Научная статья на тему 'Формирование умений самостоятельной учебной деятельности по овладению аудированием в условиях заочного обучения иностранному языку'

Формирование умений самостоятельной учебной деятельности по овладению аудированием в условиях заочного обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ДОТ) / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ / УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ И УМЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ УЧЕБНЫМ СТРАТЕГИЯМ И УМЕНИЯМ В ОБЛАСТИ АУДИРОВАНИЯ / STUDY STRATEGIES AND SKILLS / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE BY CORRESPONDENCE / TEACHING LISTENING COMPREHENSION / TEACHING LEARNING STRATEGIES WITH REGARD TO LISTENING COMPREHENSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умнягина К.А.

В статье обсуждается проблема формирования умений самостоятельной учебной деятельности по овладению аудированием в условиях заочного обучения иностранному языку; освещается проблема формирования учебных стратегий в области овладения аудированием; рассматривается применение дистанционных образовательных технологий в заочном обучении с целью более эффективного овладения аудированием и развития умений самостоятельной учебной деятельности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing study skills in listening comprehension in foreign language correspondence education

The article looks into the problem of developing study skills in listening comprehension in foreign language correspondence education; it highlights the problem of developing study strategies and skills with regard to listening comprehension, it discusses the opportunities, which Distance learning technologies give to correspondence students as applied to listening comprehension and developing study skills.

Текст научной работы на тему «Формирование умений самостоятельной учебной деятельности по овладению аудированием в условиях заочного обучения иностранному языку»

УДК 372.881.1 К. А. Умнягина

соискатель кафедры лингводидактики МГЛУ, преподаватель кафедры английского языка ФЗО МГЛУ; e-mail: intelliks@hotmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОВЛАДЕНИЮ АУДИРОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье обсуждается проблема формирования умений самостоятельной учебной деятельности по овладению аудированием в условиях заочного обучения иностранному языку; освещается проблема формирования учебных стратегий в области овладения аудированием; рассматривается применение дистанционных образовательных технологий в заочном обучении с целью более эффективного овладения аудированием и развития умений самостоятельной учебной деятельности студента.

Ключевые слова: заочное обучение иностранному языку; обучение аудированию; учебные стратегии и умения; дистанционные образовательные технологии (ДОТ); обучение учебным стратегиям и умениям в области аудирования.

Umnyagina K. A.

Posgraduate, Foreign Language Teaching Department, Correspondence Faculty, MSLU; e-mail: intelliks@hotmail.com

DEVELOPING STUDY SKILLS IN LISTENING COMPREHENSION

IN FOREIGN LANGUAGE CORRESPONDENCE EDUCATION

The article looks into the problem of developing study skills in listening comprehension in foreign language correspondence education; it highlights the problem of developing study strategies and skills with regard to listening comprehension, it discusses the opportunities, which Distance learning technologies give to correspondence students as applied to listening comprehension and developing study skills.

Keywords: teaching a foreign language by correspondence; teaching listening comprehension; study strategies and skills, Distance learning technologies; teaching learning strategies with regard to listening comprehension.

Как известно, одной из главных и в то же время трудоемких задач обучения иностранному языку в языковом вузе является обучение аудированию как форме межкультурного общения. Многие

исследователи отмечают, что уровень владения аудированием всегда значительно уступает степени сформированности умений в других видах речевой деятельности. Недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке студентов. В условиях заочного обучения овладение аудированием становится особенно трудной задачей, поскольку учебная деятельность по овладению данным видом речевой деятельности осуществляется преимущественно в автономном режиме.

В условиях самостоятельной учебной деятельности студента задачей обучения аудированию является не только обучение аудированию как форме межкультурного общения (развитие речевого слуха, базовых когнитивных умений и основных стратегий аудирования), но и формирование у студентов соответствующих учебных умений, обеспечивающих продуктивный характер самостоятельной работы. Подчеркнем, что современная образовательная среда, которая включает в себя ресурсы Интернета, предоставляет возможности автономно осуществлять практику в аудировании в значительном объеме. Следовательно, необходимым компонентом содержания обучения аудированию должны стать специальные учебные умения.

На основе анализа имеющихся описаний реестров учебных умений и стратегий в работах Н. Ф. Коряковцевой [2] и А. В. Щепи-ловой [6] и других исследователей в статье предпринята попытка выделить те стратегии и умения, которые актуализируются в процессе овладения аудированием. Различие между учебными умениями и стратегиями заключается в том, что стратегия предполагает не только возможность выполнить учебное действие, но и правильный оптимальный выбор учебной активности при выполнении конкретного задания.

Учебные стратегии, обеспечивающие овладение иностранным языком, могут быть представлены следующими типами и видами:

1. Общеучебные стратегии, в рамках которых выделяются:

а) метакогнитивные стратегии;

б) учебно-информационные стратегии.

2. Специальные стратегии, в рамках которых выделяются:

а) компенсаторные;

б) лингводидактические;

в) конкретно-практические [2].

Рассмотрим реестр учебных умений в рамках выделенных стратегий применительно к самостоятельной учебной деятельности по овладению аудированием.

1. Общеучебные стратегии, которые включают в себя мета-когнитивные и учебно-информационные стратегии, обеспечивают процесс восприятия и интерпретации аудиотекста и предполагают способность обучающегося сопоставлять, классифицировать, обобщать, систематизировать, группировать информацию; предвосхищать смысловую информацию; использовать методы индукции и дедукции; оценивать прослушанное, делать выводы и умозаключения, производить критическую оценку; соотносить информацию со знаниями и опытом; переносить выводы в новые ситуации. Особенно важным умением применительно к аудированию является письменная фиксация информации при прослушивании аудиотекста.

Как отмечается в работе О. Колесниковой [1], «использование письменной фиксации существенной информации позволяет лучше осознавать структуру аудиотекста, снимать нагрузку с оперативной памяти и удерживать произвольное внимание», таким образом, являясь опорой при прослушивании текстов. Наряду с этим данные стратегии предполагают составление планов / комментариев / пересказов на основе записанной информации, а также участие в веб-проектах.

2. Специальные стратегии.

а. Компенсаторные стратегии восполняют разрыв в языковых средствах и обеспечивают понимание прослушанной информации, несмотря на наличие незнакомых элементов в аудиотексте. Компенсаторные стратегии подразделяются на стратегии компенсации языковых средств и стратегии поиска опор.

Стратегии компенсации языковых средств в процессе аудирования предполагают следующие приемы: использование аудитивной лингвистической и контекстуальной догадки, игнорирование незнакомых языковых средств, встретившихся в аудиотексте, в целях общего понимания воспринимаемой информации.

Стратегии поиска опор охватывают такие приемы, как выделение интонационных опор в звучащем тексте, ориентация в типе и структуре предъявляемого аудиотекста, выделение языковых маркеров, опора на предваряющие вопросы, заголовок, тему, видеоизображение, широкий контекст.

б. Лингводидактические стратегии отражают модель вторичной языковой личности, модель овладения системой понятий, концептов, проникновения в культуру носителя языка, осмысления национально-культурной специфики на уровне межкультурного общения. Следует подчеркнуть, что развитие лингводидак-тических стратегий и умений происходит после прослушивания аудиотекста при наличии записи, которая дает возможность повторного обращения к звучащему материалу. Лингводидактические стратегии подразумевают семантический, лингвосистематизирую-щий, когнитивно-концептный аспекты.

Семантические стратегии предполагают определение необходимых значений языковых средств в соответствии с широким контекстом / видеоизображением, определение значения по формальным, семантическим, стилистическим, коммуникативно-функциональным признакам, интерпретацию контекста с точки зрения оценок говорящего.

Лингвосистематизирующие стратегии включают следующие приемы: соотнесение нового значения с другими в ряду известных, выстраивание понятийно-тематических рядов языковых средств, формулирование «собственной» для себя системы правил, выстраивание системы опор, сигнальных средств в контексте при прослушивании аудиотекста / непосредственном общении.

Когнитивно-концептные стратегии предполагают способность обучающегося «адекватно оперировать системой языковых средств выражения иносоциокультурных аспектов аудиотекста» [4, а 61]. Данные стратегии, таким образом, подразумевают сопоставление феноменов, реалий, образа жизни, специфической и общей картины мира; понимание речевого поведения в контексте иноязычной культуры; восприятие на слух и толкование фразеологии, безэквивалентной лексики, пословиц, поговорок; критическое осмысление национально-культурных особенностей в языковом и речевом поведении (система убеждений и ценностей). Когнитивно-концептные стратегии актуализируются, в частности, при прослушивании содержащих культуроведческую информацию аудиотекстов различных жанров, при выполнении веб-проектов на культуроведческую тему.

в. Конкретно-практические стратегии в условиях самостоятельного овладения аудированием обеспечивают овладение языковыми средствами и самостоятельную тренировку в аудировании. Применительно к аудированию в состав конкретно-практических

стратегий входят: учебно-тренировочные стратегии, ресурсные стратегии, стратегии самостоятельной речевой практики и стратегии самоконтроля.

Учебно-тренировочные стратегии включают следующие приемы: письменная фиксация существенной информации в процессе прослушивания аудиоматериала и последующий самостоятельный анализ языковых средств, встретившихся в аудиотексте, которые в силу разных причин могут привлечь внимание студента (определение значения новой языковой единицы на базе контекста, выделение особенностей употребления языковой единицы в контексте, соотнесение значения языковой единицы с речевым намерением говорящего). Обучение письменной фиксации информации и выделению лексики является одной из методических проблем при работе со студентами-лингвистами. Важно подчеркнуть, что письменная фиксация информации позволяет обратиться к ней повторно.

Таким образом, обучающийся может составить списки языковых единиц и запомнить их с целью дальнейшего использования. При необходимости студент скачивает аудиотрек с целью повторного прослушивания. При прослушивании / просмотре онлайн-новостей обучающийся тренируется записывать информацию при однократном прослушивании. В случае, если студент не полностью понял прослушанные новости, он прибегает к ресурсным стратегиям и осуществляет интернет-поиск по данной тематике сообщения, проверяя себя по информации, которую он прочитал на новостных сайтах.

Стратегии самостоятельной речевой практики в аудировании охватывают такие приемы, как: осознанный выбор тематики и подбор материалов для аудирования (составление «аудиотеки для самостоятельного аудирования»[2]); предвосхищение информации на основе заголовка, краткой аннотации; определение цели и адекватных стратегий аудирования; адаптивность к характеру текста; оценка необходимой информации; письменная фиксация информации при необходимости ее дальнейшего использования. Данная стратегия особенно важна в целях обеспечения продуктивного характера самостоятельной работы. Как правило, студент с энтузиазмом подходит к составлению аудиотеки для самостоятельного аудирования, занимаясь поиском подкастов, трансляции новостей, видеороликов, фильмов, сериалов, вызывающих его интерес.

Стратегии самоконтроля применительно к овладению аудированием включают в себя мониторинг адекватности восприятия ауди-отекста (по ключам, ответам, нахождению соответствующей информации в Интернете на изучаемом / родном языке) и использование Европейского языкового портфеля, который предоставляет обучающемуся инструмент самооценки умений в области аудирования, ведение «дневника продвижения» и способствует овладению умениями рефлексивной самооценки в области изучения языка в целом [2].

Как следует из изложенного, необходимо включение реестра учебных стратегий в содержание обучения аудированию. С этой целью требуется введение специальных упражнений для формирования и развития учебных стратегий и умений.

В условиях заочного образования в целях обучения аудированию и обучения учебным умениям применительно к аудированию представляется эффективным использование дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) наряду с традиционными формами обучения (blended learning).

В условиях межсессионного периода в сложившейся практике заочного отделения самостоятельная работа студента по овладению аудированием состоит из выполнения упражнений, представленных в контрольных работах, которые отсылаются преподавателю на проверку. Данные упражнения включают в себя упражнения, направленные на развитие основных механизмов и стратегий аудирования. В традиционную систему заданий по овладению аудированием целесообразно включать задания для развития учебных стратегий и умений. Использование дистанционных образовательных технологий способно расширить систему упражнений как по овладению аудированием, так и по развитию учебных умений в данном виде речевой деятельности.

В условиях заочного обучения аудированию используются следующие виды дистанционных образовательных технологий: технология лабораторного практикума, технология веб-консультации, технология ролевой / деловой игры, веб-квесты, веб-проекты [3].

Рассмотрим возможность использования дистанционных образовательных технологий в различных целях обучения учебным умениям применительно к аудированию. Так, технология лабораторной работы может использоваться в различных целях обучения аудированию: формирование и развитие фонетических навыков, лексических и грамматических аудитивных навыков, развитие оперативной

памяти, проверка понимания аудиотекста с учетом разных стратегий аудирования. В то же время выполнение лабораторной работы позволяет реализовывать различные цели обучения таким учебным стратегиям, как общеучебные стратегии (в заданиях, направленных на развитие оперативной памяти и проверку понимания аудиотекста с учетом разных стратегий аудирования), семантические стратегии (в заданиях, предполагающих формирование лексических аудитив-ных навыков), стратегии компенсации языковых средств (в заданиях, направленных на формирование и развитие грамматических и лексических аудитивных навыков).

Технология online и offline веб-консультации позволяет развивать учебно-тренировочные стратегии в области аудирования. Например, в ходе консультации студент записывает информацию (новые языковые единицы, неправильно употребленные знакомые языковые единицы, различного рода комментарии), на которую обращает внимание преподаватель. После консультации обучающийся анализирует, классифицирует материал; создает соответствующие списки, таблицы; выписывает правила для более результативного запоминания. Кроме того, получение отзыва / оценки преподавателя помогает студенту развивать умения самоконтроля.

Технология веб-квеста является особенно существенной в обучении различным учебным умениям. При осуществлении веб-квеста задача студента состоит в поиске, выделении, записи и анализе аудио-и видео-текстов. В рамках выполнения данных заданий формируется и развивается практически весь спектр учебных стратегий в области аудирования: общеучебные стратегии, когнитивно-концептные, стратегии поиска опор, семантические и лингвосистематизирующие стратегии, учебно-тренировочные и стратегии самостоятельной речевой практики в аудировании.

Что касается технологии веб-проекта, прежде всего она выполняется в условиях автономной деятельности студента и может обеспечивать развитие стратегий самостоятельной речевой практики в аудировании. При выполнении проектной работы проверяются как сформированные навыки и умения аудирования, так и весь спектр сформированных учебных умений в области аудирования.

Таким образом, формирование умений самостоятельной учебной деятельности по овладению аудированием в условиях заочного обучения иностранному языку предполагает:

- включение реестра учебных стратегий и умений в содержание обучения аудированию;

- разработку комплекса специальных заданий для целенаправленного развития учебных стратегий и умений, обеспечивающих эффективность овладения данным видом речевой деятельности в условиях автономного изучения иностранного языка, в том числе на базе дистанционных образовательных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колесникова Е. А. Обучение аудированию с письменной фиксацией существенной информации студентов первого курса языкового педагогического вуза (английский язык): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 207 с.

2. КоряковцеваН. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2010. - 192 с.

3. Умнягина К. А. Обучение иноязычному аудированию с применением дистанционных образовательных технологий // Актуальные вопросы преподавания иностранных языков на современном этапе. - М. : МГЛУ, 2014. - С. 109-120. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 3 (698). Сер. Педагогические науки).

4. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков): Монография. - М. : Высшая школа, 1989. -238 с.

5. Хуторской А.В. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению. - М. : ИОСО РАО, 2000. - 304 с.

6. Щепилова А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному. - М. : Владос, 2005. - 248 с.

7. Field, J. Skills and strategies: towards a new methodology for listening // Oxford journals. ELT journal. - Vol. 52. - Issue 2, 1998. - Р. 110-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.