Научная статья на тему 'Средневековое искусство во французской научной графике XIX века'

Средневековое искусство во французской научной графике XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
европейская графика XIX века / образы архитектуры в изобразительном искусстве / архитектурная графика / научная иллюстрация / историзм в искусстве XIX века / стилизация в искусстве / иллюстрирование учебников / European graphics of the 19th century / images of architecture in the visual arts / architectural graphics / scientific illustration / historicism in the art of the 19th century / stylization in art / illustration of textbooks

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арутюнян Юлия Ивановна

В XIX в. возрастает значение научной иллюстрации. Образы Средневековья возникают в трудах по истории искусства и материальной культуры, справочниках, периодических изданиях, путеводителях. Характерными чертами научной иллюстрации являются стремление к соблюдению реальных пропорций и композиции памятников архитектуры и изобразительного искусства, внимание к деталям, понимание закономерностей стиля и отражение их в графических воспроизведениях. Французские издания сочетают подробные изображения памятников зодчества и схематически трактованные детали фасадов и интерьеров. В труде Серу д’Аженкура отдельные таблицы воспроизводят экстерьеры и планы известных построек раннего Средневековья, романики и готики. Словарь Э.-Э.Виолле леДюка включает ряд изображений произведений искусства, графическая интерпретация сооружений и объектов визуальных искусств носит четкий лаконичный характер. Журналы «Магазен питтореск» («Le Magasin pittoresque») и «Мюзе де фамий» («Musée des familles») широко используют пейзажные виды, включающие архитектурные сооружения Средневековья. В«Бюллетэн монументаль» («Bulletin monumental») научная графика связана с текстами и ориентирована на достоверную и детальную трактовку памятников. На рубеже XIX–XX вв. графические изображения начинают заменять фотографиями, жанр постепенно теряет свое значение. На протяжении столетия научная графика эволюционирует от пейзажной «живописной» трактовки к научно-достоверной констатации внешнего облика средневековой архитектуры и произведений искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medieval Art in French Scientific Graphics of the 19th Century

In the 19th century, the importance of scientific illustration increases. Images of the Middle Ages appear in the works on the history of art and material culture, reference books, periodicals, and guidebooks. The characteristic features of scientific illustration are the desire to observe the real proportions and composition of monuments of architecture and fine art, attention to detail, understanding the patterns of style and reflecting them in graphic reproductions. The publications combine detailed images of architectural monuments and schematically interpreted details of facades and interiors. In the work of Seroux d’Agencourt, separate tables reproduce the exteriors and plans of famous buildings of the Early Middle Ages, Romanesque and Gothic. The dictionary of E. E. Viollet le Duc includes a number of images of works of art, the graphic interpretation of structures and objects of visual arts is clear and concise. The magazines “Le Magasin pittoresque” and “Musée des familles” are widely attracted to landscape views, including architectural structures of the Middle Ages. In “Bulletin monumental” scientific graphics are connected with texts and are focused on reliable and detailed interpretation of monuments. At the turn of the 19–20th centuries, graphic images began to be replaced by photographs, and the genre gradually lost its significance. Over the course of a century, scientific graphics evolved from a landscape “pictorial” interpretation of the form to a scientifically reliable statement of the appearance of medieval architecture and works of art.

Текст научной работы на тему «Средневековое искусство во французской научной графике XIX века»

УДК 7.035 7.067 7.08 76.03/.09 766

Ю. И. Арутюнян

Средневековое искусство во французской научной графике XIX века

В XIX в. возрастает значение научной иллюстрации. Образы Средневековья возникают в трудах по истории искусства и материальной культуры, справочниках, периодических изданиях, путеводителях. Характерными чертами научной иллюстрации являются стремление к соблюдению реальных пропорций и композиции памятников архитектуры и изобразительного искусства, внимание к деталям, понимание закономерностей стиля и отражение их в графических воспроизведениях. Французские издания сочетают подробные изображения памятников зодчества и схематически трактованные детали фасадов и интерьеров. В труде Серу д'Аженкура отдельные таблицы воспроизводят экстерьеры и планы известных построек раннего Средневековья, романики и готики. Словарь Э.-Э. Виолле ле Дюка включает ряд изображений произведений искусства, графическая интерпретация сооружений и объектов визуальных искусств носит четкий лаконичный характер. Журналы «Мага-зен питтореск» («Le Magasin pittoresque») и «Мюзе де фамий» («Musée des familles») широко используют пейзажные виды, включающие архитектурные сооружения Средневековья. В «Бюллетэн монументаль» («Bulletin monumental») научная графика связана с текстами и ориентирована на достоверную и детальную трактовку памятников. На рубеже XIX-XX вв. графические изображения начинают заменять фотографиями, жанр постепенно теряет свое значение. На протяжении столетия научная графика эволюционирует от пейзажной «живописной» трактовки к научно-достоверной констатации внешнего облика средневековой архитектуры и произведений искусства. Ключевые слова: европейская графика XIX века; образы архитектуры в изобразительном искусстве; архитектурная графика; научная иллюстрация; историзм в искусстве XIX века; стилизация в искусстве; иллюстрирование учебников

Julia Arutyunyan Medieval Art in French Scientific Graphics of the 19th Century

In the 19th century, the importance of scientific illustration increases. Images of the Middle Ages appear in the works on the history of art and material culture, reference books, periodicals, and guidebooks. The characteristic features of scientific illustration are the desire to observe the real proportions and composition of monuments of architecture and fine art, attention to detail, understanding the patterns of style and reflecting them in graphic reproductions. The publications combine detailed images of architectural monuments and schematically interpreted details of facades and interiors. In the work of Seroux d'Agencourt, separate tables reproduce the exteriors and plans of famous buildings of the Early Middle Ages, Romanesque and Gothic. The dictionary of E. E. Viollet le Duc includes a number of images of works of art, the graphic interpretation of structures and objects of visual arts is clear and concise. The magazines "Le Magasin pittoresque" and "Musée des familles" are widely attracted to landscape views, including architectural structures of the Middle Ages. In "Bulletin monumental" scientific graphics are connected with texts and are focused on reliable and detailed interpretation of monuments. At the turn of the 19-20th centuries, graphic images began to be replaced by photographs, and the genre gradually lost its significance. Over the course of a century, scientific graphics evolved from a landscape "pictorial" interpretation of the form to a scientifically reliable statement of the appearance of medieval architecture and works of art.

Keywords: European graphics of the 19th century; images of architecture in the visual arts; architectural graphics; scientific illustration; historicism in the art of the 19th century; stylization in art; illustration of textbooks

XIX век - эпоха позитивизма, оптимизма, количественного освоения мира, веры в силу науки и объективного знания, период открытого противоречия во всех сферах, время утилитаризма и практицизма, «демистификации» общественной жизни - меняет традиционное отношение к истории. Амбивалентность эпохи, сталкивавшей идеи социального служения художника и концепции «чистого искусства», уверенность в действенности разума и всепод-чиняющую силу чувств, противопоставлявшей образ героической личности «массе», растворению в социуме, когда романтическое

увлечение «иными» временами и пространствами сменяется позитивистским практицизмом, формирует новые подходы к пониманию и освоению наследия прошлого. Историческое знание проходит путь от романтического образа далеких времен до исследовательского интереса к документальным свидетельствам эпохи.

XIX столетие порождает новое отношение к визуальному сопровождению научного текста, иллюстративная база воспринимается как логическое продолжение и, нередко, дополнение сочинения, еще недавно лишенного изобразительного ряда [18, р. 122-126]. Научная иллюстрация активно применяется в трудах по истории искусства, существует параллельно с текстом, рассматривается как необходимая часть издания. Используя терминологию У.-Дж.-Т. Митчелла, можно говорить об очередном «изобразительном повороте» [20; 21; 22], установившем традиционные для Х1Х-ХХ вв. принципы составления научных изданий по истории искусств, предполагающих обязательное визуальное сопровождение текста. Изучение аспектов визуальной культуры неотделимо от анализа путей возникновения и эволюции методов описания, исследования и интерпретации произведений изобразительных искусств [24, р. 53-54].

Источниками формирования концепции всемирного исторического процесса в XIX в. можно считать антикварные штудии XVIII столетия, развитие региональной истории, увлечение генеалогическими изысканиями, интерес к археологическим исследованиям. Именно в этот период складывается уверенность в объективности анализа фактологического материала, представление о логике эволюции, возникает идея целостности глобального исторического процесса и последовательной смены стадий развития, доминирует однолинейная теория всеобщего прогресса, преемственности и единства опыта прошлого. «Научная» история (в терминологии Филиппа Арьеса [12, с. 204]) обретает свою структуру, базирующуюся на власти факта - его объяснения и выявления последовательности и причинно-следственной обусловленности событий. Во второй половине столетия возникает интерес к анализу культурно-исторических типов, «экзистенциальная» история [12, с. 230], выявляющая

контекст, отвечающая на вопрос источников и среды, обращающаяся к концепции многолинейного и непоследовательного процесса, цикличности истории. XIX век - эпоха нового понимания прошлого, его освоения и присвоения, актуализации наследия, расширения временных и пространственных границ индивида в контексте реалий современности.

Пути формирования новой исторической концепции в искусстве связаны с умонастроениями эпохи - романтические веяния начала столетия пробуждают вкус к прошлому, объективистские устремления середины столетия - внимание к стилям и археологически достоверным деталям, концепция культурных архетипов рубежа веков - стремление к реконструкции контекста, к пониманию человека в системе ценностей и приоритетов каждого периода. Трансформация отношения к прошлому в общественной жизни отражается в художественной концепции истории. Со времен «битвы классиков и романтиков», представлявшей два типа переживания удаленных эпох, в европейской традиции сложился ряд приоритетов, отразивших как научные, так и политические взгляды приверженцев различных подходов. Эпоха ампира, историзм во всех его вариациях, романтическое восприятие прошлого, стремление к научной достоверности, реконструкция памятников, археологические работы и исследования оказывают последовательное влияние на отношение к истории. На рубеже ХУШ-Х1Х вв. античные реминисценции противопоставляются увлечению Средневековьем, в течение столетия приоритеты неоднократно смещаются, внимание привлекает Ренессанс и эпоха рококо.

В XIX столетии появляется понятие «стилистической реставрации», в основе подхода лежит стремление придать целостность постройке, уподобляя современные элементы образцам прошлого. Архитектура воспринимается как маркер эпохи, элементы конструкции и декора указывают на исторический период, этот принцип широко используется в научной графике и книжной иллюстрации. Феномен историзма порождает жанровую трактовку прошлого, вторжение повседневности в контекст интерпретации ушедшей эпохи, интерес к бытовым деталям и подробностям, из-

менение героя (на место знаковых деятелей прошлого приходят персонажи занимательных рассказов или ничем не примечательные условные фигуры). Изменение отношения к прошлому - тот же принцип «экзистенциальной» истории - формирует корпус приемов, направленных на акцентировку «достоверности» происходящего, в качестве маркеров эпохи выступают стиль, архитектура, костюм. Ретроспективистские устремления рубежа XIX-XX вв. отличаются избирательностью в отношении к стилям прошлого, выходящей за рамки как классицистических, так и романтических представлений о приоритетах в области истории искусства. «Реконструкция» прошлого осуществляется как на базе документальных источников и характерного для XIX в. стремления к безусловному приоритету экспериментальной науки и объективного знания, так и на основе эмоционального переживания, воссоздания духа эпохи. Для периода характерен иной тип стилизации: теперь отсылка к прошлому осуществляется не как сумма деталей, внимание привлекает атмосфера, стилизации подвергается контекст, антураж. Ушедшие эпохи воспринимаются личностно, переживаются и осваиваются сквозь призму индивидуальной интерпретации, складывается тип «экзистенциональной истории» [12, с. 230].

Концепция историзма в архитектуре и изобразительном искусстве, бесспорно, связана с новым пониманием феномена «исторических стилей прошлого», с осмыслением ценности явления. Образный язык базируется на принципе отбора и нового обобщения, концептуализации художественных приемов прошлого. Выработка системы маркеров, стилизация как метод в архитектуре и прикладном искусстве предполагают акцентировку декоративных форм, перенос элементов с мелких мобильных объектов на масштабные статичные, что неизбежно порождает расхождение конструктивно-системного и декоративно-пластического аспектов, деформацию орнаментальных элементов, смещение акцентов (местоположения, масштаба). Восприятие прошлого эпохи историзма основано на сумме узнаваемых признаков - маркеров стилей ушедших эпох.

Проблемы стилизации - интерпретации художественных приемов и декоративных элементов прошлого, использования

конструктивных и орнаментальных деталей различных эпох -обусловлены процессом «глобализации истории», обращения к образным системам иных регионов и времен. В течение XIX в. в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве происходит постоянное смещение внимания к разным историческим периодам в зависимости от господствующих художественных тенденций. Принципы стилизации - умозрительность и осознанность в отборе и обобщении черт, дистанцированный взгляд на прошлое. Принцип формообразования базируется на комплексном подходе, сложении системы «маркеров стиля».

Система восприятия прошлого связана с аспектами хронотопа, с проблемами интерпретации времени в искусстве XIX в., с представлением о глобальной истории и единой истории искусства, выстроенной по определенной системе периодизации. Отмеченный Китом Мокси условный характер «темпоральных конструкций», лишенных синхронии и целостности в региональном срезе, сомнение в перспективах «глобальной истории искусства» [24, р. 10] и «анахронизм» эстетического переживания [26, р. 24] в трудах XIX столетия воспринимаются скорее как единство различных этапов, обусловленных внешними причинами и особенностями местных традиций. Концепция истории как объективно существующей закономерности основывается на систематизации документов и фактов, схема «достоверного» и верифицируемого понимания исторического процесса трактуется сквозь призму знания (история как наука), влияния на современность (актуальное прошлое), личную память. Актуализация времени осуществляется через детали: изучение и систематизацию, музеефикацию, поиск исторических параллелей. Время истории (как явления социального) и время художника (как личностное его переживание) вступают в диахронный диалог. Время - это эпоха, стиль, период, промежуток между значимыми событиями, наконец, это отражение личного опыта.

Источниками формирования визуальной традиции интерпретации Средневековья в научной графике следует признать архитектурные увражи и труды антиквариев, посвященные истории и наследию

прошлого [27]. Готика выступает как риторическая фигура, указующая на образы национальной истории, веры предков, традиции, значимости и вековечности власти. В «Монументах французской монархии» Бернара де Монфокона [7] в качестве иллюстраций выступают изображения страниц иллюминированных манускриптов, скульптуры фасадов храмов, фрагменты ковра из Байё. В рукописном труде Андре Фелибьена виртуозно исполненные графические листы представляют прославленные средневековые и ренессансные постройки Франции [5]. Значимым этапом формирования традиций научного иллюстрирования становятся публикации, описывающие святыни страны, связанные с историей и национальным наследием, прежде всего аббатством Сен-Дени [2]. Следует подчеркнуть, что в последнем случае планы, схемы и вербальные описания доминируют над визуальной составляющей.

Первым масштабным изданием по истории искусства становится шеститомный труд Серу д'Аженкура: первые два тома содержат текст, посвященный архитектуре, скульптуре и живописи IV-XVI вв., третий - список иллюстраций, с четвертого по шестой - изображения, каждая из таблиц предполагает либо воспроизведение конкретного памятника, либо подборку однотипных памятников или связанных друг с другом по смыслу (регион, период, школа, тип) (ил. 1). Справедливо называя данное издание первым трудом по истории искусства, построенным по традиционной для современных публикаций схеме, Ж. Базен [13, с. 66-67] подчеркивает особое значение обширного и разнообразного иллюстративного ряда. Метод автора основан на непосредственном изучении памятников, анализе контекста создания произведения, стиля, художественного языка. Следуя принципам Винкельма-на, Кейлюса и Мариэтта, Серу д'Аженкур выявляет пути стилистической эволюции архитектуры и искусства IV-XVI вв. [23]. Изобразительный ряд играет ключевую роль в формировании концепции, таблицы представляют самостоятельную ценность, принципы классификации могут варьироваться, но доминирующей выступает идея единых стилистических приемов и школ [23, S. 34]. Для издания работают многочисленные художники Европы,

в том числе А. Канова, Л.-Ж. Депре [13, с. 67]. Подготовительные рисунки хранятся в Библиотеке Ватикана, исследованные группой специалистов, они стали материалом для многочисленных публикаций последних лет [16; 17; 19; 23; 25].

Александр Ленуар, основатель и глава Музея французских монументов, публикует несколько сочинений (в том числе и каталожного типа), включающих описания памятников средневекового искусства [13, с. 62]. Одним из наиболее масштабных и обстоятельных трудов следует признать восьмитомное иллюстрированное издание, посвященное скульптуре Франции [6]. Описания произведений пластики снабжены изображениями, воспроизводящими образы правителей и памятники искусства Средних веков и эпохи Ренессанса. Среди графических работ выделяются гравюры, исполненные по рисункам известного своими архитектурными увражами Шарля Персье (ил. 2). Необходимо добавить: перовые зарисовки деталей скульптуры фасада собора Нотр-Дам в Париже работы Ш. Персье хранятся в коллекции Национальной библиотеки Франции в отделе гравюры и фотографии («Зодиак», «Дева Мария» RESERVE FOL-VE-53 (G)).

В середине - второй половине XIX столетия выходят в свет справочные издания, посвященные средневековой культуре, под редакцией Э.-Э. Виолле ле Дюка, с его текстами и характерными изображениями средневековых построек и предметов утвари. Архитектор и реставратор французских храмов и замков эпохи романского стиля и готики, Виолле ле Дюк - виртуозный график и внимательный исследователь, воспроизводящий со всей тщательностью и полнотой детали архитектурных конструкций [9] и предметов прикладного искусства [10], - сформировал ставший характерным для рубежа веков тип энциклопедического труда. Визуальный ряд подобного издания предполагает научную достоверность изображения, внимание к деталям, тщательность воспроизведения памятника, лаконизм и следование характерным чертам стиля каждой эпохи. При этом внимание автора к культурному контексту приводит к жанровой трактовке сцен и характерному для времен «стиля трубадур» обыгрыванию средневекового ан-

туража и типичных, несколько литературных в своей трактовке образов (ил. 3).

Значимое место среди научных публикаций занимает и костюмный трактат, востребованный в эпоху историзма, позволяющий на основе отдельных образов и нередко весьма вольных трактовок памятников искусства прошлого создавать узнаваемые и соответствующие представлениям эпохи типажи [11]. Наиболее известным изданием первой половины XIX в. стали переиздававшиеся с уточнениями и дополнениями труды Камиля Боннара [1; 3]. Структура увража предполагает чередование изображений и комментариев к ним, развернутые подробные описания каждого костюма вводят в контекст эпохи позднего Средневековья и Ренессанса. Графические изображения опираются на известные памятники -рукопись Манессе (ок. 1300, Гейдельбергский университет, Cod. Pal. Germ. 848), флорентийские монументальные росписи эпохи Раннего и Высокого Возрождения. Вырабатывается традиционный корпус характерных типажей и персонажей - рыцарь (ил. 4), аристократ, знатный горожанин, сиятельная дама. В последней четверти XIX в. на смену весьма отвлеченным образам приходят конкретные, опирающиеся на документальные источники иного типа трактовки, базой истории костюма становится нумизматика и печати [4], дающие более точные датировки и, при всем лаконизме и обобщенности, более конкретные, лишенные «художественной обработки» подробности изменения гардероба и аксессуаров.

Научная периодика, расцвет которой приходится на вторую треть XIX столетия, развивает тип иллюстрации, характерный для исследовательских публикаций и энциклопедических трудов. В 1830-е гг. активизируется процесс «визуализации» текста - как художественного, так и научного, новое понимание роли изображения в тексте порождает существенную трансформацию структуры периодических изданий [15, с. 58]. Ярким примером научных публикаций можно считать «Bulletin monumental ou Recueil de documents et de mémoires relatifs aux différentes branches de l'archéologie» («Бюллетэн монументаль»), издаваемый Французским археологическим обществом с 1834 г. по сей день. Как

и в популярных журналах «Le Magasin pittoresque» («Магазен пит-тореск», 1833-1938) и «Musée des familles» («Мюзе де фамий», 1833-1900), здесь нередко изображаются памятники средневекового зодчества. В 1830-е гг. формируется принцип распределения материала, соотношение текста и изображений, которые нередко размещались в текстовой колонке или во всю ширину листа [14, с. 227], отдельные крупные иллюстрации могли занимать всю полосу. Принцип трактовки средневекового зодчества восходит к традициям живописности времен романтизма - памятник связан с пейзажем и помещен в определенный антураж, светотень придает трактовке выразительный художественный характер. Внимание привлекают прежде всего готические сооружения. Позднее живописные виды уступают место схемам, графическим прорисовкам деталей и четким, лишенным повествовательных подробностей изображениям. На рубеже веков значимую роль в иллюстрировании текстов по истории искусства - и в книгах, и в журналах - начинает играть фотография.

Научная графика в XIX столетии ориентирована на точное и достоверное изображение средневековых произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Формирование традиции иллюстрирования берет свое начало в трактатах антиквариев, в трудах, посвященных национальной истории, традиции, прошлому, Средневековье воспринимается как символ древности королевской власти и веры предков. Издания по истории искусства, такие как труд Серу д'Аженкура, включают развернутые сопоставительные таблицы, изображения трактованы детально, стремление к достоверности приводит к появлению обширного корпуса зарисовок. В музейной практике складывается тип каталожного издания, включающего памятники и развернутые комментарии к ним. Среди публикаций А. Ленуара особое место занимает труд, посвященный описанию средневековой и ренес-сансной скульптуры. Научная иллюстрация в энциклопедических изданиях Э.-Э. Виолле ле Дюка играет важную роль в формировании общих представлений о стиле эпохи и особенностях художественного решения произведений зодчества и визуальных

искусств. В костюмных трактатах воспроизведение известных живописных работ позднего Средневековья и Ренессанса сопровождается текстом, описывающим характер одежд и аксессуаров представителей различных национальных традиций и социальных структур. В журнальной графике пейзажные мотивы в интерпретации средневекового зодчества сменяются в середине XIX в. конкретными и схематичными изображениями памятников.

Формирование типов изданий, посвященных истории искусства, приводит к разработке ряда характерных принципов интерпретации памятников прошлого: визуальный ряд подчинен сложившимся требованиям к научно достоверному воспроизведению, сохраняется стандартный выбор памятников для иллюстрирования, используется классификация по стилям и регионам, применяется чередование весьма достоверных рисунков и схем, акцент явно делается на архитектуру. Стилистические приемы воспроизведения характеризуются лаконизмом в изображении, вниманием к деталям, «техническим» характером трактовки, лишенным стремления к живописности и приукрашиванию. Мастер неизменно следует характерным чертам стиля эпохи, отходя от типичной для книжной графики системы маркеров в связи с целями научного иллюстрирования. Справочные издания отличаются следованием формальным требованиям к структуре публикации (например, соблюдение алфавитного порядка), наглядный повествовательный визуальный ряд демонстрирует особенности каждого художественного явления. Представление о достоверности изображения предполагает наличие стилистической близости к источнику, может предприниматься «визуальная реставрация» (придание изображению завершенного вида), возможно совмещение различных подходов - от «живописно» трактованного пейзажа до строгих и лаконичных планов и схем. В изданиях по истории костюма преобладают итальянские костюмы XV-XVI вв., реже - немецкие (XVI в.), источником формирования образов являются монументальная живопись (реже -скульптура) и книжная миниатюра; сопутствующие визуальному ряду тексты подробно описывают костюмы. Складываются устойчивые принципы классификации средневековых одеяний на основе

визуальных рядов, сохраняется «стереотипность» персонажей (сословие, статус, регион), характерной остается сложившаяся в более ранний период практика использования в разных трактатах одних и тех же графических изображений. Вектор развития костюмных трактатов XIX в. состоит в усложнении методов анализа визуального ряда, в привлечении новых типов источников (печати, нумизматика), в интересе к деталям (ткани).

Научная иллюстрация XIX в. оказывала влияние на формирование и эволюцию характерного для своего времени типа иллюстрированного путеводителя, на специфику образного языка путевых заметок художников, на книжную графику, сценографию и театральный костюм. Однако вне сферы научного иллюстрирования Средневековье обретает иные черты: используется либо принцип стилизации с акцентировкой средневековых, преимущественно готических мотивов, заимствованных из книжной миниатюры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, либо прием «археологического воссоздания» с попыткой «реалистично» изобразить эпоху, опираясь на определенные узнаваемые детали и характерные подробности. Маркеры стиля и маркеры нарратива подчиняют себе творческую интерпретацию образов Средневековья в иллюстрации к художественной литературе.

ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЯ

1. Bonnard C. Costumes des XIII-e, XIV-e,et XV-e siècles, ecstraits des monuments les plus authentiques de peinture et sculpture / avec un texte historique et discribtif par Camille Bonnard. 3 vols. Paris : Treuttel et Wurtz, 1829.

2. Chardon J. Le trésor de l'abbaye royale de S. Denis en France : qui comprend les corps saints & autres reliques précieuses que se voyent, tant dans l'eglise, que dans la salle du trésor. Paris : De l'imprimerie de Chardon, rue Galande, 1762.

3. Costumes historiques des XIIe, XIIIe, XIVe et XVe siècles tirés des monuments les plus authentiques de peinture et de sculpture dessinés et gravés par Paul Mercuri / avec un texte historique et descriptif par Camille Bonnard. 3 vols. Paris : A. Lévy fils. 1860-1861.

4. Demay G. Le costume au Moyen âge d'après le sceaux. Paris : Librairie de Dumoulin et C°, 1880.

5. Félibien A. Mémoires pour servir à l'histoire des maisons royalles et bâtiments de France, 1681. 125 pp. 34 dessins et plans. Reliure du XVII s. РНБ, Санкт-Петербург. Фонд 961. Собрание французских рукописей. Опись № 254. Fr. F. IV. № 37.

6. LenoirA. Musée des monumens français, ou Description historique et chronologique des statues en marbre et en bronze, bas-reliefs et tombeaux des hommes et des femmes célèbres, pour servir à l'histoire de France et à celle de l'art ; ornée de gravures et augmentée d'une dissertation sur les costumes de chaque siècle, par Alexandre Lenoir. 8 vols. Paris : Guilleminet - Nepveu, 1800-1821.

7. Montfaucon B., de. Les monuments de la monarchie françoise. 6 vols. Paris : Julien-Michel Gaudouin - Pierre-François Giffart, 1729.

8. SerouxD'Agincourt J.-B. Histoire de l'art par les monumens, depuis sa décadence au IVe siècle jusqu'à son renouvellement au XVIe. 6 vol. Paris : Treuttel et Wurtz, 1823.

9. Viollet-le-Duc E. E. Dictionnaire raisonné de l'architecture française du XIe au XVIe siècle. 10 vol. Paris : B. Bance, A. Morel, 1854-1868.

10. Viollet-le-Duc E. E. Dictionnaire raisonné du mobilier français de l'époque carolingienne à la Renaissance. 6 vol. Paris : Vve A. Morel, [1873]-1874.

11. Арутюнян Ю. И. Средневековый костюм в европейской научной иллюстрации XIX века: проблемы интерпретации истории // Научные труды. Вып. 45 : Проблемы развития зарубежного искусства / науч. ред. Н. М. Леняшина ; сост. Е. В. Калимова, С. Ю. Верба. СПб. : Институт имени И. Е. Репина, 2018. С. 115-132.

12. Арьес Ф. Время истории / пер. с франц. и примеч. М. Неклюдовой. М. : ОГИ, 2011.

13. БазенЖ. История истории искусства от Вазари до наших дней. М. : Прогресс - Культура, 1994.

14. Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. М. : РИП-Холдинг, 2013. 318 с.

15. Гривнина А. С. Книжная иллюстрация и основные типы иллюстрированных изданий во Франции 1-й пол. XIX в. // Труды института живописи, скульптуры и архитектуры. Вып. 3 : Искусствоведение / Акад. художеств СССР, Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Л. : [б. и.], 1970. С. 54-58.

16. Di Simone P. Indagini su una chiesa fantasma. Santa Croce a Villa Madama nel corpus dei disegni per la Histoire de l'Art di Seroux d'Agincourt. // Hortus Artium Medievaliu. XXIV. 2018. P. 366-378.

17. Di Simone P. Seroux d'Agincourt e la pittura medievale a Napoli nei disegni della Biblioteca Apostolica Vaticana // Arte Medievale. S. IV, VIII, 2018. P. 99-106.

18. Karlholm T. D. Art of illusion: the representation of art history in nineteenth-century Germany and beyond. Bern : Peter Lang, 2006.

19. Miarelli Mariani I. Seroux d'Agincourt e L'histoire de l'art par les monumens : riscoperta del Medioevo, dibattito storiografico e riproduzione artistica tra fine XVIII e inizio XIX secolo. Roma : Bonsignori, 2005.

20. Mitchell W. J. T. Four Fundamental Concepts of Image Science / W. J. T. Mitchell // Elkins J. (Ed.) Visual Literacy. New York : Routletge, 2008. P. 14-21.

21. Mitchell W. J. T. The Pictorial Turn / W. J. T. Mitchell // Mitchell W. J. T. Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago, London : The University of Chicago Press, 1994. P. 11-34.

22. Mitchell W. J. T. What do Pictures Want? The Lives and Loves of Images. Chicago : University of Chicago Press, 2005.

23. Mondini D. Mittelalter im Bild : Seroux d'Agincourt und die Kunsthistoriographie um 1800. Zürich : Zurich InterPubl., 2005.

24. Moxey Keith P. F. Visual time : The image in history. Durham & London : Duke University Press, 2013.

25. Seroux D'Agincourt e la documentazione grafica del medioevo i disegni della Biblioteca Apostolica Vaticana / a cura di Ilaria Miarelli Mariani e Simona Moretti. Studi e testi 523. Citta del Vaticano : Biblioteca Apostolica Vaticana, 2017.

26. Time in the History of Art: Temporality, Chronology and Anachrony // ed. by Dan Karlholm, Keith Moxey. New-York : Taylor&Francis, 2018. 264 p.

27. Tracing Architecture: the Aesthetics of Antiquariansm // ed. by Dana Arnold, Stephen Bending. Cornwall : Blackwell Publishing, 2003. 149 p.

1. Ж.-Б. Серу д'Аженкур. Архитектура Италии эпохи Карла Великого, IX, X-XI вв. в Пизе. Иллюстрация к изданию Seroux D'Agincourt J.- B. «Histoire de l'art par les monumens, depuis sa décadence au IVe siècle jusqu'à son renouvellement au XVIe», vol. 4, Paris : Treuttel et Würtz, 1823, pl. 25

г

L . . _ H ■

2. Шарль Персье (рисунок), Лорен Гийо (гравюра). Портал Сен-Дени. Иллюстрация к изданию Lenoir Alexandre «Musée des monumens français, ou Description historique et chronologique des statues en marbre et en bronze, bas-reliefs et tombeaux des hommes et des femmes célèbres, pour servir à l'histoire de France et à celle de l'art ; ornée de gravures et augmentée d'une dissertation sur les costumes de chaque siècle, par Alexandre Lenoir», tome 2, Paris: Guilleminet - Nepveu, 1800-1821, p. 39, pl. 62. Национальная Библиотека Франции, Париж

I Г I — Ш —

SliF «■ ' «I ■ 11 in li'dk lliiu villi ■ ■- •« ч! |. JttNfc. SI ïiM., ijbnn

-, (h-.. I" Л* Лл«"и. ■! H ¡nil—-, il V.n- U-i

Л Ha ifrr r • ■ fii'-ii-HV ' i мя4 «4«II» il -- rà|i|ni|| ■"! min ' it"f-i i i il.it- <i —14 ч Г1-п-> -l'Oltri ММ Г-И SU- 11 11 > 111 i n ■ | МПРГННП fHl .,. l. - iI.-iit %j i i"sl" j| ■ I ятЬ^й ■ ft.-Il llvi Xi III ■ Jid-

,1. . iiriiCrnill Iя'I» i^ll*« 'iJkwMT ik I ч>П«ЧРт'1г Sinna1|IJlr.

■ Iut hiph> ¡lu-- ь ^ -jJh. tj - ik~iH it'Hô iIm mi№

il. .,i hiiii iln i4!-i il -jiriiiriii |4-iii. m liane, lÎl-TH1" ;iii> ■

il >t(ir i ■ I. LU. H (UIIIC 4

Lr niiiiri" I li -j-lL^J , i La ■ ■ >ai n'Jit-rrt dfti. ЛЩОДЛ «Jili

\\fit I IlL 111 rl»i lr, ililllii' il tUlilMi il. |ij l'-Jiifrl1 If* ju-pr ill. M l'iill ■ I1 Uil- ili *fîiu 1 ti I гмчг ijj' Il prinflUIT. l irHr- й« ||.' ■!<- fiAI mil ц •! ■ l- ЧШ' il-h' Id il' ? Il JlMIB. 1**4 -In il ■! ii.nirrt ilr ll.iv il*

3. Э.-Э. Виолле ле Дюк (рисунок), Ип. Лаванье (гравюра). Табернакль из Нуайона. Иллюстрация к изданию Viollet-le-Duc E. E. «Dictionnaire raisonné du mobilier français de l'époque carolingienne à la Renaissance», Paris: Vve A. Morel, [1873]-1874, vol. 1, p. 10

I ]|i V M Г I ГИГЧ I I

4. Поль Меркьюри. Рыцарь ордена тамплиеров. Иллюстрация к изданию «Costumes historiques des XIIe, XIIIe, XlVe et XVe siècles tirés des monuments les plus authentiques de peinture et de sculpture dessinés et gravés par Paul Mercuri, avec un texte historique et descriptif par Camille Bonnard», vol. 2, Paris : A. Lévy fils, 1861. Ill. 101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.