Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
информационные технологии / дистанционное образование / IT / информационные системы. / information technology / distance education / IT / information systems.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свищёв А. В., Казарян М. А.

В условиях пандемии все организации стараются перейти на дистанционный формат взаимодействия. В данной статье будет проведено исследование эффективности внедрения в учебный процесс дистанционного образования с применением информационных систем и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF REMOTE EDUCATION USING INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGIES

In a pandemic, all organizations are trying to switch to a remote format of interaction. This article will analyze the effectiveness of the implementation of distance education in the educational process using information systems and technologies.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ»

<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#Щ&2)),2©2© / TECHNICAL science

71

УДК 004.08; 37.018.43

Свищёв А.В.,

Ассистент кафедры практической и прикладной информатики,

Казарян М.А., Студент бакалавриата, 2 курс, МИРЭА-Российский технологический университет (РТУМИРЭА), 119454, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 78, Институт информационных технологий Россия, г. Москва DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11709 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ

Svishchev A. V.,

Assistant of the Department of Practical and Applied Informatics,

Kazarian M.A., Bachelor student, 2 course,

MIREA-Russian Technological University (MIREA Russian Technical University),

78 Vernadsky Avenue, Moscow, 119454, Russia, Institute of information technology Russia, Moscow

EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF REMOTE EDUCATION USING INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGIES

Аннотация:

В условиях пандемии все организации стараются перейти на дистанционный формат взаимодействия. В данной статье будет проведено исследование эффективности внедрения в учебный процесс дистанционного образования с применением информационных систем и технологий. Abstract:

In a pandemic, all organizations are trying to switch to a remote format of interaction. This article will analyze the effectiveness of the implementation of distance education in the educational process using information systems and technologies.

Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное образование, IT, информационные системы.

Key words: information technology, distance education, IT, information systems.

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения человека. Образование предполагает приобретение совокупности знаний, умений, навыков, а также ценностных установок и компетенций. На данный момент самой распространенной системой получения образования является очное обучение. Такое обучение предполагает непосредственное посещение занятий. Но в связи с развитием технологий в последнее время набирает популярность онлайн-образование. Стоит более детально изучить такую систему.

Дистанционное образование.

Согласно источнику [1], в 1840 году Исаак Питман посредством почтовых отправлений начал обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве, став, таким образом, родоначальником первого дистанционного образовательного курса. Конечно, с тех пор многое изменилось, и на данный момент дистанционное образование - это образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий и средств.

Существует несколько способов организовать дистанционный образовательный процесс: ви-

деоконференции (обмен видеоизображением, которое сопровождает звук), аудиоконференции (обмен звуковой информацией на цифровых и аналоговых средствах связи), лекции в видеозаписи, предоставление учебных пособий, а также переписка с преподавателем, хотя данный способ является скорее вспомогательным и дополняет описанные выше способы. [2]

Стоит оговорить особенности дистанционного образования. Среди них отсутствие необходимости куда-либо ехать. Человек может учиться, не выходя из дома или офиса. Это способствует экономии времени. Важно отметить, что практически весь учебный материал студент осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Также стоит учитывать, что такой формат обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в ко-манде.[3]

Следует отметить, что необходимо для занятий в режиме дистанционного обучения. Чтобы приступить, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Следующих минимальных характери-

72 TECHNICAL SCIENCE /

стик компьютера будет достаточно: тактовая ча-

стота микропроцессора 600 МГц, 32-разряда, оперативная память 128 Мб.

Современные системы дистанционного обучения помогают организациям оперативно проводить обучение и аттестацию сотрудников, независимо от того, где эти сотрудники находятся. Чтобы выбрать подходящую СДО, в первую очередь необходимо определиться с конкретными целями, которые необходимо достичь в результате внедрения системы. Также важно четко представлять, кто, где и как будет пользоваться платформой для онлайн обучения. После этого можно переходить к поиску наиболее подходящего конкретно для вас реше-ния.[4]

На данный момент на российском рынке СДО наиболее популярными являются следующие отечественные решения: iSpring Learn, Mirapolis LMS, ShareKnowledge, Teachbase, WebTutor, Docebo, Unicraft, e.Queo, eTutoriumLMS[4].

Важно уточнить, что в связи с карантинной ситуацией в стране в связи с пандемией COVID-19, учебные заведения были вынуждены оперативно принять меры по переводу очных занятий в дистан-

ционный формат. Времени на перевод всего заведения в единую СДО практически не было, так как это предполагает изучение наиболее подходящего варианта, обучение сотрудников и обучающихся пользованию данной системой, а также создание огромного количества учетных записей. В результате на данный момент наиболее популярными вариантами организации учебного процесса являются такие информационные технологии, как Discord, Skype, Zoom, а также сайт events.webinar.ru

В рамках данного исследования был проведен опрос студентов. Было установлено, что 64% опрошенных (293 человека) считают, что наиболее удобным вариантом изучения материалов является формат изучения в свободном режиме (в удобное время, а не по расписанию). 82% (376 человек) подтвердили, что сталкивались с серьезными техническими неполадками во время подключения к системе вебинаров. 56% опрошенных (256 человек) считают, что после вынужденного перевода всего образовательного процесса в дистанционный формат материал стал усваиваться хуже в связи с плохо налаженной системой взаимодействия с преподавателем. 72% (329 человек) считают, что выросло время ожидания результатов выполненных работ.

Название диаграммы

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

свободный режим изучения метериалов наиболее удобен

часто сталкивались с серьезными техническими неполадками во время вебинаров

материал стал хуже усваиваться в связи с плохо налаженной системой взаимодействия преподавателем

возрасло время ожидания результатов выполненных работ

согласны

не согласны

Рисунок 1. Диаграмма процентного соотношения проведённого исследования

В результате данного исследования было выявлено, что система дистанционного обучения требует серьезных доработок. Необходимо дополнительно оборудовать высшие учебные заведения специальной техникой для уменьшения количества технических неполадок во время онлайн-занятий. Также стоит рассмотреть вариант предоставления выбора студентам касательно посещений онлайн-занятий - необходима возможность просматривать

занятия в записи. Система взаимодействия студентов с преподавателем в рамках дистанционного обучения требует особого внимания и доработок. Использованные источники: 1. Статья «Краткая история развития дистанционного образования» [Электронный ресурс] URL:

https://www.websoft.ru/ru/db/wb/85281100A7E9E25

<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#Щ62)),2©2© / TECHNICAL science

73

AC3256F26003E3762/doc.html (Дата обращения: 03.04.2020)

2. Статья «Какие бывают виды дистанционного образования» [Электронный ресурс] URL: https://edunews.ru/onlaj n/info/vidy-distantsionnogo -obucheniya.html (Дата обращения: 03.04.2020)

3. Статья «Плюсы и минусы дистанционного образования» [Электронный ресурс] URL:

https://moeobrazovanie.ru/plusy_i_minusy_distancion nogo_obrazovaniya.htmll (Дата обращения: 04.04.2020)

4. Статья «Обзор ТОП-9 отечественных и зарубежных СДО для корпоративного обучения» [Электронный ресурс] URL: https://lmslist.ru/sdo/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.