Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ ТЕННИСИСТЫ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MENTAL CONDITIONING / YOUNG TENNIS PLAYERS / COMPETITIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исхак М.С., Шилько В.Г.

Цель исследования - экспериментальная проверка эффективности разработанной программы психологической подготовки юных теннисистов 8-9 лет к соревновательной деятельности. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2019 г. по март 2020 г. на базе «Сибирского теннисного центра» г. Томска. В тренировочный процесс экспериментальной группы были включены теоретические и практические занятия по разработанной программе психологической подготовки (18 ч). Спортсмены контрольной группы проходили обучение по стандартной программе спортивной школы, где психологическая подготовка совмещена с другими видами подготовки на теннисном корте. Эксперимент предусматривал оценку психологической готовности юных теннисистов 8-9 лет к соревновательной деятельности с использованием следующих тестов: «Определение уровня тревожности» (психологический тест «Исследование тревожности» Спилбергера-Ханина); «Оценка влияния тренировочных и соревновательных нагрузок на эмоциональное состояние спортсменов» (опросник «Стресс-симптом-тест» Р. Фрестера); «Экспресс-оценка эмоционального состояния спортсменов» (методика «Градусник» Ю.Я. Киселева). Результаты исследования и выводы. Экспериментальная программа психологической подготовки юных теннисистов успешно прошла апробацию на базе «Сибирского теннисного центра» г. Томска и может быть рекомендована к использованию другими спортивными школами и теннисными центрами. Педагогический эксперимент показал, что внедрение программы психологической подготовки способствовало формированию устойчивой психологической готовности юных теннисистов к соревновательной деятельности и улучшению показателей ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Исхак М.С., Шилько В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL CONDITIONING OF JUNIOR TENNIS PLAYERS FOR COMPETITIVE ACTIVITY

Objective of the study was to test by experiment the effectiveness of the developed mental conditioning program in application to the 8-9 year-old tennis players. Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted from September 2019 through March 2020 on the basis of the Siberian Tennis Center, Tomsk. The Experimental Group subjects (n=18) were trained according to the developed mental conditioning program (including the theoretical and practical classes). The Control Group athletes were trained according to the standard sports school program, where mental conditioning was combined with other tennis court practices. The experiment aimed to assess the psychological readiness of the junior tennis players aged 8-9 years for competitive activities using the following tests: "Anxiety level rating test (psychological test "State-trait anxiety inventory" by Spielberger-Hanin)"; "Evaluation of the impact of training and competitive activities on the athlete’s emotional state ("Stress-Symptom-Test" questionnaire by R. Frester)»; "Express evaluation of the emotional state of athletes (Yu.Ya. Kiselev’s "Thermometer scale")". Results and conclusions. The experimental mental conditioning program for young tennis players was successfully tested at the premises of the Siberian Tennis Center, Tomsk, and can be recommended for use by other sports schools and tennis centers. The educational experiment showed that the introduction of the mental conditioning program contributed to the stable psychological preparedness of young tennis players for competitive activities and improved their performance.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 04.08.2020 г.

М.С. Исхак1

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

MENTAL OONDiTiONiNG OF JUNIOR TENNiS PLAYERS FOR COMPETiTiVE ACTiViTY

M.S. Iskhak'

Dr. Hab., Professor V.G. Shilko1

1 National Research Tomsk State University, Tomsk

Информация для связи с автором: vshilko@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - экспериментальная проверка эффективности разработанной программы психологической подготовки юных теннисистов 8-9 лет к соревновательной деятельности.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2019 г. по март 2020 г. на базе «Сибирского теннисного центра» г. Томска. В тренировочный процесс экспериментальной группы были включены теоретические и практические занятия по разработанной программе психологической подготовки (18 ч). Спортсмены контрольной группы проходили обучение по стандартной программе спортивной школы, где психологическая подготовка совмещена с другими видами подготовки на теннисном корте. Эксперимент предусматривал оценку психологической готовности юных теннисистов 8-9 лет к соревновательной деятельности с использованием следующих тестов: «Определение уровня тревожности» (психологический тест «Исследование тревожности» Спилбергера-Ханина); «Оценка влияния тренировочных и соревновательных нагрузок на эмоциональное состояние спортсменов» (опросник «Стресс-симптом-тест» Р. Фрестера); «Экспресс-оценка эмоционального состояния спортсменов» (методика «Градусник» Ю.Я. Киселева). Результаты исследования и выводы. Экспериментальная программа психологической подготовки юных теннисистов успешно прошла апробацию на базе «Сибирского теннисного центра» г. Томска и может быть рекомендована к использованию другими спортивными школами и теннисными центрами. Педагогический эксперимент показал, что внедрение программы психологической подготовки способствовало формированию устойчивой психологической готовности юных теннисистов к соревновательной деятельности и улучшению показателей ее эффективности.

Ключевые слова: психологическая подготовка, юные теннисисты, соревновательная деятельность.

Annotation

Objective of the study was to test by experiment the effectiveness of the developed mental conditioning program in application to the 8-9 year-old tennis players. Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted from September 2019 through March 2020 on the basis of the Siberian Tennis Center, Tomsk. The Experimental Group subjects (n=18) were trained according to the developed mental conditioning program (including the theoretical and practical classes). The Control Group athletes were trained according to the standard sports school program, where mental conditioning was combined with other tennis court practices.

The experiment aimed to assess the psychological readiness of the junior tennis players aged 8-9 years for competitive activities using the following tests: "Anxiety level rating test (psychological test "State-trait anxiety inventory" by Spielberger-Hanin)"; "Evaluation of the impact of training and competitive activities on the athlete's emotional state ("Stress-Symptom-Test" questionnaire by R. Frester)»; "Express evaluation of the emotional state of athletes (Yu.Ya. Kiselev's "Thermometer scale")".

Results and conclusions. The experimental mental conditioning program for young tennis players was successfully tested at the premises of the Siberian Tennis Center, Tomsk, and can be recommended for use by other sports schools and tennis centers. The educational experiment showed that the introduction of the mental conditioning program contributed to the stable psychological preparedness of young tennis players for competitive activities and improved their performance.

Keywords: mental conditioning, young tennis players, competitive activities.

Введение. Анализ состояния мирового спорта показывает, что высокий организационный и методический уровень спортивной работы с детьми и подростками в значительной степени определяет успех той или иной страны на международной спортивной арене. Особенно ярко эта тенденция выражена в теннисе. В 2005 г Федерацией тенниса России в турнирах «Российского теннисного тура» был снижен возрастной порог участников. Для этого была введена возрастная категория соревнующихся - 10 лет и моложе (ранее было 10-12 лет) [3]. Тем самым перед тренерами обозначилась проблема подготовки детей к участию в соревнованиях на ранних этапах спортивных стартов. Теоретический анализ программного обеспечения учебно-тренировочного процес-

са свидетельствует о наличии раздела психологической подготовки теннисистов, но объем заявленных часов невелик, что говорит о недостаточном внимании к данной проблеме.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной программы психологической подготовки юных теннисистов 8-9 лет к соревновательной деятельности.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие юные теннисисты 8-9 лет, занимавшиеся на базе «Сибирского теннисного центра» (п=20). В тренировочный процесс экспериментальной группы (ЭГ) были включены теоретические и практические занятия по специально разработанной программе психологической подготовки.

№ 11 • 2020 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

Спортсмены контрольной группы (КГ) проходили обучение по стандартной программе спортивной школы, где психологическая подготовка совмещена с другими видами подготовки на теннисном корте.

Разработанная экспериментальная программа психологической подготовки включала лекционные и практические занятия (18 ч) по следующим темам: визуализация, пред-матчевое поведение, техники расслабления и активизации, сохранение позитивного мышления во время матча, оптимальное боевое состояние теннисиста, психологические теннисные качества [1, 3].

Тестирование показателей психологической готовности юных теннисистов ЭГ и КГ 8-9 лет к соревновательной деятельности проводилось до и после педагогического эксперимента, исходные уровни которых в начале эксперимента достоверно не различались (р>0,05).

Результаты исследования и их обсуждение. После проведения педагогического эксперимента анализ уровней ситуативной и личностной тревожности юных теннисистов по тесту «Исследование тревожности» Спилбергера показал достоверные различия в показателях КГ и ЭГ (р<0,05) (рис. 1).

Показатели ситуативной и личностной тревожности спортсменов ЭГ значительно ниже, чем показатели спортсменов КГ, так как юные теннисисты, прошедшие обучение по экспериментальной программе психологической подготовки, приобрели компетенции, позволяющие им минимизировать волнение и быть более собранными в стрессовой ситуации. Эффективность экспериментальной программы подтверждается также средним показателем ситуативной тревожности после завершения педагогического эксперимента (30 баллов - низкий уровень). Показатель личностной тревожности теннисистов ЭГ находится немного выше ситуативной (см. рис. 1), но в сравнении со значением этого показателя в начале исследования он существенно снизился и переместился из границы высокой тревожности (45 баллов) в умеренную (31-44 балла), что говорит о его положительной динамике [1].

Показатели ситуативной и личностной тревожности КГ практически не изменились. Их значения после окончания исследования по-прежнему остаются высокими, что объясняется недостаточным уровнем психологической подготовленности юных теннисистов КГ к соревновательной деятельности.

По тесту «Стресс-симптом-тест» Р. Фрестера достоверные различия (р<0,05) влияния стресс-факторов на эмоциональное состояние спортсменов КГ и ЭГ были выявлены в следующих показателях: высокая напряженность, предшествующая неудача на соревнованиях, предшествующее

поражение от предстоящего соперника, негативные реакции зрителей (рис. 2).

На основании полученных результатов можно констатировать, что занятия психологической подготовкой по экспериментальной программе позволили спортсменам управлять своими эмоциями и находиться в течение всей игры в оптимальном состоянии. Метод визуализации, а особенно раздел «Зачистка ошибок после матчей, позволил юным теннисистам быть более собранными, уверенными в себе, выходя на корт в полной боевой готовности. Специально разработанные техники послематчевого поведения позволили спортсменам научиться анализировать свое психологическое состояние как до, так и после окончания соревновательной деятельности, оценивать собственные успехи и неудачи, а также составлять индивидуальные портреты соперника, оценивая его слабые и сильные стороны.

Особого внимания заслуживают оценки значимости стресс-фактора «негативные реакции зрителей», которые достаточно высоки в обеих группах, однако и здесь уровень воздействия данного фактора на психологическое состояние теннисистов ЭГ достоверно ниже (р<0,05) по сравнению с теннисистами КГ. Учитывая особую значимость данного стресс-фактора, влияющего на результативность соревновательной деятельности, необходимо уделять особое внимание психологической тренировке по снижению его негативного воздействия на психологическое состояние юных теннисистов обеих групп, включая в учебно-тренировочный процесс сбивающие факторы: различные помехи, вызванные влиянием внешних воздействий (звуковых, зрительных, тактильных и других), с целью запуска механизмов адаптации спортсме-

* - Значения статистически значимых различий между показателями теннисистов экспериментальной и контрольной групп (р<0,05) Рис. 2. Сравнение средних показателей теннисистов ЭГ и КГ (тест «Стресс-симптом-тест» Р. Фрестера) после завершения педагогического эксперимента

• =

I

CL

и

С

га £ .8 É

41,5

29,9* Щ 30,6* Щ

III ¡

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

* - Значения статистически значимых различий между показателями теннисистов экспериментальной и контрольной групп (р<0,05) Рис. 1. Сравнение средних показателей уровней тревожности ЭГ и КГ после проведения педагогического эксперимента (тест «Исследование тревожности» Спилбергера)

* - Значения статистически значимых различий между показателями теннисистов ЭГ и КГ (р<0,05)

Рис. 3. Сравнение средних показателей эмоционального состояния теннисистов ЭГ и КГ после завершения педагогического эксперимента (тест «Градусник» Ю.Я. Киселева)

28

http://www.teoriya.ru

№11 • 2020 Ноябрь | November

нов к нестандартным ситуациям, возникающим в процессе соревновательной деятельности.

В показателях эмоционального состояния также были выявлены достоверные различия теннисистов ЭГ по сравнению с КГ (р<0,05). Особое внимание заслуживает показатель «готовность к соревнованиям» (рис. 3), значение которого близко к максимальному (10баллов), что говорит о более высоком уровне подготовленности юных спортсменов ЭГ к соревновательной деятельности по сравнению с КГ.

Сравнение средних показателей взаимоотношений с друзьями и тренером после завершения педагогического эксперимента (тест «Градусник» Ю. Я. Киселева) показало отсутствие статистически значимых различий между теннисистами ЭГ и КГ (р>0,05), что говорит о сплоченности команды Сибирского теннисного центра, а также о неоспоримом авторитете его тренеров у юных спортсменов и их родителей.

Выводы. Экспериментальная программа психологической подготовки юных теннисистов успешно прошла апробацию на базе «Сибирского теннисного центра» г Томска и может быть рекомендована к использованию другими спортивными школами и теннисными центрами. Педагогический эксперимент показал, что внедрение программы психологической подготовки способствовало формированию устойчивой психологической готовности юных теннисистов к соревновательной деятельности и улучшению показателей ее эффективности.

Литература

1. Ковалева М.С. Формирование психологической готовности юных теннисистов 8-9 лет к соревнованиям в учебно-тренировочном процессе / М.С. Ковалева Е.С. Иноземцева, В.Г. Шилько // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского / под ред. проф. Е.Ю. Дьяковой. - Томск: STT, 2019. - С. 317-321.

2. Креспо М. Психология в теннисе: практические упражнения и современные исследования / М. Креспо, М. Рейд, Э. Квинн. - ITF, 2016.

3. Регламент Российского теннисного тура на 2018 год: [Электронный ресурс]. URL: http://www.tennis-russia.ru/public/content/files/ param_50/E53p6XJHPR78UkUSY17Pqg3vMe5Dni22.pdf (Дата обращения: 15.06.20).

References

1. Kovaleva M.S., Inozemtseva E.S., Shilko V.G. Formirovanie psikho-logicheskoy gotovnosti yunykh tennisistov 8-9 let k sorevnovaniyam v uchebno-trenirovochnom protsesse [Mental conditioning of junior tennis players aged 8-9 years for competitions in educational process]. Fizicheskaya kultura, zdravookhranenie i obrazovanie [Physical culture, health care and education]. Proc. XIII International research-practical conference in memory of V.S. Pirussky. E.Yu. Dyakova [ed.]. Tomsk: STT publ., 2019. pp. 317-321.

2. Krespo M., Reyd M., Kvinn E. Psihologiya v tennise: prakticheskie up-razhneniya i sovremennyie issledovaniya [Psychology in Tennis: Practical Exercise and Contemporary Research]. ITF, 2016.

3. Reglament Rossiyskogo tennisnogo tura na 2018 god [Regulations of the Russian tennis tour for 2018] [Electronic resource]. Available at: http://www.tennis-russia.ru/public/content/files/param_50/ E53p6XJHPR78UkUSY17Pqg3vMe5Dni22.pdf (Date of access: 15.06.20).

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

НОВЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАРОДОНТА У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Кандидат медицинских наук, доцент Е.Ф. Гайсина1 Т.П. Спицына1

1Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург

УДК/UDC 615.28

Ключевые слова: спортсмены, пародонтит, гингивит, зубная паста.

Введение. Профессиональные спортсмены часто сталкиваются с проблемами здоровья полости рта. Физические нагрузки, утомляемость, отсутствие времени, стресс на соревнованиях являются причиной отсутствия должной гигиены полости рта, возникновения кровоточивости и воспаления десен [1].

Цель исследования - анализ современных зубных паст для профилактики воспалительных заболеваний пародонта у профессиональных спортсменов.

Методика и организация исследования. Был проведен анализ информации за 2018-2020 гг. в базах данных PubMed, GoogleScholar, eLIBRARY с использованием ключевых слов «periodontaldisease» в сочетании с ключевыми словами «sportsmen», «toothpaste», «gingivitis», «prophylaxis».

Результаты исследования и их обсуждение. Для спортсменов органический состав является не только альтернативой, но и рациональным подходом к лечению воспалительных заболеваний полости рта. Ведущими ингредиентами зубных паст на растительной основе являются ромашка, гвоздика, экстракт коры дуба и алоэ вера, которые обладают противовоспалительным, бактериостатическим и анальгетическим эффектами, что позволяет забыть о дискомфорте на время интенсивных тренировок.

Британскими учеными в 2019 г. была представлена зубная паста Zendium™, включающая в себя тройной ферментативный комплекс из амилоглюкозидазы, глюкозооксидазы

NEW MODERN DENTAL PRODUCTS iN PREVENTiON OF iNFLAMMATORY PERiODONTAL DiSEASES iN PRGFESSiGNAL ATHLETES

PhD, Associate Professor E.F. Gaisina1 T.P. Spitsyna1

1Ural State Medical University, Yekaterinburg

Поступила в редакцию 21.09.2020 г.

и лактопероксидазы, которые вызывают гибель патогенных бактерий [1]. Чистка зубов с помощью данной пасты приводит к значительному улучшению показателя здоровья дёсен по сравнению с чисткой зубов обычной зубной пастой, а белковые молекулы в составе позволяют поддержать равновесие микрофлоры полости рта.

Учеными из Германии было доказано, что зубные пасты, содержащие в составе химический агент, SLS (лаурилсуль-фат натрия), усиливают воспаление в полости рта [2]. Поэтому отказ от таких химических агентов в составе зубных паст, как SLS, позволит снизить развитие пародонтита и улучшить состояние десен.

Вывод. Для качественной борьбы с воспалительными заболеваниями пародонта современный стоматологический рынок предлагает зубные пасты на основе растительного и органического сырья, зубные пасты с ферментативным составом. Особое внимание стоит уделить и натуральным составам средств гигиены полости рта без содержания SLS.

Литература

1. Гайсина Е.Ф. Современные разработки новых зубных паст с противовоспалительной активностью за период с 2017 по 2020 год / Е.Ф. Гайсина, А.В. Портнягин, Т.П. Спицына // Проблемы стоматологии - 2019. - № 15 (4). - С. 11-18.

2. Sälzer S. The effectiveness of a dentifrice without sodium lauryl sulphate on dental plaque and gingivitis - a randomized controlled clinical trial/S. Sälzer, N. Rosema, N.L. Hennequin - Hoenderdos, D.E. Slot, C.Timmer,C. E. Dörfer, et al// Int J Dent Hyg. - 2017. -№ 15 (3). - Р. 203 - 210.

Информация для связи с авторами: tspitsyna@bk.ru

№ 11 • 2020 Ноябрь I November

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.