Научная статья на тему 'ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ВЫНУЖДЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ВЫНУЖДЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / ОПРОС УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / DISTANCE LEARNING / IT / PANDEMIC / CORONAVIRUS INFECTION / SURVEY OF PARTICIPANTS IN EDUCATIONAL RELATIONS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колыхматов Владимир Игоревич

Ограничение очного обучения в условиях распространения коронавирусной инфекции способствовало активному развитию дистанционного обучения, освоению новых цифровых технологий и средств коммуникации всеми участниками образовательных отношений. В статье рассматриваются основные результаты дистанционного обучения в период пандемии, ключевые барьеры, которые ограничивают широкое внедрение цифровых технологий в образовании. Результаты крупных исследований мнений всех участников образовательных отношений позволили определить преимущества и недостатки сложившейся ситуации, а также основные направления развития: повышение технологичности образовательного процесса, оснащения школ и дальнейшего профессионального развития педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF DISTANCE LEARNING UNDER PANDEMIC AND FORCED RESTRICTIONS

The limitation of full-time education in the context of the spread of coronavirus infection contributed to the active development of distance learning, the development of new IT and means of communication by all participants in educational relations. The article examines the main results of distance learning during the pandemic, the key barriers that limit the widespread adoption of IT in education. The results of large studies of the opinions of all participants in educational relations made it possible to determine the advantages and disadvantages of the current situation, as well as the main directions of development: improving the technological effectiveness of the educational process, equipping schools and further professional development of teachers.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ВЫНУЖДЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

- узкий диапазон и шаг изменения оценок, которыми судьи пользуются при выставлении оценок в судейских протоколах.

Уверенно заключить какие именно причины определили низкую согласованность мнения судей по отношению к призерам чемпионата России в групповых дисциплинах, без дополнительных исследований не представляется возможным. Это открывает поле для проведения дальнейших исследований и экспертного обсуждения в судейском сообществе.

ВЫВОДЫ

На основании рассчитанных коэффициентов конкордации можно сделать вывод о высокой согласованности оценок на чемпионате России по чир спорту 2020 года в групповых дисциплинах, что в целом свидетельствует о хорошем качестве судейства. Низкая согласованность оценок судей при определении призёров соревнований указывает на необходимость дополнительной разработки методов количественной оценки качества выступлений со стороны научного и судейского сообщества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении правил вида спорта "чир спорт" : приказ Министерство Спорта Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. N 84. - URL : https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minsporta-Rossii-ot-05.02.2018-N-84/ (дата обращения: 11.08.2020).

2. Серикова, Ю.Н. Анализ критериев оценки выступления в хип-хопе / Ю.Н. Серикова, В.А. Александрова, А.Ю. Нечаева. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. -№ 3 (169). - С. 303-309.

3. Тарханов, И.В. Биомеханическая структура выполнения шагов пазад в спортивных танцах : дис. ... канд. пед. паук / Тарханов Иван Владимирович. - Москва, 2016. - 131 с.

REFERENCES

1. Ministry of Sport of the Russian Federation (2018), "On the approval of the rules of the sport "cheer sport"", Order of the 05.02.2018 N 84, available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minsporta-Rossii-ot-05.02.2018-N-84/.

2. Serikova, Yu.N., Aleksandrova, V.A. and Nechaeva, A.Yu. (2019), "Analysis of criteria for evaluating performance in hip-hop", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 303-309.

3. Tarkhanov I.V. (2016), Biomechanical structure of back steps in dance sports, dissertation, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.08.2020

УДК 373

ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ВЫНУЖДЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург

Аннотация

Ограничение очного обучения в условиях распространения коронавирусной инфекции способствовало активному развитию дистанционного обучения, освоению новых цифровых технологий и средств коммуникации всеми участниками образовательных отношений. В статье рассматриваются основные результаты дистанционного обучения в период пандемии, ключевые барьеры, которые ограничивают широкое внедрение цифровых технологий в образовании. Результаты крупных исследований мнений всех участников образовательных отношений позволили определить

преимущества и недостатки сложившейся ситуации, а также основные направления развития: повышение технологичности образовательного процесса, оснащения школ и дальнейшего профессионального развития педагогов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровые технологии, пандемия, коронави-русная инфекция, опрос участников образовательных отношений, профессиональное развитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p150-156

EXPERIENCE OF DISTANCE LEARNING UNDER PANDEMIC AND FORCED

RESTRICTIONS

Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Leningrad Regional Institute of Education Development, St. Petersburg

Abstract

The limitation of full-time education in the context of the spread of coronavirus infection contributed to the active development of distance learning, the development of new IT and means of communication by all participants in educational relations. The article examines the main results of distance learning during the pandemic, the key barriers that limit the widespread adoption of IT in education. The results of large studies of the opinions of all participants in educational relations made it possible to determine the advantages and disadvantages of the current situation, as well as the main directions of development: improving the technological effectiveness of the educational process, equipping schools and further professional development of teachers.

Keywords: distance learning, IT, pandemic, coronavirus infection, survey of participants in educational relations, professional development.

Ситуация с распространением коронавирусной инфекции в первом полугодии 2020 года стала не просто неожиданностью для всего общества, экономики и сферы образования, а определенным стресс-тестом. В условиях вынужденной изоляции оказались все обучающиеся и родители, педагоги, которые были вынуждены продолжить обучение в дистанционном режиме. Ограничение очного обучения способствовала активному развитию дистанционного обучения, освоению новых цифровых технологий и средств коммуникации всеми участниками образовательных отношений.

Если до периода пандемии лишь каждый пятый педагог использовал цифровой инструментарий в своей работе, то в период ограничений пришлось его использовать абсолютно всем. При этом большинство учителей были обучены компьютерной грамотности (владению компьютерной техникой), а не организации и проведению онлайн обучения.

По оценке педагогического сообщества, руководства и родителей, система российского образования в большей степени справилась со своей задачей - обучение было продолжено даже на начальных ступенях общего образования, но для полноценной оценки эффективности такого формата и «первого опыта» онлайн обучения необходимо значительно больше времени и детального изучения.

Именно поэтому целью настоящего исследования явилось обобщение результатов дистанционного обучения в период пандемии коронавирусной инфекции и определение ключевых направлений повышения профессиональных компетенций педагогов в вопросах использования цифровых технологий.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Переход на дистанционное обучение дался с трудом, но преимущественное большинство участников образовательных отношений считают, что они справились, и воспринимают это как полезный опыт.

Результаты масштабного национального исследования [1], в котором приняли участие более 22000 учителей из 75 субъектов Российской Федерации, позволили определить актуальные проблемы перехода на дистанционное обучение с позиции педагогов.

До перехода на дистанционное обучение 64% опрошенных учителей пользовались образовательными онлайн-платформами регулярно или время от времени, когда возникала необходимость отработки сложных тем по предмету, а также для выполнения домашних заданий [1]. Около половины учителей время от времени и чаще применяли различные онлайн-ресурсы во время уроков - среди популярных онлайн-сервисов до перехода на дистанционное обучение были Учи.ру, Российская электронная школа, ШегпеШгок, Яндекс.Учебник, ЯКласс (рисунок 1), они же получили активное применение в период дистанционного обучения (рисунок 2).

Учи.ру РЭШ InternetUrok Яндекс.Учебник Якласс Фоксфорд МЭШ Lecta МЭО

1C: Школа онлайн Другое

]34

I 18

15 15

!□ 12

Zb

Ц4

]3 ]3 ] 1

Учи. ру РЭШ Якласс Яндекс.Учебник Интернет-урок Zoom Фоксфорд Skype МЭШ Lecta МЭО Облако знаний 1C: Школа знаний Другое

: 25

2 36

43

Ш 19 15

12 ] 10 1 10

□ 5 : 3 ] 2 ] 1

] 1

13

Рисунок 1 - Ресурсы, которыми пользовались учителя до перехода на дистанционное обучение [1]

Рисунок 2 - Наиболее популярные сервисы в период дистанционного обучения [1]

В период перехода школ на дистанционное обучение доля тех, кто использует он-лайн-ресурсы в своей работе, увеличилась с 64% до 85% (рисунки 3-4). При этом 3/4 педагогов, которые прежде не пользовались никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять. Каждый второй учитель (47%) намерен продолжать пользоваться ими и в будущем в своей работе.

31

□ Да

□ Нет

64

□ Затрудняюсь

85

□ Да

□ Нет

Рисунок 3 - Использование образовательных ресурсов Рисунок 4 - Использование образовательных ресурсов до перехода на дистанционное образование [1] после перехода на дистанционное образование [1]

Учителя, которые на момент исследования не использовали средства дистанционного обучения, в основном объясняли это техническими проблемами в семье обучающихся или у них самих. Те же, кто регулярно проводил дистанционные занятия, среди наиболее острых проблем называли (рис. 5):

- перебои в работе видеоплатформ из-за перегрузки;

- техническая сложность в подключении всех обучающихся к видеотрансляции;

- отсутствие у обучающихся навыка самостоятельного подключения к видеотрансляции.

Смена привычной обстановки и традиционного обучения является стрессом для всех участников образовательного процесса. 84% учителей отметили, что их нагрузка

увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение, при этом увеличение нагрузки на детей отметили лишь 59%, каждый четвертый учитель вообще заявил о снижении нагрузки на детей.

Сложно подсоединить всех детей к видеотрансляции

Перебои в работе видеоплатформы из-за перегрузки

Некоторые дети не могут справиться с подключением к видеотрансляции самостоятельно У меня низкая скорость Интернета мешает проводить урок

Приходится прерывать уроки из-за того, что кто-то из детей отсоединился от трансляции

Другое

41

40

36

33

13

13

Рисунок 5 - Основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя в процессе проведения дистанционных

занятий [1]

Это может быть связано в первую очередь с тем, что учителям пришлось быстро осваивать новые форматы обучения, новые подходы к подготовке занятий, что существенно нарушило привычные практики традиционного обучения и взаимодействия в классе и школе. Во-вторых, быстрый переход к дистанционному обучению показал, что далеко не все учителя умеют пользоваться возможностями, которые предоставляют образовательные платформы и различные цифровые сервисы: 13% учителей не знали, что задаваемые домашние задания могут проверяться автоматически, используя сервисы образовательной платформы, 3/4 опрошенных учителей (75%) не проводили видеоуроки.

Многие учителя говорят о том, что пользуются онлайн-ресурсами. При этом использование онлайн-сервисов большинством учителей заключалось в размещении домашнего задания или необходимых материалов в электронном дневнике или на других платформах для самостоятельного изучения (рисунок 6). Только 15% учителей разбирают материал онлайн и также вместе в режиме онлайн выполняют задание с обучающимися. В некоторых случаях учителя общаются с обучающимися через мессенджеры: записывают голосовые сообщения и объясняют материал текстом.

Коммуникация исключительно через электронную почту или мессенджеры многими учителями воспринимается как работа в дистанционном формате через электронные ресурсы. Однако если педагог не использует другие формы обучения и видеосвязь, то ученики не получают необходимой обратной связи, освоение школьной программы ложится на родителей.

Я размещаю домашнее задание / план урока в

электронном дневнике и ученики осваивают его 57

самостоятельно

Выполненные домашние присылают родители

задания

56

Дети изучают материал на онлайн-ресурсе, например, смотрят видеоуроки, а потом мы разбираем тему

Централизованно по видеосвязи (ученики получают материал от меня и выполняют задание вместе со мной)

Другое

47

16

14

Рисунок 6 - Форматы коммуникации с обучающимися [1]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты масштабного исследования показали, что ситуация с обеспеченностью педагогов техническими средствами для дистанционной работы не такая критичная. 84% учителей говорят о том, что имеют техническую возможность работать на образовательных платформах, 22% используют школьное оборудование (рисунок 7).

Ученики, по мнению педагогов, техникой обеспечены гораздо хуже. Только 38% из них имеют возможность выполнять домашние задания на образовательных онлайн-платформах (рисунок 8).

Результаты представленного опроса учителей позволили оценить, как учителя организуют работу в дистанционном режиме и с какими трудностями они сталкиваются. В зоне риска оказались, прежде всего, сельские школы и школы, находящиеся в малых и средних городах: возможности учителей и детей в части технического оснащения там намного ниже, чем в более крупных городах.

Наличие оборудования для проведения

видеоконференций

56

Наличие оборудования для проведения

видеоконференций

11

Наличие оборудования для проведения

аудиоконференций

Возможность работать на образовательных платформах

61

84

Наличие оборудования для проведения

аудиоконференций

Выполнение домашних заданий на

образовательных платформах

21

38

Рисунок 7. Оснащение техническими устройствами (учителя)

Рисунок 8. Оснащение техническими устройствами (обучающиеся)

Учитывая низкую техническую готовность к дистанционному обучению, более 80% родителей оказались вовлечены в данный процесс согласно результатам исследования [3], при этом более половины опрошенных отметили, что им приходилось периодически помогать ребенку с учебой, но это не занимало много времени, треть родителей утверждали, что им приходилось заниматься с ребенком постоянно и полностью погружаться в учебный процесс.

Результаты исследования [3] показали, что в случаях, когда дети постоянно сталкивались с трудностями, 36% школьников обращались за советом к педагогу и 35% к родителям. Родители оказались не готовы к роли фасилитаторов учебного процесса на дому не только технически, но и с точки зрения внутренних психологических ресурсов [2].

Именно поэтому среди родителей сложилось четкое представление об основных отрицательных сторонах дистанционного обучения [3]: снижение качества обучения -65%, отсутствие удобной платформы - 50%, полное перекладывание ответственности за процесс учебы на родителей - 45%. 38% респондентов отметили, что им было некогда заниматься уроками с детьми из за работы, еще 34% пожаловались на отсутствие понятных инструкций, 30% сослались на отсутствие компьютера для занятий дома.

Сам формат дистанционного обучения вызывал у родителей сомнения: 67% опрошенных были убеждены, что он не так эффективен, как очные занятия в школе, при этом 60% родителей отметили, что им в целом нравится, как ведутся онлайн-уроки.

Среди плюсов обучения дома родители упомянули безопасность ввиду угрозу ко-ронавирусной инфекции (56%), выбор удобного графика (39%), лучшее питание (34%). Кроме того, 34% считают, что так дети учатся самостоятельности.

При этом очевидным плюсом сложившейся ситуации явилось то, что родители лучше узнали своих детей - как они учатся, мыслят, справляются со школьными заданиями, ближе узнали учителей своих детей, научились лучше понимать их подходы и требования, а дети и педагоги получили хорошую практику серьезной работы с современными цифровыми технологиями, увидели недостатки в своих цифровых компетенциях

[3].

Большинство детей все таки оказались сторонниками традиционных форм образования, в дистанционном режиме лишь каждый пятый школьник (21%) увидел для себя новые возможности, ему было интересно попробовать учиться по другому. При этом шесть из десяти детей остались уверены, что учиться в классе интереснее, чем в онлайне, но для 40% ребят удаленное обучение оказалось психологически более комфортным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ограничение очного обучения в условиях распространения коронавирусной инфекции способствовала активному развитию дистанционного обучения, освоению новых цифровых технологий и средств коммуникации всеми участниками образовательных отношений.

Несмотря на предпочтение современного поколения традиционного обучения новому цифровому образованию, традиционных уроков и классических учебных материалов новым электронным ресурсам, а также низкую оценку квалификации педагогов, полученную от обучающихся, в период вынужденного ограничения и обучающимся, и педагогам, и родителям пришлось перестроиться под дистанционное обучение в условиях низкой готовности к такому быстрому переходу.

При этом главным выводом явилось то, что даже те учителя, которые до массового перехода на дистанционное обучение не обладали высоким уровнем компьютерной грамотности, довольно быстро сориентировались и освоили новые формы коммуникации со своими обучающимися. Наиболее сложным эпизодом во время дистанционного периода явились видеоуроки в режиме онлайн (3/4 опрошенных учителей не проводили видеоуроки в период дистанционного обучения), а также возможности онлайн-коммуникации с обучающимися, подбор и организация обучения на образовательной платформе.

Основными барьерами для развития дистанционного обучения в период изоляции

стали:

- недостаточное техническое оснащение как школы в целом, так и домашних условий в частности, низкая квалификация педагогов и недостаточное количество технических ресурсов у обучающихся, пригодных для обучения на дому;

- низкая психологическая готовность всех участников образовательных отношений к неожиданным переменам в традиционном укладе, организации обучения в новом формате.

Несмотря на большую приверженность детей цифровым технологиям, большинство из них не представляли свою школу будущего вне традиционного формата с живыми общением. Смена привычных практик преподавания и работы с детьми стала стрессом для всех участников образовательного процесса, у педагогов и обучающихся серьезно возросла рабочая нагрузка, а родители оказались не готовы к роли фасилитаторов учебного процесса на дому не только технически, но и с точки зрения внутренних психологических ресурсов.

Общими усилиями учителей, родителей и детей с помощью дистанта удалось не только закончить учебный год, но и сохранить общение друг с другом. По мере освоения дистанта дети и родители начали расширять свое образовательное пространство, посещать онлайн-кружки и секции, общешкольные и классные мероприятия и даже участвовать в спортивных состязаниях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д.И. Сапрыкина, А.А. Волохович. - Москва : НИУ ВШЭ, 2020. -. URL : https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/368265542.pdf (дата обращения: 13.08.2020).

2. Солдатова, Г. Классическая школа и немного онлайна / Г. Солдатова // Дети в информационном обществе. - 2020. - № 1 (32). - С. 16-25.

3. Толстихина, А. Объединяющий дистант // Дети в информационном обществе. - 2020. -№ 1 (32). - С. 30-45

REFERENCES

1. Saprykina, D.I., Volokhovich, A.A. (2020), Problems of transition to distance learning in the Russian Federation through the eyes of teachers, Higher School of Economics, Moscow, available at: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/368265542.pdf.

2. Soldatova, G. (2020), "Classic School and a Little Online", Children in the Information Society, Vol. 1 (32), pp. 16-25.

3. Tolstikhina, A. (2020), "Uniting distance", Children in the information society, Vol. 1 (32), pp. 30-45.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.08.2020

УДК 373

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты развития цифровой грамотности и цифровых навыков современного педагога в условиях активного перехода к цифровому образованию. Рассматриваются требования цифровизации образования, основные виды цифровых навыков и компоненты цифровой грамотности педагога: информационная, компьютерная, коммуникативная грамотность, а также медиаграмотность и отношение к технологическим инновациям. Приводятся результаты национального исследования цифровой грамотности педагогов в сравнении с другими социальными группами населения, обобщены профессиональные дефициты и направления для профессионального развития.

Ключевые слова: цифровизация образования, педагог, цифровая грамотность, цифровые навыки, профессиональные дефициты, профессиональное развитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p156-160

DIGITAL FLUENCY AND DIGITAL SKILLS OF MODERN TEACHER

Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Leningrad Regional Institute of Education Development, St. Petersburg

Abstract

In the article the main aspects of the development of digital fluency and digital skills of the modern teacher in the context of the active transition to digital education are considered. The study examines the key requirements of digitalization of education, the main types of digital skills and components of the teacher' digital fluency (information, computer, communication fluency, as well as media fluency and attitude to technological innovations). The results of the national study of digital fluency of teachers in comparison with other social groups of the population are presented; professional deficits and directions for professional development are summarized.

Keywords: digitalization of education, teacher, digital fluency, digital skills, professional deficits, professional development.

Развитие и внедрение концептуальных положений, обеспечивающих повышение технологичности и гибкости образования, а также интереса и мотивации обучающихся, предъявляет повышенные требования ко всему педагогическому сообществу, требует овладения новыми профессиональными компетенциями и навыками, уверенного владе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.