УДК 7.035(410)3"17
Ю. Ю. Михайлова
Антикварианизм в контексте готического Возрождения в Англии XVIII в.
Антикварианизм, который в настоящее время принято рассматривать как явление, предшествующее современной археологии, представляет значительный интерес для историков искусства как неисчерпаемый источник художественных ценностей. Это явление, оформившееся в Общество Антиквариев Лондона в 1717 г., имеет богатую историю, которую населяют известные английские ученые, политики, писатели, художники, граверы, издатели и книготорговцы. В статье представлена краткая история деятельности Общества в XVIII столетии, делается акцент на его роли в формировании позитивного отношения британцев к готическому прошлому своей страны.
Ключевые слова: антикварианизм, антикварии, готическое Возрождение, древности Британии
Juliana J. Mikhailova
Antiquarianism in the context of the Gothic Revival in England of XVIII century
Antiquarianism that is currently considered a phenomenon preceding modern archeology is of increasing interest for art historians as an inexhaustible source of artistic importance. This phenomenon having taken shape of the Society of Antiquaries of London in 1717 possesses rich history with a great deal of outstanding scientists, politicians, writers, artists, engravers, publishers and booksellers. The article describes the concise history of the Society's activity in XVIII century with an accent to its role in the developing positive attitude of the British to the England gothic past.
Keywords: antiquarianism, antiquaries, Gothic Revival, British antiquities
В XVIII в. Англия вступает в полосу экономического и культурного подъема. Установление конституционной монархии, а затем и победа партии вигов в парламенте подтолкнули сторонников либерализма к поискам национальной идеи, а осознание себя потомками древних саксов, германских завоевателей - готов дало толчок возрождению готической архитектуры, которая, в конце концов, была признана национальной. Идеи просветителей вдохновили образованную часть общества на изучение истории. Сначала исследования ограничивались историей римской Британии, но уже в начале XVIII в. интерес к античным древностям ослаб, а вместо него романтически настроенные антикварии «обратились к отечественным древностям и родному средневековью - к рунам, руинам, друидам, курганам, замкам - как к спасительному противоядию от чуждых воздействий, или от революционных потрясений, как к средству самоутверждения и подъема национального достоинства»1. Вторая половина столетия, окрашенная романтическими настроениями, ознаменовалась движением за готическое Возрождение, питательной средой для которого не в последнюю очередь стали труды антиквариев с элегантными видами средневековой английской архитектуры, призванные воспламенять патриотические чувства чопорных англичан.
Феномен английского антикварианизма2 обратил на себя внимание ученых, когда во второй половине XX столетия начало приходить осозна-
ние, что он составляет важный аспект культуры XVIII в., в более узком смысле - это явление приобретает особое значение при изучении процесса формирования национальной британской идентичности и создания его национального наследия. В XVI в. в странах Северной Европы слово «антикварий» обозначало человека, интересующегося древностями, посещающего места, где они есть, приобретающего, коллекционирующего и изучающего их; и, в частности, в Англии оно стало обозначать тех, кто занимается не только классическими древностями, но и местными, отечественными, т. е. средневековыми.
В настоящее время антикварианизм принято рассматривать, с одной стороны, как явление, предшествующее современной археологии, а с другой - оно представляет интерес для историков искусства как неисчерпаемый источник художественных ценностей, любованию красотой которых антикварии прошлых столетий отдавали столько времени. Нас будет интересовать как раз второй аспект этого явления. Временной диапазон ограничим XVIII столетием - периодом формирования вкуса английской публики к готике, чему в большой степени способствовали антикварии.
По истории антикварианизма написано довольно много монографий. Большая часть исследований посвящена проблемам самого явления в контексте формирования исторической и археологической наук. (Р. Свит, А. Буча-нан). Поскольку эти дисциплины тесно связаны
172
Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015
Антикварианизм в контексте готического Возрождения в Англии XVIII в.
с искусством, то становится практически невозможно избежать рассмотрения вопросов, связанных с творчеством и биографиями художников, граверов, рисовальщиков, участвовавших в деятельности антикварных сообществ. Сочинения, освещающие эти аспекты, составляют второй корпус литературы. (Д. Александер3, Д. Бродвей4, Ф. Уитмор5). Отечественное искусствоведение до сих пор не уделяло внимания углубленному изучению феномена антиквари-анизма, особенно английского. Можно назвать недавно появившиеся монографии по истории археологической (Л. С. Клейн, 2011) и исторической мысли (Л. Репина, 2006), а также монографию А. В. Ипполитова «Тюрьмы и власть. Миф Джованни Баттиста Пиранези» (2013), из которых можно почерпнуть отдельные сведения по рассматриваемой теме. Материалы о творчестве многочисленных рисовальщиков, художников и граверов, принимавших непосредственное участие в художественной жизни Общества Антиквариев Лондона, по большей части, мало или совсем неизвестны отечественной искусствоведческой науке. Принимая во внимание указанные факты, предлагаемое исследование представляется весьма актуальным.
Обратимся сначала к истории самого явления. Первым, кто получил титул Королевского Антиквария, в 1533 г. был Д. Леланд (John Leland, 1503-1552), заведующий библиотекой Генриха VIII. В период ликвидации монастырей, вызванной отказом от католической веры, он сыграл важную роль в спасении книг из разгромленных монастырских библиотек. Продолжателем его дела стал У. Кэмден (William Camden, 1551-1623), собиравший топографические материалы по римской Британии6. Свое 35-летие Кэмден ознаменовал изданием фундаментального сочинения на латинском языке «Британия» (1586). Рукопись содержала сведения о географическом положении государства с подробной реконструкцией истории каждого города и выяснением англо-саксонских, галльских или римских корней местных названий, а также описания местных памятников прошлого. Для идентификации артефактов Кэмден использовал свои знания классических авторов. В противоположность средневековым домыслам о троянской или римской генеалогии британцев подчеркивалось англо-саксонское происхождение народа, населяющего Альбион. Во времена правления Елизаветы I (1533-1603) У. Кэмден, сэр Генри Спелман и сэр Роберт Коттон представляли ядро немногочисленной и элитарной организации под названием Коллегия Антиквариев. Ученые собирались в неформальной обстановке для обсуждения проблем, связанных с их археоло-
гическими изысканиями.
Но в 1614 г. Яков I (1566-1625) не утвердил Коллегию, усмотрев в ее организации оппозиционные политические цели. Собрания прекратились. Материальное наследие этого общества ограничивается небольшим количеством публикаций и коллекций. Однако сама идея его существования сыграла гораздо более важную роль для антиквариев XVIII в., которые гордились своими корнями, уходящими далеко в XVI в. Материальным свидетельством этой связи можно считать библиотеку Коттона (Cottonian library), которая всегда оставалась важнейшим источником при изучении английской истории. Несмотря на запрет собраний Коллегии, работы по изучению средневековой истории не прекращались. Дело Кэмдена продолжил У. Дагдейл (William Dugdale, 1605-1686). Это был влиятельный ученый, культивировавший идею об изучении средневековой истории как академической дисциплины. В 1638 г. У. Дагдейл получает должность служащего геральдической коллегии. По его более позднему свидетельству, в 1641 г. сэр Кристофер Хэттон (Sir Christopher Hatton, 1605-1670), будучи членом Долгого Парламента и зная о предстоящей войне, поручил своему кембриджскому товарищу и единомыш-леннику-антикварию У. Дагдейлу изготовить точные чертежи всех памятников Вестминстерского аббатства и главных церквей Англии. В дальнейшем Дагдейл работал в Бодлеанской библиотеке и других книгохранилищах Оксфорда, собирая материалы для своих будущих трудов, самым известным из которых считается сочинение «Monasticon Anglicanum» (London, 1655-73), которое было подготовлено к изданию в соавторстве с Р. Додсвортом (Roger Dodsworth, 15851654). После выхода первого тома «Monasticon Anglicanum» (1655) Дагдейл уже самостоятельно в следующем году опубликовал второе значительное сочинение «Старинные памятники Уор-викшира» (Antiquities of Warwickshire), которое впоследствии было признано образцом для написания истории графств.
В начале XVIII в. изучением естественных наук и проблемами литературы, главным образом, занималось Лондонское Королевское общество, которое получило хартию короля еще в 1662 г. Археологические отчеты всегда публиковались под его эгидой. Но Исаак Ньютон, заняв в 1703 г. пост президента, был непреклонен во мнении, что Королевское общество не должно заниматься вопросами литературы. Однако антикварии и сами мечтали о создании собственной организации. В 1693 г. У. Николсон (William Nicholson 1655-1727) - теолог и антикварий - писал йоркширскому коллеге Ральфу
173
Ю. Ю. Михайлова
Торесби: «Хотелось бы, чтобы в нашем государстве как в Швеции было бы общество, занимающееся собиранием и сохранением древностей. Это было бы нам очень полезно»7. Николсону пришлось ждать еще 13 лет, пока его мечта воплотилась в действительность.
В 6 часов вечера 5 декабря 1707 г. в таверне «Медведь», что на Стренде (Лондон), трое джентльменов - Хампфри Уэнли, Джон Талман и Джон Бэкфорд собрались, чтобы обсудить антикварные дела. Десять лет между первым собранием и официальным учреждением общества в 1717 г. не остались в памяти потомков, никаких записей не велось. К концу 1717 г. был написан устав, в котором главной целью организации провозглашалась научная деятельность, связанная с изучением древней истории и археологических артефактов, и которая декларировалось как «важная составляющая Изящной литературы», являясь ка к «любопытной, так и полезной». В намерения членов общества также входило коллекционирование, сохранение, и издание графических материалов, докладов и отчетов о памятниках, которые могут иллюстрировать историю «Древней Британии».
Сильным стимулом для создания официальной организации английских ученых гуманитарного толка было национальное соперничество, в первую очередь, с французской Академией изящной словесности, а также возможность общения с учеными из других стран, например с антиквариями-подданными шведского короля из Упсалы. Однако хартия об учреждении «Общества Антиквариев Лондона» была подписана королем лишь в 1751 г.
Конец 1720-х гг. оказался трудным переходным периодом в связи с непрекращающимися дебатами по организационным вопросам, к тому же многих членов-основателей уже не было в живых. Общества, существовавшие на неформальной основе, без упорядоченного устава и даже без постоянного места дислокации, не могли успешно существовать, не имея во главе достойных лидеров, т. е. людей динамического склада, обладавших высоким творческим потенциалом и организаторскими способностями. До середины века Общество продолжало оставаться малочисленным, собрания проводились от случая к случаю в разных тавернах, ограниченные финансовые ресурсы также не способствовали его развитию, коллекции книг, оттисков и древних артефактов были незначительными.
Наконец, в 1771 г. Общество Антиквариев Лондона возглавил Р. Гофф (Richard Gough, 17351809) - член группы любителей древностей, связанной с кембриджским колледжем Корпус
Кристи. Следует отметить, что Кембридж XVIII -начала XIX в. считался центром по изучению средневековой архитектуры и гордился своими известными школами антиквариев, которые проводили совместные исследования в рамках общей традиции. Типография Кембриджа предоставляла антиквариям приоритетное право на издание их сочинений.
Р. Гофф, как отмечали современники, уже в одиннадцатилетнем возрасте выделялся недюжинными литературными способностями. Выйдя из Кембриджа, он полностью посвятил себя занятиям топографией и изучением древностей Британии, совершая ежегодные путешествия в разные уголки королевства, часто в компании Дж. Николса (John Nichols, 1745-1826), своего типографа (printer) и издателя (publisher). Для иллюстрации путевых заметок он приглашал друзей: художника Я. Шнеббели (Jacob Schneb-belie, 1760-1792) и гравера Дж. Бэйзира (James Basire, 1730-1802), участвовавших в оформлении многих сочинений Р. Гоффа8.
В качестве директора Р. Гофф оказался тем лидером, кто вдохнул в Общество новую жизнь. Под его руководством значительно расширился диапазон публикаций, особое внимание уделялось английской готической архитектуре. После многолетнего перерыва в 1780 г. в серии «Древние монументы» (Vetusta Monumenta) был возобновлен грандиозный проект по изданию серий гравюр с изображениями средневековых руин, в сопровождении подробных комментариев; на некоторых оттисках указывались размеры отдельных деталей.
Р. Гофф внес значительный вклад в организацию систематического изучения истории архитектуры, в развитие исторического подхода к прошлому, а также он приложил немало усилий в деле изменения отношения англичан к архитектуре готического стиля. При его поддержке Дж. Картер (John Carter, 1748-1817) - журналист и ведущий рисовальщик готических объектов -выступал на страницах «Джентльменз мэгезин» с эмоциональными публикациями, впервые призывая широкий круг читателей к изучению средневековой архитектуры, тем самым помогая осознать архитектурное наследие прошлых веков и важность его сохранения.
С именем Дж. Картера связана целая эпоха в жизни Общества Антиквариев Лондона. К его сочинениям последних двадцати лет XVIII столетия относятся: «Образцы древней скульптуры и живописи, сохранившиеся в королевстве до наших дней» (Specimens of the Ancient Sculpture and Painting, now remaining in this Kingdom) (1780-1794) и «Виды древних строений в Англии» (Views of Ancient Buildings in England)
174
Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015
Антикварианизм в контексте готического Возрождения в Англии XVIII в.
(1786-1793). В 1780 г. он выполнил зарисовки западного фасада церкви аббатства Кройленд и других объектов для сочинений Р. Гоффа (например, Sepulchral Monuments и др.). В предисловии к «Истории аббатства Кройленд» (1783) и «Sepulchral Monuments» (1786) Гофф высоко оценил талант Картера, который в 1785 г. приступил к работе над другим масштабным сочинением «Древняя архитектура Англии» (1795-1814). В 1795 г., будучи уже полноправным членом Общества Антиквариев, Картер в качестве основного автора начал издание серии «Соборы», которая имела своей целью как можно подробнее описать и проиллюстрировать все главные религиозные сооружения средневековой Англии.
XVIII в. положил начало дискуссиям о методах реставрации и сохранения памятников готической архитектуры. Поскольку неоклассицизм являлся главенствующим стилем в Англии этого периода, то по вопросам реставрации средневековых строений единого мнения не существовало, более того, между отдельными группами антиквариев велась ожесточенная борьба. Так, в 1797 г. произошел конфликт вследствие того, что архитектор Дж. Уайетт (James Wyatt, 17461813), главный королевский эксперт, отвечавший за перестройку соборов в Солсбери, Личфилде, Херефорде и Дареме, был избран членом Общества Антиквариев, несмотря на протесты оппонентов под предводительством Д. Картера, Р. Гоффа и сэра Г. Энглфилда, которые считали его реставрационную деятельность вандализмом по отношению к средневековым объектам. Сторонники Уайетта - сэр Джозеф Бэнкс и его партия «антиготицистов», включая С. Лисонса, Т. Эстла и Д. Тофема, выступили за изгнание Картера из Общества Антиквариев. В знак протеста Р. Гофф подал в отставку и прекратил практически все контакты с Обществом.
В 1790-х гг. в Британии тенденция негативнопренебрежительного отношения к готике как к «варварской эстетике» постепенно сменяется восхищением. Французская революция и наполеоновские войны осложнили путешествия на континент и вызвали новый интерес к внутреннему туризму по Британии, в поддержку которому издавалось неисчерпаемое количество иллюстрированных книг и печатной продукции в виде путеводителей, выполнявшихся знаменитыми художниками (У. Тернер, Т. Гертин). Один из авторов, связанный с бумом топографической литературы, заметил, что «изучением древней архитектуры теперь не ограничиваются только антикварии, оно стало частью классического образования»9.
Таким образом, исследования последних десятилетий показали, что занятия антиквариев XVIII в. нельзя отвергать как неубедительный дилетантизм, оторванный от современной жизни, или противостояние духу Просвещения. Антикварианизм имел большое значение, как в практической, так и в культурной жизни Британии. Он воплощал ностальгию по прошлым годам для тех, кто боялся грядущих перемен, но в равной степени он мог служить иллюстрацией прошлого, демонстрирующей прогресс настоящего и безоговорочное превосходство века современного над отсталостью прошлых времен. Одновременно с этим антикварии внесли неоспоримый вклад в формирование британской идентичности и знаменитого английского патриотизма. Их заслуги в сфере культуры и искусства также трудно переоценить: они способствовали развитию типографского дела, искусства оформления книги, заражали своим энтузиазмом художников, рисовальщиков, граверов, которые благодаря им становились страстными поклонниками средневекового прошлого Британии.
Примечания
1 Клейн Л. С. История археологической мысли: в 2 т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. Т. 1. С. 210.
2 Этим термином в современной историографии принято обозначать активность коллекционеров и знатоков материальных древностей, превышающую обычные интересы образованных людей, но не выходящую за рамки изучения самих этих вещей. При таком изучении вещи трактовались по отдельности, о культурном контексте любители древностей не подозревали, вещи собирались для любования, выставления и публикации. Подробно см.: Клейн Л. С. Указ. соч. Т. 1. С. 110.
3 Alexander D. George Vertue as an engraver // Walpole Society. 2008. Vol. 70. P. 207-517.
4 Broadway J. William Dugdale: a life of the Warwickshire historian and herald. London: Xmera Limited, 2011.236 p.
5 Whittemore P. A very British antiquary: Richard Gough, 1735-1809. London: Wynchmore Books, 2009. 72 р.
6 Schnapp A. The discovery of the past. London: British Museum Press, 1997. P. 139-141.
7 Цит. по: Sweet R. Antiquaries: the discovery of the past in XVIII century. London: Cambridge Univ. Press, 2004. Р. 81. Здесь и далее перевод автора статьи.
8 Redgrave R. A dictionary of artists of the English school. London, 1874. Р 31.
9 Buchanan A. Robert Willis (1800-1875) and the foundation of architectural history. Woodbridge: Boydell Press: Cambridge Univ. Library, 2013. Р 75.
175