Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ С РАЗНОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ С РАЗНОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уровень притязаний / соревновательная тревожность / тренировочная тревожность / саморегуляция.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойленко М. А., Лопухова О. Г.

Выявление взаимозависимости уровня тревожности и уровня притязаний открывает более глубокое понимание механизмов саморегуляции юных спортсменов и нахождения их внутренних ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. В проведенном исследовании установлено, что адекватный уровень притязаний с преобладанием мотивации успеха связан со средним уровнем соревновательной тревожности юных теннисистов. Тренировочная тревожность не связана с особенностями уровня притязаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ С РАЗНОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ»

3. Токарева В.Б. Локус контроля и компоненты личности у спортсменов различных видов спорта // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2016 № 4 (38), с. 130-134

4. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 232 с.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ С РАЗНОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ

ТРЕВОЖНОСТЬЮ

Самойленко М. А., Казань (Россия), магистр по профилю «Психология и педагогика детско-юношеского спорта», Казанский федеральный университет,

ema. samoylenko@ gmail. com

Лопухова О. Г., Казань (Россия), кандидат психологических наук, доцент, руководитель магистерской программы «Психология и педагогика детско-юношеского спорта», Казанский федеральный университет, lopuhova15@gmail.com

DOI:

Выявление взаимозависимости уровня тревожности и уровня притязаний открывает более глубокое понимание механизмов саморегуляции юных спортсменов и нахождения их внутренних ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. В проведенном исследовании установлено, что адекватный уровень притязаний с преобладанием мотивации успеха связан со средним уровнем соревновательной тревожности юных теннисистов. Тренировочная тревожность не связана с особенностями уровня притязаний.

Ключевые слова: уровень притязаний, соревновательная тревожность, тренировочная тревожность, саморегуляция.

INDIVIDUAL FEATURES OF THE LEVEL OF CLAIMS IN YOUNG TENNIS PLAYERS WITH DIFFERENT COMPETITIVE AND TRAINING ANXIETY

Samoilenko M., Kazan (Russia), Master in Psychology and Pedagogy of Children and Youth Sports, Kazan Federal University, ema.samoylenko@gmail.com

Lopukhova O., Kazan (Russia), PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogical Psychology, Head of the Master's Program in Psychology and Pedagogy of Children and Youth Sports, Kazan Federal University, lopuhova15@gmail.com

Revealing the interdependence of the level of anxiety and the level of claims opens up a deeper understanding of the mechanisms of self-regulation of young athletes and finding their internal resources necessary to achieve their goals. The study found that an adequate level of claims with a predominance of success motivation is associated with the average level of competitive anxiety among young tennis players. Training anxiety is not associated with the specifics of the level of claims.

Keywords: level of claims, competitive anxiety, training anxiety, self-regulation.

Введение. Когда соперники имеют одинаковый уровень физической подготовки, решающим фактором для одержания победы становится способность спортсмена к регуляции своих психических состояний. Самоконтроль ведет к объективности, учит работать над собой, избегать отрицательного влияния эмоций обиды, стыда, страха.

Одним из факторов, связанных с соревновательным стрессом является самооценка спортсмена и уровень его притязаний. Уровень притязаний - это тот уровень трудности задания, который спортсмен ставит перед собой, зная уровень своего предыдущего выполнения. От уровня притязаний зависит, какие достижения спортсмен будет воспринимать как неудачу, а какие - как успех [4]. Уровень притязаний может устанавливаться не только спортсменом для самого себя, но и тренером. При этом тренер должен понимать, насколько важно ставить перед спортсменом высокие, но адекватные, реальные цели для их наилучшего достижения.

Уровень самооценки влияет на уровень притязаний спортсмена, на определяемые им жизненные и спортивные цели, обусловливает тенденции развития личности и ее спортивной карьеры [3].

Состояние тревожности может возникнуть как во время тренировок, так и во время соревнований. Спортсмены чаще других оказываются в ситуациях, где их действия подвергаются оценке (тренера, товарищей по команде, болельщиков, родителей). Эта ответственность часто вызывает чувство тревоги, которое пагубно сказывается на движениях и технике спортсмена, снижая потенциальные результаты.

Личностная тревожность представляет собой черту характера человека, одни склонны к сниженной личностной тревожности, а другие к повышенной. Если спортсмену присуща повышенная личностная тревожность, то это ведет к падению работоспособности, нарушается координация спортсмена и работа всех физиологических систем его организма.

Отметим, что признаки тревожности не всегда мешают спортсменам достигать поставленных задач. Для успешного выступления, следуя закону Йеркса-Додсона, необходим оптимальный уровень тревожности - «полезная тревожность». Однако очень сильное беспокойство приводит к абсолютно противоположному результату.

Психологическая помощь спортсмену при правильной постановке цели и переживании тревоги, наряду с формированием умений саморегуляции своих неблагоприятных психических состояний стоит рассматривать как важнейший элемент подготовки юных спортсменов. Понимание взаимосвязи уровня притязаний юных спортсменов с их тревожностью (личностной, тренировочной и соревновательной) сможет позволить предложить особый метод регуляции психофизиологического состояния, в основе которого лежит принцип зоны оптимального реагирования.

Методы и методики. В исследовании приняли участие 30 юных теннисистов в возрасте от 10 до 12 лет мужского и женского пола. Определение уровня и содержания личностной, тренировочной и соревновательной тревожности проводилось с помощью двух диагностических методик.

Первая - опросник «Шкала соревновательной личностной тревожности» Р. Мартенса предназначен для выявления индивидуальных различий в реагировании на соревновательный стресс и позволяет изучить ситуативную и личностную тревожность спортсменов. Шкала СЛТ состоит из десяти суждений, с каждым из которых опрашиваемый соглашается или не соглашается, указывая, насколько часто он испытывает такое состояние непосредственно перед соревнованиями. Итоговый показатель СЛТ находится в диапазоне до 10 - низкая соревновательная тревожность), 11-20 баллов - средняя тревожность, 21-30 баллов - высокая тревожность.

Вторая методика - опросник «Тренировочная тревожность спортсмена» Филлипса, в модификации О.В. Демидовича, Е.В. Мельник. Опросник предназначен для выявления уровня личностной тревожности, связанной с тренировочным процессом. Опросник состоит из 58 вопросов, на каждый из которых требуется однозначно ответить «да» или «нет». При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпали с ключом - это проявления тревожности. Если число несовпадений больше 50% от общего числа вопросов теста, то можно говорить о повышенной тревожности спортсмена, если больше 75% - о высокой тревожности [2].

Для выявления уровня притязаний и мотивационной структуры был применен опросник В. Гербачевского «Оценка уровня притязаний», с помощью которого определялись мотивационные компоненты, связанные с уровнем притязаний [ 1 ]. Эта методика включает в себя 42 вопроса-утверждения. При анализе результатов учитываются потребности и мотивы, исходя из которых, респондент оценивает сложность предложенного задания и прогнозирует свой успех или поражение.

Результаты и обсуждение. У большинства респондентов 90% (27 человек) тренировочная тревожность оказалась на среднем уровне - не более 50%. Однако по шкале соревновательной личностной тревожности показатели разделились. 22 человека набрали от 11 до 20 баллов, что указывает на средний уровень соревновательной тревожности, а 7 человек набрали от 21 до 24 баллов, это говорит о том, что для них характерно сильное повышение тревожности во время соревнований.

Согласно полученным данным при диагностике уровня притязаний выявлено, что у большинства респондентов со средним уровнем притязаний 10-16 баллов четко прослеживалось мотивирование на успех. Они адекватно оценивали свой потенциал, хотели показать все, на что способны, мобилизовать свои усилия для достижения поставленной цели. По компоненту «Мотив самоуважения», который выражается в стремлении человека ставить перед собой все более трудные цели, эти спортсмены набрали высокий балл.

У респондентов, чей уровень притязаний был ощутимо выше, чем у остальных преобладал состязательный мотив. Он показывает то, насколько важно человеку какими будут его результаты по сравнению с другими. Эти спортсмены очень хотят, чтобы их результат оказался одним из лучших, что сопровождается большим волнением. По компоненту «Мотив самоуважения» результаты показали уровень выше среднего (17,10%).

У теннисистов с низким уровнем притязаний или на границе среднего с низким преобладал мотив избегания неудачи. Эти спортсмены боятся показать низкий результат, разочаровать тренера или родителей. Поэтому ставят перед собой необъективно легкие цели, которые мешают им расти в спорте, но не причиняют им сильного беспокойства.

Уровень притязаний спортсменов со средним уровнем тренировочной и соревновательной тревожности был достаточно адекватным - от 11 до 16 баллов. У спортсменов, чья соревновательная тревожность была диагностирована как «высокая», уровень притязаний тоже оказался гораздо выше среднего - от 20 до 23 балла.

Анализ данных при применении непараметрического метода многоклеточной сопряженности сделать заключение, что существует достоверная связь между уровнем притязаний юных спортсменов и их тревожностью. Адекватный уровень притязаний связан со средним уровнем соревновательной тревожности. У таких детей чаще встречается

мотивирование на успех и объективная оценка своего потенциала. Чрезмерно завышенный уровень притязаний юных спортсменов связан с более высоким уровнем соревновательной тревожности. В большинстве случаев здесь преобладал состязательный мотив, который сопровождался дополнительными переживаниями юных теннисистов.

Особое внимание привлекли спортсмены, чей уровень соревновательной тревожности и уровень притязаний были определены как «низкие». Такая тревожность может носить компенсаторный характер и препятствовать развитию спортивной деятельности. У спортсменов этой группы превалировал мотив избегания неудачи, который также мешает потенциальному развитию в спорте. У некоторых теннисистов баллы по шкале «Внутренний мотив» были ниже среднего, то есть у данных спортсменов нет внутренней мотивации и к занятиям теннисом.

Юным спортсменам с высоким уровнем притязаний характерен более высокий уровень состояния тревоги на соревнованиях. Такие спортсмены требуют особого внимания со стороны тренера и психолога, так как высокий уровень тревожности может сопровождаться психологическим неблагополучием спортсмена в наиболее значимых ситуациях. Это может привести к нарушению формирования адекватной самооценки спортсмена, способствовать возникновению внутриличностных конфликтов и нанести значительный вред здоровью. Умеренная тревожность, как личностное качество, во многом может способствовать достижению поставленных результатов.

Заключение. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что особенности проявления уровня притязаний, как важного компонента личности, взаимосвязаны с характерным для юного спортсмена уровнем соревновательной тревожности: при преобладании состязательного мотива и завышенных притязаниях уровень соревновательной личностной тревожности также часто высокий, что ведет к дезорганизации действий на соревновании, ошибкам и срывам. Низкий уровень соревновательной тревоги часто связан с отсутствием внутренней мотивации деятельности, преобладанием мотива избегания неудачи, в целом, более низким уровнем притязания (отсутствие воли к победе). Адекватный уровень притязаний с преобладанием мотивации на успех связан со средним уровнем соревновательной тревожности юных теннисистов.

Литература

1. Гербачевский В. К. Исследование уровня притязаний в связи с индивидуально-типическими характеристиками эмоциональности и интеллекта: автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Гербачевский В. К. Л., 1970. 16 с.

2. Истратова О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 375 с.

3. Сидоров К.Р. Концепт «Уровень притязаний» в истории зарубежной психологии // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика.

4. Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности: дис ... канд. психол. наук. М., 2007. 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.