Научная статья на тему 'Взаимодействие науки и образования в условиях формирования инновационной культуры образовательного учреждения'

Взаимодействие науки и образования в условиях формирования инновационной культуры образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
975
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ / ИННОВАЦИОННО ПОДГОТОВЛЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / INTEGRATION OF A SCIENCE AND HIGHER EDUCATION / INNOVATIVE ACTIVITY OF THE HIGH SCHOOLS / INNOVATIVELY PREPARED EXPERTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарёва Елена Александровна

В статье представлено теоретическое концептуальное обобщение научного исследования по проекту. Отмечается, что в настоящее время в современных сложных социально-экономических условиях развития региона приоритетным направлением развития сектора образования становится развитие инновационной деятельности образовательного учреждения. Развитие инновационного образовательного учреждения необходимо выстраивать на основе тесной взаимосвязи его образовательного и научного компонентов, поскольку п реодоление ситуации неустойчивости в развитии образования региона связано с совершенно новым этапом в осмыслении единства научных и образовательных социальных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF A SCIENCE AND EDUCATION IN CONDITIONS OF FORMATION OF INNOVATIVE CULTURE OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

In the article theoretical conceptual generalization of scientific research under the project is presented. It is marked, that now in modern complex social and economic conditions of development of region a priority direction of development of sector of education becomes development of innovative activity of educational establishment. Development of innovative educational establishment is necessary for building on the basis of its close interrelation of educational and scientific components as overcoming of a situation of instability in development of education of region is connected with absolutely new stage in judgement of unity of scientific and educational social systems.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие науки и образования в условиях формирования инновационной культуры образовательного учреждения»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Е. А. Пушкарёва

УДК 378

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ*

Е. А. Пушкарёва (Новосибирск, Россия)

В статье представлено теоретическое концептуальное обобщение научного исследования по проекту. Отмечается, что в настоящее время в современных сложных социально-экономических условиях развития региона приоритетным направлением развития сектора образования становится развитие инновационной деятельности образовательного учреждения. Развитие инновационного образовательного учреждения необходимо выстраивать на основе тесной взаимосвязи его образовательного и научного компонентов, поскольку преодоление ситуации неустойчивости в развитии образования региона связано с совершенно новым этапом в осмыслении единства научных и образовательных социальных систем.

Ключевые слова: интеграция науки и высшего образования, инновационная

деятельность вузов, инновационно подготовленные специалисты.

Обоснование актуальности.

В современных сложных социальноэкономических условиях развития региона приоритетным направлением развития сектора образования (как высшего, так и общего) становится развитие инновационной деятельности образовательного учреждения как наиболее перспективного решения образовательных, экономических и социальных задач [2; 5 11-13; 21].

Современный опыт свидетельствует, что инновационная деятельность образовательного учреждения, характеризуемая как процесс, направленный на создание, развитие и распространение инноваций, является одним из решающих факторов в процессе социально-экономических преобразований, в преодолении кризисных явлений и стабилизации уровня развития региона [17; 20; 22].

* Работа выполнена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (мероприятие 1.2.1, Гуманитарные науки, соглашение 14.В37.21.0985).

* Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 гг., конкурс молодых ученых.

Пушкарёва Елена Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: pushkarev73@mail.ru

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Как свидетельствует мировой опыт начала XXI в., инновационный потенциал является одним из решающих факторов в процессе социально-экономических

преобразований, в преодолении кризисных явлений и стабилизации экономики не только на уровне государства, но прежде всего на уровне региона. Сегодня на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства в промышленно развитых странах, приходится 70-85 % прироста ВВП. Объем мирового рынка инновационной продукции составляет 2,3 трлн. долл. В этой связи для России, вступившей на путь рыночных реформ в экономике, проблема стимулирования инновационной деятельности, повышения роли науки, сохранения и обновления производственного и научно-технического потенциала является особо актуальной [4; 8].

Актуальность проводимых исследований характеризуется и с фундаментальной теоретической позиции тем, что в современном российском образовании и для научной, и для педагогической общественности не существует сколь-нибудь определённой и общепринятой Концепции инновационной деятельности образования и ее реализации в образовательном учреждении [14-16; 18].

Цель проекта - обобщить реализованный опыт и научные исследования по проблеме специфики современного взаимодействия науки и образования в условиях формирования инновационной культуры образовательного учреждения.

Объект исследования: современная

отечественная система высшего образования и ее инновационный потенциал.

Степень обоснованности, достоверность, эффективность и результативность научных положений, выводов и рекомен-

даций, содержащихся в исследовании,

обеспечиваются: четкостью выбранных

методологических, методических и философских позиций, применением научных методов исследования, конкретностью их использования, конструктивным обобщением теоретических положений;

корректным применением к исследуемой проблеме системного и комплексного

подходов; а также комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; обсуждением на

научно-практических конференциях,

публикацией основного содержания работы в открытой печати, включая ведущие рецензируемые научные издания,

рекомендованных Высшей аттестационной комиссией; апробацией основных

результатов исследования в практической

деятельности вуза (ФГБОУ ВПО «НГПУ» [2-4]) и общеобразовательной школы (Гимназия №14 «Университетская» [26-28]).

Основные положения.

Развитие инновационного образовательного учреждения необходимо выстраивать на основе тесной взаимосвязи его образовательного и научного компонентов. Образование и наука в современных условиях, развиваясь самостоятельно и независимо друг от друга, становятся все менее самодостаточными и дееспособными. Данные социальные системы в новых социальных условиях должны составлять синтез, предполагающий последовательную реализацию комплекса интеграционных проектов и программ [6-7; 25].

Лучших специалистов готовят там, где обеспечивается тесная взаимосвязь учебного процесса с научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой, где существует возможность включиться в деятельность ведущих научных коллективов,

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

проникнуться атмосферой научного поиска, принять участие в разработке крупных проектов. Фундаментальные научные достижения, крупные технические решения, новейшие технологии и разработки,

оригинальные инновационные проекты появляются, как правило, в тех исследовательских организациях, где

гармонично сочетается опыт старшего

поколения с нестандартным подходом к делу молодых [1; 24; 27].

Преодоление ситуации неустойчивости в развитии образования региона связано с совершенно новым этапом в осмыслении единства научных и образовательных

социальных систем. Кризис образования возникает тогда, когда происходит рассогласование между активно

развивающейся, совершенствующейся наукой и отстающим от нее по содержанию образованием в условиях развития

информационного общества. Интеграционные процессы продолжают оставаться ведущей тенденцией в развитии современной науки, одним из важнейших факторов, обеспечивающих научно-технический

прогресс. В такой ситуации функционирование образования, развитие инновационного образовательного учреждения вне контекста науки невозможно. От того, насколько

глубоко раскрыты теоретические основы процессов интеграции, зависит

эффективность и оперативность решения актуальных проблем современности. Именно поэтому необходимы исследования современной специфики инновационных культурных процессов в такой же степени, как и практическая реализация комплекса инновационных проектов в образовательных учреждениях.

Проблемы и противоречия современного инновационного развития культуры

социально обусловлены объективными процессами, происходящими в новых условиях развития глобальных проблем и становления информационного общества [9; 19; 23]. Направленность развития инновационных образовательных учреждений осуществляется в системе определенных исторических образовательных традиций.

Знание является ведущей

интеллектуальной основой инновационного развития образовательного учреждения в условиях современного глобального информационного общества. Интегрирующая функция знания заключается в интеграции полезной части информации с целью получения конкретных значимых результатов в процессе практического взаимодействия образовательной и научной сфер. Специфика современного знания для решения проблем интеграции образования и науки заключается в активном влиянии на процессы их взаимодействия коммуникационных и информационных детерминантов,

обусловливающих увеличение объемов знания, но снижающие качество его рефлексии, усвоения и ценностные основания.

Специфика и условия развития научного знания на современном этапе определяют и специфику функционирования знания в образовании: углубляющееся

дисциплинарное усложнение научного знания влечет за собой изменение структурной системы образовательного знания, формируя его фрагментарность и эпизодичность. Существенное значение при функционировании научного и

образовательного знаний в современном информационном обществе имеет

принципиальное совпадение процессов научного познания и образовательного познания, когда процессы обучения и

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

воспитания происходят на основе активного научного поиска.

Преимущества предлагаемого решения заключается в том, что исследуется специфика развития современной российской (прежде всего - региональной) образовательной системы и выявляются проблемы

инновационного развития образовательных учреждений. Выявляется специфика

интегративного взаимодействия образова-

тельного и научного уровней в практике формирования инновационных образова-

тельных учреждений как сложного процесса, включающего совокупность экономического, структурно-организационного, социальноправового и глобализационного аспектов. Формулируются функции образования и науки в развитии инновационного образовательного учреждения, а также факторы их взаимовлияния друг на друга.

Новизна подхода заключается в том, что проблему оценки эффективности управления и развития инновационной деятельностью образовательного учреждения предлагается формулировать и решать со следующих взаимосвязанных позиций:

- исследование определений понятий

«инновация», «инновационная деятельность», «инновационный цикл», «образовательное учреждение» и «условия инновационной культуры»; «управление и развитие

инновационной деятельностью образова-

тельного учреждения»;

- систематизация и группировка в

классификацию показателей оценки

эффективности управления инновационной деятельностью образовательного

учреждения;

- исследование эффективности управления инновационной деятельностью образовательного учреждения с позиции рынка инновационной деятельности, рынка труда и рынка образовательных услуг;

- акцентирование внимание влияния государственного сектора на управление инновационной деятельностью образовательного учреждения на основе научного анализа существующих методов оценки инновационной деятельности образовательного учреждения.

Практическая значимость разработки проблемы проекта состоит в том, что предложенные подходы и решения могут быть использованы:

- как методологическая основа для поиска путей преодоления системного кризиса образования, характеризующего развитие современной России;

- для построения целостной научной стратегии развития инновационного образовательного учреждения в современных условиях формирования инновационной культуры;

- для дальнейшего анализа тенденций и

закономерностей развития инновационных

субъектов и элементов процессов развития инновационных образовательных

учреждений с целью эффективного

управления их развития;

- в педагогической практике при

чтении учебных и методических курсов на факультетах повышения квалификации

учителей и работников управления системой образования, включающих

тематику, относящуюся к процессам

формирования инновационных образовательных учреждений современной России.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман Р. И. Здоровье педагогов и обучающихся - ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. -

№ 3(7). - С. 24-35.

2. Алтыникова Н. В., Герасёв А. Д., Ряписов Н. А., Майер Б. О., Гижицкая С. А.

Новосибирский государственный педагогический университет: курс на инновации //

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013.- №

1(11). - С. 5-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Букатов Н., Каланда Е., Лысенко С., Пушкарёв Ю. В. Интеграция образовательных систем и проблема формирования личности в системе высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013.- № 1(11). -С.43-49.

4. Зебницкий А., Приходько П., Янцев А., Пушкарёва Е. А. Формирование единой системы вузовского образования: проблемы и перспективы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2(12). - С. 27-35.

5. Князев Н. А. Философско-методологические аспекты инновационных процессов в сфере образования // Профессиональное образование в современном мире. - 2011. - № 1. -

С.31-37.

6. Князев Н. А. Философские аспекты науки как компонента образования // Философия образования. - 2003. - № 7. - С. 3-12.

7. Князев Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки : моногр. -Красноярск : Сиб. гос. аэрокосм ун-т, 2008. - 270 с.

8. Князев Н. А. Наука, философия и образование в аспекте диалектизации знания //

Философия образования. - 2004. - № 9. - С. 258-264.

9. Князев Н. А. Онтологические проблемы глобализации в аспекте «инставрации» философии и образования // Философия образования. - 2013. - № 2(47). - С. 49-57.

10. Латуха О. А. Математическая модель инновационной деятельности современного вуза //

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. -С. 69-73.

11. Латуха О. А. Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе развития инноваций: теоретические концепты // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 4. - С. 59-82.

12. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4(8). - С. 44-51.

13. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Роль высших учебных заведений в создании инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. -

№ 3(13). - С. 66-72.

14. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Экономическое развитие современного общества и проблема подготовки инновационных кадров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5(9). - С. 50-56.

15. Майер Б. О. Когнитивные аспекты современной философии отечественного образования: Монография. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2006. - 276 с.

16. Майер Б. О. Эпистемологические аспекты философии образования: моногр. -Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2005. - 213с.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

17. Майер Б. О. Технологическая платформа «Образование»: онтологический анализ //

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. -№ 2(6). - С. 36-47

18. Майер Б. О. О паттерне «double bind» в современном обществе и образовании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 3(7). -

С.44-55.

19. Майер Б. О., Власюк Н. Н. Аксиологические аспекты образования как фактора обеспечения устойчивого развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4(8). - С. 26-33.

20. Майер Б. О., Евзрезов Д. В. Изменения в системе современного общества и реформы высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6(10). - С. 37-44.

21. Пушкарёв Ю. В. Образование в современном вузе: новые идеи и направления развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2011. - № 1. -C.40-43.

22. Пушкарёв Ю.В. Инновационные изменения в современной системе образования: философский анализ // Философия образования. - 2010. - № 2(31). - С. 210-215.

23. Пушкарёв Ю.В., Пушкарёва Е.А. Информатизация как средство интеграции науки и образования // Философия образования. - 2008. - № 2(23). - С. 201-207.

24. Пушкарёв Ю. В., Латуха О. А. Оценка эффективности управления инновационной деятельностью университета как инновационного вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 1(5). - C. 25-31.

25. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Особенности современного развития науки в вузе: теоретико-методологический анализ // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5(9). - С. 28-36.

26. Пушкарёва Е. А., Судоргина Л. В. Культура самоопределения: адаптационные механизмы личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4(8). - С. 80-87.

27. Судоргина Л. В. Формирование педагогической системы инновационного образовательного учреждения в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. - C. 34-39.

28. Судоргина Л. В., Чернышенко Е. Г., Киба О. В., Хабарова Е. Л., Соловьева Е. В., Чуйкина С. Е. Педагогическая деятельность по работе с одаренными детьми в гимназии // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. -

№ 2(12). - С. 14-25.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© E. A. Pushkareva

UDC 378

INTERACTION OF A SCIENCE AND EDUCATION IN CONDITIONS OF FORMATION OF INNOVATIVE CULTURE OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

E. A. Pushkareva (Novosibirsk, Russia)

In the article theoretical conceptual generalization of scientific research under the project is presented. It is marked, that now in modern complex social and economic conditions of development of region a priority direction of development of sector of education becomes development of innovative activity of educational establishment. Development of innovative educational establishment is necessary for building on the basis of its close interrelation of educational and scientific components as overcoming of a situation of instability in development of education of region is connected with absolutely new stage in judgement of unity of scientific and educational social systems.

Keywords: integration of a science and higher education, innovative activity of the high schools, innovatively prepared experts.

REFERENCES

1. Aizman R. I. Health of teachers and schoolchildren is a key problem of modem school //

Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 3(7). - С. 24-35.

2. Аltynikova N. V., Gerasev A. D., Ryapisov N. A., Mayer B. O., Gizhitskaya S. A.

Novosibirsk State Pedagogical University: rate on innovation // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - N 1(11). - Pp. 5 - 20.

3. Bukatov N., ^landa Е.,Lysenko S., Pushkarev Yu. V. Integration of educational systems and the problem of formation of new person in the higher education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - N 1(11). - Pp. 43-49.

4. Zebnickiy А. A., Prihodko P. V., Yancev А. V., Pushkareva E. A Formation of a uniform system of higher education: problems and prospects // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - N 2(12). - Pp. 27-35.

5. Knyazev N. A. Philosophical-methodological aspects of the innovative processes in the educational sphere // Vocational training in the modern world. - 2011. - N 1. - Pp. 31-37.

6. Knyazev N. A. The philosophical aspects of a science as component of education // Philosophy of education. - 2003. - N 7. - Pp. 3-12.

7. Knyazev N. A. The philosophical problem of essence and existence of a science: the Monography. - Krasnoyarsk, 2008. - 270 p.

8. Knyazev N. A. Science, philosophy and formation in aspect dialectic knowledge // Philosophy of education. - 2004. - N 9. - Pp. 258-264.

9. Knyazev N. A. Ontological problems of the globalization in the instauration aspect of philosophy and education // Philosophy of education. - 2013. - N 2(47). - Pp. 49-57.

10. Latuha O. A. Mathematical model of innovative activity of modern high school // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin - 2011. - N 1. - Pp. 69-73.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

11. Latuha O. A. Formation of the effective economic base of the university in case of development of innovations: theoretical concepts // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -

2011. - N 4. - Pp. 59-82.

12. Latuha O. A., Pushkarev Yu. V. Innovative activity of modern high school: tendencies of development // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 4(8). - Pp. 44-51.

13. Latuha O.A., Pushkarev Yu.V. Role of higher educational institutions in creation of innovations // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - N 3(13). - Pp. 66-72.

14. Latuha O. A., Pushkarev Yu. V. Economic development of a modern society and problem preparations of the innovative staff // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -

2012. - N 5(9). - Pp. 50-56.

15. Mayer B. O. Kognitiv aspects of modern philosophy of domestic education: monography. -Novosibirsk: Publishing house of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science,

2006. - 276 p.

16. Mayer B. O. Epistemologic aspects of philosophy of education: monography. - Novosibirsk: Publishing house NGPU, 2005. - 213 p.

17. Mayer B. О. Technological platform «Education»: the ontological analysis // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 2(6). - Pp. 36-47.

18. Mayer B. O. About the pattern «double bind» in modern society and education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin - 2012. - N 3(7). - Pp. 44-55.

19. Mayеr B. O., Vlasjuk N. N. Axiological aspects of education for sustainable development of society // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 4(8). - Pp. 26-33.

20. Mayer B. O., Evzrezov D. V. Changes in system of the modern society and reform of higher education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -2012.-N 6(10). - Pp. 37-44.

21. Pushkarev Yu. V. Education in modern higher school: new ideas and directions

of development // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin - 2011. - N 1. - Pp. 40-43.

22. Pushkarev Yu. V. Innovative of change in a modern education system: the philosophical analysis // Philosophy of education. - 2010. - N 2(31). - Pp. 210-215.

23. Pushkarev Yu.V., Pushkareva E.A. Information as an integration tool of a science and education // Philosophy of education. - 2008. - N 2(23). - Pp. 201-207.

24. Pushkarev Yu. V., Latuha O. A. Estimation of management efficiency innovative activity of university as innovative Higher school // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -2012. - N 1(5). - Pp. 25-31.

25. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Features of modern development of a science in high school: the theoretical-methodological analysis // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 5(9). - Pp. 28-36.

26. Pushkareva E. A., Sudorgina L. V. Culture of self-determination: adaptable mechanisms of the person // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 4(8). - Pp. 80-87.

27. Sudorgina L. V. Formation of pedagogical system of innovative educational establishment at modern school // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2011. - N 1. - Pp. 34-39.

28. Sudorgina L. V., Chernyshenko E. G., Kiba O. V., Habarova E. L., Solov’eva E. V.,

Chujkina S. E. Pedagogical activity on work with the talented pupils at the grammar school // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - N 2(12). - Pp. 14-25.

Pushkareva Elena Aleksandrovna - the doctor of philosophical sciences, the professor of faculty of philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: pushkarev73@mail.ru © 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.