Научная статья на тему 'Оценка эффективности деятельности современного университета как инновационного вуза'

Оценка эффективности деятельности современного университета как инновационного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1936
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА / ECONOMY OF HIGHER EDUCATION / MODERN UNIVERSITY / AN ESTIMATION OF THE HIGHER SCHOOL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарёв Юрий Викторович, Латуха Ольга Александровна

В статье раскрываются вопросы оценки эффективности деятельности современного университета. Отмечается, что в современных условиях, в связи с изменением роли знания в экономике, необходимости формирования инновационной деятельности вуза, расширением доступности высшего образования, неизбежно возрастают требования к обеспечению его качества. Подчеркивается, что качество образования зависит от способности выпускников инновационно мыслить, создавать, осваивать и распространять новые технологии и внедрять их как на уровне производства товара и услуги, так и на уровне отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF MANAGEMENT EFFICIENCY INNOVATIVE ACTIVITY OF UNIVERSITY AS INNOVATIVE HIGHER SCHOOL

The paper is devoted to an estimation problems of efficiency of modern university activity. Much attention is given to modern conditions, in connection with change of a role of knowledge in economy, necessity of formation of innovative activity of the higher school, expansion of availability of higher education, requirements to maintenance of its quality inevitably increase. It is emphasized, that quality of formation depends on ability of graduates to think innovatively, create, master and distribute new technologies and to introduce them both at a level of production of the goods and service, and at a level of branch.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности деятельности современного университета как инновационного вуза»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Ю.В. Пушкарёв, О.А. Латуха

УДК 378 + 316

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА

Ю.В. Пушкарёв, О.А. Латуха (Новосибирск, Россия)

В статье раскрываются вопросы оценки эффективности деятельности современного университета. Отмечается, что в современных условиях, в связи с изменением роли знания в экономике, необходимости формирования инновационной деятельности вуза, расширением доступности высшего образования, неизбежно возрастают требования к обеспечению его качества. Подчеркивается, что качество образования зависит от способности выпускников инновационно мыслить, создавать, осваивать и распространять новые технологии и внедрять их как на уровне производства товара и услуги, так и на уровне отрасли.

Ключевые слова: экономика высшего образования, современный университет, оценка

эффективности деятельности вуза.

В настоящее время происходит множество процессов, существенно изменяющих отечественную систему высшего образования. Одной из наиболее масштабных реформ является формирование системы национальных вузов страны. Критерии отбора самые различные, однако, основной критерий - оценка эффективности деятельности современного университета как инновационного вуза. Удовлетворение потребностей общества и осуществление тех надежд, которые оно возлагает на высшее образование, сегодня напрямую зависит не только от квалификации преподавательского состава, качественного уровня программ и знаний студентов, но также и от развития инновационной инфраструктуры высшего

образования и состояния его академической среды.

Вопросы эффективности деятельности университета связаны, в первую очередь, с проблемами качества современного высшего образования, которое напрямую зависит от качества его составляющих - учебной, методической и научной основ. В современном мире в связи с изменением роли знания и понимания компетентности специалиста, расширением доступности высшего образования неизбежно возрастают требования к обеспечению его качества. При этом перед образованием стоит важная задача обеспечения опережающей подготовки преподавательского состава по отношению к подготовке обучаемых ими будущих специалистов.

Пушкарёв Юрий Викторович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет.

Латуха Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПКиППВ, Новосибирский государственный медицинский университет.

E-mail: pushkarev73@mail.ru, latuha@mail.ru

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Согласно стандартам ИСО (КО) серии 9000, под качеством следует понимать степень соответствия свойств какого-то объекта (продукта, услуги, процесса) некоторым требованиям (нормам, стандартам). Таким образом, качество высшего образования - это

сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования некоторым целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам. При этом, в исследовательской литературе отмечается, что к определению качества высшего образования необходим многосторонний подход [2; 9].

Во-первых, перед высшим образованием ставятся определенные цели, как внешние, так и внутренние. Оно должно соответствовать установленным стандартам и нормам. Для получения действительно качественного образования должно быть обеспечено качество самих требований (целей, стандартов и норм).

Во-вторых, необходимы качественные ресурсы (образовательные программы, кадровый потенциал, контингент

абитуриентов, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.), т. е. создание качества условий (вложений в образование).

При соблюдении данных аспектов

качества важную роль играет качество образовательных процессов (научная и учебная деятельность, управление,

образовательные технологии и т. д.), непосредственно реализующих

(обеспечивающих) подготовку специалистов.

Еще одним элементом качества

образования является качество результатов деятельности вуза (текущие и итоговые результаты обучения студентов,

характеристики карьерного роста

выпускников и т. д.).

Все составляющие качества высшего образования достаточно важны,

взаимосвязаны друг с другом и должны рассматриваться совместно. Но, как правило, говоря о качестве высшего образования, чаще имеют в виду качество результатов образовательной деятельности вуза, а все остальное рассматривается как необходимые условия получения этих результатов [2, с. 30-35].

Параметры качества образования в современных условиях изменяются в зависимости от качественного и количественного состава потребителей образовательных услуг, субъективного мнения их родителей, требований работодателей, изменяющихся условий рынка труда, политики органов государственной власти в области высшего образования и других условий. В настоящей статье нет возможности охарактеризовать все эти аспекты, поэтому мы будем ориентироваться на задачу вуза обеспечить потребности экономики страны в квалифицированных кадрах в изменяющихся условиях современной экономики.

Переход от плановой экономики к рыночным отношениям в России послужил причиной выбора сферой экономики нашей страны своей особой траектории развития. Для ее формирования необходимо еще решить ряд проблем, связанных, как с ситуацией внутри России, так и с мировыми тенденциями. Реформа экономических отношений в стране продиктовала необходимость не только реальных изменений в системе управления отраслями (в том числе и сферой высшего образования), но и пересмотра состояния основных фондов учреждений и организаций [1]. К числу наиболее значимых негативных последствий экстенсивного развития экономики в России следует отнести

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

преобладание на предприятиях многих отраслей существенно устаревших основных фондов с большой степенью износа, старыми технологиями производства и т.п. Экономические кризисы неизбежно влекут за собой процессы реструктуризации производства и необходимость внедрения инновационных технологий, товаров и услуг.

В настоящее время, определяющим звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой называют механизм управления инновациями, которые должны

способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение

внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять запросы потребителей в разнообразной высококачественной

продукции и услугах. Тем не менее, данный процесс более декларируется, чем системно осуществляется на практике. Механизмы его осуществления еще предстоит системно осмыслить и оценить.

Инновационная деятельность, как процесс создания, освоения и распространения инноваций, является базой для развития любой системы, в том числе и экономики государства, высшего

образования и вуза. В сложившихся условиях у вуза возникает несколько задач. С одной стороны, повысить свою конкурентоспособность за счет качества образования, с другой стороны, подготовить инновационно активные кадры для развития экономики страны. Исследуя проблему влияния инновационной деятельности вуза на качество образования [4-8], необходимо обратить внимание на три основных процесса, протекающих в вузе:

во-первых, в вузе осуществляется деятельность по созданию инноваций, к

которой относятся виды работ, касающиеся процесса создания, освоения и распространения инноваций;

во-вторых, происходит обучение

инновационной деятельности - особому виду работы, который стимулирует развитие, как в самом вузе, так и в отрасли, что имеет существенное значение в условиях формирования экономики, основанной на знаниях, для процесса воспроизводства инновационных кадров;

в-третьих, непосредственно сама

образовательная деятельность вуза является фактором поддержки и развития инноваций.

Несмотря на то, что перечисленные

выше процессы являются во многом традиционным для вузов, современные рыночные отношения придают им новый смысл. В современных условиях, когда информация становится способом привлечения инвестиций, в вузах стали широко востребованы курсы повышения квалификации, семинары-тренинги и

круглые столы по проблемам развития отрасли, что позволяет вузам распространять информацию об инновационной деятельности отрасли, стимулируя тем самым ее развитие.

Таким образом, анализируя проблему оценки эффективности деятельности университета в современных инновационных условиях, необходимо обратить внимание на те факторы и механизмы, которые не только характеризуют инновационную активность вуза, но и способствуют ее развитию. Рассмотрим их более подробно.

Современное высшее образование должно ориентироваться на новые достижения в отрасли. Современной экономике нужны технологически подготовленные студенты, так как «знание содержания» не является больше конечной целью образования, полученные знания

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

студент должен использовать для создания новых знаний, решения проблем, принятия решений, создания продукции и взаимодействия с внешней средой. Для этого необходимо изменить сложившуюся традиционную систему подготовки, ориентировать ее на междисциплинарные взаимодействия, увеличить долю

самостоятельной работы студента,

стимулировать его научноисследовательскую работу, развивать у

студентов навыки анализа ситуаций, самооценки, коммуникации, публичных выступлений, принятия решений, поиска новых знаний и т.п. Критерием оценки эффективности данного процесса может служить трудоустройство выпускников вуза в научно-исследовательские институты, на инновационные предприятия, в опытноконструкторские лаборатории и другие

инновационные организации отрасли.

Подготовка, как студентов, так и слушателей постдипломного этапа обучения должна формировать инновационное мышление. В этом случае отрасль получит инновационно активные кадры. Поскольку современный цикл устаревания информации составляет около 3-5 лет повышение квалификации кадров должно происходить с такой же частотой. Следовательно, необходимы процессы непрерывного

взаимодействия вуза с профильными предприятиями и учреждениями. Таким образом, критериями оценки эффективности деятельности вуза могут служить показатели, применяемые при аккредитации: число отраслей науки по специальностям научных работников (аспирантуры); число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения; процент аспирантов, защитивших

диссертации не позднее чем через год после

окончания аспирантуры (от числа поступивших); наличие докторантуры;

диссертационных советов; реализация

образовательных программ

профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации руководящих работников и специалистов, научных и

научно-педагогических работников;

среднегодовой контингент обучающихся по образовательным программам

профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации.

С другой стороны, сотрудничество между вузом и предприятиями/ учреждениями отрасли не должно ограничиваться подготовкой инновационо

активных кадров. Все более необходим обмен инновационными идеями, которые послужат развитию инновационной деятельности региона. Формами такого взаимодействия являются организация стажировки и производственные практики на базе инновационных фирм; консультации, оказываемые сотрудниками вуза для

развития инновационного процесса данных фирм; экономическое приобретение инновационных идей сотрудников вуза

инновационным предприятием и т. п.

Данные виды инновационного

сотрудничества могут осуществляться с

различными инновационными фирмами и регистрироваться в соответствующих

документах.

Для инновационно активного вуза также важно, чтобы наибольшее количество

кафедр было задействовано в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов для инновационной

деятельности отрасли, так как

междисциплинарная подготовка повышает качество инновационно активных кадров, позволяя им ориентироваться в

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

1(5) 2012

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

непредвиденных ситуациях, которые часто возникают на рынке инновационной деятельности. Несомненно, для такого уровня обучения необходимы

преподавательские кадры с инновационным стилем мышления.

Изучив инновационный цикл создания новой продукции, мы пришли к выводу, что его базовым звеном является научноисследовательская работа, которая является неотъемлемой частью деятельности вуза. Следовательно, качество образования должно зависеть не только от профессиональной подготовки студентов, но и от их участия в научно-исследовательской работе, конференциях, грантах, научных стажировках в России и за рубежом. Привлечение к инновационной деятельности студентов увеличивает уровень подготовки специалистов. Кроме того, использование индивидуального подхода в обучении и отбор способных к творческой деятельности студентов ориентирует их на продолжение работы в вузах и НИИ. Критерии качества образования сводятся к количеству публикаций, патентов, лицензий,

депонированных рукописей, отчетов о грантах, дипломов о прохождении стажировки, наград, грамот и других подтверждений научно-исследовательской работы студентов.

Необходимый для качественного образования процесс постоянного

самосовершенствования преподавателей не может быть оторван от практической научной деятельности. Преподаватель вуза не может на должном уровне преподавать учебную дисциплину, черпая свои знания только из учебников, не имея никакого практического опыта использования

полученных знаний. Чем выше уровень научного потенциала преподавателя, тем

больше у него возможности подготовить специалиста, способного осуществлять прогресс в практической деятельности. В этом случае критерии качества следующие: остепененность профессорско-преподавательского состава, количество грантов, публикаций в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией, монографий депонированных рукописей, документов, регистрирующих

результаты интеллектуальной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

собственности, научных премий и других наград.

Без широкомасштабного применения в учебном процессе новых образовательных технологий сегодня невозможно обеспечить новое качество образования и конкурентоспособность. Именно вузы являются главными хранителями

интеллектуального потенциала,

накопленного обществом. В новой системе высшего образования возникают требования, во многом обусловленные необходимостью междисциплинарных курсов и программ, особенно в областях, которые имеют

сильную взаимосвязь с отраслью.

Инновационная деятельность современного вуза представляет собой нововведение методического обеспечения учебного

процесса, технологии процесса обучения, оказание инновационных образовательных услуг и др. Такие инновационные

образовательные технологии могут освещаться в статьях, методических

рекомендациях для преподавателей, монографиях, в средствах массовой информации и др.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать вывод о том, что с позиции развития экономики страны, качество образования зависит от способности выпускников инновационно

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

мыслить, создавать, осваивать и распространять новые технологии и внедрять их как на уровне производства товара и услуги, так и на уровне отрасли. Цикл жизни знания является стержневым процессом, вокруг которого организует свою деятельность вуз. В свою очередь, процессы обновления знания, осуществление фундаментальных научных открытий являются обязательными элементами

жизнедеятельности вуза. В современном вузе генерируются новые знания,

проблематизируются традиционные модели, возникают новые экспериментальные эффекты, которые нуждаются в объяснении, создаются новые технологии, и все это в совокупности является основой для качественного образования и степени оценки эффективности деятельности вуза.

Различия между традиционной и инновационной системами образования

заключаются, прежде всего, в целевой установке, которая реализуется посредством разных образовательных технологий. Необходимо не только подготовить специалиста с высоким уровнем знаний, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера. Специалисты, которых готовит вуз, должны соответствовать не только самым последним требованиям различных сфер деятельности общества, но и должны быть готовы к осуществлению прогресса во всех этих областях. Поэтому, с нашей точки зрения показатели качества образования должны отражать результативность инновационной деятельности в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом: учеб.; под ред. В. В. Глухова. - СПб. : Изд-во «Лань», 2004. - 680 с.

2. Губарев В.В. Системное представление качества образования // Стандарты и качество. - 2002. -№ 4. - С. 30-35.

3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели : Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997. - 223с.

4. Латуха О.А. Математическая модель инновационной деятельности современного вуза // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета».

- 2011. - № 1. - С. 69-73.

5. Латуха О.А. Управление качеством образования в условиях инновационной деятельности вуза // Профессиональное образование в условиях развития современной науки, общества, философии. -Новосибирск: ГЦРО, 2009. - С. 78-81

6. Латуха О.А. Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе развития

инноваций: теоретические концепты // Электронный журнал «Вестник Новосибирского

государственного педагогического университета». - 2011. - № 4. - С. 59-65.

7. Пушкарёв Ю.В. Образование в современном вузе: новые идеи и направления развития // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета».

- 2011. - № 1. - С. 40-43.

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

8. Pushkarev Yu.V. The influence of the innovative activity of institutions of higher education on the quality of education // Philosophy of education. - 2009. - Special issue № 2. - Prague. - Р. 121-127.

9. Щеглов П.Е., Никитина Н.Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление. - 2003. - № 1(24). - С. 46-59.

ESTIMATION OF MANAGEMENT EFFICIENCY INNOVATIVE ACTIVITY OF UNIVERSITY AS INNOVATIVE HIGHER SCHOOL

Yu. V. Pushkarev, O.A. Latuha (Novosibirsk, Russia)

The paper is devoted to an estimation problems of efficiency of modern university activity . Much attention is given to modern conditions, in connection with change of a role of knowledge in economy, necessity offormation of innovative activity of the higher school, expansion of availability of higher education, requirements to maintenance of its quality inevitably increase. It is emphasized, that quality of formation depends on ability of graduates to think innovatively, create, master and distribute new technologies and to introduce them both at a level ofproduction of the goods and service, and at a level of branch.

Keywords: economy of higher education, modern university, an estimation of the higher school activity.

Pushkarev Yury Viktorovich - candidate of philosophical sciences, the senior lecturer, Novosibirsk state pedagogical university.

Latuha Olga Aleksandrovna - candidate economics sciences, the senior lecturer offaculty of the organization ofpublic health services and public health, Novosibirsk state medical university.

E-mail: pushkarev73@mail.ru, latuha@mail.ru

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.