Научная статья на тему 'Научная школа – инновационная форма осмысления проблем инклюзивного образования'

Научная школа – инновационная форма осмысления проблем инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ВЕДУЩИЕ ЛЕКТОРЫ / ТЕХНОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ / ДИСКУРС / ДИСКУРСИВНОЕ СОБЫТИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / SCIENTIFIC SCHOOL / LEADING LECTURERS / TECHNOLOGY OF COMMUNICATION / DISCOURSE / DISCURSIVE EVENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ряписов Николай Александрович, Ряписова Алевтина Геннадьевна, Чепель Татьяна Леонидовна

В статье представлены нормативно-правовые основы введения инклюзии в мировой и российской образовательной практике и понимание инклюзивного образования как возможности реального осуществления идеи создания общества равных прав, свобод и достоинств людей. Рассмотрены специфические особенности научной школы как инновационной формы осмысления проблем теории и практики инклюзивного образования. Представлен опыт проведения научных школ по проблемам инклюзивного образования, включающий предварительные консультации с ведущими специалистами по отбору содержания и определения структуры программы школы; выбор форм и технологий проведения мероприятия, согласование состава участников. Описаны организационные и содержательные условия эффективности работы научной школы. Технология организации коммуникации в процессе работы научной школы охарактеризована как дискурсивное событие. Дискурс понимается как речь, содержащая не только само высказывание, но и его объяснение в социальном контексте, как сложную совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают, описывают, анализируют, представляют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ряписов Николай Александрович, Ряписова Алевтина Геннадьевна, Чепель Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific school: an innovative form of comprehension

In this article the legal foundations of implementation of the inclusion to the world-wide and Russian educational practice are presented. The comprehension of the inclusive education as an opportunity of realization of the idea of creation of sociaty of equal rights, freedoms and dignity of persons is revealed in the article. Specific features of the scientific school as an innovative form of understanding the problems of the theory and practice of inclusive education are considered. The experience of scientific schools based on inclusive education issues, including prior consultations with the leading experts in the selection of the content and defining the school program structure, is displayed; the choice of forms and technologies of the event, the coordination of the participants. The organizational and substantive conditions of the effectiveness of the scientific school are described in it. The technology of organization of the communication in the process of scientific school is characterized as a discursive event.

Текст научной работы на тему «Научная школа – инновационная форма осмысления проблем инклюзивного образования»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Н. А. Ряписов, А. Г. Ряписова, Т. Л. Чепель УДК 375 (082) + 159.97(082)

НАУЧНАЯ ШКОЛА - ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

Н. А. Ряписов, А. Г. Ряписова, Т. Л. Чепель (Новосибирск, Россия)

В статье представлены нормативно-правовые основы введения инклюзии в мировой и российской образовательной практике и понимание инклюзивного образования как возможности реального осуществления идеи создания общества равных прав, свобод и достоинств людей. Рассмотрены специфические особенности научной школы как инновационной формы осмысления проблем теории и практики инклюзивного образования. Представлен опыт проведения научных школ по проблемам инклюзивного образования, включающий предварительные консультации с ведущими специалистами по отбору содержания и определения структуры программы школы; выбор форм и технологий проведения мероприятия, согласование состава участников. Описаны организационные и содержательные условия эффективности работы научной школы. Технология организации коммуникации в процессе работы научной школы охарактеризована как дискурсивное событие. Дискурс понимается как речь, содержащая не только само высказывание, но и его объяснение в социальном контексте, как сложную совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают, описывают, анализируют, представляют.

Ключевые слова: инклюзивное образование, научная школа, ведущие лекторы,

технология коммуникации, дискурс, дискурсивное событие.

* Статья подготовлена по результатам работы Всероссийской научной школы с международным участием «Эффективные технологии инклюзивного образования» (22-25 октября 2013 г.) в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» на 2012-2016 гг.

Ряписов Николай Александрович - доктор экономических наук, проректор по учебной работе, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: psy-ped-iesen@mail.ru

Ряписова Алевтина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: psy-ped-iesen@mail.ru

Чепель Татьяна Леонидовна - кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: psy-ped-iesen@mail.ru

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Инклюзия, инклюзивное образование -термины, которые не имеют пока широкого применения в российской языковой среде, но в этих терминах описывается новое социальное явление - включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный контекст официальных образовательных институтов - детских садов и школ, обеспечивающее им равные образовательные права и позволяющее участвовать в жизни общества. При этом инклюзивное образование понимается и реализуется в мировой практике не только как благо для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, но и, прежде всего, как возможность реального осуществления идеи создания общества равных прав, свобод и достоинств каждого человека.

История развития инклюзивного образования, его методологические принципы, теория и практика отражены в основополагающих международных

документах:

- Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948),

- Декларация прав ребенка (ООН, 1959),

- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960),

- Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971),

- Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975),

- Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989),

- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993),

- Саламанская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми

потребностями, Саламанка, Испания, 1994),

- Дакарские Рамки действий. Образование

для всех: выполнение наших общих

обязательств (Дакар, Сенегал, 2000),

- Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006).

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», внесший серьезные изменения в

юридическую терминологию российского права, в первую очередь - в части введения определений, часто употребляемых в образовательной сфере терминов и понятий: «обучающийся», «обучающийся с

ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование» и т.д. Согласно ст. 2 этого Закона обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу (п. 15), обучающийся с

ограниченными возможностями здоровья -физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и

препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16),

инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и

индивидуальных возможностей (п. 27).

Последнее определение («инклюзивное образование») как раз и подтверждает высказываемую многими теоретиками и практиками инклюзивного образования мысль о том, что любое образование, опирающееся на идеи адаптивной школы, учитывающее индивидуальные особенности каждого субъекта, - это образование в инклюзивной практике [1; 10]. Другими

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

6(16) 2013

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

словами, инклюзия - это не история про детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзия - это история про всех нас.

Естественно, что реализация идей инклюзивного образования сопряжена с рядом содержательных проблем (философских, социальных, экономических, методических и т.д.), рисков и препятствий [10]. Осознание этих трудностей для профессионального сообщества и всех заинтересованных в их разрешении лиц может быть развернуто в разных коммуникативных формах (конференциях, семинарах, лекциях, круглых столах, симпозиумах и др.). Можно предположить, что наиболее адекватной формой рассмотрения проблем инклюзивного образования в силу их дискуссионности, недостаточной теоретической разработанности, неопределенности способов решения и особой практической значимости в современном образовательном пространстве является научная школа.

Понятие «научная школа» многозначно и имеет различные смысловые оттенки. Анализ теоретических источников и справочных изданий [2-4; 7] позволил

выявить, по крайней мере, три значения данного термина: 1) форма организации

обучения; 2) исследовательский коллектив; 3) направление научно-исследовательской деятельности. В действительности при проведении научных школ гармонично сочетаются все эти аспекты, когда в процессе взаимодействия формируется временный научно-исследовательский коллектив единомышленников, позволяющий в рамках единого и насыщенного ценностносмыслового поля приобщить участников к научным и профессиональным позициям ведущих ученых и обеспечить преемственность в научно-исследовательской деятельности посредством открытого обсуждения сложных теоретических и эмпирических проблем, а также прирастить образовательный потенциал каждого субъекта коммуникаций.

Открытие II Всероссийской с международным участием научной школы в Новосибирском государственном педагогическом университете 22 октября 2013 г.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

6(16) 2013

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Новосибирский государственный

педагогический университет совместно со своими партнерами (ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого-педаго-гический университет» и ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования») имеет определенный опыт проведения научных школ по проблемам инклюзивного образования. Так, в октябре 2013 г. в Новосибирском государственном педагогическом университете состоялась II Всероссийская с международным участием научная школа «Эффективные технологии инклюзивного образования».

Планируя это мероприятие, организационный комитет рассматривал его, прежде всего, с точки зрения организации образовательного процесса в вузе в рамках подготовки профессиональных кадров [8]. Такое понимание научной школы четко определяет реализацию образовательной и научной стратегий развития университета.

В качестве ведущих лекторов были приглашены ученые, авторитет и научная репутация которых признаны научным сообществом, а известность достигнута высоким уровнем исследований в области инклюзивного образования:

Гэри Банч 8

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

6(16) 2013

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Гэри Банч (Gary Bunch) (Канада), почетный профессор и старший научный сотрудник педагогического факультета и факультета здравоох-ранения Йоркского университета (г. Торонто, Канада), Почетный профессор ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск, Россия), имеет опыт работы в области специального образования в качестве учителя и директора коррекционной

школы, автор нескольких книг по инклюзивному образованию: «Включающее образование. Как добиться успеха?», «Поддержка учащихся с нарушением интеллекта в условиях обычного класса» и других пособий для педагогов и психологов, является активным исследователем и международным консультантом в области инклюзивного образования;

Ричард Зиглер

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Ричард Зиглер (Richard Zigler) (Кения), адъюнкт-профессор университета Саймона Фрейзера (г. Ванкувер, Канада), старший преподаватель по специальному образованию университетского колледжа Себастьяна Колоува (г. Лушото, Танзания), профессор инклюзивного и специального образования

университетского колледжа Пвани (г. Кили-фи, Кения), Почетный профессор ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск, Россия), является международным консультантом и экспертом в области инклюзивного образования;

С. В. Алехина

Алёхина Светлана Владимировна (г. Москва), директор Института проблем инклюзивного образования ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», кандидат психологических наук, доцент, Почетный работник общего образования РФ,

Почетный Профессор ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», руководитель секции Учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педаго-гическое образование».

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

«У каждого из нас - свой путь в инклюзию, но мы регулярно встречаемся на международных конференциях и делимся тем опытом, который приобретаем. Я очень рад этой встрече и новым знакомствам с коллегами, моими единомышленниками», -сказал в интервью Гэри Банч [9].

Проведению научной школы предшествовал длительный подготовительный этап, включающий многочисленные мероприятия организационного и содержательного характера. Определенную трудность представляло согласование содержания лекций, выстраивание общей логики всего лекционного курса, подбор методического материала и дидактических средств его воплощения. В период работы первой

научной школы (НГПУ, 2012 г.)

рассматривалась история становления и

развития инклюзивного образования в мире и в России, уточнялся понятийный аппарат в аспекте данной проблемы, определялись

методологические основы психологии и педагогики инклюзивного образования. Через год содержание научной школы получило логическое развитие, появилась

необходимость обсуждения вопросов

реализации специфических образовательных технологий в условиях инклюзивной

практики. Так, в программу научной школы были включены следующие вопросы:

- технологии психолого-педагоги-ческого сопровождения инклюзивного процесса;

- основные педагогические стратегии и модели инклюзивного образования;

- профессиональное взаимодействие в инклюзивном образовательном учреждении;

- социальные преимущества инклюзии;

- изменение и адаптация учебной программы и составление индивидуального учебного плана для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- педагогические технологии

инклюзивного образования в обучении школьников;

- методы начального обучения детей в инклюзивном классе и приемы педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья;

- технология бинарного урока в

инклюзивной школе;

- стратегии, поддерживающие чувство справедливости среди здоровых учащихся и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формы и методы внеурочной

воспитательной работы учителя,

обеспечивающие социальную интеграцию детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- подходы к оценке академической

успеваемости образовательных результатов обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья;

- 20 шагов в инклюзию: как стать

инклюзивной школой.

Заметим, что подобная структура и содержание программы научной школы -плод совместных предварительных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обсуждений с приглашенными лекторами технологических проблем инклюзивного образования.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Слушатели научной школы

Не менее важная составляющая эффективной работы научной школы - состав слушателей (которые, впрочем, являлись активными участниками и актуализаторами всех содержательных событий).

Равноправными субъектами обсуждения вопросов развития теории и практики инклюзии были представители разных возрастных и профессиональных групп:

- студенты НГПУ, обучающиеся по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования» в рамках направления подготовки «Психологопедагогическое образование»,

- магистранты НГПУ, обучающиеся по программам «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психологическое сопровождение образования лиц с

проблемами в развитии», «Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья», «Социальная педагогика»,

- аспиранты и соискатели, выполняющие исследования в области инклюзивного образования,

- преподаватели НГПУ,

- воспитатели, учителя, педагоги-психологи и руководители образовательных учреждений Новосибирска и Новосибирской области, реализующих инклюзивное образование,

- специалисты органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

6(16) 2013

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Слушатели научной школы

Именно такой состав аудитории позволил создать атмосферу творческого, значимого события, усилить мотивацию повышения профессиональной квалифика-

ции, обеспечить возрастную преемственность участников и обеспечить глубину осмысления проблем инклюзивного образования и способов их решения.

Слушатели научной школы

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Технологию проведения научной школы по проблемам инклюзивного образования в полной мере можно назвать дискурсивным событием, поскольку дискурс как речь содержит не только само высказывание, но и его объяснения, исходные основания, причинно-следственные связи и т.д. В речевых дискурсах проясняются социальные нормы и правила. Психологопедагогическая трактовка дискурса как социально обусловленной организации системы речи и действия содержится в

работах М. Фуко [5-6]. Основываясь на них, будем понимать дискурс как речь, погруженную в жизнь, в социальный контекст, и более точно - как сложную совокупность языковых практик,

участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают, описывают, анализируют, представляют. Например, С. В. Алехина, открывая научную школу, определила, что «инклюзия - это то, что меняет школу: и как здание, и как коллектив, и как уклад жизни».

Р. Зиглер проводит научную школу

Профессор Г. Банч, рассматривая отличительные особенности инклюзивного образования от специального, отметил: «Учащиеся приходят в специальную

коррекционную школу, где есть поддержка для них. Поддержка приходит в инклюзивную школу, где есть нуждающиеся в ней учащиеся». Другие важные идеи, высказанные профессором Г. Банчем в

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

лекционном курсе, также имели дискурсивное содержание:

«Школа - это, прежде всего, - этика», «Для того чтобы думать инклюзивно, нужно тренировать свое мышление ежедневно»,

«Инклюзия и сильнее, и справедливее, чем специальное образование»,

«То, что возможно в инклюзии, ограничивается только воображением педагогов».

Дискурсивный характер лекций профессора Р. Зиглера представлен в таких высказываниях:

«Нужно не просто знать, что такое инклюзия, нужно сердцем чувствовать это!», «Инклюзия - это непросто, потому что инклюзия в образовании - это движение общества от эксклюзивного к инклюзивному»,

«Цель адаптированного оценивания -улучшать лучшие стороны учащихся!»

Дискурс помогает вычитывать те значения, которые подразумеваются, но оказываются невысказанными, невыраженными, по образному выражению М. Фуко «притаившимися за фасадом уже сказанного» [5]. Благодаря такому способу построения коммуникации участники научной школы осознали, открыли для себя такие важные и новые понятия как «инклюзивное мышление», «инклюзивная среда», «сотрудничество и его характеристики», «жалость и поддержка», «модели поведения». В ходе научной школы были представлены различные современные дискурсы инклюзии: философский, социальный, экономический, исторический, образовательный,

технологический.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехина С. В. Состояние и тенденции развития инклюзивного образования в России // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования : Матер. Всерос. Науч. школы с междунар. участ. / под общ. ред. А. Г. Ряписовой. -Новосибирск: НГПУ, 2012. - С. 20-31.

2. Грезнева О. Ю. Научные школы (педагогический аспект): монография. - М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 2003. - 69 с. ISBN/ISSN:5-85449-121-4. - [Электронный ресурс]. - иЯГ: http://www.pedlib.rU/Books/3/0224/3_0224-1.shtml (дата обращения:

30.09.2013)

3. Криворученко В. К. Научные школы // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2011. Статья зарегистрирована ФГУП НТЦ «Информрегистр»: № 0421100131\0010. - [Электронный ресурс]. - иЯЬ: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2011/2/ Krivoruchenko_Scholar_Schools/ (дата обращения: 06.10.2013).

4. Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе // Психологический журнал, 2000. - №5. - Т. 21. - С. 106-111.

5. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. - М., 2003. - 252 с.

6. Миронова Н. Н. Дискурс-анализ оценочной семантики. - М., 1997. - 160 с.

7. Научная школа // Википедия. - [Электронный ресурс]. - иЯГ: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 06.10.2013).

8. Ряписов Н. А., Ряписова А. Г. Опыт подготовки профессиональных кадров для развития системы инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

6(16) 2013

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Методология: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. Ред. Алехина С. В. - М., 2013. - С. 595-598.

9. Сайт Новосибирского государственного педагогического университета. - [Электронный ресурс]. - иЯЬ: http://tv-news.nspu.ru/video-news/210 (дата обращения: 28.10.2013)

10. Чепель Т. Л. Инклюзивное образование как социальный проект и системная образовательная инновация // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования : Материалы Всероссийской научной школы с международным участием / под общ. ред. А. Г. Ряписовой. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - С. 55-65.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© N. A. Ryapisov, A. G. Ryapisova, T. L. Chepel

UDC 375(082) + 159.97(082)

SCIENTIFIC SCHOOL: AN INNOVATIVE FORM OF COMPREHENSION OF PROBLEMS OF THE INCLUSIVE EDUCATION

N. A. Ryapisov, A. G. Ryapisova, T. L. Chepel (Novosibirsk, Russia)

In this article the legal foundations of implementation of the inclusion to the world-wide and Russian educational practice are presented. The comprehension of the inclusive education as an opportunity of realization of the idea of creation of sociaty of equal rights, freedoms and dignity of persons is revealed in the article. Specific features of the scientific school as an innovative form of understanding the problems of the theory and practice of inclusive education are considered. The experience of scientific schools based on inclusive education issues, including prior consultations with the leading experts in the selection of the content and defining the school program structure, is displayed; the choice of forms and technologies of the event, the coordination of the participants. The organizational and substantive conditions of the effectiveness of the scientific school are described in it. The technology of organization of the communication in the process of scientific school is characterized as a discursive event.

Keywords: inclusive education, scientific school, leading lecturers, technology of

communication, discourse, discursive event.

REFERENCES

1. Alekhina S. V. Condition and tendencies of development of inclusive education in Russia // Theory and practice of social-humanitarian inclusive education : Materials of all-Russian scientific school with international participation. - Novosibirsk: Novosibirsk state pedagogical University,

2012. - Pp. 20-31. [In Russian]

2. Grezneva O. U. Scientific schools (pedagogical aspect). Monograph. Moscow: Institute of theory of education and pedagogy, 2003. - P. 69. [In Russian]

3. Krivoruchenko V. K. Scientific schools / The humanitarian portal «Knowledge. Understanding. The ability to». - №2 2011. - Article registered FSUE STC «Informregistr»: № 0421100131\0010. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/2/Krivoruchenko_Scholar_Schools/ (date of access:

06.10.2013). [In Russian]

4. Loginova N. A. The Phenomenon of apprenticeship: introduction to the scientific school / Psychological journal, 2000. - № 5. - Pp. 106-111. [In Russian]

5. Makarov M. L. Fundamentals of the theory of discourse. - Moscow, 2003. [In Russian]

6. Mironova N. N. Discourse-analysis of the evaluative semantics. - Moscow, 1997. [In Russian]

7. Scientific school // Wikipedia. URL: http://ru.wikipedia.org (date of access: 06.10.2013). [In Russian]

8. Ryapisov N. A., Ryapisova A. G. Experience in training professional personnel for the development of inclusive education systems. Inclusive education: practice and research. Methodology: proceedings of the II International scientific and practical conference. - Moscow,

2013. - Pp. 595-598. [In Russian]

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

9. Site of Novosibirsk state pedagogical University. - URL: http://tv-news.nspu.ru/video-news/210 (date of access: 28.10.2013) [In Russian]

10. Chepel T. L. Inclusive education as a social project and systemic educational innovation. Theory and practice of social-humanitarian inclusive education : Materials of all-Russian scientific school with international participation. - Novosibirsk: Novosibirsk state pedagogical University, 2012. -Pp. 55-65. [In Russian]

Ryapisov Nikolay Aleksandrovich - Dr. of Economics, Vice-rector, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: psy-ped-iesen@mail.ru

Ryapisova Alevtina Gennadievna - Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Head of the Department of psychology and pedagogics of the Institute of natural and social and economic sciences, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: psy-ped-iesen@mail.ru

Chepel Tatyana Leonidovna - Candidate of psychological sciences, Associate professor of the Department of psychology and pedagogics of the Institute of natural and social and economic sciences, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: psy-ped-iesen@mail.ru

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.