Научная статья на тему 'Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования'

Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4412
752
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНТРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / TEACHER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCIES / DIGITALIZATION OF EDUCATION / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / IT / IT SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колыхматов Владимир Игоревич

В статье рассматриваются концептуальные направления профессионального развития современного педагога в условиях цифровизации образования и трансформации непрерывного педагогического образования, создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Определены основные требования к развитию цифровых навыков педагога, восполнению существующих профессиональных дефицитов, и ключевые противоречия в современной школе, сдерживающие развитие цифровых технологий в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колыхматов Владимир Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher professional development in the era of digital education

In the article the conceptual directions of the modern teacher professional development in the era of digital education are considered. Features of transformation of the system of continuous teacher education, as well as creation of the centers for the continuous improvement of teacher’s professional skills are reviewed. There have been identified the main requirements for the development of the teacher’s IT skills, the replenishment of the existing professional deficits, and the key contradictions in the modern school that hinder the development of the digital technologies in education.

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования»

- Т. 22. - Вып. 4 (168). - С. 74-80.

4. Мельникова, Л.В. Особенности развития спортивного ориентирования как вида спорта для всех на муниципальном уровне / Л.В. Мельникова, И.А. Мокрушина // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 5. - С. 23-25.

REFERENCES

1. Sekerin, V.D. (2009), Marketing Basics: tutorial, KNORUS, Moscow.

2. Redreev, V.A. (2007), "Increasing the difficulty of orientation, as the goal of its popularization and attractiveness", Problems of the modern development of orienteering, materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 68-72.

3. Mironova, T. and Arseenko, E. (2017), "Peculiarities of new kinds of sport appearance", Bulletin of the Tambov University. Humanities Series, Vol. 22, No. 4 (168), pp. 74-80.

4. Melnikova, L. and Mokrushina, I. (2012), "Features of the development of orienteering as a sport for all at the municipal level", Theory and practice ofphysical education, No. 5, pp. 23-25.

Контактная информация: kolsar@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 07.08.2019

УДК 373

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются концептуальные направления профессионального развития современного педагога в условиях цифровизации образования и трансформации непрерывного педагогического образования, создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Определены основные требования к развитию цифровых навыков педагога, восполнению существующих профессиональных дефицитов, и ключевые противоречия в современной школе, сдерживающие развитие цифровых технологий в образовании.

Ключевые слова: педагог, профессиональное развитие, непрерывное педагогическое образование, центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, профессиональные компетенции, цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровые технологии, цифровые навыки.

TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE ERA OF DIGITAL

EDUCATION

Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Leningrad Regional Institute of Education Development, St. Petersburg

Annotation

In the article the conceptual directions of the modern teacher professional development in the era of digital education are considered. Features of transformation of the system of continuous teacher education, as well as creation of the centers for the continuous improvement of teacher's professional skills are reviewed. There have been identified the main requirements for the development of the teacher's IT skills, the replenishment of the existing professional deficits, and the key contradictions in the modern school that hinder the development of the digital technologies in education.

Keywords: teacher, professional development, continuous pedagogical education, professional competencies, digitalization of education, digital educational environment, IT, IT skills.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие и освоение новейших цифровых технологий в образовании является одной из первоочередных задач для достижения амбициозной задачи по вхождению Российской

Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204.

Цифровизация объективно необходима современной школе, чтобы сделать процесс образования более гибким, приспособленным к реалиям сегодняшнего дня, формированию конкурентоспособных профессионалов в нарождающемся «цифровом мире».

При этом особая ответственность по формированию и совершенствованию цифровых навыков, цифровой культуры современного поколения ложится на все педагогическое сообщество, которое значительно отстает от своих учеников по уровню использования таких технологий.

Именно поэтому современной школе, педагогу важно знать, как управлять процессом широкого внедрения цифровых технологий в свою работу, и в какую сторону новые технологии меняют обучение.

Современному педагогу, как никогда, необходимы системные знания и навыки, новые профессиональные компетенции, определяющие его цифровую культуру и позволяющие уверенно использовать новые технологии на своем уроке.

Сложившаяся ситуация не позволяет говорить о каких-то прорывных изменениях в краткосрочной перспективе без системного пересмотра концептуальных подходов к подготовке соответствующих кадров, обновлению требований к профессиональным компетенциям педагога, учителя цифрового будущего.

Педагоги, не умеющие работать с новыми цифровыми технологиями, не владеющие новым содержанием образования, методиками обучения, современными подходами к оцениванию, будут не в состоянии обеспечить внедрение предлагаемых инноваций, реализацию прорывных направлений национального проекта «Образование».

Именно поэтому целью настоящего исследования явилось определение концептуальных направлений профессионального развития современного педагога в условиях циф-ровизации образования и трансформации непрерывного педагогического образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Разработка нового цифрового образовательного контента наряду с профессиональной подготовкой учителя «будущего» являются одними из основных задач современного образования на ближайшие годы в условиях становления цифровой экономики.

С целью эффективной реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», национального проекта «Образование» и достижения запланированных результатов социально-экономического развития, необходимо обеспечить концептуальное развитие современного образования, в том числе системное развитие цифровых технологий, внедрение эффективных цифровых инструментов, уже активно используемых во многих других сферах деятельности [1, 6].

Цифровизация образования в Российской Федерации предусматривает реализацию целого комплекса мероприятий, разработанных с учетом глобальных трендов цифровиза-ции образования [1, 2], а также приоритетных направлений федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [3], федеральных проектов «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего» национального проекта «Образование» [4]:

- разработка и внедрение цифровых учебно-методических комплексов на основе облачных технологий, решений дополненной реальности, технологий визуализации;

- геймификация образования (развитие и внедрение обучающих компьютерных игр и цифровых симуляторов);

- развитие дистанционного образования, расширение массовых онлайн-курсов

- развитие социальных сетей в образовании, позволяющие оперативно обмениваться информацией, обеспечивать формирование новых взаимоотношений пользователей, освоение навыков цифрового общения.

Развитие и внедрение представленных концептуальных положений, обеспечивает технологичность образовательного процесса, повышение интереса и мотивации к обучению, но и требует овладение педагогом новых профессиональных компетенций и цифровых навыков, уверенного владения цифровым контентом. При этом повышение профессионального мастерства современного педагога, учителя цифрового будущего невозможно без развития и трансформации системы непрерывного педагогического образования.

В соответствии с дорожной картой реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование», с учетом методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации (утв. распоряжением от 30.04.2019 МР-4/02ви), на территории отдельных субъектов Российской Федерации создается сеть центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, направленных в первую очередь на обеспечение нового качества непрерывного педагогического образования учителей посредством организации повышения квалификации и стажировок в новых условиях, с активным использованием новейших цифровых технологий при реализации образовательных программ и различных проектов.

Значение учителя, педагогической профессии в современной образовательной системе остается неизменным, но меняется его роль. Учитель должен обладать ключевыми профессиональными компетенциями, владеть актуальными образовательными технологиями, активно их использовать в образовательном процессе. При этом полноценной интеграции современного российского учителя в образовательную систему в настоящий момент препятствует ряд очевидных профессиональных дефицитов, среди которых очевидным является недостаточное владение цифровыми навыками [5, 6, 7, 8].

Цифровые навыки в широком понимании не ограничиваются лишь компетенциями в области применения персональных компьютеров, а включают в себя и навыки грамотного использования информационно-коммуникационных сетей и технологий, приобретение необходимых знаний и опыта, а также умение передать их обучающимся. По мере повсеместного создания в образовательных организациях цифровой обучающей среды недостаточное владение цифровыми навыками оборачивается для педагога профессиональным дефицитом, требующим незамедлительного восполнения [8].

Именно поэтому вопросы внедрения современных цифровых технологий в образовательный процесс и, в частности, овладение алгоритмами применения облачных сервисов в образовательной деятельности, проектирование интерактивных моделей для онлайн обучения в системах общего и дополнительного образования, использование моделей и технологий интеграции онлайн курсов в основную образовательную программу, определены как наиболее актуальные и перспективные для дальнейшего изучения в рамках повышения квалификации на базе создаваемых центров [5].

Основными направлениями в деятельность центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников являются [8]:

- реализация программ дополнительного профессионального образования «эксклюзивного» содержания;

- организация, сопровождение и развитие программ стажировок;

- формирование и сопровождение деятельности площадок для развития профессиональных педагогических сообществ;

- внедрение моделей «горизонтального обучения»;

- активное использование цифровых технологий при реализации образовательных проектов.

Современный педагог должен стать модератором, разработчиком образовательных траекторий, тьютором, организатором проектного обучения, координатором образовательной онлайн-платформы, ментором стартапов, игромастером, игропедагогом, тренером по майнд-фитнесу, разработчиком инструментов обучения состоянием сознания, что невозможно без повышения собственной цифровой грамотности и овладения новыми

цифровыми навыками [5, 6].

Результаты исследований [5, 6, 7] свидетельствуют о том, что современный педагог кроме общих и комплиментарных цифровых навыков, необходимых для эффективного применения возможностей цифровых технологий в своей повседневной жизни, должен обладать и специальными навыками по использованию новейших сервисов цифровой экономики (Интернет вещей, облачные технологии).

В условиях неограниченного доступа к большим и разнообразным данным, высокой скорости обмена информацией, особое значение имеет методическое сопровождение и помощь обучающимся в выборе, оценке достоверности, интерпретации и анализе имеющейся информации. Современный педагог должен уверенно ориентироваться в цифровой среде Интернета, уметь искать новые знания и формы данных, интерпретации и способы работы с ними [6, 7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Экспертный доклад «12 решений для нового образования» / НИУ ВШЭ, Центр стратегических разработок, 2018 // URL : https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 15.08.2019).

2. Мониторинг глобальных трендов цифровизации / Центр стратегических инноваций ПАО «Ростелеком», 2018 // URL : https://www.company.rt.ru/projects/digital_trends/2018.pdf (дата обращения: 15.08.2019).

3. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (приложение № 3 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27.12.2018 № 6) // URL : http://files.data-economy.ru/Docs/Pass_EduHR.pdf (дата обращения: 15.08.2019).

4. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) // URL : http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 15.08.2019).

5. Колыхматов, В.И. Значение цифровых технологий в профессиональном развитии педагога / В.И. Колыхматов // Межрегиональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога» : сборник материалов. - СПб., 2019. - С. 50-55.

6. Колыхматов, В.И. Образование будущего: технологии цифровизации // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы XXV международной научно-методической конференции. - СПб., 2019. - С. 12-15.

7. Колыхматов, В.И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования / В.И. Колыхматов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 152-158.

8. Методические рекомендации по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего» (утв. распоряжением Министерства просвещения РФ от 30.04.2019 № МР-4/02ви) // URL : https://docs.edu.gov.ru/document/91c968b79cdf2bb07878c0cf24f0cb33/download/2052 (дата обращения: 15.08.2019).

REFERENCES

1. Expert report "12 Solutions for New Education" (2018), HSE, available at: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf.

2. Monitoring of global trends in digitalization (2018), Center for Strategie Innovations ofPJSC "Rostelecom", available at: https://www.company.rt.ru/projects/digital_trends/2018.pdf.

3. Presidium ofthe Government Commission on Digital Development, the use ofInformation technology to improve the quality of life and the conditions for doing business (2018), Passport of the federal

project "Human Resources for Digital Economy", Moscow, available at: http://files.data-econ-omy.ru/Docs/Pass_EduHR.pdf.

4. Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects (2018), Passport of the national project "Education", Moscow, available at: http://static.government.ru/me-dia/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf.

5. Kolykhmatov, V.I. (2019), "Role of digital technology in the teacher professional development", Inter-regional scientific-practical Conference "Pedagogical search: innovative experience, quality problems ofprofessional development of a teacher", LOIRO, St. Petersburg, pp. 50-55.

6. Kolykhmatov, V.I. (2019), "The future of education: digital transformation", Modern education: content, technology, quality: materials of the XXV international scientifically-methodical Conference, St. Petersburg, pp. 12-15.

7. Kolykhmatov, V.I. (2018), "Modern teacher digital skills in the conditions of digitalization of education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 162, No. 8, pp. 152-158.

8. Ministry of Education of the Russian Federation (2019), Guidelines for the creation and operation of centers for assessing professional skill and qualifications of teachers, centers for continuous improvement ofprofessional skill of teachers in the framework of the federal project "Teacher of the future ", Moscow, available at: https://docs.edu.gov.ru/document/91c968b79cdf2bb07878c0cf24f0cb33/down-load/2052.

Контактная информация: kolykhmatov@loiro.ru

Статья поступила в редакцию 18.08.2019

УДК 796.95

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В

СКЕЛЕТОНЕ

Алексеи Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Юрий Иванович

Разинов, кандидат педагогических наук, доцент, Мастер спорта СССР, Юлия Валерьевна Резепова, магистр, Мастер спорта международного класса, Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического

университета, г. Москва

Аннотация

Приводятся результаты исследования взаимосвязи результатов тестов общей и специальной физической подготовленности спортсменок высокого класса, специализирующихся в скелетоне, с их соревновательными результатами. Полученные соотношения между результатами тестов физической и технической подготовленности и соревновательными результатами, позволили выявить зависимости между этими результатами, определить факторную структуру физической подготовленности, осуществить кластерный анализ спортсменок, определить возможные направления их индивидуальной подготовки.

Ключевые слова: бобслей, спорт, тесты, тобогган, тренировка, факторный анализ.

INTERRELATION OF COMPETITIVE RESULTS AND PHYSICAL READINESS OF

THE SKELETON SPORTSWOMEN

Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Yury Iva-novich Razinov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Master of sports of the USSR, Yulia Valerievna Rezepova, the master student, World class master of sports, Institute of natural sciences and sports technologies of Moscow City Pedagogical University, Moscow

Annotation

Research results of the interrelation of tests of the general and special physical readiness of the high-class sportswomen specializing in skeleton with their competitive results are given. The received ratios between the tests of physical and technical readiness and competitive results allowed us to reveal the dependences between these results, to define factorial structure of physical readiness, to carry out the cluster

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.