Рис. З.Значимостьактивныхметодовприизучениипожарнойбезопасностинауроках ОБЖ в школе (мнение учителей и студентов, прошедших практику)
методы более значимыми, другие40%не видят особой разницы,20% отдают предпочтение традиционным методам. При этом те и другие не считают активные методы при изучении пожзрао^езопаедоснрадочиоыми.
Таким образом, про%едёыдавнамитестюровоние покааы%4зднеоото%ые различия студентов и опытных учителей в выборе методов обучения. Это отража-
Библиографический список
ется в спектре используемых активных методов обучения, оценке их значимости по сравнению с традиционными методами. Однако не стоит забывать о том, что в связи со спецификой детской психики, большей остротой восприятия, использование активных методов при изучении пожарной безопасности возможно далеко не для всех тем.
1. Статистика пожаров. Availableat: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpozharanet.com%2Fpozhar%2Fstatistika-pozharov.html
2. Курьянов М.А., Половцев В.С. Активные методы обучения: методическое пособие. Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011.
3. О пожарной безопасности. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (последняя редакция). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5438/
4. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство УрГПУ 2009.
5. Свидзинская ГБ., Свидзинская А.С. Особенности использования активных методов обучения на предметах химического цикла в вузах МЧС России. Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2016; № 3: 114 - 121.
6. Рондырев-Ильинский В.Б., Малыгина Е.А. Применение активных методов обучения при подготовке добровольных пожарных. Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2014; № 2: 118 - 124.
7. Поспелов И.Г Имитационные активные методы обучения на уроках ОБЖ как способ формирования предметных результатов, обучающихся 8-х классов. Тенденции развития образования:педагог, образовательнаяорганизация, общество.2019; Чебоксары:Издательский дом «Среда», 2019: 359 - 361.
References
1. Statistika pozharov. Available at: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpozharanet.com%2Fpozhar%2Fstatistika-pozharov.html
2. Kur'yanov M.A., Polovcev V.S. Aktivnye metody obucheniya: metodicheskoe posobie. Tambov: Izdatel'stvo FGBOU VPO «TGTU», 2011.
3. O pozharnoj bezopasnosti. Federal'nyj zakon ot 21.12.1994 № 69-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/
4. Mel'nikova N.F. Teoriya i metodika obucheniya bezopasnostizhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo UrGPU, 2009.
5. Svidzinskaya G.B., Svidzinskaya A.S. Osobennosti ispol'zovaniya aktivnyh metodov obucheniya na predmetah himicheskogo cikla v vuzah MChS Rossii. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii. 2016; № 3: 114 - 121.
6. Rondyrev-Il'inskij V.B., Malygina E.A. Primenenie aktivnyh metodov obucheniya pri podgotovke dobrovol'nyh pozharnyh. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii. 2014; № 2: 118 - 124.
7. Pospelov I.G. Imitacionnye aktivnye metody obucheniya na urokah OBZh kak sposob formirovaniya predmetnyh rezul'tatov, obuchayuschihsya 8-h klassov. Tendenciirazvitiya obrazovaniya: pedagog, obrazovatel'naya organizaciya, obschestvo. 2019; Cheboksary: Izdatel'skij dom «Sreda», 2019: 359 - 361.
Статья поступила в редакцию 03.02.20
УДК 378.2
Vezirov T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Teachers' University, Dagestan Institute for Educational Development
(Makhachkal, Russia), E-mail: [email protected]
Rashidova Z.D., senior teacher, Dagestan State University of National Economy (Makhachkal, Russia), E-mail: [email protected]
DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR TEACHING BACHELORS IN LINGUISTICS. The article presents ananalysis of modern approaches to a concept of "digital educational environment", in which the formation of digital competence is carried out among modern students - future bachelors in linguistics. Special attention is paid to the features of professional training, as well as the requirements for future professionals in the field of digital technologies in professional activities. Influenced by the element of the digital educational environment, students' mental activity is being revitalized. The authors conclude that the use of different forms, methods and tools in the digital educational environment in the study of information technology contributes to personal changes in future bachelor-linguists, increases motivation to study discipline, there is an increase in the practical skills of using ICT, which are so necessary in their future professional activities.
Key words: digital educational environment, digital competence, digital technologies, students, bachelors-linguists, competences, digital society, professional education, education system, digital resources.
Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
Дагестанский институт развития образования, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ЗД. Рашидоеа, ст. преп., ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-ЛИНГВИСТОВ
В статье представлен анализ современных подходов к понятию «цифровая образовательная среда», в условиях которой у современных студентов -будущих бакалавров-лингвистов осуществляется формирование цифровой компетентности. Большое внимание уделено рассмотрению особенностей профессиональной подготовки, а также требованиям, предъявляемым к будущим специалистам в сфере применения цифровых технологий в профессиональной деятельности. Авторы делают вывод о том, что использование различных форм, методов и средств в цифровой образовательной среды при изучении информационных технологий способствует личностным изменениям у будущих бакалавров-лингвистов, повышается мотивация к изучению дисциплины, происходит рост практических навыков использования ИКТ, которые так необходимы в их будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровая компетентность, цифровые технологии, студенты, бакалавры-лингвисты, компетенции, цифровое общество, профессиональное образование, система образования, цифровые ресурсы.
Характерной особенностью современной трансформации общества является изменение отношения к образованию, признание его ключевым компонентом в системе мероприятий, обеспечивающих развитие человека, общества, государства. В приоритетном проекте в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» от 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы одной из наиболее важных задач, которые на сегодняшний день решаются современной системой высшего образования, является подготовка не просто высококвалифицированного специалиста, но и профессионала, отвечающего требованиям цифровой экономики, «цифрового сообщества» и современного рынка труда [1 - 11]. Решение вышеуказанных задач во многом зависит не только от образовательной организации, но и от самого студента, от уровня сформированности у него компетенций, прописанных во ФГОС ВО по каждому направлению подготовки [12].
В общих чертах характеристику цифровой образовательной среды дал в своём выступлении на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 г мэр г Москвы С.С. Собянин, отметив, что «следующий этап информатизации образования - это внедрение новых информационных технологий, новой материальной базы, но, пожалуй, даже не это главное, а главное - единая образовательная среда, то, чем мы занимаемся сейчас активно с Министерством образования, так, чтобы каждый учитель мог иметь у себя электронный план ведения конкретного урока с методическими пособиями, с лучшими вариантами проведения данного урока, с созданием единой информационной базы и очень качественного контента» [1].
Единого определения «цифровая образовательная среда» не существует, в научно-педагогической литературе данное понятие определяется по-разному. Например, Кушнир М.Э. дает следующее определение: «Цифровая образовательная среда (ЦОС) - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса» [5]. И.Ю. Травкин определяет цифровую образовательную среду как набор образовательных интерфейсов цифрового мира [11]. А.В. Морозов понимает под цифровой образовательной средой совокупность цифровых образовательных ресурсов, средств и технологий, обеспечивающих образовательный процесс в условиях цифровизации [7].
Назначение цифровой образовательной среды определяется самой спецификой цифровых технологий и заключается в раскрытии и развитии способностей и потенциальных возможностей индивида к творческой инициативе, формирование определенных личностных качеств, создании условий для самостоятельной познавательной деятельности студентов, автоматизации процесса обработки результатов обучения. При осуществлении учебного процесса посредством цифровой образовательной среды предусматривается и возникает разнотипное информационно-содержательное учебное взаимодействие студентов с элементами образовательной среды. При этом педагогическое взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий сторон, которые выступают в позиции субъектов. Взаимодействие, в сравнении с коммуникацией, включает не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, благодаря чему возможна реализация определенной деятельности, достижения поставленной цели. И если в традиционной дидактике взаимодействие между преподавателем и студентом носит дискретный, линейный характер, то в цифровой образовательной среде студент погружается в созданную ситуацию и получает возможность трансформировать ее, т.е. данная образовательная среда характеризуется системой полисенсорного восприятия и интерпретаций, которые не ограничиваются физическим пространством и материалами.
В свою очередь, от эффективности взаимодействия напрямую зависит качество цифровой образовательной среды. А поскольку под качеством образования понимают отражение степени соответствия реально полученных образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, то вопрос качества образовательной среды становится одним из самих актуальных вопросов нашего времени, поскольку от него зависит качество образования. В нашем исследовании мы рассматриваем цифровую образовательную среду как условие подготовки бакалавров-лингвистов, где основной составляющей выступают цифровые технологии.
Цифровые технологии в образовании - это способ организации современной образовательной среды, основанный на цифровых технологиях. Как отмечалось на Петербургском международном экономическом форуме (Санкт-Петербург, 2017) в настоящее время дефицит специалистов в сфере цифровых технологий составляет порядка 1 млн человек в год [9]. Поэтому одной из задач программы «Цифровая экономика Российской Федерации» является переход к новому технологическому укладу, который позволит решить проблему подготовки специалистов для высокотехнологичных производств [10].
Расширение использования цифровых технологий вызывает повышение спроса на новые цифровые навыки по следующим направлениям:
- приобретение общих навыков в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для получения доступа к информации в Интернете;
- потребность в профессиональных навыках для производства и услуг
ИКТ.
- повышение спроса на комплементарные ИКТ-навыки, поддерживающие выполнение новых задач, связанных с использованием ИКТ в профессиональной деятельности.
Работающие в цифровой экономике, как отмечают авторы статьи «Навыки в цифровой экономике вызовы системы образования» [12], должны иметь возможность создавать и обрабатывать сложную информацию, уметь выявлять и решать реальные проблемы цифрового мира.
Особенности изучения цифровых технологий определяют специфические возможности цифровой образовательной среды в процессе обучения будущих бакалавров-лингвистов.
Вместе с тем, рассматривая особенности профессиональной подготовки бакалавров в области лингвистики, следует отметить, что владение цифровыми технологиями имеет большое значение в их будущей профессиональной деятельности, как и во многих других отраслях.
Сегодня к будущим бакалаврам в области лингвистики предъявляются достаточно высокие требования в сфере применения цифровых технологий в профессиональной деятельности.
Такие требования отражены в ФГОС ВО (уровень бакалавриата) по направлению подготовки 45.03.02 - «Лингвистика». К таким требованиям относятся следующие: формирование общепрофессиональных компетенций (ОПК-11, ОПК-12, ОПК-13, ОПК-14), профессиональных компетенций (ПК-8, ПК-11, ПК-19, ПК-21, ПК-22), а также наличие в вузе высокотехнологичной электронной информационно-образовательной среды.
В этой связи мы считаем целесообразным формировать компетенции у студентов в условиях цифровой образовательной среды:
- во-первых, это помогает будущим бакалаврам глубже изучить и получить более высокий уровень знаний по дисциплинам;
- во-вторых, способствует повышению мотивации;
- в-третьих, формирует у студентов навыки использования цифровых ресурсов для самостоятельного изучения учебных дисциплин.
Обучение будущих бакалавров-лингвистов цифровым технологиям в условиях цифровой образовательной среды имеет ряд преимуществ:
- гибкость учебного процесса - возможность организовать процесс обучения в любом месте, где есть доступ к сети Интернет;
- визуализация - возможность представить информацию в наглядном
виде;
- эффективность - значительно уменьшаются временные затраты в учебном процессе, особенно на контроль усвоения материала и взаимодействие со студентами.
На кафедре информатики Дагестанского государственного университета народного хозяйства проводится большая работа по созданию учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам, которые применяются при самостоятельной работе студентов бакалавриата. Они перерабатываются с целью усиления практической составляющей и в виде электронных учебных материалов размещаются на портале дистанционного обучения «Прометей». Учебно-методические комплексы по дисциплинам «Информационные технологии в лингвистике» и «Мультимедийные технологии», изучаемым на третьем и четвертом курсах соответственно, размещены на портале дистанционного обучения «Прометей» и включают: рабочие программы, учебные пособия, презентации по каждой лекции, инструкции к практическим работам, варианты заданий, тесты
для контроля усвоения знаний, образцы выполнения заданий. Электронная библиотека сегодня также является частью цифровой образовательной среды университета, она подключена к электронно-библиотечной системе «КнигаФонд», а также к электронно-библиотечной системе «Университетская библиотека онлайн», которые предоставляют дополнительные образовательные ресурсы по разным дисциплинам.
Цифровые компетенции студентов бакалавриата связаны с навыками эффективного пользования технологиями, и включают поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента.
Подводя итоги нашего исследования, мы можем констатировать тот факт, что формирование цифровой компетентности у студентов - будущих бакалавров-лингвистов в условиях цифровой образовательной среды будет возможным, если в процессе обучения будет реализован ряд определенных педагогических условий:
- построение образовательного процесса будет основано на компетент-ностном, личностно ориентированном подходах;
- методическое обеспечение процесса обучения будет наполнено модульными программами, цифровыми ресурсами;
Библиографический список
- готовность преподавателя к использованию цифровых образовательных ресурсов в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров-лингвистов к применению ИКТ в профессиональной деятельности [7].
Несмотря на то, что процесс обучения в условиях цифровой образовательной среды строится с опорой на цифровые ресурсы, являющиеся основой для организации, познавательная деятельность и самостоятельная работа студентов в большей степени зависят непосредственно от эффективности организации цифровой образовательной среды. Таким образом, в свете обозначенных компетентностей непосредственное влияние на студента оказывают элементы цифровой образовательной среды, происходит активизация психической деятельности и процессов, что отображается на протекании мыслительных процессов и способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности и эффективности усвоения знаний. Использование различных форм, методов и средств цифровой образовательной среды при изучении информационных технологий способствует личностным изменениям у будущих бакалавров-лингвистов, повышению мотивации к изучению дисциплины, росту практических навыков использования ИКТ, которые так необходимы в их будущей профессиональной деятельности.
1. Заседание совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54983
2. Каракозов С.Д Митрофанов К.Г Сетевая организация образования: тенденции и перспективы. Мир науки, культуры, образования. 2011; № 4-1: 180 - 182.
3. Каракозов С.Д. Уваров А.Ю. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде. Проблемы современного образования. 2016; № 2: 7 - 19.
4. Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П. и др. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования. International Journal of Open Information Technologies. 2017; № 5 (1).
5. Кушнир М.Э. Цифровая образовательная среда. Директория. Available at: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a
6. Морозов А.В. Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий. Человек и образование. 2018; № 4 (57): 105 - 110.
7. Морозов А.В., Михалева О.В. Влияние современного информационно-образовательного пространства на формирование социокультурной и межкультурной коммуникации как одна из важнейших составляющих повышения качества образования будущих бакалавров-лингвистов. Ученые записки ИУО РАО. 2017; № 3 (63): 305 - 310.
8. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Available at: http://static.government.ru/media/files/8SiL mMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf
9. Петербургский международный экономический форум - 2017. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=g5AXmgvzsxY
10. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Available at: http://static.government.ru/media/files/gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
11. Травкин И.Ю. О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли. Available at: https://funofteaching.tumblr.com/post
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень бакалавриата). Available at: www.consultant.ru
References
1. Zasedanie soveta postrategicheskomurazvitiyu iprioritetnymproektam. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54983
2. Karakozov S.D. Mitrofanov K.G. Setevaya organizaciya obrazovaniya: tendencii i perspektivy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; № 4-1: 180 - 182.
3. Karakozov S.D. Uvarov A.Yu. Uspeshnaya informatizaciya = transformaciya uchebnogo processa v cifrovoj obrazovatel'noj srede. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2016; № 2: 7 - 19.
4. Kupriyanovskij V.P., Suhomlin V.A., Dobrynin A.P. i dr. Navyki v cifrovoj 'ekonomike i vyzovy sistemy obrazovaniya. International Journal of Open Information Technologies. 2017; № 5 (1).
5. Kushnir M.'E. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda. Direktoriya. Available at: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a
6. Morozov A.V. Professional'naya podgotovka rukovoditelej sistemy obrazovaniya s ispol'zovaniem sovremennyh cifrovyh tehnologij. Chelovek i obrazovanie. 2018; № 4 (57): 105 - 110.
7. Morozov A.V., Mihaleva O.V. Vliyanie sovremennogo informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva na formirovanie sociokul'turnoj i mezhkul'turnoj kommunikacii kak odna iz vazhnejshih sostavlyayuschih povysheniya kachestva obrazovaniya buduschih bakalavrov-lingvistov. Uchenye zapiski IUO RAO. 2017; № 3 (63): 305 - 310.
8. Pasport prioritetnogo proekta "Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii'. Available at: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZb UUtmuF5lZYfTvOAG.pdf
9. Peterburgskij mezhdunarodnyj 'ekonomicheskij forum - 2017. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=g5AXmgvzsxY
10. Programma "Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii''. Available at: http://static.government.ru/media/files/gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
11. Travkin I.Yu. O cifrovoj obrazovatel'noj srede i drugie soputstvuyuschie mysli. Available at: https://funofteaching.tumblr.com/post
12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya (uroven' bakalavriata). Available at: www.consultant.ru
Статья поступила в редакцию 10.02.20
УДК 378
Kodzoevа M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF FUTURE TEACHERS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The article reveals factors and conditions in the educational space of a university that contribute to self-realization, self-development of the student's personality, self-knowledge based on pedagogical reflection, formation of professional qualities of future teachers, quality training of students for professional activities in a competitive environment. Studying the conditions and factors of the formation of the professional qualities of the future teacher, the author concludes that the teacher's reflexive processes play a big role. Created in the practical activity of teachers problem situations, problematic tasks require the teacher to find effective ways to solve them, give the correct assessment on the basis of competent analysis of themselves and other participants of the situation, to look for adequate options to solve problem situations, awareness and forecast of pedagogical actions, without losing the authority of students, colleagues and parents.
Key words: educational environment of university, professional qualities of future teacher.
ММ Кодзоева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас,
E-mail: [email protected]