УДК 378
Kuzmenkova T.L., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Russian Open Transport Academy of the Russian University of Transport (MIIT) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Demochkin A.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Smolensk Institute of Economics of Saint Petersburg University of Management Technologies and Economics (Smolensk, Russia), E-mail: [email protected]
EXPERIENCE WITH THE APPLICATION OF ONLINE TECHNOLOGIES IN TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES AT A TECHNICAL UNIVERSITY. The
paper deals with the process of introducing distance learning educational technologies in a technical university for part-time students. Various forms of distance learning used in teaching subjects of the humanitarian cycle at the Russian Open Academy of Transport are examined and characterized, the positive and negative aspects are identified, the educational and methodological base is evaluated, and the applied teaching methods used are described. A sociological survey showed the students' positive attitude towards the use of online technologies. The authors conclude that the educational process based on distance technologies is an accomplished fact. Their use contributes to the individualization and democratization of the educational process. At the same time, the students need to develop independent work skills, critical thinking, creativity, a communication culture and self-organization.
Key words: informatization, individualization, distance learning, online technologies, humanitarian disciplines.
Т.Л. Кузьменкова, канд. филос. наук, доц., Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта (МИИТ), г. Москва, E-mail: [email protected]
А.В. Демочкин, канд. ист. наук, доц., Смоленский институт экономики Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, г. Смоленск, E-mail: [email protected]
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В данной статье рассматривается процесс внедрения дистанционных образовательных технологий в техническом вузе для студентов, обучающихся заочно. Рассмотрены и охарактеризованы различные формы дистанционного обучения, применяемые при преподавании дисциплин гуманитарного цикла в Российской открытой академии транспорта, выявлены положительные и отрицательные стороны, дана оценка учебно-методической базы, описаны применяемые методы обучения. Проведенный социологический опрос показал положительное отношение студентов к использованию онлайн-технологий. Авторы делают вывод о том, что учебный процесс на основе дистанционных технологий является свершившимся фактом. Их применение способствует индивидуализации и демократизации учебного процесса. При этом необходимо развивать у студентов навыки самостоятельной работы, критическое мышление, креативность, культуру общения и самоорганизацию.
Ключевые слова: информатизация, индивидуализация, дистанционное обучение, онлайн-технологии, гуманитарные дисциплины.
Образование и наука являются главными производительными силами постиндустриального и постэкономического общества. Актуальность темы данной статьи определяется тенденциями развития современного образования в целом и высшего технического образования в частности. В первую очередь здесь необходимо рассматривать компьютеризацию, информатизацию и индивидуализацию процесса обучения. В современной высшей школе это реализуется благодаря введению инновационных форм обучения, к которым относится использование онлайн-технологий, или технологий дистанционного обучения.
Дистанционное образование стало реальностью не только в мире, но и в России. Сегодня продолжается его теоретическое осмысление и эмпирическое исследование в первую очередь с целью повышения качества.
Проведя ретроспективный анализ развития и использования дистанционных форм обучения в России, необходимо отметить, что впервые о нем заговорили в 1990-е годы. Тогда же помимо появления теоретических работ были предприняты попытки внедрения и использования его на практике. Переломным моментом в использовании дистанционных технологий в российских вузах стал период 2005 - 2007 гг. В это время создается большое количество систем дистанционного обучения, в основном локальных. А с 2008 года идет ускорение во внедрении и совершенствовании онлайн-технологий на разных уровнях образования. Возможным такое стало благодаря не останавливающемуся развитию технологий. И можно предположить, что темпы будут только увеличиваться.
Система дистанционного образования с момента его появления и до сегодняшнего дня существенно изменилась. «От переписки через почтовые отделения (их можно рассматривать как некоторую предтечу дистанционным технологиям) до «онлайн-образования», включающего в себя различные форматы и методы передачи информации» [1, с. 28].
Рассматривая степень изученности проблемы, необходимо отметить, что значительный вклад в разработку педагогики и методики дистанционного образования внесли Т.П. Зайченко, Е.А. Колганова, Е.С. Полат, И.В. Роберт,
A.В. Соловов, А.Ю. Уваров и др. В их трудах поставлена проблема разграничения понятий «дистанционное образование», «дистанционное обучение» и «дистанционные образовательные технологии», приводятся различные классификации форм дистанционного обучения с подробным описанием, анализируются технические и технологические возможности для внедрения дистанционного обучения, выявляются и рассматриваются достоинства и недостатки и т.д.
Особенностям применения дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования посвящены работы И.Х. Бикмухаметова, М.В. Герасименко, А.П. Егоршина, П.А. Ухова и других. Учитывая специфику данной статьи, интерес представляют труды А.Б. Бакурадзе, А.Б. Ольнева,
B.И. Писаренко, в которых рассматривается дистанционное обучение в высшей технической школе по различным дисциплинам, включая гуманитарные.
Рассматривая дистанционные образовательные технологии, можно столкнуться с тем, что порой происходит подмена понятий, нет четкого понимания, в чем отличие дистанционного образования от дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под дистанционным образованием будем понимать образование на основе дистанционного обучения. В свою очередь, дистанционное обучение (ДО) - это такое обучение, когда при удаленности учителя и ученика, преподавателя и студента друг от друга территориально и географически учебный процесс идет при использовании информационных и телекоммуникационных технологий. При этом дистанционное обучение может быть как полным, так и частичным. Также наряду с понятиями дистанционное обучение и дистанционные технологии будем использовать термины онлайн-обучение и онлайн-технологии.
У вуза при переходе к онлайн-обучению есть возможность выбора его форм или их сочетания:
- объединение очных и полностью дистанционных форм;
- сетевое обучение в форме автономных курсов;
- сетевое обучение с использованием кейс-технологий;
- интерактивное телевидение и видеоконференцсвязь [2].
Также интерес представляет и классификация форм, предложенная А.В. Солововым:
- face-to-face, или лицом к лицу;
- применение аудио- и видеоресурсов;
- офлайновое использование материалов, ранее размещенных в системах ДО и сохраненных;
- использование возможностей электронной почты - E-mail;
- www - сеть Internet;
- LMS - онлайновые системы управления образованием [3].
Перечисленные формы в образовательном процессе с использованием ДО
также можно варьировать.
Объектом данного исследования является учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий, а предметом - преподавание гуманитарных дисциплин в техническом вузе на основе онлайн-технологий. Цель работы - проанализировать систему онлайн-обучения при преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе с заочной формой обучения.
Цель определила задачи: на основе личного опыта авторов охарактеризовать преподавание дисциплин «История», «Философия» и «Социология» с использованием онлайн-технологий; рассмотреть структуру курса, выявить плюсы и минусы дистанционного обучения при преподавании гуманитарных дисциплин; определить активность студентов при работе и оценить их возможности; проанализировать качество учебно-методического материала по дисциплинам; повысить эффективность преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе и дать рекомендации по дальнейшему усовершенствованию учебно-методиче-
ской базы, технической и технологической оснащенности и методике проведения занятий.
При работе над темой применялись методы системного и эмпирического анализа, сравнения и обобщения.
В Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта (далее - РОАТ) обучение студентов проходит по заочной форме. На данном этапе активно идет процесс внедрения дистанционных технологий и переход на дистанционную форму обучения. У двух специальностей («Подвижной состав железных дорог» и «Эксплуатация железных дорог») помимо групп, где обучение проходит в традиционной форме с элементами ДО, есть группы, где процесс обучения осуществляется полностью дистанционно. Выбор формы осуществляют сами студенты при поступлении. У всех остальных специальностей и направлений подготовки в учебном процессе вводятся элементы дистанционного обучения с использованием онлайн-технологий.
Дистанционное обучение у студентов, обучающихся по заочной форме, имеет много плюсов. Экономя время и деньги, оно позволяет обучаться удаленно, не выезжая на сессии. Некоторые исследователи говорят о том, что дистанционная форма наиболее применима для первого образования [4, с. 108]. Позволим себе не согласиться с этим утверждением. Большинство заочно обучающихся студентов - взрослые, так, в РОАТ в возрасте от 25 лет и старше их 84% от общего количества. Многие получают второе высшее образование, имеют среднее специальное. Взрослые более мотивированы на учебу, имея работу (в РОАТ это более 95%) приходят учиться или для получения образования по профессии, или для получения недостающих знаний, или для продвижения по карьерной лестнице. Взрослый человек «осознанно выбирает специальность, форму обучения и обучающую организацию, имеет возможность получения знаний в удобное время и в удобной форме, вне зависимости от места, где сейчас находится» [5, с. 177].
В РОАТ для проведения занятий по дистанционной форме обучения разработана система дистанционного обучения КОСМОС (СДО КОСМОС), которая позволяет обеспечить хранение, обновление и систематизацию учебных и учебно-методических материалов по всем дисциплинам для студентов всех специальностей, организовать должным образом учебный процесс и взаимодействие всех его участников (организаторов, кураторов, студентов, преподавателей, методистов и т.д.), а также проводить мониторинг дистанционного обучения.
Структура проведения занятий и освоения компетенций по дисциплинам «История», «Философия» и «Социология» при обучении на полной дистанционной форме выглядит следующим образом:
1. Лекции проходят в форме вебинаров с использованием системы Mirapolis LMS. Помимо использования технических возможностей, плюсами является также то, что вебинары доступны студентам в записи. Это является важным, так как, обучаясь дистанционно, студенты не получают справку-вызов на сессию и продолжают работать, и у многих нет возможности принять участие в он-лайн-вебинаре. Помимо этого есть возможность повторного просмотра у тех, кто вебинар посетил. Как показывает практика трехлетней работы преподавателем в данной системе, на онлайн-вебинарах присутствует от 45 до 67% студентов. Из них более 85% работает активно, но в основном применяя возможности чата, что объясняется использованием для прослушивания и просмотра вебинара смартфонов и планшетов. Роль «ведущего» соглашается примерить на себя не более 1 - 2,5%. Это говорит о недостаточной интерактивности процесса и, возможно, психологической неготовности студентов.
2. Практические занятия проводятся в режиме «Конференция» с использованием СДО КОСМОС. Студенты получают задания к рассматриваемым темам и все необходимые ссылки. Значительная часть учебных и все учебно-методические материалы по дисциплинам размещены в КОСМОСЕ. Помимо этого широко используется платформа Padlet, которая позволяет делиться видео- и аудиоматериалами, размещать презентации, документы, оставлять комментарии. Задания, предлагаемые студентам, имеют различные формы: от простых тестовых, до творческих. Использование последних - непременный атрибут изучения гуманитарных дисциплин. Выполнение творческих заданий направлено на индивидуализацию учебного процесса, раскрытие творческого потенциала студентов, развитие креативного мышления, что в современных условиях является первостепенным. На данном этапе помимо общения в «Конференции», которое может проходить как онлайн, так и офлайн (студент и преподаватель не ограничены здесь временем, например, 45 или 90 минут), используются возможности «Почты» (раздел в СДО КОСМОС), где, как правило, студенты высылают выполненные творческие задания.
3. Выполнение контрольной работы по дисциплинам «История» и «Философия». Методические рекомендации находятся в СДО КОСМОС. Студенты, выполнив контрольную работу, высылают ее в разделе «Почта» преподавателю на рецензирование.
Все творческие, контрольные и другие работы, равно как и достижения студентов по всем дисциплинам, хранятся в портфолио. Метод портфолио является достаточно эффективным в организации и проведении учебного процесса, способствует увеличению мотивации студентов и в целом дает хорошие результаты.
4. Контроль самостоятельной работы проходит в форме тестирования в указанные сроки в СДО КОСМОС согласно графику, с которым студент может ознакомиться в своем личном кабинете.
5. Зачет и экзамен по гуманитарным дисциплинам проходит в форме электронного тестирования также в определенное расписанием время. В отличие от контроля самостоятельной работы задания отличаются разноплановостью, объемом, количеством вопросов, отводимым временем и количеством попыток на их прохождение и выполнение. Заключительная часть экзамена (дисциплины «История» и «Философия) проходит в форме вебинара. На зачет последнее не распространяется.
У студентов РОАТ, обучающихся по заочной форме с элементами дистанционного обучения, учебный процесс имеет несколько отличий. Они продолжают выезжать на сессии, а часть учебных часов переведена на онлайн-обучение. Так, вебинары не проводятся, а сохраняются лекции в традиционной форме. Экзамены и зачеты студенты также сдают в режиме реального времени. Дистанционно проходят практические занятия в СДО КОСМОС, тест КСР, выполнение и рецензирование контрольной работы осуществляется в такой же форме, как и у студентов, обучающихся полностью дистанционно. Также вполне успешно применяется метод портфолио.
Сравнительный анализ отношения студентов к учебной деятельности по гуманитарным дисциплинам показал, что студенты «полного» дистанта более мотивированы и, как следствие, дисциплинированы. Так, анализ работы на практических занятиях показывает, что 87 - 89% студентов «полного» дистанта работают на «Конференции», в то время как из студентов с использованием он-лайн-технологий - всего 56 - 64%. Функцией «Почта» для отправки контрольной работы на рецензирование пользуется порядка 62 - 77% студентов смешанной формы по сравнению с 97% «полного» дистанта. Но следует отметить, что контроль самостоятельной работы в форме тестирования проходят все.
Отдельно необходимо остановиться на контроле знаний с использованием онлайн-технологий. Бесспорно, он имеет ряд плюсов, это и объективный подход, и демократичность, то есть все студенты находятся в равных условиях, незначительные временные затраты как для студентов, так и для преподавателя. По факту преподаватель только подтверждает оценку, выставленную системой. Но есть и ряд минусов, к которым относится невозможность проверить и оценить глубину знаний студентов, ни для кого не секрет, что иногда в решении тестов вполне успешно действует «метод» угадывания правильного ответа, также студенты имеют возможность найти правильный ответ в системе Интернет. Обычно в исследованиях данной проблемы называют еще и отсутствие творческой составляющей в заданиях. В нашем случае это решается так. Помимо рубежного онлайн-теста студент получает творческие задания, например, на установление причинно-следственных связей и составление исторического портрета по дисциплине «История», написание эссе по философским проблемам с обязательным приведением аргументов или составление своего статусного портрета по предмету «Социология» и тому подобное.
Анализ успеваемости по гуманитарным дисциплинам показывает, что количество неуспевающих студентов ниже в группах, обучающихся полностью дистанционно, что позволяет сделать вывод о большей их замотивированности на учебу. Но здесь наблюдается другая тенденция: 8 - 15% студентов после первого курса переводятся в группы с обычным обучением.
Как показывает практика и изучение мнения студентов о дистанционных формах обучения, более 70% положительно оценивают применение онлайн-тех-нологий при изучении гуманитарных дисциплин, но 84% из них говорят о том, что им не хватает реального общения с преподавателем. При этом динамика такова, что на 1 курсе таковых меньше, количество возрастает к 3 курсу. Анализируя активность студентов и качество обратной связи, необходимо отметить, она также увеличиваются от курса к курсу в процессе обучения.
При освоении гуманитарных дисциплин с применением онлайн-техноло-гий обращают на себя внимание следующие, кроме вышеуказанных, проблемы. Примерно 48% студентов плохо работают с большим объемом информации, не умеют анализировать тексты, сокращать и даже выбирать главное, формулировать четкие и конкретные ответы на поставленные вопросы. Такое состояние характерно не только для студентов первого курса, но и второго и третьего, хотя процент постепенно сокращается, но незначительно, достигая на 3 курсе 34%. Сложности возникают и в построении аргументов, а также в банальной формулировке определений понятий и категорий.
Таким образом, рассмотрев вопросы, связанные с использованием дистанционных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе, необходимо отметить, что ДО, действительно, позволяет студентам совмещать работу и учебу, делает доступным получение высшего образования далеко проживающим, работающим, возрастным, женщинам с маленькими детьми. Это очень удобная форма в условиях перехода к непрерывному образованию как новому этапу. В условиях современного развития общества данная система обучения является уже свершившимся фактом.
Анализ системы дистанционного обучения и ее методики позволяет назвать плюсы ДО, к которым в первую очередь относится доступность, мобильность, творчество. Но есть и существенные минусы: отсутствие или сведение к минимуму общения лицом к лицу (не только «преподаватель - студент», но и «студент - студент»), слабая самодисциплина и самоорганизованность, низкое качество учебных и учебно-методических материалов, психологическая, а порой и профессиональная некомпетентность преподавателей, слабая техническая и технологическая оснащенность. В этих условиях возникает необходимость со-
вершенствования и разнообразия учебно-методической, технической и технологической базы, изменение подготовки преподавателей. В целом же использование онлайн-технологий при изучении гуманитарных наук способствует не только
Библиографический список
получению профессиональных знаний, но и дает возможность сформировать, развить и повысить духовный, нравственный и интеллектуальный потенциал личности.
1. Бакурадзе А.Б., Баринова Г.В., Блонский Л.В. и др. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в современной высшей технической школе: коллективная монография. Москва: РУТ (МИИТ), 2018.
2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2008.
3. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: «Новая техника», 2006.
4. Долгих С.В. Инновационные образовательные технологии в преподавании гуманитарных и экономических дисциплин. Материалы международной научно-технической конференции. Москва: МГТУ «МАМИ», 2010: 104 - 112.
5. Хасуев А.Э. Особенности дистанционного обучения взрослых людей. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 177 - 178.
References
1. Bakuradze A.B., Barinova G.V., Blonskij L.V. i dr. 'Elektronnoe obuchenie i distancionnye obrazovatel'nye tehnologii v sovremennoj vysshej tehnicheskoj shkole: kollektivnaya monografiya. Moskva: RUT (MIIT), 2018.
2. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2008.
3. Solovov A.V. 'Elektronnoe obuchenie: problematika, didaktika, tehnologiya. Samara: «Novaya tehnika», 2006.
4. Dolgih S.V. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii v prepodavanii gumanitarnyh i 'ekonomicheskih disciplin. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Moskva: MGTU «MAMI», 2010: 104 - 112.
5. Hasuev A.'E. Osobennosti distancionnogo obucheniya vzroslyh lyudej. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 177 - 178.
Статья поступила в редакцию 11.02.20
УДК 378
Latyipova V.M., senior teacher, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURAL-FUNCTIONAL FORMATION PROCESS MODEL OF THE IDENTITY OF MODERN YOUTH BY MEANS OF MUSIC AND GAME FOLKLORE.
The article reveals theoretical and methodological foundations of the structural-functional modeling of formation process, based on the culture of the social development of a person; social tools that have scientific potential in terms of innovative and traditional methods are used. The author develops ideas of combining practice and theory in the context of a structural-functional analysis of the socio-cultural process; identity is considered from the standpoint of scientific modeling in terms of social communicants that determine the effectiveness of folklore. The article analyzes the prerequisites based on the implementation of the basic requirements for the construction of structural-functional models. The research describes the use of national and folk culture in modern society with the help of the methodology of studying folklore.
Key words: structural-functional model, identity formation process, modeling, scientific methodology, socio-cultural space, scientific processes.
В.М. Латыйпова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», г. Казань, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА
В статье раскрыты теоретические и методологические основы структурно-функционального моделирования процесса формирования идентичности на основе культуры социального развития личности; использован социальный инструментарий, имеющий научный потенциал в условиях инновационных и традиционных методов; автор развивает идеи соединения практики и теории в условиях структурно-функционального анализа социально-культурного процесса; идентичность рассматривается с позиции научного моделирования в условиях социальных коммуникантов, определяющих эффективность фольклора. В статье проанализированы предпосылки реализации основных требований к построению структурно-функциональных моделей; автор описывает использование национальной и народной культуры в современном обществе с применением методики изучения фольклора.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель, процесс формирования идентичности, моделирование, научная методология, социально-культурное пространство, научные процессы.
Структурно-функциональная модель процесса формирования идентичности современной молодёжи средствами музыкально-игрового фольклора - это системная совокупность социально-культурных компонентов, обеспечивающих организацию процесса, опосредованного культурными и социальными изменениями в личности. Структурно-функциональная модель связана с использованием повышения системы качества исследуемого процесса на основании культурно-типологического изменения социально-культурной среды, обусловленной внедрением эффективных технологий, формирующих музыкальную культуру личности. Модель направлена на внедрение системных компонентов, связанных с реализацией культуры социального мышления, индивидуальных свойств личности, а также социально-культурных функциональных изменений социально-культурного игрового пространства в условиях социально-культурного моделирования.
Система моделирования сегодня переживает сложный период, связанный с использованием культурных и научно-теоретических подходов, направленных на реализацию качественного процесса. Этот процесс опосредован методами, формами и приемами, связующими несколько деятельностно-мотивационных направлений социально-культурного развития личности. Однако сложность моделирования обусловлена теми позициями, которые преследует ученый, поэтому многообразные структурно-функциональные модели различаются по направленности функциональных, операционных характеристик, оставаясь неизменным в главном - в содержательном и концептуальном направлении. Концептуальные основы структурно-функциональных моделей базируются на развитии знания
методологии относительно протекания социально-культурных процессов. Содержательные основы направлены на использование законов развития личности в условиях развития ее социально-культурной активности.
Поэтому в своей основе структурно-функциональные модели отличаются по уровням развития технологического процесса и культурной коммуникации, с помощью которой этот процесс динамически разворачивается во времени и пространстве. Большую роль играет форма социальной связи личности с использованием коммуникантов социального профиля и коммуникантов культурно-творческой ориентации, которые связывают процесс в условиях четко структурированных действий функционального, а не методологического характера. Заранее жестко заданный результат негативно сказывается на творчестве, поэтому все структурно-функциональные модели стараются определить набор качественных характеристик изменяемого процесса в сторону четко сформулированного комплекса умений и навыков, присущих в целом личности, но не ограничивающих в ее развитии.
Структурно-функциональная модель определяет результат деятельности в условиях хореографии или вокально-хорового творчества в условиях сочетания музыкальной теории и практики с позиции ее связи с культурными и социальными изменениями искусства. Важно отметить, что культура моделирования сегодня опирается на использование закономерностей методической направленности процессов, которые определяются целями и задачами, имеющими контрольно-регулирующие, нормативные и социально-оценочные характеристики.