Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБЛАСТИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБЛАСТИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшеклассники / нежелание учиться / активность личности / коррекция учебной лени.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суннатова Р.И., Шукова Г.В., Мдивани М.О., Лидская Э.В.

В рамках экопсихологического подхода к пониманию развития психики, согласно которому активность личности выступает показателем становления субъектности, создана методика выявления внутриличностных факторов снижения активности старшеклассников в учебной деятельности. Показано, что методика «Учебная лень, или Причины нежелания учиться» может рассматриваться как инструмент организации коррекционного психологического пространства в области оптимизации учебной деятельности старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБЛАСТИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБЛАСТИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Суннатова Р.И., Москва (Россия), доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, sunrano@mail.ru

Шукова Г.В., Москва (Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, shookova@yandex. ru

Мдивани М.О., Москва (Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, mdivanim@gmail.com

Лидская Э.В., Москва (Россия), младший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, elidskaya@gmail.com

DOI:

В рамках экопсихологического подхода к пониманию развития психики, согласно которому активность личности выступает показателем становления субъектности, создана методика выявления внутриличностных факторов снижения активности старшеклассников в учебной деятельности. Показано, что методика «Учебная лень, или Причины нежелания учиться» может рассматриваться как инструмент организации коррекционного психологического пространства в области оптимизации учебной деятельности старшеклассников.

Ключевые слова: старшеклассники, нежелание учиться, активность личности, коррекция учебной лени.

ORGANIZATION OF CORRECTIONAL PSYCHOLOGICAL SPACE IN THE FIELD

OF OPTIMIZATION EDUCATIONAL ACTIVITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Sunnatova R., Moscow (Russia), Doctor of Psychology, Leading Researcher, Psychological Institute, Russian Academy of Education, sunrano@mail.ru

Shookova G., Moscow (Russia), PhD in psychology, Leading Researcher, Psychological Institute, Russian Academy of Education, shookova@yandex .ru

Mdivani M., Moscow (Russia), PhD in psychology, Leading Researcher; Psychological Institute, Russian Academy of Education, mdivanim@gmail.com

Lidskaya E., Moscow (Russia), Junior Researcher, Psychological Institute, Russian Academy of Education, elidskaya@gmail.com

Within the framework of the ecopsychological approach to understanding the development of the psyche, according to which the activity of the individual acts as an indicator of the formation of subjectivity, a method has been created to identify intrapersonal factors of reducing the activity of high school students in educational activities. It is shown that the method "Educational laziness, or the Reasons for unwillingness to learn" can be considered as a tool for organizing a correctional psychological space in the field of optimizing the educational activities of high school students.

Keywords: high school students, unwillingness to learn, personal activity, correction of educational laziness.

Предметом нашей работы стал феномен учебной лени старшеклассников как эмоционально-действенное состояние личности, блокирующее активность в учебной деятельности. Была поставлена цель разработки авторской методики диагностики учебной лени в контексте методологии экопсихологического подхода к пониманию развития психики, в котором активность личности, в частности субъекта учебной деятельности, выступает показателем уровня развития его субъектности [1]; отсюда активность подростка в учебной деятельности можно считать важнейшим условием становления его субъектности.

Отличительной особенностью авторской методики «Учебная лень, или Причины нежелания учиться» является дифференциация внутриличностных причин снижения учебной активности, т.е. выявление психологической специфики лени как бездействия, которое определяется неким личностным статусом и, соответственно, уровнем становления субъектности. На основе анализа литературы по психологии лени [2; 4; 5-8] выделены возможные условия проявления учебной лени, ставшие 8-ю шкалами методики «Учебная лень, или Причины нежелания учиться» (см. примечание к табл. 1). За типичным внешним проявлением лени - невыполнение нужной деятельности - лежит множество различных психологических причин в их индивидуальной окраске, чем и объясняется необходимость тщательного их разведения в диагностическом контексте.

Первичная апробация методики проведена в московской общеобразовательной школе с участием 269 учащихся 8-11 классов. Полученные дескриптивные статистические показатели удовлетворяют требованиям надежности: показатель Альфа Кронбаха от ,791 до ,850 по отдельным шкалам; по методике в целом ,817. В табл. 1 представлены данные процентного анализа выбранных школьниками причин снижения их активности в учебной деятельности.

Таблица 1

Распределение причин снижения активности школьников 8-11 классов в учебной деятельности (в %; n = 269)

Частота ответов Шкалы методики

1 2 3 4 5 6 7 8

Высокий 33,1 17,9 14,9 30,4 19,4 25,0 21,5 15,6

Средний 54,4 57,5 48,3 57,2 52,3 52,4 55,4 60,6

Низкий 11,3 24,1 35,8 11,0 27,6 21,9 22,8 22,8

Примечание: шкалы методики

1. Снижение учебной мотивации

2. Неуверенность в себе

3. Экстернальный локус контроля

4. Психофизиологическое состояние

5. Несформированность осознанной саморегуляции

6. Неудовлетворенность отношением учителей

7. Инфантилизация характера школьника

8. Стремление к комфорту, ничего не делая

Согласно полученным данным, основной причиной учебной лени старших подростков является непонимание значения и смысла школьной учебы, неосведомленность о значимости школьного образования (33,1 % респондентов). Далее следуют сниженный психофизиологический тонус (30,4 %); отсутствие или низкий уровень мотивирующего внимания со стороны педагогов (25,0 %). При этом только 11,3 % опрошенных учащихся мотивированы к учебе; 24,1 % уверены в своих возможностях хорошо учиться; 11,0 % оценивают свое самочувствие как благополучное.

Второй, информационно-коррекционный этап исследования заключался в проведении серии встреч с учащимися, педагогами и родителями в целях обсуждения полученных результатов. Обсуждение результатов исследования с взрослыми преследовало основную цель разъяснения роли значимого взрослого в профилактике учебной лени подростков. В 2020-21 учебном году по причинам эпидемических ограничений коррекционная работа с родителями учащихся осуществлялась в формате «Zoom», что также позволило апробировать возможности групповой коррекционной работы в режиме онлайн.

В ходе психологического консультирования родителей зачастую возникает ситуация, когда, фокусируя свою жалобу на ребенке, родитель тем самым невольно защищает себя от осознания собственной роли в «создании» психологических проблем своего ребенка. Потому требуется разъяснение и обсуждение с родителями неуспевающих в учебе школьников того факта, что для решения проблемы нежелания учиться необходим анализ детско-родительских отношений и изменение их сложившегося формата, чреватого «ленью» ребенка. Такой анализ ситуации осуществляется через обращение к переживаниям родителя. Профессиональная деликатность консультанта и его безоценочная позиция способствуют пониманию и принятию родителями указанных аспектов ситуации, что приводит к желанию менять неэффективные методы воспитания на новые, психологически грамотные.

Коррекционная работа с родителями неуспевающих в учебе школьников заключалась в разъяснении, а затем в апробировании конструктивных способов общения, таких как «Я -сообщение», «Активное слушание» и т.п., в формате ролевых упражнений. Особо надо отметить, что без тщательного анализа чувств, возникающих в ходе выполнения данных упражнений, сами учебные ролевые ситуации не будут способствовать позитивным психологическим трансформациям и обретению навыков конструктивного общения. Здесь психологу-консультанту важно организовать проработку родителем своих чувств не только в отношении личности своего ребенка, но в первую очередь в связи с факторами и результатами его активностей.

В итоге в сознании родителя происходит разотождествление ребенка и его поведения, что выступает основанием реализации конструктивных форм взаимодействия. В сознании взрослого, а затем в его общении с ребенком реализуется важная новация: оценивается не ребенок, а его поведение, что минимизирует появление у ребенка чувств осуждения и отчуждения. Обратная связь со стороны значимого взрослого по поводу поведения ребенка последнему необходима, но воспринимается только в формате «ничего личное». Важно оговорить, что «новые» методы взаимодействия с детьми не преследуют манипуляторных

целей, а нацелены на формирование доверительных детско-родительских отношений, когда каждый из субъектов взаимодействия способствует личностному росту и самореализации другого.

Кроме того, в формате онлайн-консультирования были «проработаны» следующие важные принципы отношений близких взрослых и детей:

- безусловное принятие ребенка (удовлетворение его базовых потребностей в защищенности и нужности) как необходимое условие его личностного развития;

- реализация не только воспитательной, но и помогающей, поддерживающей функции позиции взрослого, что «эмоционально питает» ребенка, обеспечивает его развитие через эмоциональное благополучие.

Поставленные нами информационно-просветительские задачи обсуждения в формате онлайн с родителями учащихся 8-11 классов результатов методики «Учебная лень, или Причины нежелания учиться» были вполне реализованы. Однако возникали трудности в полноценном проведении ролевых упражнений в силу возникновения эмоциональной дистанции между удаленными участниками коррекционной группы. Тем не менее, большинство родителей отмечали эффективность коррекционной работы, а некоторые обратились с просьбой об индивидуальной встрече. Надо отметить, что при индивидуальном онлайн-консультировании проблема эмоциональной дистанции менее выражена и не является препятствием для полноценной работы.

В условиях современной школы необходимость психологических занятий со взрослыми очень высока, поскольку в их общении с подростками межпоколенческие коммуникативные и мировоззренческие разногласия ощущаются довольно остро, о чем свидетельствуют перманентная конфликтность взаимодействия, игнорирование навыков конструктивного общения в детско-родительской сфере и непонимание значимости своей роли взрослого в развитии личности детей. Задачей психологической службы школы является пролонгированная поддержка педагогов и родителей, чьи дети испытывают затруднения не только в учебе, но и в различных сферах жизнедеятельности, посредством создания для человека условий повышения его личностной интегрированности, что укрепляет ресурсы решения существующих и последующих проблем [3].

Методика «Учебная лень, или Причины нежелания учиться» может рассматриваться как инструмент организации коррекционного психологического пространства в области оптимизации учебной деятельности старшеклассников и личностного развития всех субъектов образовательного процесса посредством обсуждения диагностических данных в информационном и консультативном форматах.

Литература

1. Панов В.И. Теоретическое обоснование экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности // Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / Под ред. В. И. Панова. М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-История, 2018. С. 61-88. ISBN 978-5-4469-1367-1.

2. Посохова С.Т. Лень как ресурс преодоления психологической уязвимости личности // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: Материалы V Международной научной конференции, Кострома, В 2 т. Кострома: Изд-во «Костромской государственный университет». 2019. С. 108-112.

3. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. М.: Психотерапия. 2007. 558 с.

4. Чугуй Е.В., Кащенко С.А. Лень и леность как нарушение саморегуляции. Факторы формирования и способы искоренения лени у подростков // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. №. 4 (15). С. 170-174.

5. Якиманская И.С., Воробьева В.В. Психология лени: постановка проблемы. Оренбург, 2003.

6. Lenggono, Budi and Tentama, Fatwa. Construction measurement of academic procrastination of eleventh grade high school students in Sukoharjo // International Journal of Scientific and Technology Research. 2020. 9 (01). P. 454-459.

7. Madsen, T. The Conception of Laziness and the Characterisation of Others as Lazy // Human Arenas. 2018. 1(3). Р. 288-304. doi:10.1007/s42087-018-0018-6

8. Price D. Laziness Does Not Exist. Medium. accessed May 23, 2020.

НАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

Фурдуй Ф. И., Кишинэу (Республика Молдова), академик АНМ, доктор биологических наук, профессор, научный консультант, Институт физиологии и санокреатологии, teodorfurdui98@gmail.com

Чокинэ В. К., Кишинэу (Республика Молдова), кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора, Институт физиологии и санокреатологии, valentina. ciochina@gmail. com

Фурдуй В. Ф., Кишинэу (Республика Молдова), кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт физиологии и санокреатологии, vlada.furdui@mail.ru

Врабие В. Г., Кишинэу (Республика Молдова), кандидат биологических наук, доцент, заведующий лаборатории, Институт физиологии и санокреатологии, vrabievaleria73@gmail .com

Присяжнюк В. Г., Кишинэу (Республика Молдова), аспирант ГУМФ «Николае Тестемицану», victoria.vudu@gmail.com

DOI:

В статье подчеркивается актуальность и острота проблемы психического здоровья, предопределяемые широким распространением психических расстройств. Анализируется патоцентрическая парадигма решения проблемы здоровья. На базе собственных исследований и существующих дефиниции предлагается новая гносеологическая концепция о психическом здоровье.

Ключевые слова: психическое здоровье, психические расстройства, психосанокреатология.

DIRECTED FORMATION AND MAINTENANCE OF MENTAL HEALTH - THE MOST IMPORTANT TASK OF PSYCHOPHYSIOLOGY AND PSYCHOLOGY

Furdui T. I., Chisinau (The Republic of Moldova), Academician of the Academy of Sciences of Moldova, Doctor of Biological Sciences, Professor, Scientific Research Consultant, the Institute of Physiology and Sanocreatology, teodorfurdui98@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.