Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА'

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2813
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / DIGITALIZATION OF EDUCATION / TEACHER / DIGITAL FLUENCY / DIGITAL SKILLS / PROFESSIONAL DEFICITS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колыхматов Владимир Игоревич

В статье рассматриваются основные аспекты развития цифровой грамотности и цифровых навыков современного педагога в условиях активного перехода к цифровому образованию. Рассматриваются требования цифровизации образования, основные виды цифровых навыков и компоненты цифровой грамотности педагога: информационная, компьютерная, коммуникативная грамотность, а также медиаграмотность и отношение к технологическим инновациям. Приводятся результаты национального исследования цифровой грамотности педагогов в сравнении с другими социальными группами населения, обобщены профессиональные дефициты и направления для профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL FLUENCY AND DIGITAL SKILLS OF MODERN TEACHER

In the article the main aspects of the development of digital fluency and digital skills of the modern teacher in the context of the active transition to digital education are considered. The study examines the key requirements of digitalization of education, the main types of digital skills and components of the teacherdigital fluency (information, computer, communication fluency, as well as media fluency and attitude to technological innovations). The results of the national study of digital fluency of teachers in comparison with other social groups of the population are presented; professional deficits and directions for professional development are summarized.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

3. Толстихина, А. Объединяющий дистант // Дети в информационном обществе. - 2020. -№ 1 (32). - С. 30-45

REFERENCES

1. Saprykina, D.I., Volokhovich, A.A. (2020), Problems of transition to distance learning in the Russian Federation through the eyes of teachers, Higher School of Economics, Moscow, available at: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/368265542.pdf.

2. Soldatova, G. (2020), "Classic School and a Little Online", Children in the Information Society, Vol. 1 (32), pp. 16-25.

3. Tolstikhina, A. (2020), "Uniting distance", Children in the information society, Vol. 1 (32), pp. 30-45.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.08.2020

УДК 373

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты развития цифровой грамотности и цифровых навыков современного педагога в условиях активного перехода к цифровому образованию. Рассматриваются требования цифровизации образования, основные виды цифровых навыков и компоненты цифровой грамотности педагога: информационная, компьютерная, коммуникативная грамотность, а также медиаграмотность и отношение к технологическим инновациям. Приводятся результаты национального исследования цифровой грамотности педагогов в сравнении с другими социальными группами населения, обобщены профессиональные дефициты и направления для профессионального развития.

Ключевые слова: цифровизация образования, педагог, цифровая грамотность, цифровые навыки, профессиональные дефициты, профессиональное развитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p156-160

DIGITAL FLUENCY AND DIGITAL SKILLS OF MODERN TEACHER

Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Leningrad Regional Institute of Education Development, St. Petersburg

Abstract

In the article the main aspects of the development of digital fluency and digital skills of the modern teacher in the context of the active transition to digital education are considered. The study examines the key requirements of digitalization of education, the main types of digital skills and components of the teacher' digital fluency (information, computer, communication fluency, as well as media fluency and attitude to technological innovations). The results of the national study of digital fluency of teachers in comparison with other social groups of the population are presented; professional deficits and directions for professional development are summarized.

Keywords: digitalization of education, teacher, digital fluency, digital skills, professional deficits, professional development.

Развитие и внедрение концептуальных положений, обеспечивающих повышение технологичности и гибкости образования, а также интереса и мотивации обучающихся, предъявляет повышенные требования ко всему педагогическому сообществу, требует овладения новыми профессиональными компетенциями и навыками, уверенного владе-

ния цифровым контентом.

Цифровая грамотность не является свойством и не приобретается стихийно, это система знаний, навыков и установок, необходимых для жизни в цифровом обществе [5]. Повышение профессионального мастерства современного педагога, учителя цифрового будущего, невозможно без развития и трансформации системы непрерывного педагогического образования.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается работа по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которые должны существенно обновить систему дополнительного профессионального образования. Согласно концептуальным положениям, ключевым направлением деятельности новых структур наряду с повышением квалификацией и организацией стажировок должно стать обучение активному использованию цифровых технологий в образовании. При этом вопросы использования цифровых технологий, облачных сервисов, проектирования онлайн обучения, интеграции онлайн-курсов в основную образовательную программу определены как наиболее актуальные и перспективные для профессионального развития.

Именно поэтому целью настоящего исследования явилось изучение уровня развития основных направлений цифровой грамотности современного педагога и определение требований к развитию ключевых цифровых навыков в условиях активного перехода к цифровому образованию.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В условиях активного развития цифровых технологий в образовании актуализируются три ключевые группы ролевых позиций современного педагога, обеспечивающих различные уровни взаимодействия с обучающимися в цифровом образовательном процессе [1]: педагог-организатор и мотиватор обучения, менеджер образовательных маршрутов обучающихся и игрового обучения; методист-разработчик онлайн-курсов и специалист по их сопровождению; архитектор и режиссер образовательного контента и платформ обучения. Новые роли существенно расширяют традиционное содержание профессиональной деятельности педагога и требуют овладения новыми цифровыми навыками и соответствующего уровня цифровой грамотности.

Именно поэтому современный педагог должен уметь не только эффективно использовать имеющиеся цифровые технологии, пользоваться различными текстовыми и графическими редакторами, средствами обработки информации, программами для создания презентаций, но и осваивать новые технологии, уделять особое значение самосовершенствованию и развитию собственной цифровой грамотности и цифровых навыков, что в целом определяет цифровую культуру современного учителя.

Результаты исследований [2, 3, 4] свидетельствуют о том, что современный педагог должен обладать следующими цифровыми навыками:

- общими цифровыми навыками (например, поиск информации в Интернете, использование офисных программ и приложений и т.п.);

- комплементарными цифровыми навыками, связанными с выполнением новых задач (например, использование социальных сетей и других цифровых мессенджеров для коммуникации с обучающимися и родителями);

- специальными навыками по использованию новейших сервисов цифровой экономики (например, использование облачных технологий и хранилищ для размещения образовательного контента).

В условиях неограниченного доступа к большим и разнообразным данным, высокой скорости обмена информацией особое значение имеет методическое сопровождение и помощь обучающимся в выборе, оценке достоверности, интерпретации и анализе имеющейся информации. Современный педагог должен уверенно ориентироваться в цифро-

вой среде Интернета, уметь искать новые знания, интерпретации и способы работы с ними [4].

Возможность доступа к большим базам данных информации на фоне существенного увеличения скорости ее распространения кардинально меняет образование и требует от педагога освоения новых компетенций.

Обучение все чаще рассматривается как происходящий посредством технологии процесс создания, сохранения, интеграции, передачи и применения знаний посредством использования технологий, а не использование технологий в качестве дополнительного ресурса. При этом современные технологии расширяют возможности для творчества и индивидуализации, позволяют учиться тому, как учиться, а также способствуют эффективному взаимодействию педагога с обучающимся [6, 7].

Насколько эффективно могут формировать сегодня педагоги цифровую грамотность обучающихся и обладают ли они для этого достаточным уровнем развития цифровых компетенций? Готовы ли педагоги к цифровизации образования и активному внедрению цифрового образования?

Поиск ответов на эти вопросы легли в основу масштабного национального исследования индекса цифровой грамотности педагогов[5], в котором приняли участие более 1200 преподавателей высшего образования и школьных учителей из всех федеральных округов Российской Федерации.

Согласно представленному исследованию [5], общее значение показателя цифровой грамотности педагогов определяет готовность учителей к развитию цифрового образования и складывается из оценок развития информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям.

Согласно результатам проведенного исследования [5], общее значение показателя цифровой грамотности учителей и преподавателей вузов составил 87 и 88 пунктов из 100 соответственно, все структурные компоненты цифровой грамотности оказались на высоком уровне (рисунок 1). При этом наименьшее значение в структуре цифровой грамотности в обеих исследуемых группах получил такой компонент как отношение к инновациям и развитию технологий (76 и 78 пунктов соответственно), заключающийся в понимании существующих тенденций развития цифрового образования, готовности работать с новыми цифровыми технологиями и понимания их потенциального значения в профессиональном развитии.

Отношение к инновациям — | '

Медиаграмотность

] 90 88

Коммуникативная грамотность -г1 89"

Компьютерная грамотность — ^^

Информационная грамотность

| 94 93

Индекс цифровой грамотности — |' 8

□ Преподаватели ВУЗов ШУчителя Рисунок 1 - Значения общего и частных индексов (показателей) цифровой грамотности [5]

Сравнивая результаты исследования цифровой грамотности представителей разных социальных групп, в том числе педагогов, детей и остальное взрослое население России, авторы исследования [5] пришли к выводу, что общее значение показателя цифровой грамотности учителей и преподавателей вузов значительно выше таких данных по всем остальным категориям, в том числе обучающихся и студентов (рисунок 2).

-87 88

73

77

52

64

учителя преподаватели россияне в целом дети 12-17 лет молодежь 18-24 россияне с

ВУЗов лет высшим

образованием

Рисунок 2 - Интегральный показатель цифровой грамотности разных социальных групп [5]

Результаты исследования [5] позволили определить структуру цифровой грамотности современного педагога и основные компоненты ее формирования, подтвердили высокое значение интегрального показателя цифровой грамотности и ее структурных компонентов, тем самым развеяв миф о том, что школьники более грамотны своих учителей.

Результаты исследования позволили установить существующие дефициты в формировании цифровой грамотности современных учителей:

• необходимо повысить знания педагогов в сфере развития цифровых технологий и новых ресурсов, изучения ключевых направлений цифровизации образования в целом;

• необходимо научиться работать новейшими технологиями и техническими устройствами, которые уже активно внедряются в нашу повседневную жизнь;

• важно развивать установки на развитие информационной безопасности, необходимости проверки получаемых сведений из разных информационных источников, а также в положительном отношении к средствам связи и иным техническим устройствам, обеспечивающим новое качество жизни современного человека.

Именно решение этих задач и совершенствование выявленных дефицитов позволит обеспечить необходимое развитие цифровых компетенций, применяемых педагогами в профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С учетом представленных концептуальных положений и результатов исследования, мотивация педагогического сообщества на развитие цифровых навыков в условиях активного развития цифровых технологий и определяет ключевую задачу дополнительного профессионального образования, направленного на профессиональное развитие, эффективное научно-методическое сопровождение формирования цифровых компетенций педагогических работников, в том числе в формате «горизонтального обучения» в рамках федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование».

В структуре профессионального развития современного педагога можно определить следующие ключевые положения цифровой грамотности:

- эффективное использование новых цифровых технологий (интерактивных средств обработки информации, мобильных технологий, электронных ресурсов, средств цифровой коммуникации);

- эффективная ориентация в Интернете, умение искать и обрабатывать новые знания, различные формы и виды данных, необходимые сведения и информацию;

- умение создавать новый образовательный контент, интерактивный учебный материал в цифровой среде.

Именно эти компетенции и определяют требования к информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношению к технологическим инновациям современного педагога на ближайшие годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова. - Москва : Перо, 2020. - 98 с.

2. Колыхматов, В.И. Значение цифровых технологий в профессиональном развитии педагога // Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога : материалы конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 50-55.

3. Колыхматов В.И. Образование будущего: технологии цифровизации // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы XXV Международной научно-методической конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 12-15.

4. Колыхматов, В.И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 152-158.

5. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. - Москва : Издательство НАФИ, 2019. - 84 с.

6. Binginlas, K.A. Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature / K.A. Binginlas // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2009. - V. 5 (3). - P. 235-245.

7. Role of ICT in the Curriculum Educational System / S. Shahmir, F. Hamidi, Z. Bagherzadeh, L. Salimi // Procedia Computer Science. - 2011. - V. 3. - Р. 623-626.

REFERENCES

1. Bilenko, P.N., Blinov, V.I., Dulinov, M.V., Yesenina, E.Yu., Kondakov, A.M., Sergeev, I.S. (2020), Didactic concept of digital vocational education and teaching, Pero, Moscow.

2. Kolykhmatov, V.I. (2019), "Role of digital technology in the teacher professional development", Inter-regional scientific-practical Conference "Pedagogical search: innovative experience, quality problems of professional development of a teacher", St. Petersburg, pp. 50-55.

3. Kolykhmatov, V.I. (2019), "The future of education: digital transformation", Modern education: content, technology, quality: materials of the XXV international scientifically-methodical conference, St. Petersburg, pp. 12-15.

4. Kolykhmatov, V.I. (2018), "Modern teacher digital skills in the conditions of digitalization of education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 162, No. 8, pp. 152-158.

5. Aimaletdinov, T.A., Baimuratova, L.R., Zaitseva, O.A. et al (2019), Digital fluency of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process, Analytical Center NAFI, Moscow.

6. Binginlas, K.A. (2009) "Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature", Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, Vol. 5 (3), pp. 235-245.

7. Shahmir, S., Hamidi, F., Bagherzadeh, Z. and Salimi, L. (2011), "Role of ICT in the Curriculum Educational System", Procedia Computer Science, Vol. 3, pp. 623-626.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.08.2020

УДК 378.147

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Мария Вадимовна Коренева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Надежда Сергеевна Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Сергеевна Леонтьева, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Вероника Евгеньевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; Игорь Александрович Бушин, кан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.