Научная статья на тему 'Новосибирский государственный педагогический университет: курс на инновации'

Новосибирский государственный педагогический университет: курс на инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1762
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / UNIVERSITY / SCIENTIFICALLY-EDUCATIONAL ACTIVITY OF HIGH SCHOOL / INNOVATIVE ACTIVITY / PREPARATION SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтыникова Наталья Васильевна, Герасёв Алексей Дмитриевич, Ряписов Николай Александрович, Майер Борис Олегович, Гижицкая Светлана Александровна

В статье представлены основные приоритеты, направления и результаты научно-образовательной и инновационной деятельности университета. Показано, что сегодня НГПУ – это современный, быстроразвивающийся университет, который является крупным педагогическим вузом Сибири и Дальнего Востока и занимает лидирующие позиции в регионе по ведущим направлениям педагогической науки, готовит специалистов для различных сегментов экономики (образование, наука, СМИ, бизнес, спорт, управление). Отмечается, что в университете осуществлены системные действия по формированию эффективной инновационной инфраструктуры, включающей в себя ресурсные и научно-образовательные центры, малые инновационные предприятия, аккредитованные научные лаборатории и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтыникова Наталья Васильевна, Герасёв Алексей Дмитриевич, Ряписов Николай Александрович, Майер Борис Олегович, Гижицкая Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY: RATE ON INNOVATION

In the article the basic results of activity of university in educational and scientific fields of activity are presented. It is stressed, that for long-term history the Novosibirsk State Pedagogical University has changed the status, having changed in a university complex. Today Novosibirsk State Pedagogical University is modern university which is the largest pedagogical high school of Siberia and the Far East and takes the lead positions in leading directions of a pedagogical science in region, training specialists or various segments of economy (education, science, mass-media, business, sports, management).

Текст научной работы на тему «Новосибирский государственный педагогический университет: курс на инновации»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Н. В. Алтыникова, А. Д. Герасёв, Н. А. Ряписов, Б. О. Майер, С. А. Гижицкая УДК 37.0 + 378

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: КУРС НА ИННОВАЦИИ*

Н. В. Алтыникова, А. Д. Герасёв, Н. А. Ряписов, Б. О. Майер,

С. А. Гижицкая (Новосибирск, Россия)

В статье представлены основные приоритеты, направления и результаты научнообразовательной и инновационной деятельности университета. Показано, что сегодня НГПУ -это современный, быстроразвивающийся университет, который является крупным педагогическим вузом Сибири и Дальнего Востока и занимает лидирующие позиции в регионе по ведущим направлениям педагогической науки, готовит специалистов для различных сегментов экономики (образование, наука, СМИ, бизнес, спорт, управление). Отмечается, что в университете осуществлены системные действия по формированию эффективной инновационной инфраструктуры, включающей в себя ресурсные и научно-образовательные центры, малые инновационные предприятия, аккредитованные научные лаборатории и др.

Ключевые слова: университет, научно-образовательная деятельность вуза,

инновационная деятельность, подготовка специалистов.

Одной из главных задач российской системы образования является достижение нового качества, что объективно необходимо для экономического роста, повышения

эффективности и конкурентоспособности отечественной экономики [3; 5; 8]. Решение этой задачи невозможно без организации системы подготовки учителя новой формации,

* Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 гг.

Алтыникова Наталья Васильевна - кандидат педагогических наук, проректор по инновационной работе, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: altynikova@yandex.ru

Герасёв Алексей Дмитриевич - доктор биологических наук, профессор, ректор, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: alger@ngs.ru

Ряписов Николай Александрович - доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе (заочное отделение), Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: ryapisov@ngs.ru

Майер Борис Олегович -доктор философских наук, профессор, проректор по науке, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: maierbo@gmail.com

Г ижицкая Светлана Александровна - кандидат биологических наук, директор института открытого дистанционного образования, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: iode_2009@ngs.ru

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

обладающего инновационным мышлением, владеющим современными образовательными технологиями, способного организовать учебный процесс с учетом требований информационного общества[1-2; 7].

Миссия Новосибирского государственного педагогического университета выходит за рамки подготовки кадров для системы образования[7]. Являясь самым крупным педагогическим вузом Сибири и Дальнего Востока, университет во многом определяет вектор развития всего регионального образовательного кластера. Поэтому для нас очень важно, с одной стороны, сделать инновационным сам процесс

профессиональной подготовки учителя, а с другой - обеспечить разработку современных образовательных технологий и методик и их внедрение в образовательную практику.

В соответствии с основными направлениями модернизации региональной системы образования и Программой стратегического развития университета на 2012-2016 гг. определены приоритеты дальнейшего инновационного развития вуза

[1; 7]:

• развитие инновационной научнообразовательной среды в университете, как условия эффективной подготовки инновационно-ориентированных педагогических кадров;

• реализация инновационных научнообразовательных проектов Российского и международного уровней;

• внедрение и продвижение передовых научно-методических разработок, путем осуществления комплексного сопровождения образовательных учреждений, повышения квалификации работников образования, обеспечения трансфера результатов научно-исследовательской деятельности (правовая охрана

результатов интеллектуальной деятельности, лицензирование технологий, создание малых инновационных предприятий на базе университетских технологий);

• реализация системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, а также стажировки в иностранных университетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру;

• развитие фандрайзинговой деятельности.

В университете создана научная и организационная среда, позволяющая развить содержание деятельности и интегрировать составные технологические группы в единый инновационный проект. На сегодняшний день осуществлены системные действия по формированию эффективной инновационной инфраструктуры, включающей в себя: инновационно-ориентированные кафедры, научно-исследовательские лаборатории, научно-исследовательские институты,

научно-образовательные центры,

ресурсные центры, аккредитованные лаборатории, центр инновационных и прикладных разработок, малое предприятие, отдел менеджмента качества. В НГПУ

создана платформа для формирования

инновационной образовательной среды, масштабного внедрения научно-методических разработок вуза в систему

образования региона, реализации инновационных научно-образовательных проектов Российского и международного уровней, модернизации системы управления университетом, системной интеграции информационных образовательных ресурсов, а также реализации сетевого взаимодействия с педагогическим сообществом, ведущими

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

российскими и зарубежными университетами и исследовательскими центрами.

Приоритеты научно-педагогической деятельности

Во главу угла при выборе приоритетов в научно-педагогической деятельности

университета положены три стратегически важные группы технологий, определяющие форму содержание и результат инновационных преобразований в современном педагогическом образовании[2; 4]:

1. Технологии и стратегии цифрового

обучения, основанные на системе управления обучением, охватывающей широкий спектр программно-аппаратных средств и комплексов, способствующих реализации таких информационных и коммуникационных технологий как удаленное присутствие, дистанционное обучение, вебинары, совместный удаленный доступ,

администрирование проектов и другие.

2. Технологии равных возможностей.

Инфраструктура подготовки специалистов для сферы образования детей с ограниченными возможностями здоровья требует широкого спектра демонстрационного и лабораторного оборудования для диагностики нарушений слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата. Диагностического и развивающего оборудования, интерактивного и мультимедийного оборудования, современных методических рекомендаций и программ курсов повышения квалификации специалистов педагогической сферы и смежных отраслей

(здравоохранения, социальной сферы, сферы труда и занятости).

3. Технологии здоровьесбережения. В том числе, организационные условия сохранения и профилактики здорового образа жизни студентов и преподавателей вуза,

начиная с культуры питания, завершая профилактикой психического здоровья педагога.

Это позволит в дальнейшем решить ряд задач, стоящих перед региональной системой образования:

1. Ликвидация отставания в исполь-

зовании современных информационных и коммуникационных технологий с целью реализации принципов «шаговой

доступности» и «открытости» образования для любого члена общества.

2. Преодоление социальных барьеров нетерпимости к детям с ограниченными возможностями здоровья и реализация прав на доступное качественное образование для каждого.

3. Формирование единой образователь-

ной среды с учетом индивидуальных возможностей, темпа учебной деятельности и психофизиологических особенностей

студентов.

Все эти преобразования преследуют одну цель - превратить систему образования Сибирского региона в конкурентную инновационную среду, удовлетворяющую стратегическим требованиям государства и общества.

Осуществляя активное сотрудничество с учреждениями образования и культуры НГПУ реализует научно-образовательные проекты по следующим научным проблемам:

• Инновационные педагогические технологии (городской педагогический лицей).

• Эксперимент по внедрению в состав школьного компонента учебного плана школ г. Искитима краеведческого курса «Искитимоведение».

• Мониторинг здоровья участников

образовательного процесса (Башкирия, Тыва, Красноярск, Кузбасс,

Нижневартовск, Новосибирская область).

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

• Гражданско-патриотическое воспитание в современном образовании (Городской центр развития образования).

• Методология, теория и практика школьного исторического образования (школы Железнодорожного района г. Новосибирска).

• Социальная реабилитация и социально-

психологическая адаптация подростков и молодежи, попавших в трудную жизненную ситуацию (Социальнореабилитационный центр для

несовершеннолетних «Парус»).

• Профессиональные компетенции

социальных работников учреждения социального обслуживания населения (МУ КЦСОН Центрального район).

• Инновационные формы преподавания предметов естественнонаучного цикла (Новосибирский областной центр по работе с одаренными детьми).

• Комплексный подход при осуществлении образовательно-воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста (ДОУ № 352 г. Новосибирска) и многие другие.

• Инновационные технологии обучения иностранным языкам (Канада, США, Хорватия)

• Межкультурная компетенция

международного студенческого обмена (Россия-Германия-Франция)

Кроме того, осуществляется руководство федеральными экспериментальными

площадками:

• «Развитие дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» федерального института развития образования (ФИРО)

• «Обеспечение преемственности между

дошкольным и начальным

образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ» (МОиН России, РАО)

Разработка и внедрение технологий коррекционного и инклюзивного образования

За последние годы в университете стала активно разрабатываться проблематика коррекционного и инклюзивного

образования.

Учитывая актуальность данного направления научно-практической деятельности и его особую социальную значимость, сотрудники НГПУ занимаются:

• подготовкой педагогических кадров для работы в сфере коррекционного и инклюзивного образования;

• разработкой научно-методического обеспечения коррекционного и инклюзивного образовательного процесса;

• определением организационно-педагогических условий введения инклюзивного обучения (по вопросам составления учебного плана, разработки индивидуального образовательного маршрута, составления и адаптирования индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ и

т.д.),

• созданием адекватных моделей и конкретных технологий психологопедагогического сопровождения инклюзивного обучения, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным и др.

Под руководством профессора

О.К. Агавеляна и Р.О. Агавеляна в вузе действуют научные школы:

- «Социально перцептивные процессы

личности учителя специальной школы»;

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

- «Голос и невербальные знаки как психологические феномены, невербальная коммуникация»

Осуществляется руководство федеральной экспериментальной площадкой: «Развитие дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» федерального института развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образования (ФИРО).

В 2010 и 2012 гг. Новосибирский государственный педагогический университет выиграл Федеральные гранты для выполнения проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов Новосибирской области» (руководитель проекта - профессор

Н.А. Ряписов). В рамках выполнения проекта были организованы курсы повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений Новосибирской области, осуществлена разработка учебнометодического обеспечения данного

процесса: подготовлены теоретические

материалы (конспекты лекций, тексты научных и методических статей) для инклюзивного и дистанционного обучения; созданы учебные и методические фильмы и презентации.

Ведутся совместные научные

исследования:

• Развитие двигательной активности у детей раннего возраста с синдромом Дауна средствами кинезиотерапии (Центр HeerenLoo реабилитации детей и взрослых с нарушениями умственного развития, г. Эрмело, Нидерланды).

• Роль неправительственного сектора в формировании спектра услуг для людей с ограниченными возможностями. (Фонд Фундасио Таллерс де Каталания, г. Барселона, Испания).

• Морфофункциональное развитие детей (Павлодарский пединститут);

Кафедра общей и специальной психологии является участником международной программы «Совершенствование подготовки детей с синдромом Дауна к обучению в школе в условиях специального и инклюзивного образования» совместно с Российским благотворительным Фондом «Даунсайд Ап» (г. Москва) и координационным советом программы «Нумикон» (г. Лондон, Великобритания). В рамках договора о сотрудничестве НГПУ и «Даунсайд Ап» подписано двустороннее соглашение об апробации мультисенсорной обучающей математической программы «Нумикон» (Великобритания) применительно к детям с синдромом Дауна на базе экспериментальной площадки НГПУ «Специальная (коррекционная) начальная школа -детский сад № 60 «Сибирский лучик».

Кафедра коррекционной педагогики расширяет контакты с университетами Украины и Белоруссии: Крымский

гуманитарный университет, Минский институт управления, Институт коррекционной педагогики и психологии НГПУ им. М.П. Драгоманова.

За последние годы выпущено семь монографических исследований по проблемам детства и общим проблемам педагогики и психологии, опубликовано более ста научных и учебно-методических работ.

За разработку серии пособий по коррекционной педагогике Институт детства НГПУ был награжден Большой золотой медалью Международной выставки УЧСИБ 2011 (ITE SIBERIAN FAIR). Исследования сотрудников института признаны общественными организациями: Благотво-рительный

фонд «Даунсайд Ап», «Здравоохранение детям» и другими организациями - партнерами в сфере образования, здравоохранения и социальной помощи детям.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Преподаватели НГПУ активно участвуют в международных проектах с университетскими центрами, некоммерческими организациями, международными фондами.

В течение года была проведена серия телемостов, где специалисты из отдаленных районов Новосибирской области могли поделиться результатами внедрения опыта работа работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, представленными в долгосрочном проекте, с коллегами и партнерами из России (Москва, Новосибирск), стран СНГ (Киев) и дальнего зарубежья (Лондон, Париж, Амстердам).

В 2012 году на базе НГПУ создан региональный ресурсный центр «Семья и дети», призванный осуществлять разработку и внедрение новых подходов и технологий по обеспечению комплексного сопровождения семьи по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Разработка и внедрение технологий обеспечения здоровья участников образовательного процесса

В НГПУ осуществляется исследование всего комплекса проблем, связанных с обеспечением здоровья участников образовательного процесса как приоритета государственной политики. Под руководством Р.И. Айзмана создан НИИ «Здоровья и безопасности», функционирует научная школа «Физиология онтогенеза», в рамках которой развивается научное направление «Здоровье и благополучие личности». К наиболее значимым результатам деятельности данного научного коллектива является создание и внедрение в образовательные учреждения Новосибирской области новой компьютерной технологии выявления интегральной

характеристики здоровья учащихся,

студентов и преподавателей на основе выявления физических и психических

показателей. Данная технология позволяет создать электронные паспорта здоровья для всех участников образовательного процесса. По данной программе за последние два года обследовано более 2000 студентов и школьников. Работа по созданию «Программы мониторинга участников

образовательного процесса» была выполнена в рамках гранта администрации Новосибирской области.

Научно-методическая литература

кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности часто отмечается наградами на различных

конкурсах. Мультимедийный учебно-

методический комплекс по медикобиологическим дисциплинам стал

победителем Всероссийского конкурса «Книга года - 2009» в номинации «Учебник XXI века». Продукция кафедры также стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010 г., проводимого Фондом развития отечественного

образования. Научные исследования осуществляется в сотрудничестве с

Каролинским институтом (Швеция, Стокгольм), Калифорнийским университетом (Дэвис, США), Институтом науки им. И.Вайцмана (Реховот, Израиль).

НГПУ является региональным центром Сибирского Федерального округа по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности, а также межвузовским центром по профилактике социально-

негативных явлений в молодежной среде.

В 2012 году на базе университета создан региональный ресурсный центр Мониторинга здоровья участников образовательного

процесса.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Разработка технологий интерактивного

и интенсивного педагогического образования

В университете активно развиваются интерактивные методы обучения как методы активного обучения, опирающиеся, прежде всего, на такие механизмы активности личности, которые связаны с эффектами группового взаимодействия, сотрудничества, совместной деятельности по решению тех или иных образовательных задач, стоящих перед группой обучающихся; они предполагают интеракции субъектов обучения - обмен коммуникативными, когнитивными и личностными действиями.

Интенсивное образование в университете характеризуется построением такого образовательного процесса, который позволяет максимально вовлекать

личностный и психофизиологический потенциал обучаемых и обучающих, направлять его для максимально полного использования внешних ресурсов

образовательной ситуации (ресурса времени, содержания, социальных взаимодействий, информации) без ущерба здоровью и психологическому благополучию всех субъектов образования и вести к максимально качественному достижению ими поставленных целей.

В качестве примера реализации технологии интенсивного профессионального педагогического образования в практике психологической подготовки будущих специалистов можно указать на учебные пособия: Чепель Т.Л. Возрастная психология: интенсивный курс: учеб. пособ. -

Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. - 206 с. (данное пособие признано Лучшим педагогическим изданием России 2004 года), а также Чепель Т.Л. Методика преподавания психологии: технология интенсивного

образования: учеб. пособ. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. - 425 с.

Технологии электронного обучения в профессиональной подготовке учителя

Сегодня информационно-коммуникационные технологии, пришедшие в учебные заведения, необратимо изменили и содержание, и функционирование, и сам «ландшафт» образования. Современное, конкурентоспособное образовательное

учреждение уже не сможет существовать без ИКТ, а самое главное - не сможет остановиться на достигнутом технологическом уровне. Наличие компьютерного класса - это уже вчерашний день. С нашей точки зрения, на сегодняшний день, в связи с бурным развитием Интернет, существуют огромные возможности по совершенствованию учебного процесса как за счет сервисов web 2.0, так и за счет разнообразных информационно-образовательных ресурсов. Практически все школы подключены к Интернет. Однако, не смотря на это, все же образовательный процесс в школе катастрофически мало связан с возможностями глобальной сети.

Для того, чтобы решить проблему модернизации школьных образовательных услуг в соответствии с требованиями

времени, необходимо повсеместное и

системное внедрение в ежедневную практику web-обучения. Однако ограничение на

сегодня заключается в том, что нет в школе умелых «проводников», позволяющих осваивать «бескрайние просторы» Интернет. Эту функцию должны осуществлять учителя. Как те, кто работает в конкретной школе, так и те, кто может создавать свои

дистанционные курсы. Без обучающих

«Интернет-туров» сложно себе представить все богатство и многообразие существующих

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

на сегодняшний день ресурсов. Именно так и создаётся, помимо желания правительств, министерств и отдельных методистов система открытого образования -образования без границ.

Сегодня, для того, чтобы получить необходимые знания, чаще обращаются к поисковой системе, а не к эксперту (учителю). Потому что поисковая система за мгновение соединит желающего с сотнями и миллионами тех же самых экспертов и их мнений. В этих условиях учитель просто по определению не может быть «хранителем тайных знаний», который передает их ученикам в изолированной обстановке учебной аудитории. Учитель должен стать умелым проводником в «информационных джунглях» современного мира.

Сформировать эту компетенцию, используя традиционные формы и методы невозможно.

Чему сегодня нужно учить учителей? Умению правильно проектировать

информационный поиск. Умению отбирать необходимые данные, очищая их от «информационного шума» и делать их понятными для учеников. Умению находить необходимые знания. Умению оценивать подлинность информации и сопоставлять данные из различных источников. Умению грамотно включаться в сетевое

взаимодействие.

Перестройка учебного процесса влечет за собой переход к модульности, вариативности, индивидуализации, сетевому взаимодействию средствами дистанционных курсов. Для этого учителя должны иметь адекватную поставленным задачам программную среду. Наиболее удачной, с нашей точки зрения, является среда Moodle. Она позволяет без «ИКТ-компетентных» посредников переводить педагогическое мастерство on-line.

В НГПУ последние годы бурно внедряются информационно-коммуникационные технологии в связи с открытием Института открытого дистанционного образования (ИОДО). Сегодня ИОДО оказывает организационную и техническую поддержку дистанционного обучения и внедрения современных информацинно-ком-муникационных технологий в образовательный процесс вуза. В 2011 году ИОДО НГПУ стал победителем конкурса «Новосибирская марка» в номинации «Внедрении современных образовательных технологий».

Институт является организатором

конкурса грантов «Развитие дистанционных образовательных технологий в

Новосибирской области» в рамках раздела областной программы «Прикладные научные исследования в области образования». В результате проведенных работ были разработаны прототипы программных

продуктов, использующихся в настоящее время в образовательном кластере региона. В институте выполняются научные исследования по направлению: «Открытое образование. Педагогика высшей школы, экономика образования». В Институте разработана методология и теория

непрерывного, открытого и дистанционного образования.

На базе ИОДО разработаны и внедрены в учебный процесс дистанционные

образовательные технологии по основным образовательным программам ВПО. Издано 94 учебника и учебных пособия, более 300 методических рекомендаций для студентов, более 50 авторских программ. Разработано более 100 электронных учебно-методических комплексов по основным образовательным программам. Создано более 60 учебных видеофильмов. Функционирует 9 учебных web-сайтов. Создано более 300 персональный

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

страниц преподавателей НГПУ (в рамках проекта «Персональные сайты

преподавателей»). Созданы и используются следующие программные продукты:

конвертер для создания электронных учебнометодических комплексов, электронная

оболочка для создания мультимедийных учебных продуктов, программный модуль «Электронный деканат», конвертеры тестов.

Создана и функционирует автоматизированная система «Менеджмент учебного процесса» с программными модулями «Контингент студентов», «Учебные планы», «Расчет часов». В настоящий момент Институт открытого дистанционного образования готов обеспечить любым структурным подразделениям Университета переход на дистанционное обучение, как отдельных элементов учебного процесса, так и целиком любой образовательной услуги.

Институт предоставляет образовательные сервисы для преподавателей высшей школы, учителей, педагогов дополнительного образования и организаторов учебного процесса, такие как: дистанционные учебные курсы, учебное видео, электронные учебнометодические комплексы, видеоконференцсвязь, виртуальные экскурсии, Интернет-конференции, а также любые другие сетевые проекты. Для интернет-конференций и поддержки обычных конференций в НГПУ используется специальный сайт:

http: // conference.nspu. ru. Видеоконференции проводятся с использованием ресурса Acrobat Connect Professional, надежного в использовании, предоставляющего полный набор средств общения.

Институт открытого дистанционного образования сделал доступными для каждого преподавателя и студента современные технологии обучения. С помощью создания семейства учебных сайтов (более 20) среда

дистанционного обучения Moodle стала доступной для всех структурных подразделений и для всех преподавателей. Умению вести профессиональную деятельность с использованием новых возможностей обучают на курсах по краткосрочному повышению квалификации «Основы деятельности тьютора». Создание учебнометодических комплексов и электронных учебников для использования на отдельных CD, в локальных сетях и Интернете позволяет обеспечить качественную информационную поддержку учебного процесса. Сегодня число созданных электронных изданий

приближается к 200, а средняя скорость изготовления составляет 2 недели.

ИОДО тесно сотрудничает с образовательными учреждениями, осуществляя научно-методическое сопровождение внедрения дистанционных технологий в учебный процесс. На базе ИОДО нередко проводятся семинары и конференции регионального и международного уровней.

В 2012 на базе НГПУ создан ресурсный центр «Цифровая школа», представляющий собой модель оснащения современных учебных помещений и внеучебного пространства школы, включающего в себя несколько классов различных профилей, оснащённых современным цифровым оборудованием, необходимым для реализации

образовательного процесса. В настоящее время, состав ресурсного центра входит Интерактивный многофункциональный

SMART-класс, Интерактивная ИЗО-студия и 19 мобильных компьютерных классов. В 2013 году планируется создание Интерактивного класса начального и дошкольного образования, цифровых конференц-залов и интерактивных холлов в корпусах НГПУ. На базе центра будет осуществляться процесс профессиональной

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

подготовки студентов, повышение

квалификации педагогических работников, а также апробироваться новейшие

образовательные технологии.

Современные подходы к организации заочного образования

В университете поступательно и динамично развиваются заочные формы обучения. Заочное отделение успешно функционирует с июля 1939 г. Постоянно расширяется перечень основных

образовательных программ, по которым обучаются студенты заочного отделения Ежегодный выпуск студентов-заочников

составляет около 4 тысяч человек. При этом сохраняется преимущественная подготовка в НГПУ педагогических кадров для Новосибирской области и г. Новосибирска, а также для Сибирского региона.

Что касается содержания заочного образования и развития инновационных

образовательных технологий, то при переходе на уровневую модель подготовки, реализацию стандартов ВПО третьего

поколения предусмотрена организация

учебного процесса студентов-заочников на основе моделей контекстного обучения в русле компетентностного подхода. Подобная методология внедряется в образовательное пространство через:

• проектирование соответствующих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инновационных технологий и методик обучения, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

• выполнение студентами мини-проектов в

структуре учебных предметов в соответствии с требованиями компетентностного подхода;

• организацию учебных и производствен-

ных практик на базе предприятий,

учреждений и организаций по месту работы студентов-заочников;

• выполнение студентами курсовых и

выпускных квалификационных работ по договорам с работодателями;

• формирование индивидуальных

образовательных траекторий студентов с учетом их личного социального и производственного опыта;

• расширение практико-ориентированных

курсов по выбору, спецсеминаров, факультативных курсов с опорой на запросы студентов и работодателей;

• создание и внедрение учебно-

методических комплексов дисциплин, направленных на реализацию идей компетентностного подхода,

удовлетворение потребностей

обучающихся и работодателей;

• привлечение к учебному процессу на

заочном отделении наиболее опытных и квалифицированных преподавателей, специалистов-практиков;

• разработку механизма оценки

компетенций в уровневой системе обучения, мониторинг образовательных результатов обучающихся в различных формах деятельности.

Большое внимание отдел заочного образования уделяет внедрению в учебный процесс вуза дистанционных образовательных технологий: для студентов создаются учебно-методические комплексы дисциплин на бумажных и электронных носителях, видеофильмы; для обучения используется среда дистанционного обручения «Мoodle», организуются видеоконференции, чаты, форумы. Для оперативного управления учебным процессом на заочном отделении используется автоматизированная система управления процессами, включающая модули

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

«Учебные планы», «Контингент», «Расчет нагрузки».

В рамках университетской научноисследовательской темы «Открытая система образования» выполняются фундаментальные и прикладные исследования проблем дидактики заочного образования, внедрения инновационных образовательных моделей в условиях уровневой подготовки

педагогических кадров.

В апреле 2010 г. на базе ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» была создана Ассоциация развития заочного образования педагогических вузов Сибири. Основная цель деятельности этого института - создание и развитие конструктивных механизмов взаимодействия членов Ассоциации в области заочного образования. В рамках этого объединения предусматриваются ежегодные встречи руководителей, преподавателей и студентов на совещаниях, научно-практических конференциях, посвященных проблемам заочного образования; академические обмены студентами и преподавателями; содержательные обмены информацией в области ресурсного обеспечения заочного образования, в т.ч. в сфере дистанционных образовательных технологий; формирование межрегиональных комплексных образовательных и научных программ; обмен учебными планами бакалавриата и магистратуры и т.д.

Инновационные проекты НГПУ педагогической и социальной направленности

Университет активно реализует

различные инновационные проекты педагогической и социальной направленности:

«Разработка и апробация

информационного обеспечения системы

оценки качества профессионального

образования». Финансирование: грант

федеральной целевой программы «Развитие образования». Цель проекта: создание и внедрение электронной федеральной базы тестовых материалов для оценки компетенций студентов и выпускников системы высшего профессионального

образования РФ.

«Компьютерные технологии

психофизиологической коррекции и развития речи». Финансирование: грант Российского гуманитарного научного фонда. Цель проекта: развитие фонематического

восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня.

«Врожденные пороки развития и генетические аномалии: межведомственный подход к профилактике детской инвалидности и социального сиротства». Финансирование: грант Европейского союза. Цель проекта: адаптация европейской

модели межведомственного подхода к реабилитации детей-инвалидов и членов их семей к российским условиям, профилактика детской инвалидности.

«Первые ступеньки к развитию». Финансирование: грант администрации

Новосибирской области. Цель: создание

системы подготовки кадров для работы с детьми с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями, психоэмоциональными расстройствами и

установленной инвалидностью и их семьями.

«Мониторинг здоровья участников образовательного процесса». Финансирование: грант администрации Новосибирской области. Цель проекта: разработка и

внедрение программы мониторинга здоровья школьников, студентов, преподавателей, спортсменов.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Информационная система «Природное и культурное наследие Новосибирской области». Финансирование: грант

администрации НСО. Цель: создание

информационной системы «Природное и культурное наследие юга Западной Сибири» на русском и английском языках.

«Профессиональная педагогическая школа». Финансирование: грант

Департамента науки, инноваций,

информатизации и связи Новосибирской области. Цель: разработка концепции

профессиональной педагогической школы.

Проект по продвижению инноваций «Идея! NEXT». Финансирование: гранты

правительства НСО. Цель: отработка

технологий по продвижению инноваций, создание условий для формирования инновационного мышления у молодёжи. Проект включен в первый рейтинг

инновационной активности в России за январь-март 2011 г.

«Молодежная школа дизайна». Финансирование: гранты правительства

Новосибирской области. Цель: создание

условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста

творческого потенциала личности.

Результаты: организована работа молодежной школы дизайна.

«Социально-психологическое сопровождение выпускников детских домов, обучающихся в ВУЗе». Финансирование: грант мэрии г. Новосибирска. Цель:

формирование социальной модели сопровождения студентов-выпускников

детских домов, обучающихся в вузе.

По итогам 2009 и 2011 гг. НГПУ признан лучшим инновационным вузом г.Новосибирска среди нетехнических высших учебных заведений.

НГПУ в ежегодном Международном молодежном инновационном форуме ИНТЕРРА

В 2009-2011 гг. преподаватели и студенты НГПУ приняли активное участие в мероприятиях Международного молодежного инновационного форума ИНТЕРРА. Форум является одной из самых больших в России и крупнейшей за Уралом площадкой для выработки и экспериментального внедрения предложений по развитию инновационной экономики и инновационного общества.

На базе НГПУ были проведены следующие мероприятия в рамках форума ИНТЕРРА:

1. Система мероприятий «Школьная

ИНТЕРРА»: «Профессиональный проект как основа инноваций в образовательной деятельности педагога», «Развитие инновационного мышления школьника», «Можно ли вырастить гения?» и «Развитие инновационного мышления педагогов». В «Школьной ИНТЕРРЕ» на базе НГПУ приняли участие более 200 человек -учителей и учащихся школ г. Новосибирска и Новосибирской области, преподавателей и студентов вузов, руководителей

образовательных учреждений.

2. Мастер класс с политологом

А.Н. Чумаковым посвященный современным проблемам развития инновационной

деятельности в России. В работе мастер-класса приняли участие более 100 человек.

3. Мастер-класс с доктором К. Шлегилем (Германия) «Интерпретация истории как феномен социального пространства», в котором также приняли участие более 100 человек, а сам мастер-класс и дискуссия продолжались более 5 часов. Особый интерес присутствующих -преподавателей истории, - вызвало сравнение методологических подходов, принятых в

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

настоящее время в Германии и в России, к анализу культурно-исторических процессов.

4. Мастер-класс с заместителем губернатора Вологодской области, профессиональным философом О.А. Матвейчевым «Инновации как объект PR-деятельности», где в рамках оживленной дискуссии были проанализированы современные подходы к инновационной деятельности в области PR-технологий с направленностью на формирование новой образовательнокультурной среды - «гуманитарного Манхэтонского проекта в России», - как сказал сам автор.

5. Международный научно-

практический семинар «Традиционная культура ушу как фактор здорового образа жизни» с профессором ушу Пекинского университета спорта, ранее тренировавшим личную охрану Мао Дзэдуна. В рамках семинара в течение 12 дней около 80 человек получили возможность освоить «из первых рук» современные инновационные подходы к формированию здорового образа жизни на базе «восточных» технологий, хорошо апробированных в головном вузе КНР по данному направлению.

6. Дискуссионный клуб «Философия

образования восток и запад: развитие

диалога», в работе которого приняли участие около 70 человек, руководители и специалисты органов управления образованием; руководители образовательных программ; представители общественнополитических организаций; руководители образовательных учреждений; ученые; преподаватели; аспиранты и другие

специалисты сферы образования. Работа дискуссионного клуба была сосредоточена вокруг проблем создания концепции новой глобальной философии и стратегии образования, ядром и основой которой

должны стать вопросы специфики современной интеграции образования Востока и Запада в мировое образовательное пространство, вопросы социальной роли образования как системообразуещего фактора трансформирующейся России.

7. Конкурс инновационных образовательных технологий «Создавая будущее» среди молодых преподавателей и студентов. Среди конкурсантов можно отметить такие проекты, как:

• Всероссийский студенческий фестиваль короткометражного кино «Кто_метры»

• Создание молодежной инновационной среды в вузе

• Математический кружок в школе: от

теории к практике

• Сопровождение и социализация студентов с инвалидностью в процессе их обучения

• Комплексная оценка здоровья учащихся и студентов

• Новосибирский центр образовательного туризма

• Миссия выполнима. Твое призвание -учитель!

• Формула здоровья. Успех в твоих руках

• Развитие познавательной и творческой активности учащихся в процессе проектной учебной деятельности и др.

8. Международная научно-практическая конференция «Социокультурные проблемы современного человека», в которой приняли участие более 300 человек, в том числе молодых ученых из России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

9. Всероссийская научная конференция с международным участием и научная школа «Интеллект, культура, образование», в которой приняли участие около 100 человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Мастер-класс «Инновационные технологии в подготовке к обучению грамоте

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

детей дошкольного возраста» с числом участников около 50 человек.

11. Научно-практический семинар «Тенденции развития инновационных образования и науки в условиях современной России» совместно с сектором философии науки и образования Институт философии и права СО РАН и редакцией журнала «Философии образования».

12. Школы для молодых ученых с итоговой конференцией «Роль инновационного образования в развитии российского общества глазами молодых ученых» с числом участников - более 100 человек.

13. Мастер-класс «Активное и интерактивное обучение в системе

профессионального образования педагогов» с числом участников - около 800 человек.

14. Также были проведены мастер-классы «Молодежь в обществе риска» и «Демографическая политика. Будущее семьи» и другие мероприятия.

Имеющийся научно-образовательный потенциал и достигнутые результаты позволяют уверенно утверждать, что Новосибирский государственный педагогический университет развивается в соответствии с требованиями времени и нацелен на решение новых задач, поставленных государством в области высшего педагогического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алтыникова Н.В. Новосибирский государственный педагогический университет: образование, наука, инновации. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - 52 с.

2. Герасёв А.Д. Развитие педагогической науки в Новосибирском государственном педагогическом университете // Образование: цели и перспективы. - 2011. - № 16. -С.79-86.

3. Задачи модернизации образования можно решать только комплексно - от детских садов до

университетов: выступление Председателя Правительства РФ на селекторном совещании по вопросу «О готовности системы образования к началу 2012-2013 учебного года». -29.08.2012 // Вестник образования России. - 2012. - № 18. - иЯЪ:

http://www.vestшknews.m/mdex.php?optюn=com_content&task=view&id=718&Itemid=1

4. Майер Б.О. Технологическая платформа «Образование»: онтологический анализ // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2(6). -С. 36-47

5. Путин В.В. Главные задачи повышения качества образования в РФ // Образование и перспективы. -№24. - 2012. - С. 2.

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года -иЯЬ: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016/

7. Стратегия развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» на 2010-2015 гг. / тост.: А. Д. Герасев, Н.В. Алтыникова [и др. ] // Философия образования. - 2010. - № 4 (33). - С. 3-21.

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - иЯЪ: http://www.fcpro.ru/

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

©N. V. Altynikova, A. D. Gerasev, N. A. Ryapisov, B. O. Mayer, S. A. Gizhitskaya UDC37.0 + 378

NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY: RATE ON INNOVATION

N. V. Altynikova, A. D. Gerasev, N. A. Ryapisov, B. O. Mayer,

S. A. Gizhitskaya (Novosibirsk, Russia)

In the article the basic results of activity of university in educational and scientific fields of activity are presented. It is stressed, that for long-term history the Novosibirsk State Pedagogical University has changed the status, having changed in a university complex. Today Novosibirsk State Pedagogical University is modern university which is the largest pedagogical high school of Siberia and the Far East and takes the lead positions in leading directions of a pedagogical science in region, training specialists or various segments of economy (education, science, mass-media, business, sports, management).

Key words: university, scientifically-educational activity of high school, innovative activity, preparation specialists.

REFERENCES

1. Altynikova N. V. Novosibirsk the state pedagogical university: formation, a science, innovations. -Novosibirsk: Publishing house NGPU, 2012. - 52 p.

2. Gerasev A. D. Development of a pedagogical science at Novosibirsk state pedagogical university // Formation: the purposes and prospects. - 2011. -№16.-pp. 79-86.

3. Problems of modernization of education can be solved only in a complex - from kindergartens up to universities: performance of Chairman of the Government of the Russian Federation at selector meeting concerning «About readiness of an education system for the beginning of 20122013». - 8/29/2012 // Bulletin of education of Russia. - 2012. - № 18. -URL : http://www. vestniknews. ru/index.php? option=com_content&task=view&id=718&Itemid= 1

4. Mayer B. O. Technological a platform «Education»: the ontologic analysis // Novosibirsk state pedagogical university Bulletin.- 2012. - vol. 2 (6).- pp. 36-47

5. Putin V. V. Main task of improvement of quality of education in the Russian Federation // Education and prospects. - №24.- 2012. - p. 2.

6. Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020 -URL:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016/

7. Strategy of development of the state educational establishment of the maximum vocational training «Novosibirsk state pedagogical university» for 2010-2015 / eds. A. D. Gerasev,

N. V. Altynikova // Philosophy of education. - 2010. - vol.4 (33). - pp. 3-21.

8. The Federal target program of development of education for 2011-2015 - URL: http://www.fcpro.ru/

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

1(11) 2013

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Altynikova Natalia Vasilevna - the candidate of pedagogical sciences, the pro-rector on innovative work, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: altynikova@yandex.ru

Gerasev Alexey Dmitrievich -the doctor of biological sciences, the professor, the rector, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: alger@ngs.ru

Ryapisov Nikolay Aleksandrovich - the doctor of economics, the professor, the pro-rector on study (correspondence branch), Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: ryapisov@ngs.ru

Mayer Boris Olegovich - the doctor of philosophy, the professor, the pro-rector on a science, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: maierbo@gmail.com

Gizhitskaya Svetlana Aleksandrovna - the candidate of biological sciences, director of institute of open remote education, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: iode_2009@ngs.ru

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.