Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОГО, ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОГО, ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исполнительский процесс / методические разработки / специфика вокального искусства / performing process / methodological developments / specifics of vocal art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М.И. Белоусенко

В настоящее время широкий диапазон высших учебных заведений культуры и искусства осуществляет подготовку разножанровых профессиональных исполнителей. Это новое направление, где ещё отсутствуют общепризнанные методики в вокальной педагогике. Рассмотрение научных достижений и разработок позволяет сделать вывод, что в вокальной педагогике недостаточно на сегодняшний день научных публикаций в сфере вокально-педагогического и исполнительского процесса. Это как раз и определяет острый дефицит методической литературы в области профессионального обучения. Данная статья может сориентировать студента-вокалиста как в становлении исполнительских качеств, так и в передаче теоретических и практических знаний следующему поколению вокальных исполнителей, что, безусловно, имеет большое значение в формировании и развитии исполнительского мастерства. Актуальность этой темы способствует научно-методическим разработкам практического характера, что объединяют отечественный и зарубежный опыт в цикле вокального исполнительства и универсальной методики преподавания вокального искусства. Комплексный подход в процессе изучения специфики вокального искусства обеспечивает встречное движение теорий и практики данного цикла на разных уровнях научного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ACADEMIC AND VOCAL ART AT THE PRESENT STAGE

At the present time a wide range of higher educational institutions of culture and art provides training for professional performers of various genres. This is a new direction, where there are still no generally recognized methods in vocal pedagogy. Consideration of scientific achievements and developments allows us to conclude that there are not enough scientific publications in vocal pedagogy in the field of vocal pedagogical and performing process today. This is precisely what determines the acute shortage of methodological literature in the field of vocational training. This article can orient a student vocalist both in the formation of performing qualities and in the transfer of theoretical and practical knowledge to the next generation of vocal performers, which, of course, is of great importance in the formation and development of performing skills. The relevance of this topic contributes to scientific and methodological developments of a practical nature, which combine domestic and foreign experience in the cycle of vocal performance and universal methods of teaching vocal art. An integrated approach in the process of studying the specifics of vocal art provides a counter movement of theories and practices of this cycle at different levels of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОГО, ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

 ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 78.03

АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОГО, ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

М.И. Белоусенко

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

e-mail: beloysenkomi@mail.ru

В настоящее время широкий диапазон высших учебных заведений культуры и искусства осуществляет подготовку разножанровых профессиональных исполнителей. Это новое направление, где ещё отсутствуют общепризнанные методики в вокальной педагогике. Рассмотрение научных достижений и разработок позволяет сделать вывод, что в вокальной педагогике недостаточно на сегодняшний день научных публикаций в сфере вокально-педагогического и исполнительского процесса. Это как раз и определяет острый дефицит методической литературы в области профессионального обучения. Данная статья может сориентировать студента-вокалиста как в становлении исполнительских качеств, так и в передаче теоретических и практических знаний следующему поколению вокальных исполнителей, что, безусловно, имеет большое значение в формировании и развитии исполнительского мастерства.

Актуальность этой темы способствует научно-методическим разработкам практического характера, что объединяют отечественный и зарубежный опыт в цикле вокального исполнительства и универсальной методики преподавания вокального искусства. Комплексный подход в процессе изучения специфики вокального искусства обеспечивает встречное движение теорий и практики данного цикла на разных уровнях научного познания.

Ключевые слова: исполнительский процесс, методические разработки, специфика вокального искусства.

Истоки академической вокальной школы.

Красивое, мелодическое пение, в основе которого лежала кантилена, зарождалось в произведениях итальянских композиторов в начале XVII века.

Это были: Клаудио Монтеверди, Алессандро Скарлатти, Джованни Баттиста Перголези и другие. Так, например, в опере «Служанка - госпожа» Пергозели уже в то время широко использовался приём колоратурного пения женскими голосами, который давал возможность зрителю насладиться, а исполнителям - показать своё мастерство.

Приоритетными школами пения XVIII века были болонская и неаполитанская. Но, к большому сожалению, это были только практические школы и никаких теоретических, методических разработок, трудов в то время не создавалось. И, тем не менее, болонская школа воспитала выдающегося певца и преподавателя Пьер Франческо Този (1647-1727 гг.).

«Учитель должен направлять всё своё внимание на интонацию тех нот, которые попадаются во время сольфеджио...» Пьер Този настоятельно рекомендовал приучать студента, ученика петь в присутствии посторонних, поскольку застенчивость исполнителя губительна в формировании его творческой индивидуальности.

Ещё в те далёкие времена очень актуален был сравнительный анализ собственного пения с постоянным прослушиванием ведущих оперных певцов. Такой принцип вырабатывал у академического певца форму самоконтроля и самообразования. Исполнитель становился сам для себя преподавателем, при этом изучая и анализируя ошибки других. Не исключено, что итальянская вокальная школа имела место и сыграла большую роль в становлении русской академической, вокальной школы.

Как известно, в конце XVIII века первыми русскими педагогами по вокалу в России были Евстигней Фомин, И.А. Рунин, которые демонстрировали отличную вокально-техническую подготовку и были истинно русскими, национальными исполнителями. Сюда же можно отнести артистическую деятельность русских исполнителей, заложивших основу вокальной школы пения. Это были: Александр Михайлов, Николай Семёнов, Владимир Самойлов, Николай Лавров и другие.

В истории становления и развития отечественного вокального искусства свою роль сыграл русский романс. Красной строкой в истории русского романса вписаны имена: Александра Алябьева, Александра Варламова, Александра Еурилёва, Петра Булахова и других.

Традиция и современность в вокальном искусстве.

Если проводить параллель между итальянской школой BELCANTO и школой современного вокального искусства, то с уверенностью можно сказать, что секрет BELCANTO утерян. Наука и методология шагнули далеко вперёд, оставив далеко позади старые вокальные школы. Сегодня вокальное

и актёрское искусство неразделимы, поэтому говорить только об оперном искусстве нецелесообразно. Требования к оперной школе так возросли, что и актёрское и вокальное мастерство должны быть неразделимы. Если такая гармония отсутствует, то они не будут удовлетворять современного зрителя. Чего греха таить, главный герой оперы может обладать и прекрасно владеть голосом, но как актёр не состояться. Именно этот дисбаланс как раз и вносит свои коррективы в творческую деятельность таких исполнителей. О таких говорят: «Поёт мозгами, а не сердцем». На сцене фокус сознания должен быть удалён из головы певца и, если это ему удаётся, он начинает творить своей душой. Он заставляет зрителя видеть те образы, которые рождает его сердце. Пальцы пианиста или скрипача становятся настолько совершенными, что полностью выражают душу исполнителя. Но если в такие моменты включается разум, который начинает осуществлять контроль, исполнительский процесс может дать сбой в сторону замедления темпа, что повлечёт за собой деформацию музыкальной фразы.

Идеальный вариант в исполнении всегда лежит в собранности, когда идёт полная мобилизация энергии. Перевоплощение души и сердца в образ своего героя является решающим фактором в точности движения, дикции и артикуляции слова в процессе пения.

На протяжении всего произведения, акта у исполнителя встречаются паузы, которые не дают ему право выйти из образа.

Делая вывод, с уверенностью можно сказать, качественный звук отличный образ любого исполнителя и в любом жанре зависит не только от таланта певца, но и от акустической среды, где он находится. В современном искусстве такой фактор играет не последнюю роль в творческой деятельности любого профессионального исполнителя.

Методология исследования техники академического вокала.

Научные исследования о голосе имеют достаточное количество информации о самом процессе формирования академической, вокальной школы. Это целая система способов управления голосом, что даёт возможность формировать вокальную технику. По Раулю Юссону «Вокальная техника - это способ использования голосовых данных на основе приобретённых певческих способностей по всему диапазону». Над изучением данного аспекта вокальной техники работали как отечественные, так и зарубежные исследователи. В результате пришли к выводу, что акустическая роль и спектр звука певца характеризуют особенности тембра его голоса, что разрешает судить об уровне его вокальной техники.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА Выпуск 3 (43) 2024

В вокальной практике, в русле научного исследования, использовали и используют спектральные графики разных исполнителей и в разных жанрах, как академического, эстрадно-джазового, так и народного. Это даёт возможность фактического сравнения во всех жанрах определить сущностное отличие вокальной техники разных исполнителей.

Делая вывод, необходимо отметить, что именно эти отличия как раз и характеризуют индивидуальность каждого певца. Можно заметить, что степень интенсивного использования академического голоса по всему спектру определяет очень важные (для оперного и камерного пения) вокально-технические особенности голоса, то есть его полётность, дикцию, артикуляцию, что и является неотъемлемой составляющей профессионализма исполнителя. В вокальной практике часто встречаются такие определения как: чёткая - не четкая, хорошая - плохая дикция. Но для анализа такого понятия этого недостаточно, поскольку наука начинается там, где начинается измерение. Так точно обозначил Д.Менделеев.

Можно заменить, что мастерам какого-либо жанра присуще, как правило, идеальная дикция по всему диапазону. А это как раз и является критерием профессионального пения в оперном жанре, поскольку зритель приходит слушать, как, а не что поёт исполнитель. Во всём этом многообразии отрицательную роль для певца могут сыграть природные дефекты голоса, а именно: горловой призвук или частое пропускание вокального звука через носоглотку. Эти недостатки можно исправлять постоянными упражнениями и вокализами.

Заключение.

На основе системного изучения концепций функции голосового аппарата можно сделать соответствующие выводы: анализ научных

исследований доказывает, что сам процесс голосообразования имеет сложную биофизическую природу, а проанализированные теории звукообразования или противоречат или дополняют друг друга. Анализ современных научных исследований приводит нас к пониманию необходимости использования в академическом пении таких обязательных компонентов, как не форсированное пение, мягкая атака звука, чёткая артикуляция и дикция на основе оптимальной свободы мышц голосового аппарата.

Всё вышесказанное в статье ещё раз доказывает необходимость создания целостной теории академического вокала с обязательным использованием научных, экспериментально-теоретических данных.

Список литературы

1. Аспелунг, Д. Развитие певца и его голоса / Д. Аспелунг ; под редакцией М. А. Львова. -Москва : Музгиз, 1956. - 198 с.

2. Гусейнова, 3. М. Вокальная школа Петербургской консерватории (страницы истории) /

3. М. Гусейнова, Т. В. Лымарева. - Санкт-Петербург, 2008. - 88 с.

3. Доливо, А. Л. Вопросы вокальной педагогики / А. Л. Доливо. - Москва : Музыка, 1964.-210 с.

4. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - Москва : Музыка, 2004.-359 с.

5. Морозов, В. П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики / В. П. Морозов // Вопросы вокальной педагогики / общая редакция Л. Б. Дмитриева. - Москва : Музыка, 1982. - Вып. 6. - С. 141-170.

6. Назаренко, И. К. Искусство пения: очерки и материалы по истории теории и практики художественного пения / И. К. Назаренко. - Москва : Музгиз, 1963. - 522 с.

7. Небольсина, В. Н. Размышления о профессии певца : учебное пособие /

В. Н. Небольсина. - 2-е изд. - Москва : Планета музыки, 2018. - 107 с.

8. Павлищева, О. Методика постановки голоса / О. Павлищева. - Москва : Музыка, 1964. -120 с.

9. Рауль, Юссон. Певческий голос: исследования основных физиологических явлений певческого голоса / Юссон Рауль. - Москва : Музыка, 1974. - 261 с.

10. Ригсе, Сет. Как стать звездой / Сет Ригсе. - Москва : Guitar college, 2000. - 103 с.

11. Розин, М. Я. Пластическое мастерство актёра / М. Я. Розин. - Киев, 1983. - 36 с.

12. Стахевич, О. Г. Основы вокальной педагогики / О. Г. Стахевич. - Харьков ; Сумы, 2002. - 97 с.

ANALYSIS OF ACADEMIC AND VOCAL ART AT THE PRESENT

STAGE

M.I. Belousenko

Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod e-mail: beloysenkomi@mail.ru

At the present time a wide range of higher educational institutions of culture and art provides training for professional performers of various genres. This is a new direction, where there are still no generally recognized methods in vocal pedagogy. Consideration of scientific achievements and developments allows us to conclude that there are not enough scientific publications in vocal pedagogy in the field of vocal pedagogical and performing process today. This is precisely what determines the acute shortage of methodological literature in the field of vocational training. This article can orient a student vocalist both in the formation of performing qualities and in the transfer of theoretical and practical knowledge to the next generation of vocal performers, which, of course, is of great importance in the formation and development of performing skills.

The relevance of this topic contributes to scientific and methodological developments of a practical nature, which combine domestic and foreign experience in the cycle of vocal performance and universal methods of teaching vocal art. An integrated approach in the process of studying the specifics of vocal art provides a counter movement of theories and practices of this cycle at different levels of scientific knowledge.

______Keywords: performing process, methodological developments, specifics of vocal art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.