Научная статья на тему 'Генезис системы педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов в университетах России'

Генезис системы педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов в университетах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / УНИВЕРСИТЕТЫ РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирхина И. В., Беседина О. А.

В статье рассмотренгенезис системы педагогического сопровождения дистанционного обучения, что позволило проследить динамику качественных и количественных изменений в практике организации педагогического сопровождения в различные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирхина И. В., Беседина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис системы педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов в университетах России»

УДК 37.018.43-027.44:378 (470+571)

ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ

И. В. Ирхина О. А. Беседина

В статье рассмотренгенезис системы педагогического сопровождения дистанционного обучения, что позволило проследить динамику качественных и количественных изменений в практике организации педагогического сопровождения в различные исторические периоды.

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

Ключевые слова: дистанционное обучение, педагогическое сопровождение, генезис системы педагогического сопровождения дистанционного обучения, университеты России.

e-mail:

irhina@bsu.edu.ru

besedina_o@bsu.edu.ru

Современный период развития общества характеризуется радикальными изменениями, вызванными глобализацией и построением информационного общества. Эта тенденция приводит к смене парадигмы образования, переходу от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни» и развитию целой индустрии образовательных услуг, объединенных под общим названием «дистанционная образовательная модель».Как и в традиционном обучении, качество и эффективность образовательного процесса в условиях дистанционного обучения (ДО)во многом зависит преподавателя, а точнее от организации им соответствующей системы педагогического сопровождения^]. В научно-педагогической литературе система педагогического сопровождения дистанционного обучения (ПС ДО) рассматривается как совокупность взаимосвязанных действий преподавателя, реализуемая в многообразных формах и приемах, и обеспечивающая квалифицированную помощь, содействие студенту на протяжении всего учебного процесса [2].

Обращение в рамках данной статьи к генезису системы педагогического сопровождения дистанционного обучения в университетах России позволит проследить динамику качественных изменений, содержания и форм организации педагогического сопровождения в различные исторические периоды, а также определить ориентиры для организации системы педагогического сопровождения в современной практике с учетом накопленного опыта.

Изучение философской (А. Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, П. С. Анохин, Н. В. Поддубный), психолого-педагогической (М. И. Губанова, Л. Г. Тарита, Е. И. Казакова, М. Р. Битянова) литературы, а также работ в области дистанционного обучения (В. И. Овсянников, А. В. Густырь, А. А. Андреев, С. А. Щенников, В. П. Игнатьев) позволило выделить в генезисе системы педагогического сопровождения ДО России ряд этапов, которые характеризуются стадиями возникновения, становления, стабильного развития и преобразования.

Этап возникновения педагогического сопровождения связан с развитием системы «образования на расстоянии», которая возникает первоначально в деятельности центров, использующих заочное обучение с целью обеспечения самообразования. Первоначально педагогическое сопровождение «обучения на расстоянии» было организовано в виде рассылки желающим учебно-методической литературы, организации консультаций и лекций, и осуществлялось по типу «обучающийся-содержание обучения», а выбор предметов и учебников, необходимых для изучения, глубина проработки материала определялись самими обучающимися.Основным источником информации являлись книги, при этом очные контакты преподавателя с обучающимися практически отсутствовали [3].

После 1917 г. дальнейшее развитие педагогического сопровождения характеризуется созданием особой «консультационной» модели, название которой вошло в историю как «образование без визуального контакта» (заочное образование). Подготовка специалистов в системе заочного образования была вызвана потребностью развивающегося народного хозяйства страны в квалифицированных специалистах в связи с началом курса на индустриализацию и коллективизацию и невозможностью оторвать от производства требующееся большое количество человек для очного обучения.

В период 1920 - начало 1930-х гг. XX в. развитие педагогического сопровождения заочного образования осуществлялось на базе: учебных центров, обеспечивающих руководство самообразованием студентов с использованием методов заочного обучения; заочных курсов (иностранных языков, советского строительства и др.); специализированных заочных вузов (Внешкольный университет в Новочеркасске (1920), Заочная промышленная академия (1923), Центральный университет заочного обучения (1927)); заочных отделений при ряде московских вузов.Идея педагогического сопровождения заочного образования заключалась в том, что обучать студентов возможно не только при непосредственном контакте с преподавателями, но и в ходе самостоятельного выполнения учебных заданий в удобное для обучающихся время, месте и темпе. Педагогическое сопровождение «образования на расстоянии» в данный период осуществлялось следующим образом: первоначально, студенты получали темы и материал для изучения; затем студентам высылались необходимые задания, которые после выполненияотсылались преподавателям для рецензирования и оценивания. В силу нехватки специальной учебно-методической литературы иногда необходимый теоретический материал для изучения включался в сами задания[4].

Таким образом, для педагогического сопровождения рассматриваемого периода характерно осуществление взаимодействия между преподавателем и студентами путем переписки, минимальные очные контакты, отсутствие отчетности за изученный материал, текущего и итогового контроля и оценки. Вместе с тем, период 20-30-е гг. XX в. связан с появлением новых элементов и преобразований в педагогическом сопровождении заочного образования: создание специализированных структур (Бюро заочного обучения при Главпрофобре (1927)); разработка основных принципов заочного обучения (идейность, доступность, бесплатность и др.); организация взаимодействия профессиональных субъектов образования (начиная с 1919 г. проведение съездов, конференций, совещаний по вопросам заочной подготовки специалистов высшей квалификации); выпуск научных журналов по вопросам заочной подготовки специалистов высшей квалификации;введение новых форм обучения (очные лабораторные занятия, консультации, зачетные занятия по пройденному материалу), первые попытки внедрения в практику педагогического сопровождения новых технологий коммуникации и т.д. Несмотря на предпринятые меры, организация педагогического сопровождения продолжала носить хаотичный характер в связи с отсутствием четкого плана развития сети заочного обучения, единых сроков приема и обучения, учебных планов подготовки по этой форме обучения, неудовлетворительным обеспечением субъектов педагогического сопровождения учебниками, методическими пособиями и учебными программами (И. Г. Шамстудинова).

На этапе становления системы педагогического сопровождения происходит увеличение числа высших заочных учебных заведений и заочных отделений стационарных вузов [5]. В этот период осуществляется разработка и издание специальных методических пособий и материалов по организации самостоятельной работы студен-тов-заочников; возникают первые учебно-консультационные пункты, занимающиеся организацией лекций, практических занятий, инструктажем по организации и методике самостоятельной работы студентов-заочников; проводятся конференции и совещания по проблемам заочной подготовки специалистов высшей квалификации (высокий процент отсева студентов, низкий уровень подготовки кадров и т. д.), что положительно влияет на развитие системы педагогического сопровождения студентов, обучающихся на расстоянии.

Для этапа становления системы педагогического сопровождения заочного образования в России характерно копирование черт, характеристик педагогического сопровождения стационарных форм, т. к. в основу учебных планов и программ были положены соответствующие документы для высших школ очной формы обучения. В качестве характерных особенностей организации системы педагогического сопровождения можно выделить следующие положения: сессионная организация учебных занятий; уплотненность содержания аудиторных занятий, их дискретность во времени (с перерывами между сессиями на один-два месяца); организация самостоятельной работы студентов в виде отчетных письменных домашних упражнений; печатные методические разработки как основное средство педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов. Система педагогического сопровождения была направлена на контингент студентов-практиков, имеющих солидный трудовой опыт, показавших себя умелыми организаторами производства [6]. Таким образом, субъектами системы высшего заочного образования являлись взрослые люди, которые хорошо знали практику и нуждались в повышении своего теоретического уровня. Однако при организации системы ПС заочного образования не учитывались особенности этой возрастной группы обучающихся, их мотивация, потребности при поступлении в высшие заочные учреждения.

Появление новых качественных изменений в системе ПС было вызвано факторами, формирующими правовую основу заочного образования. В этот период принимается ряд важных законов и постановлений: «О системе заочного обучения» (1931 г.), «О сети заочных учебных учреждений» (1932г.), «О высшем заочном обучении» (1938 г.) и др. Данные документы позволили включить заочное обучение в общую систему подготовки специалистов высшей квалификации, определить специфику, содержание и формы «образования без визуального контакта», зафиксировать общую номенклатуру специальностей по заочному образованию, ввести курсовую систему обучения с обязательной сдачей экзаменов и зачетов, установить систему льгот для студентов-заочников. Существенным в развитии системы педагогического сопровождения рассматриваемого этапа явилось постановление СНК СССР «О высшем заочном обучении» (29.08.1938), по которому был введен строгий порядок в организацию и проведение экзаменационных сессий, отменялась заочная форма контроля, предусматривались ежегодные лабораторно-экзаменационные сессии и др. Заочное образование стало темой специальных научно-методических и учебно-методических исследований и разработок, предметом учебных курсов в педвузах и центрах повышения квалификации, а также учреждение в 1939 г. заочной аспирантуры сыграли большую роль в развитии системы ПС заочного образования.

Анализ состояния данного этапа позволяет выделить предпосылки, оказавшие положительное влияние на становление ПС заочного образования в России: социально-экономическое, политическое развитие страны; развитие сети заочных высших учреждений; формирование юридической основы заочного образования; признание эквивалентности дипломов заочной и очной форм обучения; установление системы льгот для студентов-заочников; первые попытки научного обоснования функционирования системы заочного образования, учреждение заочной аспирантуры.Вместе с тем, следует отметить факторы негативного влияния на становление системы ПС заочного образования в СССР: основными средствами системы ПС оставались печатные и дидактические материалы; низкий уровень развития почтовых коммуникаций, затруднявших обеспечение обратной связи, интерактивности между преподавателями и студентами; несовершенство учебных планов и программ; низкая обеспеченность заочников учебниками и методическими пособиями; отставание методики заочного обучения; недостаточные навыки самостоятельной работы; слабая подготовка части студентов [7].

К 1940 г., как отмечается в исследовании М. А. Евдокимова, в СССР было создано 8 вечерних и 17 заочных самостоятельных институтов, 383 вечерних и заочных отделения при стационарных вузах и сложилась система ПС заочного образования.

Дальнейшее развитие системы ПС заочного образования определялось тяжелейшими условиями военного времени, а также периодом восстановления и дальнейшего развития промышленности, сельского хозяйства первой четверти 1950-х гг XX в. Но, благодаря поддержки государства, значительным материальным вложениям, последствия войны в подготовке специалистов с высшим образованием без отрыва от производства были преодолены достаточно быстро.

Этап стабильного развития системы ПС заочного образования приходится на вторую половину 1950-х - середину 1990-х гг. ХХ в. и характеризуется увеличением числа высших заочных учебных заведений и численности студентов заочной форм: появление новых заочных вузов, резкий рост контингента студентов-заочников (в 1967 г. - более 2 млн. 383 тыс. чел., что составило более 50 % от общего числа студентов вузов страны). В период с середины 80-х - начало 90-х XX в. наблюдается стабилизация количественного роста численности студентов, обучающихся в системе высшего заочного образования. Так, по инженерно-техническим специальностям удельный вес численности студентов вечерей и заочной форм обучения в общей численности в 1985 - 1986 гг. составил 48,7 %, 1987 - 1988 - 49, 9 %, 1998 - 1989 - 48 %. Система ПС этого периода была направлена на контингент студентов, состоящий в основном из рабочей и сельской молодежи. Этому способствовало введение новых правил приема в 1957 г., предусматривающих льготы при поступлении молодежи с производственным стажем не менее 2-х лет. В 1970 - 1980-е гг. субъектами системы ПС являются не только практики, нуждающиеся в повышении квалификации, но и выпускники, желающие получить профессию [8].

К началу этапа стабильного развития сложилась определенная система ПС в рамках заочного образования, для которой характерно: унификация учебно-

методического обеспечения системы ПС заочного образования с очной формой обучения (учебные планы, программы, методические рекомендации, учебные пособия и др.); семестровая организация образовательного процесса; доминирование одного вида связи (почты) и незначительные попытки применения средств новых информационных технологий в учебном процессе; преимущественно очная форма осуществления ПС; использование различных форм организации системы ПС: самостоятельная подготовка студентов, групповые занятия (вводные, установочные, обзорные лекции, лабораторные занятия), индивидуальные занятия (межсессионные консультации).

Изучение научной литературы (А. И. Галаган, А. В. Густырь, М. А. Евдокимов, В. П. Игнатьев, И. Г. Шамстудинова и др.) позволило выделить ведущие положения в практике системы ПС заочного образования на этапе стабильного развития: расширение сети учебно-консультационных пунктов (более 200); разработка телевизионных версий лекций для студентов-заочников на основе учебных планов Всесоюзного политехнического института; создание в учебно-консультационных пунктах и филиалах вузов мультимедиатек с аудиозаписями лекций ведущих профессоров, учебные кинофильмы; обеспечение непрерывности процесса обучения посредством прикрепления студентов к преподавателю на весь период самостоятельной работы; издание методических указаний по организации самостоятельной работы студентов-заочников в межсессионный период и обеспечение студентов современной специальной учебной литературой. В этот период государство продолжало принимать активное участие в развитии системы заочного образования, что нашло отражение в постановлениях правительства, приказах министерства высшего образования. Принятие этих документов способствовало качественным преобразованиям системы ПС ДО: самостоятельная работа студента-заочника протекала под руководством преподавателей, у обучающихся появилась возможность получить индивидуальную консультацию, внести коррективы в работу, вести диалог с наставниками. Кроме этого, на этапе зрелого развития в системе ПС наблюдается укрепление связей между субъектами ПС (студентами, преподавателями, администрацией вузов).

Этап стабильного развития системы ПС характеризуется формированием межотраслевой централизованной системы разработки и создания специальных методических и дидактических материалов для студентов-заочников. Например, крупным

издательским центром становится МГПЗИ, который в середине 1980-х гг. обладал значительным опытом создания методической литературы и учебно-программной документации с целью обеспечения системы ПС на заочных отделениях педагогических вузов. Вместе с тем, методические указания носили общий характер, отмечалась недостаточная преемственность между пособиями, используемыми на разных курсах, отсутствие критериев оценки качества пособий и др. [9].

На наш взгляд, положительная динамика системы ПС стала возможна в результате поддержки и согласованной работы методических советов и методических комиссий по заочному обучению. Так, в системе высшего заочного педагогического образования на базе МГПЗИ в 1989 г. было учреждено учебно-методическое объединение с региональными методическими центрами по подготовке учителей без отрыва от производства. Центр разрабатывал документацию рекомендательного характера по усовершенствованию организации системы ПС заочного образования.

В этот период продолжаются теоретические и прикладные исследования в области высшего заочного образования, что положительно отражается на практике системы ПС. Тем не менее, несмотря на предпринятые меры со стороны правительства и педагогического сообщества, в системе ПС все еще сохраняеся ряд проблем, требующих решения: зависимость системы ПС от места и времени из-за фиксированных сроков проведения экзаменационных сессий, межсессионных консультаций; замедление взаимодействия, обмена сообщениями обучающихся и преподавателей в связи со слабой телефонизацией отдаленных, сельских районов, а также дороговизной услуг международной телефонной связи; предъявление заниженных требований к студентам-заочникам, что впоследствии отразилось на качестве подготовки выпускаемых специалистов высшей квалификации; информационная перегруженность студентов-заочников из-за получения знаний большими блоками во время учебноэкзаменационных сессий; неудовлетворительное обеспечение учебно-методическими пособиями, лабораторными кабинетами, читальными залами.

Период с середины 1990-х гг.ХХ в. по настоящее время рассматривается как этап преобразования, характеризуется переходом системы педагогического сопровождения в новое качество. В конце 1990-х гг. ХХ в. произошло замещение термина «заочное образование» на «дистанционное образование» в различных его вариациях. Развитие системы педагогического сопровождения происходило на фоне количественного увеличения числа, как образовательных учреждений дистанционной формы обучения, так и обучающихся. Субъектами педагогического сопровождения ДО являются практики, желающие повысить теоретический уровень, а также другие категории населения: абитуриенты, военнослужащие, лица с ограниченными возможностями и др. [10]. Данный этап характеризуется появлением условий, способствующих совершенствованию системы педагогического сопровождения. Если до начала 90-х педагогическое сопровождение педагогов и студентов осуществлялось преимущественно при помощи почтовых служб, то в начале XXI в. - при помощи новейших информационных компьютерных технологий (ИКТ). Особенность системы педагогического сопровождения заключается в появлении возможности постоянного контакта обучающегося с преподавателем на протяжении всего процесса обучения, а также поддержания диалога с другими обучающимися в ходе выполнения совместных работ и проектов. Изменения в практике организации системы педагогического сопровождения ДО стали возможными благодаря принятию ряда важных законов, концепций и программ по развитию ДО, в которых нашли отражение положения в отношении педагогического сопровождения (приказ №1050 от 30.05.97 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования», концепция создания и развития информационно-образовательной среды открытого образования системы образования РФ (2001)). Кроме этого, расширение контактов с зарубежными педагогами, студентами значительно обогащает опыт организации педагогического сопровождения в вузах РФ. Большой вклад в развитие системы педагогического сопровождения ДО внесли научно-исследовательские центры, научные коллективы (Российская Академия Образова-

ния, Институт общего и среднего образования РАО, МЭСИ, СГА), международная организация ЮНЕСКО. Среди факторов негативного влияния на процесс преобразования педагогического сопровождения ДО отечественные ученые (Е. С. Полат, А. А. Андреев, С. А. Щенников, В. П. Игнатьев, В. И. Овсянников и др.) выделяют: отсутствие соответствующего материально-технического обеспечения, единого подхода в обосновании и формирования направлений в организации педагогического сопровождения ДО, нормативно-правовой базы по использованию и охране интеллектуальной собственности, нежелание преподавателей, работающих в системе ДО, принимать нововведения и др.

Таким образом, генезис педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов в вузах России, прошедший путь от педагогического сопровождения «обучения на расстояние» до системы педагогического сопровождения дистанционного обучения на этапах возникновения, становления, стабильного развития и преобразования наглядно демонстрирует эволюцию содержания и форм организации взаимодействия между преподавателем и студентами.

Список литературы

1. Исаев И. Ф. Технология тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации студентов вуза. / / Научные ведомости БелГУ. - № 12 (131) 2012, Выпуск 14. - С. 160 — 168.

2. Беседина О. А. Опыт организации педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» в НИУ «БелГУ» // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2. - С. 72 - 75.

3. Цукерман В. В. У истоков высшего заочного педагогического образования // Вопросы истории и перспективы развития высшего заочного педобразования в РСФСР :межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. заоч. пед. ин-т ; отв. ред. С. М. Арлазарова. - М., 1985. - С. 54 - 73.

4. Спижанкова Г. И. Высшая заочная школа - составляющая системы непрерывного образования // Вопросы истории и перспективы развития высшего заочного педобразования в РСФСР :межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. заоч. пед. ин-т ; отв. ред. С. М. Арлазарова. - М., 1985. -С. 5 - 20.

5. Галаган А. И. Высшая школа СССР: достижения, проблемы, перспективы развития. -М. : НИИ ВШ, 1987. - 36 с.

6. Евдокимов М. А. Возникновение, развитие и функционирование системы дистанционного образования: зарубеж. и рос.опыт. - М. : Машиностроение-1, 2004. - 170 с.

7. Игнатьев В. П. Историко-педагогические основы развития заочной формы обучения в системе непрерывного профессионального образования: учеб.пособ. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. Якут. гос. ун-т. - Якутск : ЯГУ, 2002. - 91 с.

8. Евдокимов М. А. Возникновение, развитие и функционирование системы дистанционного образования: зарубеж. и рос.опыт. - М. : Машиностроение-1, 2004. - 170 с.

9. Лазарев В. Н. Высшее заочное педагогическое образование : состояние, проблемы, перспективы. - М. :Моск. гос. обл. пед. ун-т, 1996. - 144 с.

10. Ирхина И. В. Особенности повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов в Великобритании: исторический и политический аспекты. // Научные ведомости БелГУ. - № 18 (137) 2012, Выпуск 15. - С. 164 - 168.

GENESIS OF PEDAGOGICAL SUPPORT SYSTEM OF DISTANCE EDUCATION AT UNIVERSITIES OF RUSSIA

This article is devoted to the genesis of pedagogical support system of distance education. The authors present dynamics of quantitative and qualitative changes in organization of pedagogical support during various historical periods.

Keywords: distance education, pedagogical support, genesis of pedagogical support system of distance education, universities of Russia.

I. V. Irhina O. A. Besedina

Belgorod National Research University

e-mail:

irhina@bsu.edu.ru besedina o@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.