Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ МЕТОДОВ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ К УСЛОВИЯМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АДАПТАЦИЯ МЕТОДОВ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ К УСЛОВИЯМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ADULT EDUCATION / ICT COMPETENCE / TEACHING METHOD / ACTIVE TEACHING METHODS / INTERACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмакова Светлана Борисовна

В статье рассмотрены актуализированные пандемией текущего года вопросы корректировки традиционных очных методов повышения квалификации людей среднего возраста к условиям дистанционного образования. Представленный вариант адаптации реализован экспериментально согласно структуре современного занятия по ФГОС и теории учебной деятельности. При корректировке методов было учтено проведенное автором анкетирование слушателей курсов повышения квалификации на предмет оценки достоинств и недостатков дистанционной формы обучения. Предлагаются технические решения с обзором систем дистанционного обучения, сетевых сервисов, платформ и интернет-ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF METHODS OF FULL-TIME ADULT EDUCATION TO THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION

The article presents the problems of correcting the traditional full-time methods of vocational competence of adults adapted to the distance learning, being actualized in this pandemic. The proposed adapted structure is realized on the stages of the up to date lesson according Federal state educational standard and the theory of learning activities. The questionnaire survey for participants of these courses was used in the process of correcting the methods to assess the advantages and disadvantages of distance education. Technical solutions are offered with a review of distance learning systems, network services, platforms and Internet resources.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ МЕТОДОВ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ К УСЛОВИЯМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.018.46

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шмакова С. Б. Адаптация методов очного обучения взрослых к условиям дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 31-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/23dec2020/kvo404/

Шмакова Светлана Борисовна | shmakova.sb@iro18.ru

Специалист по учебно-методической работе АОУ ДПО УР ИРО Ижевск, Россия

Адаптация методов очного обучения взрослых к условиям дистанционного образования

Аннотация. В статье рассмотрены актуализированные пандемией текущего года вопросы корректировки традиционных очных методов повышения квалификации людей среднего возраста к условиям дистанционного образования. Представленный вариант адаптации реализован экспериментально согласно структуре современного занятия по ФГОС и теории учебной деятельности. При корректировке методов было учтено проведенное автором анкетирование слушателей курсов повышения квалификации на предмет оценки достоинств и недостатков дистанционной формы обучения. Предлагаются технические решения с обзором систем дистанционного обучения, сетевых сервисов, платформ и интернет-ресурсов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, повышение квалификации, обучение взрослых, ИКТ-компетентность, метод обучения, активные методы обучения, интерактивные методы обучения.

Вопросы перехода на дистанционное образование (далее — ДО) на сегодняшний день занимают существенную долю

исследований отечественных и зарубежных авторов. В условиях пандемии 2020 года экстренный перенос обучения с очного на дистанционное выявил многие дефициты этой формы обучения во всем мире и, в частности, в России. Однако причиной этих дефицитов явилась не сама дистанционная форма обучения как таковая, а именно срочность перехода, которая показала ущербность слепого переноса очных методов обучения на дистанционные и отсутствие четкой и выверенной системы работы на новых платформах. Вместе с тем, спустя многие месяцы работы в дистанционной форме обучения обозначились как ее недостатки, так и преимущества. На каждом уровне образования (дошкольное, начальное, основное, среднее общее и т. д.) они свои, что обусловлено спецификой уровня, в том числе возрастными особенностями обучающихся. Анализ достоинств и недостатков ДО в системе дополнительного профессионального образования обозначил необходимость корректировки методов обучения людей среднего возраста, применяемых при очной форме обучения, и их адаптации к формату ДО.

УДК 37.018.46

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шмакова С. Б. Адаптация методов очного обучения взрослых к условиям дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 31-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/23dec2020/kvo404/

Целью данного исследования является адаптация методов повышения ИКТ-ком-петентности взрослых к условиям дистанционного образования.

В период с апреля по июнь 2020 года нами было проведено анкетирование слушателей дистанционных курсов повышения квалификации. В анкетировании приняли участие 130 человек, завершивших обучение на том или ином образовательном курсе под нашим организационно-методическим сопровождением. Цель анкетирования — анализ преимуществ и недостатков инструментальных, методических, содержательных компонентов дистанционного образования. Вопросы были открытые, вариантов ответов не предлагалось. Особый интерес представляют ответы на следующие вопросы анкеты:

- Выделите отрицательные стороны дистанционной формы обучения именно для Вас.

- Выделите положительные стороны дистанционной формы обучения именно для Вас.

В ходе анкетирования были сформулированы преимущества и недостатки дистанционной формы обучения людей среднего возраста. Заметим, что большинство слушателей выделяют одни и те же особенности обучения в ДО, однако у одних они были указаны как недостаток, у других — как преимущество. Используя эти данные, сопоставим их с выявленными нами ранее [1] принципами обучения людей среднего возраста. Обобщим все значимые ответы проведенного анкетирования с указанием количества отметивших ту или иную особенность респондентов (таблица 1).

Принципы обучения людей среднего возраста Достоинства ДО при реализации принципа Недостатки ДО при реализации принципа

Принцип отказа от критики слушателей - Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, что соответствует принципу обучения взрослых (19 чел.). - Обратная связь зачастую автоматизирована (проверяется автоматически образовательной платформой), что повышает объективность и прозрачность оценивания (98 чел.) Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом к обучению (111 чел.)

Принцип равенства - Возможность обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (130 чел.) - Проблема идентификации пользователя, сомнения преподавателя в аутентичности авторства при проведении обратной связи (120 чел.)

Таблица 1 — Анализ достоинств и недостатков ДО в соответствии с принцами обучения людей среднего возраста

УДК 37.018.46

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шмакова С. Б. Адаптация методов очного обучения взрослых к условиям дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 31-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/23dec2020/kvo404/

Принципы обучения людей среднего возраста Достоинства ДО при реализации принципа Недостатки ДО при реализации принципа

- Равные возможности получения образования независимо от места проживания, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого. (102 чел.) - Обучение не учитывает поведенческий тип обучающегося (экстравертам очень трудно работать в ДО) (74 чел.)

Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта Не выявлено - Невозможность или сложность обращения к практическому опыту представителей многих профессий (102 чел.). - Нехватка живого общения с преподавателем и обучающихся между собой (130 чел.)

Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний - Побуждение к саморазвитию при самостоятельном изучении той или иной темы (54 чел.). - Происходит параллельное незапланированное освоение средств обучения (32 чел.) - Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий (необходима сильная мотивация, самодисциплина) (130 чел.). - Необходимость разбираться в цифровых технологиях, осваивать средства обучения (95 чел.). - Работа в командах затруднена, сложность взаимодействия между членами команд (85 чел.)

Принцип индивидуализации обучения - Возможность использования разнообразных материалов для демонстраций (115 чел.). - Возможность планирования своего времени (128 чел.). - Слушатели, чувствующие себя психологически некомфортно в больших аудиториях, могут успешнее справляться с индивидуальными заданиями (63 чел.). - Возможность усвоения информации на индивидуальном уровне (лекцию можно прослушать повторно или поставить на паузу) (115 чел.) - Технические проблемы (отсутствие цифровой техники, зоны покрытия сетью Интернет и так далее) (130 чел.). - Требуется наличие элементарной общепользовательской ИКТ-компетентности (96 чел.)

Принцип комфортности обучения - Возможность обучаться в любое время и в любом месте (130 чел.) - Негативное воздействие компьютера на здоровье при длительной работе (130 чел.)

УДК 37.018.46

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шмакова С. Б. Адаптация методов очного обучения взрослых к условиям дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 31-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/23dec2020/kvo404/

Принципы обучения людей среднего возраста Достоинства ДО при реализации принципа Недостатки ДО при реализации принципа

- Мобильность обучения, выход с любого носителя (130 чел.) - Невозможность создания соответствующих условий занятий, много отвлекающих факторов (64 чел.)

Принцип актуализации результатов обучения Обучение без отрыва от производства (130 чел.). Как следствие: незамедлительное внедрение полученной информации в свою трудовую деятельность Затруднительность получения моментального ответа преподавателя и других обучающихся на возникшие вопросы (125 чел.)

Принцип системности обучения Автоматизация открытия следующих блоков обучения в цифровых платформах (54 чел.) Не выявлено

Принцип активного творчества Не выявлено - Технические и концептуальные проблемы в процессе творчества (115 чел.). - Отсутствие многих каналов восприятия в связи с появлением «посредника» в виде компьютера (язык тела, жестов и т. п. утеряны)

Анализируя результаты анкетирования (таблица 1) далее, выявим возможность использования преимуществ или корректировки недостатков для дальнейшей адаптации методов обучения.

Отсутствие постоянного контроля над обучающимися, с одной стороны, соответствует принципу отказа от критики слушателей (отметили 54 человека), с другой стороны — снижает мотивацию к обучению (отметили 111 человек). Соответственно, отказываться от промежуточного контроля деятельности слушателей в рамках курса не следует. Одним из вариантов такового может быть выборочная моментальная отправка преподавателю скриншотов личных конспектов или

видеофиксации хода выполнения практического задания.

Проблема идентификации пользователя при автоматизированном рефлексивно-оценочном этапе, отмеченная большинством респондентов, может быть нивелирована путем технических доработок используемых платформ обучения. В некоторых случаях — использование сертификата ключа проверки электронной подписи, в других — использование онлайн-камеры.

Сложность обращения к практическому опыту некоторых слушателей — на наш взгляд, самый серьезный недостаток ДО. Со временем при условиях

УДК 37.018.46

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шмакова С. Б. Адаптация методов очного обучения взрослых к условиям дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 31-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/23dec2020/kvo404/

государственной поддержки он может быть частично сглажен посредством разработки и широкого внедрения дистанционных симуляторов. Пока такие меры не приняты, самым простым способом трансляции практических работ узкого профиля (декоративно-прикладное творчество, работа на станках с числовым программным управлением, работа в лабораториях и т. д.) является видеотрансляция.

Затруднения работы в командах на поисково-исследовательском и практическом этапах курса могут быть частично или полностью преодолены при правильном выборе преподавателем платформы для взаимодействия участников команд. В нашем случае таковыми стали синхронизированная работа в ресурсе «Семинар» системы ДО Moodle, в некоторых курсах — встречи микрогрупп в Zoom с выборочным подключением к ним преподавателя для отслеживания хода работ. В большинстве случаев удобным оказывается использование сервисов пакета Google Suite. Эти и другие варианты (для некоторых участников удобной оказывается работа в социальных сетях, мессен-джерах) должны быть заранее выбраны группами под контролем преподавателя с учетом индивидуальных факторов, а также тематики конкретного курса.

Необходимость самостоятельно разбираться в цифровых технологиях, осваивать средства обучения на всем протяжении курса зафиксирована большинством респондентов как недостаток ДО. На наш взгляд, к этой особенности

работы в ДО можно отнести также необходимость наличия элементарных общепользовательских ИКТ-компетентностей у слушателей любых курсов дистанционной формы. Зачастую нехватка таких компетентностей делает перенос некоторых курсов по обучению взрослых ИКТ на дистанционное обучение неприемлемым. Единственным решением в подобных случаях, на наш взгляд, является отказ от проведения курсов по обучению слушателей работе с персональным компьютером.

Нехватка живого общения с преподавателем и обучающихся между собой, затруднения учета поведенческого типа обучающегося — эти аспекты ДО могут быть скорректированы только входной диагностикой и индивидуальным подходом при обучении. Решить частично эту проблему можно использованием онлайн-ресурсов, видеозвонками с трансляцией экрана, использованием Whiteboard в Zoom или Google Jambord. Полностью решить данную проблему не удастся.

Учет всех достоинств ДО при реализации принципа индивидуализации обучения позволит повысить эффективность поисково-исследовательского этапа курса: возможность использования разнообразных материалов для демонстраций, возможность планирования личного времени при поиске и изучении материалов, усвоения материала на индивидуальном уровне. С технической стороны мы видим в перечисленном значительные преимущества перед очной формой

УДК 37.018.46

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шмакова С. Б. Адаптация методов очного обучения взрослых к условиям дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 31-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/23dec2020/kvo404/

обучения: возможность записать занятие на видео с трансляцией практической работы преподавателя в том или ином программном обеспечении; возможность просмотра данной видеозаписи каждым обучающимся с учетом его индивидуальных особенностей; упрощение синхронизации с другими преподавателями этого же курса при просмотре данной видеозаписи и т. д.

Отмеченная большинством слушателей возможность обучаться в любое время, в любом месте, с любого технического устройства и без отрыва от производства, на наш взгляд, является несомненным преимуществом ДО перед очным. Тем не менее, многие респонденты этот аспект указали в недостатках ДО в связи с наличием множества отвлекающих факторов при занятиях в любом месте. В такой ситуации можно рекомендовать слушателям придерживаться четкого режима занятий, выбрать это удобное для них время и место, в котором будут отсутствовать посторонние люди и звуки.

Вместе с предыдущим аспектом необходимо учесть затруднительность получения моментального ответа преподавателя и других обучающихся на возникшие вопросы. Мы предлагали нашим слушателям по подгруппам выбрать специально отведенные короткие временные отрезки в течение дня, в которые преподаватель консультировал бы только их. Связь осуществлялась через Zoom, а иногда по групповому звонку через мессенджер.

Такие недостатки ДО, как технические проблемы, не зависящие от преподавателей и кураторов курса (отсутствие цифровой техники, зоны покрытия сетью Интернет и т. п.), а также негативное воздействие компьютера на здоровье при длительной работе, мы можем только учесть в дальнейшем: повлиять на эти аспекты не представляется возможным. Рекомендация для решения данных проблем может быть только такой: устраивать перерывы (особенно при онлайн-транс-ляциях) чаще, чем при очной форме обучения. Одним перерывы нужны будут для решения технических проблем, другим — для отдыха.

Необходимо обозначить, что слушатели, участвующие в анкетировании, проходили обучение на разных курсах повышения квалификации у разных преподавателей.

Учитывая полученную информацию (таблица 1), ответим на основной вопрос исследования: как адаптировать очные методы работы со взрослыми к дистанционным в ходе реализации авторского алгоритма?

Основные особенности, принципы и методы обучения взрослых уже были сформулированы автором исследования [1, с. 25]. На основании этого был представлен и апробирован алгоритм применения методов обучения взрослых ИКТ в свете теории учебной деятельности [2, с. 83], реализованный при очной форме обучения. Обратимся к нему вновь (таблица 2).

УДК 37.018.46

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шмакова С. Б. Адаптация методов очного обучения взрослых к условиям дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 31-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/23dec2020/kvo404/

Таблица 2 — Алгоритм применения методов обучения взрослых ИКТ в соответствии с этапами занятия

Этапы занятия Последовательность использования методов на этапе

Мотивационно-целевой этап - демонстрация; - опросно-ответный метод; - мозговой штурм; - дискуссия; - лекция

Ориентировочный этап - групповое обсуждение; - метод «Консилиум»

Поисково-исследовательский этап - совместная практическая работа в микро-группах (по 2 человека)

Практический этап - метод проектов с использованием авторского метода «лестница»

Рефлексивно-оценочный этап - дискуссия

Исходя из предложенной структуры (таблица 2) необходимо проанализировать возможность технической адаптации каждого метода повышения ИКТ-компе-тентности взрослых к условиям дистанционного образования, рекомендовать эффективные инструменты, сервисы, платформы для реализации каждого. Данное исследование было апробировано нами в период с июля по сентябрь 2020 на четырех дистанционных авторских курсах повышения квалификации разной тематики, численность каждой группы составила от 20 до 30 человек, всего в работе приняло участие 103 слушателя. Необходимо отметить, что все дистанционные курсы проводились в системе ДО (далее — СДО) Moodle, которая хорошо справляется с любыми курсами офлайн, но не имеет ресурсов для организации видов работ онлайн. В связи с этим некоторые методы автор

применял на других ресурсах. Важно, на наш взгляд, грамотно начать работу со слушателями еще до начала курса: СДО Moodle удобна в качестве стартовой. Заранее подготавливается база электронных адресов слушателей, размещаются блоки курса (часть из них первоначально закрыта), рассылаются логины и пароли к личным кабинетам, регулируется связь, осуществляется входная диагностика и т. д. Еще на этом организационно-методическом этапе во входной диагностике сразу обозначается режим занятий, программа для выходов в онлайн-трансляции (дается время для ее установки), распределяются микрогруппы.

Перечислим наши технические рекомендации по адаптации методов повышения ИКТ-компетентности взрослых к условиям дистанционного образования. Разобьем

УДК 37.018.46

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шмакова С. Б. Адаптация методов очного обучения взрослых к условиям дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 31-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/23dec2020/kvo404/

методы на две группы: онлайн и офлайн. В некоторых случаях обозначим возможность их двоякой реализации.

Демонстрация проводилась через разные программы в зависимости от тематики курса. Так, в курсе по разработке мультимедийных игр демонстрировались три игры через Zoom. В курсе по компьютерному дизайну слушателям высылалась ссылка на облачный сервис с проектами для просмотра. В курсе по видеомонтажу рассылалась ссылка с видео на канале YouTube. Эффективнее реализовывать метод онлайн, так как демонстрируемые продукты (мультимедийные игры, например) являются интеллектуальной собственностью авторов, высылать их ссылками не является корректным.

Опросно-ответный метод был реализован онлайн через элемент курса «Тест» СДО Moodle. В другом случае — через Google-форму с тестом. Так как в моти-вационно-целевом этапе тест является входной диагностикой, то решением проблемы идентификации пользователя стало подключение онлайн-камеры, установления в тесты таймера.

Метод мозгового штурма, групповое обсуждение и дискуссия велись онлайн. При численности группы более 20 человек дискуссия-диалог была выстроена в письменном виде при помощи элемента курса «Форум» или «Чат» в СДО Moodle. При малочисленной группе данный метод был реализован через онлайн трансляцию Zoom, Google Hangouts.

Безусловно, ведение трансляции эффективней, и выделенные респондентами недостатки (отсутствие живого общения, затруднительность получения моментального ответа преподавателя и других обучающихся на возникшие вопросы и т. п.) нивелируются. Однако практика показала, что при многочисленной группе организовать хорошее вещание не представляется возможным, начинаются технические проблемы.

О лекции. Учитывая проведенное анкетирование, лекция была организована офлайн. Лекции записывались заранее и выкладывались на платформу. Таким образом, все достоинства реализации принципа индивидуализации образования были учтены (каждый изучал материал в своем темпе, в удобном месте и т. п.).

Метод «консилиум» — это авторский интерактивный метод [Там же]. С технической стороны, метод сложно организовать в дистанционной форме, так как он интерактивный и предполагает работу в общем проекте (файле). В классе на его реализацию уходит 15 минут, при дистанционной форме он становится очень затянутым, в итоге теряя свое основное назначение — оперативное заполнение экспертных листов по каждому этапу общего проекта. В связи с этим метод был адаптирован и упрощен до создания общей Google-формы, которая заполнялась слушателями и преподавателем онлайн в назначенный промежуток времени, а преподаватель параллельно вел трансляцию с демонстрацией

УДК 37.018.46

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шмакова С. Б. Адаптация методов очного обучения взрослых к условиям дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 31-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/23dec2020/kvo404/

Whiteboard в Zoom, на которую выводил варианты «диагнозов», копируя их из общего заполняемого документа.

Поисково-исследовательский этап сводился к практической работе в микрогруппах. Слушатели искали материалы для конструирования проектов. Заметим, что данный метод не претерпел каких-либо существенных изменений с переходом на дистанционную форму: слушателями создавалась общая сетевая папка с материалами.

Метод практического этапа при дистанционной форме был изменен. Авторский метод «лестница» был сохранен нами в ДО лишь в двух конкретных курсах: «Разработка мультимедийной игры», «Ведение отчетности в MS Excel». Это обусловлено технически: только эти программы (MS PowerPoint и MS Excel) без технических заминок могут поддерживать общий доступ слушателей более 25 человек через G Suite. Работу в иных программах (например, Adobe Photoshop) организовать совместно не представилось возможным, так как одновременно можно работать лишь в тех сервисах или приложениях, которые изначально являются онлайн-инструментами и все файлы хранятся на сервере. В связи с этим практический этап проводился методом проектов. Задачи проекта выписывались на доске Google Jambord, где демонстрировалось продвижение команды по проекту. Работа велась в одном файле, который участники команды пересылали друг другу. Рекомендации, ход и итоги исследований были представлены в Googte

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

презентациях, финальный видеоролик выкладывался гиперссылкой. Таким образом, временные затраты практического этапа изменились: при методе «лестница» этап реализовывается за 2 часа, при проектном методе — за 8 часов.

Необходимо отметить, что мы не ставили своей задачей выяснить, какая форма обучения (очная или дистанционная) наиболее эффективна при обучении взрослых в нашей структуре методов. Эффективнее, однозначно, очная, о чем уже велась речь в предыдущих исследованиях [3], исходит это из особенностей и принципов обучения взрослых (страх перед использованием компьютера, состояние зрения, низкая компьютерная грамотность и т. д.). Цель исследования обусловлена реалиями текущей ситуации: адаптировать очные методы обучения к условиям дистанционной формы так, чтобы минимизировать риски и недостатки обучения.

Нами были выявлены недостатки и достоинства работы в ДО, которые мы учли при корректировке методов обучения. Проведенные по адаптированным методам курсы показали свою состоятельность при проведении оценочного этапа: слушатели точно так же, как и при очной форме, положительно выполнили все зачеты. Отметим, что сроки курсов также остались прежними (согласно учебному плану очных групп), однако в рамках отведенных дней общее время нахождения у компьютера значительно увеличилось. Проведенное исследование позволило учесть преимущества и

УДК 37.018.46

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шмакова С. Б. Адаптация методов очного обучения взрослых к условиям дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 31-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/23dec2020/kvo404/

недостатки ДО при адаптации очных методов повышения ИКТ-компетентно-сти взрослых к условиям дистанционного образования. Отметим выявленные нами положительные стороны обучения в дистанционной форме в сравнении с очной (помимо выделенных в таблице 1):

- у слушателей сформировались все три вида ИКТ-компетентностей (общепользовательская, предметно-педагогическая, общепедагогическая), тогда как при очной форме обучения у большинства педагогов сформированные ИКТ-компетентности являются общепользовательскими. Это обуславливается тем, что слушатель полностью строит педагогическую деятельность в информационной среде;

- цена курса снижается в связи с отсутствием амортизации техники, транспортными расходами, проживанием, приобретением раздаточных материалов и прочим;

- минимизируются трудозатраты преподавателя на некоторых этапах обучения (автоматизация тестирований, проверок).

Отметим отрицательные стороны обучения в дистанционной форме (помимо выделенных в таблице 1):

- при наличии аналогичного конечного результата общие трудозатраты преподавателя и слушателей увеличиваются примерно в полтора раза (общее время нахождения у компьютера);

- невозможность адаптации к дистанционной форме некоторых продуктивных методов, необходимость их замены менее эффективными;

- регулярное решение технических проблем, в связи с этим — необходимость оплаты труда техника-консультанта;

- значительное снижение явки на курсы повышения квалификации в дистанционном формате. Как следствие, снижение дохода от проведения курсов.

Таким образом, предложенный нами вариант адаптации методов считаем эффективным. Однако рекомендуем сочетать очную и дистанционную форму при проведении курсов, реализуя практический этап очно.

Список литературы

1. Шмакова, С. Б. Особенности обучения людей среднего возраста в системе повышения квалификации / С. Б. Шмакова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2018. — № 1 (124). — С. 24-30.

2. Шмакова, С. Б. Структура применения методов обучения взрослых информационно-коммуникационным технологиям в свете теории учебной деятельности / С. Б. Шмакова // Социально-экономическое управление: теория и практика. — 2019. — № 4. — С. 81-84.

3. Шмакова, С. Б. Эффективные методы развития профессиональной информационно-коммуникационной компетентности взрослых / С. Б. Шмакова // Вестник Саратовского областного института развития образования. — 2018. — № 4 (16). — С. 119-125.

УДК 37.018.46

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шмакова С. Б. Адаптация методов очного обучения взрослых к условиям дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 31-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/23dec2020/kvo404/

Svetlana B. Shmakova

Institute of Education Development Izhevsk, Russia

Adaptation of methods of full-time adult education to the conditions of distance education

Abstract. The article presents the problems of correcting the traditional full-time methods of vocational competence of adults adapted to the distance learning, being actualized in this pandemic. The proposed adapted structure is realized on the

stages of the up to date lesson according Federal state educational standard and the theory of learning activities. The questionnaire survey for participants of these courses was used in the process of correcting the methods to assess the advantages and disadvantages of distance education. Technical solutions are offered with a review of distance learning systems, network services, platforms and Internet resources.

Keywords: distance learning, professional development, adult education, ICT competence, teaching method, active teaching methods, interactive teaching methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.