Научная статья на тему 'ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА В НАУЧНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ ФРАНЦИИ 1820-1860-Х ГГ.'

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА В НАУЧНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ ФРАНЦИИ 1820-1860-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ ГРАФИКА XIX В / ОБРАЗЫ АРХИТЕКТУРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ / АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА / НАУЧНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ИСТОРИЗМ В ИСКУССТВЕ XIX В / СТИЛИЗАЦИЯ В ИСКУССТВЕ / ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ УЧЕБНИКОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арутюнян Юлия Ивановна

В XIX в. возрастает значение научной иллюстрации. Образы средневековья возникают в трудах по истории искусства и материальной культуры, справочниках, периодических изданиях, путеводителях. Характерными чертами научной иллюстрации является стремление к соблюдению реальных пропорций и композиции памятников архитектуры и изобразительного искусства, внимание к деталям, понимание закономерностей стиля и отражение их в графических воспроизведениях. Издания сочетают подробные детальные изображения памятников зодчества и схематически трактованные детали фасадов и интерьеров. В труде Серу д’Аженкура отдельные таблицы воспроизводят экстерьеры и планы известных построек эпохи Раннего средневековья, романики и готики. Словарь Э. Э. Виолле ле Дюка включает ряд изображений произведений искусства, графическая интерпретация сооружений и объектов визуальных искусств носит четкий лаконичный характер. Журналы «Магазен питтореск» и «Мюзе де фамий» широко привлекают пейзажные виды, включающие архитектурные сооружения средневековья. В «Бюллетэн монументаль» научная графика связана с текстами и ориентирована на достоверную и детальную трактовку памятников. На рубеже XIX-XX вв. графические изображения начинают заменять фотографиями, жанр постепенно теряет свое значение. На протяжении столетия научная графика эволюционирует от пейзажной «живописной» трактовки виде к научно-достоверной констатации внешнего облика средневековый архитектуры и произведений искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF MEDIEVAL ART IN THE SCIENTIFIC ILLUSTRATION OF FRANCE IN THE 1820S - 1860S

In the XIX century, the importance of scientific illustration increases. Images of the Middle Ages appear in works on the history of art and material culture, reference books, periodicals, and guidebooks. The characteristic features of scientific illustration are the desire to observe the real proportions and composition of monuments of architecture and fine art, diligence, understanding the patterns of style and reflecting them in graphic reproductions. The publications combine detailed images of architectural monuments and schematically interpreted details of facades and interiors. In the work of Seroux d’Agencourt, separate tables reproduce the exteriors and plans of famous buildings of the Early Middle Ages, Romanesque and Gothic. The dictionary of E. E. Viollet le Duc includes a number of images of works of art; the graphic interpretation of structures and objects of visual arts is clear and concise. The magazines «Le Magasin pittoresque» and «Musée des familles» are widely attracted to landscape views, including architectural structures of the Middle Ages. In «Bulletin monumental» scientific graphics relate to texts and are focused on reliable and detailed interpretation of monuments. At the turn of the XIX-XX centuries, graphic images began to be replaced by photographs, and the genre gradually lost its significance. Over the course of a century, scientific graphics have evolved from a landscape «pictorial» interpretation of the form to a scientifically reliable statement of the appearance of medieval architecture and works of art.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА В НАУЧНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ ФРАНЦИИ 1820-1860-Х ГГ.»

УДК 769.2(44)"1820/1860":72.033

Ю. И. Арутюнян

Интерпретация средневекового искусства в научной иллюстрации Франции 1820-1860-х гг.

В XIX в. возрастает значение научной иллюстрации. Образы средневековья возникают в трудах по истории искусства и материальной культуры, справочниках, периодических изданиях, путеводителях. Характерными чертами научной иллюстрации является стремление к соблюдению реальных пропорций и композиции памятников архитектуры и изобразительного искусства, внимание к деталям, понимание закономерностей стиля и отражение их в графических воспроизведениях. Издания сочетают подробные детальные изображения памятников зодчества и схематически трактованные детали фасадов и интерьеров. В труде Серу д'Аженкура отдельные таблицы воспроизводят экстерьеры и планы известных построек эпохи Раннего средневековья, романи-ки и готики. Словарь Э. Э. Виолле ле Дюка включает ряд изображений произведений искусства, графическая интерпретация сооружений и объектов визуальных искусств носит четкий лаконичный характер. Журналы «Магазен питтореск» и «Мюзе де фамий» широко привлекают пейзажные виды, включающие архитектурные сооружения средневековья. В «Бюллетэн монументаль» научная графика связана с текстами и ориентирована на достоверную и детальную трактовку памятников. На рубеже XIX-XX вв. графические изображения начинают заменять фотографиями, жанр постепенно теряет свое значение. На протяжении столетия научная графика эволюционирует от пейзажной «живописной» трактовки виде к научно-достоверной констатации внешнего облика средневековый архитектуры и произведений искусства.

Ключевые слова: европейская графика XIX в., образы архитектуры в изобразительном искусстве, архитектурная графика, научная иллюстрация, историзм в искусстве XIX в., стилизация в искусстве, иллюстрирование учебников

Juliya I. Arutyunyan

Interpretation of Medieval art in the scientific illustration of France in the 1820s - 1860s

In the XIX century, the importance of scientific illustration increases. Images of the Middle Ages appear in works on the history of art and material culture, reference books, periodicals, and guidebooks. The characteristic features of scientific illustration are the desire to observe the real proportions and composition of monuments of architecture and fine art, diligence, understanding the patterns of style and reflecting them in graphic reproductions. The publications combine detailed images of architectural monuments and schematically interpreted details of facades and interiors. In the work of Seroux d'Agencourt, separate tables reproduce the exteriors and plans of famous buildings of the Early Middle Ages, Romanesque and Gothic. The dictionary of E. E. Viollet le Duc includes a number of images of works of art; the graphic interpretation of structures and objects of visual arts is clear and concise. The magazines «Le Magasin pittoresque» and «Musée des familles» are widely attracted to landscape views, including architectural structures of the Middle Ages. In «Bulletin monumental» scientific graphics relate to texts and are focused on reliable and detailed interpretation of monuments. At the turn of the XIX-XX centuries, graphic images began to be replaced by photographs, and the genre gradually lost its significance. Over the course of a century, scientific graphics have evolved from a landscape «pictorial» interpretation of the form to a scientifically reliable statement of the appearance of medieval architecture and works of art.

Keywords: European graphics of the XIX century; images of architecture in the visual arts; architectural graphics; scientific illustration; historicism in the art of the XIX century; stylization in art; illustration of textbooks DOI 10.30725/2619-0303-2022-2-154-161

XIX век - эпоха позитивизма, оптимизма, количественного освоения мира, веры в силу науки и объективного знания, пери-

од открытого противоречия во всех сферах, время утилитаризма и практицизма, «демистификации» общественной жизни - меняет

традиционное отношение к истории. Амбивалентность эпохи, сталкивавшей идеи социального служения художника и концепции «чистого искусства», уверенность в действенности разума и всеподчиняющей силы чувств, противопоставлявшей образ героической личности и «массы», растворения в социуме, когда романтическое увлечение «иными» временами и пространствами сменяется позитивистским практицизмом, формирует новые подходы к пониманию и освоению наследия прошлого. Историческое знание проходит путь от романтического образа далеких времен до исследовательского интереса к документальным свидетельствам эпохи.

XIX столетие порождает новое отношение к визуальному сопровождению научного текста, иллюстративная база публикаций воспринимается как логическое продолжение и, нередко, дополнение сочинения, еще недавно лишенного изобразительного ряда [1, р. 122-126]. Научная иллюстрация активно применяется в сочинениях по истории искусства, существует параллельно с текстом, рассматривается как необходимая часть издания. Используя терминологию У. Дж. Т. Митчелла, можно говорить об очередном «изобразительном повороте» [2-4], сформировавшем традиционные для Х1Х-ХХ вв. принципы формирования научных изданий по истории искусств, предполагающих обязательное визуальное сопровождение текста. Изучение аспектов визуальной культуры неотделимо от анализа путей формирования и эволюции методов описания, исследования и интерпретации произведений изобразительных искусств [5, р. 53-54].

Источниками формирования концепции всемирного исторического процесса в XIX в. можно считать антикварные штудии XVIII столетия, развитие региональной истории, увлечение генеалогическими изысканиями, интерес к археологическим исследованиям. Именно в этот период складывается уверенность в объективности анализа фактологического материала, представление о логике эволюции, возникает идея целостности глобального исторического процесса и последовательной смены стадий развития, доминирует однолинейная теория всеобщего прогресса, преемственности и единства опыта прошлого. «Научная» история (в терминологии Филипп Арьеса [6, с. 204] обретает свою структуру, базирующуюся на власти

факта, его объяснения и выявления последовательности и причинно-следственной обусловленности событий). Во второй половине столетия возникает интерес к анализу культурно-исторических типов, формируется «экзистенциальная» история [6, с. 230], выявляющая контекст, отвечающая на вопрос источников и среды, обращающаяся к концепции многолинейного и непоследовательного процесса, цикличности истории. XIX век - эпоха нового понимания прошлого, его освоения и присвоения, актуализации наследия, расширения временных и пространственных границ индивида в контексте реалий современности.

Пути формирования новой исторической концепции в искусстве связаны с умонастроениями эпохи - романтические веяния начала столетия формируют вкус к прошлому, объективистские устремления середины столетия - внимание к стилям и археологически достоверным деталям, концепция культурных архетипов рубежа веков - стремление к реконструкции контекста, к пониманию человека в системе ценностей и приоритетов каждого периода. Трансформация отношения к прошлому в общественной жизни отражается в художественной концепции истории, со времен «битвы классиков и романтиков», сформировавшей два типа переживания удаленных эпох, в европейской традиции формируется ряд приоритетов, отразивших как научные, так и политические взгляды приверженцев различных подходов. Эпоха ампир, историзм во всех его вариациях, романтическое восприятие прошлого, стремление к научной достоверности, реконструкция памятников, археологические работы и исследования оказывают последовательное влияние на отношение к истории. На рубеже XVШ-XIX вв. античные реминисценции противопоставляются увлечению средневековьем, в течение столетия приоритеты неоднократно смещаются, внимание привлекает Ренессанс и эпоха рококо.

XIX столетие порождает понятие «стилистической реставрации», в основе подхода лежит стремление придать целостность постройке, уподобляя современные элементы построек приемам и образам прошлого. Архитектура воспринимается как маркер эпохи, элементы конструкции и декора указывают на исторический период, этот принцип широко используется в научной графике и книжной иллюстрации.

Феномен «историзма» порождает жанровую трактовку прошлого, вторжение повседневности в контекст интерпретации ушедшей эпохи, интерес к бытовым деталям и подробностям, изменение героя (на место знаковых деятелей прошлого приходят персонажи занимательных рассказов или ничем не примечательные условные фигуры). Трансформация отношения к прошлому - тот же принцип «экзистенциальной» истории - формирует корпус приемов, направленных на акцентировку «достоверности» происходящего, в качестве маркеров эпохи выступают стиль, архитектура, костюм. Ретроспективистские устремления рубежа XIX-XX вв. отличаются избирательностью в отношении к стилям прошлого, выходящей за рамки как классицистических, так и романтических представлений о приоритетах в области истории искусства. «Реконструкция» прошлого осуществляется как на базе документальных источников и характерного для XIX в. стремления к безусловному приоритету экспериментальной науки и объективного знания, так и на основе эмоционального переживания, воссоздания духа эпохи. Для периода характерен иной тип стилизации: теперь отсылка к прошлому осуществляется не как сумма деталей, внимание привлекает атмосфера, стилизации подвергается контекст, антураж. Ушедшие эпохи воспринимаются личностно, переживаются и осваиваются сквозь призму индивидуальной интерпретации, складывается тип «экзистенциональ-ной истории» (Филипп Арьес [6, с. 230]).

Концепция историзма в архитектуре и изобразительном искусстве, бесспорно, связана с новым пониманием феномена «исторических стилей прошлого», с осмыслением ценности явления. Образный язык базируется на принципе отбора и нового обобщения, концептуализации художественных приемов прошлого, выработка системы маркеров, стилизация как метод в архитектуре и прикладном искусстве предполагает акцентировку декоративных форм, перенос элементов с мелких мобильных объектов на масштабные статичные, что неизбежно порождает расхождение конструктивно-системного и декоративно-пластического аспектов, деформацию орнаментальных элементов, смещение акцентов (местоположения, масштаба). Восприятие прошлого эпохи историзма основано на «сумме» узнаваемых признаков - маркеров стилей ушедших эпох.

Проблемы стилизации - интерпретации художественных приемов и декоративных элементов прошлого, использования конструктивных и орнаментальных деталей различных эпох - обусловлены процессом «глобализации истории», обращения к образным системам иных регионов и времен. В течение XIX в. в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве происходит постоянное смещение внимания к историческим периодам в зависимости от господствующих художественных тенденций. Принципы стилизации -умозрительность и осознанность в отборе и обобщении черт, дистанцированный взгляд на прошлое. Принцип формообразования базируется на комплексном подходе, сложении системы «маркеров стиля».

Система восприятия прошлого связана с аспектами хронотопа, с проблемами интерпретации времени в искусстве XIX в., с представлением о глобальной истории и единой истории искусства, выстроенной по определенной системе периодизации. Отмеченный Китом Мокси условный характер «темпоральных конструкций», лишенных синхронии и целостности в региональном срезе, и сомнение в перспективах «глобальной истории искусства» [5, р. 10] и «анахронизм» эстетического переживания [7, р. 24] в трудах XIX столетия воспринимается скорее как единство различных этапов, обусловленных внешними причинами и особенностями местных традиций. Концепция истории как объективно существующей закономерности основывается на систематизации документов и фактов, схема «достоверного» и верифицируемого понимания исторического процесса трактуется сквозь призму знания (история как наука), влияния на современность (актуальное прошлое), личную память. Актуализация времени осуществляется через детали: изучение и систематизация, музеефикация, поиск исторических параллелей. Время истории (как явления социального) и время художника (как личностное его переживание) вступают в диахронный диалог. Время - это эпоха, стиль, период; это - промежуток между значимыми событиями; наконец, это - отражение личного опыта.

Источниками формирования визуальной традиции интерпретации средневековья в научной графике следует признать архитектурные увражи и труды антиквариев, посвященные истории и наследию прошлого [8]. Готика выступает как рито-

рическая фигура, указующая на образы национальной истории, веры предков, традиции, значимости и вековечности власти. У Бернара де Монфокона в «Монументах французской монархии» [9] в качестве иллюстраций выступают изображения страниц иллюминированных манускриптов, скульптуры фасадов храмов, фрагменты ковра из Байе. В рукописном труде Андре Фелибьена виртуозно исполненные графические листы представляют прославленные средневековые и ренессансные постройки Франции [10]. Значимым этапом формирования традиций научного иллюстрирования становятся публикации, описывающие святыни страны, связанные с историей и национальным наследием, прежде всего Сен-Дени [11]. Следует подчеркнуть, что в последнем случае планы, схемы и вербальные описания доминируют над визуальной составляющей.

Первым масштабным изданием по истории искусства становится шеститомный труд Серу д'Аженкура [12]: первые два тома содержат текст, посвященный архитектуре, скульптуре и живописи IV-XVI вв., третий - список иллюстраций, с четвертого по шестой - изображения, каждая из таблиц предполагает либо воспроизведение конкретного памятника, либо подборку однотипных памятников или связанных друг с другом по смыслу (регион, период, школа, тип). Справедливо называя данное издание первым трудом по истории искусства, построенным по традиционной для современных публикаций схеме, Ж. Базен [13, с. 66-67] подчеркивает особое значение обширного и разнообразного иллюстративного ряда. Метод автора основан на непосредственном изучении памятников, на анализе контекста создания произведения, стиля, художественного языка. Следуя принципам Винкельмана, Кейлюса и Мариэтта, Серу д'Аженкур выявляет пути стилистической эволюции архитектуры и искусства IV-XVI вв. [19]. Изобразительный ряд играет ключевую роль в формировании концепции, таблицы представляют самостоятельную ценность, принципы классификации могут варьироваться, но доминирующей выступает идея единых стилистических приемов и школ [14, р. 34]. Для издания работают многочисленные художники Европы, в том числе А. Канова, Л. Ж. Депре [13, с. 67]. Подготовительные рисунки хранятся в Библиотеке Ватикана, исследованные группой специалистов, они

стали материалом для многочисленных публикаций последних лет [14-18].

Александр Ленуар, основатель и глава Музея французских монументов, публикует несколько сочинений (в том числе и каталожного типа), включающих описания памятников средневекового искусства [13, с. 62]. Одним из наиболее масштабных и обстоятельных трудов следует признать восьмитомное иллюстрированное издание, посвященное скульптуре Франции [19]. Описания произведений пластики снабжено изображениями, воспроизводящими образы правителей и памятники искусства Средних веков и эпохи Ренессанса. Среди графических работ выделяются гравюры, исполненные по рисункам известного своими архитектурными увражами Шарля Персье. Необходимо добавить, что перовые зарисовки деталей скульптуры фасада Нотр-Дам в Париже работы Ш. Персье хранятся в коллекции Национальной Библиотеки Франции в отделе гравюры и фотографии («Зодиак», «Дева Мария» RESERVE FOL-VE-53 (G)).

В середине - второй половине XIX столетия выходят в свет справочные издания, посвященные средневековой культуре под редакцией Э. Э. Виолле ле Дюка, с его текстами и характерными изображениями средневековых построек и предметов утвари. Архитектор и реставратор французских храмов и замков эпохи романского стиля и готики, Виолле ле Дюк - виртуозный график и внимательный исследователь, воспроизводящий со всей тщательностью и полнотой детали архитектурных конструкций [20] и особенности предметов прикладного искусства [21], сформировал ставший характерным для рубежа веков тип энциклопедического труда. Визуальный ряд подобного изданий предполагает научную достоверность изображения, внимание к деталям, тщательность воспроизведения памятника, лаконизм и следование характерным чертам стиля каждой эпохи. При этом внимание автора к культурному контексту приводит к жанровой трактовке сцен и к характерному для времен «стиля трубадур» обыгрыванию средневекового антуража и типичных, несколько литературных в своей трактовке, образов.

Значимое место среди научных публикаций занимает и костюмный трактат, востребованный в эпоху историзма, позволяющий на основе отдельных образов и нередко весьма вольных трактовок па-

мятников искусства прошлого создавать узнаваемые и соответствующие представлениям эпохи типажи [22]. Наиболее известным изданием первой половины XIX в. стали переиздававшиеся с уточнениями и дополнениями труды Камиля Боннара [23; 24]. Структура увража предполагает чередование изображений и комментариев к ним, развернутые подробные описания каждого костюма вводят в контекст эпохи Позднего средневековья и Ренессанса. Графические изображения опираются на известные памятники - рукопись Манессе (ок. 1300 г. Гейдельбергский университет. Cod. Pal. Germ. 848), флорентийские монументальные росписи эпохи Раннего и Высокого Возрождения. Вырабатывается традиционный корпус характерных типажей и персонажей - рыцарь, аристократ, знатный горожанин, сиятельная дама. В последней четверти XIX в. на смену весьма отвлеченным образам приходят конкретные, опирающиеся на документальные источники иного типа трактовки, базой истории костюма становится нумизматика и печати [25], дающие более точные датировки и, при всем лаконизме и обобщенности, более конкретные, лишенные «художественной обработки» подробности изменения гардероба и аксессуаров.

Научная периодика, расцвет которой приходится на вторую треть XIX столетия, развивает тип иллюстрации, характерный для исследовательских публикаций и энциклопедических трудов. В 1830-е гг. активизируется процесс «визуализации» текста как художественного, так и научного, новое понимание роли изображения в тексте порождает существенную трансформацию структуры периодических изданий. Ярким примером научных публикаций можно считать «Бюллетэн монументаль» (Bulletin monumental; ou, Recueil de documents et de mémoires relatifs aux différentes branches de l'archéologie; Société française d'archéologie), издаваемый с 1834 г. по сей день. Как и в популярных журналах «Магазэн питтореск» (Le Magasin pittoresque, 1833-1938) и «Мюзе де фамий» (Musée des familles, 1833-1900), здесь нередко изображаются памятники средневекового зодчества. В 1830-е гг. формируется принцип распределения материала, соотношение текста и изображений, которые нередко печатались в тексте, вмещаясь в колонку или занимая всю ширину листа [26, c. 227], отдельные крупные иллюстрации могли иметь страничный

формат. Принцип трактовки средневекового зодчества восходит к традициям живописности времен романтизма - памятник связан с пейзажем и помещен в определенный антураж, светотень придает трактовке выразительный художественный характер. Внимание привлекают прежде всего готические сооружения. Позднее живописные виды уступают место схемам, графическим прорисовкам деталей и четким, лишенным повествовательных подробностей изображениям. На рубеже веков значимую роль в иллюстрировании текстов по истории искусства - и в книгах, и в журналах - начинает играть фотография.

Научная графика в XIX столетии ориентирована на точное и достоверное изображение средневековых произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Формирование традиции иллюстрирования берет свое начало в трактатах антиквариев, в трудах, посвященных национальной истории, традиции, прошлому, средневековье воспринимается как символ веры предков и древности королевской власти. Издания по истории искусства, такие как труд Серу д'Аженкура, включают развернутые таблицы сопоставлений, изображения трактованы детально, стремление к достоверности приводит к появлению обширного корпуса зарисовок. В музейной практике складывается тип каталожного издания, включающего памятники и развернутые комментарии к ним. Среди публикаций А. Ленуара особое место занимает труд, посвященный описанию средневековой и ренессансной скульптуры. Научная иллюстрация в энциклопедических изданиях Э. Э. Виолле ле Дюка играет важную роль в формировании общих представлений о стиле эпохи и особенностях художественного решения произведений зодчества и визуальных искусств. В костюмных трактатах воспроизведения известных произведений живописи Позднего средневековья и Ренессанса сопровождают текст, описывающий характер одежд и аксессуаров представителей различных национальных традиций и социальных структур. В журнальной графике пейзажные мотивы в интерпретации средневекового зодчества сменяют в середине XIX в. конкретные и схематичные изображения памятников.

Формирование типов изданий, посвященных истории искусства. приводит к разработке ряда характерных принципов

интерпретации памятников прошлого: визуальный ряд подчинен сложившимся требованиям к научно достоверному воспроизведению, сохраняется стандартный выбор памятников для иллюстрирования, используется классификация по стилям и регионам, используется чередование весьма достоверных рисунков и схем, акцент явно делается на архитектуру. Стилистические приемы воспроизведения характеризуются лаконизмом в изображении, вниманием к деталям, «техническим» характером трактовки, лишенным стремления к живописности и приукрашиванию. Мастер неизменно следует характерным чертам стиля эпохи, отходя от типичной для книжной графики системы «маркеров» в связи с целями научного иллюстрирования. Справочные издания отличаются следованием формальным требованиям к структуре публикации (например, соблюдение алфавитного порядка), наглядный повествовательным визуальный ряд демонстрирует особенности каждого художественного явления. Представление о достоверности изображения предполагает наличие стилистической близости к источнику, может предприниматься «визуальная реставрация» (придание изображению завершенного вида), возможно совмещение различных подходов - от «живописно» трактованного пейзажа до строгих и лаконичных планов и схем. В изданиях по истории костюма преобладают итальянские костюмы XV-XVI вв., реже - немецкие (XVI в.), источником формирования образов является монументальная живопись (реже - скульптура) и книжная миниатюра, сопутствующие визуальному ряду тексты подробно описывают костюмы. Складываются устойчивые принципы классификации средневековых одеяний на основе визуальных рядов, сохраняется «стереотипность» персонажей (сословие, статус, регион), характерной остается сложившаяся в более ранний период практика использования в разных трактатах одних и тех же графических изображений. Вектор развития костюмных трактатов XIX в. состоит в усложнении методов анализа визуального ряда, в привлечении новых типов источников (печати, нумизматика), в интересе к деталям (ткани).

Научная иллюстрация XIX в. оказывает неизменное влияние на формирование и эволюцию типичного для своего времени типа иллюстрированного путеводителя,

на своеобразие образного языка путевых заметок художников, на книжную графику, сценографию и театральный костюм. Однако вне сферы научного иллюстрирования средневековье обретает иные черты: используется либо принцип стилизации с акцентировкой средневековых, преимущественно готических мотивов, заимствованных из книжной миниатюры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, либо прием «археологического воссоздания», с попыткой «реалистично» изобразить эпоху, опираясь на определенные узнаваемые детали и характерные подробности. Маркеры стиля и маркеры нарратива подчиняют себе творческую интерпретацию образов средневековья в иллюстрации к художественной литературе.

Список литературы

1. Karlholm T. D. Art of illusion: the representation of art history in nineteenth-century Germany and beyond. Bern: Peter Lang, 2006. 272 p.

2. Mitchell W. J. T. Four Fundamental Concepts of Image Science // Visual Literacy / ed. J. Elkins. New York: Routledge, 2008. P. 14-21.

3. Mitchell W. J. T. The Pictorial Turn // Mitchell W. J. T. Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1994. P. 11-34.

4. Mitchell W. J. T. What do Pictures Want?: The Lives and Loves of Images. Chicago: Univ. of Chicago Press, 2005. XXI, 380 p.

5. Moxey K. P. F. Visual time: the image in history. Durham; London: Duke Univ. Press, 2013. XIII, 207 p.

6. Арьес Ф. Время истории / пер. с франц. и примеч. М. Неклюдовой. Москва: ОГИ, 2011. 304 с.

7. Time in the History of Art: Temporality, Chronology and Anachrony / ed.: D. Karlholm, K. P. F. Moxey. New York: Routledge, 2018. 264 p.

8. Tracing Architecture: the Aesthetics of Antiquari-ansm / ed.: D. Arnold, S. Bending. Oxford: Blackwell, 2003. 149 р.

9. Montfaucon B. de Les monumens de la monarchie françoise, qui comprennent l'histoire de France, avec les figures de chaque règne que l'injure des tems à épargné. Paris: Gandouin et Giffart, 1729-1733.

10. Félibien A. Mémoires pour servir à l'histoire des maisons royalles et bâtiments de France, 1681. 125 p. 34 dessins et plans. Reliure du XVII s. // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 961. Собрание французских рукописей. Оп. № 254. Fr. F. IV. № 37.

11. Chardon J. Le trésor de l'abbaye royale de S. Denis en France : qui comprend les Corps Saints & autres reliques précieuses que se voyent, tant dans

l'Église, que dans la salle du trésor. Paris: De l'imp. de Chardon, rue Galande, 1762. 18 р.

12. Seroux D'Agincourt J.-B. Histoire de l'art par les monumens, depuis sa décadence au IVe siècle jusqu'à son renouvellement au XVIe: in 6 vols. Paris: Treuttel et Würtz, 1823.

13. Базен Ж. История истории искусства от Ва-зари до наших дней. Москва: Прогресс - Культура, 1994. 528 с.

14. Mondini D. Mittelalter im Bild: Séroux d'Agin-court und die Kunsthistoriographie um 1800. Zürich: Zurich InterPubl., 2005. 407 S.

15. Di Simone P. Indagini su una chiesa fantasma. Santa Croce a Villa Madama nel corpus dei disegni per la Histoire de l'Art di Seroux d'Agincourt // Hortus Artium Medievalium. 2018. Vol. 24. P. 366-378.

16. Di Simone P. Seroux d'Agincourt e la pittura medievale a Napoli nei disegni della Biblioteca Apostolica Vaticana // Arte Medievale. 2018. V serie - Anno VIII. P. 99-106.

17. Miarelli Mariani I. Seroux d'Agincourt e L'histoire de l'art par les monumens: riscoperta del Medioevo, dibattito storiograflco e riproduzione artistica tra fine XVIIIe inizio XIX secolo. Roma: Bonsignori, 2005. 286 S.

18. Seroux D'Agincourt e la documentazione grafica del medioevo i disegni della Biblioteca Apostolica Vaticana. Studi e testi 523 / a cura di I. M. Mariani, S. Moretti. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 2017. 427 p.

19. Lenoir A. Musée des monumens français. ou Description historique et chronologique des statues en marbre et en bronze, bas-reliefs et tombeaux des hommes et des femmes célèbres, pour servir à l'histoire de France et à celle de l'art; ornée de gravures et augmentée d'une dissertation sur les costumes de chaque siècle: in 8 vols. Paris: Guilleminet - Nepveu, 1800-1821.

20. Viollet-le-Duc E. E. Dictionnaire raisonné de l'architecture française du XIe au XVIe siècle: in 10 vols. Paris: B. Bance, A. Morel, 1854-1868.

21. Viollet-le-Duc E. E. Dictionnaire raisonné du mobilier français de l'époque carolingienne à la Renaissance: in 6 vols. Paris: Vve A. Morel, [1873]-1874.

22. Арутюнян Ю. И. Средневековый костюм в европейской научной иллюстрации XIX века: проблемы интерпретации истории // Научные труды / С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. 2018. Вып. 45, апр./ июнь. С. 113-132.

23. Bonnard C. Costumes des XIII-e,XIV-e,et XV-e siécles, ecstraits des monuments les plus authentiques de peinture et sculpture: in 3 vols. Paris: Treuttel et Würtz, 1829.

24. Costumes historiques des XIIe, XIIIe, XIVe et XVe siècles tirés des monuments les plus authentiques de peinture et de sculpture dessinés et gravés par Paul Mercuri, avec un texte historique et descriptif par C. Bonnard: in 3 vols. Paris: A. Lévy fils. 1860-1861.

25. Demay G. Le costume au Moyen âd'apres le sceaux. Paris: Libr. de Dumoulin et C°, 1880.

26. Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. Москва: РИП-Холдинг, 2013. 318 с.

References

1. Karlholm T. D. Art of illusion: the representation of art history in nineteenth-century Germany and beyond. Bern: Peter Lang, 2006. 272.

2. Mitchell W. J. T. Four Fundamental Concepts of Image Science. Visual Literacy / ed. J. Elkins. New York: Routledge, 2008. 14-21.

3. Mitchell W. J. T. The Pictorial Turn. Mitchell W. J. T. Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1994. 11-34.

4. Mitchell W. J. T. What do Pictures Want?: The Lives and Loves of Images. Chicago: Univ. of Chicago Press, 2005. XXI, 380.

5. Moxey K. P. F. Visual time: the image in history. Durham; London: Duke Univ. Press, 2013. XIII, 207.

6. Arjes F.; Neklyudova M. (transl., note). The time of history. Moscow: OGI, 2011. 304 (in Russ.).

7. Karlholm D. (ed.), Moxey K. P. F. (ed.). Time in the History of Art: Temporality, Chronology and Anachrony. New York: Routledge, 2018. 264.

8. Arnold D. (ed.), Bending S. (ed.). Tracing Architecture: the Aesthetics of Antiquariansm. Oxford: Blackwell, 2003. 149.

9. Montfaucon B. de Les monumens de la monarchie françoise, qui comprennent l'histoire de France, avec les figures de chaque règne que l'injure des tems à épargné. Paris: Gandouin et Giffart, 1729-1733.

10. Félibien A. Mémoires pour servir à l'histoire des maisons royalles et bâtiments de France, 1681. 125 p. 34 dessins et plans. Reliure du XVII s. Department of Manuscripts of the Russian National Library. F. 961. Collection of French Manuscripts. Op. 254. Fr. F. IV. N 37.

11. Chardon J. Le trésor de l'abbaye royale de S. Denis en France : qui comprend les Corps Saints & autres reliques précieuses que se voyent, tant dans l'Église, que dans la salle du trésor. Paris: De l'imp. de Chardon, rue Galande, 1762. 18.

12. Seroux D'Agincourt J.-B. Histoire de l'art par les monumens, depuis sa décadence au IVe siècle jusqu'à son renouvellement au XVIe: in 6 vols. Paris: Treuttel et Würtz, 1823.

13. Bazin J. History of the history of art from Vasari to the present day. Moscow: Progress - Culture, 1994. 528 (in Russ.).

14. Mondini D. Mittelalter im Bild: Séroux d'Agincourt und die Kunsthistoriographie um 1800. Zürich: Zurich InterPubl., 2005. 407.

15. Di Simone P. Indagini su una chiesa fantasma. Santa Croce a Villa Madama nel corpus dei disegni per

la Histoire de l'Art di Seroux d'Agincourt. Hortus Artium Medievalium. 2018. 24, 366-378.

16. Di Simone P. Seroux d'Agincourt e la pittura medievale a Napoli nei disegni della Biblioteca Apostolica Vaticana. Arte Medievale. 2018. V Serie - Anno VIII. 99-106.

17. Miarelli Mariani I. Seroux d'Agincourt e L'histoire de l'art par les monumens: riscoperta del Medioevo, dibattito storiografico e riproduzione artistica tra fine XVIIIe inizio XIX secolo. Roma: Bonsignori, 2005. 286.

18. Mariani I. M. (cura), Moretti S. (cura). Seroux D'Agincourt e la documentazione grafica del medioevo i disegni della Biblioteca Apostolica Vaticana. Studi e testi 523. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 2017. 427.

19. Lenoir A. Musée des monumens français. ou Description historique et chronologique des statues en marbre et en bronze, bas-reliefs et tombeaux des hommes et des femmes célèbres, pour servir à l'histoire de France et à celle de l'art; ornée de gravures et augmentée d'une dissertation sur les costumes de chaque siècle: in 8 vols. Paris: Guilleminet - Nepveu, 1800-1821.

20. Viollet-le-Duc E. E. Dictionnaire raisonné de l'architecture française du XIe au XVIe siècle: in 10 vols. Paris: B. Bance, A. Morel, 1854-1868.

21. Viollet-le-Duc E. E. Dictionnaire raisonné du mobilier français de l'époque carolingienne à la Renaissance: in 6 vols. Paris: Vve A. Morel, [1873]-1874.

22. Arutyunyan Yu. I. Medieval costume in the European scientific illustration of the 19th century: problems of interpretation of history. Scientific works / Saint-Petersburg State Academic Inst. of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin. 2018. 45, Apr./June, 113-132.

23. Bonnard C. Costumes des XIII-e, XIV-e,et XV-e siècles, ecstraits des monuments les plus authentiques de peinture et sculpture, avec un texte historique et discribtif par Camille Bonnard: in 3 vols. Paris: Treuttel et Würtz, 1829.

24. Bonnard C. (Texte historique et descriptif); Mercuri P. (dessinés et graves). Costumes historiques des XlIe, XlIIe, XIVe et XVe siècles tirés des monuments les plus authentiques de peinture et de sculpture: in 3 vols. Paris: A. Lévy fils. 1860-1861.

25. Demay G. Le costume au Moyen âd'apres le sceaux. Paris: Libr. de Dumoulin et C°, 1880.

26. Gerchuk Yu. Ya. History of graphics and book art. Moscow: RIP-Holding, 2013. 318 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.