Научная статья на тему 'ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА В АНГЛИЙСКОЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ XVII ВЕКА'

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА В АНГЛИЙСКОЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ XVII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
290
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО XVII ВЕКА / АНГЛИЙСКАЯ ГРАФИКА / ТИРАЖНАЯ ГРАФИКА / ПЕЙЗАЖ В ГРАФИКЕ / НАУЧНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / КНИЖНАЯ ГРАФИКА / АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ / ТВОРЧЕСТВО ВЕНЦЕЛЯ ХОЛЛАРА / 17TH-CENTURY ART / ENGLISH GRAPHICS / CIRCULATION GRAPHICS / LANDSCAPE GRAPHICS / SCIENTIFIC ILLUSTRATIONS / BOOK GRAPHICS / ARCHITECTURAL GRAPHICS / INTERPRETATION OF GOTHIC STYLE / CREATIVE WORK OF WENZEL HOLLAR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арутюнян Юлия Ивановна

Образы средневековой архитектуры приобретают в английской тиражной графике XVII в. особое значение, готика становится своеобразной отсылкой к традиции и прошлому, обладающей бесспорной положительной коннотацией. Историческое наследие свидетельствует о древности рода и силе власти. Хорографические трактаты, направленные на описание земель Британии, способствуют развитию антикварных пристрастий, формируют интерес к региональной истории, к культурной памяти. Сочинения, посвящённые английским землям и местным достопримечательностям, снабжены визуальными рядами, отражающими приоритеты издателя и заказчика. Наиболее характерными типами иллюстраций становятся достоверные и тщательные изображения известных построек, панорамные виды имений, ведуты, воспроизводящие городскую среду. Доминирует техника офорта. Научная иллюстрация совмещает стремление к обстоятельному описанию конкретного сооружения и обобщённую трактовку пейзажа, где архитектурный мотив подчинён движению в пространстве. В гравюрах Венцеля Холлара к изданиям Уильяма Дагдейла «Древности Уорикшира», «Собор Святого Павла в Лондоне» и “Monasticon Anglicanum” внимание уделено готической архитектуре храмов. Тома Дэвида Логгана, посвящённые Оксфорду и Кембриджу, совмещают карты, планы и чертежи с изображениями городских видов, архитектурных комплексов и отдельных сооружений. Панорамный пейзаж со стаффажными фигурами и изображениями узнаваемых силуэтов готических построек развивается в творчестве Иоганна Кипа и Леонарда Ниффа, виды средневековых руин появляются в графике Джона Слезера. Характерными приёмами изображения готической архитектуры в XVII в. становятся выработка устойчивого корпуса типов сооружений, подчинение средневековых памятников современным эстетическим представлениям, формирование системы узнаваемых мотивов, указывающих на принадлежность постройки эпохе Средневековья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOTHIC ARCHITECTURE IN THE 17TH-CENTURY ENGLISH BOOK GRAPHICS

The images of medieval architecture acquired a special significance in the 17th-century English circulation graphics. Gothic style became a kind of reference to tradition and the past, which had an undeniably positive connotation. Historical heritage proved the antiquity of a noble family and its power. Chorographic treatises devoted to the description of the lands of Britain contributed to the development of antiquarian interests. They formed the taste in regional history and cultural memory. Works dedicated to English lands and local attractions featured visual series that reflected the priorities of the publisher and the customer. The most typical illustrations were reliable and thorough images of famous buildings, panoramic views of estates, and vedute, that represented the urban environment. The etching technique dominated. Scientific illustration combined the desire for a detailed description of a specific structure and a generalized interpretation of the landscape, where the architectural motif was subordinate to the movement in space. Wenzel Hollar's engravings of William Dugdale's “Antiquities of Warwickshire”, “St Paul's Cathedral in London”, and “Monasticon Anglicanum” focused on the Gothic architecture of churches. David Loggan's volumes on Oxford and Cambridge combined maps, plans, and drawings with images of city views, architectural complexes, and individual structures. In their works, Johann Kip and Leonard Knyff developed a panoramic landscape with staffage figures and images of recognizable silhouettes of Gothic buildings. Views of medieval ruins appeared in the graphics of John Slezer. In the 17th century, typical techniques for depicting Gothic architecture were the development of a stable corpus of types of structures, the subordination of medieval monuments to modern aesthetic concepts, and the formation of a system of recognizable motifs that indicated medieval buildings.

Текст научной работы на тему «ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА В АНГЛИЙСКОЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ XVII ВЕКА»

УДК 7.01 72.035 72.035.3 76.01 76.03/.09 DOI: 10.24411/2686-7443-2020-13009

Арутюнян Юлия Ивановна, кандидат искусствоведения, профессор. СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина

при Российской академии художеств, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17. 199034. [email protected]

Arutyunyan, Julia Ivanovna, PhD in Art History, professor. Saint Petersburg Repin State Academic Institute of painting, sculpture and architecture of Russian Academy of Arts, Universitetskaia nab., 17, 199034 Saint Petersburg, Russian Federation. [email protected]

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА В АНГЛИЙСКОЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ XVII ВЕКА GOTHIC ARCHITECTURE IN THE 17TH-CENTURY ENGLISH BOOK GRAPHICS

Аннотация. Образы средневековой архитектуры приобретают в английской тиражной графике XVII в. особое значение, готика становится своеобразной отсылкой к традиции и прошлому, обладающей бесспорной положительной коннотацией. Историческое наследие свидетельствует о древности рода и силе власти. Хорографические трактаты, направленные на описание земель Британии, способствуют развитию антикварных пристрастий, формируют интерес к региональной истории, к культурной памяти. Сочинения, посвящённые английским землям и местным достопримечательностям, снабжены визуальными рядами, отражающими приоритеты издателя и заказчика. Наиболее характерными типами иллюстраций становятся достоверные и тщательные изображения известных построек, панорамные виды имений, ведуты, воспроизводящие городскую среду. Доминирует техника офорта. Научная иллюстрация совмещает стремление к обстоятельному описанию конкретного сооружения и обобщённую трактовку пейзажа, где архитектурный мотив подчинён движению в пространстве. В гравюрах Венцеля Холлара к изданиям Уильяма Дагдейла «Древности Уорикшира», «Собор Святого Павла в Лондоне» и "Monasticon Anglicanum" внимание уделено готической архитектуре храмов. Тома Дэвида Логгана, посвящённые Оксфорду и Кембриджу, совмещают карты, планы и чертежи с изображениями городских видов, архитектурных комплексов и отдельных сооружений. Панорамный пейзаж со стаффажными фигурами и изображениями узнаваемых силуэтов готических построек развивается в творчестве Иоганна Кипа и Леонарда Ниффа, виды средневековых руин появляются в графике Джона Слезера. Характерными приёмами изображения готической архитектуры в XVII в. становятся выработка устойчивого корпуса типов сооружений, подчинение средневековых памятников современным эстетическим представлениям, формирование системы узнаваемых мотивов, указывающих на принадлежность постройки эпохе Средневековья.

Ключевые слова: искусство XVII века; английская графика; тиражная графика; пейзаж в графике; научная иллюстрация; книжная графика; архитектурная графика; интерпретация готического стиля; творчество Венцеля Холлара.

Abstract. The images of medieval architecture acquired a special significance in the 17th-century English circulation graphics. Gothic style became a kind of reference to tradition and the past, which had an undeniably positive connotation. Historical heritage proved the antiquity of a noble family and its power. Chorographic treatises devoted to the description of the lands of Britain contributed to the development of antiquarian interests. They formed the taste in regional history and cultural memory. Works dedicated to English lands and local attractions featured visual series that reflected the priorities of the publisher and the customer. The most typical illustrations were reliable and thorough images of famous buildings, panoramic views of estates, and vedute, that represented the urban environment. The etching technique dominated. Scientific illustration combined the desire for a detailed description of a specific structure and a generalized interpretation of the landscape, where the architectural motif was subordinate to the movement in space. Wenzel Hollar's engravings of William Dugdale's "Antiquities of Warwickshire", "St Paul's Cathedral in London", and "Monasticon Anglicanum" focused on the Gothic architecture of churches. David Loggan's volumes on Oxford and Cambridge combined maps, plans, and drawings with images of city views, architectural complexes, and individual structures. In their works, Johann Kip and Leonard Knyff developed a panoramic landscape with staffage figures and images of recognizable silhouettes of Gothic buildings. Views of medieval ruins appeared in the graphics of John Slezer. In the 17th century, typical techniques for depicting Gothic architecture were the development of a stable corpus of types of structures, the subordination of medieval monuments to modern aesthetic concepts, and the formation of a system of recognizable motifs that indicated medieval buildings.

Keywords: 17th-century art; English graphics; circulation graphics; landscape graphics; scientific illustrations; book graphics; architectural graphics; interpretation of gothic style; creative work of Wenzel Hollar.

Готическое Возрождение — явление в английской культуре XVШ-XIX вв. (термин введен Кеннетом Кларком в 1928 г. [11]), которое характеризует специфическую систему восприятия, переработки и интерпретации прошлого, соединившую археологию, историю, современную политику [2], отношение к художественному наследию, архитектуру и искусство. Феномен новой волны «историзма», начало которому положено в 1720-е [10] или 1740-е гг. [22], воплотившийся в широком обращении к «готическим» мотивам в литературе, стрельчатым аркадам и остроконечным формам в зодчестве» [5], стал продолжением характерного для английской культуры отношения к Средневековью, сформированного XVII столетием. Амбивалентность концепции, противопоставляющей готику классическому наследию, античности и палладианству, выработанная на рубеже XVП-XVШ вв., соотносится с вектором стилистической эволюции художественных форм периода, отражая в равной мере мировоззренческие аспекты понимания Средневековья и эстетические рамки восприятия наследия ушедших эпох.

Английские традиции региональной истории [26] и увлечение хорографическими трудами, построенными по принципу «прогулки» с подробным описанием природы и достопримечательностей, сформировали характерный тип издания, повлияли на расцвет антикварных интересов, привели к возникновению и развитию иллюстрирования сочинений, визуальные ряды которых обязательно включают архитектурные мотивы. С 1570-х гг. и до конца XVIII столетия эволюция научной иллюстрации, обусловленная изменением отношения к подобным изображениям, с одной стороны, стилистическими трансформациями — с другой стороны [3], и, наконец, модификациями статуса публикаций от обнародования результатов исследования к познавательной литературе и занимательному чтению, привела к формированию устойчивых типов изображений — одиночное сооружение, комплекс построек в ландшафте, пейзаж с архитектурными мотивами, панорамный вид.

В XVIII в. происходит неуклонный процесс углубления и конкретизации интереса к национальному прошлому,

расширения сферы влияния исторических стилей на современное искусство и обращения к мотивам европейского Средневековья в архитектуре, увлечение готикой пересекает границы, становясь частью сложной многосоставной стилистической системы эпохи [1, с. 56]. Архитектурные трактаты этого периода разнообразно и обстоятельно описывают специфические принципы зодчества различных эпох и регионов — палладиан-ство и классицистические тенденции, элементы рококо и средневековый вкус, «шинуазри» и «тюркез». Готические мотивы включаются в орнаментальную систему и архитектурный декор наряду с классицистическими и ориентальными, что составляет специфику архитектурного декора эпохи.

XVII столетие — переходный этап, время, когда готические элементы сохраняют свою актуальность в зодчестве, но отвергаются в теоретической мысли, именно в этот период средневековые мотивы воспринимаются как архаичные, лишенные эстетических составляющих высокого вкуса, «варварские», но при этом исполненные глубокого исторического смысла. Готика воспринимается как маркер прошлого, при этом негативная интерпретация стиля в теоретических трактатах по архитектуре соседствует с использованием узнаваемых мотивов средневекового зодчества как семантически значимого указания на исторические ценности: отношение к вере и власти. Формирование образа Средневековья в XVII в. порождает стереотипный характер трактовки готики как языка благочестия и знака законной преемственности правления. Кристофер Брукс призвал к расширению понятия Готическое Возрождение, утверждая, что именно в культуре XVII столетия средневековые мотивы начинают использоваться как своеобразные смыслообразующие акценты, прежде всего отсылающие к истории [9].

В Британии XVII столетия складывается концепция региональной истории, подготовившая основу деятельности «Обществ антиквариев», внимание к прошлому и изучение наследия отдельных земель повлияло на характер хорографических трудов, описывающих географические особенности и архитектурные достопримечательности английских графств. Английская традиция региональной истории сформировала тип со-чинения-травелога, описывающего созерцательную прогулку, позволяющую осмотреть местность — её природу и архитектурные сооружения. Подобная литература хорографического толка должна была воспроизводить перед умственным взором читающего образы удалённых земель, с их историей, живописными видами, старинными постройками.

Интерпретации готических мотивов в архитектуре и архитектурной графике XVIII в. уделено немало внимания, в то время как об использовании элементов средневекового зодчества в искусстве XVII столетия упоминается лишь в нескольких трудах, посвящённых художественной традиции [4; 9] и картографии [17]. Среди мастеров графики, обращавшихся к изображению средневековой архитектуры в пейзажах, научной и топографической иллюстрации весьма подробно изучено наследие Венцеля Холлара [12; 18; 24; 28; 29], обзор творчества Леонарда Ниффа приведён в лаконичной статье [19]. Таким образом, трактовка средневековых мотивов в книжной графике XVII в. не получила отражения в литературе, она представляет бесспорный интерес для исследователя и как воплощение исторической концепции эпохи, и как документальное свидетельство об архитектуре прошлого, и как выразительное произведение изобразительного искусства. Вопрос графического воспроизведения готической архитектуры в английской книжной иллюстрации XVII в. актуален как вследствие малой его изученности, так и в силу значения проблемы восприятия средневекового зодчества для понимания принципов восприятия прошлого и отношения к истории в период раннего Нового времени. Научная новизна исследования состоит в попытке расширить хронологические границы термина Готическое Возрождение, включив в них и XVII в., в стремлении исследовать малоизученный материал, касающийся образов средневековой архитектуры в английской графике, в необходимости реконструкции исторической концепции прошлого, отражённой в топографической литературе и иллюстрации. Цель исследования — изучить особенности воспроизведения средневековой архитектуры в английской научной и топографической иллюстрации XVII в.

Во второй половине XVII в. возрастает количество трудов хорографического характера и изданий, отражающих интересы антикваров. Тип трактата, ставший популярным в конце XVI в., предполагал описание местности в формате «прогулки», иллюстративные ряды, весьма лаконичные в первых публикациях, становятся к концу XVII столетия богатыми и разнообразными. Нередко визуальная составляющая доминирует над вербальной, подчиняя структуру издания принципу развернутого изобразительного ряда, в который могут быть включены карты, схемы, чертежи, планы, аллегории, пейзажные виды, образы архитектуры, костюмные штудии и «типажи».

Новый формат изданий связан с деятельностью Уильяма Дагдейла, с именем которого ассоциируется формирование

Илл. 1. Венцель Холлар. Собор в Линкольне. Иллюстрация к изданию: Dugdale W. Monasticon Anglicanum or the History of the Ancient Abbies... In 3 vols. London: Sam Beble, 1655-1673. Источник: https://archive.org/

Илл. 2. Дэниел Кинг. Собор Святого Петра в Йорке. Иллюстрация к изданию: Dugdale W. Monasticon Anglicanum or the History of the Ancient Abbies... In 3 vols. London: Sam Beble, 1655-1673. Источник: https://archive.org/

традиций английских антиквариев, возникновение интереса к национальному прошлому, в том числе — к геральдике и средневековой архитектуре. «Древности Уорикшира» (1656) [14], "Monasticon Anglicanum" (1655-1673) [13], «Собор Святого Павла в Лондоне» (1658) [15] посвящены подробному и обстоятельному описанию английского архитектурного наследия, в особенности — готических сооружений и их убранства — в духе интересов антиквариев к национальной старине. Текст сопровождают многочисленные изображения средневековых построек, офорты исполнены Венцелем Холларом и Дэниелем Кингом. В интерпретации средневековых построек художником XVII столетия преобладает обстоятельное и многословное перечисление характерных черт сооружения: акцентируется вертикаль силуэта, особенности фасада, конструктивные элементы, ритмическая организация декора. Внимание уделяется внешнему описанию деталей убранства и общей структуры фасада, готические черты нивелируются, антураж и пейзажное окружение включается в изображение весьма лаконично, достоверность элементов архитектурного декора и специфических конструктивных приёмов подчёркивается, сохраняются традиционные для эпохи принципы интерпретации стилей прошлого в контексте современных воззрений на особенности зодчества. Техника офорта способствует тщательной и наглядной трактовке значимых элементов архитектуры и скульптурного убранства, мастера виртуозно сочетают обобщённый образ конкретного здания и разработку подробностей декора сооружения. Графические листы Венцеля Холлара (Илл. 1) отличаются определённой живописностью трактовки, стремлением к более детальной трактовке ландшафта и изображению стаффажных фигур, сложный рисунок и виртуозная работа штриха создают мягкие переходы объёмов, подчёркивая плавность форм. Офорты Дэниеля Кинга (Илл. 2) несколько суховаты, линейны и лаконичны, антураж сведен к минимуму, однако архитектурные детали обозначены тщательно и скрупулёзно. Сочетание текста и изображений, стремление к достоверности визуальной составляющей и некоторая дотошность в проработке деталей характеризует данные публикации как научные издания, а офорты — как примеры раннего типа научной архитектурной иллюстрации.

В изданиях Дэвида Логгана "Oxonia Illustrata" (1675) [20] (Илл. 3) и "Cantabrigia Illustrata" (1690) [21] (Илл. 4) изобразительная составляющая бесспорно доминирует, формат приближается к иллюстрированной публикации, где гравюры, исполненные в технике офорта с проработкой резцом, сопровождают

Илл. 3. Дэвид Логган. Интерьер школы богословия в Оксфорде. Иллюстрация к изданию: Loggan D. Oxonia

Illustrata____Oxoniae [Oxford]:

e. Theatro Sheldoniano, 1675. Источник: https://archive.org/

краткие комментарии. Визуальный ряд предполагает совмещение карт и планов, панорамных видов и образов отдельных архитектурных комплексов, зданий и прославленных готических интерьеров. Тома, описывающие известные старинные университетские города Британии с их готической архитектурой, построены по принципу путеводителя, карты и планы в них расположены в начале, далее следуют панорамы в духе пейзажных ландшафтов эпохи, изображения характерных одеяний (костюмная иллюстрация играет не последнюю роль в подобных изданиях) и зарисовки конкретных сооружений. Готические постройки отмечены характерными признаками стиля: стрельчатыми окнами, сложными сталактитовыми и звёздчатыми сводами, ажурными каркасными конструкциями с системой контрфорсов и аркбутанов, наличием башен со шпилями, остроконечными пинаклями и вимпергами. Складывается своеобразный «корпус маркеров» готического стиля в английской научной иллюстрации, вырабатывается принцип, в соответствии с которым преобладает не индивидуальная трактовка конкретного сооружения, а чётко выявленные закономерности архитектуры Средневековья. Внимание мастера направлено на

узнаваемые комплексы зданий, архитектура городской среды оживлена стаффажными фигурами и бытовыми подробностями, возникает интерес к изображению антуража.

В посвящённом архитектуре Шотландии издании "^еа^ гит Зсойж" 1693 г. с гравюрами выходца из Голландии Джона Слезера [27] (Илл. 5) характерные панорамные виды и изображения известных построек перемежаются с образами руин, появившихся в искусстве рубежа столетий (Илл. 6). Мотив разрушенных средневековых зданий, популярность которого нарастает к эпохе сентиментализма и предромантизма, отражает новый взгляд на национальное прошлое, образы которого порождают переживания, связанные с осознанием ушедших далёких веков, сравнение далёких эпох и современности. Изменяется восприятие архитектуры прошлого, теряется понимание готики как знака власти и благочестия прошлого, национальная история обретает ценность, критерий смысловой программы уступает место понятию живописного.

В начале XVIII в. в изданиях нередко используются старинные изображения, например, в «Красотах Великобритании и Ирландии» (1707) Джеймса Биверелла [6] можно обнаружить

Илл. 4. Дэвид Логган.

Общий вид собора Девы Марии.

Иллюстрация к изданию: Loggan D.

Cantabrigia illustrate____[Cambridge]:

Quam proprijs sumptibus typis mandavit & impressit Cantabrigiae, 1690. Источник: https://archive.org/

Илл. 5. Джон Слезер. Вид на крепость Эдинбурга с северо-востока. Иллюстрация к изданию: Slezer J., Sir Sibbald R., Sir Trenchard J. Theatrum Scotia ... London: Printed by John Leake for Abell Swalle, 1693. Источник: https://archive.org/

Илл. 6. Джон Слезер. Руины собора Святого Андрея. Иллюстрация к изданию: Slezer J., Sir Sibbald R., Sir Trenchard J. Theatrum Scotia ... London: Printed by John Leake for Abell Swalle, 1693. Источник: https://archive.org/

восходящие к публикациям Уильяма Дагдейла изображения Кентерберийского собора и Собора Святого Павла в Лондоне (до 1666 г.), гравюры Дэвида Логгана и Леонарда Ниффа. Популярными на рубеже веков становятся панорамные виды, открывающиеся «с высоты птичьего полёта». Издание включает аллегорические и декоративные композиции, образы отдельных зданий различных эпох и ряд широких панорамных перспектив, включая вид на Морской госпиталь Гринвича, Виндзорский замок, комплекс Хэмптон-корт. Именно этот тип иллюстраций будет развиваться в первой четверти XVIII в. в издании Джона Хар-риса: широкие панорамные виды местности с высокой линией горизонта, динамичной перспективой, чётким ритмом чередующихся планов, обобщённой трактовкой окружения и стаффаж-ных фигур, позволяющие представить масштабный ландшафт [16] (Илл. 7), становятся основными вариантами интерпретации трактовки архитектуры имений, трактовка построек ориентирована на обобщение, силуэтный подход, отказ от детализации, внимание к диалогу сооружений и природного окружения.

Значительным этапом развития принципов интерпретации средневекового зодчества в английской научной графике

Илл. 7. Томас Бэдслейд. Танбридж Уэллс. Иллюстрация к изданию: Harris J. The History of Kent in Five Parts. London: Printed and sold by D. Midwinter, 1719. Источник: https://archive.org/

Илл. 8. Иоганн Кип по рисункам Леонарда Ниффа. Вид Ноттингема с востока. Иллюстрация к изданию: Nouveau théâtre de la Grande Bretagne.. Londres: David Mortier, 1715. Источник: https://archive.org/

Илл. 9. Иоганн Кип по рисункам Леонарда Ниффа. Виндзорский замок. Иллюстрация к изданию: Nouveau théâtre de la Grande Bretagne... Londres: David Mortier, 1708. Источник: https://archive.org/

становится эпоха выхода в свет крупноформатных и богато иллюстрированных изданий на рубеже XVII-XVIII вв. Голландский художник Леонард Нифф и гравер Иоганн Кип создают масштабные циклы гравюр к томам in folio "Nouveau théâtre de la Grande Bretagne" (1708; 1715) [23; 24] и "Britannia Illustrata" (1709) [7; 8]. Топографические виды с изображением поместий и усадеб с высокой линией горизонта и широким охватом ландшафта сопоставляются с изображениями отдельных зданий, основное внимание уделяется пространственному построению, планировкам регулярных парков, благоустроенных угодий и архитектурных ансамблей. Элементы средневекового зодчества, вписывающиеся в масштабные комплексы сооружений, погружаются в окружающий ландшафт, сооружения вступают в диалог с природой, господствует просвещенческая концепция рационально устроенного и вместе с тем естественного пространства (Илл. 8). Не архитектура, а целостное, продуманно организованное, соподчинённое иерархии дуализма разума и чувства пространство поглощает сооружения, включая их в единую устроенную по законам разума среду. Пространство становится средоточием организации композиции в подобных изображениях. Готические архитектурные мотивы, увиденные «с высоты птичьего полёта», трактуются обобщённо, однако сохраняется принцип акцентировки узнаваемых деталей: стрельчатых окон, щипцовых завершений, остроконечных шпилей, систем контрфорсов и аркбутанов, башен фасадов, декоративных фиалов, пинаклей и вимпергов (Илл. 9). При этом изображение отдельных знаковых сооружений сохраняет типичные для научной иллюстрации данного периода черты: стремление к детализации и достоверности, внимание к особенностям архитектуры, понимание специфики образного строя при некотором «приспособлении» стилей прошлого под современные эстетические требования (Илл. 10). Подобные публикации открывают путь типичным для графики XVIII столетия пейзажным изданиям, где архитектура выполняет роль доминанты в широком пространстве, культурное и рукотворное растворено в природном и естественном. В графике панорамных пейзажей XVII в. архитектура, напротив, задает ритм движения, ограничивает пространство, структурирует изобразительное поле, лишая его дикости необжитой местности.

Эволюция в трактовке готических мотивов в печатной графике XVII в. предполагает путь от достоверного изображения отдельного сооружения к выработке корпуса узнаваемых «маркеров стиля», считываемых зрителем готических архитектурных элементов: стрельчатых арок, крестовых сводов, каркасных конструкций, остроконечных завершений, вертикальных доминант. Стилистическая трансформация направлена на расширение пространственных структур, нарастание декоративности ритми-

ческого строя гравюр, усложнение композиций и к увеличению внимания к стаффажным фигурам и подробностям природного окружения. Графическая трактовка готических зданий подвергается стилизации в соответствии с эстетическими приоритетами эпохи. Визуальная риторика вкладывает в образ средневековой архитектуры идеи, связанные с древностью и значением власти — с одной стороны, и с благочестием и христианским наследием — с другой. Вырабатываются устойчивые типы изображений готических построек: отдельное сооружение («портрет здания»), изображенное весьма достоверно, группа сооружений, объединённых композиционно и ритмически, топографический пейзаж, панорамный вид. Формируются устойчивые типы изображений готических построек: храм, фортификационное сооружение, крепостная стена, башня (донжон), общественное здание (ратуша). Наконец, складывается и своеобразный набор «маркеров архитектурных деталей», позволяющих зрителю считывать смысловые акценты изображения: стрельчатая арка, башня со шпилем, нервюрный свод, система контрфорсов и аркбутанов. Образ средневековой архитектуры в научной графике XVII в. предваряет пытливый и внимательный подход учёного, одухотворённый и эмоциональный взгляд поэта на готику, которые, развиваясь параллельно и независимо, станут типичными в XVIII столетии.

Илл. 10. Иоганн Кип. Собор Херефорда. Иллюстрация к книге: Britannia Illustrata... Vol. 3. London: D. Mortier, 1712. Источник: https://archive.org/

Список литературы:

1. Ландер И. Г. Английские архитектурные книги из собрания Г. А. Потемкина (к истории формирования ансамбля Таврического дворца) // Таврические чтения 2014. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. СПб.: ЭлекСис, 2015.

С. 53-63.

2. Михайлова Ю. Ю. Антикварианизм в контексте готического Возрождения в Англии XVIII века // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4. С. 172-175.

3. Михайлова Ю. Ю. Проблема стилистической эволюции иллюстраций трактатов английских антиквариев // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2. С. 157-160.

4. Муратова К. М. Мастера французской готики XII-XIII веков: Проблемы теории и практики художественного творчества. М.: Искусство, 1988. 349 c.

5. Aldrich M. Gothic Revival. London: Phaidon Press. 2005. 240 p.

6. Beeverell J. Les delices de la Grand Bretagne, & de l'Irlande, ou sont exactement décrites les antiquitez, les provinces, les villes... les moers des habitans, leurs jeux leurs divertissement, & généralement tout ce qu'il y a de plus considerable à remarquer. En 8 vols. Leide: Vander, 1707.

7. Britannia Illustrata: Or Views of All the Cathedrals and Some of the Chappels of Great Britain. Curiosly Engraven on 40 Copper Plates. Vol. 3 / D. Mortier (publ.). London, 1712, 1724.

8. Britannia Illustrata: Or Views of Several of the Queens Palaces, as Also of the Principal seats of the Nobility and Gentry of Great Britain, Curiously Engraven on 80 Copper Plates / D. Mortier (publ.). London, 1709.

9. Brooks C. The Gothic Revival. London: Phaidon, 1999. 448 p.

10. Charlesworth M. The Gothic Revival, 1720-1870: Literary Sources & Documents. Vol. 1. Blood and Ghosts. Vol. 2. Living the Gothic Revival. Vol. 3. Gothic and National Architecture. The Banks, Mountfield, East Sussex, U. K.: Helm Information, 2002.

11. Clark K. The Gothic Revival: an Essay in the History of Taste. London: Printed by John Murray Ltd Paperback, 1975. 236 p.

12. Denkstein V. Vàclav Hollar Kresby. Praha: ODEON, 1977. 220 s.

13. Dugdale W. Monasticon Anglicanum or the History of the Ancient Abbies, and Other Monasteries, Hospitals, Cathedral and Collegiate Churches, in England and Wales. With Divers French, Irish, and Scotch Monasteries Formerly Relating to England with Engravings Mainly by Wenceslaus Hollar and Daniel King. In 3 vols. London: Sam Beble, 1655-1673.

14. Dugdale W. The Antiquities of Warwickshire Illustrated from Records, Leiger-books, Manuscripts, Charters, Evidences, Tombes, and Armes: Beautified with Maps, Prospects and Portraictures. London: Thomas Warren, 1656. 845 р.

15. Dugdale W. The History of St. Pauls Cathedral in London, from Its Foundation untill these Times: Extracted out of Originall Charters, Records, Leiger Books, and Other Manuscripts. Beautified with Sundry Prospects of the Church, Figures of Tombes, and Monuments. London: Thomas Warren, 1658. 352 р.

16. Harris J. The History of Kent in Five Parts. London: Printed and sold by D. Midwinter, 1719. [2], iii, [1], lv, ii, iv, 592, xl p, [4] plates, [24] fold plates, port, fol.

17. The History of Topographical Maps: Symbols, Pictures and Surveys. London: Thames and Hudson, 1980. 199 p.

18. Hollar Vàclav Vystava. Praha: Narodni Galerie Praze, 1977. 32 s.

19. Honour H. Leonard Knyff // The Burlington Magazine. 1954. № 11 (November). P. 337-338.

20. Loggan D. Oxonia Illustrata sive omnium celeberrimae istius universitatis collegiorum, aularum, Bibliothecae Bodleianae, scholarum publicarum, Theatri Sheldoniani, nec non urbis totius, scenographia. Oxoniae [Oxford]: e. Theatro Sheldoniano, 1675. 181 p.

21. Loggan D. Cantabrigia illustrata, sive, Omnium celeberrimae istius universitatis collegiorum, aularum, bibliothecae academicae, scholarum publicarum, Sacelli Coll. Regalis, nec non totius oppidi ichnographia. [Cambridge]: Quam proprijs sumptibus typis mandavit & impressit Cantabrigiae, 1690. 146 р.

22. Macaulay J. The Gothic Revival 1745-1845. Glasgow and London: Blackie, 1975. XX, 451 p.

23. Nouveau théâtre de la Grande Bretagne ou description exacte des palaces du Roy, et des maisons les plus confiderales seigneures et des gentiles members de la Bretagne. Londres: David Mortier, 1708.

24. Nouveau théâtre de la Grande Bretagne ou description exacte des villages, eglises, cathedrales, hospiteaux, pors de mer. Londres: David Mortier, 1715.

25. Pennington R. A Descriptive Catalogue of the Etched Works of Wencelaus Hollar. 1607-1677. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. 452 p.

26. CoxE. G. A Reference Guide to the Literature of Travel, Including Tours, Descriptions, Towns, Histories and Antiquities, Surveys, Ancient and Present State, Gardening etc., Voyages, Geographical Descriptions, Adventures, Shipwrecks and Expeditions. Seattle: University of Washington, 1935-1949. 732 p.

27. Slezer J., Sir Sibbald R., Sir Trenchard J. Theatrum Scotiœ Containing the Prospects of Their Majesties Castles and Palaces: Together with Those of the Most Considerable Towns and Colleges, the Ruins of Many Ancient Abbeys, Churches, Monasteries and Convents, Within the Said Kingdom : All Curiously Engraven on Copper Plates, with a Short Description of Each Place. London: Printed by John Leake for Abell Swalle, 1693. [10], 65, [2] p., [114] p. of plates.

28. Volrâbovâ A. Wenceslaus Hollar (1607-1677): Drawings: a Catalogue Raisonné. Prague: National Gallery, 2017. 452 p.

29. Wenceslaus Hollar 1607-1677 and Europe between Life and Desolation : [National Gallery in Prague - Collection of Prints and Drawings, Collection of Old Masters : Kinsky Palace, October 12, 2007 - January 14, 2008] / A. Volrâbovâ (ed.). Prague: National Gallery, 2007. 370 p.

References:

Aldrich M. Gothic Revival. London, Phaidon Press Publ., 2005. 240 p.

Beeverell J. Les delices de la Grand Bretagne, & de l'Irlande, ou sont exactement décrites les antiquitez, les provinces, les villes... les moers des habitans, leurs jeux leurs divertissement, & généralement tout ce qu'il y a de plus considerable à remarquer. In 8 vols. Leide, Vander Publ., 1707. (in French)

Bending S.; Arnold D. (ed.). Tracing Architecture: the Aesthetics ofAntiquarianism. Oxford, Blackwell Publ., 2003. 149 p. Bowes R. A Catalogue of Books Printed at or Relating to the University, Town and County of Cambridge from 1521 to 1893. In 2 vols. Cambridge, Macmillan & Bowes Publ., 1894.

Brooks C. The Gothic Revival. London, Phaidon Publ., 1999. 448 p.

Charlesworth M. The Gothic Revival, 1720-1870: Literary Sources & Documents. Vol. 1. Blood and Ghosts. Vol. 2. Living the Gothic Revival. Vol. 3. Gothic and National Architecture. The Banks, Mountfield, East Sussex, U. K., Helm Information Publ., 2002. Clark K. The Gothic Revival: An Essay in the History of Taste. London, Printed by John Murray Ltd Paperback, 1975. 236 p.

Cordeaux E. H.; Merry D. H. A Bibliography of Printed Works Relating to the City of Oxford. Oxford, Clarendon Press for the Oxford Historical Society Publ., 1955. 411 p.

Cox E. G. A Reference Guide to the Literature of Travel, Including Tours, Descriptions, Towns, Histories and Antiquities, Surveys, Ancient and Present State, Gardening etc., Voyages, Geographical Descriptions, Adventures, Shipwrecks and Expeditions. Seattle, University of Washington Publ., 1935-1949. 732 p.

Denkstein V. Hollarovy rané kresby z let 1625-1630. Umëni (Praha), 1977, vol. 25, pp. 193-223. (in Czech)

Denkstein V. Vàclav Hollar Kresby. Praha, ODEON Publ., 1977. 220 p. (in Czech)

Dugdale W. Monasticon Anglicanum or the History of the Ancient Abbies, and other Monasteries, Hospitals, Cathedral and Collegiate Churches, in England and Wales. With Divers French, Irish, and Scotch Monasteries Formerly Relating to England with Engravings Mainly by Wenceslaus Hollar and Daniel King. In 3 vols. London, Sam Beble Publ., 1655-1673.

Dugdale W. The Antiquities of Warwickshire Illustrated from Records, Leiger-Books, Manuscripts, Charters, Evidences, Tombes, and Armes: Beautified with Maps, Prospects and Portraictures. London: Thomas Warren, 1656. 845 p.

Dugdale W. The History of St. Pauls Cathedral in London, from Its Foundation untill these Times: Extracted out of Originall Charters, Records, Leiger Books, and Other Manuscripts. Beautified with Sundry Prospects of The Church, Figures of Tombes, and Monuments. London, Thomas Warren Publ., 1658. 352 p.

Harris J. A Catalogue of British Drawings for Architecture, Decoration, Sculpture and Landscape Gardening, 1550-1900, in American Collections. New Jersey, Gregg Press Publ., 1971. 353 p.

Harris J. The History of Kent in Five Parts. London, Printed and sold by D. Midwinter, 1719.

Hollar Vàclav Vystava. Praha, Narodni Galerie Praze Publ., 1977. 32 p. (in Czech)

Honour H. Leonard Knyff. The Burlington Magazine, 1954, no. 11 (November), pp. 337-338.

Hyde R. Panoramania: the Art and Entertainment of the 'All-Embracing' View. London: Barbican Art Gallery Publ., 1988-1989. 214 p.

Lander I. G. English Architectural Books from the Collection of G. A. Potemkin (to the History of the Hormation of the Ensemble of the Tauride Palace). Tavricheskie chteniia 2014. Aktual'nye problemy parlamentarizma: istoriia i sovremennost' (Tauride Readings 2014. Actual Problems of Parliamentarism: History and Modernity). Saint Petersburg, EliksSis Publ., 2015, pp. 53-63 (in Russian)

Loggan D. Cantabrigia illustrata, sive, Omnium celeberrimae istius universitatis collegiorum, aularum, bibliothecae academicae, scholarum publicarum, Sacelli Coll. Regalis, nec non totius oppidi ichnographia. [Cambridge], Quam proprijs sumptibus typis mandavit & impressit Cantabrigiae Publ., 1690. 146 p. (in Latin)

Loggan D. Oxonia Illustrata sive omnium celeberrimae istius universitatis collegiorum, aularum, Bibliothecae Bodleianae, scholarum publicarum, Theatri Sheldoniani, nec non urbis totius, scenographia. Oxoniae [Oxford], e. Theatro Sheldoniano Publ., 1675. 181 p. (in Latin)

Macaulay J. The Gothic Revival 1745-1845. Glasgow and London, Blackie Publ., 1975. 451 p.

Mikhailova Yu. Yu. Antiquarianism in the context of the Gothic Revival in the 18th-century England. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv (Bulletin of Saint Petersburg State University of Culture and Arts), 2015, no. 4, pp. 172-175. (in Russian)

Mikhailova Yu. Yu. The Problem of Stylistic Evolution of Illustrations of Treatises of English Antiquaries. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv (Bulletin of Saint Petersburg State University of Culture and Arts), 2016, no. 2, pp. 157160. (in Russian)

Mortier D. (publ.). Britannia Illustrata: Or Views of All the Cathedrals and Some of the Chappels of Great Britain. Curiosly Engraven on 40 Copper Plates. Vol. 3. London, 1712, 1724.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mortier D. (publ.). Britannia Illustrata: Or Views of Several of the Queens Palaces, as Also of the Principal Seats of the Nobility and Gentry of Great Britain, Curiously Engraven on 80 Copper Plates. London, 1709.

Mortier D. (publ.). Nouveau théâtre de la Grande Bretagne ou description exacte des palaces du Roy, et des maisons les plus confiderales seigneures et des gentiles members de la Bretagne. Londres, 1708.

Mortier D. (publ.). Nouveau théâtre de la Grande Bretagne ou description exacte des villages, eglises, cathedrales, hospiteaux, pors de mer. Londres, 1715.

Muratova K. M. Mastera frantsuzskoi gotiki 12-13 vekov: Problemy teorii i praktiki khudozhestvennogo tvorchestva (Masters of 12th- and 13th-Century French Gothic: Problems of Theory and Practice of Art). Moscow, Iskusstvo Publ., 1988. 349 p. (in Russian)

Pennington R. A Descriptive Catalogue of the Etched Works of Wencelaus Hollar. 1607-1677. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1982. 452 p.

Samson Luborsky R.; Morley Ingram E. A Guide to English Illustrated Books, 1536-1603. In 2 vols. Tempe, AZ, Medieval & Renaissance Texts & Studies Publ., 1998.

Savage N. et al. Early Printed Books, 1478-1840. In 5 vols. London, Bowker; Saur, Cop. Publ., 1994-2003.

Slezer J.; Sir Sibbald R.; Sir Trenchard J. Theatrum Scotiœ Containing the Prospects of Their Majesties Castles and Palaces: Together with Those of the Most Considerable Towns and Colleges, The Ruins of Many Ancient Abbeys, Churches, Monasteries and Convents, within the Said Kingdom: All Curiously Engraven on Copper Plates, with a Short Description of Each Place. London, Printed by John Leake for Abell Swalle, 1693.

The History of Topographical Maps: Symbols, Pictures and Surveys. London, Thames and Hudson Publ., 1980. 199 p.

Turner S. Hollar in Holland: Drawings from the Artist's Visit to the Dutch Republic in 1634. Master Drawings, 2010, vol. 48, no. 1, pp. 73-104.

Volrâbovâ A. (ed.). Wenceslaus Hollar 1607-1677 and Europe between Life and Desolation: [National Gallery in Prague - Collection of Prints and Drawings, Collection of Old Masters : Kinsky Palace, October 12, 2007 - January 14, 2008]. Prague, National Gallery Publ., 2007. 370 p.

Volrâbovâ A. Wenceslaus Hollar (1607-1677): Drawings : a Catalogue Raisonné. Prague, National Gallery Publ., 2017. 452 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.