Научная статья на тему 'Экономическое развитие современного общества и проблема подготовки инновационных кадров'

Экономическое развитие современного общества и проблема подготовки инновационных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1228
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПОДГОТОВКА ИННОВАЦИОННЫХ КАДРОВ / INNOVATIVE POTENTIAL OF DEVELOPMENT OF A SOCIETY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / INNOVATIVE ECONOMY / PREPARATION OF THE INNOVATIVE STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латуха Ольга Александровна, Пушкарёв Юрий Викторович

В статье обобщаются результаты теоретического анализа проблемы подготовки инновационных кадров в высшей школе. Отмечается, что инновационный потенциал развития общества в современных условиях является одним из решающих факторов в процессе социально-экономических преобразований. Инновационная экономика развивается на основе приоритета инноваций в науке и в развитии образования. Авторами подчеркивается, что образование в современном экономическом развитии должно определять уровень и рост творческого потенциала развития общества. Отмечается также, что образование должно быть перспективным, построенным на понимании будущего закономерного развития экономики и общества. Инновационное образование возможно лишь в результате целого комплекса преобразований. Прежде всего, необходимо сформировать специалиста, подготовленного к интеллектуальному творчеству, способному к сочетанию исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC DEVELOPMENT OF A MODERN SOCIETY AND THE PROBLEM OF TRAINING OF THE INNOVATIVE STAFF

The innovative potential of development of modern society is one of determinatives during social and economic transformations. The innovative economy develops on the basis of a priority of innovations in a science and in development of education. Education in modern economic development should define a level and growth of creative potential of development of a society. Education should be perspective, constructed understanding of the future l development of economy and a society. Innovative education is possible only as a result of the whole complex of transformations. First of all, it is necessary to generate the expert prepared for intellectual creativity, capable to a combination of research, design and enterprise activity.

Текст научной работы на тему «Экономическое развитие современного общества и проблема подготовки инновационных кадров»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© О. А. Латуха, Ю.В. Пушкарёв

УДК 378 +658

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ИННОВАЦИОННЫХ КАДРОВ*

О. А. Латуха, Ю.В. Пушкарёв (Новосибирск, Россия)

В статье обобщаются результаты теоретического анализа проблемы подготовки инновационных кадров в высшей школе. Отмечается, что инновационный потенциал развития общества в современных условиях является одним из решающих факторов в процессе социально-экономических преобразований. Инновационная экономика развивается на основе приоритета инноваций в науке и в развитии образования. Авторами подчеркивается, что образование в современном экономическом развитии должно определять уровень и рост творческого потенциала развития общества. Отмечается также, что образование должно быть перспективным, построенным на понимании будущего закономерного развития экономики и общества. Инновационное образование возможно лишь в результате целого комплекса преобразований. Прежде всего, необходимо сформировать специалиста, подготовленного к интеллектуальному творчеству, способному к сочетанию исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: инновационный потенциал развития общества, социально-

экономическое развитие, инновационная экономика, подготовка инновационных кадров.

Экономическое развитие современного общества - одна из определяющих и глобальных проблем современности. Инновационный путь такого развития называется исследователями первостепенным. Тем не менее, в исследовательской литературе нет однозначности и согласованности в вопросах методов, критериев, содержания инновационного развития современной экономики, и, соответственно, и на ее основе иных социальных сфер жизни общества.

Для отечественного образования потребность в инновационной экономике определяется следующими факторами [1, с. 6]:

- необходимостью ускорения развития для обеспечения экономической безопасности страны;

- безболезненным выходом из кризиса;

- эффективным использованием креативного

потенциала;

- целевой систематизацией преобразований в

области модернизации производства.

* Работа выполнена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (мероприятие 1.2.1, Гуманитарные науки).

Латуха Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПКиППВ, Новосибирский государственный медицинский университет.

E-mail: latuha@mail.ru

Пушкарёв Юрий Викторович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: pushkarev73@mail.ru

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Инновационный потенциал развития общества в современных условиях является одним из решающих факторов в процессе социально-экономических преобразований, в преодолении кризисных явлений и стабилизации развития общества не только на уровне государства, но, прежде всего, на уровне региона. Как свидетельствует мировой опыт начала XXI в., сегодня на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства в промышленно развитых странах, приходится 70-85 % прироста ВВП. Объем мирового рынка инновационной продукции составляет 2,3 трлн. долл. [2]. В этой связи для России, находящейся на пути рыночных реформ в экономике, проблема развития

инновационной деятельности, повышения роли науки в экономической и социальной сфере, сохранения и обновления производственного и научно-технического потенциала является особо актуальной.

Инновационная экономика - это конкурентные преимущества развития в современный период ее глобализации и в условиях ускорения научно-технического процесса. Основными признаками

инновационной экономики являются [1, с. 6]:

- приоритет науки;

- эффективная мотивация инноваций;

- совершенствование механизма управления

преобразованиями;

- всемерное развитие образования.

Актуальность проводимых в данном направлении исследований характеризуется и с фундаментальной теоретической позиции тем, что в современном российском образовании и для научной, и для педагогической общественности не существует сколь-нибудь определенной и общепринятой Концепции инновационной деятельности образовательного учреждения

для формирования научно-педагогических кадров.

В современных сложных социальноэкономических условиях развития региона приоритетным направлением развития сектора образования (прежде всего, высшего) становится развитие инновационной деятельности образовательного учреждения как наиболее перспективного решения образовательных, экономических и

социальных задач. Современный опыт свидетельствует, что инновационная

деятельность образовательного учреждения, характеризуемая как процесс, направленный на создание, развитие и распространение инноваций, является одним из решающих факторов в процессе социальноэкономических преобразований, в

преодолении кризисных явлений и стабилизации уровня развития региона.

Система образования в настоящее время стала предметом пристального внимания со стороны общественности в силу следующих определяющих обстоятельств [7]:

во-первых, благодаря возрастанию удельного веса научного потенциала в обществе и ускорение экономического развития возникла необходимость

формирования системы образования, соответствующей уровню развития экономики и науки;

во-вторых, возникновение новых

требований к качеству подготовки специалистов повлекло за собой увеличение численности людей, вовлекаемых в сферу образования;

в-третьих, уменьшение сроков

амортизации знаний (если раньше для инженеров оказывалось возможным использование их специальных знаний в течение 20-25 лет, то сейчас их хватает на 7-

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

5(9) 2012

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-336S

10 лет) и совершенствование знания практически в течение всей жизни;

в-четвертых, увеличение числа профессий, требующих высшего и среднего образования - с одной стороны, и изменение соотношения умственного и физического труда с все более рельефно выступающей тенденцией в пользу первого - с другой, повлекло за собой весьма интенсивный процесс интеллектуализации труда и изменение социальной роли и функции образования в жизни современного общества в целом.

Другой вопрос, сколь отчетливо мы представляем суть, смысл и строй современной практики инновационного образования. Сколь внятно мы понимаем структуру и ценностные основания образовательной практики во всей ее полноте. По мнению В.И. Слободчикова, «есть серьезные основания полагать, что в комплексе представлений об этих реалиях (не только чиновников, но и ученых) доминируют давно устаревшие и фантомальные схемы эпохи “образования как отрасли народного хозяйства”; отрасли - обслуживающей и затратной» [8].

Образование, как подчеркивает

Э. М. Коротков, профессор Московского государственного университета управления, определяет уровень и рост креативного потенциала общества, без которого инновационное развитие невозможно, причем необходимо, чтобы само образование было инновационным.

Какие типологические черты присущи инновационному образованию? Прежде всего, это должно быть образование креативного типа. Главной его направленностью должно стать формирование инновационного мышления, развитие творческих способностей и интеллектуального потенциала

студенчества, поиск новых подходов в

решении современных проблем. Это должно быть образование фундаментальное и перспективное, построенное на видении

будущего и понимании закономерного развития экономики и общества. Важным признаком инновационного образования

является его непрерывность и возрастающая компетентность, профессионализм и социальная ответственность выпускников

[1, с. 6-7].

Инновационная образовательная

деятельность, как процесс создания, освоения и распространения инноваций, является базой для развития социальной системы, в том числе и экономики государства, высшего образования и вуза. В сложившихся условиях у современного вуза двойственная задача. С одной стороны повысить свою

конкурентоспособность за счет качества образования, с другой стороны, - подготовить инновационно активные кадры для развития страны [3].

В настоящее время, в России происходит множество процессов, затрагивающих систему высшего образования. Одним из наиболее важных является формирование

системы национальных вузов страны.

Критерии отбора самые разные, однако,

сделана ставка, в основном, на обеспечение качественного уровня высшего образования и подготовки современного специалиста. Это объясняется тем, что удовлетворение потребностей общества и осуществление тех надежд, которые оно возлагает на высшее образование, зависит, в конечном счете, от квалификации преподавательского состава, качественного уровня программ и знаний студентов, а также от инновационного развития инфраструктуры высшего образования и состояния академической среды [3]. Качество подготовки современного специалиста

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

напрямую зависит от качества его составляющих - учебной, научной и методической основы. Основным ориентиром деятельности современного вуза должна быть задача подготовки квалифицированных

специалистов для профессиональной

деятельности в изменяющихся условиях современной экономики.

Инновационное образование возможно лишь в результате целого комплекса преобразований - в содержании образования, управлении знаниями, технологиях образования, мотивировании и оценке его качества [1, с. 7]. Развитие инновационного образовательного учреждения необходимо выстраивать на основе тесной взаимосвязи его образовательного и научного компонентов. Образование и наука в современных условиях, развиваясь самостоятельно и независимо друг от друга, становятся все менее самодостаточными и дееспособными. Данные социальные системы в новых социальных условиях должны составлять синтез, предполагающий последовательную

реализацию комплекса интеграционных проектов и программ.

Преодоление ситуации неустойчивости в развитии образования региона связано с совершенно новым этапом в осмыслении единства научных и образовательных социальных систем. Кризис образования

возникает тогда, когда происходит

рассогласование между активно

развивающейся, совершенствующейся наукой и отстающим от нее по содержанию образованием в условиях развития информационного общества. Интеграционные процессы продолжают оставаться ведущей тенденцией в развитии современной науки, одним из важнейших факторов, обеспечивающих научно-технический

прогресс. В такой ситуации

функционирование образования, развитие инновационного образовательного

учреждения вне контекста науки невозможно. От того, насколько глубоко раскрыты теоретические основы процессов интеграции, зависит эффективность и оперативность решения актуальных проблем современности [7]. Именно поэтому необходимы исследования современной специфики

инновационных культурных процессов в такой же степени, как и практическая реализация комплекса инновационных проектов в образовательных учреждениях.

Проблемы и противоречия современного инновационного развития культуры

социально обусловлены объективными процессами, происходящими в новых условиях развития глобальных проблем и становления информационного общества. Направленность развития инновационных образовательных учреждений осуществляется в системе определенных исторических образовательных традиций.

Знание является ведущей

интеллектуальной основой инновационного развития образовательного учреждения в условиях современного глобального информационного общества. Интегрирующая функция знания заключается в интеграции полезной части информации с целью получения конкретных значимых результатов в процессе практического взаимодействия образовательной и научной сфер. Специфика современного знания для решения проблем интеграции образования и науки заключается в активном влиянии на процессы их взаимодействия коммуникационных и информационных детерминантов,

обусловливающих увеличение объемов знания, но снижающие качество его рефлексии, усвоения и ценностные основания.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Специфика и условия развития научного знания на современном этапе определяют и специфику функционирования знания в образовании: углубляющееся дисциплинарное усложнение научного знания влечет за собой изменение структурной системы

образовательного знания, формируя его

фрагментарность и эпизодичность.

Существенное значение при

функционировании научного и

образовательного знаний в современном информационном обществе имеет

принципиальное совпадение процессов

научного познания и образовательного

познания, когда процессы обучения и

воспитания происходят на основе активного научного поиска.

Научная деятельность в системе высшего образования является

интеллектуальной деятельностью. Она заключается в осмыслении действительности, построении гипотез и концепций, изучении и объяснении явлений, построении фактологии, поиске свойств, аргументов и обоснований, овладении знаниями. Эта деятельность, как отмечает в своем исследовании Э. М. Коротков, с одной стороны, построена на знаниях, и, с другой, - должна быть организованной и, следовательно, требует управления. Причем, управление знаниями не тождественно управлению учебным процессом в целом, которое помимо этого включает и распределение аудиторий, и организацию учебного процесса, и многое другое. Управление знаниями - это часть управления образовательным процессом, но при этом, самая важная его часть [1, с. 7-8].

Согласимся с Э. М. Коротковым в том, что «понимание проблем управления знаниями является весомым аргументом в устранении примитивного подхода к образованию, предоставления образования в

качестве образовательной услуги,

превращения учебного заведения в некий магазин образовательных программ или организацию типа массажного салона. Управление знаниями требует не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предоставление услуг в виде знаний, а формирование определенного образа мысли, жизни и деятельности <...> Управление знаниями предполагает формирование потребностей, интересов и ценностей, воспитание знаниями и процессами их восприятия и освоения» [1, с. 8].

Новые социальные условия развития «общества знания» предъявляют новые требования к образованию специалиста: нужны новые качества личности для успеха. Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и техники, его образование должно воспитывать в нем способность, как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного другими. Как правило, творческое отношение к делу и самоотдача в деле воспитывают у молодого человека здоровое честолюбие, «здоровый командный дух». Данные качества не могут быть по заказу или приказу вложены в него. Они должны быть развиты в процессе обучения. Должно быть развито то доброе, что в зародышевой форме существует в каждом человеке. По существу, это вопрос не образования, а воспитания, вопрос формирования целостной личности

[5-6].

Как подчеркивает Ю. Похолков, ректор Томского политехнического университета, специалист в сфере инновационной экономики - это профессионал, способный комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую

деятельность, ориентированную на создание

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

5(9) 2012

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

высокоэффективных производящих структур, стимулирующих рост и развитие различных сфер социальной деятельности [4].

Добавим, что наука - это то, чему можно научить или научиться, то есть передать (и получить) знание и умение или же добыть это знание и умение самому. В современном мире существует коренное отличие инновационной науки от традиционных форм культуры -значительная роль научного знания при решении технико-производственных и организационно-управленческих задач.

Большинство сфер деятельности людей в

обществе становятся рационализированными и координированными. Знание становится основой организации людей, необходимым условием их совместной деятельности. Оно во все большей степени приобретает значение интегрирующего начала в общественной жизни, приходя на смену традиционным формам объединения людей. Тем не менее, современная инновационная наука должна быть направлена на подготовку конкурентоспособного специалиста вуза в процессе инновационного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коротков Э. М. Инновационное образование для инновационной экономики // Вестник высшей школы. - 2010. - № 7. - С. 6-13.

2. Латуха О. А. Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе развития инноваций: теоретические концепты // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 4. - С. 59-82.

3. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2012.- № 4. - С. 44-51.

4. Похолков Ю. Инновационное инженерное образование // Экономика и образование сегодня.

- 2004. - иЯЬ: http://eed.ru/cover_story/c_41.html (дата обращения 25.09.12)

5. Пушкарёв Ю. В. Образование в современном вузе: новые идеи и направления развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. -С.40-43.

6. Пушкарёв Ю. В., Латуха О. А. Оценка эффективности управления инновационной деятельностью университета как инновационного вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 1 (5). - С. 25-31.

7. Пушкарёва Е. А. Единое образование в условиях глобальных преобразований // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 2 (6). -С.59-66.

8. Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. - 2004. - № 2. - С. 6-18.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

5(9) 2012

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

UDC 378 + 658

ECONOMIC DEVELOPMENT OF A MODERN SOCIETY AND THE PROBLEM OF TRAINING OF THE INNOVATIVE STAFF

O. A. Latuha, Yu. V. Pushkarev (Novosibirsk, Russia)

The innovative potential of development of modern society is one of determinatives during social and economic transformations. The innovative economy develops on the basis of a priority of innovations in a science and in development of education. Education in modern economic development should define a level and growth of creative potential of development of a society.

Education should be perspective, constructed understanding of the future l development of economy and a society. Innovative education is possible only as a result of the whole complex of transformations. First of all, it is necessary to generate the expert prepared for intellectual creativity, capable to a combination of research, design and enterprise activity.

Keywords: innovative potential of development of a society, social and economic development, innovative economy, preparation of the innovative staff.

Latuha Olga Aleksandrovna - the candidate economics sciences, the associate professor of faculty of the organization of public health services and public health, Novosibirsk State Medical University.

E-mail: latuha@mail.ru

Pushkarev Yury Viktorovich - the candidate of philosophical sciences, the associate professor of faculty of philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: pushkarev73@mail.ru

© 2011-2012 Вестник НГПУ Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.