Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Л. В. Судоргина, Р. Терлей, Е. А. Пушкарёва DOI: 10.15293/2226-3365.1402.01
УДК 37 + 316.3/.4
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ)
Л. В. Судоргина (Новосибирск, Россия), Р. Терлей (Коунви, Великобритания),
Е. А. Пушкарёва (Новосибирск, Россия)
Авторы статьи определяют структуру и содержание развития современной общеобразовательной школы как педагогической системы. Раскрывается понимание педагогической системы образовательного учреждения как сложной социальной системы. С позиции системного подхода к организации образования под системой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление. Отмечается, что образовательная система функционирует, развивается во внешней по отношению к себе среде, будучи открытой и связанной множеством коммуникаций. Образовательная система изменяется на основе внутренних противоречий, так как развитие системы исторически обусловлено. Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему. Подчеркивается, что ведущей подсистемой в системе образования является общеобразовательная школа. Проводится сравнение школьной образовательной системы в Великобритании и России.
Ключевые слова: образовательная система, общеобразовательная школа. педагогическая система образовательного учреждения, организация образования в России, организация образования в Великобритании.
Общее представление о системе образо- тике: отсгет отсгет
вания и педагогической системе школы система средств отсгет мет°дов. Система -
Понятие «система» довольно часто упо- эго слово °базтачающее ш-
гребляегся в педагогической теории и прак- ст°ящее из тастш. Слсгет - ^даустрт.гежад
Судоргина Любовь Вилениновна - учитель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель России, директор, МБОУ Гимназия № 14 «Университетская».
E-mail: [email protected]
Терлей Регина - сотрудник Департамента образования, Муниципальный Совет графства Коунви (Великобритания).
E-mail: [email protected]
Пушкарёва Елена Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected] © 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
целостность взаимосвязанных компонентов или элементов, имеющая новые свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой. С позиции системного подхода к организации образования под системой понимается «выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление (Т. А. Ильина, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов [1-2] и др.) Признаки системы: целеустремленность, наличие элементов, взаимосвязь и взаимодействие элементов, связь системы с внешней средой, динамизм системы. Элемент - это минимальная единица системы, имеющая предел делимости в рамках данной системы. Свойства элемента: функциональная специфичность,
структурная специфичность, функциональная интегративность, неисчерпаемость элемента (Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова, Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский [3-5]).
Система образования, являясь социальной системой, может рассматриваться в следующих аспектах системного подхода (А. М. Воронин, В. Д. Симоненко [6, с. 84]):
- системность, целое - это производное своих компонентов. Единство и взаимодействие между компонентами, элементами и частями образуют систему в рамках заданного качества, обеспечивают функционирование и развитие системы;
- в социальных системах цель выступает одним из ведущих системообразующих факторов и нуждается в средствах и действиях для ее достижения. Действие системы, ее компонентов в реализации цели является, в сущности, функцией системы;
- социальные системы, будучи общественными, изменяются, так как им присущи внутренние противоречия. Значит, эти системы исторически обусловлены. В этом проявляется их исторический аспект;
- система функционирует, развивается во внешней по отношению к себе среде, будучи открытой и связанной множеством коммуникаций. Системы более высокого уровня ставят перед подсистемами низшими цели, задачи, выделяют ресурсы, устанавливают ограничения;
- информация, поступающая в систему и выходящая из нее, представляет способ связи компонентов системы между собой и компонентов с системой в целом, а системы как целого - со средой;
- различие между состояниями системы -перспективным, желаемым состоянием системы (целью) и существующим -определяет управленческий аспект.
Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающим миром происходят информационные процессы. Это системы динамические, функционирующие в условиях постоянной изменчивости факторов внешней среды, а также изменений внутренних состояний системы, вызываемых этими факторами.
Обобщая и систематизируя различные представления о педагогических системах, следует определить педагогическую систему как целостность и понять ее смысл как предмета педагогической науки и объекта педагогической практики.
Таким образом, под педагогической системой понимают социально обусловленную целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса (ученики, учителя, родители), духовных и мате-
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
риальных факторов, направленную на формирование личности (А. М. Воронин,
В. Д. Симоненко [6, с. 84], Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова, Н. А. Баранова и др. [7]).
Целостность системы означает единство объекта и субъекта управления в самой их сущности, единство основного и вспомогательного звеньев - функционирование во взаимодействии (В. А. Караковский, С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. [8-9]).
В сложном вопросе о компонентном составе и структуре педагогических систем среди исследователей нет единства взглядов. Это объясняется тем, что выбор компонентов (подсистем) может иметь различные основания.
В статике педагогическая система представляет собой единство таких компонентов, как:
- субъекты образования,
- содержание образовательного процесса
- и средства образования (материальной базы). Подсистемами также являются все социальные институты, выполняющие учебновоспитательные функции.
Педагогическая система может исследоваться в динамике как педагогический процесс. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система - следствие взаимодействия компонентов педагогической системы, ее функция. Следовательно, компоненты педагогического процесса адекватны в своей основе компонентам педагогической системы.
Педагогический процесс представляет собой специально организованные целенаправленные, последовательные, планомерные и всесторонние воздействия на личность с целью ее формирования. Педагогический процесс направлен на решение развивающих и образовательных задач. Взаимодействие
педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в педагогической системе (В. А. Караковский [8]).
Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, которая в явном или неявном виде присутствует в средствах и деятельности педагогов и воспитанников. Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, которая есть соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления педагогическая ситуация.
Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, то может быть представлены как взаимосвязанная последовательность решения множества задач разного уровня сложности. Воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами. С этой точки зрения в качестве единицы педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием с определенной целью педагогов и воспитанников (П. В. Степанов [10, с. 14]). Таким образом, динамика педагогического процесса, его «моменты» должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой.
Образовательная система школы в Российской Федерации
Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспи-
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
тательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа [11].
Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью обучение и воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей, средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы [12-15]. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации [16-20].
Педагогические системы относятся к сложным социальным системам. Каждая отдельно взятая педагогическая система, будь то ясли, сад, школа, техникум или вуз, является сложной и реальной потому, что она сама в своем составе имеет подсистемы в виде групп, классов, отделений, факультетов и т.д. Вместе с тем, сама эта система входит в качестве части или подсистемы в систему высшего уровня: дошкольного воспитания, среднего (полного) общего образования, профессионального образования, среднего специального и высшего образования, которую называют системой образования. Совокупность педагогических систем образует в нашей стране единую целостную систему образования (С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. [9, с. 14]).
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят1:
1 Российское образование: федеральный портал (Материал подготовлен на основании положений Закона Российской Федерации "Об образовании"). URL: http://www.edu.ru/?page_id=345 (дата доступа: 18.02.2014)__________________________________
Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
■ общеобразовательные (основные и дополнительные) ;
■ профессиональные (основные и дополнительные).
К основным общеобразовательным относятся программы:
■ дошкольного образования;
■ начального общего образования;
■ основного общего образования;
■ среднего (полного) общего образования.
К основным профессиональным относятся программы:
■ начального профессионального образования;
■ среднего профессионального образования;
■ высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
■ послевузовского профессионального образования.
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
■ в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
■ в форме семейного образования;
■ самообразования;
■ экстерната.
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Использование дистанционных образовательных технологий находится в компетенции образовательного учреждения.
Образовательная система школы в Великобритании
Школьная образовательная система в Великобритании состоит из 3-х ступеней: ф начальное образование (4-11 лет),
<§> среднее образование (12-16 лет),
■* старшая школа (после 16 лет, может длиться до 19 лет).
По закону все дети школьного возраста в Великобритании (между 5 и 16 годами) обязаны получить среднее образование. В 1992 г. была утверждена государственная учебная программа - National Curriculum, которой следуют все государственные и большинство частных английских школ.
В Великобритании дети идут в школу гораздо раньше, чем в России - обычно в возрасте 4-х лет. После семи лет начального и пяти лет среднего образования ученики сдают обязательные экзамены — General
Certificate of Secondary Education (GCSE) - по целому ряду предметов. Каждый экзамен из перечня GCSE составлен и проверяется независимым советом экзаменаторов. Школьник обычно сдает GCSE экзамены по нескольким предметам, количество которых не ограничено - нет минимума или максимума - однако, как правило, ученик сдает от одного до десяти различных предметов включая математику и английский язык. По сданным предметам ставятся оценки от А до G, где А является высшим баллом.
После сдачи GCSE школьники могут либо закончить среднюю школу, либо продолжить свое образование в специализированных колледжах (обычно технического уклона) или в средней школе следующего уровня с последующей сдачей другого типа экзаменов известного как А-Levels (обычно 24 предмета). Подготовка к А-Levels - это еще два года школьного образования. Сертификат об окончании средней школы в Великобритании, в отличие от России, не дает права на получение высшего образования. Все, кто хотел бы продолжить обучение, должны пройти двухгодичные курсы A-levels (короткое для Advance Level - продвинутый уровень) обязательны для поступления в университет в Великобритании. Для иносттранных студентов, получивших полное школьное образование в своей стране, аналогом A-Levels для подготовки в университет может являться Foundation Course или International Baccalaureate (IB).
2(18) 2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Сравнительная таблица начального и среднего образования в Великобритании и России
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 1992. - С. 16.
2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика : в 2-х ч. / под ред.
B. А. Сластенина. - М. : ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1. - 288 с.
3. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными си-
стемами : учеб. пособие; Междунар. акад. наук пед. образования. - М. : Академия,
2005. - 384 с.
4. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика : личность в гуманистических теориях и
системах воспитания. - М., Ростов н/Д : ТЦ «Учитель», 1999. - 560 с.
5. Загвязинский В. И., Амонашвили Ш. А., Закирова А. Ф. Идеал, гармония и реальность в
системе гуманистического воспитания // Педагогика. - 2002. -№ 9. - С. 3-10.
6. Воронин А. М., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии. - Брянск:
Изд-во БГПУ, 1997. - 133 с.
7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня : в описаниях их авторов и
исследователей / Н. А. Баранова и др. ; под общ. ред. Н. Л. Селивановой ; ред.-сост.
Е. И. Соколова. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 336 с
8. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспи-
тание! : теория и практика школьных воспитательных систем. - М. : Новая школа,
1996. - 160 с.
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед.
заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др./ под ред. С. А. Смирнова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 512 с.
10. Степанов П. В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант : учеб-
ное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 64 с.
11. Судоргина Л. В. Формирование педагогической системы инновационного образова-
тельного учреждения в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. - С. 34-39.
12. Пушкарёв Ю. В. Образование в современном вузе: новые идеи и направления развития
// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. -№ 1. - С. 40-43.
13. Герасёв А. Д., Барахтенова Л. А. Системное управление учебным процессом: модели,
проблемы реализации // Философия образования. - 2009. - № 3 - С. 212-216..
14. Герасёв А. Д., Барахтенова Л. А. Философия системного управления образованием в
кризисный период: основные принципы // Философия образования. - 2009. - № 4 -
C.3-9.
15. Букатов Н., Каланда Е., Лысенко С., Пушкарёв Ю. В. Интеграция образовательных
систем и проблема формирования личности в системе высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2013.- № 1.-
С.43-49.
16. Пушкарёв Ю. В. Инновационное образовательное учреждение: вопросы исследования про-
цессов современного развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 48-57.
17. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Развитие образования в условиях новой системы
ценностей глобального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 20-25.
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ISSN 2226-3365
18. Пушкарёва Е. А. Взаимодействие науки и образования в условиях формирования инно-
вационной культуры образовательного учреждения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 29-36.
19. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Инновационная деятельность современного вуза: тен-
денции развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 44-51.
20. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Роль высших учебных заведений в создании инноваций
// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. -№ 3. - С. 66-72.
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© L. V. Sudorgina Regina Thurley, E. A. Pushkareva DOI: 10.15293/2226-3365.1402.01
UDC 37+316.3/.4
EDUCATIONAL SYSTEM OF MODERN SCHOOL (A SIGHT FROM RUSSIA AND THE GREAT BRITAIN)
L. V. Sudorgina (Novosibirsk, Russia) Regina Thurley (Colwy, North Wales, Great Britain),
E. A. Pushkareva (Novosibirsk, Russia)
Authors of the article define structure and the maintenance of development of a modern comprehensive school as pedagogical system. The understanding ofpedagogical system of educational establishment as complex social system reveals. From a position of the system approach to the organization of formation the system is understood as the ordered set of the interconnected elements incorporated by an overall aim offunctioning and unity of management, and acting in interaction with Wednesday as the complete phenomenon. It is marked, that the educational system functions, develops in external in relation to itself to environment, being the communications opened and connected by set. The educational system changes on the basis of internal contradictions as development of system is historically caused. The society, forming the social order, builds and an education system corresponding it as most the general pedagogical system. It is emphasized, that a leading subsystem in an education system is the comprehensive school. Comparison of school educational system is spent to the Great Britain and Russia.
Keywords: educational system, a comprehensive school. Pedagogical system of educational establishment, the organization of education in Russia, the organization of education in the Great Britain.
REFERENCES
1. Ilyina T. A. The System-structure approach to the organization of training. Moscow, 1992, p. 16. (In Russian)
2. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. The general pedagogic: in 2 vol. Moscow, 2003, vol. 1,
288 p. (In Russian)
3. Shamova T. I., Davidenko T. M., Shibanova G. N. Management of educational systems. Moscow: Academy Publ., 2005, 384 p. (In Russian)
4. Bondarevskaya E. V., Kulnevich S. V. Pedagogic: the person in humanistic theories and educational systems. Moscow, Teacher Publ., 1999, 560 p. (In Russian)
5. Zagvyazinskii V. I., Amonashvili S. A., Zakirova A. F. Ideal, harmony and a reality in system of humanistic education. Pedagogics, 2002, no. 9, pp. 3-10. (In Russian)
6. Voronin A. M., Simonenko V. D. Pedagogical theories, systems, technologies. Bryansk: Publishing house BGPU, 1997, 133 p. (In Russian)
7. Humanistic educational systems yesterday and today: in descriptions of their authors and researchers (ed.) N. L. Selivanova. Moscow: the Pedagogical society of Russia Publ., 1998, 336 p. (In Russian)
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
8. Karakovsky V. A., Novikova L. I., Selivanova N. L. Education? Education... Education!: the theory and practice of school educational systems. Moscow: New school Publ., 1996, 160 p. (In Russian)
9. Stepanov P. V. How to create educational system of school a possible variant the manual. Moscow: the Pedagogical society of Russia Publ., 2005, 64 p. (In Russian).
10. Pedagogics:pedagogical theories, systems, technologies: (ed.) S. A. Smirnov. Moscow: the Publishing center "Academy", 2004, 512 p. (In Russian)
11. Sudorgina L. V. Formation of pedagogical system of innovative educational establishment at modern school. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 1, pp. 34-39. (In Russian)
12. Pushkarev Yu. V. Formation in modern high school: new ideas and directions of development. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 1, pp. 40-43. (In Russian)
13. Gerasyov A. D., Barakhtenova L. A. System of management of educational process: models, problems of realization. Philosophy of education, 2009, no. 3, pp. 212-216. (In Russian)
14. Gerasyov A. D., Barakhtenova L. A. Philosophy of system management of education during the crisis period: main principles. Philosophy of education, 2009, no. 4, pp. 3-9. (In Russian)
15. Bukatov N., Kalanda E., Lysenko S., Pushkarev Yu.V. Integration of educational systems and the problem of formation of new person in the higher education. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 1, pp. 43-49. (In Russian)
16. Pushkarev Yu. V. Innovative educational establishment: questions of research of process of the modern development. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 4, pp. 48-57. (In Russian)
17. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Development of education in conditions of new system of values of the global society. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 4, pp. 20-25. (In Russian)
18. Pushkareva E. A. Interaction of a science and education in conditions of formation of innovative culture of educational establishment. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 4, pp. 29-36. (In Russian)
19. Latuha O. A., Pushkarev Yu. V. Innovative activity of modern high school: tendencies of development. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 4, pp. 44-51. (In Russian)
20. Latuha O.A., Pushkarev Yu.V. Role of higher educational institutions in creation of innovations. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 3, pp. 66-72. (In Russian)
Sudorgina Lubov’ Vileninovna, the teacher of the maximum qualifying category, the deserved teacher of Russia, Grammar School 14 «University».
E-mail: [email protected]
Thurley Regina, the assistant, the Municipal Education Department of Conwy Country Borough Council (Old Colwyn, North Wales, Great Britain).
E-mail: [email protected]
Pushkareva Elena Aleksandrovna, the doctor of philosophical sciences, the professor of faculty of philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: pushkarev73@mail. ru