Medicine, Р. 19. No. 1, pp. 117-123.
4. 4. Moskin, A.S. (2016), "On the issue of injury prevention in physical education classes", Actual problems of physical culture and sports of cadets, listeners and students: conference proceedings (Orel, February 26, 2016), Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanova, Eagle, Orel, pp. 201-203.
5. Nikonov, Yu.V. (2013), Ice hockey: a training program for specialized educational and sports institutions and schools of the Olympic reserve, Minsk.
6. Shumovaya, N.S. and Baykovsky, Yu.V. (2018), The components of the mental activity of athletes and their role in ensuring the reliability of actions in extreme conditions: monograph, Zebra, Ulyanovsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2019
УДК 796.015
КАК САМООЦЕНКА И ТРЕВОЖНОСТЬ СООТНОСЯТСЯ С УСПЕШНОСТЬЮ В
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Александр Владимирович Евсеев, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург
Аннотация
Выявлена взаимосвязь между потребностью в достижении результативности и уровнем тревожности. Определен ряд корреляционных связей, между эмоциональными проявлениями и тревожностью спортсменов: у атлетов с высоким уровнем личностной тревожности выраженность эмоции «радости» крайне низкая, а эмоции «страха» и «гнева» доминируют в их невербальных проявлениях. Положительные корреляционные связи отслеживаются между эмоциональными проявлениями «радости» с тестовыми показателями «силы» и «выносливости», а эмоция «страх» отрицательно коррелирует с тестовыми показателями силовых и скоростно-силовых проявлений. Эффективными способами регуляции реактивной тревожности является варьирование субъективной значимости события, а также использование методов психологической коррекции.
Ключевые слова: спортивная деятельность, уровень тревожности, личность, индивидуальность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.117-120
HOW SELF-ESTEEM AND ANXIETY RELATE TO SUCCESS IN SPORTS
Alexander Vladimirovich Evseev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural state
University of Railways, Yekaterinburg
Abstract
The relationship between the need to achieve performance and the level of anxiety was revealed. A number of correlations between the emotional manifestations and anxiety of athletes are determined: among the athletes with a high level of the personal anxiety, the intensity of the emotion of "joy" is extremely low, and the emotions of "fear" and "anger" dominate in their nonverbal manifestations. Positive correlations are tracked between emotional manifestations of " joy" with test indicators of "strength" and "endurance", and the emotion "fear" is negatively correlated with test indicators of power and speed-power manifestations. Effective ways to regulate reactive anxiety is to vary the subjective significance of the event, as well as the use of methods of psychological correction.
Keywords: sports activity, level of anxiety, personality, individuality.
Проблема эффективной подготовки атлета становится одной из базовых задач в спорте высших достижений. Соответственно, процесс управления психологическим состоянием спортсмена приобретает в настоящее время большое практическое значение. Не секрет, что успех в соревновательной деятельности во многом зависит от личностных качеств
спортсмена, сформированное™ его психологических новообразований, участвующих в поддержании его психофизиологических функций в условиях быстро изменяющихся обстоятельств [1]. При этом необходимо учитывать и многообразие связей между индивидуальными особенностями атлета и количественными и качественными характеристиками его многосторонней подготовки.
Особую роль в достижении высокой спортивной результативности играет способность индивида к регуляции своего психоэмоционального состояния в условиях доминирования стрессогенных воздействий [4].
Показано, что спортсмены, с высоким уровнем личностной тревожности особо остро реагируют на факторы стрессогенного характера [2]. У атлетов с низкой и умеренной личностной тревожностью, эмоциональные проявления более сдержаны, а поступки адекватны целевым установкам.
В одной из своих работ Н.А. Фомин указывает на тесную взаимосвязь тревожности с самооценкой. Так у индивидов с низкой самооценкой, как правило, даже на умеренный по силе «новый» раздражитель формируется состояние высокой тревожности с последующей системной реакцией характерной для острого стресса [5].
Поскольку тревожность является одной из важнейших причин возникновения стресса, немаловажной задачей становится изучение характера влияния тревожности на, результативность спортивной деятельности и методы регуляции психического состояния атлета.
При этом необходимо отметить, что формирование личности атлета неразрывно связано с развитием его объективной самооценки, без которой невозможно его спортивное самоопределение. Объективная самооценка характеризуется реальным, критическим отношением к себе, соотношением своих способностей с требованиями, предъявляемыми социальной средой, вариацией внештатных ситуаций и необходимостью их срочного адекватного анализа, постановкой целей, достигаемых лишь при экстремальных мобилизациях всех духовных и физических реализаций.
За основу нашего исследования была принята концепция Ч.Д. Спилбергера, где он «тревожность» рассматривается как двухкомпонентная система, отражающая личностную и ситуативную составляющую индивида [6].
По его мнению, личностная тревожность (ЛТ) характеризует устойчивую склонность индивида воспринимать большой круг ситуаций и реагировать на них состоянием тревоги. При этом, личностную тревожность Ч.Д. Спилбергер рассматривает как черту личности, которая начинает формироваться в детском возрасте как ответ на мотив или поведенческую диспозицию, которая предрасполагает личность к восприятию широкого круга объективно безопасных или субъективно опасных обстоятельств, что побуждает человека реагировать состоянием тревоги, при этом интенсивность реакции может не соответствует величине объективной опасности. Такое состояние сопровождается напряжением, беспокойством, нервозностью и называется - «реактивной тревожностью (РТ). В спорте это острое состояние тревожности, обусловлено чувством ответственности спортсменов перед тренером, командой и товарищами за предполагаемый результат в предстоящих соревнованиях. В условиях спортивных состязаний состояние реактивная тревожность может наслаиваться на личностную тревожность, усугубляя тем самым предстартовое состояние спортсмена. Подобное состояние характеризуется нарушением внимания и тонкой координации.
Для изучения характерологических особенностей личности использовался тест самооценки личности по методу Т. Лири [3].
Нами на базе ДЮСШ № 19 и ДЮСШ № 3 г. Екатеринбурга было проведено эмпирическое исследование характера влияния тревожности на результат деятельности спортсменов, в котором принимала участие группа лыжников в количестве двадцати двух человек и восемнадцать спортсменов занимающихся в отделении борьбы.
Исследования проводились группой медиков, психологов и педагогов в соответствии с этапами тренировочного цикла и во время соревнований. Возраст учащихся - от 15 до 16 лет. Спортивная квалификация - первый разряд и кандидаты в мастера спорта. Через три года занятий почти все участники исследования выполнили нормативы кандидатов и мастеров спорта.
Измерение реактивной тревожности осуществлялось за 30 минут до соревнований, а диагностика личностной тревожности - через шесть дней после выступлений, когда психоэмоциональное состояние стабилизировалось. Полученные результаты соотносились с оценкой тренера и самооценкой спортсмена. Лонгитюдное исследование проводилось в течение трех лет.
Результаты исследований, приведенные в таблице, показывают, что с ростом спортивного мастерства общая самооценка спортсменов улучшается. Это можно объяснить тем, что успехи в спорте способствуют повышению общего уровня притязаний.
Таблица - Лонгитюдные исследования уровня тревожности и самооценки спортсменов за
два года их п рофессиональной деятельности
Группы Годы Самооценка, баллы Реактивная тревожность (РТ), баллы Личностная тревожность (ЛТ), баллы
Лыжники 2014 0,70±0,13 42,4±3,0 44,6±4,0
2015 0,38±0,07 21,0±2,8 39,8±3,1
2016 0,19±0,07 16,0±2,0 30,8±2,9
Борцы 2014 0,61±0,06 41,9±3,6 41,4±3,7
2015 0,42±0,05 25,0±2,7 38,1±3,4
2016 0,21±0,02 16,8±2,5 36,1±3,2
Аналогичная динамика наблюдается и с данными, отражающими состояние тревожности. Так, в начале училищного обучения у всех обследованных уровень личностной и ситуативной тревожности был в пределах верхних величин «нормы». Через год занятий и соответствующей коррекционной работы тренеров и психологов стационарный уровень тревожности стал значительно ниже; показатели реактивной тревожности относительно исходных величин снизились более чем на 250%, в то время как личностная тревожность уменьшилась на 20-22%.
По нашему мнению, улучшение стационарных показателей произошло в результате того, что со спортсменами регулярно проводилось психологическое консультирование, в процессе которого подбирались методы коррекции тревожности с учетом их индивидуальных особенностей. Для высокотревожных коррекция была направлена на снижение уровня тревоги, повышение самооценки, обучение методам прогрессивной мышечной релаксации, когнитивно-аффективной тренировке снятия стресса, дыхательным техникам и т. д. Для испытуемых с низким уровнем тревожности коррекционная работа была направлена на повышение мотивации, обучение методам повышения состояния возбуждения: дыхательные техники, использование стимулирующих идеомоторных актов.
Помимо вышеописанных результатов, нами выявлено ряд корреляционных связей, между эмоциональными проявлениями и тревожностью спортсменов. Так, у атлетов с высоким уровнем личностной тревожности выраженность эмоции «радости» крайне низкая (г = - 0,63 при р = 0,05). А эмоции «страха*» и «гнева**» доминируют в их невербальных проявлениях (г* = +0,48 при р = 0,05 и г** = +0,30 при р = 0,05). Аналогичные эмоциональные проявления у спортсменов наблюдаются при увеличении уровня реактивной тревожности - уменьшается выраженность «радости» (г = -0,37 при р = 0,05).
Положительные корреляционные связи отслеживаются между эмоциональными проявлениями «радости» с тестовыми показателями силы* и выносливости** (г* = +0,27 при р = 0,05; г** = +0,31 при р=0,05).
При этом эмоция «страх» отрицательно коррелирует с тестовыми показателями ско-ростно-силовых* и силовых проявлений** (г* = -0,24 при р = 0,05; г** = -0,39 при р = 0,05).
Представленные результаты позволяют заключить, что у высококвалифицированных атлетов общая самооценка существенно выше, чем у спортсменов низших разрядов. Уровень самооценки зависит от степени успеха или неудач в соревновательной деятельности.
В процессе квалификационного роста уровень тревожности снижается. Прослеживается взаимосвязь между потребностью в достижении результативности и уровнем тревожности.
Выявлена корреляция индивидуальных психологических характеристик атлета и его спортивной результативности. Тренеру-преподавателю в качестве педагогических рекомендаций следует учитывать во всех периодах учебно-тренировочного процесса индивидуальные особенности воспитанников и степень сформированности психофизиологических связей, ответственных за соматическое, психическое и социальное здоровье, на фоне адекватной двигательной активности.
Полученные результаты исследования, позволяет нам предположить, что для высокотревожных спортсменов с целью повышения результативности выступления необходимо внедрить в учебно-тренировочный процесс ряд психолого-педагогических мероприятий, способствующих снижению реактивной тревожности, а низко тревожным атлетом обеспечить условия, оптимизирующие уровень ситуативной тревожности. Эффективными способами регуляции реактивной тревожности является варьирование субъективной значимости события, а также использование методов психологической коррекции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алёшичева, А.В. Психологическое здоровье спортсменов-профессионалов, занимающихся экстремальными видами спорта / А.В. Алёшичева // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - № 3 (67). - С. 38-44.
2. Гурин, В.В. Проблема тревожности как эмоционального переживания, влияющего на физическую деятельность спортсмена / В.В. Гурин // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - № 2. - С. 100-102.
3. Лири, Т. Технологии изменения сознания в деструктивных культах / Т. Лири // Санкт-Петербург : Экслибрис. - 2002. - 224 с.
4. Розенфельд, A.C. Стресс и некоторые проблемы адаптационных перестроек при спортивных нагрузках / A.C. Розенфельд, Е.И. Маевский // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 4. - С. 39-44.
5. Фомин, Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / Н.А. Фомин // М. : Изд-во монолог. - 2003. - 383 с.
6. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина / Ю.Л. Ханин // М.: Физкультура и Спорт, - 1976. - 28 с.
REFERENCES
1. Aleshicheva, A.V. (2016), "Psychological health of professional athletes engaged in extreme sports", Bulletin of Kemerovo state University, No. 3 (67), рp. 38-44.
2. Gurin, V. V. (2009), "The problem of anxiety as an emotional experience that affects the physical activity of the athlete", Bulletin of Maykop state technological University, No. 2, pp. 100-102.
3. Leary, T. (2002), Technology changes consciousness in destructive cults, ExLibris, St. Petersburg.
4. Rosenfeld, A.S. and Maevsky, E.I. (2004), "Stress and some problems of adaptive reorganizations at the sports loads", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, рр. 39-44.
5. Fomin, N.A. (2003), Adaptation: General biological and psychophysiological bases, Monologue publishing House, Moscow.
6. Khanin, Yu.L. (1976), Brief guide to the use of the Spielberger-Khanin scale of reactive and personal anxiety, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.12.2019