Искусствоведение список научных статей
-
МИНИМАЛИЗМ И «НОВАЯ ПРОСТОТА»: ПУТИ СОПРЯЖЕНИЯ В НАУЧНЫХ ДИСКУРСАХ 1970–2010-х ГОДОВ
В современном музыковедческом дискурсе акцентируется расплывчатость понятия минимализма. Так, последний нередко отождествляется с репетитивностью и «новой простотой». Согласно комментариям исследователей, определение «минимализм» относится прежде всего к материалу, сотканному из музыкальных...
2024 / Воротынцева Лилия АнатольевнаВАК -
КАНТАТА «ХУАНХЭ» СЯНЬ СИНХАЯ В ИСТОРИИ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА
Статья посвящена рассмотрению художественной концепции кантаты «Хуанхэ» – одного из наиболее значительных произведений кантатно-ораториального жанра в истории китайской музыкальной культуры XX века. Охарактеризованы историко-культурный контекст создания указанной кантаты, ее авторы – выдающийся...
2024 / Ван Цян, Смагина Елена ВладимировнаВАК -
ОПЕРА «ЦАНЬ ЮАНЬ» СЮЙ ЧЖАНЬХАЯ – ЛИ ХУЭЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛИЙ РОССИЙСКОЙ И КИТАЙСКОЙ ИСТОРИИ
В статье освещена художественная концепция оперы «Цань Юань» (1995) – одного из наиболее заметных явлений в китайском музыкальном театре XX века. Представлены ее авторы – композиторы Сюй Чжаньхай и Лю Хуэй, либреттист Ян Дерон; отмечена большая популярность оперы в Китае. Обозначено место «Цань...
2024 / Ван СюэВАК -
«РОК-ОПЕРНОСТЬ» В ПОЛИСТИЛИСТИЧЕСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОПЕРЫ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» С. СЛОНИМСКОГО
В статье характеризуется камерная опера «Мастер и Маргарита» – музыкально-театральный опус, создававшийся С. Слонимским на протяжении 1970–1972 годов по роману М. Булгакова и репрезентирующий ярко выраженную полистилистическую художественную концепцию. Одной из ее составляющих выступает...
2024 / Андрущенко Елена ЮрьевнаВАК -
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕЙЗАЖИСТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЯМАДА КОСАКУ
Данная статья посещена изучению творчества Ямада Косаку – одного из первых профессиональных композиторов Японии. За основу взята тематика музыкального пейзажа в его камерно-вокальных сочинениях. Именно в этом жанре были заложены основные принципы его реализации. Такой подход был обусловлен в целом...
2024 / Мария Евгеньева ПорядинаВАК -
В ПОИСКАХ НОВЫХ ФОРМАТОВ: ОПЕРА-КВЕСТ
Статья посвящена изучению встречного движения двух жанров, принадлежащих к разным культурным локациям – квесту, рожденному в недрах маскультуры и оперы – детища культуры элитарной. Развитие технологий всегда оказывало влияние на оперный жанр, следствием чего явилось появление многих разновидностей...
2024 / Крылова Александра ВладимировнаВАК -
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВОКАЛЬНОЙ ПАРТИИ ЦАРЕВНЫ НЕНАГЛЯДНОЙ КРАСЫ В ОПЕРЕ «КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ» Н. РИМСКОГО-КОРСАКОВА В КОНТЕКСТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПЕРНОЙ ДРАМАТУРГИИ КОМПОЗИТОРА
В статье освещается комплекс выразительных средств, характерных для вокальной партии (сопрано) Царевны Ненаглядной Красы в опере Н. Римского-Корсакова «Кащей бессмертный». Отмечено, что волшебная сказка – типичная разновидность его оперного творчества, представленная четырьмя сочинениями, которые...
2024 / Нгуен Бао Иен, Финкельштейн Юлия АнатольевнаВАК -
СОНАТА ДЛЯ ГОБОЯ И ФОРТЕПИАНО АНРИ ДЮТИЙЕ В КОНТЕКСТЕ РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА
Данная статья посвящена Сонате для гобоя и фортепиано (1947) – характерному образцу раннего камерного творчества Анри Дютийе. Отмечается индивидуальное своеобразие композиторского замысла этого сочинения, обусловленное взаимодействием различных тенденций. Первая из них связана с конкретным...
2024 / Чистяков Роман ВячеславовичВАК -
ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ТВОРЧЕСТВА А.Д. КАМЕНСКОГО В КОНТЕКСТЕ ФОРТЕПИАННОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятие фортепианной культуры фигурирует во многих исследованиях и публикациях, однако представление советской фортепианной культуры в комплексном ключе нуждается в анализе, в связи с чем тема статьи является актуальной. Материалом для анализа стали различные публикации, посвященные проблемам...
2024 / Решетник Андрей ДмитриевичВАК -
ФОРТЕПИАННОЕ ТРИО H-DUR, op. 8 И. БРАМСА В СОВРЕМЕННОМ КОНЦЕРТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РЕПЕРТУАРЕ: ОЦЕНКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена Фортепианному трио H-dur (1854/1889) – одному из широко известных камерно-ансамблевых произведений, относящихся к раннему периоду творчества И. Брамса. Это сочинение, опубликованное через несколько месяцев после завершения, весьма положительно оценивалось современниками и...
2024 / Лукьяненко Евгений АлександровичВАК -
СОНАТА ДЛЯ САКСОФОНА И ФОРТЕПИАНО Э. ДЕНИСОВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАСШИРЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КАМЕРНО-АНСАМБЛЕВОГО РЕПЕРТУАРА
Статья посвящена Сонате для саксофона и фортепиано Э. Денисова (1970) – одному из наиболее ранних образцов отечественной камерно-ансамблевой литературы для указанного инструмента. Освещаются история создания названного опуса, различные аспекты его исполнительского воплощения в последней четверти ХХ ...
2024 / Муединов Дилявер Меметович, Эфендиева Наргис Мизробовна, Абибулаев Алим АсановичВАК -
ГРИГОРИЙ ВАЛЬЯНО: МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ. МЕЖДУ ПРОВИНЦИЕЙ И СТОЛИЦЕЙ (1875–1878). Статья вторая
Творческий путь театрального деятеля Григория Ставровича Вальяно (1830–1888) распадается на два примерно равных этапа. Первый из них (1864–1875), когда он возглавлял антрепризу в Ростове-на-Дону, внутренне целен. Спустя несколько лет после создания труппы репертуар был переориентирован...
2024 / Селицкий Александр ЯковлевичВАК -
ГЛИНКА В МУЗЫКОВЕДЕНИИ XXI ВЕКА
В музыкознании ХХ столетия М.И. Глинка – одна из наиболее исследованных фигур. Отечественная литература о нем включает в себя монографии, солидные сборники статей, исследований, материалов, мемуаристику, подробно комментированное литературное наследие самого композитора, музыкально-теоретические...
2024 / Цукер Анатолий МоисеевичВАК -
БУДДИЙСКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ СЁ:МЁ В ЯПОНИИ: К ВОПРОСУ ЭТИМОЛОГИИ ПОНЯТИЯ И ИСТОКОВ ТРАДИЦИИ
В статье рассмотрен термин сё:мё: в узком и широком значениях. В узком значении анализ термина, благодаря полисемантической природе иероглифического знака, позволил выявить его первичные значения, указывающие на непосредственную связь с буддийской культурной традицией (общей для стран...
2024 / Арсеньева Ольга ОлеговнаВАК -
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТАТАР-МУСУЛЬМАН В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
В данной статье рассматриваются музыкальные традиции татар-мусульман Красноярского края в историческом контексте (от Енисейской губернии к Красноярскому краю). Музыкальная идентичность татарского народа складывается на основе духовно-нравственных ориентиров, идущих от догматики мусульманской...
2024 / Альфия Камельевна ШаяхметоваВАК -
ИМПРОВИЗАЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКЕ XVI–XVII ВЕКОВ
В современных исполнительской и учебной практике, а также в научных исследованиях, связанных с вопросами исполнительства, отмечается особый интерес к проблемам стиля и стилевой ориентации. Особое внимание уделяется аутентичному исполнению музыки прошлых веков и, соответственно, аутентичным методам...
2024 / Коваленко Виктория Григорьевна, Колотиенко Анна МарковнаВАК -
И. СОЛЛЕРТИНСКИЙ – КРИТИК И ЭССЕИСТ – О МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ И. СТРАВИНСКОГО 1910–1920-х ГОДОВ
Авторами статьи рассматриваются произведения И. Стравинского, фигурировавшие в музыкально-театральном и концертном репертуаре Петрограда – Ленинграда 1920-х годов и характеризуемые в критических работах (обзорах, рецензиях, творческих портретах) И. Соллертинского. Проницательные аналитические...
2024 / Андрущенко Елена Юрьевна, Жабинский Константин АнатольевичВАК -
ЗВУКОРЕЖИССУРА ДЖАЗОВЫХ АЛЬБОМОВ Н. КОУЛ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ Э. ШМИТТА
Предметом рассмотрения в статье выступает звукорежиссерская практика выдающегося специалиста в области студийной записи джазовой музыки Эла Шмитта. В процессе подготовки крупных проектов Шмитт смог внедрить значимые технические и художественные инновации, благодаря которым звуковой баланс и сложные ...
2024 / Волченко Владимир ВасильевичВАК -
НА ПУТИ К ПАРТИИ ОРФЕЯ: ВОКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ПЕВЦА-КАСТРАТА ГАЭТАНО ГУАДАНЬИ
Статья посвящена личности и творчеству певца-кастрата XVIII века Гаэтано Гуаданьи. В отличие от большинства его современников, Г. Гуаданьи был приверженцем особого стиля пения. Арии, созданные для голоса этого исполнителя, отличались мелодической простотой и очевидной технической легкостью. Его...
2024 / Чжао ЧансиньВАК -
«ЗАПУТАННАЯ ТЕОРИЯ ФОРШЛАГА», ИЛИ АППОДЖИАТУРЫ В ТРУДАХ ПЕДАГОГОВ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПАРИЖСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ XIX ВЕКА
Статья посвящена изучению апподжиатур в трудах педагогов вокальной школы Парижской консерватории XIX века. Основное внимание авторов сосредоточено на работах преподавателей, в разное время работавших здесь: Б. Менгоцци, М. Бордоньи, Э. Делле Седие, М. Гарсиа-сына, а также некоторых выпускников,...
2024 / Ефимова Наталья Ильинична, Чеблыков Дмитрий ВладимировичВАК