Научная статья на тему 'Проблема интеграции дистанционного обучения в систему заочного образования в языковом вузе'

Проблема интеграции дистанционного обучения в систему заочного образования в языковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ЗО) / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (ДО) / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ДОТ) / УЧЕБНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES / ORGANIZING THE PROCESS OF STUDYING SO THAT A STUDENT WORKS AUTONOMOUSLY / LEARNING BY CORRESPONDENCE / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умнягина К. А.

В статье уточняются понятия «заочное обучение», «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии»; обсуждаются проблемы заочного обучения в языковом вузе и пути его модернизации за счет интеграции средств дистанционного обучения в заочное. Дистанционные образовательные технологии рассматриваются как средство реализации эффективного взаимодействия, как возможность широкого доступа к банкам информации, включая учебные интернет-ресурсы, как способ повышения уровня мотивации обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance education technologies in foreign language learning by correspondence in language universities

The article looks at the notions “learning by correspondence”, “distance learning”, “distance learning technologies”. It discusses the problems of learning by correspondence in linguistic universities and ways to improve it using means of distance learning. Distance Learning Technologies can be viewed as a means of efficient interaction on 3 levels, as a possibility to have access to a large amount of information including educational Internet resourses; as a way to increase the level of students’ motivation.

Текст научной работы на тему «Проблема интеграции дистанционного обучения в систему заочного образования в языковом вузе»

УДК 372.881.1 К. А. Умнягина

соискатель каф. лингводидактики МГЛУ преподаватель каф. английского языка ФЗО МГЛУ e-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье уточняются понятия «заочное обучение», «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии»; обсуждаются проблемы заочного обучения в языковом вузе и пути его модернизации за счет интеграции средств дистанционного обучения в заочное. Дистанционные образовательные технологии рассматриваются как средство реализации эффективного взаимодействия, как возможность широкого доступа к банкам информации, включая учебные интернет-ресурсы, как способ повышения уровня мотивации обучающегося.

Ключевые слова: заочное обучение (ЗО); дистанционное обучение (ДО); дистанционные образовательные технологии (ДОТ); учебные интернет-ресурсы; организация самостоятельной работы студента.

Umnyagina K. A.

Postgraduate, Foreign Language Teaching Department, MSLU e-mail: [email protected]

DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES

IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING BY CORRESPONDENCE IN LANGUAGE UNIVERSITIES

The article looks at the notions "learning by correspondence", "distance learning", "distance learning technologies". It discusses the problems of learning by correspondence in linguistic universities and ways to improve it using means of distance learning. Distance Learning Technologies can be viewed as a means of efficient interaction on 3 levels, as a possibility to have access to a large amount of information including educational Internet resourses; as a way to increase the level of students' motivation.

Key words: learning by correspondence; distance learning; Distance Learning Technologies; educational Internet resources; organizing the process of studying so that a student works autonomously.

Согласно статистическим данным, в настоящее время возрастают потребности в получении высшего образования заочно, в том числе в языковом вузе. Особую важность приобретают вопросы

модернизации заочного обучения за счет применения средств дистанционного обучения.

Заочное образование определяется как одна из форм подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием без отрыва от производства, регулируемая и реализуемая государством на основе единого национального образовательного стандарта.

Как правило, заочное обучение (ЗО) предполагает самостоятельное прохождение учащимися отдельных разделов учебных курсов в соответствии со специальными планами, выполнение контрольных заданий, проверяемых преподавателями специализированных учебных заведений и очную сдачу установленных экзаменов.

Система ЗО в России существует с 1927 г. и имеет самую развитую в мире сеть образовательных учреждений. С начала 2000-х гг. популярность заочной формы обучения постоянно растет. Например, с 2005 по 2010 гг. численность студентов заочной формы образования ежегодно увеличивалась более чем на 100 тыс. человек. Кроме того, выросла доля заочно обучающихся в составе студенчества в целом. к 2010/2011 учебному году заочные студенты составили ровно половину всех обучавшихся [10]. Таким образом, статистические данные указывают на высокий спрос на заочную форму обучения.

Широко распространена точка зрения, согласно которой различие между дневной и заочной формами сводится к количеству аудиторных часов. В то время как заочное обучение - это качественно иной вид обучения, имеющий свою специфику - особенности контингента, иной способ организации учебного процесса студентов-заочников, территориальная и временная удаленность от вуза, количество времени, отводимого на самостоятельную работу.

Традиционное заочное образование в России характеризуется фаз-ностью: сессия и межсессионный период. Основу системы заочного обучения составляет сочетание самостоятельной работы студентов-заочников в межсессионный период и аудиторной работы на зимних и летних сессиях. На первом курсе для студентов дополнительно проводится установочная сессия.

В отличие от очной формы получения образования, заочное обучение позволяет совмещать производственную деятельность с получением высшего профессионального образования, дает возможность студенту работать в собственном режиме: в удобном месте, темпе,

времени, - и следовательно, обладать большей мобильностью. Кроме того, плата за заочное обучение ниже, чем за очное.

Практика показывает, что неоспоримым преимуществом ЗО является то, что при совмещении работы с учебой студент получает возможность соотносить теорию с практикой, дополняя одно другим. Это позволяет ему стать более конкурентоспособным специалистом по сравнению с очником. Выпускники заочных отделений реже сталкиваются с проблемой поиска свободных вакансий.

Обзор работ российских ученых (Н. В. Елашкина, И. И. Гурьева, В. А. Трайнев, Н. М. Мекеко, С. В. Белобородова и др.) по вопросу заочного обучения показал, что в силу отсутствия технологий и действенных средств взаимодействия с электронными ресурсами традиционно сложившаяся система заочного обучения не позволяла осуществлять оперативную обратную связь и быстрый доступ к учебным ресурсам, характеризовалась отсроченным характером контроля и инертностью. Таким образом, существовали проблемы, которые не позволяли эффективно работать системе заочного обучения.

В настоящее время, по мнению исследователей, решить обозначенные проблемы способны средства дистанционного обучения, интегрированные в систему заочного обучения.

Применительно к лингвистическому образованию, наиболее серьезные проблемы в системе заочного обучения возникают при овладении устными формами общения в межсессионный период. Несомненно, студент может самостоятельно практиковаться в таких видах иноязычной речевой деятельности, как чтение, письмо, аудирование. Тем не менее, когда речь идет об устном общении, необходимо признать, что в сложившейся образовательной ситуации оно ограниченно и обычно сводится к подготовке к предстоящему устному речевому общению в учебной аудитории либо к записи своего устного ответа на пленку как части выполнения контрольных работ-заочников (практика факультета заочного обучения МГЛУ). Следовательно, ключевыми видами самостоятельной иноязычной речевой практики являются чтение, аудирование, письмо.

В условиях длительного межсессионного периода студентов-заочников, успешность их самостоятельной работы определяется не только применением средств дистанционного обучения, но и ориентацией на продуктивную учебную деятельность. «Продуктивная

учебная деятельность трактуется как тип учебно-познавательной деятельность созидательного, творческого характера, направленной, в отличие от репродукции готовых, внешне заданных знаний, на самостоятельное «добывание» знаний и умений учащимся, накопление самостоятельного опыта учения, создание нового или усовершенствование известного новыми или уже известными способами» [8, с. 23].

Продуктивная учебная деятельность обучающегося предполагает развитие у студента учебно-познавательной компетенции. «Под учебно-познавательной компетенцией понимается способность самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, универсальная способность, обеспечивающая потребности образовательной деятельности в процессе овладения языком» [8, с. 84]. Это включает в себя способность ставить перед собой четкие задачи, выбирать средства изучения, накапливать эффективный самостоятельный опыт, опираться на рефлексивную самооценку, проводить самоконтроль.

Далее рассмотрим, как средства дистанционного обучения (ДО) могут решить проблемы заочного обучения, сделать работу студента в межсессионный период более эффективной, в том числе с позиции продуктивной учебной деятельности.

Дистанционное обучение - это процесс обучения, в котором обучающий и обучающийся географически разделены и для организации учебного процесса опираются на электронные средства и печатные пособия. Согласно Федеральному закону «Об образовании», дистанционные образовательные технологии могут применяться при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования, а целью их использования является не только доступность образования, но и повышение его качества. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников [18].

В рамках личностно ориентированного образования дистанционное обучение определяется как «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты образования, имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, который направлен на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) самих субъектов образования» [19, с. 57].

К основным чертам дистанционного обучения Е. С. Полат относит [13]:

1) гибкость (обучаемые работают в удобное время, темпе, месте);

2) модульность;

3) экономическая эффективность (ДО на 50 % дешевле традиционных форм образования);

4) новая роль преподавателя: преподаватель управляет учебными группами, помогая студентам в самоопределении. Функции — координация познавательного процесса, корректировка курса, консультации, руководство;

5) специализированный контроль образования — использование дистанционно организованных экзаменов, собеседований, тестирующих систем;

6) использование специализированных технологий и средств обучения: технология ДО - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного освоения материала.

По мнению ряда исследователей (М. А. Бовтенко, 2005, Е. И. Дмитриева, 1998, Е. С. Полат, 2004, Р. К. Потапова, 2002, М. В. Елашкина, 2006), ДО иностранному языку обладает рядом уникальных лингво-дидактических возможностей. Среди них естественность и аутентичность среды иноязычной коммуникации, расширение круга общения, (относительная) простота знакомства с культурой, бытом и профессиональными достижениями других народов, снятие традиционного языкового и психологического барьера практического использования иностранного языка и ряд других.

В своих работах В. А. Трайнев, М. В. Елашкина, С. В. Белоборо-дова, М. А. Бовтенко, И. И. Гурьева приходят к выводу, что средства ДО способны решить проблемы традиционно сложившейся системы заочного обучения. Для этого необходимо интегрировать дистанционное обучение в заочное.

Под интеграцией дистанционного обучения в заочное можно понимать целесообразное объединение элементов этих форм обучения для совершенствования ЗО. ДО может дополнить и расширить традиционную заочную форму организации образовательного процесса.

«Интеграция ДО в ЗО - соединение позитивных черт системы заочного обучения и дистанционных способов передачи приема информации, чтобы, не потеряв позитивного опыта, дополнить его новыми способами организации» [14, с. 47].

По сути, под интеграцией дистанционного обучения в заочное, имеется в виду применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе заочного обучения.

Как было указано выше, согласно Федеральному закону «Об образовании», дистанционные образовательные технологии применяются в образовательном процессе в том числе и для повышения качества обучения.

Рассмотрим, как ДОТ могут улучшить систему заочного образования. Прежде всего, используя в ЗО ДОТ, взаимодействие можно осуществлять на трех уровнях: взаимодействие между обучающимся и преподавателем, взаимодействие обучающихся между собой, взаимодействие обучающихся с электронными средствами.

Взаимодействие между обучающимся и преподавателем реализуется через быстрое, не отсроченное, установление связи посредством технологии онлайн- или офлайн-консультации, используя сервис электронной почты, систему управления обучением ^МБ), например, МооШе или интернет-программу JING. Представляется значимым подробно описать возможности программы JING применительно к осуществлению взаимодействия между преподавателем и студентом посредством офлайн-консультации.

Программа JING позволяет производить аудио- и видеозапись всех действий, выполняемых на экране персонального компьютера. В офлайн-консультации данная программа может применяться следующим образом: на своем рабочем столе преподаватель открывает документ, присланный студентом (эссе, вопросы по изучению материала курса), затем, включив программу, начинает запись видеоролика, в котором комментирует ошибки, рецензирует работу и / или отвечает на вопросы студента. При этом, водя курсором, преподаватель указывает на элементы, которые в данный момент комментирует. Кроме того, в данном режиме, преподаватель может открывать другие электронные документы (электронная версия учебника, грамматического справочника, методические указания) на своем рабочем столе. Это позволяет сократить время обучающегося на поиск указанной преподавателем информации в своем компьютере или среди печатных изданий материалов.

Преимущество сокращения потраченного времени применимо также и к преподавателю, поскольку проговаривание информации

занимает меньше времени, нежели ее печатание. Кроме того, взаимодействие посредством данной технологии можно назвать высокоэффективным также и потому, что в процессе прослушивания информации преподавателя студент получает дополнительную практику в аудировании, а это является, как известно, одной из самых сложных задач в обучении иностранному языку как форме межкультурного общения, особенно применительно к заочному обучению. Более того, прослушивая комментарий (рецензию) преподавателя, студент воспринимает интонации, а значит, настроение говорящего, - комментарий (рецензия) перестает звучать безлико, приобретает более личностный (персональный) характер. Это, несомненно, повышает уровень мотивации и интереса студента. «Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска, живое слово учителя» [6, с. 203]. Таким образом, программа JING может активно применяться при установлении интеракции между студентом и преподавателем.

Взаимодействие обучающихся между собой может быть реализовано в проведении онлайн-ролевой / деловой игры, в создании совместного проекта, в ведении блога на образовательном сайте университета. Обслуживающими средствами перечисленных образовательных технологий могут стать веб-конференция (с использованием, например, скайпа), образовательный сайт университета, платформа МооШе.

Взаимодействие обучающихся с электронными ресурсами может происходить на всех уровнях работы с учебным материалом: при выполнении тренировочных (например, используя технологию лабораторной работы [17, с. 115]) и речевых упражнений, при прослушивании аудиозаписей и поиске информации, при выполнении проектов. Электронные ресурсы, с которыми обучающийся может взаимодействовать, включают в себя широкие банки учебной информации.

Электронные образовательные ресурсы являются важной составляющей образовательной информационной среды, поскольку в рамках дистанционного обучения именно в них концентрируется содержательная компонента учебного процесса. По сравнению с бумажными учебными материалами электронный ресурс позволяет реализовать недоступные традиционным пособиям дидактические схемы и формы представления материала. При этом результат применения электронного учебного ресурса во многом зависит от продуманного совмещения

мультимедийных, навигационных и других средств, предоставляемых информационными технологиями, которые превращают учебный материал в электронном виде в эффективное средство обучения.

Электронные банки информации непременно включают в себя интернет-ресурсы. У студента есть доступ к современным, постоянно обновляющимся, электронным словарям, новостям на изучаемом языке, аудиозаписям и подкастам, а также к фондам известных крупнейших библиотек мира. В образовательном процессе, в котором используются интернет-технологии, особую важность приобретают учебные интернет-ресурсы.

Учебные интернет-ресурсы направлены на обучение студентов работать с ресурсами Интернета и могут служить не только в качестве дополнительного образовательного материала, но и в качестве аналогового или альтернативного [15]. В современной методической литературе рассматриваются пять основных типов учебных интернет-ресурсов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook) и вебквест (webquest). Хотлист и мультимедиа скрэпбук направлены на поиск, отбор и классификацию информации. Трэжа хант, сабджект сэмпл и вебквест содержат элементы проблемного обучения. Все перечисленные учебные интернет-ресурсы могут быть использованы при решении различных учебных задач и становятся особенно актуальными в контексте заочного обучения, поскольку позволяют работать студенту самостоятельно и мотивируют его познавательную деятельность. В Интернете существуют готовые учебные электронные ресурсы по изучаемым темам, наряду с существующей возможностью для преподавателей создавать собственные учебные разработки интернет-ресурсов. Выбранные страницы учебных интернет-ресурсов могут быть опубликованы на сайте университета. В качестве альтернативного варианта, можно сделать рассылку в индивидуальном порядке по электронной почте.

Учебные интернет-материалы позволяют:

1) анализировать аутентичные тексты, отражающие разноуровневые элементы лингвокультуры, которые способствуют более прочному усвоению социокультурной информации;

2) прослушивать и просматривать аутентичные аудио- и видеоматериалы;

3) проводить внеаудиторную проектную деятельность обучающихся.

Все вышеперечисленные средства легко вписываются в контекст заочного обучения, следовательно можно говорить об успешном применении учебных интернет-ресурсов в образовательном процессе на заочном факультете.

Интеграция дистанционного обучения в систему заочного также предоставляет возможность выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Это приобретает особую значимость в условиях личностно ориентированной парадигмы образования и нацеленности на личное образовательное приращение обучающегося, которое складывается из образовательных продуктов его учебной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория понимается как «индивидуальный для каждого ученика путь реализации личностного потенциала в образовании» [19]. Основная концепция заключается в создании обучающимся своих личностно значимых продуктов: внутренних (развитие оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей) и внешних (написание эссе, выдвижение гипотез, осуществление вебквеста, выполнение проекта и т. п.). Индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в процессе дистанционного обучения можно интерпретировать как процесс и результат продуктивной деятельности, выстраиваемой с помощью дистанционных образовательных технологий и педагогического сопровождения и направленной на развитие у обучающихся компетенций.

Возможность высокоэффективного взаимодействия на трех уровнях, широкий доступ к банкам информации, возможность выбора студентом индивидуальной образовательной траектории положительно влияют на уровень учебной мотивации студента, стимулируя его интерес и эмоции как компоненты учебной мотивации [6]. Использование средств дистанционного обучения также повышают активность студента, например в случае рассмотренной программы JING. В исследованиях психологов также выделяется фактор новизны материала как важнейшей предпосылки возникновения интереса к нему. Новизна материала в дистанционном обучении обеспечивается за счет постоянного обновления интернет-ресурсов, которые включают в себя сайты электронных словарей, библиотек, новостных агентств и компаний. Существенным фактором, определяющим формирование интереса к учению, является создание проблемной ситуации и стимулирование студентов вести активную поисковую деятельность. Стимулирование

активной поисковой деятельности в дистанционном обучении может быть реализовано с помощью использования различных типов учебных интернет-ресурсов (hotlist, treasure hunt, subject sampler, multimedia scrapbook, webquest) и широкий доступ к банкам информации.

Таким образом, внедрение ДОТ может способствовать эффективности заочного обучения, поскольку обеспечивает следующее:

1) высокоэффективное взаимодействие на трех уровнях: уровне взаимодействия обучающегося и преподавателя, уровне взаимодействия обучающихся между собой, уровне взаимодействия обучающихся с электронными ресурсами;

2) адаптивность процесса изучения к содержанию обучения;

3) опора на банки учебной информации, включая учебные интернет-ресурсы;

4) возможность выбора студентом индивидуальной образовательной траектории;

5) повышение уровня мотивации обучающегося.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белобородова С. В. Управление самостоятельной работой студентов заочной формы обучения в вузе с использованием информационно-коммуникативных технологий : дис. ... канд. пед. наук. - Петрозаводск, 2013. -169 с.

2. Бовтенко М. А. Структура и содержание информационно-коммуникационной компетенции преподавателя русского языка как иностранного : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2006. - 482 с.

3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. лингво-дидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 336 с.

4. Гурьева И. И. Модернизация заочного обучения как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе: на примере университета : дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2007. - 205 с.

5. Дмитриева Е. И. Методические основы дистанционного обучения иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 168 с.

6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-н/Д : Феникс+, 1997. -480 с.

7. Елашкина Н. В. Формирование учебной компетенции в условиях дистанционного обучения студентов иноязычному общению: начальный этап языкового вуза : дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 2006. - 199 с.

8. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии : учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2010. - 192 с.

9. Краева И. А., Фролова Г. М., Голубина К. В., Лаврова О. А. Современные образовательные технологии в области обучения иностранным языкам и культуре : курс лекций. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - 292 с.

10. Материал отдела статистики образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.hse.ru/data/2012/12/24/1303414403/V02012-01-stat.pdf

11. Мекеко Н. М. Теория и практика заочного обучения иностранному языку : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 417 с.

12. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2004. - 416 с.

13. Попова Т. П. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов I курса заочного отделения языкового вуза: Английский язык : дис. ... канд. пед. наук. - Н.-Новгород, 1999. - 160 с.

14. РоссиинаН. С. Традиционные и инновационные методы в системе подготовки студентов-заочников : дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. -211 с.

15. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. - 2008. - № 2. - С. 100-110.

16. Трайнев В. А., Трайнев О. В., Демин В. А., Роганов Е. А., Иванов М. Н. Развитие систем дистанционного обучения в вузах (обобщение опыта и учебные рекомендации). - М. : МГИУ, 2010. - 288 с.

17. Умнягина К. А. Обучение иноязычному аудированию с применением дистанционных образовательных технологий // Актуальные вопросы преподавания иностранных языков на современном этапе. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 109-120. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 3 (689). Сер. Педагогические науки).

18. Федеральный закон от 28 февраля 2012 года № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 10. ст. 1159) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://минобрнауки. рф/документы/884

19. Хуторской А. В. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению. - М. : ИОСО РАО, 2000. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.