Научная статья на тему 'Тревожность как критерий готовности юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, к соревновательной деятельности'

Тревожность как критерий готовности юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, к соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL READINESS / ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваленко А. Н., Хрисанфова Н. В.

Спортивной деятельности наиболее общим, интегративным показателем готовности атлета является спортивный результат. Успешность соревновательной деятельности в значительной мере определяется стабильностью выступлений спортсмена. На сегодняшний день в области подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, условия, средства и методы физической и технико-тактической подготовки примерно равны. Следовательно, ведущим компонентом состязательной деятельности становится психологическая подготовка. Материал. Теоретический анализ и экспериментальное исследование проблемы тревожности как одного из критериев, влияющих на готовность юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, к соревновательной деятельности. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, оценки состояния тревожности с помощью Модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности Р. Мартенса (Ю. Л. Ханин), эксперимент, методы математической статистики. Результат. Показана эффективность психологической подготовки на этапе начальной специализации. В опытно-экспериментальной работе прослеживается корреляция между уровнем тревожности и предстартовыми состояниями спортсменов. Апробация предложенных методов психологической подготовки атлетов показала положительный результат. В ходе применения предложенной нами методики два спортсмена повысили свою квалификацию с первого юношеского до третьего взрослого разряда, четверо сменили свои разряды со второго юношеского на первый юношеский разряд. Тренер отметил значительное улучшение результатов еще у пяти испытуемых, которым не удалось повысить свой спортивный разряд. Заключение. В процессе исследования были успешно решены вопросы по изучению состояния тревожности как фактора, влияющего на готовность юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, к соревновательной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n sports activity the most general, integral index of an athlete’s readiness is sports result. Competitive activity success is mostly conditioned by the stability of an athlete’s performances. Nowadays in the sphere of training athletes, specializing in middle distance running, conditions, means and methods of physical and technical-tactical training are approximately equal. Hence, the main component of competitive activity becomes psychological training. Material. Theoretical analysis and experimental study of anxiety problem as one of the criteria, which influence readiness of young athletes, specializing in middle distance running, for competitive activity. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, anxiety state estimation with the help of modified scale of personal competitive anxiety R. Martens (Y.L. Khanin), experiment, methods of mathematical statistics. Results. The effectiveness of psychological training at the stage of initial specialization is shown. There is some correlation between the level of anxiety and pre-start states of sportsmen in the experimental work. The offered methods of psychological training approbation among athletes showed positive result. During the use of the offered by us methodology two sportsmen improved their qualification from the 1st junior category to the 3rd adult category, 4 sportsmen changed their categories from the second junior to the 1st junior category. The trainer underlined considerable improvement of the results among 5 respondents, who didn’t manage to improve their sports category. Conclusion. During the research work the problems, concerning anxiety state study as the factor, which influences readiness of young athletes, specializing in middle distance running, for competitive activity were successfully solved.

Текст научной работы на тему «Тревожность как критерий готовности юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, к соревновательной деятельности»

4. Kouznetsova Z.M., Ovchiimikov Yu.D., Horkova L.V. The study period of fatigue in training women boxers. Pedagogiko-psihologicheskie / mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'twy i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2017, Vol. 12, no 1, pp. 14-21. Available at: http://www.iоurnal-science.org/ru/article/720.html. DOI 10.14526/01 2017 177.

5. Rybina I.L., Kouznetsova Z.M. The use of the activity of creatine kinase in the assessment of immediate and long-term adaptation of athletes to training loads. Pedagogiko-psihologicheskie / mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'twy i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10,

Подано: 25.05.2017 Принято: 28.05.2017

no 3, pp. 150-158. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/234.html. DOI

10.14526/01 1111_41

6. Lisa Forman, Claudia Beiersmann, Claire E. Brolan, Martin McKee, Rachel Hammonds, and Gorik Ooms. What Do Core Obligations Under the Right to Health Bring to Universal Health Coverage? Zdorov 'e 1 Prava Cheloveka [Health and Human Rights], 2016, Vol. 18, №2 (SCOPUS)

7. Shelley L. Holden, Steven F. Pugh, Neil A. Schwarz. Achievement Motivation of Collegiate Athletes for Sport Participation. Mezhdunarodnyj zhurnal sportivnoj nauki [International Journal of Sports Science], 2017 7(2), pp. 25-28. DOI 10.5923/j.sports.20170702.01 (SCOPUS)

Коба Владимир Дмитриевич - кандидат педагогических наук, доцент, ГАОУ ВО «Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт», пр-т Московский, дом 95, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия, 423812, E-mail: kzm diss(d),mail.ru

Для цитирования: Коба В.Д. Диагностика психоэмоционального состояния юных боксеров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №2. - С. 170-174.

DOI 10.14526/01_2017_220 УДК 159.9:796

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ГОТОВНОСТИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ, К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Н. Коваленко - доктор медицинских наук, профессор Н. В. Хрнсанфова - аспирант Уральский государственный университет физической культуры, ул. Орджоникидзе, дом 1, Челябинск, Россия, 454091

Е-т ail: nata 91-2012(a)mail. ru

Аннотация. В спортивной деятельности наиболее общим, интегративным показателем готовности атлета является спортивный результат. Успешность соревновательной деятельности в значительной мере определяется стабильностью выступлений спортсмена. На сегодняшний день в области подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, условия, средства и методы физической и технико-тактической подготовки примерно равны. Следовательно, ведущим компонентом состязательной деятельности становится психологическая подготовка. Материал. Теоретический анализ и экспериментальное исследование проблемы тревожности как одного из критериев,

влияющих на готовность юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, к соревновательной деятельности. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, оценки состояния тревожности с помощью Модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности Р. Мартенса (Ю. Л. Ханин), эксперимент, методы математической статистики. Результат. Показана эффективность психологической подготовки на этапе начальной специализации. В опытно-экспериментальной работе прослеживается корреляция между уровнем тревожности и предстартовыми состояниями спортсменов. Апробация предложенных методов психологической подготовки атлетов показала положительный результат. В ходе применения предложенной нами методики два спортсмена повысили свою квалификацию с первого юношеского до третьего взрослого разряда, четверо сменили свои разряды со второго юношеского на первый юношеский разряд. Тренер отметил значительное улучшение результатов еще у пяти испытуемых, которым не удалось повысить свой спортивный разряд. Заключение. В процессе исследования были успешно решены вопросы по изучению состояния тревожности как фактора, влияющего на готовность юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, к соревновательной деятельности. Ключевые слова: психологическая подготовка, психологическая готовность, тревожность.

ANXIETY AS READINESS CRITERION OF YOUNG ATHLETES, SPECIALIZING IN MIDDLE DISTANCE RUNNING, FOR COMPETITIVE ACTIVITY

Alexsandr N. Kovalenko - doctor of medicine, professor Nataliy V. Khrisanfova - post-graduate student The Ural State University of Physical Culture, 1. Str. Ordzhonikidze, Chelyabinsk. 454091, Russia

E-mail: nata91-2012(a)mail.ru

Annotation. In sports activity the most general, integral index of an athlete's readiness is sports result. Competitive activity success is mostly conditioned by the stability of an athlete's performances. Nowadays in the sphere of training athletes, specializing in middle distance running, conditions, means and methods of physical and technical-tactical training are approximately equal. Hence, the main component of competitive activity becomes psychological training. Material. Theoretical analysis and experimental study of anxiety problem as one of the criteria, which influence readiness of young athletes, specializing in middle distance running, for competitive activity. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, anxiety state estimation with the help of modified scale of personal competitive anxiety R. Martens (Y.L. Khanin), experiment, methods of mathematical statistics. Results. The effectiveness of psychological training at the stage of initial specialization is shown. There is some correlation between the level of anxiety and pre-start states of sportsmen in the experimental work. The offered methods of psychological training approbation among athletes showed positive result. During the use of the offered by us methodology two sportsmen improved their qualification from the Is' junior category to the 3rd adult category, 4 sportsmen changed their categories from the second junior to the Г' junior category. The trainer underlined considerable improvement of the results among 5 respondents, who didn 7 manage to improve their sports category. Conclusion. During the research work the problems, concerning anxiety state study as the factor, which influences readiness of young athletes, specializing in middle distance running, for competitive activity were successfully solved. Keywords: psychological training, psychological readiness, anxiety.

подготовки no легкой атлетике, Введение. Согласно содержанию минимальный возраст зачисления на этап Федерального стандарта спортивной спортивной специализации начинается с 12

175

лет, что подчеркивает проблему омоложения спорта. В связи с этим повышается количество проводимых соревнований на ранних этапах подготовки. Это приводит к увеличению объема соревновательного опыта и может оказывать на юных бегунов, специализирующихся в беге на средние дистанции, как отрицательное, так и положительное влияние. Каким оно окажется, зависит прежде всего от готовности спортсмена к соревновательной деятельности.

Цель исследования: определить эффективность влияния методов психологической подготовки на один из критериев готовности к соревновательной деятельности спортсменов - уровень тревожности.

Методы и организация исследования. Как известно, подготовка юных бегунов к соревнованиям - это сложный многокомпонентный процесс. Одной из составляющих успешной подготовки спортсмена является психологическая подготовка - важное условие результативного выступления спортсмена. Психологическая подготовка, по Л. П. Матвееву, - это совокупность воздействий на психику спортсмена, обеспечивающих формирование

психологической готовности к достижению результата[5, с. 189]. Г. Д. Горбунов понимает под данным видом подготовки психолого-педагогический процесс

формирования и совершенствования значимых для спорта свойств личности и лежащих в их основе психических качеств [3, с. 107]. Таким образом, психологическая подготовка - это процесс воздействия на личность спортсмена с целью достижения им наилучшего спортивного результата.

Данная подготовка - неотъемлемая часть реализации потенциала спортсмена, и более ранняя и качественная ее организация приводит к повышению эффективности учебно-тренировочного и соревновательного процессов. Указанная позиция обусловлена тем, что соревнования - это всегда стрессовые

условия, которые требуют либо компетентного вмешательства

специалиста, либо сформированных умений саморегуляции самого атлета. В нашем исследовании принимали участие испытуемые 14-15 лет. Представленный возраст является критическим с позиции и физиологии и психологии, что дополнительно подчеркивает потребность в данном виде подготовки в указанный период.

Принято подразделять

психологическую подготовку на общую и специальную. По мнению Е. П. Ильина, общая психологическая подготовка юных бегунов направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психологических функций и качеств, которые необходимы для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства [4, с. 25]. В свою очередь, общая направлена на освоение спортсменом основных механизмов и закономерностей собственной психики, способствующих осознанию скрытых ресурсов и всего многообразия возможностей организма. Под специальной психологической подготовкой Е. П. Ильин подразумевает подготовку к конкретным соревнованиям [4, с. 21]. Основной задачей такой подготовки будет являться создание оптимального состояния психологической готовности к выступлению в соревнованиях, которая отображает спектр условий, показателей и критериев, в определенный момент времени непосредственно влияющих на результат спортсмена.

Понятие «готовность» можно рассматривать как многокомпонентную структуру, характеризующуюся

определенной совокупностью признаков для каждой деятельности. Как отмечает М. М. Боген, готовность к соревнованию - это состояние спортсмена в данный момент времени, способствующее полному проявлению его подготовленности (реализации всех его возможностей в конкретном соревновании). Она образует единство физической, тактической,

теоретической, функциональной и психологической готовности [1, с. 63]. Психологическая готовность

динамическая система, ее компоненты связаны между собой и подвижны одновременно, это происходит в силу влияния внутренних и внешних факторов.

Исходя из вышесказанного, выделим критерии психологической готовности к соревновательной деятельности: мотивация к

соревновательной деятельности,

самооценка, тревожность, саморегуляция, помехоустойчивость.

Для спортсменов,

специализирующихся в беге на средние дистанции, характерны активность, способность к перенесению высоких нагрузок, умение подчинять личные интересы общественным, отсутствие мнительности. Однако они нередко недостаточно уверены в собственных силах, склонны к своеобразным поступкам и суждениям.

Одним из критериев

психологической готовности является тревожность. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко дают следующее определение тревожности - это индивидуальная психологическая особенность,

проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения [2, с. 673]. Выделяют личностную и ситуативную тревожность.

Е. П. Ильин представляет личностную тревожность как базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве. Она возникает независимо от конкретной социальной обстановки на угрожающую его личности ситуацию или кажущуюся таковой и проявляется в состоянии повышенного беспокойства. Личностная тревожность обычно не существует как отдельная черта: она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких как мотив избегания неудачи, стремление уходить от

ответственности, боязнь высказывать собственное мнение [4, с. 59].

А под ситуационной тревожностью автор понимает внешнее проявление тревожного поведения индивида в конкретной ситуации, которое не связано с наличием у него личностной тревожности [4, с. 60].

Критерий тревожности привлекает внимание тренеров и спортивных психологов на протяжении нескольких десятилетий, это связано с возможностью регуляции уровня данного состояния, что позволяет контролировать предстартовое состояние спортсмена.

В ходе исследования было определено три уровня соревновательной тревожности: низкая, умеренная и высокая, которые соотносятся с предстартовыми состояниями предстартовой апатии, боевой готовности и предстартовой лихорадки, соответственно. Оценки состояния тревожности производилась с помощью Модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности

Р. Мартенса (Ю. Л. Ханин). Она предназначена для выявления

индивидуальных различий в

эмоциональном реагировании на предстоящее соревнование. Данная психодиагностическая методика

проводилась за день до соревнований.

В эксперименте приняли участие легкоатлеты 14-15 лет,

специализирующиеся в беге на средние дистанции. По результатам применения Модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности

испытуемые были разделены на три группы: восемь человек (40% от группы) вошли в число спортсменов с высокой соревновательной тревожностью,

одиннадцать человек (55% от группы) - с умеренной, один человек (5% от группы) -с низкой. Все участники эксперимента имеют юношеские разряды.

Для каждой образовавшейся группы применялся свой методический комплекс. Также учитывались индивидуальные особенности испытуемых, выявленные в

ходе эксперимента. Испытуемым с высокой соревновательной тревожностью были предложены дыхательные упражнения и аутогенная тренировка, направленные на расслабление нервно-мышечного аппарата.

В группе с низкой соревновательной тревожностью были применялись дыхательные упражнения, аутогенная тренировка, побуждающие к активации нервно-психических процессов.

Использовалась идеомоторная тренировка, направленная на активное осознание и представление самого соревнования.

Спортсменам с умеренными показателями соревновательной

тревожности также были предложены методики для поддержания и сохранения диагностированного уровня.

Следующим этапом в организации исследования стали систематические занятия по овладению методами дыхательных упражнений, приемами аутогенной и идеомоторной тренировки. Данные методы и приемы использовались и в тренировочном процессе для подготовки спортсменов к предстоящим нагрузкам. После овладения методами саморегуляции

Таблица - Результаты обработки пока: личностной соревновательной тревожности»

повторно исследована соревновательная тревожность, так же за день до соревнований.

По результатам повторного применения модифицированной шкалы личностной соревновательной

тревожности были получены следующие результаты: один человек (5% от группы) вошел в число спортсменов с высокой соревновательной тревожностью,

семнадцать человек (85% от группы) - с умеренной, два человека (15% от группы) -с низкой.

Результаты и их обсуждение.

Полученные в результате

экспериментальной работы данные были подвергнуты проверке с помощью метода математической статистики

Т-критерия Стьюдента. В данном исследовании применяется случай связанных между собой выборок.

В таблице представлены данные измерений по методике

«Модифицированная шкала личностной соревновательной тревожности» и их обработка с помощью методов математической статистики, ей по методике «Модифицированная шкала

XI Х2 d, di-d (d r-df

25 21 4 1,4 1,96

24 20 4 1,4 1,96

27 22 5 2,4 5,76

15 14 1 -1,6 2,56

26 24 2 -0,6 0,36

23 20 3 0,4 0,16

26 23 3 0,4 0,16

21 17 4 1,4 1,96

24 21 3 0,4 0,16

20 19 1 -1,6 2,56

18 16 2 -0,6 0,36

25 20 5 2,4 5,76

22 20 2 -0,6 0,36

21 17 4 1,4 1,96

24 23 1 -1,6 2,56

19 16 3 0,4 0,16

20 18 2 -0,6 0,36

22 21 1 -1,6 2,56

14 15 -1 -3,6 12,96

16 14 2 -0,6 0,36

й=2,6; оа =1,5; та=0.33; гр=7,9; ^=2,09

Как показано в таблице, значение I-расчетного (7,9) больше ^табличного (2,09), следовательно, можно сделать следующий вывод. Результаты методики Модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности

существенно изменились, что

свидетельствует об эффективности экспериментальной методики, оказавшей влияние на успешность выступлений спортсмена.

Из полученных результатов видно, что значительная часть испытуемых перешла в группу умеренной соревновательной тревожности. Видна динамика изменения результатов в целом. Также необходимо отметить, что все спортсмены, участвовавшие в

эксперименте, улучшили свои личные соревновательные результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. В процессе организации исследования были успешно решены вопросы по изучению состояния тревожности как фактора, влияющего на готовность юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние

di —51 Z(di-d) 2 —45

дистанции, к соревновательной деятельности.

В опытно-экспериментальной

работе прослеживается корреляция между уровнем тревожности и предстартовыми состояниями спортсменов. Апробация предложенных методов психологической подготовки атлетов показала

положительный результат. В ходе применения предложенной нами методики два спортсмена повысили свою квалификацию с первого юношеского до третьего взрослого разряда, четверо сменили свои разряды со второго юношеского на первый юношеский разряд. Тренер отметил значительное улучшение результатов еще у пяти испытуемых, которым не удалось повысить свой спортивный разряд.

Литература

1. Боген, М. М Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. [Текст] : Теория и методика / М. М. Боген. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - 200 с.

2. Большой психологический словарь / авт.-сост. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М. : МОСКВА, 2009.-811 с.

3. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г. Д. Горбунов. - М.: Физкультура и спорт, 1986.-208 с.

4. Ильин, Е. П. Психология спорта [Текст] / Е. П. Ильин. - Спб.: Питер, 2008. - 351 с.

5. Матвеев, J1. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст] / J1. П. Матвеев. - М. : Известия, 2001. - 333 с.

6. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, 3. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10. - №2. - С. 2838. Режим доступа: http://www.iournal-sc ience .org/r и/ art ic 1с/15 7 .html. DOI 10.14526/01 111104.

7. Рябчук, А.В. Специфика воспитательного процесса в кадетском училище / А.В. Рябчук, З.М. Кузнецова, B.C. Головня // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т. 4. - №4. - С. 130-134. Режим доступа: http://www.iournal-sc ience .org/r и/articlc/688.html. DOI 10.14526/01 1111 160

8. Louise Chawla, Kelly Keena, Illene Pevee, Emily Stanley. Green schoolyards as havens from stress and resources for resilience in childhood and adolescence. Health and Place. 2014, DOI: https://d0i.0rg/l 0.1016/i .healthplace.2014.03.001 (SCOPUS).

9. Susan A. Carlson, Kathleen B. Watson, Prabasaj Paul, Thomas L. Sclimid, Janet E. Fulton. Understanding the Demographic Differences in Neighborhood Walking Supports. Journal of Physical activity and Health. Vol. 14, No. 4, pp. 253-264. DPI: http://dx.doi.Org/10.l 123/jpah.2016-0273 (SCOPUS).

References

1. Bogcn M. M. Physical upbringing and sports training: teaching physical actions. Teoriya i metodologiya [Theory and methodology]. Moscow, LIBROKOM, 2011, 200 p. (in Russian).

2. Meshcheryakov B.G., Zinchenko V.P. Bot'shoj psihologicheskij stovar' [Big psychological dictionary], Moscow, MOSCOW, 2009, 811 p. (in Russian).

3. Gorbunov G. D. Psihopedagogika sporta [Psychopedagogics of sport]. Moscow, Physical culture and sport, 1986, 208 p. (in Russian).

4. Ilin E. P. Psihologiya sporta [Psychology of sport]. Saint-Petersburg, Piter, 2008,351 p. (in Russian).

5. Matveev L. P. Ohchaya teoriya sporta I ee prikladnye aspekty [General theory of sport and its applied aspects]. Moscow, Izvestiya, 2001, 333 p. (in Russian).

10. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of vocational educational and sports training. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-hiologicheskie prohlemy fizicheskoj kid 'tiny i sporta [Pedagogico-pshycological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, no 2, pp. 28-38. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/157.html. DOT 10.14526/01_111104.

6. Ryabchuk A.V., Kuznetsova Z.M., Golovnya V.S. The specifics of the educational process in the cadet school. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-hiologicheskie prohlemy fizicheskoj kul 'tiny i sporta [Pedagogico-pshycological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, no 2, pp. 28-38. Available at: http://www.journal-science.org/ru/article/157.html. DOT 10.14526/01_1111 _04.

7. Louise Chawla, Kelly Keena, Tllene Pevec, Emily Stanley. Green schoolyards as havens from stress and resources for resilience in childhood and adolescence. Health and Place. 2014, DOI: https://d0i.0rg/l 0.1016/j .healthplace.2014.03.001 (SCOPUS)

8. Susan A. Carlson, Kathleen B. Watson, Prabasaj Paul, Thomas L. Schmid, Janet E. Fulton. Understanding the Demographic Differences in Neighborhood Walking Supports. Journal of Physical activity and Health. Vol. 14, no 4, pp. 253-264. DOI: http://dx.doi.ora/10.n23/ipah.2016-0273 (SCOPUS)

Подано: 20.04.2017 Принято: 23.04.2017

Коваленко Александр Николаевич - доктор медицинских наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, ул. Орджоникидзе, дом 1 г. Челябинск, Россия, 454091,

Хрисанфова Наталья Викторовна - аспирант, Уральский государственный университет физической культуры, ул. Орджоникидзе, дом 1 г. Челябинск, Россия, 454091 E-mail: nata91-2012(d),mail jit

Для цитирования: Коваленко А.Н., Хрисанфова Н.В. Тревожность как критерий готовности юных лекгоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, к соревновательной

180

деятельности // Педагогико-исихологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №2. - С. 174-181.

DOI 10.14526/01 2017 221 УДК 796

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ

ЗАНЯТИЯМ

А.И. Козулько - доцент, Брестский государственный технический университет, ул. Московская, дом 267, г. Брест, Республика Беларусь, 224017

E-mail: nissan81283(a)mndex. ru

Аннотация. Правильная постановка физического воспитания в университете требует знания и учета возрастных особенностей развития организма учащихся. В соответствии с этими особенностями конкретизируются задачи физического воспитания, уточняются средства и методы их разрешения, определяется степень нагрузки на организм учащихся. Материал. В статье рассматриваются различные приемы и способы формирования мотивации у студенческой молодежи к физической культуре и спорту, а также причины неудовлетворенности студентов занятиями физической культурой в университете. Методы исследования: анализ и обобщение литературных данных; наблюдение; опрос; анкетирование; математическая статистика. Результат. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам, которые формируются из потребностей человека. Результаты исследования показали, что мотивационная заинтересованность студентов строительного факультета Брестского государственного технического университета в занятиях физической культурой находится на не высоком уровне, что сказывается на здоровье и работоспособности. Изучив предпочтения и пожелания студентов, сделаны выводы о необходимости внесения изменений в организацию занятий по физической культуре в целях повышения мотивации к ним. Заключение. Студенчество ведет малоподвижный образ жизни, сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Все это ведет к снижению мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, уровня их индивидуального здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физической подготовленности. В связи с этим огромное значение приобретает структура мотивационной заинтересованности в занятиях физической культурой студенческой молодежи, поиск путей ее повышения.

Ключевые слова: анкетирование, мотивы, здоровье, молодежь.

MOTIVATION FORMATION FOR PHYSICAL-HEALTH-IMPROVING LESSONS

Alexsandr N. Kozulko - associate professor,

Brest State Technical University, 267, str. Moskovskay, Brest, 224017, Belarus

E-m ail: n issan81283(а)уап dex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.