Научная статья на тему 'Современные формы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках регионального проекта «Ученикам XXI века»'

Современные формы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках регионального проекта «Ученикам XXI века» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / КОМАНДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЙ КОУЧИНГ / КОУЧ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ СООБЩЕСТВА / METHODOLOGICAL LEADERSHIP / TEAM TRAINING / HORIZONTAL TRAINING / METHODOLOGICAL COACHING / COACH / PEDAGOGICAL TEACHING COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева Ирена Валдовна

В статье обобщен опыт реализации международного проекта «Ученикам XXI века», задачей которого являлось обучение педагогов Калининградской области эффективным приемам развития у школьников современных навыков и компетенций «4К». Описаны примененные при реализации этого проекта современные формы развития компетенций учителей, отвечающие современным требованиям профессионального стандарта и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL SKILLS IMPROVEMENT AS A PART OF THE REGIONAL PROJECT “FOR THE PUPILS OF THE XXI CENTURY“

The article summarizes the realization of the experience of the International project "For the pupils of the XXI century" having the aim of Kaliningrad regional teachers’ training in the issues of the effective methods of the pupils’ development of modern skills and soft skills. The article describes the modern forms of teachers’ competences improvement, using in the project implementation. These forms meet the Professional Standards requirements and the requirements of continuous improvement of professional skills of teachers.

Текст научной работы на тему «Современные формы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках регионального проекта «Ученикам XXI века»»

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ивлева И. В. Современные формы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках регионального проекта «Ученикам XXI века» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo304/

Ивлева Ирена Валдовна | irenaivleva@mail.ru

Тьютор центра профессионального мастерства Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Современные формы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках регионального проекта «Ученикам XXI века»

Аннотация. В статье обобщен опыт реализации международного проекта «Ученикам XXI века», задачей которого являлось обучение педагогов Калининградской области эффективным приемам развития у школьников современных навыков и компетенций «4К». Описаны примененные при реализации этого проекта современные формы развития компетенций учителей, отвечающие современным требованиям профессионального стандарта и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

Ключевые слова: методическое лидерство, командное обучение, горизонтальное обучение, методический коучинг, коуч, педагогические обучающиеся сообщества.

Стремительный процесс глобализации, эпоха неопределенности и непредсказуемых изменений в мировой экономке в последние годы неуклонно влияет на государственную систему образования и

подталкивает образовательные организации к развитию необходимого набора навыков и компетенций у молодого поколения для укрепления конкурентоспособности и формирования стремления к постоянному росту. Хорошо известно, что инвестиции в человеческий и профессиональный капитал являются неотъемлемой частью социально-экономического развития страны. На уровне государства ставятся новые задачи формирования ключевых компетенций обучающихся с целью подготовки будущих специалистов в различных сферах деятельности. Эти задачи требуют от учителя владения новыми профессиональными компетенциями преподавания и непрерывного повышения профессионального мастерства.

По инициативе Министерства образования Калининградской области совместно с международной компанией Educare International Consaltancy (Сингапур) в сотрудничестве с Калининградским областным институтом развития

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ивлева И. В. Современные формы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках регионального проекта «Ученикам XXI века» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo304/

образования было принято решение о создании плана повышения квалификации педагогических коллективов школ в 2018/2019 учебном году. Проект, получивший название «Ученикам XXI века», направлен на поддержку Калининградской области в долгосрочном и устойчивом стремлении к развитию системы общего образования. Целью проекта стало проведение двухдневных программ профессионального развития учителей общеобразовательных организаций, а также непрерывное повышение мастерства педагогов посредством создания команды тренеров из числа учителей, способных интегрировать лучшие практики отечественной и международной педагогики в школах области.

Программу обучения педагогов по освоению эффективных приемов развития у школьников современных навыков и компетенций разработали с учетом современных требований и подходов к преподаванию, международных и общероссийских стандартов (в т. ч. ФГОС).

Выбор ключевых компетенций для профессионального развития педагогов не был случайным. Компетенции «4К» — коммуникация, коллаборация, критическое и креативное мышление — уже прочно заняли место в проектах, реформирующих систему образования по всему миру, как, в частности, показывают исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В Российской Федерации обучение этим компетенциям является неотъемлемой частью ФГОС, задачей федерального проекта «Учитель

будущего» национального проекта «Образование» в части непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. В рамках регионального проекта «Ученикам XXI века» была выстроена планомерная работа по развитию новых компетенций педагогических работников, включая административное звено и весь педагогический коллектив в целом: в форме обучающих семинаров для руководителей, командного обучения для педагогических коллективов, методического коу-чинга, а также обучающего интенсива по подготовке тренеров и работы педагогических обучающихся сообществ.

Для более эффективного обучения навыкам, необходимым для успешного функционирования в современном обществе, учителям следует расширить набор образовательных действий и стратегий, чтобы обучение ключевым компетенциям стало эффективным, а руководителям школ взять на себя лидирующую роль во внедрении этих стратегий в повседневную практику. В задачи современного директора школы входит не только организация учебного процесса и управления, но и создание условий для максимальной эффективности развития педагогического коллектива, формирования профессиональной среды становления педагогов и воспитания выпускников, готовых к жизни и работе в XXI веке. Будучи методическим лидером, именно директор школы принимает важнейшие решения о внедрении в образовательный процесс новых технологий преподавания, а также обеспечивает соответствие

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ивлева И. В. Современные формы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках регионального проекта «Ученикам XXI века» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo304/

педагогического коллектива новым требованиям в рамках профессионального стандарта. Именно поэтому в рамках проекта «Ученикам XXI века» первым шагом к успешному внедрению проекта в образовательные организации области было профессиональное развитие директоров школ на обучающем семинаре «Методическое лидерство и управление изменениями в образовательном учреждении XXI века».

Программа семинара для управленческих команд направлена на подробное изучение законов лидерства, этапов создания процесса изменений, рассмотрения фокусов проблемных зон в школьной организации. В рамках программы руководители ознакомились с приемами интеллектуального лидерства в образовании, инновационными методами управления изменениями в образовательных учреждениях. В итоге трехдневного обучения управленческие команды каждой школы сформулировали основополагающие понятия стратегического управления — видение и систему ценностей для декларирования миссии образовательной организации.

В обучающем семинаре приняли участие 85 руководителей, 30 управленческих команд. Обученная управленческая команда смогла не только познакомиться с современными методиками развития образовательной среды, но и поделиться полученными знаниями и опытом с педагогами, тем самым распространив ведущие практики преподавания и воспитания учеников на уровне школ. Ряд

управленческих команд после обучения методическому лидерству продемонстрировал самые высокие достижения, что позволило этим командам остаться лидерами в применении инновационной технологии и заметно улучшить личностные и образовательные результаты обучающихся.

Следующим важным этапом проекта «Ученикам XXI века» стало повышение квалификации педагогов школ, которое для многих впервые прошло в формате обучения всего педагогического коллектива школы (так называемого командного обучения), а не отдельных педагогов. Практика показывает, что повышение квалификации в условиях системного обучения на базе своей школы без отрыва от работы является наиболее продуктивным вариантом. Для педагогов был предложен двухдневный обучающий семинар по освоению эффективных приемов развития у школьников современных компетенций и навыков XXI века. Работая в малых группах по четыре человека, педагоги осваивали на практике принципы командного обучения и приемы формирования у школьников навыков «4К». Каждый прием тщательно отрабатывался, а групповая рефлексия позволяла педагогам одновременно обсуждать особенности и возможности использования инновационных приемов на своих уроках.

Командное обучение имеет ряд преимуществ перед обучением отдельных учителей: командная работа повышает мотивацию и сплоченность коллектива;

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ивлева И. В. Современные формы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках регионального проекта «Ученикам XXI века» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo304/

появляется корпоративный язык; в процессе обучения происходит не только получение информации от эксперта, но и горизонтальный обмен опытом и практическими знаниями; «живое» общение позволяет отработать навыки и получить обратную связь незамедлительно. Совместное обучение всего коллектива является только отправной точкой, и поэтому методическим лидерам школы важно создавать возможности для того, чтобы коллектив школы продолжал обучаться, развиваться и рефлексировал совместно, а нововведения отражались не в отдельности, а в каждом классе школы.

Интересным этапом проекта «Ученикам XXI века» стал методический коучинг для учителей, которые прошли «пилотное» двухдневное обучение и практиковали эффективные приемы развития навыков «4К» на своих уроках, а в дальнейшем стали участниками конкурсного отбора в команду тренеров для проведения педагогических семинаров. Представители Еducare, которые в роли коучей работали с каждым участником отбора, просматривали уроки и проводили индивидуальный коучинг для педагогов.

Методический коучинг представляет собой просмотр уроков и детальный анализ действий учителя и учеников с выделением преимуществ и зон развития педагога на пути внедрения новых методов преподавания. Похожую работу мог бы выполнить наставник, но есть существенное отличие наставничества от коу-чинга. Наставник знает из своего опыта,

как делать, и делится своими успешными способами, дает готовые рецепты. Коуч же помогает ставить конкретные цели, а пути их достижения выбирает сам подопечный. Они вместе ставят конкретную цель и по выбранным критериям обсуждают промежуточные результаты по ходу реализации, размышляя, как улучшить то, что еще не удается. Особенность коу-чинга состоит в том, что он предлагает набор прикладных инструментов поддержки педагога [2, с. 51]. Коучинг как эффективный метод профессионального развития служит источником вдохновения для учителя. Индивидуальный подход и подробный анализ действий учителя на уроке дает возможность учителю быть оцененным в реальных рабочих условиях, значительно продвинуться в самоанализе и педагогическом мастерстве, а также определить зоны своего роста. Данный метод работы с учителями признан самым эффективным видом профессионального развития.

Кроме того, методический коучинг в данном проекте послужил платформой для отбора наиболее подходящих кандидатур на позиции сертифицированных тренеров Educare в Калининградской области. Критерии отбора включали в себя педагогическое мастерство, умение сотрудничать с коллегами, навыки обучения взрослых, грамотное применение изученной технологии на уроках, выстраивание доверительных отношений с учениками. Отбор наиболее компетентных, опытных и мотивированных учителей имеет ключевое значение для успеха данного проекта. После внутреннего

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ивлева И. В. Современные формы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках регионального проекта «Ученикам XXI века» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo304/

отбора Калининградский областной институт развития образования представил список из 29 учителей и методистов, которые могли стать потенциальными тренерами по Программе «Эффективные приемы развития у школьников современных навыков и компетенций». По итогам методического коучинга экспертами Educare были отобраны 15 учителей и 2 методиста, которые продолжили свое обучение в рамках интенсивной программы для тренеров.

Во время интенсивной подготовки под руководством тренеров Educare команда будущих ведущих семинаров не только оттачивала свое мастерство в подаче материала, но и училась организовывать обучение взрослой аудитории и соответствующе адаптировать материал. Несмотря на то, что каждый день обучающей программы был насыщенным, тренировки — интенсивными, пребывание в аутентичной среде обучения и командный дух позитивно повлияли на работу и общий настрой тренеров.

Проект «Ученикам XXI века» показал свою актуальность и жизнестойкость. Продолжается активная работа по достижению высокого качества преподавания в школах Калининградской области. За 2019 год команда тренеров провела обучающие семинары в 42 образовательных организациях, обучено более 2000 педагогов региона.

Для учителя важным толчком к развитию педагогического мастерства является демонстрация владения новыми

приемами на открытых уроках для своих коллег. Такой демонстрацией обретенного опыта стал большой педагогический фестиваль «Урок XXI века», где учителя представили 180 уроков. Для любого педагога просмотр удачного или, наоборот, неудачного урока коллеги с последующим анализом также формирует правильное понимание изученной технологии и желание применить ее на своих уроках.

Встает закономерный вопрос: как сделать сотрудничество учителей привлекательным для каждого и настолько эффективным, чтобы в результате учительского взаимодействия в лучшую сторону менялись ученики? Одной из задач проекта является улучшение качества взаимоотношений «учитель — учитель» и создание условий для горизонтального обучения и формирования в дальнейшем педагогических обучающихся сообществ.

Педагогические обучающиеся сообщества формируются путем создания профессиональных групп учителей, объединенных одной общей задачей усиления эффективности своей деятельности. Основные задачи педагогических обучающихся сообществ — освоить новые формы обучения, улучшить практику преподавания, совершенствовать профессиональное мастерство, повысить учебные и личностные результаты учеников [1, с. 62]. При этом группа может быть объединена вокруг совершенно разных идей. В рамках реализации проекта обучающиеся учителя школы вместе с одним из тренеров объединялись, чтобы найти

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ивлева И. В. Современные формы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках регионального проекта «Ученикам XXI века» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo304/

наилучшие способы включения приемов по развитию метапредметных навыков на своих уроках. Результатом стали разработки уроков по отдельным темам для начальной школы; для учащихся, изучающих английский язык в 5 классе; для выпускников, которые готовятся сдавать экзамены по истории.

Педагогические обучающиеся сообщества — это командная форма совместного обучения, планирования, рефлексии. Обучение учителей строится по системе Р2Р («от равного равному») и опирается на принципы позитивного взаимодействия, сотворчества, профессиональной поддержки, сотрудничества и коллективной ответственности. Такое профессиональное взаимодействие укрепляет доверие в коллективе, позволяет наращивать интеллектуальный капитал, создает условия для раскрытия потенциала каждого члена сообщества. Эти условия профессионального общения формируют чувства причастности к общей цели, при этом уточняются ценности индивидуальные и коллективные, улучшаются межличностные отношения, растет сплоченность коллектива и решаются трудности эмоционального и профессионального выгорания [2, с. 61].

По итогам проведенного анкетирования 97 % педагогов, участвующих в проекте, так или иначе обозначили необходимость расширения форм педагогического взаимодействия, а также проведения регулярных

внутришкольных, муниципальных и региональных мероприятий, конференций, семинаров с фокусом на обмен опытом применения изученной технологии.

Опыт участия руководителей и учителей образовательных организаций Калининградской области в международном проекте «Ученикам XXI века» позволил расширить традиционное повышение квалификации педагогов современными формами повышения профессионального мастерства и включить в обучающие программы по развитию компетенций такие формы, как «горизонтальное обучение», формирование педагогических сообществ, методический коучинг, командное обучение педагогических коллективов. Такие формы развития педагогов отвечают сегодняшним требованиям непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование».

Список литературы

1. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / Авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. — 76 с.

2. Куксо, Е. Н. Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе / Е. Н. Куксо. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 192 с.

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ивлева И. В. Современные формы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках регионального проекта «Ученикам XXI века» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo304/

Irena V. Ivleva

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Modern forms of professional pedagogical skills improvement as a part of the Regional project "For the pupils of the XXI century"

Abstract. The article summarizes the realization of the experience of the International project "For the pupils of the XXI

century" having the aim of Kaliningrad regional teachers' training in the issues of the effective methods of the pupils' development of modern skills and soft skills. The article describes the modern forms of teachers' competences improvement, using in the project implementation. These forms meet the Professional Standards requirements and the requirements of continuous improvement of professional skills of teachers.

Keywords: methodological leadership, team training, horizontal training, methodological coaching, coach, pedagogical teaching communities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.