Научная статья на тему 'Форум как средство формирования информационной компетентности будущих учителей в условиях заочного и дистанционного обучения'

Форум как средство формирования информационной компетентности будущих учителей в условиях заочного и дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ФОРУМ / ЗАОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕМИНАР / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / FORUM / CORRESPONDENCE AND DISTANCE LEARNING / E-SEMINAR / INFORMATIONAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомченко Татьяна Викторовна

Статья посвящена проблеме формирования информационной компетентности студентов педагогического вуза при заочном и дистанционном обучении. Выявлено, что в большинстве работ по данной проблеме развитие информационной компетентности предполагает наличие уже некоторого уровня ее сформированности. Отмечается, что заочная форма обучения получила признание в мире как одно из важнейших направлений интеграции образования с производством, является важнейшим компонентом системы непрерывного образования. Необходимо формирование в системе заочного обучения элементов новых информационных технологий. Автором рассматривается форум в качестве средства организации учебного занятия в условиях заочного и дистанционного обучения. В статье описывается также и техническая сторона внедрения форума в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хомченко Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORUM AS MEANS OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF CORRESPONDENCE AND DISTANCE COURSES

The paper is devoted to the informational students' competency studying at part-time and distance courses. It was revealed that the majority of work on this problem the development of information competence requires a certain level its formedness.. It is marked, that the correspondence form of training was recognized in the world as one of the major directions of integration of formation with manufacture, is the major component of system of continuous formation. Formation in system of correspondence course of elements of new information technologies is necessary. The author considers a forum as a tool of organization of the classes. The technical aspect of introduction of a forum into educational process is described.

Текст научной работы на тему «Форум как средство формирования информационной компетентности будущих учителей в условиях заочного и дистанционного обучения»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Т.В. Хомченко

УДК 519.8 + 372.8

ФОРУМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Т.В. Хомченко (Новосибирск, Россия)

Статья посвящена проблеме формирования информационной компетентности студентов педагогического вуза при заочном и дистанционном обучении. Выявлено, что в большинстве работ по данной проблеме развитие информационной компетентности предполагает наличие уже некоторого уровня ее сформированности. Отмечается, что заочная форма обучения получила признание в мире как одно из важнейших направлений интеграции образования с производством, является важнейшим компонентом системы непрерывного образования. Необходимо формирование в системе заочного обучения элементов новых информационных технологий. Автором рассматривается форум в качестве средства организации учебного занятия в условиях заочного и дистанционного обучения. В статье описывается также и техническая сторона внедрения форума в учебный процесс.

Ключевые слова: форум, заочное и дистанционное обучение, электронный семинар, информационная компетентность.

В условиях информатизации образования повышаются требования к уровню информационной компетентности учителя. Практически во всех школах сформирована или формируется материальнотехническая основа процесса информатизации образования. Создаются внешние условия повышения эффективности обучения: школы оснащаются компьютерами, интерактивными досками, другим новым техническим

оборудованием, обеспечивается доступ к сети Интернет. Но часто уровень информационной компетентности учителей не позволяет им эффективно использовать данные

возможности.

Задача подготовки педагогических кадров, обладающих высоким уровнем информационной компетентности озвучена и в послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2011-2013 гг.1

1 Послание Президента Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года. - URL: http://kremlin.ru/news/9637

Хомченко Татьяна Викторовна - старший преподаватель, заведующая мультимедийной лабораторией Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет

E-mail: [email protected]

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Проблеме формирования и развития информационной компетентности

специалиста разных областей посвящено много работ. Осуществляя их анализ, мы выявили, что в большинстве работ развитие информационной компетентности предполагает наличие уже некоторого уровня ее сформированности. Часто в работах понятие информационной компетентности учителя сводится к понятию компьютерной грамотности [5]. В основном рассматриваются вопросы развития информационной компетентности студентов разных специальностей при очной форме обучения. Вопросы формирования информационной компетентности будущих учителей в условиях заочного и дистанционного обучения практически не рассматриваются. Однако данная проблема стоит особо остро. Это обусловлено, в главной степени, особенностями заочного и дистанционного обучения.

Необходимость заочного обучения в педагогическом вузе обусловлена тем, что оно ориентировано на охват широкого контингента учителей средних школ, не имеющих специального педагогического или высшего образования, в особенности из малых городов и сельской местности.

Также необходимо отметить, что заочная форма обучения получила признание в мире как одно из важнейших направлений интеграции образования с производством, став важнейшим компонентом системы непрерывного образования.

Достоинством заочной формы обучения является возможность интеграции теории и практики, формирования социальных и профессиональных качеств личности учителя в их гармоническом единстве в неразрывном процессе получения и применения знаний, умений и навыков [3].

Именно при интеграции теории и практики происходит практически

немедленное применение полученных компетенций в профессиональной

деятельности, а не после окончания вуза. Тем самым студенты приобретают опыт и возможность сразу оценить полученные компетенции, сформировать отношение к ним, осознать их важность, актуальность, что является необходимым условием

формирования компетентности. Но, несмотря на вышесказанное, заочное образование в России традиционно славится более низким уровнем (по сравнению с очной формой) как в силу внешних причин (социальноэкономических), так и внутренних, касающихся организации заочного обучения.

На сегодняшний день заочная форма обучения, ее содержание, методы и средства недостаточно сориентированы на

современные требования подготовки учителя. Необходимо привнесение в существующую систему заочного обучения элементов новых технологий, которые позволили бы подойти более эффективно к решению вопросов:

- преодоление отсутствия контактов между преподавателем и учащимися в период между сессиями;

- увеличение объемов предлагаемого к изучению материала;

- изменение объемов консультационной помощи, оказываемой преподавателями студентам;

- осуществление руководства исследовательскими работами, научной деятельностью в индивидуальном режиме и для группы студентов в режиме реального времени;

- дополнение репродуктивных методов

активными и интерактивными

составляющими;

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

- обеспечение реализации того варианта эффективной обратной связи, который полезен учащимся;

- использование в возможно полном

объеме достоинств индивидуального и дифференцированного педагогического

воздействия на обучаемых.

Такими технологиями, на наш взгляд, являются новые технологии дистанционного обучения, появлению которых способствовало развитие возможностей средств

информационных технологий.

В след за А.А. Андреевым, под технологиями дистанционного обучения мы будем понимать совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного, но

контролируемого освоения компетенций [1].

Одной из актуальных проблем в межсессионный период является отсутствие общения с преподавателем [4]. Для решения данной проблемы нами было разработано программное обеспечение, инструкции по его установке и использованию. В межсессионный период мы осуществляли связь со студентами посредством электронной почты, ICQ, Skype, форума. Электронные ящики создавались совместно со студентами на очном занятии во время установочной сессии. Дистрибутивы программ ICQ и Skype и данные (адрес) преподавателя записывались студентам на носитель информации (диски, флешки) в один кейс с учебно-методическими материалами.

Одним из важных условий эффективной организации процесса формирования информационной компетентности будущих учителей в условиях заочного и дистанционного обучения является осуществление общения посредством форума. Форум был создан нами в сетевом курсе. Среда Moodle позволяет это сделать, при этом

студентам нет необходимости запоминать дополнительный адрес, а достаточно войти в сетевой курс. На установочной сессии студентам сообщался адрес форума и его возможности. На очных занятиях все студенты в обязательном порядке заходили на форум и пробовали работать в нем.

Форум мы рассматриваем как одну из форм организации учебного занятия. Если проводить аналогию с традиционными формами организации занятий, то форум выступает в качестве семинара, вернее как средство для организации электронного (дистанционного, виртуального) семинара.

Традиционные семинары представляют собой наиболее распространенный вид занятий в вузах и предназначены для углубленного изучения того или иного предмета. Сценарий семинара как формы организации обучения состоит из нескольких этапов: на подготовительном этапе

доминирует самостоятельная работа учащихся с учебными материалами и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, поставленных преподавателем, затем в процессе семинара идут дискуссии и выступления учащихся. На заключительном этапе студенты под руководством преподавателя обобщают, делают выводы и заключения. По данному сценарию можно проводить и дистанционные семинары. Тем более, что при заочном и дистанционном обучении самостоятельная работа является основным видом деятельности студента. Поэтому

подготовительный этап электронного

семинара будет аналогичен традиционному.

Центральным элементом семинара является дискуссия. Как известно, традиционная очная дискуссия - это речемыслительная деятельность и поэтому результат ее не более как вывод на словах,

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

будь он или теоретически доказательным, или гипотетическим, или просто практически целесообразным. Как известно, классическая дискуссия состоит из следующих этапов:

■ вводное информирование, при котором излагаются основной замысел дискуссии, постановка проблемы, выделяются основные вопросы;

■ выступление основного докладчика;

■ выступления содокладчиков;

■ прения по докладу и содокладам -аналитические выступления;

■ завершение дискуссии - обобщение результатов, выработка решения проблемы [2].

Семинар, таким образом, представляет собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. На этом этапе появляются различия между традиционным и электронным семинарами. Участники электронных семинаров разделены во времени и в пространстве. Вербальная коммуникация между участниками, как это происходит в обычном семинаре, заменяется письменным общением, которое реализуется с помощью средств информационных и

коммуникационных технологий в виде форумов. Каждый участник семинара может видеть на экране монитора все тексты вопросов и ответов других участников семинара. Преподаватель может

прокомментировать ответ, точку зрения каждого студента в письменной форме. Особенно поощряются высказывания студентов, комментарии к сообщениям сокурсников (активная дискуссия).

Электронные семинары могут проводиться в реальном (on-line) времени и в отложенном (off-line). Существуют разные виды электронных семинаров, у каждого есть свои «плюсы» и «минусы». Мы будем

рассматривать типы электронных семинаров, которые проводятся по схеме «вопрос-ответ» и в форме доклада. В первом случае студенты отвечают на вопросы семинара. Эти ответы обсуждаются другими студентами и оцениваются преподавателем. К данному типу можно отнести и обсуждение тех вопросов, по которым возникают трудности при освоении. Темы для обсуждений могут предлагаться не только преподавателем, но и студентами.

Во втором случае студентами заранее готовятся доклады, которые после виртуального заслушивания - прочтения текста выступления на экране всеми участниками - обсуждаются в форме эпистолярной дискуссии. Докладчики могут использовать информационные и

коммуникационные технологии для презентаций (тезисы, схемы,

видеодемонстрации). После каждого доклада проводится коллективное обсуждение (в режиме on-line или off-line). В процессе проведения семинара преподаватель может персонально обращаться в письменной форме к каждому студенту или ко всем сразу [2]. На заключительном этапе семинара

преподаватель подводит итоги и выставляет оценки участникам.

Отметим некоторые «плюсы»

электронных семинаров:

■ отсутствуют временные рамки: семинар может длиться несколько дней, студенты имеют возможность детально обдумать свои и чужие ответы, прежде чем принять участие в дискуссии;

■ виртуальная дискуссия, проводимая в отложенном времени, дает возможность заглянуть в учебник, справочные материалы и подготовиться к ответу, что для учебной дискуссии очень важно;

■ участие каждого обязательно, а не выборочно как в аудитории;

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

■ появляется некоторое психологическое раскрепощение за счет отсутствия срочности ответа как при очном семинаре.

Необходимо отметить, что специфика построения форума следующая: список тем, внутри которых происходит обсуждение. Как отмечалось выше, темы для обсуждения могут создавать как преподаватель, так и сами студенты. На форуме преподавателю целесообразно также выкладывать вопросы, с которыми студенты обращаются через электронную почту и другие средства общения. Это позволит другим студентам найти ответ, не обращаясь к преподавателю, тем самым, с преподавателя снимется часть вопросов. Преподавателю так же необходимо помнить, что время обратной связи, должно быть как можно меньше, так как при своевременной обратной связи у обучающегося усиливается мотивация учебной деятельности. И наоборот, отсутствие постоянной обратной связи нередко приводит к закреплению в памяти обучающихся ошибочных действий и навыков. Материалы в разделах форума не удаляются и, таким образом, собирается своеобразная

энциклопедия, архив, и студенты в любое время имеют к ним доступ.

Чаще всего общение на форуме происходит в режиме о^Нпе, так как в межсессионный период довольно сложно

организовать on-line общение со всеми студентами одновременно.

В некоторых исследованиях отмечается, что участники виртуального семинара испытывают значительные умственные перегрузки. Например, студенты должны одновременно изучать как аппаратные и

программные средства для проведения семинара, так и содержание самого учебного курса [2]. В нашем случае наоборот, участие в дискуссиях на форуме позволяет более эффективно освоить компетенции дисциплин «Информатика» и «Информационные

технологии».

Работа в электронных семинарах посредством форума позволяет решить

проблемы отсутствия контакта в межсессионный период, сформировать у студентов навыки использования

информационных и коммуникационных

технологий, получить опыт общения в сети. Будущий учитель в дальнейшем сможет регистрироваться на различных форумах, задавать вопросы, участвовать в дискуссиях, использовать сервисы сети Интернет для

самосовершенствования. Таким образом, форум является не только средством общения обучающихся с преподавателем в межсессионный период, но еще и средством формирования информационной

компетентности.

СТИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение». - [Электронный ресурс]. - иЯЬ : http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html

2. Батищев А.В. Основы организации обучения в сети Интернет: конспект лекций. - Орел: ОрелГТУ, 2008. - 69 с.

3. Россиина Н.С. Традиционные и инновационные методы в системе подготовки студентов-заочников: дис. ... канд. пед. наук - Ярославль, 2006. - 250 с.

4. Борик М.Ф. Дистанционные образовательные технологии как средство повышения эффективности самостоятельной работы при изучении математики и методики обучения

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(7) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

математике будущими учителями начальных классов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. - С. 45-51.

5. Сень О. А. Формирование информационных компетенций на уроках физики и информатики // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. - С. 52-55.

UDС 519.8 + 372.8

FORUM AS MEANS OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF CORRESPONDENCE AND DISTANCE COURSES

T. V. Khomchenko (Novosibirsk, Russia)

The paper is devoted to the informational students ’ competency studying at part-time and distance courses. It was revealed that the majority of work on this problem the development of information competence requires a certain level its formedness.. It is marked, that the correspondence form of training was recognized in the world as one of the major directions of integration offormation with manufacture, is the major component of system of continuous formation. Formation in system of correspondence course of elements of new information technologies is necessary. The author considers a forum as a tool of organization of the classes. The technical aspect of introduction of a forum into educational process is described.

Keywords: forum, correspondence and distance learning, e-seminar, informational competency.

Khomchenko Tatiana Viktorovna - the senior lecturer of Institute of natural social and economic sciences, Novosibirsk State Pedagogical University E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.