Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РКИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ, СОЗВУЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XXI ВЕКА'

ПРИОРИТЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РКИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ, СОЗВУЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная парадигма образования / компетенции XXI века / профессиональные компетенции / межкультурная компетенция / непрерывное образование / иноязычная культура / modern paradigm of education / competencies of the XXI century / professional competencies / intercultural competence / continuing education / foreign language culture

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нина Игоревна Таткало, Инна Робертовна Саркисян

Успех в процессе иноязычного образования в Армении может быть достигнут только в том случае, если к самому процессу подходить как к образованию, а не как к обучению тем или иным знаниям и навыкам. С этой позиции особую важность приобретает интеграция компетентностного и культуроведческого подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Нина Игоревна Таткало, Инна Робертовна Саркисян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY COMPETENCIES OF RFL TEACHERS IN THE REPUBLIC OF ARMENIA CONCORRENT WITH PEDAGOGICAL THOUGHT OF THE XXI CENTURY

Success in the process of foreign language education in Armenia can be achieved only if the process itself is approached as education, and not as the teaching of certain knowledge and skills. From this position the integration of the competence-based approach with cultural studies becomes particularly important.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РКИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ, СОЗВУЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XXI ВЕКА»

DOI: 10.24412/cl-37223-2024-1-110-113

ПРИОРИТЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РКИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ, СОЗВУЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

МЫСЛИ XXI ВЕКА

Нина Игоревна Таткало

Ереван, Республика Армения ninatatkalo@mail.ru

Инна Робертовна Саркисян

Ереван, Республика Армения inna.r.sargsyan@rau.am

Аннотация. Успех в процессе иноязычного образования в Армении может быть достигнут только в том случае, если к самому процессу подходить как к образованию, а не как к обучению тем или иным знаниям и навыкам. С этой позиции особую важность приобретает интеграция компетентностного и культуроведческого подходов.

Ключевые слова: современная парадигма образования, компетенции XXI века, профессиональные компетенции, межкультурная компетенция, непрерывное образование, иноязычная культура.

PRIORITY COMPETENCIES OF RFL TEACHERS IN THE REPUBLIC OF ARMENIA CONCORRENT WITH PEDAGOGICAL THOUGHT OF THE XXI CENTURY

Nina I. Tatkalo

Yerevan, Republic of Armenia ninatatkalo@mail.ru

Inna R. Sargsyan

Yerevan, Republic of Armenia inna.r.sargsyan@rau.am

Abstract. Success in the process of foreign language education in Armenia can be achieved only if the process itself is approached as education, and not as the teaching of certain knowledge and skills. From this position the integration of the competence-based approach with cultural studies becomes particularly important.

Keywords: modem paradigm of education, competencies of the XXI century, professional competencies, intercultural competence, continuing education, foreign language culture.

В условиях глобализации очевидны изменения в социальной сфере, которые влекут необходимость трансформации образования. В то же время происходит осознание кризисных элементов в системе образования, а именно ее консервативности, разрыва между получаемыми профессиональными компетенциями и быстро меняющимися требованиями реальной жизни, информатизацией общества, вопрос о пересмотре парадигмы и логики современного образования и формировании компетенций века.

Логика современного образования, по мнению большинства специалистов, должна способствовать появлению профессионалов, сочетающих в себе креативность мышления, способность к самостоятельному действию м реальному оцениванию своих действий, способность к сопереживанию, уважение к окружающим и к формам коммуникации: профессиональной, бытовой и, что очень важно, межкультурной. Современный специалист должен обладать четкими моральными категориями, понимая свою ответственность перед окружающими и реально оценивая свои возможности. Особое место в портрете современного специалиста занимает помимо профессиональных компетенций, высокий интеллект, знание и восприятие культурного разнообразия и традиций.

Центральную модель современной образовательной системы составляют четыре основополагающие компетенции, так называемые «4К»: Коммуникация; Креативность; Критическое мышление; Кооперация.

Исходя из этих четырех основ, различные страны разработали свои ключевые компетенции. Европейская рамка ключевых компетенций (European Framework of Key Competences) представлена 8-ю основными компетенциями: Коммуникация на родном языке; Коммуникация на иностранном языке; Математическая грамотность и базовая научная и технологическая компетенция; ИКТ-грамотность; Умение учиться; Социальная и гражданская грамотность; Инициативность и предпринимательская активность; Культурная осведомленность и самовыражение.

В Китае компетенции рассматриваются в несколько ином ключе: 1) гуманитарный контекст: аккумуляция культуры, развитие общечеловеческих чувств, формирование эстетического интереса; 2) научный подход: рациональное мышление, критический подход к формулированию вопросов / задач, смелость в освоении нового; 3) умение учиться: обучение в радость, эффективное обучение, внимание к самооценке, работа с информацией и смыслами; 4) здоровый образ жизни: признание жизни как ценности, ориентация на целостность личности, управление собой; 5) принятие ответственности: общественная ответственность, национальная идентичность, понимание международного контекста;

6) инновационность и практичность: ценность работы, решение проблем, владение прикладными технологиями (Компетенции XXI века в национальных стандартах школьного образования. Аналитический обзор, с. 11).

Говоря о системе образования в Республике Армения и проблемах в данной сфере, необходимо отметить, что общие подходы к образованию не вполне соответствуют требованиям, предъявляемым к компетенциям XXI века. Уровни и формы образовательной системы не дополняют друг друга, не составляют логического единства, а зачастую противоречат друг другу в той степени, в какой необходимые в современной образовательной системе инновационные подходы и технологии противоречат системе традиционного обучения, принятой в большинстве школ нашей республики (ориентация на коммуникацию, критическое мышление, социальная грамотность и другие современные компетенции), и подходам в реальном учебном процессе. Более конкретно, отсутствует согласованность знаний, анализ культуры в широком аспекте, научный подход, социальная грамотность, методы, направленные на обучение учащихся самостоятельно учиться, и т. д.

Таким образом, вполне очевидно, что назрела необходимость рационального переосмысления тех подходов, которые реализуются в армянском образовательном пространстве и которые не соответствуют ключевым компетенциям, необходимым для процесса образования в XXI веке.

На наш взгляд, пришло время пересмотра концепции изучения иностранных языков, пересмотра теоретико-методологических основ и принятия новой гуманистической концепции непрерывного иноязычного образования, созвучного с современными ключевыми компетенциями.

Представленные выше европейские и китайские ключевые компетенции подводят нас к мнению, что приоритетным в китайской модели является гуманитарный контекст: аккумуляция культуры, развитие общечеловеческих чувств, формирование эстетического интереса, что, на наш взгляд, актуально и для образовательной модели Республики Армения.

Успех в процессе иноязычного образования в Армении может быть достигнут только в том случае, если к самому процессу подходить как к образованию, а не как к обучению тем или иным знаниям и навыкам. С этой позиции особую важность приобретает интеграция компетентностного и культуроведческого подходов, так как именно культуроведческая составляющая в процессе иноязычного образования является основным мотивирующим фактором дальнейшей деятельности. В процессе изучения иноязычной культуры преподавание строится в аспекте диалога культур, в аспекте межкультурной коммуникации [2].

В последнее время в научной литературе появилось много исследований, посвященных проблеме языковой личности. Нас интересует формирование новой, «второй» языковой личности в процессе изучения русского языка в армянской

аудитории. По мнению Ю. Н. Караулова, языковая личность прежде всего предстает как homo loquens вообще, а сама способность пользоваться языком - как родовое свойство человека (вида homo sapiens). Структура и содержание языковой личности при таком рассмотрении оказываются безразличными к национальным особенностям языка, которым эта личность пользуется [1: 29]. Однако на современном этапе приходится признать, что овладение новым языком возможно только с постижением новой картины мира.

В большинстве случаев в научной литературе языковая личность рассматривается в аспекте антропоцентризма, который определяет новый этап развития современной науки в целом. Антропоцентрический подход становится общим научным принципом решения наиболее актуальных проблем в различных областях исследовательской деятельности. Идеи антропоцентризма эффективно реализуются при обучении второму (иностранному) языку, то есть при формировании «второй» языковой личности. При указанном подходе предполагается обязательный учет национальных особенностей родного языка в сопоставлении с изучаемым, что в настоящее время представляется нам весьма актуальным. В соответствии с принципом антропоцентризма знания о мире организуются не только через реальность бытия, но и через язык, и через него познающим мир человеком. Человек осознается как вершина эволюции, он становится созидателем осмысленного бытия. При этом принцип антропоцентризма решает и проблему усвоения, понимания и осознания языка носителем иного языкового сознания, иной культурной среды.

Список литературы

1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

2. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2004.

Сведения об авторах:

Нина Игоревна Таткало, д. пед. н., профессор; профессор кафедры педагогики и методики преподавания иностранных языков Государственного университета им. В. Я. Брюсова;

Инна Робертовна Саркисян, д. пед. н., профессор; профессор кафедры русского языка и профессиональной коммуникации Института гуманитарных наук Российско-Армянского университета; профессор кафедры русского языка Государственного университета им. В. Я. Брюсова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.