Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Ю. В. Пушкарёв
УДК 378 + 316.3
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ*
Ю. В. Пушкарёв (Новосибирск, Россия)
В статье анализируются проблемы методологии инновационной деятельности образовательного учреждения. Отмечается, инновационная деятельность образовательного учреждения, характеризуемая как процесс, направленный на создание, развитие и распространение инноваций, является одним из решающих факторов в преодолении кризисных явлений и стабилизации уровня развития региона. Подчеркивается, что различия между традиционной и инновационной системами образования заключаются, прежде всего, в целевой установке, которая реализуется посредством разных образовательных технологий.
Ключевые слова: образовательное учреждение, инновационная деятельность,
инновационно подготовленные специалисты.
Образование все более становится мощным фактором преобразования России, ресурсом становления инновационной личности, способной к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора [1; 3; 21]. В современных сложных социально-экономических условиях развития общества приоритетным
направлением развития сектора образования (как высшего, так и общего) становится развитие инновационной деятельности образовательного учреждения как наиболее перспективного решения образовательных, экономических и социальных задач [5; 7-8;
13; 19]. Современный опыт свидетельствует, что инновационная деятельность
образовательного учреждения, характеризуемая как процесс, направленный на создание, развитие и распространение инноваций, является одним из решающих факторов в процессе социальноэкономических преобразований, в
преодолении кризисных явлений и стабилизации уровня развития региона.
Различия между традиционной и инновационной системами образования заключаются, прежде всего, в целевой установке, которая реализуется посредством разных образовательных технологий [6; 15]. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на
* Работа выполнена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (мероприятие 1.2.1, Гуманитарные науки, соглашение 14.В37.21.0985).
Пушкарёв Юрий Викторович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений. Специалисты, которых готовит вуз, должны соответствовать не только самым последним требованиям различных сфер деятельности общества, но и должны быть готовы к осуществлению прогресса во всех этих областях.
Постоянное развитие и усложнение информационных систем и технологий сказывается на работе специалистов всех уровней, предъявляя к ним новые профессиональные требования, усложняя профессиональный менталитет [14]. Подготовка современных квалифицированных кадров является важной составляющей стратегии устойчивого социально-
экономического развития страны, основанной на реализации национальной инновационной политики в условиях глобальных технологических преобразований [2; 9-12; 17-18]. Переход в развитии общества к экономике знаний требует подготовки соответствующих инновационно ориентированных специалистов [4; 16; 20].
В этой связи включение курса по теме «Инновационное образовательное
учреждение: сущность и содержание
концепции» в учебный процесс институтов повышения квалификации педагогов является серьезным шагом в деле совершенствования системы повышения квалификации в контексте происходящих преобразований российской системы образования в целом. Этим достигается ряд целей:
- введение работников образования в сферу новейших исследований процессов развития инновационного образовательного учреждения и подготовки инновационно активных кадров;
- формирование профессиональных
научно-исследовательских и
общемировоззренческих компетенций
педагогов на основе представлений об основных проблемах развития
инновационного образовательного
учреждения и системы подготовки инновационно активных кадров;
- совершенствование методологической культуры работников образования по проблеме концептуального обоснования развития инновационного образовательного учреждения.
В рабочей программе повышения квалификации «Инновационное образовательное учреждение: сущность и
содержание концепции» раскрывается обобщенное содержание основных отечественных и западных концепций об инновационном образовательном учреждении. Учебно-методический курс по программе повышения квалификации предназначен для слушателей институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, а также для преподавателей вузов и учителей школ, заинтересованных в философском осмыслении и разработке инновационного содержания образовательного процесса в вузе и школе.
Основные задачи, реализуемые в процессе изучения курса: сформировать
представление о специфике понятийного аппарата теории инновационного развития, об истории развития инноваций и инновационной деятельности, как форме творческой деятельности человека; рассмотреть основные понятия
педагогической инноватики, роль
педагогической инноватики в современном образовании и формировании личности; проанализировать инновационное
образовательное учреждение как систему,
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
выявить его особенности и структуру, режимы работы, определить ведущие тенденции, принципы и условия формирования инновационной деятельности учителя; сформировать представление о современной классификации и типологии инновационных образовательных
учреждений, определить контекст
исследования взаимодействия вузов и школ; способствовать развитию представлений об экономическом и нормативно-правовом
развитии инновационного образовательного учреждения; формирование обоснованной методологической позиции в области управления качеством образования в инновационном образовательном
учреждении; развитие компетенций самостоятельной научно-исследовательской работы и анализа при решении профессиональных научных задач при определении тенденций развития
современного инновационного
образовательного учреждения,
инновационных педагогических технологий; формирование компетенций научной
профессиональной коммуникации для решения задач в научной профессиональной деятельности, развитие навыков научного профессионального самообразования.
Тема 1. Инновации. Теория инновационного развития.
Понятия инновации. Специфика
понятийного аппарата теории
инновационного развития. Роль инноваций в современном развитии цивилизации, в формировании культуры. Проявления и классификация инноваций.
Инновационная деятельность как форма творческой деятельности человека. Основные понятия управления инновационной деятельностью. Инновационный процесс и сущность управления инновационной
деятельностью. Инновационная деятельность учреждения.
Тема 2. Предметная сфера
педагогической инноватики.
Понятие педагогической инноватики. Функции педагогической инноватики в жизни общества. Роль педагогической инноватики в современном образовании и формировании личности. Центральные проблемы педагогической инноватики. Основные понятия педагогической инноватики. Типология представлений о педагогической инноватике. Предпосылки возникновения педагогической инноватики и источники идей ее развития. Периоды инновационного развития системы образования. Рефлексивная педагогика как путь становления.
Инновационный образовательный
прогресс. Инновационные процессы в системе образования. Модернизация и эксперимент в образовании. Педагогическая инноватика, педагогический мониторинг и педагогическая прогностика.
Педагогическая инноватика: общая
характеристика образовательных технологий. Технология обучения. Технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса. Технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса
Тема 3. Инновационное образовательное учреждение как система, его особенности и структура.
Инновационная деятельность в школе. Теоретические предпосылки инновационной деятельности учителя. Содержание и структура инновационной деятельности учителя. Ведущие тенденции, принципы и условия формирования инновационной деятельности учителя.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Виды образовательных учреждений. Организационные режимы работы ИОУ. Режим развития. Инновационная
деятельность. Режим экспериментальной деятельности. Проектная деятельность. Метод моделирования. Режим
дистанционного образования.
Инновационное образовательное
учреждение: технологии развивающего
образования. Информационно-коммуникационные образовательные технологии. Социально-воспитательные технологии. Воспитательные технологии. Педагогические технологии авторских школ. Технологии внутришкольного управления.
Тема 4. Классификация и типология инновационных образовательных учреждений.
Инновационные образовательные
учреждения общего образования в России (гимназии, лицеи, школы с профильными классами и др.). Типологии инновационных образовательных учреждений. Авторская
школа. Концептуальные подходы к формированию авторских школ.
Контекст исследования взаимодействия вузов и школ. Инновационный вуз и
инновационная школа: острые грани
взаимодействия. Инновационное образование: открытое пространство для
взаимодействия вузов и школ. Становление образовательной сети: классический
университет - инновационные школы.
Влияние сетевого взаимодействия на организационные изменения в инновационных образовательных учреждениях.
Учебно-научный инновационный
комплекс. Методологические основы исследования УНИК как инновационной системы непрерывного педагогического образования. Концептуальные основы проектирования учебно-научно-инновационного
комплекса. Проектирование и реализации содержания в условиях комплекса. Инновационная деятельность педагогов и студентов как коллективного субъекта
УНИК. Управление процессом развития УНИК.
Тема 5. Экономическое и нормативноправовое развитие инновационного
образовательного учреждения.
Инновации и экономика. Экономика и технологические уклады. Экономические
аспекты современной инновационной
деятельности. Актуализация и организация инновационной деятельности. Некоторые виды и инструменты инновационной деятельности. Трансфер технологий.
Инфраструктура инновационной
деятельности .
Правовые основы инновационной
деятельности. Проблема государственного регулирования инноваций в образовании и деятельности инновационного образовательного учреждения. Законодательное
обеспечение инновационных процессов в образовании. Нормативно-правовое обеспечение развития инновационной школы.
О статусе образовательного учреждения как юридического лица. Типы и виды государственных и муниципальных образовательных учреждений. Государственная регистрация образовательного
учреждения. Учредительные документы. О локальных актах образовательного
учреждения
Тема 6. Управление качеством образования в инновационном
образовательном учреждении.
Введение в теорию управления образованием. Современное образование: проблемы и перспективы управления его развитием. Образовательное учреждение как объект управления. Основное содержание
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
практической управленческой деятельности. Формирование адаптивной системы
управления методической службой. Управление инновационными процессами.
Системный подход в управлении образованием. Управление как феномен создания, функционирования и развития образовательных систем. Принципы
управления образовательными системами. Основные функции педагогического
управления. Образовательное учреждение как система и объект управления. Инновационный менеджмент: система ВУЗ -школа.
Органы самоуправления в
образовательном учреждении. Руководитель. Разграничение полномочий между руководителем и советом. Модель демократического управления МОУ.
Модернизация образования и фактор качества. Качество инновационого образования. Инновационное образовательное учреждение как среда формирования
качества образования. Научные основы управления качеством образования в
инновационном образовательном учреждении. Технология управления качеством образования в инновационном образовательном учреждении
Тема 7. Тенденции развития современного инновационного образовательного учреждения. Инновационные педагогические технологии.
Классификация инновационных
педагогических технологий. Хронология развития информационно-педагогических технологий. Краткий обзор истории развития системы Российского образования и воспитания. Образовательные модели
(системы, теории, концепции, технологии). Современные информационные технологии и образование. Перспективы развития информационно-педагогических технологий.
Автоматизированные информационные системы и технологии в управлении образовательными системами. Использование стандартных программных средств в управлении образовательными системами. Дистанционное образование: опыт, проблемы и перспективы. Система дистанционного обучения.
Технологии развивающего обучения. Программно-методическое обеспечение технологий развития глобального мышления. Технология развития глобального мышления учащихся в внеурочной деятельности. Инновационные методы оценки качества подготовки обучающихся.
Теоретические аспекты
здоровьесберегающей педагогики. Пути и условия формирования культуры здоровья подростков в общеобразовательной школе. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Некоторые теоретические основания и практические механизмы Интегральной образовательной технологии
Дидактическая конструкция
Интегральной технологии обучения.
Элементы деятельности учителя в Интегральной образовательной технологии. Элементы психологической поддержки
Интегральной технологии. Опыт применения Интегральной технологии обучения.
Результативность и некоторые проблемы освоения Интегральной технологии обучения. Образовательная технология ТОГИС.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Букатов Н., Каланда Е., Лысенко С., Пушкарёв Ю. В. Интеграция образовательных систем и проблема формирования личности в системе высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1(11). -С.43-49.
2. Зебницкий А., Приходько П., Янцев А., Пушкарёва Е. А. Формирование единой системы вузовского образования: проблемы и перспективы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2(12). - С. 27-35.
3. Князев Н. А. Философско-методологические аспекты инновационных процессов в сфере образования // Профессиональное образование в современном мире. - 2011. - № 1. -
С.31-37.
4. Князев Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки: Монография. -Красноярск : Сиб. гос. аэрокосм. ун-т, 2008. - 270 с.
5. Латуха О. А. Математическая модель инновационной деятельности современного вуза //
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2011. - № 1. -C. 69-73.
6. Латуха О. А. Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе развития инноваций: теоретические концепты // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4. - C. 59-82.
7. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4(8). - С. 44-51.
8. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Роль высших учебных заведений в создании инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. -
№ 3(13). - С. 66-72.
9. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Экономическое развитие современного общества и проблема подготовки инновационных кадров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5(9). - С. 50-56.
10. Майер Б. О. Технологическая платформа «Образование»: онтологический анализ //
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. -№ 2(6). - С. 36-47.
11. Майер Б. О. О паттерне «double bind» в современном обществе и образовании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 3(7). -
С.44-55.
12. Майер Б. О., Власюк Н. Н. Аксиологические аспекты образования как фактора обеспечения устойчивого развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4(8). - С. 26-33.
13. Майер Б. О., Евзрезов Д. В. Изменения в системе современного общества и реформы высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6(10). - С. 37-44.
14. Пушкарев Ю.В., Пушкарева Е.А. Информатизация как средство интеграции науки и образования // Философия образования. - 2008. - № 2(23). - С. 201-207.
15. Пушкарёв Ю. В., Латуха О. А. Оценка эффективности управления инновационной деятельностью университета как инновационного вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 1(5). - C. 25-31.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
16. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Особенности современного развития науки в вузе: теоретико-методологический анализ // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2012. - № 5(9).- С. 28-36.
17. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Развитие образования в условиях новой системы ценностей глобального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4(8). - С. 20-25.
18. Пушкарёва Е. А. Единое образование в условиях глобальных преобразований: к постановке проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2(6). - С. 59-66.
19. Пушкарева Е. А. Инновационное развитие научно-образовательной сферы // Философия образования. - 2009. - № 3(28). - С. 16-20.
20. Пушкарева Е. А. Знание как основа науки и образования: специфика современного состояния // Философия образования. - 2007. - № 3(20). - С. 31-35.
21. Пушкарёва Е. А., Судоргина Л. В. Культура самоопределения: адаптационные механизмы личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4(8). - С. 80-87.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Yu. V. Pushkarev
UDC 378 + 316.3
INNOVATIVE EDUCATIONAL ESTABLISHMENT: QUESTIONS OF RESEARCH OF THE PROCESS OF MODERN DEVELOPMENT
Yu. V. Pushkarev (Novosibirsk, Russia)
In the article deals with problems of methodology of innovative activity of educational establishment. It is marked, that now the innovative activity of educational establishment characterized as process, directed on creation, development and distribution of innovations, is one of determinatives in overcoming the crisis phenomena and stabilization of a level of development of region. It is shown, that distinctions between traditional and innovative education systems consist, first of all, in a purpose which is realized by means of different educational technologies.
Keywords: educational establishment, innovative activity, innovatively prepared experts.
REFERENCES
Bukatov N., Glanda Е-^ysenko S., Pushkarev Yu. V. Integration of educational systems and the problem of formation of new person in the higher education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - N 1(11). - Pp. 43-49.
Zebnickiy А. A., Prihodko P. V., Yancev А. V., Pushkareva E. A. Formation of a uniform system of higher education: problems and prospects // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - N 2(12). - Pp. 27-35.
Knyazev N. A. Philosophical-methodological aspects of the innovative processes in the educational sphere // Vocational training in the modern world. - 2011. - N 1. - Pp. 31-37.
Knyazev N. A. The philosophical problem of essence and existence of a science: monography. -Krasnoyarsk, 2008. - 270 p.
Latuha O. A. Mathematical model of innovative activity of modern high school // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2011. - N 1. - Pp. 69-73.
Latuha O. A. Formation of the effective economic base of the university in case of development of innovations: theoretical concepts // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -
2011. - № 4. - Pp. 59-82.
Latuha O. A., Pushkarev Yu. V. Innovative activity of modern high school: tendencies of development // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 4(8). - Pp. 44-51. Latuha O.A., Pushkarev Yu.V. Role of higher educational institutions in creation of innovations // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - N 3(13). - Pp. 66-72.
Latuha O. A., Pushkarev Yu. V. Economic development of a modern society and problem preparations of the innovative staff // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -
2012. - N 5(9). - Pp. 50-56.
Mayer B. О. Technological platform «Education»: the ontological analysis // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 2(6). - Pp. 36-47.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
11. Mayer B. O. About the pattern «double bind» in modem society and education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 3(7). - Pp. 44-55.
12. Mayеr B. O., Vlasjuk N. N. Axiological aspects of education for sustainable development of society // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 4(8). - Pp. 26-33.
13. Mayer B. O., Evzrezov D. V. Changes in system of the modern society and reform of higher education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 6(10). - Pp. 37-44.
14. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Information as an integration tool of a science and education // Philosophy of education. - 2008. - N 2(23). - Pp. 201-207.
15. Pushkarev Yu. V., Latuha O. A. Estimation of management efficiency innovative activity of university as innovative Higher school // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -
2012. - N 1(5). - Pp. 25-31.
16. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Features of modern development of a science in high school: the theoretical-methodological analysis // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 5(9). - Pp. 28-36.
17. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Development of education in conditions of new system of values of the global society // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 4(8). -Pp.20-25.
18. Pushkareva E. A. Uniform education in conditions of global transformations: to statement of a problem // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 2(6). - Pp. 59-66.
19. Pushkareva E. A. Innovative development of scientifically-educational sphere // Philosophy of education. - 2009. - N 3(28). - Pp. 16-20.
20. Pushkareva E. A. Knowledge as a basis of a science and education: specificity of a modern condition // Philosophy of education. - 2007. - N 3(20). - Pp. 31-35.
21. Pushkareva E. A., Sudorgina L. V. Culture of self-determination: adaptable mechanisms of the person // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 4(8). - Pp. 80-87.
Pushkarev Yury Viktorovich - the candidate of philosophical sciences, the associate professor of faculty of philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены