Научная статья на тему 'РЕБЕНОК И СЕМЬЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ'

РЕБЕНОК И СЕМЬЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1072
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION / FAMILY / FAMILY VALUES / FAMILY UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урбанович Любовь Николаевна, Жариков Денис Сергеевич, Снопок Мария Сергеевна

В статье приведены результаты исследования мнения родителей учащихся общеобразовательных организаций Калининградской области относительно внедрения в учебный процесс цифровых образовательных технологий, выявлен ряд проблем, рассмотрены их возможные причины и намечены пути решения. Данная статья будет полезна как родителям школьников, так и педагогам, в частности, классным руководителям, при подготовке к проведению родительских собраний и иных мероприятий информационно-просветительской направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD AND THE FAMILY IN THE DIGITAL ENVIRONMENT: CURRENT CHALLENGES

The article presents the results of the research of the opinion of parents of educational organization students in Kaliningrad region about the implementation of the digital educational technologies in the learning process; the series of problems are identified, their possible causes are considered, the ways of the solution are outlined. This article will be useful for both parents of schoolchildren and teachers, in particular class teachers, while preparing to parent-teacher meetings and other events with the informative ecclesiastical orientation.

Текст научной работы на тему «РЕБЕНОК И СЕМЬЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

Урбанович Л. Н., Жариков Д. С., Снопок М. С. Ребенок и семья в цифровом пространстве: вызовы современности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 24-30. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo403/

Урбанович Любовь Николаевна | [email protected]

Кандидат педагогических наук, доцент Заместитель руководителя

Духовно-просветительский центр Калининградской епархии Калининград, Россия

Жариков Денис Сергеевич | [email protected]

Руководитель учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Снопок Мария Сергеевна | [email protected]

Методист учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Ребенок и семья в цифровом пространстве: вызовы современности

Аннотация. В статье приведены результаты исследования мнения родителей учащихся общеобразовательных организаций Калининградской области относительно внедрения в учебный процесс цифровых образовательных технологий, выявлен ряд проблем, рассмотрены их возможные причины и намечены пути решения. Данная статья будет полезна как родителям школьников, так и педагогам, в частности, классным руководителям, при подготовке к проведению родительских собраний и иных мероприятий информационно-просветительской направленности.

УДК 37.014.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровые образовательные технологии, цифровизация, семья, семейные ценности, семейное воспитание.

Каждая эпоха диктует свои требования к личности и определяет набор соответствующих ей жизненно важных установок, идеалов, профессиональных навыков. Одной из самых значимых тенденций последнего десятилетия XX и начала XXI вв. является стремительное развитие технологий и внедрение циф-ровизации во все сферы жизни человека.

УДК 37.014.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Урбанович Л. Н., Жариков Д. С., Снопок М. С. Ребенок и семья в цифровом пространстве: вызовы современности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 24-30. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo403/

Как принято уточнять, переход от «эры Гутенберга» к «эре Цукерберга» произошел стремительно и спровоцировал серьезные изменения в экономической, политической, социальной и других сферах. Это повлекло за собой изменения в системе межличностных, брачно-се-мейных, детско-родительских, межпо-коленческих отношений, спровоцировало трансформацию семейного уклада. И пока взрослые неспешно осваивали цифровые технологии и осуществляли поиск своего места в новом мире, дети со свойственными им легкостью и любознательностью быстро вошли в новую реальность.

Возможно, еще долго взрослые — родители и педагоги — не обращали бы столь пристального внимания на происходящие изменения, связанные с цифрови-зацией, если бы не ситуация со стремительным переходом к дистанционному формату обучения в условиях массовой самоизоляции в период пандемии новой коронавирусной инфекции, который обострил многочисленные проблемы в различных сферах жизнедеятельности человека — от семейной до общественной, включая школьное образование.

Во-первых, к организации онлайн-обу-чения оказались не готовы ни дети, ни педагоги, ни родители, поэтому всем в очень сжатые сроки нужно было освоить новые методы и формы взаимодействия. В результате полученный опыт для многих оказался стрессовым и, как следствие, непривлекательным, вызвав неприятие со стороны всех участников

образовательных отношений. Об этом ярко свидетельствуют сообщения в родительских и педагогических сообществах в социальных сетях и мессенджерах, относящиеся к периоду дистанционного обучения.

Во-вторых, ситуация, когда вся семья оказалась «вынужденно вместе» в ограниченном пространстве своего дома, квартиры, обнаружила существенные внутрисемейные проблемы. Как известно, семья — это система, в которой существуют свои подсистемы — супружеская, детско-родительская, межпоколенчес-кая. И каждая из этих подсистем, проходя «проверку на прочность», обнаружила хрупкость отношений, нежелание и неумение общаться друг с другом, отсутствие эмоциональной близости и неспособность организовывать и осуществлять совместные семейные дела. При этом подавляющее большинство родителей основной причиной возникших сложностей считает именно режим самоизоляции и связанные с ним дистанционные обучение и удаленную работу. Недаром один из самых часто задаваемых вопросов летом 2020 года — «пойдут ли дети 1 сентября в школу?» Социальные сети и новостные ленты пестрели официальными заявлениями и домыслами на эту тему.

Однако становится очевидным, что в новых условиях система образования не может оставаться прежней, хотя бы в силу того, что перед ней стоят совершенно новые вызовы и задачи. Не случайно одним из направлений

УДК 37.014.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Урбанович Л. Н., Жариков Д. С., Снопок М. С. Ребенок и семья в цифровом пространстве: вызовы современности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 24-30. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo403/

модернизации системы образования в рамках национального проекта «Образование» отмечено развитие цифровой образовательной среды [2]. В 2020 году Калининградская область вошла в число 14 пилотных регионов по внедрению цифровой образовательной среды в школах, и это обстоятельство спровоцировало тревогу в родительском сообществе региона.

Что именно беспокоит родителей? Этот вопрос был исследован в рамках секции «Ребенок и семья в цифровом пространстве» межрегионального педагогического форума «Человек в цифровом мире», который проходил с 24 августа по 10 сентября 2020 года на базе Калининградского областного института развития образования. Одна из задач данного события состояла в создании условий для актуализации и обсуждения в родительском сообществе проблем, которые могут возникнуть при внедрении цифровой образовательной среды, определении точек опоры для родителей и педагогов при воспитании и образовании детей в цифровую эпоху. В дискуссии принимали участие педагоги, психологи, специалисты в области информационных технологий, врачи, представители общественных организаций и родители школьников Калининградской области.

На этапе подготовки было проведено анкетирование родителей учащихся общеобразовательных организаций Калининградской области. Анкетирование проводилось с целью выявления

первичных представлений родителей о цифровой образовательной среде, их отношении к нововведениям в системе образования, а также понимании преимуществ и рисков «цифры» для здоровья детей и внутрисемейных отношений. В опросе приняли участие более 1500 респондентов, проживающих в Калининградской области и имеющих детей школьного возраста. Из них — 93 % женщин и 7 % мужчин.

Прежде всего, респондентам было предложено ответить на вопрос, знают ли они о проекте «Цифровая образовательная среда». Данный вопрос был направлен на выявление уровня информированности родителей учащихся о проекте. Результаты опроса показали, что только 32 % респондентов что-то слышали о данном проекте, причем 8 % из них выразили негативное отношение к участию в нем. Большая часть респондентов (68 %) отметили, что ничего не знают о таком проекте. Таким образом, можно сделать предварительный вывод, что уровень информированности родителей о проекте «Цифровая образовательная среда» в Калининградской области крайне низкий, несмотря на то, что регион вошел в число «пилотных» по его реализации.

При ответе на вопрос, какие варианты применения цифровых образовательных технологий для родителей представляются приемлемыми и своевременными, респондентам была предоставлена возможность выбрать один или несколько из представленных вариантов в анкете либо предложить свой.

УДК 37.014.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Урбанович Л. Н., Жариков Д. С., Снопок М. С. Ребенок и семья в цифровом пространстве: вызовы современности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 24-30. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo403/

Результаты опроса показали, что большинство родителей (более 55 %) считают приемлемым использование цифровых образовательных технологий в случае болезни детей или иных форс-мажорных обстоятельств, а также для самостоятельного восполнения пробелов в знаниях (около 45 %). Лишь четверть родителей видят в цифровых образовательных технологиях возможность выстроить для ребенка индивидуальную образовательную траекторию, учитывающую его интересы, особенности и потребности, включая как выбор предметов, курсов, модулей для углубленного изучения, так и выбор педагога, в том числе и из других регионов страны. Часть респондентов выразила готовность использовать цифровые образовательные технологии при выполнении домашних заданий и для отслеживания успеваемости учащихся.

Некоторое количество респондентов (около 10 %) высказали крайне негативное отношение к вопросу применения возможностей цифровой образовательной среды в процессе обучения школьников, оставив категоричные отзывы: «Не приемлемо», «Никакие» и т. п.

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод, что большинство родителей готовы принять цифровые образовательные технологии в качестве вспомогательных средств при обучении детей, но опасаются замены традиционного обучения в школе на онлайн-обу-чение. Данные опасения, как представляется, можно объяснить в целом низким уровнем информированности родителей

о проекте «Цифровая образовательная среда».

Родителям также был предложен вопрос, какие риски применения цифровых образовательных технологий при обучении они видят для своих детей. Данный вопрос был ориентирован на определение основных опасений родителей, связанных с внедрением цифровой образовательной среды в учебный процесс и применением цифровых образовательных технологий. Респондентам было предложено выбрать один или несколько из предложенных ответов, либо предложить собственный вариант.

Абсолютное большинство опрошенных (около 90 %) отметило все предложенные варианты:

- дети не смогут себя организовать в цифровом образовательном пространстве;

- мотивационных ресурсов у учащихся недостаточно для получения качественного образования в условиях цифровой образовательной среды;

- в условиях цифровой образовательной среды у ребенка снизится успеваемость и уменьшатся шансы на поступление в вуз;

- качественные цифровые учебные материалы и техника необходимая для применения цифровых образовательных технологий могут быть дорогостоящими и, как следствие, недоступными.

Практически всех участников опроса беспокоят те или иные риски, связанные

УДК 37.014.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Урбанович Л. Н., Жариков Д. С., Снопок М. С. Ребенок и семья в цифровом пространстве: вызовы современности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 24-30. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo403/

с ухудшением физического и психического здоровья детей в условиях цифровой образовательной среды.

Некоторая часть родителей дополнительно высказывала следующие опасения:

- асоциализация детей вследствие недостатка очного общения со сверстниками и педагогами;

- попытка переложить ответственность за качество образования со школы на плечи родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных родителей считает традиционную школу местом, где ребенок в первую очередь получает навыки самоорганизации, коммуникации, работы в команде. При этом педагог воспринимается как некий ментор, который, с одной стороны, мотивирует учащихся к обучению, а с другой — несет ответственность за результаты учебной деятельности.

Кроме того, многих родителей беспокоит техническая сторона вопроса: «Как будет проходить обеспечение детей необходимой техникой? Как будут учиться дети, у которых нет доступа к Интернету?» У части респондентов вызывает опасение информационная безопасность детей: «Как будет обеспечиваться безопасность детей в цифровом пространстве?» Вызывает сомнение у родителей и уровень профессиональной подготовленности педагогов к осуществлению образовательной деятельности с помощью цифровых технологий. Однако одним из самых распространенных вопросов,

демонстрирующих обеспокоенность родителей, стал вопрос о полном переходе школьного образования в дистанционный формат.

Итак, становится очевидным, что подавляющее большинство родителей цифровую образовательную среду понимают узко — только как дистанционное обучение. Также любое упоминание цифровых образовательных технологий, зачастую, воспринимается как попытка полностью заменить очное обучение на «цифру». При этом одним из самых болезненных моментов становится возрастающая нагрузка на родителей по обеспечению и контролю качества обучения детей.

В контексте взаимодействия семьи и школы в цифровом пространстве актуальным и проблемным стал вопрособизменении психологического климата в семье. На вопрос, повлияет ли цифровизация на психологический климат в семье, семейный уклад и внутрисемейные отношения, значительная часть опрошенных (43 %) ответила, что в результате цифровизации системы образования дети станут более замкнутыми и необщительными, и это негативно отразится на психологическом климате в семье. Часть респондентов (14 %) боится потерять контроль над своими детьми. Около 11 % родителей высказали опасение, что недостаточный уровень их компетентности в вопросах применения цифровых технологий может снизить родительский авторитет в глазах детей.

Таким образом, примерно 2/3 респондентов считают, что цифровизация системы

УДК 37.014.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Урбанович Л. Н., Жариков Д. С., Снопок М. С. Ребенок и семья в цифровом пространстве: вызовы современности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 24-30. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo403/

образования негативно скажется как на психологическом климате в семье в целом, так и на детско-родительских взаимоотношениях.

К сожалению, трудно назвать опасения родителей безосновательными. Согласно данным лаборатории Касперского, уже в 2019 году 97 % детей в возрасте 11 лет имели свой смартфон или планшет, при этом 70 % из них не могли обходиться без своего гаджета, а около трети юношей и девушек от 14 до 18 лет почти постоянно находились в Сети [1]. Эти тревожные факты свидетельствуют, что дети предпочитают живому взаимодействию удобную коммуникацию в информационном мире. При кажущемся активном общении в цифровом пространстве отмечаются все большая социальная изоляция и замкнутость человека.

Как известно, все чаще дети со своими вопросами предпочитают идти не к родителю, а обращаться за ответом и советом к компьютерным информационным системам, получая удовлетворяющий их ответ быстро и без моральных издержек. Нередко это вызывает подрыв родительского авторитета и затрудняет выстраивание длительных доверительных отношений между родителями и детьми. У детей же фиксируется дефицит эмпатии и утрата чувства сопричастности к своей семье.

Однако около 32 % опрошенных родителей предположили, что цифровизация не повлияет на психологический климат в семье, если сложились добрые и эмоционально близкие отношения между

родителями и детьми, дети ощущают себя нужными, значимыми, ценными, их видят, слышат, замечают, с ними общаются. В этом случае семья является для ребенка зоной комфорта и безопасности. Если же дома ребенку плохо, то он будет искать альтернативные источники принятия и понимания. Поэтому, справедливо, что только живое открытое общение с детьми, совместное времяпрепровождение, вовлеченность их в активную жизнь семьи способствуют формированию прочных внутрисемейных связей и служат источником психологического благополучия как детей, так и родителей.

Таким образом, несомненно, что цифровизация образования окажет значительное влияние на учащихся и их родителей не только в плане организации и контроля обучения детей, но и в формировании внутрисемейных и детско-роди-тельских отношений.

Результаты опроса убедительно показали, что уровень осведомленности родительского сообщества региона о вопросах цифровизации системы образования очень низкий. Это может свидетельствовать как о незаинтересованности родителей в получении достоверной информации о процессах, происходящих в современной школе, так и об избытке недостоверной информации в интернет-пространстве. В любом случае, это провоцирует высокий уровень тревожности по обозначенным вопросам и не способствует взаимопониманию между родителями и педагогами, в связи с чем видится необходимым более широкое

УДК 37.014.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Урбанович Л. Н., Жариков Д. С., Снопок М. С. Ребенок и семья в цифровом пространстве: вызовы современности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 24-30. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo403/

освещение проекта «Цифровая образовательная среда» для родителей региона с акцентом на его цель, задачи, концептуальные основания и те возможности, которые открываются для каждого ребенка. Безусловно, систематическая информационно-просветительская работа поможет снизить в родительском сообществе уровень тревожности и повысить доверие к школе как социальному институту, что благотворно скажется как на психологическом состоянии учащихся, так и на взаимодействии родителей и педагогов.

В заключение выражаем благодарность всем участникам исследования. Надеемся, что его результаты, представленные в данной статье, будут полезны как педагогам, так и родителям в поисках ответов на актуальные вызовы современности и помогут сохранить крепкие внутрисемейные отношения.

Список литературы

1. Исследование «Лаборатории Каспер-ского» «Взрослые и дети в цифровом мире: когда онлайн встречается с офлай-ном» [Электронный ресурс]. — URL: https://kids.kaspersky.ru/wp-content/ uploads/sites/2/2019/04/190402_ Children_Russia_Report_Practics-1.pdf (дата обращения: 01.11.2020).

2. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. — URL: http://static. government.ru/media/files/UuG1Erc OWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 01.11.2020).

Lubov N. Urbanovich

Ecclesiastical education center of Kaliningrad Eparchy Kaliningrad, Russia

Denis S. Zharikov

Kaliningrad regional institute of education development Kaliningrad, Russia

Maria S. Snopok

Kaliningrad regional institute of education development Kaliningrad, Russia

Child and the family in the digital environment: current challenges

Abstract. The article presents the results of the research of the opinion of parents of educational organization students in Kaliningrad region about the implementation of the digital educational technologies in the learning process; the series of problems are identified, their possible causes are considered, the ways of the solution are outlined. This article will be useful for both parents of schoolchildren and teachers, in particular class teachers, while preparing to parent-teacher meetings and other events with the informative ecclesiastical orientation.

Keywords: digital educational environment, digital educational technologies, digitalization, family, family values, family upbringing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.