Научная статья на тему '«Деяния Диониса» на коптских тканях?'

«Деяния Диониса» на коптских тканях? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
египетское позднеантичное искусство / коптское искусство / коптские ткани / Дионис / Нонн Панополитанский / Late Antiquity / Coptic art / Coptic textile / Dionysus / Nonnus of Panopolis

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семенов Никита Викторович

Статья посвящена сопоставлению связанных с культом Диониса мифологических сюжетов и образов, изображенных на ряде произведений искусства позднеантичного и ранневизантийского Египта (IV–VIII вв.), с поэмой «Деяния Диониса» египетского автора Нонна Панополитанского. Представленные в статье ткани и рельефы в основном происходят из собрания Государственного Эрмитажа, также использован материал с аналогичными сюжетами из коллекций других музеев. Автор анализирует, в какой мере рассматриваемые изображения соответствуют строкам поэмы и могут ли они рассматриваться как иллюстрации к сочинению позднеантичного автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Are there “The Dionysiaca” on Coptic Textiles?

The paper is dedicated to the comparison of “The Dionysiaca”, the epic tale of Late Antiquity, composed by Nonnus of Panopolis, poet of Hellenized Egypt, with some pieces of the Coptic Art – sculpture, ivory and textiles, having the images associated with the myths of Dionysus. Most of them are kept in the State Hermitage museum collection, Saint Petersburg, Russia. Analyzing subjects and characters, which appear on the carvings and textiles explored, the author researches the possibilities of their reference to the poem of Nonnus.

Текст научной работы на тему ««Деяния Диониса» на коптских тканях?»

УДК 7.046

Н. В. Семенов

«Деяния Диониса» на коптских тканях?

Статья посвящена сопоставлению связанных с культом Диониса мифологических сюжетов и образов, изображенных на ряде произведений искусства позднеантичного и ранневизантийского Египта (IV-VIII вв.), с поэмой «Деяния Диониса» египетского автора Нонна Панополитанского. Представленные в статье ткани и рельефы в основном происходят из собрания Государственного Эрмитажа, также использован материал с аналогичными сюжетами из коллекций других музеев. Автор анализирует, в какой мере рассматриваемые изображения соответствуют строкам поэмы и могут ли они рассматриваться как иллюстрации к сочинению позднеантичного автора. Ключевые слова: египетское позднеантичное искусство; коптское искусство; коптские ткани; Дионис; Нонн Панополитанский

Nikita Semenov

Are there "The Dionysiaca" on Coptic Textiles?

The paper is dedicated to the comparison of "The Dionysiaca", the epic tale of Late Antiquity, composed by Nonnus of Panopolis, poet of Hellenized Egypt, with some pieces of the Coptic Art - sculpture, ivory and textiles, having the images associated with the myths of Dionysus. Most of them are kept in the State Hermitage museum collection, Saint Petersburg, Russia. Analyzing subjects and characters, which appear on the carvings and textiles explored, the author researches the possibilities of their reference to the poem of Nonnus. Keywords: Late Antiquity; Coptic art; Coptic textile; Dionysus; Nonnus of Panopolis

Тема этого сообщения связана с двумя уникальными явлениями в культуре Египта позднеантичного и раннесредневекового времени (с середины IV по VIII в.). Первое из них представлено многочисленными произведениями коптского искусства, которые демонстрируют устойчивость сюжетов и образов греческой мифологии. Рассматриваемый материал - в основном это изображения на узорчатых тканях и, в меньшей степени, терракота и скульптура - относится к коптской коллекции Государственного Эрмитажа (одной из крупнейших в мире и имеющей более чем столетнюю историю изучения)1. Другим уникальным явлением культурной и духовной жизни Египта, безусловно, являются памятники письменности. Ярким примером сочинений позднеантичных авторов может служить эпическая поэма «Деяния Диониса», написанная Нонном из Панополя2. В поэме нашли отражение и древние космогонические мифы о Загрее-Дионисе, и более поздняя легенда об индийском походе этого бога.

Ткани с изображениями, связанными с Дионисом, Гераклом, Орфеем, Ариадной, а также другими эллинистическими мотивами представляют довольно большой и разнообразный по рисунку и технике исполнения материал для исследования, происходящий из крупных египетских центров с многочисленным греческим населением, таких как Панополь, Арсиноя, Фаюм, Гераклеополь. Изображения на тканях связаны в основном с местными погребальными обычаями - квадратные, круглые и прямоугольные тканые вставки украшали погребальные туники и завесы. Большая часть каменных рельефов с мифологическими сюжетами и образами также происходит из погребальных часовен.

Поэму Нонна Панополитанского и узорчатые ткани сближает не только обращение к дионисийской тематике и происхождение из одного города (по крайней мере большая часть подобных тканей из собрания Эрмитажа была изготовлена именно в Панополе [14, с. 98]), но и общая проблема установления времени их создания.

Изучение искусства греко-римского и византийского Египта началось в период активного интереса в европейских научных и музейных кругах к египетским древностям. В последней четверти

XIX столетия археологи, такие как Ф. Петри, Э. Навиль, работавшие в долине Нила и стремившиеся обогатить мировые собрания сокровищами и шедеврами страны фараонов, неожиданно обнаружили не менее ценные артефакты, но относящиеся к гораздо более позднему времени, - уникальные произведения живописи и скульптуры [30, p. 28; 35, p. 32-34], а также ткани греко-римского и византийского Египта. Они мгновенно стали ценным и востребованным материалом для коллекционеров и музейных собраний. Некрополи и другие археологические памятники по всему Египту оказались не столько предметом исследований, сколько источником легкой наживы для кладоискателей и торговцев антиквариатом. Как следствие, многие произведения не только не имеют надежного археологического контекста, но даже само их происхождение остается неизвестным и хронологические рамки очень расплывчаты -от IV до VIII в., хотя эллинистические традиции в искусстве Египта сохраняются и позднее - практически до конца I тысячелетия [2, с. 160-164; 9, с. 80; 22, с. 212-237].

Однако накопленный материал и более систематические исследования последних десятилетий позволили выработать определенные критерии и особенности, отличающие продукцию того или иного центра, уточнить датировку многих тканей и этапы развития стиля и манеры исполнения архитектуры, скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства.

Точное время создания «Деяний Диониса» и годы жизни поэта установить довольно сложно. Благодаря историческим фактам terminus ante quem приходится на середину VI в. (в 551 г. была закрыта Бейрутская юридическая школа, воспетая Нонном). Terminus post quem исследователи определяют по-разному: от 397 до 470 или даже 490 г. [15, с. XI-XIV].

Литературные произведения классического периода, посвященные мифам дионисийского цикла, практически нам неизвестны - мифы о Дионисе встречаются лишь у Эсхила и Еврипида. Начиная с III в. до н.э. эта тема развивается, о чем можно судить по ряду произведений греческих авторов, в то же время формируются и легенды о его индийском походе. В эпоху эллинизма Дионис

становится универсальным божеством, общины орфиков, особенно многочисленные в Александрии, разработали литургию, таинства, символику, образ бога-героя, участника космогонии и создания людей. В римское время дионисийская тема становится необычайно популярна, схожие с поэмой Нонна сюжеты встречаются в двух разных произведениях с одинаковым названием «Бассарика», написанных во II в.: одно - Дионисием, а второе - египтянином Сотерихом. Упоминание об индийском походе Диониса есть в «Походе Александра» Арриана: «Царь, нисейцы просят тебя оставить их свободными и независимыми из благоговения к Дионису. Дионис, покорив индов, пошел обратно к эллинскому морю, а для своих воинов, которые не могли уже нести военной службы (они же являлись и вакхантами его), основал этот город, чтобы он напоминал грядущим поколениям о его странствиях и его победе. Город же этот Дионис назвал Нисой, а землю нисейской по своей кормилице Нисе. Гору же, находящуюся вблизи города, он наименовал Мером, потому что, по сказанию, выносил его в своем бедре Зевс. И вот тебе еще доказательство того, что он создание Диониса: плюща в индийской земле нигде нет: он растет только у нас» [3, с. 162].

Реальные же связи Египта и Индии гораздо шире, чем могут показаться на первый взгляд: развитие при Птолемеях морского пути на Восток и открытие сезонных ветров в конце II в. до н.э. способствовало созданию прямых торговых связей между этими странами, что подтверждается монетными находками как в Индии, так и в Египте [23, с. 290-420].

Ряд эпических египетских поэтов в ГУ-У! вв. посвящали свои произведения как античным богам, героям и событиям, так и символическому толкованию иероглифов. В то же время просвещенной греческой элите в центрах по всему Египту увлечение дионисийством, мистериями и античной историей не мешало исповедовать христианскую веру, ставшую после эдикта Феодосия I в 381 г. и ряда последующих указов единственно возможной в империи. Более того, александрийские учителя, такие как Ориген и Климент Александрийский, в своем толковании христианского

учения прибегали к сопоставлению мифов и Священного Писания. До определенного момента Нонн был известен как автор парафраза на Евангелие от Иоанна. Кроме того, чем дальше на юг, тем слабее становилось влияние господствующей церкви и тем менее унифицированным христианство. Об этом свидетельствуют многочисленные тексты апокрифического и синкретического содержания IV-V вв. [24, с. 128-129]. Из письменных источников известно, что последний храм Изиды на острове Филэ просуществовал до VI в., эпохи Юстиниана.

О популярности в римское время дионисийских культов и тематики, связанной с этим богом, мы можем судить по сохранившимся до наших дней памятникам архитектуры и искусства, создававшимся как в метрополии, так и на периферии. Приведем в качестве примера колоссальный храм Вакха в Баальбеке II в. или, например, римские дионисийские саркофаги II-III вв., один из которых изображает триумф Диониса, где в процессии участвуют пантеры, слоны и даже жираф (ил. 1).

Что касается произведений искусства позднеантичного и ранневизантийского Египта с дионисийскими сюжетами и образами, то здесь хотелось бы обратиться к нескольким группам памятников конца III - начала VI в. Первая включает в себя каменную скульптуру, вторая - резную кость и третья - тканые медальоны [26, p. 149-280; 28, nos. 8319-8727; 29, p. 415; 31, p. 59-64; 37, p. 2112-2117; 39, nos. 7001-7394, 8742-9200].

Скульптура представлена рельефными изображениями на фронтонах и фризах погребальных часовен, происходящих в основном из некрополей Гераклеополя Магна и Оксиринха - двух крупных центров, ориентированных на искусство Александрии (не исключено даже, что александрийские мастера принимали участие в деятельности камнерезных мастерских этих центров) [25, p. 178; 32, p. 181-215; 34, figs. 5, 29, 45, 47, 49, 51, 55; 41, p. 205-210; 20, с. 139-149; 21, с. 212-224]. Наиболее часто встречаются композиции с Гераклом, Орфеем, Дионисом и его свитой, сатирами и менадами (ил. 2). Выбор сюжетов не случаен, те же сцены характерны и для позднеримской погребальной скульптуры [42, p. 101-112].

Материал второй группы представлен небольшими пластинами (вероятно, накладки на ларцы и шкатулки) с рельефными изображениями эллинистических мотивов и образов [11, с. 8, 9; 10, с. 52, 53; 36, p. 159-188]. Манера исполнения, трактовка этих изображений, уровень и техника резьбы имеют существенные различия. Подобная продукция в большом количестве создавалась в мастерских Александрии и других городских центров Египта в ранневизантийский период. Пластины с рельефными изображениями Эрота с корзиной плодов, виноградной лозы или женщины с покрывалом демонстрируют превращение классического рельефа в почти импрессионистический рисунок с минимальным намеком на трехмерность. Это не признак утраты профессионализма, а, скорее, графическое воплощение классической формы; изготовляя сотни и тысячи таких вещей, мастера оставляли только самые характерные черты и детали, тем самым превращая античный сюжет в понятную всем идеограмму, символ, где тип, форма и стилистические особенности взаимосвязаны.

Наиболее многочисленную группу произведений коптского искусства с мифологическими изображениями дионисийского круга составляют ткани, происходящие из нескольких крупных центров, таких как Фаюм, Панополь или Антиноя [14, с. 105-107, 143, № 59, табл. XXIV, 2, № 62, табл. XXIII, 1, № 65, табл. XXIII, 3, № 218, табл. XXXVII,7, № 219, табл. XXXVII, 8; 16, с. 21-37; 40, cat. 21, 36].

В процессе изготовления тканей мастера пользуются специальными схемами, так называемыми картонами. Изучение этих картонов позволяет уточнить датировку некоторых вещей. Анна Мария Штауффер, опубликовавшая большую коллекцию образцов картонов римского и позднеантичного времени из Музея Боде, разделила рисунки на две группы: монохромные III-IV вв. (выполненные черной или коричневой тушью) и полихромные. По-видимому, картоны изготовлялись в крупных текстильных центрах, таких как Александрия, Антиноя и Панополь [38, p. 190-191, № 11, Taf. 7, 192-193, № 13, Taf. 7]. Для окрашивания тканей изначально использовали дорогой пурпур, хотя копты научились его заменять

другим красителем. Интересно, что в поэме «Деяния Диониса» есть несколько посвященных этому строк:

И любовался тирийской краской морских улиток, Коей окрашены ткани, сияющие блеском пурпурным

[15, с. 391].

В эпическое полотно поэмы Нонна вплетено огромное количество персонажей и сюжетов, развивающихся параллельно основной линии, связанной с индийским походом. Это и космогонические мифы в первых главах со сценой гибели протодиониса-Загрея от рук титанов, и перечисление смертных пассий Зевса, коих Нонн называет двенадцать, с прилагающейся для каждого случая стрелой в отдельном для Зевса колчане Эрота.

В целом же поэма не является произведением с уникальным авторским сюжетом, а представляет собой некий поэтический орнамент из античных мифов и образов, пусть даже и с авторской интерпретацией, но вполне узнаваемых для знакомого с эллинистической культурой читателя.

Подобно произведениям изобразительного искусства поэма изобилует связанными с Дионисом символами и образами: виноградной лозой, сатирами и менадами, вакхантами с тирсами, различными животными - львами, пантерами или одетыми в их шкуры спутниками Диониса:

Многие из рогатых сатиров прыгали, пьяны, И в хороводах веселых кружились. Один же, пылая пьяным весельем, с собою ведущим страсти эротов, Потянулся лохматой лапой к одной из вакханок. Вот, совладать не в силах с подстегнутым хмелем желаньем, Он за пояс девичий чистую нимфу хватает [15, с. 132].

Помимо символов Диониса: тирса и лозы и персонажей его круга - Пана, вакханок и вакхантов, упоминающихся в поэме Нонна и запечатленных на многочисленных изображениях тканой продукции, - есть и более точные соответствия между сюжетными сценами на тканях и поэтическими строками «Деяний Диониса».

К. С. Ляпунова, хранившая коптские ткани в Эрмитаже в 19301950-х гг., посвятившая ряд исследований античной тематике на коптских тканях, провела ряд аналогий со стихами из поэмы. Например, со сценой принесения в жертву пленных индусов на тризне Офельта она связывает изображение жертвоприношения на ряде тканых медальонов (ил. 3) [12, с. 153, 154; 10, с. 74]:

Воин диктейский Астерий мечом, висевшим у бедер Мертвого, перерезал горло двенадцати индам Смуглым и вкруг героя расположил на костре их [15, с. 350].

На некоторых тканях связь с дионисийским циклом подчеркнута изображением леопардов - животных, подаренных богу Ре-ей-Кибелой. Тема индийского похода Диониса прослеживается на ряде позднеантичных мозаик, одна из них находится в Палаццо Массимо в Риме. На эрмитажной ткани с триумфом Диониса можно видеть и запряженных в колесницу леопардов, и пленных индусов [12, с. 150-152; 14, с. 102; 10, с. 47 ], что прямо перекликается со строками 40-й главы «Деяний Диониса»:

«Мы одержали победу, индов низвергнут владыка!»

Радостный Дионис с вакханками веселится.

<...>

Тащит с собой, торжествуя, львов индийских с повозкой Сатиров толпы скачут, землю всю сотрясая, Кувыркаются резво, в пляске буйной споткнувшись, Виснут на шеях вакханок неистовых в хороводе [15, с. 389].

Союз Ариадны и божества винограда, воспетый в предпоследней песне поэмы, также иллюстрирует и изображение на ткани, правда, здесь свадебную колесницу сопровождает Геракл [13, с. 150-152; 14, с. 53, 54; 10, с. 63; 18, с. 237-248].

Многие сюжеты, как использованные Нонном, так и воплощенные в произведениях искусства, можно интерпретировать по-разному в силу их универсальности. На погребальных узорчатых тканях изображения следует воспринимать как благопожелатель-ные символы, связанные с возможностью уйти от смерти, покинув

царство Аида (ил. 4). Например, следуя строкам поэмы, медальон с изображением юноши среди виноградных ветвей [12, с. 157; 14, с. 109] можно толковать не только как самого Диониса, но и как Ампелоса, его погибшего возлюбленного, благодаря мольбам бога отпущенного из царства теней и возродившегося в виноградной лозе:

Нектар и амвросию ты, Ампелос, милый мой отрок, Породил. Аполлон два цветка особо отметил -только не станет он лавра есть, пировать с гиацинтом... Ампелос, сколь же почтенна участь твоя! Пред твоей Красотой уступили и нити суровые Мойры! И пред тобою смягчился Аид!.. [15, с. 128 ].

Интерес представляют различные образы всадников, запечатленные в ряде произведений коптской скульптуры, резной кости и на тканях, они часто связаны с благопожелательной и защитной символикой (ил. 5) [7, с. 64-67; 14, с. 123; 36, с. 244 ]. В этом же ряду стоят и позднеантичные амулеты с изображением царя Соломона [4, с. 331-338; 17, с. 19-39; 19, с. 198-207]. Учитывая дионисий-ские атрибуты, с определенной вероятностью можно рассматривать всадников на тканях как символический образ Великого Ловчего Загрея, проводника душ, первого Диониса орфической традиции, которому посвящены первые главы поэмы Нонна Панополитан-ского. В одном из гимнов в переводе Вяч. Иванова говорится следующее: «Не правы люди в неведении о дарах смерти, мнят, что лют Загрей, Это Владыка отшедших - Дионис отрадный, тот, кого боятся люди как смертоносного губителя, сам страдающий бог, Зевсов отрок, пожранный титанами» [8, с. 32].

Произведения искусства Египта позднеантичного периода демонстрируют универсальность мифологических образов и их превращение в символ. Поэма Нонна Панополитанского может рассматриваться как отражение городской субкультуры, распространенной среди интеллектуалов в крупных эллинизированных центрах Египта в период поздней Античности и ранневизантий-ский период. Античная мифология искусно использована в поэме:

варьируясь в разных сочетаниях, будто стекла калейдоскопа, которые каждый раз складываются в новый узор.

На изделиях, вышедших из мастерских ткачей, художников и резчиков, изображения эллинистических мотивов, богов и героев соответствуют устойчивой иконографической схеме. Узнаваемость героев как в изобразительном искусстве, так и в литературе достигается наличием непременных атрибутов: дубинка и львиная шкура у Геракла, тирсы, пятнистые леопарды или их шкуры у Диониса и вакхантов. Сами изображения превращаются в символ, что очень хорошо заметно на массовой продукции косторезных мастерских в Александрии Ш-У вв., демонстрирующих унифицированность эллинистических образов и использующих минималистичную технику резьбы для их передачи, где изображение создается резчиком с помощью нескольких точно отработанных характерных линий. Возможно, подобная универсальность и позволила включить со временем многие позднеантичные композиции в христианскую иконографию.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В конце XIX столетия Императорским Эрмитажем и Императорским русским археологическим обществом были организованы две экспедиции в Египет, в результате чего в собрание музея вошло более четырех тысяч произведений коптского искусства. Подробнее об этом см.: [5; 6; 1; 27].

2 Панополь (др. егип. Хмим, араб. Ахмим) - столица Фиваиды Нижней, значительную часть городского населения составляли потомки греческих колонистов и торговцев. Город известен также как крупный центр ткачества, происходящие оттуда узорчатые ткани представлены в собрании Эрмитажа и во многих музеях и частных коллекциях.

ИСТОЧНИК И БИБЛИОГРАФИЯ

1. Архив Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН). Ф. 11. Д. № 21. Смирнов Я. И.

2. АйналовД. В. Эллинистические основы византийского искусства. Т. IV. СПб. : Типография И. Н. Скороходова, 1900. С. 160-164.

3. Арриан Квинт Эппий Флавий. Поход Александра. М. ; Л. : изд-во Академии наук, 1962.

4. Банк А. В. Гемма с изображением Соломона // Византийский Временник. 1956. Т. VIII. М., 1956. С. 331-338.

5. Бок В. Г. Материалы по археологии христианского Египта. СПб. : б\и, 1901.

6. Голенищев В. С. Археологические результаты путешествия по Египту зимой 1888-1889 гг. // ЗВОИРАО. Т. V СПб. : Тип-фия императорской Академии Наук, 1891. С. 1-30.

7. Грабар А. Император в Византийском искусстве. М. : Ладомир,

2000.

8. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб. : Алетейа, 2000.

9. КаковкинА. Я. О двух группах коптских памятников с античными сюжетами // ВДИ. 1990. № 1. С. 80-92.

10. Каковкин А. Я. Памятники резьбы по кости в коптском собрании Эрмитажа. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1999.

11. Каковкин А. Я. Сокровища коптской коллекции Государственного Эрмитажа : каталог выставки. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004.

12. Ляпунова К. С. Изображения Диониса на коптских тканях византийского Египта // ТОВГЭ. 1940. Т. III. С. 149-160.

13. Ляпунова К. С. Коптская ткань с мифом о Геракле // ТОВГЭ. 1939. Т. 1. С. 211-219.

14. Матье М. Э., Ляпунова К. С. Художественные ткани коптского Египта. М. ; Л. : Искусство, 1951.

15. НоннПанополитанский. Деяния Диониса. СПб. : Алетейа, 1997.

16. Орфинская О. В., Толмачева Е. Г. Египетская туника с диони-сийскими мотивами из раскопок ЦЕИ РАН на некрополе Дейр аль-Банат (Фаюм) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2017. 2(56). М., 2017. С. 21-37.

17. Ошарина О. В. Изображение всадника на коптских тканях в собрании Эрмитажа // СГЭ. LXXV. СПб., 2017. С. 19-39.

18. Ошарина О. В. Коптская ткань «Триумф Диониса» IV века: возможная интерпретация // Культурное наследие Египта и Христианский Восток = Cultural heritage of Egypt and Christian Orient : [сборник] : вып. 2 / Ин-т востоковедения Рос. акад. наук, Рос. гос. гуманитар. ун-т. М. : Ин-т востоковедения РАН, 2004.

19. Семенов Н. В. Изображения святых на коптских стелах V-VIII веков // ТГЭ. LI : Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2010. С. 198-207.

20. Семенов Н. В. О группе стел из Фиваиды // Византия в контексте мировой истории. СПб. : Гос. Эрмитаж. 2004. С. 139-149.

21. Семенов Н. В. Рельеф из Гераклеополя Магна в коптской коллекции Государственного Эрмитажа / ТГЭ. LXXIV. СПб., 2015. С.212-224.

22. Семенов Н. В. Эллинистические традиции в коптской скульптуре IV-VII веков // ТГЭ. LXIX : Византия в контексте мировой культуры : сб. науч. трудов, посвящ. памяти А. В. Банк. СПб., 2013. С. 212-237.

23. ХвостовМ. История восточной торговли греко-римского Египта. Казань : Типо-литография Императорского Университета, 1907.

24. ХосроевА. Из истории раннего христианства в Египте. На материале ранней библиотеки из Наг-Хаммади. М. : Присцельс, 1997.

25. Beckwith J. Coptic sculpture, 300-1300. London : Oxford press, 1963.

26. Breccia E. Municipalité d'Alexandrie. Alexandrea ad Aegyptum; guide de la ville ancienne et moderne et du Musée gréco-romain. Bergamo : Istituto italiano d'arti grafiche, 1914.

27. Coptica Hermitagiana : сб. материалов к столетию коптской коллекции Эрмитажа. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2000.

28. Crum W. E. Coptic monuments : Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire : Service des Antiquités de l'Egypte, 1902.

29. Dalton O. M. Catalogue of the Ivory Carvings in the British Museum. London : Trustees of the British Museum, 1909.

30. FlindersPetrie W. M. Ehnasya // Egypt Exploration Fund : Archaeological Survey of Egypt. 1904. Vol. 26. London, 1904.

31. Kendrick A. F. Catalogue of Textiles from Burying-Grounds in Egypt. 3 vols. London, 1920, 1921, 1922.

32. KitzingerE. Notes on early Coptic sculpture // Archaeologia or Miscellaneous Tracts Relating to Antiquity. 1937. Vol. 87. London-Oxford, 1937. Vol. 87. P. 181-215.

33. Lechitskaya O. Coptic Textiles. Moscow : The Pushkin Museum of Fine Arts, 2010.

34. Monneret de Villard U. La sculptura ad Ahnas; note sull' origine dell' arte copta. Milano : Tipografia della R. Acad. Naxionale dei Lincei in Roma, 1923.

35. Naville E. Ahnas el Medineh // 11th memoir of the Egypt Exploration Fund. London : Sold at the Office of the Egypt Exploration Fund, 1894.

36. Semenov N. Sculpture in the Coptic collection of the State Hermitage Museum. A Review // Journal of Coptic Studies. 2013. Vol. 15. Louvain, 2013. P. 159-187.

37. Severin H.-G. Sculpture in stone, Coptic // Coptic Encyclopedia. New York : Macmillan, 1991.

38. Stauffer A. Spätantike und koptische Wirkereien: Untersuchungen zur ikonographischen. Tradition im spätantiken und frühmittelalterlichen Tex-tilwerkstätten. Bern : Verlag Peter Lang, 1992.

39. Strzygowski J. Koptisch Kunst : Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire. Vienne : Service des Antiquités de l'Egypte, 1904.

40. Thompson D. Coptic Textiles in The Brooklyn Museum. Brooklyn : Brooklyn Museum. 1971.

41. Török L. Transfiguration of Hellenism. Aspects of Late Antique Art in Egypt AD 250-700. Leiden-Boston : Brill, 2005.

42. Torp H. Leda Christiana. The problem of the interpretation of coptic sculpture // Acta ad archaeologiam et atrium historiam pertinentia. N° 4. Roma : Scienze e Lettere. 1969. P. 101-112.

1. Триумф Диониса. Рельеф на стенке саркофага. Рим. II в. Художественный музей Уолтерс, Балтимор, США

2. Дионис на колеснице. Рельеф на фронтоне. Оксиринх, Египет. V в. Коллекция Думбартон Экс, США

3. Сцена жертвоприношения. Коптская ткань. Панополь, Египет. V в. Государственный Эрмитаж

4. Дионис и виноградная лоза. Коптская ткань. Панополь, Египет. V в. Государственный Эрмитаж

5. Всадник. Костяной медальон. Египет. ГУ-УШ вв. Государственный Эрмитаж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.