REFERENCES
1. Asadpur, K.M. (2014), "The role of the Internet in the process of learning", Vector nauki TGU. Series: Pedagogy, Psychology, Tolyatti, Vol. 3 (18), pp. 19-22.
2. "Nine tasks of Minister Vasilyeva. How Russia plans to enter the top ten countries in terms of the quality of general education", Rossiyskaya Gazeta (Federal issue), vol. 7629 (166), 31.07.2018, available at: https://rg.ru/2018/07/31/olga-vasileva-raskryla-podrobnosti-nacproekta-obrazovanie.html
3. Kapranova, L.D. (2018), "The Digital Economy in Russia: Its State and Prospects of Development", Ekonomika I Upravlenie, St. Petersburg, Vol. 2, pp. 58-69.
4. Kupriyanovsky, V.P., Sukhomlin, V.A., Dobrynin, A.P., Raikov, A.N., Shkurov, F.V., Drozh-zhinov, V.I., Fedorova, N.O. and Namiot, D.E. (2017), "Skills in the digital economy and the challenges of the education system", International Journal of Open Information Technologies, vol. 5, No. 1, pp. 19-25.
5. Mitrofanov, K.G. and Zaitseva, O.V. (2009), "Innovative computer technologies in education: basic aspects and trends", Vestnik TGPU, Tomsk, vol. 10 (88), pp. 64-69.
6. Monitoring of global trends in digitalization (2018), Center for Strategic Innovations of PJSC "Rostelecom", available at: https://www.company.rt.ru/projects/digital_trends/2018.pdf
7. Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and Priority Projects (2016), The passport of the priority project "Modern digital educational environment in the Russian Federation", Moscow, available at: http://static.government.ru/me-dia/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf.
8. Government of the Russian Federation (2017), Program "Digital Economy of the Russian Federation", Moscow, available at: http://static.government.ru/me-dia/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
9. The most intelligent city. How do schools use modern technologies? (2018), available at: http://www.aif.ru/society/education/samyy_umnyy_gorod_kak_shkoly_ispolzuyut_sovremen-nye_tehnologii.
10. President of the Russian Federation (2017), Strategy of the Information Society Development in the Russian Federation for 2017 - 2030, Moscow, available at: http://static.kremlin.ru/me-dia/acts/files/0001201705100002.pdf.
11. Teachers of Russian schools inefficiently use interactive whiteboard - expert (2018), available at: https://ria.ru/society/20130221/924087176.html.
12. "DigitalSchool" will change the role of teachers in educational organizations (2018), available at: https://минобрнауки.рф/пресс-центр/12933.
13. Shahmir, S., Hamidi, F., Bagherzadeh, Z. and Salimi, L. (2011), "Role of ICT in the Curriculum Educational System", Procedia Computer Science, Vol. 3, pp. 623-626.
14. Thakur, A., "Top 10 benefits of information technology", available at: https://topyaps.com/top-10-benefits-of-information-technology.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.08.2018
УДК 373.1
СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛАХ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования (ГАОУДПО «ЛОИРО»),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты социологического опроса более 2500 руководящих и педагогических работников из 280 образовательных организаций 18 муниципальных образований Ленинградской области по вопросам использования современных информационных технологий в образовательных организациях общего образования Ленинградской области. Результаты исследования подтвердили высокую оценку возможностей современных информационных технологий в
образовательном процессе, важность их внедрения в школе с целью повышения качества общего образования, развития творчества и креативности обучающихся.
Ключевые слова: цифровизация образования, общее образование, информационные технологии, ИКТ-компетенции, образовательный процесс.
MODERN DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT SCHOOLS OF LENINGRAD REGION IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION
Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Leningrad Regional Institute of Education Development, St. Petersburg
Annotation
This article presents the results of the sociological survey of more than 2500 leading and pedagogical workers from 280 educational organizations of 18 municipalities of the Leningrad Region on the use of IT in educational organizations of general education in the Leningrad Region. The results confirmed the high assessment of the possibilities of modern IT in the educational process, the importance of their introduction at school with the aim of improving the quality of general education, developing creativity of pupils.
Keywords: digitalization of education, general education, IT, ICT competence, educational process.
Массовое развитие и внедрение информационных технологий (ИТ) в мире, становление цифрового общества, существенное увеличение объема и доступности разнообразной информации определяют основные тренды в цифровизации системы образования.
В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203, Правительством Российской Федерации утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая предусматривает развитие информационной инфраструктуры, и совершенствование системы образования, подготовку соответствующих кадров [1].
При этом доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достичь 40% к 2024 году, что безусловно требует существенных изменений от всего педагогического сообщества, связанных как с использованием новых ИТ, изменений акцентов в образовании, так и совершенствованием ИКТ-компетенций и развитием цифровых навыков всех участников образовательного процесса.
Возможность доступа к большим базам данных информации на фоне существенного увеличения скорости ее распространения кардинально меняет образование и требует от педагогического сообщества освоения новых компетенций в связи с рядом особенностей: обучающимся нужна эффективная помощь в выборе, оценке достоверности, интерпретации и анализе имеющейся информации [3].
Обучение все чаще рассматривается как происходящий посредством технологии процесс создания, сохранения, интеграции, передачи и применения знаний посредством использования технологий, а не использование технологий в качестве дополнительного ресурса [3]. При этом современные технологии расширяют возможности для творчества и индивидуализации, позволяют учиться тому, как учиться, а также способствуют эффективному взаимодействию педагога с обучающимся [2, 4].
Внедрение современных ИТ совместно с традиционным обучением позволяют существенно повысить технологичность, гибкость образования, а также мотивацию обучающихся к освоению новых практических знаний и опыта. При этом повышение мотивации обучающихся к освоению цифровых навыков является одной из определяющих целей направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1].
Развитие цифровой образовательной среды является ведущим направлением развития образования в Ленинградской области. С 2016 года реализуется инновационный проект «Программа развития современной социокультурной информационно-образовательной среды Ленинградской области на основе внедрения современных образовательных
технологий: электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, технологий смешанного и мобильного обучения».
Именно с целью изучения промежуточных результатов проекта, выявления сильных и слабых сторон информатизации региональной системы образования, а также определения приоритетных направлений цифровизации образования было проведено социологическое исследование руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций Ленинградской области по вопросам использования современных ИТ в школе. При этом под современными ИТ в широком смысле слова понимались компьютерные средства и технологии обработки информации, но и системы дистанционного и электронного обучения.
Социологический опрос проводился в электронном виде, объем выборки составил 2586 респондентов из 280 образовательных организаций 18 муниципальных образований Ленинградской области, в том числе 429 руководителей (16,6%) и 2157 педагогов (83,4%). Среди участников опроса: женщины - 92,0%; мужчины - 8,0%; работники в возрасте до 30-ти лет - 13,4%; 31-40 лет - 21,2%; 41-50 лет - 30,0%; свыше 51 года - 35,4%.
В результате исследования выявлено, что большинство респондентов (61,5%) имеют достаточный опыт использования современных ИТ, обладают необходимыми ИКТ-компетенциями (рисунок 1), при этом треть респондентов (29,0%) отметила небольшой опыт использования ИТ в своей деятельности, 5,4% никогда не использовали их на своих уроках, 4,1% считают себя экспертами в данной области и активно помогают своим коллегам.
4,1% 5,4%
Онико1ла не использовал на своих уроках
61,5%
29,0%
□ есть небольшой опыт, провел(а) несколько занятий
□ есть достаточный опыт, часто использую на своих уроках
□я эксперт по применению данных ресурсов, постоянно их использую и помогаю коллегам
Рисунок 1 - Ответы респондентов на вопрос «Оцените опыт работы с современными ИТ» (%)
Наиболее известными системами дистанционного обучения в Ленинградской области являются МооШе (знают 48,1%), «Мобильное электронное образование» (28,4%), WebTutor (5,5%) и Прометей (4,4%) (рисунок 2).
5,7% 3,3%
23,2%
41,1%
□ необходимо
□ обязательно должно быть □затрудняюсь ответить
....................................Набсолошо не важно
26,7%
Рисунок 2 - Ответы респондентов на вопрос «Оцените важность внедрения современных ИТ в образовательный
процесс в школе?» (%)
Преобладающее большинство респондентов (67,8%) отметило высокое значение современных ИТ в образовательном процессе в школе, при этом 23,2% опрошенных отметили обязательность их внедрения (рисунок 2).
важно
10:
□ цифровые и традиционные средства одинаковы по эффективности
□ цифровые ресурсы существенно эффективнее
48,0%
И цифровые ресурсы менее эффективны
.3.5,0%
□затрудняюсь ответить
Рисунок 3 - Ответы респондентов на вопрос «Оцените эффективность современных ИТ по сравнению с традиционными средствами обучения?» (%)
Однако, оценивая эффективность современных ИТ по сравнению с традиционными средствами обучения (рисунок 3), только треть респондентов (35,0%) отметила, что цифровые ресурсы существенно эффективнее традиционных средств, при этом половина респондентов (48,0%) отметила, что цифровые и традиционные средства одинаковы по эффективности, а 10% - менее эффективны, чем традиционные. Вероятно, это объясняется недостаточным опытом использования широкого спектра ИТ, либо наличием определенного негативного опыта их использования.
Рисунок 4 - Ответы респондентов на вопрос «Какие курсы повышения квалификации в области применения ИКТ в обучении Вы прошли за последние 3 года?» (%)
Данный факт недоверия к современным ИТ объясняется и тем, что согласно результатам исследования (рисунок 4), только пятая часть респондентов Ленинградской области (18,4%) имеют необходимые знания, прошли специализированные курсы повышения квалификации по использованию современных ИТ (например, курсов повышения квалификации по работе с ПО «Мобильное электронное образование»), половина респондентов (47,3%) прошли учебный модуль по совершенствованию ИКТ-компетенций в рамках традиционных курсов повышения квалификации.
Среди отличительных характеристик современных ИТ (рисунок 5) респондентами были отмечено, что данные цифровые технологии позволяют повысить интерес обучающихся к предмету (72,1%), дают возможность обучающимся получить дополнительные знания по учебному предмету (69,9%), способствуют лучшему усвоению учебного материала (50,0%) и позволяют индивидуализировать образовательный процесс (45,9%), что безусловно способствует как повышению качества образования, так и повышению мотивации к обучению. В виду высокой стоимости современных образовательных продуктов, респонденты не согласились с мнением, что применение современных ИТ сможет позволить экономить бюджет организации на закупке традиционных учебных средств.
Среди наиболее интересных для обучающихся образовательных технологий, по мнению респондентов, являются интерактивные и практико-ориентированные ресурсы -виртуальные тренажеры, виртуальные лаборатории, презентации и программы тестирования. Далее по убыванию интереса идут доступ к различным библиотечным ресурсам,
41,3%
47,3%
□ прошли модуль по совершенствованию ИКТ-компетенций педагога в рамках ПК
□ не проходили курсов ПК
И прошли специализированные курсы ПК по использованию данных ресурсов
□другое
электронный документооборот (электронный журнал, дневник и др.).
0 10 20 30 40 50 60 70
80
повышают интерес обучающихся к предмету
дают возможность обучающимся получить доп. знания по учебному предмету
способствуют лучшему усвоению учебного материала
позволяют индивидуализировать образовательный процесс
сокращают время педагога на подготовку к уроку способствуют повышению качества обученности
72,1%
69,9%
50,0%
45,9%
37,4%
36,2%
35,9%
33,6%
15,6%
возможность эффективной реализации
инклюзивного образования
возможность квалифицированной метод. поддержки и обучения педагогов экономия бюджета на закупке традиционных учебных средств
Рисунок 5 - Ответы респондентов на вопрос «Выберите те суждения, которые по Вашему мнению наиболее точно характеризуют применение современных ИТ» (%)
Наименьший интерес у современных обучающихся вызывают видео лекции, видеоконференции, форумы и дискуссии, вебинары, так как данные средства и технологии обучения уже имеют широкое распространение в системе образования Ленинградской области.
Представленные результаты исследования свидетельствуют о высокой оценке руководящими и педагогическими работниками Ленинградской области возможностей современных ИТ в образовательном процессе. Большинство опрошенных работников положительно оценивают имеющийся опыт и считают важным внедрение данных технологий в школе. Современные ИТ позволяют повысить качество общего образования посредством организации интересных и результативных уроков в соответствии с требованиями ФГОС, развивать творчество и креативность обучающихся.
При этом развитие системы дополнительного профессионального образования педагогов в новых реалиях приобретает особое значение. Цифровизация образования в условиях становления цифровой экономики в Российской Федерации требует разработки и реализации современных дополнительных программ повышения квалификации по совершенствованию ИКТ-компетенции специалистов системы образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 №1632-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://static.government.ru/me-dia/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 06.08.2018).
2. Binginlas, K.A. Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature / K.A. Binginlas // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2009. - V. 5 (3). - Р. 235-245.
3. Impact of Information Technology on Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.eduroute.info/Impact_of_Information_Technology_on_Education.aspx (дата обращения: 25.07.2018).
4. Role of ICT in the Curriculum Educational System / S. Shahmir, F. Hamidi, Z. Bagherzadeh, L. Salimi // Procedia Computer Science. - 2011. - V. 3. - Р. 623-626.
REFERENCES
1. Government of the Russian Federation (2017), Program "Digital Economy of the Russian Federation", Moscow, available at:
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
2. Binginlas, K.A. (2009), "Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature", Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, Vol. 5 (3), pp. 235-245.
3. Impact of Information Technology on Education, available at: http://www.eduroute.info/Im-pact_of_Information_Technology_on_Education.aspx.
4. Shahmir, S., Hamidi, F., Bagherzadeh, Z. and Salimi, L. (2011), "Role of ICT in the Curriculum Educational System", Procedia Computer Science, Vol. 3, pp. 623-626.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.08.2018
УДК 378.147
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЁЖИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Андрей Сергеевич Королев, преподаватель, Сергей Тихонович Севрюков, преподаватель, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж
Аннотация
В статье рассматриваются основные положения и перспективы современной государственной образовательной политики по вопросам военно-патриотического воспитания молодёжи. Региональная программа реализуется на основе знаний, накопленного опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование патриотического сознания.
Ключевые слова: государственная образовательная политика, военно-патриотическое воспитание, «Юнармия», молодежь.
ANALYSIS OF STATE EDUCATIONAL POLICY ON MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN VORONEZH REGION
Andrey Sergeevich Korolev, the teacher, Sergey Tikhonovich Sevryukov, the teacher, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Annotation
This article discusses the basic provisions and prospects of the modern state educational policy on military-Patriotic education of youth. The regional program is implemented on the basis of knowledge, accumulated experience and traditions of patriotic education of citizens considering importance of ensuring the civil identity, the continuity of the educational process directed at formation of the patriotic consciousness.
Keywords: state educational policy, military-patriotic education, 'Unarmia', youth.
ВВЕДЕНИЕ
В Воронежской области патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан является приоритетной и неотъемлемой частью деятельности органов государственной власти в тесном взаимодействии с общественными объединениями и гражданами.
Мы считаем, что патриотическое воспитание - это многогранный процесс, в которой вовлечены: семья, образования, религия, общественные организации, спорт, культура, но большую часть задач по формированию гражданской позиции, а вследствие патриотизма молодежи решают образовательные учреждения. Следовательно, можно предположить, что военно-патриотическое воспитание является важной частью государственной