет назад большая часть студентов, ответившая отрицательно пояснила, что на таких предметах, как история, философия, культурология и т.д. на первом месте стоит реальное общение с преподавателем. Традиционно закрепилось мнение о воспитательном потенциале, который несут гуманитарные дисциплины. Зачастую и сам преподаватель - это тоже образец для подражания, носитель ценностей и культуры.

Результаты ответов на вопрос «Как Вы относитесь к проведению занятий по техническим дисциплинам в дистанционной форме?» таковы: 39% положительно, 59% отрицательно и 2% затруднились. В 2007 г. - 27%, 65%, 8% Такое положение объясняется сложностью технических дисциплин, особенно при заочной и дистанционной формах обучения. Здесь необходимо в большей степени живое общение с преподавателем, подробное объяснение, возможность получить консультацию офлайн и т.д.

На вопрос «Хватает ли Вам учебного и методического материала, размещенного в СДО КОСМОС?» были получены ответы: 71% отметил, что всего достаточно, и 29% - не хватает (2007 г. - 56%, 44%).

Говоря о плюсах дистанционных форм обучения, следует назвать наиболее часто встречаемые ответы: это интересно (78% и 71%, как видим здесь за 12 лет ничего не изменилось), экономит время и деньги (72% и 36%), дисциплинирует (59% и 47%), дает знания по использованию новых технологий (52% и 24%), дает возможность учиться при загруженности на работе (37% и 16%).

Вопрос: «Укажите минусы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий» показал, что более 60% назвали нехватку времени, занятость на работе, проблемы технического характера, 28% - трудно себя организовать и заставить в межсессионное время (в 2007 году таких вариантов ответов не было, т.к. все обучение укладывалось в сессионный период). 26% опрошенных (17% в 2007 г.) устраивает все, и они полностью поддерживают дистанционное образование. В 2007 году около 40% студентов отмечали трудности, связанные с отсутствием компьютера дома и возможностью работать в СДО КОСМОС только в вузе. Сегодня же за дистанционное обучение выступают, живущие удаленно от вуза (89%) и в сельской местности (97%), хотя именно последние в качестве основной трудности называют плохое качество интернета.

ВЫВОДЫ

Обобщая полученные данные и проведя сравнительный анализ результатов анкетирования, направленного на определение оценки студентами обучения с использованием дистанционных технологий в транспортном вузе и ее динамику, можно сделать следующие выводы. За время, прошедшее с момента введения элементов ДО в РОАТ, дистанционные формы образования, онлайн-технологии стали реальностью. Произошло существенное изменение, преобразование и дополнение электронного контента. За исследуемый период возросло количество студентов положительно оценивающих использование дистанционных технологий в заочном образовании. При этом приоритет по использованию онлайн-методик они отдают гуманитарным дисциплинам, что объясняется спецификой транспортного вуза. Многие проблемы, выявленные в ходе проведенного исследования, имеют субъективные причины: неспособность организовать себя и встроиться в учебный график,

неумение перерабатывать самостоятельно большие объемы и потоки информации, анализировать ее, решать в процессе обучения творческие задачи. Все это вызывает необходимость совершенствования методики преподавания дисциплин в новых условиях, учебно-методической и технологической базы в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Околелов, О.П. Дидактика дистанционного образования : монография / О.П. Околелов. -Москва : Директ - Медиа, 2013. - 98 с.

2. Сергеева, С.В. Концепция развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=11257 (дата обращения: 04.02.2020).

3. Трайнев, В.А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика) : монография / В.А. Трайнев. - Москва : Дашков и К, 2015. - 255 с.

4. Хусяинов, Т.М. Основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (МООС) как образовательной технологии / Т.М. Хусяинов // Наука. Мысль. - 2015. - № 2. - С. 21-29.

REFERENCES

1. Okolelov, O.P. (2013), Didactics of distance education, Direct-Media, Moscow.

2. Sergeeva, S.V. and Voskrekasenko, O.A. (2014), "The concept of the development of continuing education in a technical university as a multi-level educational complex", Modern problems of science and education, No. 1, available at: www. science-education.ru/ru/article/view?id=11257.

3. Trainin, V.A. (2015), Electronic educational resources in the development of the information society (generalization and practice), ITC "Dashkov and K", Moscow.

4. Khusyainov, T.M. (2015), "The main characteristics of mass open online courses (MEP) as an educational technology", Science. Think, No. 2, pp 21-29.

Контактная информация: tatyana_smol@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.02.2020

УДК 796.42

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ГРУППАХ ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Роман Сергеевич Кулешов, ассистент, Башкирский государственный педагогический

университет им. М. Акмуллы, Уфа

Аннотация

В данной статье представлены результаты педагогического эксперимента, в котором в тренировочные занятия спортсменов экспериментальной группы была внедрена индивидуальная траектория развития физических способностей легкоатлетов 10-12 лет с нарушением интеллекта в группах этапа начальной подготовки. В ходе проводимого исследования были учтены организационно-педагогические условия построения индивидуальной траектории: состав и уровень развития ведущих мотивов, уровень мотивации, взаимосвязь физических способностей с ведущими мотивами, уровень физической подготовленности, допустимая индивидуальная нагрузка в физических упражнениях, состав средств и методов реализации индивидуальной траектории, корректировка нагрузки с учетом индивидуальных показателей уровня физической подготовленности и мотивации. Предполагалось, что внедрение в тренировочный процесс индивидуальной траектории развития физических способностей легкоатлетов 10-12 лет с нарушением интеллекта в группах этапа начальной подготовки, положительно скажется на уровне мотивации испытуемых.

Ключевые слова: индивидуальная траектория, физические способности, мотивация, адаптивный спорт, адаптивная физическая культура, легкая атлетика, дети с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.