DOI 10.24411/2076-1503-2020-10344 МОРОЗОВ Александр Владимирович,
главный научный сотрудник НИЦ-2, ФКУ «НИИ ФСИН России» e-mail: [email protected]
ТЕРЕЩЕНКО Андрей Юрьевич,
генеральный директор ООО «Рысич» e-mail: [email protected]
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, обусловленные всё более широким внедрением в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий; особый акцент сделан на специфику использования дистанционного формата обучения в условиях пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией, в связи с чем проведён анализ имеющейся на сегодняшний день нормативно-правовой базы, регулирующей использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе; авторами отмечаются основные затруднения, выявленные в условиях вынужденного дистанционного обучения при коронавирусной пандемии в Российской Федерации, а также предлагаются конкретные меры, необходимые для успешной реализации программ безопасной цифровой образовательной среды в образовательном процессе.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, правовое регулирование, образовательные программы, цифровая образовательная среда, коронавирусная инфекция, ограниченные возможности здоровья, педагогический состав, образовательные стандарты, дистанционный формат обучения.
MOROZOVAlexander Vladimirovich,
chief researcher of SIC-2, Research Institute of the
Federal Penitentiary Service of Russia
TERESHCHENKO Andrey Yur'evich,
The General Director of open company "Rusich"
DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES AND THEIR LEGAL REGULATION
Annotation. The article discusses issues arising from the increasingly widespread introduction in educational process of distance learning techniques; particular emphasis is placed on the specific use of distance learning in the context of a pandemic caused by a coronavirus infection, therefore the analysis of the current regulatory framework governing the use of remote educational technologies in educational process; the authors note the main difficulties identified in the conditions of forced distance learning in the coronavirus pandemic in the Russian Federation, and also suggest specific measures necessary for the successful implementation of programs for a safe digital educational environment in the educational process.
Key words: distance education technologies, legal regulation, educational programs, digital educational environment, coronavirus infection, limited health opportunities, teaching staff, educational standards, distance learning format.
Интерес к дистанционным образовательным технологиям во всём мире возник ещё в середине прошлого века. Развивались данные технологии на протяжении всего времени от начала их возникновения, преимущественно как дополнительные к очному обу-
чению, поэтому регламентировались в малой степени: подразумевалось, что для дистанционных технологий пригодны те же стандарты, что и для очного обучения, и что не требуется значительной проработки стандартов и подготовки учеников и образовательного состава для эффективного дис-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
танционного обучения. Возможно, в связи с этим, в дальнейшем дистанционное образование столкнулось с множеством сложностей.
Изначально под дистанционными образовательными технологиями подразумевались только телевизионные лекции, а также телефонный формат общения между учеником и учителем. С развитием сети Интернет добавилась возможность реализации образовательных программ посредством образовательных сайтов и электронной почты [7]. Постепенно в информационной среде web 2.0 стали появляться масштабные открытые и локальные частные образовательные ресурсы, посвящённые изучению соответствующих специальностей, преимущественно в сферах среднего специального и высшего образования [7; 8].
Параллельно с этим также начали развиваться модели дополнительного дистанционного и смешанного образования, позволяющие получать образовательные услуги детям из отдалённых районов и детям с ограниченными возможностями здоровья [3; 10].
Внедрение дистанционных технологий и полноценной цифровой образовательной среды в общеобразовательную школьную программу столкнулось с множеством сложностей на протяжении десятилетий [16; 17].
В России дистанционные образовательные технологии в средней общеобразовательной школе применяются уже на протяжении нескольких десятилетий, однако при внедрении новых методик возникло немало сложностей [2; 9].
В настоящее время в связи с текущей ситуацией с коронавирусной инфекцией, а также с целью подготовки к будущим подобным ситуациям, связанным с различными общенациональными чрезвычайными происшествиями, дистанционные образовательные технологии становятся крайне актуальными. Страна столкнулась с необходимостью реализации на практике дистанционного обучения, к которому давно готовилась, но применение которого вскрыло серьёзные недоработки в стандартизации и подготовке к новой форме образовательного процесса. Кроме того, на повестке дня появился вопрос, обусловленный проблемой информационной безопасности личности в условиях цифрового образовательного пространства [5].
Внедрение дистанционных образовательных технологий является важным элементом Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [14], реализуемого в рамках Национального проекта «Образование», цель которого -создание возможности для полноценного цифрового обучения на всех уровнях, различных образовательных организаций, в т.ч. общеобразовательных школ, подготовки кадров и стандартов
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
процесса обучения. И вот уже в 2020 г., ко второму году работы по реализации Национального проекта, мы столкнулись с необходимостью применения на практике всех имеющихся наработок, что дало нам возможность наглядно увидеть имеющиеся недоработки.
В настоящее время в Российской Федерации действует ряд законодательных и подзаконных нормативных актов, регулирующих дистанционную образовательную среду средних общеобразовательных школ, среди которых основными являются:
• Статья 16 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020; с изм. и доп., вступившими в силу с 01.05.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [19], где регламентируются понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также основные направления подхода к дистанционному и смешанному обучению в школах в РФ;
• Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [11], где отдельно декларируется возможность образовательных организаций часть учебных курсов переводить в онлайн-формат вплоть до полного отсутствия очных занятий с непосредственным контактом ученика с преподавателем;
• Приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [12], где описываются особенности временного перехода школ к дистанционному обучению в условиях пандемии коронавирусной инфекции, а также возможность доступа к бесплатным образовательным ресурсам;
• Приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории
Российской Федерации» [13], где описывается необходимость перехода на дистанционную форму обучения, как на безопасную альтернативу очной образовательной программе в условиях пандемии коронавирусной инфекции.
Следует, однако, заметить, что фактически не разработаны стандарты дистанционного обучения в школе [1; 7], педагогический состав не подготовлен к реализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов в условиях дистанционного обучения, не подготовлена также система контроля результатов процесса обучения, сдачи государственных экзаменов в условиях дистанционного обучения.
Отделы образования и школы вынуждены буквально «на лету» адаптировать образовательные стандарты под условия дистанционного обучения, что, зачастую, вызывает серьёзные затруднения. На практике это вылилось в вынужденную задержку сдачи Всероссийских проверочных работ, Основных государственных экзаменов и Единых государственных экзаменов; а также в широкий набор затруднений, связанных с непосредственным процессом обучения.
В связи с изложенным выше, хотелось бы отметить следующие основные затруднения, выявленные в условиях вынужденного дистанционного обучения при коронавирусной пандемии в Российской Федерации:
• отсутствие единых и стандартизованных приложений для голосовой и видеосвязи, позволяющих проводить онлайн-видеоуроки, разработанных в России и являющихся простыми, доступными и понятными для всех школ, учеников и учителей в рамках образовательного процесса. Учителя и ученики вынуждены пользоваться открытыми приложениями, что вызывает проблемы как технического характера, сложности подключения, сложности безопасности, поскольку приложения имеют открытый формат и зачастую к конференциям могут подключаться любые желающие, так и проблемы вероятной утечки личных данных учеников и учителей, которые хранятся на серверах компаний - владельцев приложений;
• отсутствие открытых бесплатных единых и стандартизованных материалов для дистанционного обучения высокого качества, которые бы позволяли ученикам проходить полноценное обучение. Несмотря на наличие единых государственных и открытых платформ дистанционных уроков практически по всем предметам, для учеников и учителей их оказалось недостаточно, и на практике ими не пользуются по различным причинам. Здесь «на выручку» пришли ряд разработанных на территории России платных дистанционных образовательных платформ, которые предоставили школам - ученикам и учителям времен-
ный бесплатный доступ к учебным материалам: Uchi.ru, Yaklass.ru, foxford.ru и многие др. Однако стоит отметить, что обучение на данных платформах в целом платное, и в итоге по факту родители школьников вынуждены частично оплачивать обучение на данных платформах для того, чтобы продолжать дистанционный формат образования в школе было достаточно удобно для ученика;
• отсутствие полноценной подготовки педагогического состава к дистанционному формату обучения. Учителя вынуждены по своему усмотрению использовать приёмы из очного и дистанционного обучения вперемешку: где-то сохраняется строгое время уроков, где-то задания можно выполнять в течение всей недели. Где-то материалы изучаются в том же линейном порядке, что и в очном режиме, а где-то учителя применяют техники обратного урока или модульное обучение. Затруднительно говорить о реальной эффективности подобного обучения до подведения полноценных итогов, но однозначно можно сделать вывод о необходимости более тщательной разработки соответствующих стандартов обучения. Практически полностью отсутствуют интерактивные занятия, которые необходимы для сохранения качества образовательного процесса в условиях дистанционного обучения;
• отсутствие разработанных стандартов дистанционного обучения физической культуре, технологии и ещё ряду других предметов, которые во многих школах превратились в полностью теоретические предметы без практической составляющей;
• отсутствие полноценной подготовки учеников и родителей к дистанционному формату обучения. В особенности, это касается младшей школы, где родители вынуждены не просто участвовать в образовательном процессе, но и вследствие отсутствия подготовки учеников по информатике объяснять, как вообще возможно участвовать в подобных уроках.
Цифровая образовательная среда - это не просто образовательный процесс, это целая социокультурная среда обучения, функционирующая на основе цифровых технологий, как очных, так и дистанционных [6]. На основе вышесказанного подведём некоторые промежуточные итоги уязвимости цифровой образовательной среды в Российской Федерации и возможные пути их исправления.
Как указано в проекте «Цифровая образовательная среда» [14], важными элементами результата подготовки образовательного процесса нового времени является свободный доступ к онлайн-программам, повышающим уровень мобильности обучения, однако дистанционное обучение в значительной степени рассматрива-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
ется лишь для высшей школы. В то время как практически не упоминается необходимость обеспечения возможности дистанционного обучения и для школьников младшей и средней общеобразовательной школы, с необходимостью подготовки которого образовательная система столкнулась на практике. В связи с чем, на наш взгляд, требуется доработка цифровой образовательной среды, с учётом важности обеспечения непрерывного образования школьников в условиях вынужденного дистанционного формата обучения.
До 2020 г. в значительной степени стандарты дистанционного обучения разрабатывались с учётом инклюзивного характера этих занятий, для отдельных учеников, по определённым обстоятельствам, но практически не учитывалась возможность вынужденного перехода на дистанционный формат обучения для учеников всех школ на всех уровнях обучения.
Введение карантинных мер в отношении школ и перевод их на дистанционный формат выявило, что для успешной реализации программ безопасной цифровой образовательной среды необходимо:
• разработать стандарты дистанционного обучения с применением соответствующих технологий в отсутствие очных занятий для всех уровней образовательного процесса;
• разработать стандарты контроля знаний в условиях дистанционного обучения и невозможности очного посещения экзаменов;
• разработать стандарты и произвести дополнительную разработку приложений, обеспечивающих учителям и ученикам своевременный, удобный и безопасный доступ к онлайн-урокам;
• разработать стандарты и произвести дополнительную разработку единых образовательных ресурсов онлайн-учебных материалов, достаточных для дополнительной самостоятельной подготовки ученикам в условиях отсутствия очных занятий, а также в помощь учителям при подготовке собственных онлайн-уроков для класса;
• произвести подготовку педагогического состава как технического характера для повышения качества ведения дистанционного урока, так и образовательного характера для понимания особенностей дистанционного формата обучения [4];
• разработать стандарты уроков информатики с начальных классов общеобразовательной школы таким образом, чтобы ученики оказывались способны участвовать в дистанционных уроках в случае необходимости, а также в качестве дополнительного средства получения знаний в условиях обычного обучения. Подобные уроки также должны способствовать повышению общего уровня грамотности пользования техническими
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
средствами - компьютером, планшетом, смартфоном с образовательными, а не игровыми целями;
• разработать стандарты дистанционного цифрового обучения как здоровьесберегающей деятельности с эффективным применением учебных материалов [3; 8];
• разработать стандарты цифровой образовательной среды средних общеобразовательных заведений, объединяющей в себе весь вышеперечисленный спектр необходимых материалов и инструментов для решения задач, возникающих в процессе обучения у чиновников от образования, учителей, учеников и их родителей, среды, позволяющей эффективное взаимодействие друг с другом всех участников образовательного процесса как единого целого;
• модифицировать образовательные стандарты средней общеобразовательной школы с учётом возможного применения дистанционных технологий как в качестве дополнительного инструмента подготовки школьника, так и в качестве временного основного метода обучения в условиях чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий и иных причин непреодолимого характера [18];
• учесть изменение роли ученика и учителя в условиях дистанционного обучения в общеобразовательной школе [15];
• произвести стратегическое планирование и общенациональную подготовку и тестирование дистанционного образовательного процесса в средних общеобразовательных школах для выявления возможных затруднений в случае повторения ситуации, вызванной в 2020 г. пандемией коронавирусной инфекции. Образовательная система должна быть готова к подобным событиям в будущем.
Резюмируя всё вышеизложенное, считаем необходимым акцентировать внимание на всё более широком внедрении дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс на всех, без исключения, уровнях образования. Вместе с тем, следует отметить, что использование дистанционного формата обучения в условиях пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией, наглядно продемонстрировало отсутствие отечественных адекватных качественных дистанционных цифровых технологий и платформ для их реализации, в связи с чем целесообразно принять вполне определённые меры, необходимые для успешной реализации дистанционных программ в условиях безопасной цифровой образовательной среды, согласовав с этой целью ряд принципиальных поправок в действующем нормативно-правовом поле.
Список литературы:
[1] Гиль А.В., Морозов А.В. От информатизации к цифровизации образовательного процесса // Образование и право. - 2019. - № 12. - С. 129 -135.
[2] Морозов А.В. Дистанционное обучение и его обеспечение в системе современного образования в России // В сб.: Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Елец: ЕГУ, 2014. - С. 257 - 261.
[3] Морозов А.В. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном и дистанционном образовании при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - Т. 8. - 2016. - С. 1 - 5.
[4] Морозов А.В. Особенности управленческой деятельности современного руководителя образовательной организации. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. - 178 с.
[5] Морозов А.В. Проблема информационной безопасности личности в условиях цифрового образовательного пространства // Уч. зап. ИУО РАО. - 2018. - № 4 (68). - С. 90 - 94.
[6] Морозов А.В., Низовцев А.Ю. Теоретические аспекты проблемы довузовской математической подготовки старшеклассников // Управление образованием: теория и практика. - 2019. - № 4 (36). - С. 23 - 30.
[7] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Изменения в формате дистанционного обучения в средней общеобразовательной школе: сложности и перспективы // Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества: сб. ст. Всеросс. науч.-практ. интернет-конф. - Н. Новгород: Мининский ун-т, 2017. - С. 130 - 134.
[8] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Специфика здоровьесберегающей деятельности в современных образовательных учреждениях, использующих дистанционную форму обучения // В сб.: Экологическая педагогика и психология здоровья: проблемы, перспективы развития: материалы Ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. -USA: Primedia E-launch LLC, 2014. - С. 127 - 130.
[9] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Необходимость и особенности интеграции дополнительных образовательных ресурсов средней школы // Информатизация образования - 2017: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЧГПУ, 2017. - С. 205 - 209.
[10] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Смешанное обучение в общеобразовательной школе: сб. тезисов к конференции «Евразийское пространство: приоритеты социально-экономического развития». - М.: ЕАОИ, 2013. - C. 402 - 405.
[11] Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=278297 (дата обращения: 30.04.2020).
[12] Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 г. № 103 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=348150 (дата обращения: 30.04.2020).
[13] Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 г. № 104 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_348249/ (дата обращения: 30.04.2020).
[14] Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» по Национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://edu-frn.spb.ru/ files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpm O6sd33.pdf (дата обращения: 30.04.2020).
[15] Терещенко А.Ю. Изменение роли учащегося в современном образовательном процессе // Уч. зап. «ИУО РАО». - 2017. - № 4. - С. 155 - 157.
[16] Терещенко А.Ю. Особенности подготовки педагогического состава общеобразовательных школ по математике, физике и химии при использовании методик смешанного и дистанционного обучения // Уч. зап. «ИУО РАО». - 2016. -№ 3. - С. 127 - 135.
[17] Терещенко А.Ю. Особенности подготовки учителей общеобразовательных школ по математике, физике и химии при использовании методик смешанного и дистанционного обучения // Уч. зап. «ИУО РАО». - 2016. - № 4. - С. 135 -141.
[18] Терещенко А.Ю. Развитие компетенций старшеклассника в условиях смешанного обучения с использованием технологий дистанционного образования: сб. ст. «Актуальные проблемы государственного, регионального и муниципального управления: теория, аналитика, практика». -Оренбург, 2016. - С. 76 - 79.
[19] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 30.04.2020).
Spisok literatury:
[1] Gil' A.V., Morozov A.V. Ot informatizacii k cifrovizacii obrazovatel'nogo processa // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 12. - S. 129 - 135.
[2] Morozov A.V. Distancionnoe obuchenie i ego obespechenie v sisteme sovremennogo obra-zovaniya v Rossii // V sb.: Informacionnye tekhnologii v obespechenii federal'nyh gosudarstvennyh obrazo-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
vatel'nyh standartov: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Elec: EGU, 2014. - S. 257 - 261.
[3] Morozov A.V. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v inklyuzivnom i distancionnom obrazova-nii pri obuchenii lic s ogranichennymi vozmozhnost-yami zdorov'ya // Koncept. - T. 8. - 2016. - S. 1 - 5.
[4] Morozov A.V. Osobennosti upravlencheskoj deyatel'nosti sovremennogo rukovoditelya obrazova-tel'noj organizacii. - M.: FGBNU «IUO RAO», 2017.
- 178 s.
[5] Morozov A.V. Problema informacionnoj bez-opasnosti lichnosti v usloviyah cifrovogo obrazova-tel'nogo prostranstva // Uch. zap. IUO RAO. - 2018.
- № 4 (68). - S. 90 - 94.
[6] Morozov A.V., Nizovcev A.Yu. Teoreticheskie aspekty problemy dovuzovskoj matematicheskoj podgotovki starsheklassnikov // Upravlenie obra-zovaniem: teoriya i praktika. - 2019. - № 4 (36). - S. 23 - 30.
[7] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Izme-neniya v formate distancionnogo obucheniya v sred-nej obshcheobrazovatel'noj shkole: slozhnosti i pers-pektivy // Prepodavanie informatiki i informacionnyh tekhnologij v usloviyah razvitiya informacionnogo obshchestva: sb. st. Vseross. nauch.-prakt. inter-net-konf. - N. Novgorod: Mininskij un-t, 2017. - S. 130 - 134.
[8] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Specifika zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti v sovremen-nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah, ispol'zuyush-chih distancionnuyu formu obucheniya // V sb.: Eko-logicheskaya pedagogika i psihologiya zdorov'ya: problemy, perspektivy razvitiya: materialy Ezhegod-noj Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - USA: Primedia E-launch LLC, 2014. - S. 127 - 130.
[9] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Neob-hodimost' i osobennosti integracii dopolnitel'nyh obrazovatel'nyh resursov srednej shkoly // Informa-tizaciya obrazovaniya - 2017: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Cheboksary: ChGPU, 2017. - S. 205 - 209.
[10] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Sme-shannoe obuchenie v obshcheobrazovatel'noj shkole: sb. tezisov k konferencii «Evrazijskoe prostranstvo: prioritety social'no-ekonomicheskogo razvitiya». -M.: EAOI, 2013. - C. 402 - 405.
[11] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 23.08.2017 g. № 816 [Elektronnyj resurs] URL: https://www.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-doc&base=LAW&n=278297 (data obrashcheniya: 30.04.2020).
[12] Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 17.03.2020 g. № 103 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-doc&base=LAW&n=348150 (data obrashcheniya: 30.04.2020).
[13] Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 17.03.2020 g. № 104 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_348249/ (data obrashcheniya: 30.04.2020).
[14] Pasport federal'nogo proekta «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda» po Nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07.12.2018 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1 BC-saWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf (data obrashcheniya: 30.04.2020).
[15] Tereshchenko A.Yu. Izmenenie roli uchash-chegosya v sovremennom obrazovatel'nom processe // Uch. zap. «IUO RAO». - 2017. - № 4. - S. 155 -157.
[16] Tereshchenko A.Yu. Osobennosti podgot-ovki pedagogicheskogo sostava obshcheobrazova-tel'nyh shkol po matematike, fizike i himii pri ispol'zovanii metodik smeshannogo i distancionnogo obucheniya // Uch. zap. «IUO RAO». - 2016. - № 3.
- S. 127 - 135.
[17] Tereshchenko A.Yu. Osobennosti podgotovki uchitelej obshcheobrazovatel'nyh shkol po matematike, fizike i himii pri ispol'zovanii metodik smeshannogo i distancionnogo obucheniya // Uch. zap. «IUO RAO». - 2016. - № 4. - S. 135 - 141.
[18] Tereshchenko A.Yu. Razvitie kompetencij starsheklassnika v usloviyah smeshannogo obucheniya s ispol'zovaniem tekhnologij distancionnogo obrazovaniya: sb. st. «Aktual'nye problemy gosu-darstvennogo, regional'nogo i municipal'nogo uprav-leniya: teoriya, analitika, praktika». - Orenburg, 2016.
- S. 76 - 79.
[19] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (red. ot 01.03.2020) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://kremlin. ru/acts/bank/36698 (data obrashcheniya: 30.04.2020).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020