Научная статья на тему 'Оценка инновационной деятельности интегрированных структур: теоретико-методологические аспекты'

Оценка инновационной деятельности интегрированных структур: теоретико-методологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ВУЗЫ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INTEGRATION OF A SCIENCE AND HIGHER EDUCATION / INNOVATIVE ACTIVITY OF THE HIGH SCHOOLS / INNOVATIVELY PREPARED EXPERTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латуха Ольга Александровна

В статье анализируется проблема оценки инновационной деятельности вуза в рамках процессов интеграции науки и высшего образования. Отмечается, что вопросы эффективности деятельности университета связаны, в первую очередь, с проблемами качества современного высшего образования, которое напрямую зависит от качества его составляющих – учебной, методической и научной основ. Подчеркивается, что в современном мире в связи с изменением роли знания и понимания компетентности специалиста, расширением доступности высшего образования неизбежно возрастают требования к обеспечению его качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE INTEGRATED STRUCTURES: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

The article deals with problems of e stimation of innovative activity of high schools within the processes of integration of a science and higher education. It is marked, that questions of efficiency of activity of university are connected, first of all, with problems of quality of modern higher education which directly depends on quality of its components – educational, methodical and scientific bases. It is shown that requirements inevitably increase in the modern world in connection with change of a role of knowledge and understanding of competence of the expert, expansion of availability of higher education to maintenance of its quality.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационной деятельности интегрированных структур: теоретико-методологические аспекты»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© О. А. Латуха

УДК 658 + 378

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ*

О. А. Латуха (Новосибирск, Россия)

В статье анализируется проблема оценки инновационной деятельности вуза в рамках процессов интеграции науки и высшего образования. Отмечается, что вопросы эффективности деятельности университета связаны, в первую очередь, с проблемами качества современного высшего образования, которое напрямую зависит от качества его составляющих -учебной, методической и научной основ. Подчеркивается, что в современном мире в связи с изменением роли знания и понимания компетентности специалиста, расширением доступности высшего образования неизбежно возрастают требования к обеспечению его качества.

Ключевые слова: вузы, интегрированные структуры, информационно-аналитическая система, научно-исследовательские институты, оценка деятельности, управление, эффективность.

Актуальность.

В настоящее время происходит множество процессов, существенно изменяющих отечественную систему

высшего образования. Одной из наиболее масштабных реформ является

формирование системы национальных вузов страны [8; 12; 15]. Критерии отбора самые различные, однако, основной критерий -

оценка эффективности деятельности современного университета как

инновационного вуза [1; 10; 16; 22].

Удовлетворение потребностей общества и осуществление тех надежд, которые оно возлагает на высшее образование, сегодня напрямую зависит не только от квалификации преподавательского состава, качественного уровня программ и знаний студентов, но

* Работа выполнена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (мероприятие 1.2.1,

Гуманитарные науки, соглашение 14.В37.21.0985).

* Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 гг., конкурс молодых ученых.

Латуха Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПКиППВ, Новосибирский государственный медицинский университет; доцент кафедры экономической географии, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: latuha@mail.ru

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

также и от развития инновационной

инфраструктуры высшего образования и

состояния его академической среды. Вопросы эффективности деятельности университета

связаны, в первую очередь, с проблемами качества современного высшего образования, которое напрямую зависит от качества его составляющих - учебной, методической и научной основ [5; 9]. В современном мире в связи с изменением роли знания и понимания компетентности специалиста, расширением доступности высшего

образования неизбежно возрастают

требования к обеспечению его качества [2; 7; 12; 18-19]. При этом перед образованием стоит важная задача обеспечения опережающей подготовки преподава-

тельского состава по отношению к подготовке обучаемых ими будущих специалистов [10; 22].

Методология исследования: метод экономико-математического моделирования; экспертный анализ, статистический анализ; метод интегральной оценки; метод аналитической иерархии.

Основное содержание проблемы:

Согласно стандартам ИСО (КО) серии 9000, под качеством следует понимать степень соответствия свойств какого-то объекта (продукта, услуги, процесса) некоторым требованиям (нормам, стандартам). Таким образом, качество высшего образования -это сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования некоторым целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам. При этом в исследовательской литературе отмечается, что к определению качества высшего образования необходим многосторонний подход [4; 9].

Во-первых, перед высшим

образованием ставятся определенные цели, как внешние, так и внутренние. Оно должно

соответствовать установленным стандартам и нормам. Для получения действительно качественного образования должно быть обеспечено качество самих требований (целей, стандартов и норм).

Во-вторых, необходимы качественные ресурсы (образовательные программы, кадровый потенциал, контингент

абитуриентов, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.), т. е. создание качества условий (вложений в образование).

При соблюдении данных аспектов качества важную роль играет качество образовательных процессов (научная и учебная деятельность, управление,

образовательные технологии и т. д.), непосредственно реализующих (обеспечивающих) подготовку специалистов.

Еще одним элементом качества образования является качество

результатов деятельности вуза (текущие и итоговые результаты обучения студентов, характеристики карьерного роста выпускников и т. д.).

Все составляющие качества высшего образования достаточно важны,

взаимосвязаны друг с другом и должны рассматриваться совместно. Но, как правило, говоря о качестве высшего образования, чаще имеют в виду качество результатов образовательной деятельности вуза, а все остальное рассматривается как необходимые условия получения этих результатов [4, с. 30-35].

Параметры качества образования в современных условиях изменяются в

зависимости от качественного и количественного состава потребителей образовательных услуг, субъективного мнения их родителей, требований работодателей, изменяющихся условий рынка труда, политики органов государственной

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

власти в области высшего образования и других условий. В настоящей статье нет возможности охарактеризовать все эти аспекты, поэтому мы будем ориентироваться на задачу вуза обеспечить потребности экономики страны в квалифицированных кадрах в изменяющихся условиях

современной экономики.

Переход от плановой экономики к рыночным отношениям в России послужил причиной выбора сферой экономики нашей страны своей особой траектории развития. Для ее формирования необходимо еще решить ряд проблем, связанных, как с ситуацией внутри России, так и с мировыми тенденциями. Реформа экономических отношений в стране продиктовала

необходимость не только реальных изменений в системе управления отраслями (в том числе и сферой высшего образования), но и пересмотра состояния основных фондов учреждений и организаций [3]. К числу наиболее

значимых негативных последствий экстенсивного развития экономики в России следует отнести преобладание на предприятиях многих отраслей существенно устаревших основных фондов с большой степенью износа, старыми технологиями производства и т.п. Экономические кризисы неизбежно влекут за собой процессы

реструктуризации производства и необходимость внедрения инновационных технологий, товаров и услуг.

В настоящее время, определяющим звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой называют механизм управления инновациями, которые должны

способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение

внедрения последних достижений науки и

техники в производство, полнее удовлетворять запросы потребителей в разнообразной высококачественной

продукции и услугах. Тем не менее, данный процесс более декларируется, чем системно осуществляется на практике. Механизмы его осуществления еще предстоит системно осмыслить и оценить.

Инновационная деятельность, как процесс создания, освоения и распространения инноваций, является базой для развития любой системы, в том числе и экономики государства, высшего

образования и вуза. В сложившихся условиях у вуза возникает несколько задач. С одной стороны, повысить свою конкурентоспособность за счет качества образования, с другой стороны, подготовить инновационно активные кадры для развития экономики страны [14; 17-18; 21]. Исследуя проблему влияния инновационной деятельности вуза на качество образования, необходимо обратить внимание на три основных процесса, протекающих в вузе:

во-первых, в вузе осуществляется деятельность по созданию инноваций, к которой относятся виды работ, касающиеся процесса создания, освоения и распространения инноваций;

во-вторых, происходит обучение инновационной деятельности - особому виду работы, который стимулирует развитие, как в самом вузе, так и в отрасли, что имеет существенное значение в условиях формирования экономики, основанной на знаниях, для процесса воспроизводства инновационных кадров;

в-третьих, непосредственно сама образовательная деятельность вуза является фактором поддержки и развития инноваций.

Несмотря на то, что перечисленные выше процессы являются во многом

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

традиционным для вузов, современные

рыночные отношения придают им новый смысл. В современных условиях, когда информация становится способом привлечения инвестиций, в вузах стали широко востребованы курсы повышения квалификации, семинары-тренинги и круглые столы по проблемам развития отрасли, что позволяет вузам распространять информацию об инновационной

деятельности отрасли, стимулируя тем самым ее развитие.

Таким образом, анализируя проблему оценки эффективности деятельности университета в современных инновационных условиях, необходимо обратить внимание на те факторы и механизмы, которые не только характеризуют инновационную активность вуза, но и способствуют ее развитию. Рассмотрим их более подробно.

Современное высшее образование

должно ориентироваться на новые достижения в отрасли. Современной экономике нужны технологически подготовленные студенты, так как «знание содержания» не является больше конечной целью образования, полученные знания студент должен использовать для создания новых знаний, решения проблем, принятия решений, создания продукции и взаимодействия с внешней средой. Для этого необходимо изменить сложившуюся традиционную систему подготовки, ориентировать ее на междисциплинарные взаимодействия, увеличить долю

самостоятельной работы студента,

стимулировать его научно-

исследовательскую работу, развивать у студентов навыки анализа ситуаций, самооценки, коммуникации, публичных выступлений, принятия решений, поиска

новых знаний и т.п. Критерием оценки эффективности данного процесса может служить трудоустройство выпускников вуза в научно-исследовательские институты, на инновационные предприятия, в опытноконструкторские лаборатории и другие инновационные организации отрасли.

Подготовка, как студентов, так и слушателей постдипломного этапа обучения должна формировать инновационное

мышление. В этом случае отрасль получит инновационно активные кадры. Поскольку современный цикл устаревания информации составляет около 3-5 лет повышение

квалификации кадров должно происходить с такой же частотой. Следовательно,

необходимы процессы непрерывного взаимодействия вуза с профильными предприятиями и учреждениями. Таким образом, критериями оценки эффективности деятельности вуза могут служить

показатели, применяемые при

аккредитации: число отраслей науки по специальностям научных работников (аспирантуры); число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к

очной форме обучения; процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших); наличие

докторантуры; диссертационных советов; реализация образовательных программ

профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации руководящих работников и специалистов, научных и

научно-педагогических работников;

среднегодовой контингент обучающихся по образовательным программам профессиональной переподготовки и (или)

повышения квалификации.

С другой стороны, сотрудничество между вузом и предприятиями/учреж-

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

дениями отрасли не должно ограничиваться подготовкой инновационно активных кадров. Все более необходим обмен инновационными идеями, которые послужат развитию инновационной деятельности региона. Формами такого взаимодействия являются организация стажировки и производственные практики на базе инновационных фирм; консультации, оказываемые сотрудниками вуза для развития инновационного процесса данных фирм; экономическое приобретение инновационных идей сотрудников вуза

инновационным предприятием и т. п. Данные виды инновационного

сотрудничества могут осуществляться с

различными инновационными фирмами и регистрироваться в соответствующих

документах.

Для инновационно активного вуза также важно, чтобы наибольшее количество кафедр было задействовано в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов для инновационной

деятельности отрасли, так как междисциплинарная подготовка повышает качество инновационно активных кадров, позволяя им ориентироваться в непредвиденных ситуациях, которые часто возникают на рынке инновационной деятельности. Несомненно, для такого уровня обучения необходимы

преподавательские кадры с инновационным стилем мышления.

Изучив инновационный цикл создания новой продукции, мы пришли к выводу, что его базовым звеном является научноисследовательская работа, которая является неотъемлемой частью деятельности вуза.

Следовательно, качество образования должно зависеть не только от профессиональной подготовки студентов,

но и от их участия в научноисследовательской работе, конференциях, грантах, научных стажировках в России и за рубежом. Привлечение к инновационной деятельности студентов увеличивает уровень подготовки специалистов. Кроме того, использование индивидуального подхода в обучении и отбор способных к творческой деятельности студентов ориентирует их на продолжение работы в вузах и НИИ. Критерии качества образования сводятся к количеству публикаций, патентов, лицензий, депонированных рукописей, отчетов о грантах, дипломов о прохождении стажировки, наград, грамот и других подтверждений научно-исследовательской работы студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимый для качественного образования процесс постоянного

самосовершенствования преподавателей не может быть оторван от практической научной деятельности. Преподаватель вуза не может на должном уровне преподавать учебную дисциплину, черпая свои знания только из учебников, не имея никакого практического опыта использования

полученных знаний. Чем выше уровень научного потенциала преподавателя, тем больше у него возможности подготовить специалиста, способного осуществлять

прогресс в практической деятельности. В этом случае критерии качества следующие: остепененность профессорско-

преподавательского состава, количество грантов, публикаций в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией, монографий депонированных рукописей, документов, регистрирующих результаты интеллектуальной собственности, научных премий и других наград.

Без широкомасштабного применения в учебном процессе новых образовательных

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

технологий сегодня невозможно обеспечить новое качество образования и конкурентоспособность. Именно вузы являются главными хранителями интеллектуального потенциала, накопленного обществом. В новой системе высшего образования возникают требования, во многом обусловленные необходимостью

междисциплинарных курсов и программ, особенно в областях, которые имеют сильную взаимосвязь с отраслью.

Инновационная деятельность современного вуза представляет собой нововведение методического обеспечения учебного

процесса, технологии процесса обучения, оказание инновационных образовательных услуг и др. Такие инновационные

образовательные технологии могут освещаться в статьях, методических

рекомендациях для преподавателей, монографиях, в средствах массовой информации и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алтыникова Н. В., Герасёв А. Д., Ряписов Н. А., Майер Б. О., Гижицкая С. А.

Новосибирский государственный педагогический университет: курс на инновации //

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. -№ 1(11).- С. 5-20.

2. Букатов Н., Каланда Е., Лысенко С., Пушкарёв Ю. В. Интеграция образовательных систем и проблема формирования личности в системе высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1(11). -С.43-49.

3. Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом : учеб. / под ред. В. В. Глухова. - СПб. : Изд-во «Лань», 2004. - 680 с.

4. Губарев В. В. Системное представление качества образования // Стандарты и качество. -2002. - № 4. - С. 30-35.

5. Зебницкий А., Приходько П., Янцев А., Пушкарёва Е. А. Формирование единой системы вузовского образования: проблемы и перспективы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2(12). - С. 27-35.

6. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели : анализ зарубежного опыта. -М. : Наука, 1997. - 223с.

7. Князев Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки: моног. -Красноярск : Сиб. гос. аэрокосм. ун-т, 2008. - 270 с.

8. Князев Н. А. Философско-методологические аспекты инновационных процессов в сфере образования // Профессиональное образование в современном мире, 2011. - № 1. -

С.31-37.

9. Латуха О. А. Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе

развития инноваций: теоретические концепты // Вестник Новосибирского

государственного педагогического университета - 2011. - № 4. - С. 59-82.

10. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Роль высших учебных заведений в создании инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. -

№ 3(13). - С. 66-72.

11. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Экономическое развитие современного общества и проблема подготовки инновационных кадров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012.- № 5(9). - С. 50-56.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

12. Майер Б.О., Евзрезов Д. В. Изменения в системе современного общества и реформы высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6(10). - С. 37-44.

13. Майер Б. О. О паттерне «double bind» в современном обществе и образовании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 3. - С. 44-55

14. Пушкарёв Ю. В. Образование в современном вузе: новые идеи и направления развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2011. - № 1. -C.40-43.

15. Пушкарёв Ю. В. Инновационные изменения в современной системе образования: философский анализ // Философия образования. - 2010. - № 2(31). - С. 210-215.

16. Пушкарёв Ю. В., Латуха О. А. Оценка эффективности управления инновационной деятельностью университета как инновационного вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 1(5). - C. 25-31.

17. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Информатизация как средство интеграции науки и образования // Философия образования. - 2008. - № 2(23). - С. 201-207.

18. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Особенности современного развития науки в вузе: теоретико-методологический анализ // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5(9). - С. 28-36.

19. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Развитие образования в условиях новой системы ценностей глобального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4(8). - С. 20-25.

20. Пушкарёва Е. А. Единое образование в условиях глобальных преобразований: к постановке проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2(6). - С. 59-66.

21. Пушкарёва Е. А. Знание как основа науки и образования: специфика современного состояния // Философия образования. - 2007. - № 3(19). - С. 31-35.

22. Пушкарёва Е. А. Инновационное развитие научно-образовательной сферы // Философия образования. - 2009. - № 3(28). - С. 16-20.

23. Пушкарёва Е. А., Судоргина Л. В. Культура самоопределения: адаптационные механизмы личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4(8). - С. 80-87.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© O. A. Latuha

UDC 658 + 378

ESTIMATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE INTEGRATED STRUCTURES: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

O. A. Latuha (Novosibirsk, Russia)

The article deals with problems of estimation of innovative activity of high schools within the processes of integration of a science and higher education. It is marked, that questions of efficiency of activity of university are connected, first of all, with problems of quality of modern higher education which directly depends on quality of its components - educational, methodical and scientific bases. It is shown that requirements inevitably increase in the modern world in connection with change of a role of knowledge and understanding of competence of the expert, expansion of availability of higher education to maintenance of its quality.

Keywords: integration of a science and higher education, innovative activity of the high schools, innovatively prepared experts.

REFERENCES

1. Аltynikova N. V., Gerasev A. D., Ryapisov N. A., Mayer B. O., Gizhitskaya S. A.

Novosibirsk State Pedagogical University: rate on innovation // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -2013.-№ 1(11). - Pp. 5-20.

2. Bukatov N., Inlanda Е.,Lysenko S., Pushkarev Yu. V. Integration of educational systems and the problem of formation of new person in the higher education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - № 1(11). - Pp. 43-49.

3. Vasilev Yu. S., Gluhov V. V., Feodov M. P. Economy and the organization of management by high school: studies. - SPb.: publishing house "Fallow deer", 2004. - 680 p.

4. Gubarev V. V. System representation of quality of education // Standards and quality. - 2002. -vol. 4. - Pp. 30-35.

5. Zebnickiy А. A., Prihodko P. V., Yancev А. V., Pushkareva E. A. Formation of a uniform system of higher education: problems and prospects // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - № 2(12). - Pp. 27-35.

6. Klarin M. V. Innovation in training: metaphors and models: the Analysis of foreign experience. -M.: the Science, 1997. - 223 p.

7. Knyazev N. A. The philosophical problem of essence and existence of a science: the Monography. - Krasnoyarsk, 2008. - 270 p.

8. Knyazev N. A. Philosophical-methodological aspects of the innovative processes in the educational sphere // Vocational training in the modern world. - 2011. - № 1. - Pp. 31-37.

9. Latuha O. A. Formation of the effective economic base of the university in case of development of innovations: theoretical concepts // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -

2011. - № 4. - Pp. 59-82.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

10. Latuha O. A., Pushkarev Yu. V. Role of higher educational institutions in creation of innovations // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - № 3(13). -Pp. 66-72.

11. Latuha O. A., Pushkarev Yu. V. Economic development of a modern society and problem preparations of the innovative staff // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -2012. - N 5(9). - Pp. 50-56.

12. Mayer B. O., Evzrezov D. V. Changes in system of the modern society and reform of higher education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 6(10). - Pp. 37-44.

13. Mayer B. O. About the pattern «double bind» in modern society and education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 3(13). - Pp. 44-55

14. Pushkarev Yu. V. Education in modern higher school: new ideas and directions of development // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2011. - N 1. - Pp. 40-43.

15. Pushkarev Yu. V. Innovative change in a modern education system: the philosophical analysis // Philosophy of education. - 2010. - N 2(31). - Pp. 210-215.

16. Pushkarev Yu. V., Latuha O. A. Estimation of management efficiency innovative activity of university as innovative Higher school // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -

2012. - N 1(5). - Pp. 25-31.

17. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Information as an integration tool of a science and education // Philosophy of education. - 2008. - N 2(23). - Pp. 201-207.

18. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Features of modern development of a science in high school: the theoretical-methodological analysis // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -2012.- N 5(9). - Pp. 28-36.

19. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Development of education in conditions of new system of values of the global society // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 4(8). -Pp.20-25.

20. Pushkareva E. A. Uniform education in conditions of global transformations: to statement of a problem // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 2(6). - Pp. 59-66.

21. Pushkareva E. A. Knowledge as a basis of a science and education: specificity of a modern condition // Philosophy of education. - 2007. - N 3(19). - Pp. 31-35.

22. Pushkareva E. A. Innovative development of scientifically-educational sphere // Philosophy of education. - 2009. - N 3(28). - Pp. 16-20.

23. Pushkareva E. A., Sudorgina L. V. Culture of self-determination: adaptable mechanisms of the person // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 4(8). - Pp. 80-87.

Latuha Olga Aleksandrovna - the candidate of economics sciences, the associate professor of faculty of the organization of public health services and public health, Novosibirsk State Medical University; the associate professor of faculty of economic geography, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: latuha@mail.ru

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.