Научная статья на тему 'БУРЯТСКАЯ ШКОЛА ПЕЙЗАЖНОГО ЖАНРА'

БУРЯТСКАЯ ШКОЛА ПЕЙЗАЖНОГО ЖАНРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композиция / художественный образ природы / пейзаж / традиционная культура / современное искусство / эстетика / «буряад зураг» / мифическая картина мира / этническая идентичность / composition / artistic image of nature / landscape / traditional culture / modern Art / aesthetics / "Buryaad Zurag" / mythical picture of the world / ethnic identity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — С Б-о Цыренова

В процессе исследования, проводимого с целью выявления репрезентации «образа природы» в художественном искусстве отражается национальная идентичность Бурятского искусства XX–XXI в. Рассматривается вопрос о происхождении понятия «образа природы», специфики, типологии и выражении в искусстве. Образ природы участвует в организации композиции произведения. При обращении к пейзажному жанру рассматривается три основных подхода в становления и развития современного изобразительного искусства Бурятии. Отмечено влияние изобразительного искусства Монголии, что хорошо видно во вновь формирующемся стиле «буряад зураг». На примерах работы художников живописцев и мастеров декоративного прикладного искусства Бурятии прослеживается процесс становления бурятского пейзажа и его дальнейшее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BURYAT SCHOOL OF LANDSCAPE

In the process of research conducted to identify the representation of the "image of nature" in artistic art, the national identity of Buryat art of the XX–XXI centuries is reflected. The question of the origin of the concept of "image of nature", specificity, typology and expression in art is considered. The image of nature is involved in organizing the composition of the work. Various approaches to the study of nature in the fine arts of Buryatia are identified (for example, epic, lyrical, realistic, abstract). The axiological approach is declared as a methodological tool for studying nature in art. When turning to the landscape genre, three main approaches to the formation and development of modern fine art in Buryatia are considered. The influence of the fine arts of Mongolia is noted, which is clearly visible in the newly emerging style of ";Buryaad Zurag". Using examples of the work of artists, painters and masters of decorative applied art of Buryatia, the process of formation of the Buryat landscape and its further development is traced.

Текст научной работы на тему «БУРЯТСКАЯ ШКОЛА ПЕЙЗАЖНОГО ЖАНРА»

 УДК 758.1(571.54) 20/21

БУРЯТСКАЯ ШКОЛА ПЕЙЗАЖНОГО ЖАНРА

С. Б-О. Цыренова

Восточно-Сибирский государственный институт культуры, г. Улан-Удэ

e-mail: intercatt@yandex.ru

В процессе исследования, проводимого с целью выявления репрезентации «образа природы» в художественном искусстве отражается национальная идентичность Бурятского искусства XX-XXI в. Рассматривается вопрос о происхождении понятия «образа природы», специфики, типологии и выражении в искусстве. Образ природы участвует в организации композиции произведения. При обращении к пейзажному жанру рассматривается три основных подхода в становления и развития современного изобразительного искусства Бурятии. Отмечено влияние изобразительного искусства Монголии, что хорошо видно во вновь формирующемся стиле «буряад зураг». На примерах работы художников живописцев и мастеров декоративного прикладного искусства Бурятии прослеживается процесс становления бурятского пейзажа и его дальнейшее развитие.

Ключевые слова: композиция, художественный образ природы, пейзаж,

традиционная культура, современное искусство, эстетика, «буряад зураг», мифическая картина мира, этническая идентичность.

Процесс становления образа природы в мировом художественном искусстве был долгим. Каждый вид искусства, использует индивидуальные средства для создания образов, вырабатывает собственное воплощение и понимание. Наиболее важными признаками создания художественного образа природы являются антропоцентричность - ориентация на центральное положение человека в мироздании, символичность и знаковость изображения, а также культура и национальная специфика. Основной функцией пейзажа, с позиций классической эстетики, является запечатление и передача красоты природы через субъективное восприятие автора произведения.

Теоретически образ природы отождествляется с изображением внешнего мира, который включает в себя пейзаж. Так, в толковом словаре Ожегова «Пейзаж. Общий вид какой-нибудь местности. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении» [5, с. 486]. Из классификационных подходов к пейзажному жанру, нужно отметить тематический подход (море, лес, горы, реки, город,

деревня...). Также можно выделить типы пейзажей по теоретическому содержанию: эпические пейзажи; героические; лирические; идиллические; пасторальные; исторические. По стилевому исполнению: реалистичный, импрессионистский, экспрессионистский, абстрактный, сюрреалистичный и другие.

Процесс формирования современного светского бурятского изобразительного искусства длится уже около столетия. Это сложный путь, сопровождавшийся поиском собственной темы, путь, на который оказали влияние многие факторы и обстоятельства, как географические, так и культурно-исторические, национально-этнические, религиозные,

политические.

В первую очередь развитие бурятского искусства неразрывно связано с национальной самобытностью, которая является ключевым объединяющим компонентом для бурятского народа, состоящего из многих племен, которые исторически жили в условиях культурной и территориальной общности. В то же время необходимо учитывать разнообразие природного ландшафта, который разительно меняется на территории Бурятии, придавая уникальный характер каждому уголку. Такое разнообразие и многокомпонентность бытия этноса в комплексе отражалась на материальной и духовной культуре народов, проживающих на этой территории.

Вторым важным фактором является специфика географического положения Бурятии - граничит с Монголией и Россией. Такое положение оказало значительное влияние на становление бурятского профессионального искусства. Со стороны Монголии идет влияние буддийской религии, которая отражена в многовековой культуре и искусстве народов Центральной Азии. Россия со своей стороны оказала влияние на становление профессиональных художников школой русской академической живописи на профессиональных художников Бурятии [6].

В-третьих, в развитии бурятского искусства четко выделяются две противоречивые тенденции. С одной стороны, осознанная консервация старого быта с целью его сохранения, с другой - тенденция следования новым идеалам, выражение новых реалий жизни. Сочетание и сосуществование эти двух противоположных тем, увековечивание старого и запечатления нового, характеризуют становление изобразительного искусства Бурятии XX века.

В работах современных бурятских художников тенденция сохранения традиционных ценностей и культуры представлена очень ярко. Несмотря на

влияние классической русской и мировой живописи на бурятское изобразительное искусство, традиционность, верование, особое отношение к сакральным местам, почитание духов-предков, зародивший еще в древности, прочно вошли в национальное сознание бурят и остаются наиболее важными чертами. Эта тенденция хорошо просматривается в пейзажном жанре в XX века, где прослеживается эпический образ, к примеру, в картине Э. Аюшеева «Просторы Бурятии», в картине И. Дадуева «Буха-нойон» [4, с. 63] композиционно и метафорически удваивает удивительную силу воздействия полотна.

Темы традиционной культуры и верований, где запечатлены священные для бурят места встречается в работах Д. Гомбоева, ставшему символом родной земли, - Алханаю. «На горе Алханай», «Моление детей», «Ночь на горе» - в этих полотнах он отображает душу этого уникального места, овеянного старинными легендами.

К первой плеяде бурятских профессиональных художников, которые создавали работы, отображающие многообразие и колорит национальных сюжетов, относятся Ц. Сампилов и А. Хангалов. Легендарный представитель реализма, художник Ц. Сампилов создал серию иллюстраций к героическому бурятскому эпосу «Гэсэр», которые проникнуты уникальным восприятием жизни. А. Хангалов в своем творчестве отображает этнографически точное представление о традиционном быте и хозяйстве бурят. Картина «Кыренский дацан» передает неповторимый декор и внешнее убранство дацана, изображенного на фоне сказочного ландшафта тункинских гор [4].

Становление современной живописи Бурятии диктовалось также историческими важными событиями в стране и в мире.

Изобразительное искусство Бурятии в начале 1960-х г., пополнился самобытными молодыми художниками, работавшие в тематическом и жанровом разнообразии. Стремление к более глубокому отображению жизни пробуждает художников искать новые средства выражения, которые должны были сделать ее многозначнее. Более осознанно, чем прежде, используются теперь композиция, рисунок, колорит. Варьируют переходы цвета, фактуры, характер мазка. Именно профессионализм стал определяющим фактором в изобразительном искусстве Бурятии. Здесь необходимо отметить такие пейзажи, как «В селе Максимиха». «Закат» Д-Н Дугарова, «Безымянка» Г. Купцова, «Сурхарбан» И. Налабардина. Природа края раскрывается во всей первозданной красоте природы, в сюжетных композициях, отражающих повседневную жизнь простого народа.

«Чистый пейзаж» становится излюбленной темой, художников Р. Мэрдыгеева, А. Окладникова, К. Сергеева, Д-Н. Дугарова, А. Казанского, В. Николюка, М. Олейникова. На постоянной основе организовывались традиционные выезды Союза художников на пленэр, с остановками в красивейших безлюдных местах Бурятии. Пейзажи имели в каждом районе свои характерные особенности, именно эта разность диктовала многообразие композиционных подходов в изображении природы. Реалистичный и созерцательный мир живописных полотен художников раскрывается через их отношение к натуре.

Влияние изобразительного искусства Монголии, хорошо видно в стиле «буряад зураг», причиной этому стало стремление бурят к возврату к своей этнической идентичности, к своим истокам, к пониманию своей индивидуальности в современном глобализирующемся мире. В этой технике работал Л. Доржиев, Д.-Н. Д. Дутаров научил своих учеников азам живописи минеральными красками в своей-мастерская старобурятской живописи, сегодня в бурятском стиле работают А. Цыденова, А. Цыденов [2, с. 9; 7, с. 15].

Картины А. Цыденова отличаются стилистикой, сходной с буддйскими рисунками, которая получила название «Буряад зураг». На сегодняшний день данный стиль трактуется как современная интерпретация буддийской танкописи (иконописи). Сюжетом для стиля буряад зураг становятся многочисленные картинки из жизни бурятского народа: праздники, спортивные состязания, колоритный быт, религиозные обряды и неповторимой красоты природа. В этой технике исполнено произведение А. Цыденова «Легенда о Буха-Нойоне». Стилистически к «буряад зураг» близки работы А. Цыденовой «Течение времени», и В. Рабжаева «Свет юрты».

Большой интерес к данной технике наблюдается у современных бурятских художников. Архетипические образы со времен наскальных рисунков неолита, мифические сюжеты находят свое воплощение в работах молодых мастеров.

Например, в цикле шаманских мистерий художника Ж. Зомонова, изображена пульсирующая энергия шаманского камлания. Художник при помощи абстрактных форм гармонично чередует линии и пятна, в которых мы безошибочно улавливается образ шамана. Цвет и тон в композиции усиливает ощущения действия, в котором происходит таинство ритуального обряда. Являясь сыном М. Зомонова, доктора философии, профессора,

труды, которого посвящены шаманизму, Ж. Зомонова, вобрал эти знания и смог успешно сгенерировать их в художественный образ, в котором мы видим не только образ шамана, но и образ природы, которому он служит. «В своих работах Ж. Зомонов пытался передать особое энергетическое состояние шаманов во время ритуального обряда. В разных работах фигурирует образ шамана на марале - мифическом существе, которого принято называть Загамлай. На нем шаман переносится из одного мира в другой» [1].

Заслуживают внимания работы бурятского художника, председателя БРО ВТО Союза Художников России Е. Болсобоева, его излюбленным сюжетом являются этнические мотивы, наполненные сакральным характером. В одной из его работ мы видим шаманский танец, в котором проглядываются силуэты не то людей, не то зверей.

Художник С. Андреева пробует и экспериментирует в различных жанрах, стилях и направлениях в области изобразительного искусства. В ее работах «образ природы» показан символично и симптоматично. В бурятском художественном творчестве для передачи образов природы так же применяется уникальный сплав этнического менталитета с европейской влиянием, что дает неповторимый «микс». Это характерно для современных художников Бурятии, которые творят и ищут свой стиль и свою тему среди огромной вариативности стилей, направлений в жанре пейзажа. Это прослеживается в творчестве таких художников как А.С. Дугарова, как говорит сама Александра, «стиль, в котором она работает, уникальный, рожденный в процессе непрерывных творческих поисков». В творческих работах Бальжинима Доржиева удивительным образом передана национальная природа в простых формах, в смелых цветовых решениях, так же в знакомых природных сюжетах характерных для нашего края.

Лирически проникновенные образы природы предстают в картинах художников Л. Семёнова: «Союз Земли и Неба», «В долине Селенги», «Байкал, Бухта Песчаная», «Ольхонский вечер», «Листвянка», Б. Лыкскова: «Журавли», «Возвращение стада», «долина Догоя», «На берегу Онона», «Врата счастья», «Алханай, Л. Балто - «Перед грозой», «У коновязи», «Летник на берегу озера Гурбан Нуур». Д-Н. Дугарова, С. Ринчинова. В. Поспелова «Пригорок», «Сумерки», «Березы», «Ранняя весна», «Река вскрылась», «Селенгинский пейзаж», «Осень», в каждом из них за внешними проявлениями ландшафтных мотивов проступают латентные стороны

глубинного понимания сущности природного мироздания и места человека в его всеобъемлющей ауре.

Уникальную передачу «образа природы» в традиционной художественной культуре бурят мы можем встретить и в декоративном прикладном искусстве. В керамике в 1980-е годы начинают свой путь в искусстве молодые керамисты - В. Базаров, Р. Жимбиева, А. Трубачеева. В. Базаров уделяет особое внимание пейзажной, сюжетной росписи, его пейзажным мотивам свойственны тонкое чувство природы, поэтичность. В творческой манере А. Трубачеевой в 1980-1990-е годы прослеживается тяготение к национальным формам в пластике и росписи предметов. Сервиз «Этнографический музей» выполнен в стиле традиционной деревянной посуды, употреблявшейся в быту. «Возрождение художественных традиций буддизм является фоном для морфологической общности этнического стиля, развития бурятского декоративно-прикладного искусства».

В национальной технике плетения из конского волоса представлена передача образа природы бурятского края в работах С. Ринчиновой, Т. Тиминой, Р. Доржиевой, Т. Дашиевой, Н. Эрдынеевой, Е. Тыхеевой, обогащающих специфическую образность национального декора. «Гобелены из конского волоса неподвластны времени, а благодаря природному цвету, волос они не потеряют своей яркости на многие века, сохраняя свой первозданный цвет и вид» [3]. В 70-80-х годах XX столетия возрождение всех традиционных ремесел коснулось и искусства аппликации. С давних пор техника аппликации была представлена в декоративном оформлении деталей бурятского народного костюма, в изображении буддийских божеств в дацанах. Работы Е. Зонхоевой отличает знание особенностей разных видов материала, умение создавать яркие цветовые композиции. Триптих «Байкал» - одно из значительных ее произведений, является примером слияния творческой потенции автора с традициями народного промысла.

Итак, рассмотрев традиции бурятской школы пейзажного жанра, мы наблюдаем, что передача образа природы в художественном искусстве Бурятии имеет не только глубокие корни и устоявшиеся традиции, но и современное воплощение и прочтение. На сегодняшний день, актуально сохранение национального самоощущения и поэтому художественное виденье отражает эти тенденции и направленно на сохранение и развитие традиций в изобразительном искусстве Бурятии. Художники, мастера бурятской земли впитали в себя символику, форму, стиль, мотивы, что

составляет тот культурный код, который неразрывной нитью тянется из глубины древности и адресован нам и будущим поколениям.

Список литературы

1. Акриловые работы художника Жаргала Зомонова - цикл его шаманских мистерий // Мир красивый как сюзани. Керамика разных стран : [страница вконтакте]. - URL: https://vk.com/wall2180863_870 (дата обращения: 10.04.2024).

2. Даши-Нима Дутаров и ученики = Dashi-Nima Dugarov & Apprenticesc : [альбом] / авт. вступ, ст. T. Е. Алексеева ; отв. ред. И. И. Соктоева ; пер. на англ. яз. М. Н. Балдано. -Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 80 с.

3. Достояние республики: гобелены из конского волоса // Байкальские сказки. - URL: http://baikal-tales.ru/rn/traditions/crafts/30189/ (дата обращения: 10.04.2024).

4. Изобразительное искусство Бурятии = The Fine arts of Buryatia : альбом / М-во культуры Респ. Бурятия ; сост.: И. И. Соктоева [и др.]. - Улан-Удэ : РОО «Наука и искусство Сибири» им. А. Б. Соктоева, 2011. - 192 с.

5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 53000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - Москва : ОНИКС 21 век : Мир и Образование, 2004. -1199 с.

6. Современное искусство Бурятии: каталог выставки, (8 сент. - 2 окт., Улан-Удэ -Владивосток, 2016) / М-во культуры Респ. Бурятия, Бурят, респ. отд-ние ВТОО «Союз художников России», Примор. отд-ние ВТОО «Союз художников России» ; [авт. предисл. Л. Николаева]. - Улан-Удэ : [б. и.], [2016?]. - 35 с.

7. Художники Бурятии. 85 лет Союзу художников Бурятии (1933-2018) / [сост.: Е. А. Болсобоев, Н. А. Улзытуева]. - Улан-Удэ : Принтлето, 2018. - 167 с.

BURYAT SCHOOL OF LANDSCAPE

S. B-O. Tsyrenova

East Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude e-mail: intercatt@yandex.ru

In the process of research conducted to identify the representation of the "image of nature" in artistic art, the national identity of Buryat art of the XX-XXI centuries is reflected. The question of the origin of the concept of "image of nature", specificity, typology and expression in art is considered. The image of nature is involved in organizing the composition of the work. Various approaches to the study of nature in the fine arts of Buryatia are identified (for example, epic, lyrical, realistic, abstract). The axiological approach is declared as a methodological tool for studying nature in art. When turning to the landscape genre, three main approaches to the formation and development of modern fine art in Buryatia are considered. The influence of the fine arts of Mongolia is noted, which is clearly visible in the newly emerging style of "Buryaad Zurag". Using examples of the work of artists, painters and masters of decorative applied art of Buryatia, the process of formation of the Buryat landscape and its further development is traced.

Keywords: composition, artistic image of nature, landscape, traditional culture, modern Art; aesthetics, "Buryaad Zurag", mythical picture of the world, ethnic identity._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.