Научная статья на тему 'Организация дистанционного обучения младших школьников по математике с использованием регионального компонента'

Организация дистанционного обучения младших школьников по математике с использованием регионального компонента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
региональный компонент / дистанционное обучение / математика / начальная школа / текстовые задачи / regional component / distance learning / mathematics / elementary school / text tasks.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Надежда Лукинична, Никитина Виктория Рамилевна, Трушина Светлана Владимировна

Статья посвящена особенностям организации дистанционных математических уроков. Рассматривается проблема дистанционного обучения математике. В качестве решения вопроса доказывается эффективное включение регионального компонента в уроки. В статье приводятся примеры математических задач с региональными особенностями Башкортостана на актуальную тему коронавирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенникова Надежда Лукинична, Никитина Виктория Рамилевна, Трушина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF REMOTE TRAINING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MATHEMATICS USING A REGIONAL COMPONENT

The article is devoted to the features of the organization of distance mathematical lessons. The problem of distance learning mathematics is considered. As a solution to the problem, the effective inclusion of the regional component in the lessons is proved. The article gives examples of mathematical problems with regional features of Bashkortostan on the current topic of coronavirus infection.

Текст научной работы на тему «Организация дистанционного обучения младших школьников по математике с использованием регионального компонента»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

ORGANIZATION OF REMOTE TRAINING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MATHEMATICS USING A REGIONAL

COMPONENT

УДК 372.8:51

Гребенникова Надежда Лукинична, кандидат педагогических наук, доцент Башкирский государственный университет Россия, г. Стерлитамак Никитина Виктория Рамилевна, учитель МАОУ «Лицей № 1» г. о. г. Стерлитамак Россия, г. Стерлитамак

Трушина Светлана Владимировна, учитель МАОУ «Гимназия № 4» г. о. г.

Стерлитамак Россия, г. Стерлитамак

Grebennikova Nadezhda Lukinichna [email protected]

Nikitina Victoria Ramilevna [email protected]

Trushina Svetlana Vladimirovna [email protected]

Аннотация

Статья посвящена особенностям организации дистанционных математических уроков. Рассматривается проблема дистанционного обучения математике. В качестве решения вопроса доказывается эффективное включение регионального компонента в уроки. В статье приводятся примеры математических задач с региональными особенностями Башкортостана на актуальную тему коронавирусной инфекции.

Summary

The article is devoted to the features of the organization of distance mathematical lessons. The problem of distance learning mathematics is considered. As a solution to the problem, the effective inclusion of the regional component in the lessons is proved. The article gives examples of mathematical problems with regional features of Bashkortostan on the current topic of coronavirus infection.

Ключевые слова: региональный компонент, дистанционное обучение, математика, начальная школа, текстовые задачи.

Key words: regional component, distance learning, mathematics, elementary school, text tasks.

Во всем мире на сегодняшний день в условиях распространения новой коронавирусной инфекции стремительно увеличивается роль дистанционного обучения. Именно такое обучение стало уникальной возможностью для школьников и студентов в получении и усвоении новых знаний, не выходя из дома. Несколько лет назад дистанционному обучению прочили огромное будущее и повсеместное массовое распространение [2, с. 368]. А уже сегодня это единственный актуальный, возможный вариант для обучения, обмена информацией на всех ступенях образования.

Дистанционное обучение - это взаимодействие ученика и преподавателя между собой на расстоянии, но при этом отражающее все присущие учебному процессу компоненты (содержание, средства обучения, цели, организационные формы, методы), реализуемое посредством интернет технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1, с. 16].

Достоинствами данного вида обучения в условиях карантина является обучение на расстоянии, освоение материала в индивидуальном темпе, возможность проверки усвоения знаний, оперативное общение с учителем при возникновении вопросов.

Различные образовательные электронные платформы в связи со сложившейся ситуацией предоставили свободный бесплатный доступ абсолютно для всех. Педагоги и обучающиеся могут заниматься онлайн с помощью видеоконференций посредством программ Zoom, Skype, виртуального класса на сайте «Учи.ру» для более эффективного обмена информацией, где каждый ученик может спросить, уточнить интересующий его момент. А для тех, у кого нет возможности в режиме онлайн заниматься в силу различных причин, учителями предоставляются оффлайн-уроки (видеозаписи, которые можно скачать и просмотреть в любое время).

Однако у дистанционного обучения есть и свои минусы. В первую очередь это отрицательное влияние на здоровье. Но данную проблему образовательные организации предусмотрели и установили безопасное по времени расписание, соответствующее нормам. Второй минус заключается в том, что, не смотря на свою интерактивность, электронное обучение все-таки не всегда удерживает внимание учеников, многие расслабляются из-за домашней обстановки, возможности изучить материал позже. Особенно это отражается на изучении сложных предметов. К примеру, такой дисциплиной в начальной школе выступает математика. Математика как основной предмет ни в коем случае не может быть не усвоена учениками. Таким образом, педагогу необходимо замотивировать обучающихся в освоении предмета,

найти способ привлечения интереса к математике в условиях дистанционного обучения.

Одним из таких способов является включение регионального компонента в дистанционные уроки по математике. Еще великий педагог К.Д. Ушинский, обосновавший необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, отмечал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека» [3, с. 268]. К тому же в текущее время к числу ключевых вопросов и проблем в образовании, установленных Национальной доктриной в России до 2025 года, основная роль отведена задачам обеспечения концепцией образования исторической преемственности поколений, сбережения, становления и распространения языка, государственной культуры. ФГОС НО также обозначает необходимость и важность поднятия уровня национальной культуры у подрастающего поколения, воспитание его в русле базовых ценностей нации. «Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности» [4, с. 21].

Введение в дистанционные уроки по математике материала с региональными особенностями представляет собой существенную значимость в становлении личности школьника, которая уважает, ценит и любит свою родину, ее национальные ценности, а также мотивацию к изучению предмета.

Рассмотрим примеры включения в дистанционные уроки математики региональных особенностей Республики Башкортостан в 4 классе. Самой актуальной и распространённой темой сегодня является коронавирусная инфекция (СОУГО-19), которая коснулась и Башкирии. Ученикам будет интереснее решать задачи, связанные с их родным краем, а тем более про нынешнюю ситуацию, коснувшуюся каждой семьи класса. Предлагаем Вашему вниманию примеры текстовых задач с региональным компонентом для дистанционного обучения по математике в современных условиях.

1. В столице Башкортостана по последним данным на 30 апреля 2020 года количество зараженных коронавирусом (СОУГО-19) - 274 человека, а в Стерлитамаке - 20. На сколько процентов заболевших в Уфе больше чем в Стерлитамаке?

2. В Республике Башкортостан 20 апреля было зарегистрировано 52 новых случая заражения коронавирусом, а 21 апреля - 22. Во сколько

раз приблизительно новых больных инфекцией было меньше выявлено?

3. По числу заражений COVID-19 Москва стоит на 1 месте. На 1 мая больных 57 300, а выздоровевших 5 766. Республика Башкортостан стоит на 16 месте по заболеваемости инфекцией и число заражений меньше чем в Московской области на 11 664, а выздоровлений на 5 599. Сколько зараженных коронавирусом и выздоровевших в Башкирии на 1 мая? Во сколько раз заболевших в Москве больше, чем вылечившихся? Во сколько раз заболевших в Башкортостане больше, чем вылечившихся?

Таким образом, в повышении интереса к дистанционным урокам математики помогает включение регионального компонента. Такие уроки позволяют выполнить и образовательные, и воспитательные и развивающие задачи в полной мере.

Использованные источники:

1. Мадеев, Н. Е. История развития дистанционного обучения/ Н.Е. Мадеев // Молодой ученый. - 2017. - № 21 (155). - С. 16-18.

2. Пугачев, А.С. Дистанционное обучение - способ получения образования/ А.С. Пугачев // Молодой ученый. - 2012. - № 8 (43). - С. 367-369.

3. Ушинский, К.Д. Собрание педагогических сочинений в 11 т./ К.Д. Ушинский. - М.: Академия Педагогических Наук РСФСР, 1948-1952. Том 2. - 656 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

Used sources:

1. Madeev, N.E. History of the development of distance learning / N.E. Madeev // Young scientist. - 2017. - No. 21 (155). - S. 16-18.

2. Pugachev, A.S. Distance Learning - A Method of Education / A.S. Pugachev // Young scientist. - 2012. - No. 8 (43). - S. 367-369.

3. Ushinsky, K.D. A collection of pedagogical works in 11 volumes / K.D. Ushinsky. - M.: Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1948-1952. Volume 2. - 656 p.

4. The federal state educational standard of elementary general education / M. of education and science Ros. Federation. - M .: Education, 2010 .-- 31 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.