Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© О. А. Латуха, Ю.В. Пушкарёв
УДК 378 + 658
РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СОЗДАНИИ ИННОВАЦИЙ*
О. А. Латуха, Ю.В. Пушкарёв (Новосибирск, Россия)
В статье анализируются проблемы и перспективы инновационной деятельности вузов в рамках процессов интеграции науки и высшего образования. Отмечается, что в настоящее время происходит активное включение вузов в качестве важнейшей составляющей в инновационный сектор экономики России. Подчеркивается, что увеличение темпов научно-технического процесса, автоматизация производства, увеличение доли сферы услуг в экономическом обороте приводят к росту востребованности не только специалистов с высшим образованием, но инновационно подготовленных специалистов.
Ключевые слова: интеграция науки и высшего образования, инновационная деятельность вузов, инновационно подготовленные специалисты.
Место и роль научной деятельности в вузе не вызывает сомнения. Взаимодействие учебного и научного процессов в
образовательных учреждениях является неотъемлемым свойством вуза [4-5; 16].
Вузовский сектор науки включает в себя научно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов,
аспирантов (адъюнктов для военных вузов), соискателей и студентов высших учебных заведений.
По мнению большинства ученых, современная миссия университета - это, прежде всего, фундаментальное образование [15], фундаментальные исследования и получение новых знаний [1; 7], которые включают междисциплинарные исследования,
*Работа выполнена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (мероприятие 1.2.1, Гуманитарные науки, соглашение 14.В37.21.0985).
ЛатухаОльга Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПКиППВ, Новосибирский государственный медицинский университет; доцент кафедры экономической географии, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
Пушкарёв Юрий Викторович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
интеграцию науки и образования [10], интеграцию инновационных программ с промышленностью [8-9; 12-14].
Цикл жизни знания является стержневым процессом, вокруг которого организует свою деятельность вуз. В свою очередь процесс обновления знания, осуществление фундаментальных научных открытий являются обязательными
элементами жизнедеятельности вуза [11]. В нем генерируется новое знание,
проблематизируются старые модели, получаются новые экспериментальные
эффекты, которые нуждаются в объяснении, формируются новые технологии, и все это в совокупности является основой развития
инновационного цикла.
Поскольку создание инновационных идей занимает больше времени, чем разработка конечной продукции, в стране должна быть создана своеобразная «фабрика по производству научной мысли» на основе высших учебных заведений.
Университетское академическое
сообщество, ориентированное на получение и накопление фундаментальных научных
результатов, является одним из рычагов развития экономики, основанной на знаниях [3]. В ней превалирует роль инноваций и разработок, быстрая диффузия нововведений, которые возможно создавать только с помощью накопленных и сформированных знаний в фундаментальных и прикладных науках.
Развитие научных школ определяется общением ученых, работающих в
определенной области, которое
осуществляется при участии преподавателей во всевозможных конференциях.
Привлечение к инновационной деятельности студентов увеличивает уровень подготовки специалистов. Кроме того,
использование индивидуального подхода в обучении и отбор способных к творческой деятельности студентов ориентирует их на продолжение работы в вузах и НИИ.
Оторванность преподавателей от реальной практической деятельности ведет к снижению профессионального роста, поэтому изучение во время стажировок
отечественного и зарубежного опыта организации научных исследований в вузах имеет большое значение. Необходимый
процесс постоянного самосовершенствования преподавателей не может быть оторван от практической научной деятельности [2]. Преподаватель вуза не может на должном уровне преподавать учебную дисциплину, черпая свои знания только из учебников, не имея никакого практического опыта
использования полученных знаний. Чем выше уровень научного потенциала
преподавателя, тем больше у него возможности подготовить специалиста, способного осуществлять прогресс в практической деятельности.
Без широкомасштабного использования в учебном процессе новых образовательных технологий сегодня невозможно обеспечить новое качество образования и конкурентоспособность. Именно вузы являются главными хранителями
интеллектуального потенциала, накопленного обществом. В новой системе высшего образования возникают требования, во
многом обусловленные необходимостью
междисциплинарных курсов и программ, особенно в областях, которые имеют сильную взаимосвязь с окружающей бизнес-средой [6].
Вузы взаимодействуют с
инновационными фирмами, создавая интегрированные структуры. Они
формируются на основе национальной
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
инновационной системы и объединяют в разных организационных формах науку, технику, технологии и образование с ориентацией на мировой рынок наукоемкой продукции и высоких технологий.
Таким образом, на основе анализа основных видов деятельности вуза: образовательной, научной и послевузовское научно-профессиональное образование
выделяются следующие виды деятельности вуза с учетом инновационной составляющей:
- повышение квалификации и
междисциплинарная подготовка
инновационно активных специалистов, которые востребованы на рынке труда;
- генерация инновационных идей;
- выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, в некоторых случаях ОКР (результатом которых являются объекты интеллектуальной собственности, ноу-хау, лицензии, патенты, новые методы, явления, научные публикации и др.);
- осуществление обучения научноисследовательской деятельности
профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, соискателей, аспирантов (адъюнктов для военных вузов) и студентов высших учебных заведений;
- распространение знаний о
современных инновациях различных отраслей экономики среди студентов и слушателей в процессе образовательной деятельности, которая стимулирует развитие инноваций в вузе (при чтении лекций и проведении практических занятий). Тем самым, вуз повышает свою
конкурентоспособность на рынке
образовательных услуг;
- разработка, внедрение и использование в своей работе инноваций
образовательной сферы. Инновационная деятельность современного вуза представляет собой нововведение методического обеспечения учебного процесса, технологии процесса обучения, оказание инновационных образовательных услуг и др.;
- проведение аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации докторскими и кандидатскими диссертационными советами по различным специальностям;
- осуществление совместной работы по
созданию инноваций с инновационными фирмами (научно-исследовательская
деятельность, экспертиза проектов, консалтинговые услуги) в составе интегрированных структур, которые формируются на основе национальной инновационной системы и объединяют в разных организационных формах науку, технику, технологии и образование с ориентацией на мировой рынок наукоемкой продукции и высоких технологий.
Представленные виды инновационной деятельности вуза группируются в три основных направления:
- деятельность по созданию инноваций, как фактор развития инновационной деятельности вуза;
- обучение инновационной деятельности, как фактор воспроизводства инновационных кадров;
- образовательная деятельность, как фактор поддержки и развития инноваций.
Таким образом, к первому направлению деятельности по созданию инноваций в вузе относятся те виды работ, которые непосредственно имеют отношение к процессу создания, освоения и распространения инноваций.
Второе направление - обучение инновационной деятельности - это особый
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
вид работы вуза, который стимулирует ее развитие. как в самом вузе, так и в отрасли, что имеет существенное значение в условиях формирования экономики, основанной на знаниях.
Третье направление является традиционным для вузов, но современные рыночные отношения придают ему новый смысл. Во время, когда информация становится способом привлечения
инвестиций, в вузах стали широко востребованы курсы повышения
квалификации, семинары-тренинги и круглые столы по проблемам развития отрасли.
Анализ научных источников по проблеме исследования показал, что
отечественные и зарубежные авторы рассматривают понятие «инновационная
деятельность вуза» с двух точек зрения: инновационная деятельность как процесс внедрения инноваций в работу вуза и как базовое звено инновационного цикла. Наиболее емким и отвечающим направлению
нашего исследования является определение
В. В. Крюкова, которое говорит о том, что современный инновационный университет в России - это структура, которая смогла врасти в экономику тремя важнейшими ипостасями - подготовкой кадров под заказ, проведением прикладных исследований и освоением инновационных технологий. Университет, как специально выстраиваемый сложный институциональный организм, представляет собой не только целостную сферу образования, но и, возможно, полисферу, включающую в себя целый ряд других сфер - науки, производства, экспертизы и т. д. [6].
Таким образом, инновационная деятельность - это не только способ повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, но и один из способов максимально использовать потенциал вуза для привлечения инвестиций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арапов М. В. Есть ли будущее у фундаментальной науки в России // Общественные науки и современность.- 2006.- №6.- С.104.
2. Богатов В. В. Организация науки в России. - Владивосток, 2005. - 290 с.
3. Воротынцев А. Г. Проблемы развития инновационного потенциала высшей школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 4. -C.51-58.
4. Зебницкий А., Приходько П., Янцев А., Пушкарёва Е. А. Формирование единой системы вузовского образования: проблемы и перспективы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2013.- № 2.- С. 27-35.
5. Касьян А. Университет: образование и идеология (середина ХХ века) // Высшее образование в России. - 2005. - № 5. - С. 130-136.
6. Крюков В. В. Управление инновационной деятельностью в корпоративных образовательных структурах: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. - Владивосток, 2004 -348 с. - РГБ ОД, 71:05 - 8/410 - http: //diss.rls.ru/diss.
7. Куликов С. Б. Специфика образов науки в современной философии // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2(6). -
С. 48-52.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
8. Латуха О. А. Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе
развития инноваций: теоретические концепты // Вестник Новосибирского
государственного педагогического университета - 2011. - № 4. - С. 59-82.
9. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Экономическое развитие современного общества и проблема подготовки инновационных кадров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012.- № 5. - С. 50-56.
10. Князев Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки: Монография. -Красноярск :Сиб. гос. аэрокосм. ун-т, 2008. - 270 с.
11. Майер Б. О. Технологическая платформа «Образование»: онтологический анализ // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. -№ 2(6). - С. 36-47.
12. Майер Г. В., Демкин В. П., Можаева Г. В., Вымятнин В. М. Академический университет в открытой системе образования. - Томск : Изд-во ТГУ, 2005. - 200 с.
13. Похолков Ю. П. Модели рейтинга вузов и образовательных программ // Высшее образование в России. - 2005. - №11. -С. 3.
14. Садовничий В. А. Выбор приоритетов в процессе организации исследовательских университетов в России // Исследовательские университеты. Интеграция науки и образования: матер. росс.-америк. науч. конф. (Москва, 4-6 апреля 2004 г.). - М. : Тверской ИнноЦентр, 2005. - С. 25-28.
15. Смирнов А. Фундаментальное высшее образование: новые проблемы // Almamater (Вест.высш. шк.). - 2006. - № 3. - С. 23-24.
16. Чупахин Н. П. О смысле интеграции науки и образования // Философия образования. -
3(13) 2013
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
2003. - № 7. - С. 229-235.
© 2011-2013 Вестник НГПУ
Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© O. A. Latuha, Yu. V. Pushkarev
UDC 378 + 658
ROLE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CREATION OF INNOVATIONS
O.A. Latuha, Yu. V. Pushkarev (Novosibirsk, Russia)
The article deals with problems and prospects of innovative activity of high schools within the processes of integration of a science and higher education. It is marked, that now there is an active inclusion of high schools as the major component in innovative sector of economy of Russia. It is shown that the increase in rates of scientific and technical process, automation of manufacture, increase in a share of sphere of services in an economic turn lead to growth of a demand not only experts with higher education, but innovatively prepared experts.
Key words: integration of a science and higher education, innovative activity of the high schools, innovatively prepared experts.
REFERENCES
Arapov M. V. Is the future at fundamental science in Russia // Social studies and современность. - 2006. - №6.- P. 104.
Bogatov V. V.The Organization of a science in Russia.- Vladivostok, 2005. - 290 p.
Vorotyntsev A.G. Problems of development of the innovative potential of higher education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin - 2011. - № 4. - PP. 51-58.
ZebnickiyА. A.,Prihodko P. V., YancevА. V., Pushkareva E. A. Formation of a uniform system of higher education: problems and prospects// Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - № 2.- PP. 27-35.
Kasjan A. University: formation and ideology (middle XX of a century) // Higher education in Russia. - 2005. - № 5.- PP. 130-136.
Kryukov V. V. Management of innovative activity in corporate educational structures.-Vladivostok, 2004.- 348 p. (http: // diss.rls.ru/diss).
Kulikov S.B. Specifics of images of the science in modern philosophy // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 2(6). - PP. 48-52.
Latuha O. A. Formation of the effective economic base of the university in case of development of innovations: theoretical concepts // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -
2011. - № 4. - PP. 59-82.
Latuha O.A., Pushkarev Yu.V. Economic development of a modern society and problem preparations of the innovative staff // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -
2012. - № 5. - PP. 50-56.
Knyazev N.A. Philosophy problem of essence and existence of a science: the Monograph. -Krasnoyarsk, 2008. - 270 p.
Mayer B^. Technological platform «Education»: the ontological analysis // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 2(6). - PP. 36-47.
Mayer G.V., Demkin V. P., Moghaeva G. V., Vumyatin V. M. Academic university in the open education system. -Tomsk: Publishing house TGU, 2005. - 200 p.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
13. Poholkov Yu. P. Model of a rating of high schools and educational programs // Higher education in Russia. - 2005. - №11.- P. 3.
14. Sadovnichij V. A. Choice of priorities during the organization of research universities in Russia // Research universities. Integration of a science and education. - M., 2005. - PP. 25-28.
15. Smirnov A. Fundamental higher education: new problems // Alma mater. - 2006. - 3. -
PP. 23-24.
16. Chupahin N. P. About sense of integration of a science and education // Philosophy of education. -2003. -№ 7.- PP. 229-235.
Latuha Olga Aleksandrovna - the candidate of economics sciences, the associate professor of faculty of the organization of public health services and public health, Novosibirsk State Medical University; the associate professor of faculty of economic geography, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]
Pushkarev Yury Viktorovich - the candidate of philosophical sciences, the associate professor of faculty of philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: pushkarev73@mail. ru
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены