3. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. М.: Психотерапия. 2007. 558 с.
4. Чугуй Е.В., Кащенко С.А. Лень и леность как нарушение саморегуляции. Факторы формирования и способы искоренения лени у подростков // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. №. 4 (15). С. 170-174.
5. Якиманская И.С., Воробьева В.В. Психология лени: постановка проблемы. Оренбург, 2003.
6. Lenggono, Budi and Tentama, Fatwa. Construction measurement of academic procrastination of eleventh grade high school students in Sukoharjo // International Journal of Scientific and Technology Research. 2020. 9 (01). P. 454-459.
7. Madsen, T. The Conception of Laziness and the Characterisation of Others as Lazy // Human Arenas. 2018. 1(3). Р. 288-304. doi:10.1007/s42087-018-0018-6
8. Price D. Laziness Does Not Exist. Medium. accessed May 23, 2020.
НАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
Фурдуй Ф. И., Кишинэу (Республика Молдова), академик АНМ, доктор биологических наук, профессор, научный консультант, Институт физиологии и санокреатологии, [email protected]
Чокинэ В. К., Кишинэу (Республика Молдова), кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора, Институт физиологии и санокреатологии, valentina. ciochina@gmail. com
Фурдуй В. Ф., Кишинэу (Республика Молдова), кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт физиологии и санокреатологии, [email protected]
Врабие В. Г., Кишинэу (Республика Молдова), кандидат биологических наук, доцент, заведующий лаборатории, Институт физиологии и санокреатологии, vrabievaleria73@gmail .com
Присяжнюк В. Г., Кишинэу (Республика Молдова), аспирант ГУМФ «Николае Тестемицану», [email protected]
DOI:
В статье подчеркивается актуальность и острота проблемы психического здоровья, предопределяемые широким распространением психических расстройств. Анализируется патоцентрическая парадигма решения проблемы здоровья. На базе собственных исследований и существующих дефиниции предлагается новая гносеологическая концепция о психическом здоровье.
Ключевые слова: психическое здоровье, психические расстройства, психосанокреатология.
DIRECTED FORMATION AND MAINTENANCE OF MENTAL HEALTH - THE MOST IMPORTANT TASK OF PSYCHOPHYSIOLOGY AND PSYCHOLOGY
Furdui T. I., Chisinau (The Republic of Moldova), Academician of the Academy of Sciences of Moldova, Doctor of Biological Sciences, Professor, Scientific Research Consultant, the Institute of Physiology and Sanocreatology, [email protected]
Ciochina V. Ch., Chisinau (The Republic of Moldova), Candidate of Biological Sciences (PhD), Associate Professor, Deputy Director, the Institute of Physiology and Sanocreatology, [email protected]
Furdui V. T., Chisinau (The Republic of Moldova), Candidate of Biological Sciences (PhD), Associate Professor, Senior scientific researcher, the Institute of Physiology and Sanocreatology, [email protected]
Vrabie V. Gh., Chisinau (The Republic of Moldova), Candidate of Biological Sciences (PhD), Associate Professor, Coordinating scientific researcher, the Institute of Physiology and Sanocreatology, [email protected]
Priseajniuc V.Gr., Chisinau (The Republic of Moldova), Post-graduate student of the State University of Medicine and Pharmacy "Nicolae Testemitanu", [email protected]
The article highlights the relevance and severity of the mental health problem, predetermined by the widespread prevalence of mental disorders. The pathocentric paradigm of solving the health problem is analyzed. Based on our own research and existing definitions, a new epistemological (gnoseological) concept of mental health is proposed.
Keywords: mental health, mental disorders, psychoanocreatology.
Научные работы профессора Б.И.Теплова [5] вошли в золотой фонд психофизиологии и психологии и служат основой развития дифференциальной психологии и психофизиологии. Научные идеи Б.И.Теплова о формировании психических способностей, одаренности, творческих и индивидуально-психических особенностей в свете научных положений школы дифференциальной психологии приобрели особую актуальность в связи с развитием психосанокреатологии.
Одним из парадоксов нашего времени, когда человечество готовится к колонизации Луны и Марса, является отсутствие общепринятых научных и практических основ направленной подготовки людей с особыми высоко интеллектуальными и творческими способностями, столь необходимых для решения многочисленных кризисных проблем современного общества.
Считается, что дальнейший экономический и технологический прогресс, который обеспечит той или иной стране доминирование в будущем мире, зависит от успешной подготовки особо одаренных личностей с высоким уровнем психического здоровья, что станет возможным при разработке и внедрении научных и практических основ направленного формирования и поддержания психического здоровья, психических способностей, одаренных личностей с креативными возможностями.
Учитывая сказанное в последние годы исследования Института физиологии и санокреатологии Республике Молдовы были направлены на разработку научных и практических основ направленного создания и поддержания психического здоровья.
1. Патоцентрическая парадигма решения проблемы здоровья.
На рубеже XIX-XX века в медицине сформировалась стратегия решения проблемы здоровья, в том числе и психического, в соответствии с патоцентрической парадигмой, согласно которой индивидуальное и общественное здоровье могут быть обеспечены за счет лечения болезней, на что и были направлены научные и практические усилия медицины, материальные и финансовые средства, чем здоровье как таковое было отодвинуто на второй план. Главное свое внимание медицина направила на изучение механизмов развития болезней, на разработку методов диагностики и их лечения, полагая при этом, что здоровье воссоздастся
271
само собой вследствие эффективного лечения. Такой подход к решению проблемы здоровья был обусловлен тем, что состояние заболеваемости населения на рубеже XX-XXI веков обострилось во всем мире в связи с нарастанием глобальных кризисных процессов в природе, обществе и в жизни людей.
Однако, практика показала, что с позиции патоцентрической парадигмы не было возможным решать не только проблему здоровья, но и проблему заболеваний. Анализ заболеваемости населения и прогноз ВОЗ и отдельных ученых свидетельствует, что общая заболеваемость по многим категориям болезней не снижается, а имеет тенденцию к увеличению, что, в свою очередь, удостоверяет ухудшение состояния здоровья населения.
По существу, в решении проблем здоровья и болезней наступил кризис. Как иначе можно оценить создавшуюся ситуацию, когда по настоящее время отсутствует общепринятая дефиниция самого понятия о психическом здоровье, которое призвано стать концептуальной основой для раскрытия фундаментальных и практических основ формирования и поддержания психического здоровья.
2. Гносеологическая концепция о психическом здоровье.
Вряд ли можно указать другую область исследований организма человека, в которой мнения специалистов столь противоречивы в части концепции определения самого феномена психического здоровья. Вместе с тем, без ясной, научно-обоснованной его дефиниции нельзя ожидать особого прогресса в раскрытии механизмов формирования, поддержания и повышения уровня психического здоровья. Это и предопределило задачу - разработать новую концепцию о психическом здоровье с учетом современных данных, систем взглядов и воззрений нейрофизиологии, психологии, психиатрии и санокреатологии.
Перед тем, как изложить сущность этой концепции, вкратце представим основные взгляды относительно психического (ментального) здоровья. Поскольку ранее (2018) нами во втором томе «Трактата о научных и практических основах санокреатологии. Психическое здоровье. Психосанокреатология. Необходимость общества в ее развитии» рассматривались многие существующие определения понятия психического здоровья, укажем лишь на некоторые из них для создания общего представления о множестве отличающихся друг от друга взглядов на сущность здоровья.
Наиболее часто цитируется концептуальное определение ВОЗ, содержащееся в информационном Бюллетене № 220 (2007) [4], согласно которой «психическое здоровье можно представить как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества». Мало отличается от определение данного ВОЗ, и дефиниция ментального здоровья (аналог психического здоровья), используемая в США «...нормальное протекание психических функций, обеспечивающих продуктивную деятельность, установление отношений с другими и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неприятностями». В бывшем СССР лишь 1985 году А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский определили с точки зрения психологии понятие психологическое здоровье, которое рассматривалось, как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее регуляцию поведения и деятельности адекватной условиям окружающей действительности». Эти и другие определения понятия психического здоровья, данные в работе Б.С. Братуся, Г.К. Ушакова, Т.Ю. Артюхова, Г.И. Малейчука, А.В. Шувалова,
Б.С. Положий и др., далеко не в полной мере рефлектируют суть феномена «психическое здоровье», поскольку они зиждятся на таких понятиях ка «состояние благополучия», «справляться с обычными жизненными стрессами», «продуктивно и плодотворно работать», которые не подлежат однозначной интерпретации, не поддаются измерению, а шкала духовных ценностей и целей индивидуальны и зависят от воспитания, культуры и духовного мировоззрения.
Учитывая отсутствие общепринятого определения сути феномена «психическое здоровье» и задачи психосанокреатологии в плане разработки научных и практических основ направленного формирования и поддержания психического здоровья, представлялось необходимым разработать научно-обоснованную его дефиницию, которая стала бы ориентиром для целенаправленного формирования и поддержания в соответствии с условиями жизнедеятельности человека.
Указанная концепция базируется на аксиоме о формировании психического здоровья в процессе онтогенеза при взаимодействии субъекта с психогенными факторами среды, на феноменологии психических реакций и процессов, рефлектирующих психическое здоровье, включая и условия, влияющие на его проявления.
Согласно этой концепции, «психическое здоровье - это интегрированное сложное многомерное относительно устойчивое состояние высшей нервной деятельности организма с личностными характеристиками, детерминированное поликомпонентными нейроструктурами (нейропсихическими блоками - когнитивный, коммуникативный, эмоционально-чувственный, социально-поведенческий, личностно-смысловой), предпосылкой становления которого является генетическая программа развития организма, реализуемая вследствие взаимодействия субъекта с социальной средой: эмбриона и плода с организмом матери в антенатальном периоде; ребенка и матери - в постнатальном периоде; влияния психосоциальной среды в процессе ознакомления с окружающим миром и ассимиляцией знаний в ходе научения, работы и творческой деятельности, за счет механизмов:
1. модуляции функций нейрофизиологической интегральной системы и нейрохимической системы мозга, генетически детерминированных и зависимых от влияния ансамбля факторов среды;
2. системогенеза психо-функциональных систем, формирующихся в онтогенезе в процессе познавательной, социальной, трудовой и другой деятельности;
3. образования оценочно-исполнительных систем за счет прогнозируемой функции эмоций в процессе действия психогенных факторов и оценки адекватности своих и чужих действий, степени тревожности и благоприятности для жизнедеятельности организма, проявляющихся:
а) структурной целостностью и функциональностью ЦНС при ненарушенном мозговом кровообращении;
б) адекватным психическим отражением мозгом внутренней среды организма через потребности, ощущения удовольствия / неудовольствия, ощущения боли и др.;
в) адекватным психическим отражением мозгом внешней среды через: «совершенные» чувственные образы объективной реальности, понятия, когнитивные процессы, навыки, речь, представления, отражающие реальный мир, осознанное поведение и деятельность, коммуникабельность, уравновешивание эмоционально-волевой сферы; способностями к произвольной регуляции своих психических процессов;
273
г) способностью адекватно ориентироваться в социуме, во времени и пространстве и соответственно действовать;
д) креативностью, предвидением;
е) социальной адаптацией;
е) потребностью и намерениями противостоять воздействиям, могущим нанести вред себе, обществу или природе;
ж) полноценной реализацией биологических, психических и социальных потребностей, разумной самоорганизацией жизненной стратегии и способностью самостоятельного жизнеобеспечения;
з) личностно-смысловой идентичностью;
Триггером формирования и поддержания психического здоровья являются потребности, установки, мотивации и целенаправленная психосоциальная активность, научение и др.»
Указанная концепция выгодно отличается от существующих тем, что раскрывает сущность психического здоровья, указывает, что оно формируется в онтогенезе под влиянием каких конкретных нейро-структур мозга и факторов среды, раскрывает психические реакции, процессы и состояния, через которых оно эктериоризуется, а также пути возможного направленного его создания. Она служит направляющей в организации и проведения исследований по разработке научных и практических основ направленного влияния на формирование и поддержание психического здоровья.
3. Перспектива направленного формирования и поддержания психического здоровья.
Значимость представленного содержания концепции психического здоровья определяется не только тем, что здоровье является универсальной фундаментальной ценностью, обуславливающей все стороны индивидуально и общественного функционирования человека; но в не меньшей мере, и тем, что служит ориентиром в направленном формировании и поддержании психического здоровья, профилактике нарушений и коррекции расстройств, которые в последнее время получили широкое развитие.
Анализ состояния психического здоровья населения планеты показывает, что более 500 млн человек страдают психическими расстройствами, что составляет около 14% от всех заболеваний общества [1]. Около 30% населения испытывают страдания от психических расстройств [2, 3]. По данным доклада (2011) Исполкома Европейской Коллегии Нейропсихофармакологии (ЕСКР), распространенность психических заболеваний в Европе в 2010 году достигла 38,2%. Это больше, чем болеющих кардиоваскулярными и онкологическими заболеваниями вместе взятыми. Согласно данным ВОЗ, каждый 4-5-й житель страдает от психических расстройств, а с 2020 года депрессия вышла на первое место в структуре заболеваемости.
Решение проблемы психического здоровья возможно за счет отказа от спонтанного его формирования в пользу направленного создания и поддержания. Для этого, базируясь на вышеуказанной концепции и многочисленных данных литературы, были разработаны научные основы и пути целенаправленного формирования и поддержания психического здоровья, которые будучи объективами исследований психосанокреатологии, нашли изложение в трех томах «Трактата о научных и практических основах санокреатологии.»: том 1 «Проблема здоровья. Санокреатология. Потребность общества в ее развитии.» (Кишинэу,
274
2016) [6]; том 2 «Психическое здоровье. Психосанокреатология. Необходимость общества в ее развитии.» (Кишинэу, 2018) [7]; том 3 «Психосанокреатология. Эмоциональная обусловленность жизнедеятельности человека. Психогенные нарушения, методы и способы их превенции и коррекции.» (Кишинэу, 2021) [8]. Все эти разработки являются лишь начало больших междисциплинарных исследований санокреатологии, психосанокреатологии, нейрофизиологии и психологии по определению качеств, свойств, способностей, индивидуальных особенностей, умений, одаренности, талантливости личностей и др.
Исследования, посвященные раскрытию и управлению механизмами формирования, поддержания и повышения уровня психического здоровья, психики с ее эмоционально-интеллектуально-нравственно-волевыми качествами, учитывая их жизненную значимость, несомненно, заслуживают стать важнейшими задачами психосанокреатологии, нейрофизиологии, психофизиологии и психологии.
Литература
1. Eliot, S. (2015) Total Health for all in the 21st century integrating primary care mental health and public health. Dignity and Mental Health, World Mental Health Day, p. 16-17.
2. Ivbijaro, G., Bhugra, D., Patel, V., Brooks, C., Kolkiewicz, L., Thomas, P. (2015) Dignity and Mental Health - Transforming the Workforce. Dignity and Mental Health, World Mental Health Day. p. 39-43.
3. Millennium development goals, 2016. URL: http://www.un.org/millenniumgoals (дата обращения: 18.04.2016).
4. ВОЗ, Информационный бюллетень № 220, август 2014 г.
5. Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. (тт. 1-2)
6. Фурдуй Ф. И., Чокинэ В. К., Фурдуй В. Ф., Глижин А. Г., Врабие В. Г., Шептицкий В. А. Научные и практические основы санокреатологии. Т. 1. Проблема здоровья. Санокреатология. Потребность общества в ее развитии. Кишинэу: Типография АНМ, 2016. 227 с.
7. Фурдуй Ф. И., Чокинэ В. К., Фурдуй В. Ф., Глижин А. Г., Врабие В. Г., Шептицкий В. А. Научные и практические основы санокреатологии. Т. 2. Психическое здоровье. Психосанокреатология. необходимость общества в ее развитии. Кишинэу: Типография АНМ, 2018, 360 с.
8. Фурдуй Ф. И., Чокинэ В. К., Фурдуй В. Ф. Научные и практические основы санокреатологии. Т. 3. Психосанокреатология. Эмоциональная обусловленность жизнедеятельности человека. Психогенные нарушения, методы и способы их превенции и коррекции. Кишинэу: Capatina Print. 2021, 452 с.
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Чернов А. В., Казань (Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, albertprofit@mail. ru
Юсупов М. Г., Казань (Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, [email protected]