Языкознание и литературоведение список научных статей
-
ЕЖУ ПОНЯТНО: ИДИОМАТИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛАЗАМИ НЕЙРОСЕТИ
В статье рассматриваются понятия искусственного интеллекта и нейронной сети и возможность их применения на уроках РКИ. Автор предлагает использовать опознавательные нейросети в преподавании фразеологических единиц для не носителей русского языка. На основе анализа результатов апробации выявлены...
2024 / Наталья Анатольевна Багрова -
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В статье раскрывается концепция создания раздела по развитию речи курса языковой поддержки школьников 5–7 классов. Раскрывается специфика применения отдельных аспектов предметно-языкового интегрированного обучения на примере работы над развитием лексического навыка. Описан ход занятия по развитию...
2024 / Елизавета Сергеевна Башкина -
ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕВОДУ ДИСКУРСИВНЫХ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цель статьи – изучение особенностей перевода группы дискурсивных слов русского языка, выражающих степень достоверности/недостоверности, на английский и китайский языки, а также разработка рекомендаций по улучшению перевода дискурсивных слов. В качестве материала выступил Национальный корпус...
2024 / Вадим Алексеевич Белов, Валентина Михайловна Белова, Шао Мань -
ПЛЕОНАЗМ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
В статье рассматривается плеоназм как особый оборот речи и его отличие от тавтологии. Приводятся примеры типов плеоназма лексического, грамматического и стилистического характера. На примерах отрабатывается употребление плеоназмов в речи. Разработанная система упражнений позволяет правильно...
2024 / Гаяне Акоповна Ваграмян -
ОТБОР КУЛЬТУРНО-МАРКИРОВАННЫХ ЕДИНИЦ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫХ СЕМЕЙ
В работе рассматриваются вопросы отбора культурно-маркированных единиц, обеспечивающих формирование социокультурной компетенцией в процессе изучения русского языка детьми из полилингвальных семей. Актуальность определяется возрастающим количеством учащихся, которые не знакомы с...
2024 / Татьяна Сергеевна Веселовская -
ИНТЕГРАЦИЯ ТЕСТОВЫХ МЕТОДОВ В КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Неотъемлемой частью учебного процесса, независимо от его содержания и применяемых методов обучения, является контроль знаний учащихся, который может осуществляться различными способами. Проблема контроля знаний студентов в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с большим...
2024 / Виолетта Амаяковна Григорян -
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИНОНИМИИ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ НАУЧНОГО СТИЛЯ)
Статья посвящена изучению синонимичных лексико-грамматических конструкций научного стиля на занятиях по русскому языку с иностранными обучающимися. Особое внимание уделяется заданиям продуктивного типа, целью которых является развитие навыка синтаксической трансформации.
2024 / Эльвира Тагировна Деккер -
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО И ИНОСТРАННОГО
Статья посвящена проблеме преподавания языка вообще и русского языка в частности как родного, неродного и иностранного. Предполагается и обосновывается необходимость построения курса русского языка и системы взаимодействия с обучающимися в пределах изучения данного курса вокруг представления о...
2024 / Мария Валентиновна Захарова -
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
В статье авторы указывают на необходимость сочетания лингвистики с культурной информацией, что позволяет иностранным учащимся изучать и усваивать язык в культурном и историческом контексте. Представлены рекомендации преподавателям русского языка как иностранного по методической организации занятий...
2024 / Михаил Аркадьевич Крундышев, Анна Михайловна Крундышева -
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ЯЗЫКОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПРИ ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Предлагаемая статья фокусируется на описании методов и приёмов, направленных на развитие навыка самокоррекции в письменной речи у детей, имеющих миграционный опыт. В свете растущего числа детей с подобным опытом, тема становится всё более актуальной. Авторы подчёркивают важность развития...
2024 / Мария Юрьевна Лебедева, Татьяна Михайловна Обухова -
СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛЕОНИДА БАРХУДАРОВА В ПЕРЕВОДОВЕДЕНИИ И ЕЕ РОЛЬ В СТРУКТУРЕ, СОДЕРЖАНИИ И ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ ПЕРЕВОДЧИКОВ
Статья рассматривает базовую концепцию Л. С. Бархударова в области лингвистической теории перевода и четыре основных аспекта ее реализации в практической деятельности переводчика, изложенных в монографии «Язык и перевод». Отмечается неоценимый вклад ученого в лингвистическую теорию перевода и его...
2024 / Тамара Ашотовна Оганисян -
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИТАТ В УЧЕБНИКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье анализируются эпиграфы, вопросы, задания и упражнения, определения цитаты, приведенные в учебниках русского языка, а также тексты параграфов, в которых излагается теоретическая информация. Сделан вывод о том, что высказывания писателей, поэтов, публицистов, литературоведов, ученых...
2024 / Екатерина Викторовна Парышева -
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ РКИ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ЖИЗНИ И ОБРАЗОВАНИИ (ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РКИ)
Цифровизация проникает во все сферы нашей жизни, в том числе и в языковое образование, в связи с чем преподавателям необходимо пересмотреть свои воззрения на методические приемы в преподавании РКИ. Для этого необходимо снабдить современного преподавателями ресурсной базой, которая поможет им не...
2024 / Лиана Вячеславовна Петросян -
О ПРИНЦИПАХ СОЗДАНИЯ КОРРЕКТИРОВОЧНОГО КУРСА ФОНЕТИКИ РКИ ДЛЯ НОСИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена рассмотрению содержательных особенностей курса фонетической коррекции речи для китайцев, изучающих РКИ, формулируются принципы его составления. На основе имеющихся в специальной литературе представлений о фонетико-фонологической системе китайского языка и китайском акценте...
2024 / Ольга Александровна Прохватилова -
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В РАКУРСЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ БИЛИНГВАЛЬНОГО/ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время для языковой ситуации Армении одним из важнейших вопросов является развитие двуязычия/триязычия (в идеале полиязычия). При этом обязательно оговаривается гармоничное сочетание функций национального (армянского) и иностранных языков. Сегодня в РА активно позиционируется...
2024 / Инна Робертовна Саркисян -
ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНФОРМАТИКИ И СТАТИСТИКИ АГЭУ)
В статье представлен учебный контент, разработанный с учетом принципа взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо) для обучения русскому языку студентов факультета информатики и статистики Армянского государственного экономического университета, а...
2024 / Рузанна Рубеновна Саркисян, Аревик Шмавоновна Айрапетян -
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО
В статье рассматривается проблема использования регионального языкового материала в качестве эффективного средства адаптации иностранных обучающихся в российском социокультурном пространстве.
2024 / Татьяна Александровна Сироткина -
ПРИОРИТЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РКИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ, СОЗВУЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XXI ВЕКА
Успех в процессе иноязычного образования в Армении может быть достигнут только в том случае, если к самому процессу подходить как к образованию, а не как к обучению тем или иным знаниям и навыкам. С этой позиции особую важность приобретает интеграция компетентностного и культуроведческого подходов.
2024 / Нина Игоревна Таткало, Инна Робертовна Саркисян -
ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ЛЕОНИДА БАРХУДАРОВА
Теория переводческих трансформаций Леонида Степановича Бархударова представляет собой комплексный подход к анализу и осуществлению процесса перевода. В данной статье автор акцентирует внимание на трансформации оценочных выражений, которые играют ключевую роль в передаче смысла и эмоциональной...
2024 / Ботакоз Тургамбаевна Тлеубекова -
НЕЙРОСЕТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Статья посвящена современным ресурсам и технологиям, используемым в процессе преподавания русского языка как иностранного (РКИ), с особенным ударением на использовании нейросетей как инструмента, который поможет преподавателям РКИ в создании учебных материалов.
2024 / Светлана Николаевна Троцюк