Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2508
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / BLENDED LEARNING / DISTANCE LEARNING / LEADING ACTIVITY / LEARNING ACTIVITY / AGE-APPROPRIATE CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стаселович Галина Анатольевна

В статье рассматриваются методические аспекты, проблемы и возможности дистанционного обучения на уровне начального общего образования. Предлагаются варианты организации дистанционного обучения при реализации образовательных программ в рамках ФГОС начального общего образования (далее - НОО) в части соотношения обязательной части (80 %) и части, формируемой участниками образовательных отношений (20 %). Особое внимание уделяется описанию способов реализации смешанного обучения как формы организации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE-LEARNING IN THE PRIMARY SCHOOL: PROBLEMS AND PERSPECTIVE

The article presents the methodological aspects, problems and perspective of the distance-learning at the level of primary general education. The variations of the organization of distance-learning during the implementation of the educational programs in frameworks of the Federal state educational standards of primary general education as a element of the compulsory part (80 %) and the part, formed by the participants of the educational process are suggested. The special attention is paid to the description of implementation form of blended learning as a way of the organization of the learning activities.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 55-64. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/23dec2020/kvo407/

Стаселович Галина Анатольевна | galina-staselovich@yandex.ru

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности

Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты, проблемы и возможности дистанционного обучения на уровне начального общего образования. Предлагаются варианты организации дистанционного обучения при реализации образовательных программ в рамках ФГОС начального общего образования (далее — НОО) в части соотношения обязательной части (80 %) и части, формируемой участниками образовательных отношений (20 %). Особое внимание уделяется описанию способов реализации смешанного обучения как формы организации учебной деятельности.

Ключевые слова: смешанное обучение, дистанционное обучение, ведущая деятельность, учебная деятельность, возрастные особенности.

Современное образование невозможно представить без использования средств обучения, представленных в цифровом формате: аудиокниги, звукозаписи, графические и картографические материалы, деловая графика, различные символьные объекты, текстовые информационные материалы, видеоруководства, объекты интерактивного моделирования,

электронные приложения и электронные формы учебников. Все это — цифровые образовательные ресурсы, необходимые и используемые в образовательном процессе современной школы, которые практически полностью изменили образовательную среду.

На сегодняшний день в связи с глобальной пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, а также по ряду других причин все большую популярность приобретает дистанционное обучение.

В рамках выполнения практической работы слушателям курсов повышения квалификации Калининградского областного института развития образования — учителям начальных классов — предлагалось проанализировать собственный опыт организации дистанционного обучения. Таким образом, были определены положительные и отрицательные стороны дистанционного формата обучения.

К положительными сторонам данной формы обучения учителя отнесли следующее:

- дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 55-64. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/23dec2020/kvo407/

напряженность, обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания и материального положения семьи ученика;

- дистанционное обучение создает условия для развития у ребенка творческой и поисковой деятельности;

- дистанционное обучение предоставляет родителям возможность контролировать круг общения ребенка напрямую;

- при дистанционном обучении минимизируется риск психологического давления учителей и сверстников на ребенка;

- дистанционное обучение предоставляет ребенку возможность выбора ресурсов, преподавателей и времени обучения;

- дистанционное обучение проходит в индивидуальном образовательном темпе и др.

В качестве отрицательных сторон дистанционного обучения слушатели отмечают следующее:

- дистанционное обучение требует максимального участия родителей в образовательном процессе;

- в ситуации дистанционного обучения изменились роли участников образовательных отношений — учитель дает задание и контролирует уровень его выполнения, в то время как родители обучают детей, то есть исполняют роль учителя;

- во время дистанционного обучения школьники лишены «живого» общения со сверстниками;

- уровень компьютерной грамотности участников образовательных отношений недостаточен для того, чтобы в полном объеме организовать обучение класса в дистанционном формате с соблюдением всех психолого-педагогических и санитарно-гигиенических требований;

- при дистанционном обучении невозможно проконтролировать уровень самостоятельности выполнения работы обучающимися, с одной стороны; с другой — ребенок постоянно находится под контролем не только учителя, но и родителей;

- при дистанционном обучении у школьников снижается уровень владения базовым содержанием образования;

- при дистанционном обучении оценка образовательных достижений обучающихся не отражает действительного уровня владения содержанием образования, она не всегда объективна и достоверна;

- при дистанционном обучении тру-дозатратность для всех участников образовательных отношений резко увеличилась;

- программы и курсы для дистанционного обучения недостаточно хорошо разработаны, не сбалансированы, не ориентированы на возрастные особенности младших школьников и др.

Мнение практикующих педагогов подтверждается анализом информационных, электронно-образовательных ресурсов и платформ, предлагаемых для использования в образовательном процессе на уровне начального общего образования.

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 55-64. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/23dec2020/kvo407/

Несмотря на избыточность онлайн-ре-сурсов, они не всегда сбалансированы, зачастую не несут информативный и / или иллюстративный характер, не создают условия включения ребенка в учебную деятельность. В ряде случаев встречаются фактические ошибки и методические неточности. В такой ситуации высока степень риска вернуться к объект-субъектным отношениям в процессе обучения.

Кроме того, предлагаемые онлайн-ре-сурсы разработаны по трем учебным предметам — «Русскому языку», «Математике», «Окружающему миру», в то время как в начальной школе на данный момент 12 обязательных учебных предметов. Из этого следует, что учитель начальных классов должен самостоятельно уметь находить оптимальные методические решения по реализации содержания основной образовательной программы (далее — ООП) НОО в дистанционном формате. В основе такого решения лежит огромный спектр умений: анализ существующих информационных ресурсов, осуществление выбора платформы обучения, создание собственных ресурсов. Осознание уровня владения этими умениями определяет отношение учителя начальных классов к возможности обучения младших школьников в дистанционном формате.

Результаты анализа 250 практических работ показали, что только 26 респондентов считают, что на уровне начального общего образования возможно полностью реализовать дистанционное обучение. При этом 14 учителей начальных

классов от общего числа опрошенных отвергают возможность дистанционного обучения младших школьников. Основная же часть респондентов считает, что дистанционный формат обучения младшего школьника является отличной альтернативой в ситуации, когда ребенок по различным причинам не может посещать очные занятия в школе, например, проходит реабилитационный курс после болезни, травмы и т. д.

Возрастная периодизация развития личности и документы ФГОС НОО абсолютно точно определяют главную задачу начальной школы — научить ребенка учиться. В соответствии с ФГОС НОО на уровне начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [3].

На уровне начального общего образования учебная самостоятельность только формируется, в то время как дистанционный формат обучения предполагает, что ученик владеет некоторыми учебными действиями. В ситуации спонтанного введения такого обучения возникает противоречие между выдвигаемой перед ребенком задачей и его познавательными возможностями. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо обладать определенными

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 55-64. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/23dec2020/kvo407/

навыками, и даже при достаточно высоком напряжении ребенок не справится, если вышеобозначенные навыки у него не сформированы. Подобное обучение не развивает, а тормозит познавательную деятельность младшего школьника. Безусловно, развивающее обучение — это обучение на высоком уровне сложности. Но стоит помнить, что для каждого ребенка уровень сложности в освоении учебного материала разный. Именно учитель, зная индивидуальные особенности развития своих учеников, определяет меру сложности.

Таким образом, формироваться учебная самостоятельность должна не спонтанно, а осознанно в совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса. Учитель создает учебную ситуацию, которая учит ребенка принимать, сохранять и определять (в более старшем возрасте) цель деятельности, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс и результат.

В младшем школьном возрасте далеко не все дети умеют учиться, тем более учиться самостоятельно. Следует понимать, что педагогические технологии, различные методики, приемы, способы обучения, формы организации деятельности и формы реализации содержания образования, которые прекрасно действуют в основной школе, представляются бесполезными и даже вредными при обучении первоклассников и второклассников.

Беседы с педагогами и родителями обучающихся в начальной школе, анализ

практических работ слушателей программы повышения квалификации, наблюдение за процессом первого массового перехода образовательных организаций в дистанционный формат обучения в четвертой четверти 2019/2020 учебного года позволяют выделить некоторые позиции для формирования условий успешного обучения младших школьников в период дистанционного обучения.

Во-первых, встает проблема высокой тру-дозатратности всех участников образовательных отношений, создающей стрессовую ситуацию. Минимизировать риски подобной ситуации поможет сокращение объема домашних заданий. Это подтверждает пункт 10.10 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 года № 8: «обучение в первом классе осуществляется без домашних заданий» [Цит. по: 2].

Также целесообразно будет во 2-4-х классах начальной школы не задавать домашнее задание по математике и русскому языку. Домашнее задание по учебным предметам «Литературное чтение» и «Окружающий мир» можно представить в формате самостоятельной работы с текстовым материалом, который будет изучаться на следующем уроке. Например, уместно будет дать школьнику задание прочитать текст и выделить непонятные слова, словосочетания, предложения. Или, скажем, прочитать текст и составить два-три вопроса по содержанию материала. Представляется недопустимым предлагать домашние задания,

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 55-64. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/23dec2020/kvo407/

аналогичные заданиям, которые выполнялись во время дистанционных уроков. В то же время будет корректно использовать упражнения творческого и поискового характера: придумай, найди, составь, нарисуй и т. д.

Во-вторых, технологии проектирования урока, отбор содержания в классно-урочной системе и при дистанционном обучении разные. Разумно при дистанционном обучении использовать технологии «перевернутый класс» (об этой технологии см. ниже) и «укрупнение дидактических единиц». При этом на одном уроке не рекомендуется одновременно давать новые знания и формировать новые способы действия (особенно на начальном этапе введения дистанционного обучения). Важно понимать, что само дистанционное обучение для ребенка является новым способом учения (действия).

Огромную роль во время дистанционного обучения играет выбор информационного ресурса. Высок риск создания стрессовой ситуации на первом этапе введения дистанционного формата обучения, если ежедневно, а тем более ежеурочно, менять площадки обучения (WhatsApp, Zoom, Skype, Фоксфорд и т. д.). Договоренность внутри коллектива учителей, работающих с детьми одного класса, о выборе единой площадки для всех уроков на начальном этапе дистанционного обучения поможет ребенку сориентироваться в непривычном для него формате освоения школьной программы. В дальнейшем площадки могут измениться, а их перечень — расшириться.

Кроме того, не стоит использовать несколько однотипных ресурсов для обучения одного класса (Яндекс.Учебник, ЯКласс, Учи.Ру). Выбор одного ресурса, с которым ребенок работал в период очного обучения, увеличивает вероятность того, что ребенок сможет работать самостоятельно при дистанционном обучении. К тому же качественное освоение одного ресурса создает условия для освоения следующего. Таким образом, в период дистанционного обучения желательно продолжать работать со знакомым для детей электронным приложением к использовавшемуся ранее в образовательном процессе учебно-методическому комплексу (далее — УМК).

В-третьих, очень важно в период дистанционного обучения давать задания, процесс выполнения которых для ребенка привычен и понятен. Помочь обучающемуся могут четкие инструкции к упражнениям (в формате учебных заданий используемого УМК) и памятки с алгоритмом выполнения заданий. Ребенок, наученный следовать алгоритму на уроке, будет действовать аналогично и при дистанционном обучении. При этом уместными оказываются предоставляемые ученикам в процессе освоения ими дистанционного формата обучения памятки.

Еще одним из условий успешного дистанционного обучения является соблюдение тайминга. Научить этому младших школьников поможет пример взрослых. Абсолютное соблюдение учителем времени проведения урока, продолжительность

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 55-64. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/23dec2020/kvo407/

которого должна быть на 15-20 минут короче урока, проводимого в очном режиме, является таким примером. Также важно рекомендовать родителям учить ребенка соблюдать режим дня.

Следующим важным фактором является время пребывания на дистанционном обучении.

Если время пребывания на дистанционном обучении непродолжительно, лучше использовать его для закрепления ранее изученного материала, отработки деталей предметного содержания. Основные усилия педагога должны быть направлены на приучение ребенка к занятиям в ином — «удаленном» — режиме.

При длительном же (более трех недель) формате дистанционного обучения предметное и межпредметное содержание необходимо интегрировать, выделяя и отрабатывая наиболее важные или крупные блоки образовательной программы. Следует отметить, что основные содержательные блоки выделяются в соответствии с Примерной программой по учебным предметам, а не УМК. С одним из примеров выделения наиболее значимых блоков содержания учебного материала с рекомендуемыми видами действий можно ознакомиться на сайте Калининградского областного института развития образования в разделе кафедры педагогики и психологии «Организация дистанционного обучения».

Самая простая модель для создания условий формирования навыка

самостоятельной учебной работы — это «перевернутый класс». В данной модели обучение учеников всего класса строится на основе одних и тех же видов деятельности. Отличительной особенностью является то, что репродуктивная деятельность, уже освоенная обучающимися, становится самостоятельной работой при выполнении домашнего задания. Приведем конкретный пример такого рода задания:

«Прочитай следующее произведение из учебника "Литературное чтение" и определи, в какой из разделов списка литературы для самостоятельного чтения в начальной школе можно включить прочитанное произведение» [Цит. по: 4, с. 177].

В данном случае дети самостоятельно работают с хорошо знакомыми для них ресурсами, а на уроке обсуждаются результаты их работы, актуализируются наиболее важные моменты изученного содержания, решаются учебно-практические и проектные задачи, проводятся мини-исследования.

Важно обозначить, что значительным этапом при проектировании урока в модели «перевернутый класс» является создание инструкции. Для младшего школьного возраста этот подробный (пошаговый) алгоритм выполнения задания разрабатывает учитель с учетом возрастных особенностей обучающихся и уровня сформированности у них навыков самостоятельной работы.

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 55-64. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/23dec2020/kvo407/

Именно инструкция создает условия, при которых у ребенка формируются представления об учебном содержании завтрашнего урока и совершенствуются умения работать с разными информационными источниками. С примером разработанного в модели «перевернутый класс» урока литературного чтения можно познакомиться на сайте Калининградского областного института развития образования в разделе «Организация дистанционного обучения» (кафедра педагогики и психологии).

Технология «перевернутый класс» является одной из моделей смешанного обучения, которую рекомендуется использовать при проектировании урока. «Смешанное обучение — образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и дистанционное обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн» [Цит. по: 1, с. 15]. Смешанное обучение может быть организовано как на уровне образовательной организации при реализации требований к структуре ООП НОО, так и при проектировании отдельного урока.

Так, «обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20 % от общего объема основной образовательной

программы начального общего образования» [Цит. по: 3]. При условии реализации данного соотношения через учебный план 20 % от общего объема учебных часов может быть реализовано в онлайн-формате. Получается, инвариантная составляющая учебного плана проводится в очной форме, а вариативная часть, в том числе внутрипредмет-ные, межпредметные и надпредметные модули, реализуется через создание дистанционных учебных курсов.

Для наилучшего понимания структуры подобного обучения разделим дистанционные курсы на четыре группы.

Первая группа — курсы для дистанционной поддержки образовательного процесса, обеспечивающие традиционные формы обучения дистанционными образовательными технологиями с четко заданными элементами, содержанием и объемом поддержки. К таким курсам можно отнести курсы для обучающихся начальной школы по русскому родному языку и, например, учебные курсы (внутрипредметные модули), входящие в состав обязательных учебных предметов: «Мой край», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», «Юный эколог» и т. д.

Вторая группа — элективные курсы (межпредметные и надпредметные модули), включающие содержание, превышающее базовый и повышенный уровень начального общего образования, не являющиеся контролируемыми элементами содержания освоения ООП

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 55-64. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/23dec2020/kvo407/

НОО. Основная цель курса — развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у обучающихся начальных классов. Например, дистанционный курс для подготовки обучающихся начальной школы к конкурсам и олимпиадам, онлайн-курс с использованием заданий методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», «Инфознайка» и др.

Третья группа — онлайн-курсы по учебным предметам, которые не входят в перечень обязательных или рекомендованных, но отражают специфику образовательной организации и включены в ее учебный план. Например, следующие учебные предметы: «Этика», «Информатика», «Логика», «Культура речи», «МХК».

Четвертая группа — онлайн-курсы по обязательным учебным предметам, например, по английскому (немецкому) языку, в случае отсутствия преподавателя или разработанного информационного ресурса. Это может быть, например, разработка онлайн-курса по учебному предмету «Русский родной язык».

Следует заметить, что выбор вышеперечисленных дистанционных курсов учитывает пожелания родителей (законных представителей) учащихся и специфику образовательной организации.

Данные учебные курсы могут создаваться и педагогами образовательной организации на платформе Moodle. Задачей педагога при создании такого курса будет рационально и грамотно

использовать содержание образования и не допускать перегрузки обучающихся. Не стоит забывать о необходимости проводить проверку (экспертизу) содержания используемых онлайн-курсов с точки зрения реализации общедидактических принципов, прежде всего, принципов научности и доступности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, к модели смешанного обучения на уровне начального общего образования можно отнести и такую, при которой онлайн-обучение и очное обучение могут быть грамотно объединены и взаимосвязаны тематически и логически в рамках одного класса, одного учебного предмета.

Доли очного и онлайн-обучения определяются только на основе опыта работы младших школьников в онлайн-среде. При данной модели онлайн-обучение целесообразно вводить постепенно, ежедневно включая ребенка в самостоятельную учебную работу, используя ситуацию вынужденного учебного действия. То есть введение элементов онлайн-обучения становится не целью, а средством формирования учебных действий у младших школьников. Необходимо определить, какая часть учебного материала (и каким образом) будет изучаться в очной форме, в классе, а что (и как) можно отдать для самостоятельного изучения онлайн.

Данное положение подтверждают и эксперты в области смешанного обучения: «структура смешанного обучения может варьироваться, существует множество

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 55-64. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/23dec2020/kvo407/

форм и способов организации смешанного обучения. Институтом Клейтона Кристенсена выделено более 40 моделей смешанного обучения, но не все они одинаково эффективны» [Цит. по: 1, с. 23] Именно в этот момент становятся актуальными старые, давно забытые технологии, не используемые на практике или используемые редко: парная работа, работа в малых группах, работа в коллективно-распределенной среде, формирующее оценивание, разные способы давать обучающимся обратную связь и др.

Таким образом, вводить элементы смешанного обучения в образовательный процесс надо поэтапно, начиная с первого класса в условиях отсутствия домашнего задания. Уместно в данной ситуации использовать и другую технологию — «Смена рабочих зон». Например, на уроке обучения грамоте класс (1 класс, сентябрь — февраль) делится на три группы. В первую группу входят читающие дети с первичными навыками самостоятельной работы. Эта группа работает в онлайн-формате. Вторая группа (хорошо читающие дети) занимаются проектно-исследовательской деятельностью по инструкции, предложенной учителем. Третья группа работает под руководством учителя. После 10 минут работы осуществляется переход на другую «станцию» или, другими словами, происходит смена рабочих зон. Каждый из учеников класса поработает под руководством учителя, в проектной деятельности и самостоятельно (или в паре) в онлайн-формате.

Ежедневное проведение одного из подобных уроков создает условия формирования учебной самостоятельности и подготовки младших школьников к обучению в дистанционном формате. При создании разных моделей смешанного обучения, обучения в дистанционном формате могут успешно использоваться такие педагогические технологии очного обучения, как технология проблемного обучения, проектные технологии, технология развития критического мышления, технология исследовательского обучения, технология индивидуализированного обучения и т. д. Тем не менее, сегодня привычные для учителя технологии, методы, приемы обучения требуют адаптации к дистанционному режиму. А обязательным условием повышения качества образования в сложившейся ситуации является соответствующее обучение педагогов.

Список литературы

1. Андреева, Н. В. Шаг школы в смешанное обучение [Электронный ресурс] / Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов. — М.: Открытая школа, 2016. — URL: http://imc-yal72. ru/images/1_3.pdf (дата обращения: 10.11.2020).

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 года № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях"» [Электронный ресурс]. — URL:

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 55-64. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/23dec2020/kvo407/

http://base.garant.ru/71288438/ (дата обращения: 20.11.2020).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. — URL: https://mosmetod. ru/metodicheskoe-prostranstvo/ uchebnaya-literatura/normativnye-dokumenty/prikaz-minobmauki-rossii-ot-6-oktyabrya-2009-g-373.html (дата обращения: 09.11.2020 г.).

4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. [Электронный ресурс]. — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — URL: http://part.abatskobr.ru/media/ cms_page _media/232/%D0%9F%D1% 80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80 %D0%BD%D1 %8B%D0%B5%20%D0% BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1% 80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1% 8B%20%D0%9D%D0%90%D0%A7% D0%90%D0 % 9B%D0%AC % D0%9D % D0%90%D0%AF%20%D0%A8%D0%9 A%D0%9E%D0%9B%D0%90%2%D0% A7.1.pdf (дата обращения: 09.11.2020 г.).

Galina A. Staselovich

Kaliningrad regional institute of education development Kaliningrad, Russia

Distance-learning in the primary school: problems and perspective

Abstract. The article presents the methodological aspects, problems and perspective of the distance-learning at the level of primary general education. The variations of the organization of distance-learning during the implementation of the educational programs in frameworks of the Federal state educational standards of primary general education as a element of the compulsory part (80 %) and the part, formed by the participants of the educational process are suggested. The special attention is paid to the description of implementation form of blended learning as a way of the organization of the learning activities.

Keywords: iblended learning, distance learning, leading activity, learning activity, age-appropriate characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.